высоко оценили соблюдение «питьевого режима» (не менее 2-х литров воды в сутки») - 7,27 баллов, чем принципов собственно «правильного питания» (умеренность, разнообразие, отказ от вредных продуктов) - 5,77 баллов.
Среди различных параметров физической активности наиболее позитивно студенты относятся к «отказу от пассивного времяпровождения» (7,67 баллов), «занятиям спортом, фитнесом, танцами» (7,27 баллов) и «занятия ходьбой» (6,87 баллов). Наименьшая привлекательность обнаружена у таких аспектов, как «физическая работа по дому» (6,07 баллов) и «занятия физическими упражнениями дома» (6,0 баллов).
Из различных видов аддиктивного (зависимого) поведения наиболее положительно студенты оценивают «отказ от курения» и «отказ от наркотиков» (по 9,2 балла), а также «отказ от телевизионной зависимости» (8,6 баллов) и «отказ от алкоголя» (8,13 баллов). Менее важным они считают отказ от «чрезмерного употребления кофе» (7,6 баллов) и интернет-зависимости (7,4 баллов).
Из принципов соблюдения гигиены наиболее значимым оказалась «личная гигиена» (9,67 баллов), менее значима - «гигиена жилья» (9,13 баллов).
Из принципов обеспечения безопасности собственного здоровья студенты наиболее высоко оценивают «частый контакт с природой» (8,93 балла), «соблюдение безопасности секса» (7,93 балла), а также «обращение к врачам по мере надобности» (7,53 балла). Менее существенным они считают закаливание (6,87 баллов) и «отказ от самолечения» (6,2 балла).
Таким образом, результаты исследования показывают, что, в целом, для студентов характерно положительно-нейтральное отношение к здоровому образу жизни и различным его составляющим. Однако необходимо изучать, насколько твердо они придерживаются принципов здорового образа жизни в своей реальной жизни.
Зуйкова Е.Г., Бондарчук И.Л.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Тема данной работы возникла не случайно. К сожалению,в школе занятиям физкультурой не уделяется должного внимания, итог не утешителен: приходя в вузы вчерашние школьники не подготовлены к физическим нагрузкам в университете.
Цель нашей работы: исследовать влияние занятий по аэробике на работоспособность и адаптацию студентов к физическим нагрузкам.
Методы исследования: опрос студентов, анализ литературы, анкетирование и тестовые задания.
Объект исследования: студенты 1 и 2 курсов СПбГПУ, специализации «аэробика».
Работоспособность человека - способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т. е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности труда.
Существует множество простых и сложных методов определения физической работоспособности. Наиболее широко в настоящее время используются функциональные пробы на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В нашем исследовании для определения работоспособности мы использовали пробу Руфье-Диксона.
Проба Руфье-Диксона. Испытуемый подсчитывает пульс за 15 сек (Р1 ). Затем делает 30 приседаний в течение 45 сек, а потом снова подсчитывает пульс за 15 сек в положении лежа (Р2 ). Последний подсчёт пульса испытуемый делает за последние 15 сек первой минуты восстановительного периода (Р3 ). Работоспособность рассчитывается по формуле: 4(Р1 + Р2 + Р3 ) - 200 10
Результаты пробы оцениваются следующим образом: 0-3 хорошая физическая работоспособность 3-6 средняя
6-8 удовлетворительная более 8 плохая
Посвящается 200-летию со дня Бородинской битвы Работоспособность студентов 1 курса:
70 60 50 40 30 20 10 0
ГТ-П-1
□ работоспособность %
V
плохая
хорошая средняя удов
Работоспособность студентов 2 курса:
70 60 50 40 30 20 10 0
□ работоспособность^.
