но положительно воздействовало на совершенствование гибкости и координации. В четырех опытных группах (2/3 всех испытуемых) улучшились показатели, характеризующих уровень развития координации. То есть к ее улучшению привели занятия не только координационной направленности, но также комплексной, силовой и скоростной.
Заключение. Наибольший эффект в улучшении физической подготовленности кадет 13-14 лет вызывают занятия, направленные на развитие силы. В меньшей степени оказывают положительное воздействие на воспитанников кадетского училища комплексные занятия и уроки, связанные с развитием быстроты. Физические упражнения, развивающие выносливость, гибкость и координацию, приводят к изменению у них только направленно развиваемых физических качеств, оставаясь индифферентными к другим.
Список литературы:
1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 199 с.
2. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, A.A. Зданевич. - М.: Просвещение, 2006. - 128 с.
3. Матвеев Л.П. Обобщающая характеристика содержания, средств и методов подготовки спортсмена: учебн. пособие для студентов, аспирантов, слушателей ВШТ и ФПК. - М., 1995. - С. 48.
4. Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах (с изменениями от 25 августа 1999 г., 21 сентября 2000 г., 4 декабря 2001 г., 31 марта 2005 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// voenprav.ru>doc-1335-7.htm (дата обращения: 3.08.2016).
5. Туманян Г.С. Гибкость - как физическое качество / Г.С. Туманян, С.К. Харацидис // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 2. -С. 48-51.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
© Дутчак В.И.1
Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, г. Симферополь
Статья представляет занятия по физическому воспитанию как эффективный инструмент коррекционно-развивающей работы с детьми с
1 Инструктор по физической культуре.
расстройством аутистического спектра. Раскрывает связь физических и психических составляющих жизнедеятельности детей данной категории. Приведены блоки упражнений на развитие ориентации в пространстве, равновесия и сенсорной интеграции. Уделяется внимание включению детей с расстройством аутистического спектра в групповые занятия со сверстниками.
Ключевые слова расстройство аутистического спектра, физическое воспитание, моторика, физические упражнения, социальное взаимодействие, социальные навыки, физическая активность, физическое развитие.
Предлагаю рассмотреть уже достаточно широко заявившую о себе категорию детей, которые вызывают интерес у специалистов из многих областей - это дети с расстройством аутистического спектра (далее дети с РАС).
На сегодняшний день, по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), каждый 88-й ребенок в Америке болеет аутизмом - это на 23 % больше, чем два года назад, и на 78 % больше, чем в 2000 году.
Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.
Накопленные знания по этой проблематике в медицине, психологии и педагогике позволили выявлять намного больше детей с РАС, чем ранее. Однако, до сих пор не существует исчерпывающей классификации нарушений аутистического спектра ни в медицине, ни в педагогике, ни в психологии.
Нарушения носят комплексный характер и затрагивают как сферу психического, так и сферу физического развития, поэтому ограничиваться только лишь психолого-педагогической работой с такими детьми недостаточно. Необходимо активизировать все психофизические ресурсы организма ребенка. Такого рода нарушения затрагивают все стороны жизни ребенка, в особенности страдает адаптация к социальной среде, в которую он погружен с самого рождения [4].
Независимо от специфики и степени выраженности расстройства аути-стического спектра, детей этой группы объединяет: несбалансированная физическая активность (известны варианты РАС с гипер- и гипоактивностью), что одинаково негативно сказывается на функционировании нервной системы и как следствие на избытке или недостатке физических и психических составляющих жизнедеятельности ребенка [10].
Поскольку детский аутизм ведет к аномальному развитию всех областей психики, и нормальный ход развития ребёнка не только нарушается и задерживается, но и явно искажается, следовательно нарушается и моторное развитие ребёнка. Это проявляется в том, что в спонтанной непроизвольной
двигательной активности ребёнок более успешен, чем в произвольной, когда приходится действовать по инструкции и сознательно контролировать свои движения. Педагогическое наблюдение показало, что у детей с аутизмом задерживается формирование навыков как крупной, так и мелкой моторики, навыков бытовой адаптации, освоение обычных, необходимых для жизни действий с предметами. В развитии основных движений у таких детей следует отметить тяжёлую порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, со стереотипными перемежениями, застыванием, с широким размахом рук, ходьба на цыпочках. Аутичный ребенок предельно неловок в любом совершаемом «для пользы» предметном действии - и в крупных движениях всего тела, и в тонкой моторике. Он не может схватывать нужную позу, плохо управляет распределением мышечного тонуса, движения слабо координируются, не усваивается их временная последовательность [7].
