Научная статья на тему 'Влияние функциональной асимметрии мозга на вегетативную реактивность и психофизиологические показатели'

Влияние функциональной асимметрии мозга на вегетативную реактивность и психофизиологические показатели Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
95
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние функциональной асимметрии мозга на вегетативную реактивность и психофизиологические показатели»

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА

НА ВЕГЕТАТИВНУЮ РЕАКТИВНОСТЬ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Киреева Л.А., Семилетова В.А., Колядин Д.А.

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кафедра нормальной физиологии, г. Воронеж

Нарушение адаптивных возможностей сопряжено с психовегетативными расстройствами, что в последующем приводит к различным соматическим заболеваниям.

Цель исследования - выявить возможное влияние эмоциональных личностных особенностей студентов и функциональной асимметрии мозга на вегетативную реактивность и развитие синдрома вегетативной дистонии (СВД). Исследования приведены с участием 28 студентов-добровольцев в состоянии покоя и после нагрузки (проба по Шалкову А.Н.). До и после проведения нагрузочной пробы проведена регистрация ЭКГ испытуемых в стандартных отведениях.

Для оценки вегетативных показателей рассчитывали индекс минутного объема крови (QVm), коэффициент Хиль-дебранта (КХ), характеризующий отклонение функционирования межсистемных отношений, адаптационный потенциал системы кровообращения (АПСК). Для характеристики эмоционально-личностных особенностей применяли тесты Ч. Спилбергера и Г. Айзенка. Для установления исходного вегетативного тонуса студентов использовали вопросник-таблицу, разработанную в отделе вегетативной патологии I ММИ (1981 г). Достоверность изменений определяли методом непараметрической статистики.

По результатам исследования выделено две группы исследуемых: без выраженного СВД и с выраженным СВД. Установлено, что в первой группе у 12-ти из 14-ти студентов преобладает функционирование левого полушария (правши) со средним и низким уровнем тревожности в состоянии покоя. Это были преимущественно холерики и нормотоники.

Во второй группе студентов у восьми студентов (50%) преобладало функционирование правого полушарии (левши). У них выявлен высокий уровень тревожности. Это преимущественно были меланхолики, симпатотоники. Напряженность по АПСК в данной группе студентов в состоянии покоя было достоверно выше (p<0.05), чем в первой группе (на 38%) и составила 2.8±0.3. КХ составил 5.2±0.3, что почти в полтора раза выше исходного значения у студентов первой группы (p<0.05). Увеличение значения QVm у студентов второй группы относительно испытуемых первой было недостоверным.

После проведения нагрузочной пробы изменения исследуемых показателей были особенно выраженными у испытуемых второй группы, они и через 5 минут после нагрузки оставались достоверно выше исходных, КХ=6.1±0.2, АПСК=3.9. Только через 15 минут исследуемые показатели достигали исходного значения.

Таким образом, для меланхоликов с доминированием правого полушария срыв адаптационных реакций и рассогласование в функционировании межсистемных связей является прогнозом развития синдрома вегетативной дистонии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [414]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.