хорошая средняя удов
плохая
Результаты анализа полученных данных показали, что на первом курсе работоспособность студентов значительно выше, чем на втором. Возможно это связано с тем, что двигательная активность студентов 2 курса уменьшается, изменяется образ жизни не в лучшую сторону, что ведет к снижению работоспособности. интересен тот факт, что результаты оценки студентами уровня своей работоспособности не совпадают с результатами теста, что означает неточность субъективной оценки. Следовательно, было бы полезно периодически проводить различные тесты и функциональные пробы для оценки уровня работоспособности на данный момент, что позволит скорректировать интенсивность нагрузок на занятиях.
С биологической точки зрения физическая подготовка представляет собой процесс адаптации организма к физическим нагрузкам. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. В конечном итоге, это ведет к росту тренированности. Адаптация организма- непрерывный процесс приспособления организма к постоянно изменяющимся условиям среды, с целью сохранения го-меостаза(постоянства внутренней среды). Выделяют два этапа адаптации к физическим нагрузкам: срочная и долговременная(хроническая). В срочных адаптационных реакциях выделяют три стадии. На первой стадии происходит активизация деятельности органов и функциональных систем(увеличивается частота сердечных сокращений, вентиляция легких, потребления кислорода). Вторая стадия наступает, когда органы и системы организма функционируют в относительно стабильном состоянии. Эта стадия не может продолжаться вечно. Впоследствии наступает третья стадия срочной адаптации- истощение.
На втором этапе работы мы попытались оценить срочную адаптацию среди студентов первого и второго курсов. Этап срочной адаптации к физическим нагрузкам сводится преимущественно к изменениям энергетического обмена и связанных с ним функций вегетативного обеспечения на основе уже сформированных механизмов их реализации, и представляет собой непосредственный ответ организма на однократные воздействия физических нагрузок.
Был проведен социологический опрос, который показал субъективную оценку студентов к состоянию адаптации к предлагаемым физическим нагрузкам, а так же тест, который позволил получить объективную оценку.
Для социального исследования был составлен вопросник. Опрос проводился среди студенток 1,2 курсов отделения «Аэробика». В результате мы получили, что срочная адаптация проходит сравнительно хорошо. Так как, не смотря на то, что организм устает от больших нагрузок, он довольно быстро восстанавливается. 88% ответили, что испытывают небольшую усталость после тренировок. Организм у 83% восстанавливается примерно через час - 1,5. Все 100% ответили, что нагрузки не влияют на их сон (по крайне мере такие нагрузки, которые они совершали на тот момент). Недомогания у всех испытуемых отсутствует.
Одним из косвенных показателей адаптации организма к физическим нагрузкам является изменение уровня развития физических качеств. Были поставлены следующие задачи:
1. Разработать тестовые упражнения, которые характеризовали бы уровень развития быстроты, силы, выносливости, гибкости.
2. Провести сравнительный анализ результатов тестовых заданий студенток I курса.
Тестовые упражнения:
Из положения лежа на спине ноги согнуты сед руки за голову.
231
1. Из положения лежа на животе руки согнуты разгибание и сгибание рук.
2. Из положения лежа на животе руки за голову прогнуться, поднимая спину и вернуться в исходное положение.
В первом тестовом задании подсчитывалось 1 - максимальное количество выполненных движений без учета времени ,2 - за одну минуту и 30 секунд. В двух следующих - максимальное количество выполненных упражнений за одну минуту и за 30 секунд.
Результаты средних показателей контрольных заданий представлены на рис. №1.
Сравнительный анализ результатов показал очевидное увеличение числа выполненных упражнений в каждом тесте к концу учебного года. Это позволяет сделать вывод о повышении уровня развития физических качеств студенток, занимающихся аэробикой, а значит и их адаптацию к физическим нагрузкам.Нужно отметить, что результаты тестирования вызывают интерес у студенток, появляется возможность самостоятельно оценить уровень своих физических качеств, следить за изменением результатов на протяжении двухлетнего обучения.
Таким образом, наши исследования позволяют сделать следующие выводы: Занятия аэробикой способствуют повышению уровня работоспособности и адаптации студентов к физическим нагрузкам, развитию физических качеств. Практика показала, что уровень развития физических качеств у студентов на прямую зависит от уровня их работоспособности.