В развитии моторики задерживается и формирование навыков бытовой адаптации. Вместо этого активно пополняется арсенал стереотипных движений, таких манипуляций с предметами, которые позволяют получать необходимые впечатления, связанные с соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышц, связок, суставов. Это могут быть взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу или от стены к стене, прыжки, кружение, раскачивание и др. [5].
Таким образом, оставаясь без контроля со стороны взрослого такие дети испытывают заметные эмоциональные потрясения, так как оказываются в непривычной для них ситуации, что сопровождается прежде всего чувством нарастающего страха, которое усиливается резкими эмоциональными сдвигами, как с проявлениями агрессии по отношению к себе и окружающим, так и с проявлениями ухода от реальности, погружением в свои внутренние переживания. Такие ситуации связаны с непосредственной угрозой жизни и здоровью ребенка, так как ребенок теряет и без того слабую связь с окружающей действительностью, что может привести к неадекватному реагированию на различные ситуации и события. Даже для опытного взрослого, имеющего специальную подготовку осуществлять контроль и управление динамично меняющимся состоянием ребенка крайне затруднительно [2].
Поэтому повышение эмоциональной стабильности, чувства контроля своего тела и окружающего пространства - залог большей эмоциональной стабильности, физического благополучия, прогнозируемости поведения, что отразится на социальной адаптированности ребенка.
Регулярные занятия по физическому развитию для детей с расстройсто-вом аутистического спектра способствуют стимуляции всех органов и основных функциональных систем организма ребенка, в том числе и головного мозга, что оказывает благотворное влияние на функциональную адаптацию детей к нарастающим физическим и психическим нагрузкам [1].
Между скелетной мускулатурой и всеми внутренними органами существует связь, которая осуществляется через центральную нервную систему. Импульсы от нервных окончаний, которые заложены в мышцах, связках и сухожилиях поступают в мозг, а оттуда, во внутренние органы. Если мышечная система развита хорошо, тонус мышц находится на соответствующем уровне. Если же мышцы слабо развиты и уровень двигательной активности низкий, то передаются импульсы более низкой частоты, что приводит к ухудшению деятельности мозга и внутренних органов. Поэтому на сегодняшний день нет более эффективного средства улучшения работы организма, чем занятия физической культурой [3].
На коррекционно-развивающих занятиях в нашем отделе психолого-педагогической коррекции и реабилитации акцент в работе с детьми с рас-стройстовм аутистического спектра делается на формирование функциональной готовности к коррекционно-педагогическим и коррекционно-пси-хологическим воздействиям. Участие детей с аутизмом в групповых занятиях по физическому развитию является важной составной частью обучения, воспитания и развития социальных навыков ребенка. Некоторые исследования показывают, что включение детей с аутизмом в групповые занятия со сверстниками помогает эффективно расширить социальные взаимодействия (Lord & Hopkins, 1986) и уменьшить нетипичные проявления поведения (McGee, Paradis, и Фельдман, 1993). Существуют убедительные доказательства, на основе многочисленных исследований, что обучение и воспитание детей с аутизмом вместе со сверстниками, является эффективным средством в повышении уровня социального взаимодействия (Макконнелл, 2002) [6].
Повышая выносливость, координированность, эмоциональную уравновешенность мы добиваемся положительного реагирования на образовательную среду и повышения мотивации к социальным контактам.
Для успешного освоения дополнительных образовательных программ спортивно-оздоровительной направленности развиваем представление о схеме собственного тела, повышаем осознанность внутренних и внешних ощущений, вырабатываем навыки ориентировки в пространстве, чувство ритма. Все эти навыки являются базой для развития универсальных учебных действий.
Ниже приведены некоторые эффективные виды упражнений для занятий по физическому развитию детей с расстройством аутистического спектра.
1. Упражнения для развития ориентации в пространстве.
Ориентироваться в пространстве человеку помогает проприоцептивная система, которая обеспечивает мышечно-суставное чувство, с помощью которого определяется положение тела в пространстве и взаиморасположение его частей.
У детей с аутизмом данная система развита обычно на низком уровне, следовательно, их необходимо учить упражнениям на развитие координации и
ориентации в пространстве. Для этого могут использоваться, например, такие упражнения как: прыжки на батуте, спортивном мате, большом мяче-фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке, наклонной доске.
