; ~
О
т
Кафедра молодых
(Ст+СГф) = Оту - суммарный расход топлива, С т - статический удельный расход топлива без учета форсажной камеры сгорания, С Тф - статический удельный расход топлива в форсажной камере сгорания; 7]у - суммарный коэффициент выделения теплоты,
можно принять равным 0,9... 0,95.
Для определения плотности потока газов в струе воспользуемся соотношением:
Таким образом, предложенный метод позволяет на основе заданных входных данных Н, Мн, G7•y и термо-
динамических параметров окружающей среды определить параметры Гс, р, М газовой струи на срезе сопла двигателя для дальнейшего расчета излучательных характеристик ТРДД(Ф).
Библиографический список
1, Ривкин С А Термодинамические свойства воздуха и продуктов сгорания топлив. Справочник, - М: Энергоатомиздат, 1984. - 104 с.
2. Мишутин А,И., Ващенко Н.В. Расчет параметров и эксплуатационных характеристик ТДД (Ф) со смешением потоков, - Иркутск: ИВВАИУ, 1981, - 78 с.
А.А.АчеКИН
Влияние формы входного сечения воздухозаборников авиационных ЕГТД на интенсивность вихреобразования
При больших расходах воздуха и низком расположении воздухозаборника (ВУ) воздушные массы, втекающие в него, индуцируют на поверхности аэродрома интенсивные вихревые жгуты, которые могут стать источником попадания посторонних предметов в канал ПД.
Известно, что интенсивность вихревого течения определяется величиной максимальной горизонтальной скорости у поверхности аэродрома Уг которая
зависит от геометрических форм плоскости входного сечения ВУ, расхода воздуха через ВУ, высоты расположения его над поверхностью аэродрома: у у -
Гшх Гшх 20,1 Н2 '
8 результате проведенных экспериментальных исследований для различных форм ВУ (прямоугольных, ромбовидных, трапециевидных и др.) установлено, что минимальной интенсивностью вихреобразования обладает трапециевидный и треугольный ВУ, Причем, чем меньше нижнее основание трапеции по отношению к верхнему, тем ниже интенсивность вихреобразования (рис, 1). Изменение геометрических параметров симметричных ВУ заметного влияния на Уг не оказывает (рис. 2).
Данный факт можно объяснить неравномерностью засасывания масс воздуха с нижней и верхней, полусферы. То есть чем меньше нижняя площадь сечения ВУ по сравнению с верхней, относительно горизонтальной линии, проведенной через геометрический центр, тем меньше количество воздуха засасывается с нижней
полусферы, соответственно ниже скорость Уг У
поверхности аэродрома. Это подтверждают и результаты визуализации течения потока на входе в ВУ (рис. 3),
V г »м/с
1 К ГIV
I
Я - м
-
ЧЫ&Х - • •
Рис. I. Влияние формы трапециевидного ВУ на величину
6
V,- ,м/с
1 МАХ
г-------—-- : #
\ 1
1Н »1,25 1
. Я ==1,5 1 ---^--А
ГЯ--Т; 75 1
1 ! I
0,5 0,75 I А 5,5
0Х
Рис. 2. Влияние формы прямоугольного ВУ на величину
Рис. 3.
канал
Течение потока на входе в воздухозаборный
Кафедра молодых
С учетом разности расходов воздуха через верхнюю и нижнюю части входного сечения ВУ формулу для V
Уг ~т
' AUV
Р* 2q(X)(F-AF)D:
л/Г 20,1 Н2
где Л^ - разность между верхней и нижней площадью сечения ВУ относительно горизонтальной линии, проведенной через геометрический центр; д(Я) - относительная плотность тока в канале ВУ.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что использование несимметричных ВУ может значительно снизить интенсивность вихревых шнуров, и, следовательно, уменьшить попадание посторонних предметов в канал ГТД.
Библиографический список
1. Пахомов С,В„ Сафарбаков A.M., Федотов М.М. Причины вихреобразования потока перед воздухозаборниками реактивных самолетов при работе двигателей на аэродроме. Решетневские чтения. - Красноярск: СибГАУ, 2003, - 20 с.
А.К.Айсин
Влияние ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками ГТД
Незащищенность газотурбинных двигателей от возможного повреждения посторонними предметами, попавшими в тракт в результате вихревого воздействия, возникающего между поверхностью аэродрома и входом в воздухозаборный канал, приводит к досрочному съему большого количества двигателей в эксплуатации, Параметром, отражающим интенсивность вихревых шнуров, может служить величина максимальной горизонтальной скорости Уг у поверхности аэродрома
[1], которая зависит от ряда конструктивных и эксплуатационных факторов:
уГт -/(я.о.л.ААю).
где Н - высота расположения воздухозаборника; Он • расход воздуха через воздухозаборник; Ув - скорость набегающего потока; ¡5 - угол набегающего потока; Вэкв - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборный канал,
Используемые в настоящее время способы и средства защиты ГТД от попадания ПП становятся малоэффективны при воздействии ветровых возмущений [Р УЛ действующих под воздухозаборными каналами самолета.
Исследования влияния направления и скорости ветра на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками проводились при помощи микропроцессорного термоанемометра ТТМ-2 с соблюдением кинематического, динамического и геометрического подобий, За нулевое направление ветра принято встречное направление, Замеры Уг выполнялись вдоль средней линии каждого воздухозаборника на поверхности аэро-
дрома на расстоянии 3 О0К(. от среза воздухозаборника с интервалом 0,2 Оэкв. Результаты показали, что: 1. Вихрь начинает сдуваться набегающим потоком, Уа > 6м/с.
I |
\
\ \ т
■....... — —
-----— ----------- -
Рис. 1. Изменение Vг¡-. под правым воздухозаборником
i - - " " -1 |
с-' : \
1 \ ! 1
s JV 4. !
-------" " ■
| I----"
i 1 i i
Рис. 2. Изменение У г vv П0А левым воздухозаборником
6D
Рис. 3