2. Упражнения для развития равновесия.
За чувство равновесия у человека отвечает вестибулярная система, расположенная во внутреннем ухе. Она реагирует на движение и гравитацию, и поэтому связана с нашим чувством баланса, координации и движениями глаз. Упражнения на развитие равновесия могут включать висы вниз головой, катания на качелях, кувырки, тренажеры-балансиры, упражнения на наклонных досках, ходьбу по мостику, упражнения с мячами-фитболами [10].
Все эти упражнения, стимулирующие вестибулярный аппарат, связаны с различными положениями головы. Также это способствует стимуляции всех органов и основных функциональных систем организма ребенка, что оказывает благотворное влияние на функциональную адаптацию детей к нарастающим физическим и психическим нагрузкам. При выполнении данных упражнений следует обязательно учитывать принципы постепенности, до-зированности, систематичности, индивидуального подхода.
3. Упражнения по обучению новым навыкам, связанных с движением.
У детей с аутизмом при исследовании высших психических функций имеют место общие затруднения в программировании и контроле своей деятельности и в сложных интегративных формах переработки информации. Все эти функции осуществляются передними отделами мозга и их лобными долями, составляющими третий блок головного мозга. Третий блок осуществляет программирование, регуляцию и контроль активной деятельности.
Такие навыки как завязывание шнурков или езда на велосипеде могут оказаться сложными для овладения, так как они связаны с последовательностью движений. Для развития данных навыков поможет плавание, преодоление различных препятствий, лабиринтов, использование игрушек и строительных блоков из конструкторов.
4. Преодоление трудностей, связанных с одновременным использованием обеих сторон тела (развитие одновременности движений).
Для развития согласованности движений и координации используют ползание на четвереньках, игры в «классики», перескакивание через предметы, имитацию игры на музыкальных инструментах, броски и ловлю мяча обеими руками. Данный вид упражнений значительно улучшает двустороннюю интеграцию.
Для развития синхронности движения обеих рук и моторной координации можно предложить такие виды деятельности как: удары ракеткой по мячу, игры с мыльными пузырями, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами [8].
В своей работе по физическому развитию детей с РАС активно использую нестандартное спортивное оборудование. Так например, фитбол-гим-
настика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм. С помощью мячей-фитболов развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость. Данная гимнастика эмоционально положительно воздействует на детей. Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для развития ребенка с расстройством аутистического спектра.
Одним из важных аспектов социализации детей с РАС является нормализация физического и психического состояния, поэтому таким детям для поддержания психофизического состояния и снятия эмоционального напряжения необходимы постоянные занятия по физическому воспитанию и развитию [9].
Таким образом, физические упражнения способствуют расширению возможностей для социализации детей с расстройством аутистического спектра, особенно в совместной деятельности со сверстниками [11].
В работе нашего отдела занятия по физической культуре являются неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса. Именно на занятиях по физической культуре дети получают возможность освоить навыки психоэмоциональной разгрузки в социально -приемлемых формах, формируется функциональная готовность к обучению и взаимодействию с окружающими, увеличивается время устойчивой работоспособности ребенка, что положительно сказывается на процессе обучения и воспитания. Сформированные на занятиях по физической культуре психофизиологическая база позволяет педагогам, развивающим высшие психические функции добиваться устойчивых результатов.
Список литературы:
1. Плаксунова Э.В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - М., 2011.
2. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. - М., 2008.
3. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей. - СПб., 2008.
4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. - М., 1991.
5. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005.
7. Рипа М.Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие / М.Д. Рипа, И.В. Кулькова. - М.: КНОРУС, 2013.
8. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1976.
9. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - М., 1974.
10. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2003.
11. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Козырева Л.А.1
Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, г. Симферополь
В статье речь идет о роли двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста. Приведены примеры комплексного подхода на развитие ориентации в пространстве, координации и равновесия, основных двигательных навыков и сенсорной интеграции. Особое внимание уделяется практической игровой деятельности в развитии этих навыков.
Ключевые слова: двигательная активность, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), коррекционно-развивающие процессы, комплексный подход, физическое развитие, игра, социальное взаимодействие, физические упражнения.
В настоящее время, исходя из целого ряда причин, отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образовательного процесса особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что в мире число таких детей достигает 13 % (10 % детей рождаются с психи-
1 Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории.