Файзрахманов Ильнар Илдарович, канд. биол. наук, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Мифтахов Тимур Фаритович, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF IDEA OF IMAGE OF THE TEACHER
OF PHYSICAL CULTURE
I.I. Fayzrakhmanov, T.F. Miftakhov
Authors of article carried out the analysis of social and psychological features of idea of image of the teacher of physical culture. Conclusions are drawn on the basis of the questioning which is carried out at pupils of the 9-11th of a class, students graduates of the Sports Education profile and the teacher of physical culture.
By authors it is established that professional qualities win first place among personal qualities of the teacher ofphysical culture. Knowledge of the subject most important for pupils and students, than a hair dress, clothes and age of the teacher.
Key words: image, teacher ofphysical culture, social and psychological features.
Fayzrakhmanov Ilnar Ildarovich, candidate of biological Sciences, senior lecturer, ilnar 79@mail. ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Miftakhov Timur Faritovich, senior lecturer, miftahov-timur@mail. ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
УДК 797.2:37.037
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ОСНОВЕ
ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ
Е.Н. Фомичева
Представлен материал по организационно-содержательному обеспечению физкультурных занятий с целью их реабилитации. Предметом исследования является поиск оптимальных педагогических подходов, методов и приемов, наиболее соответствующих физическому, социально-психологическому состоянию детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация; дети школьного возраста с расстройством аутистического спектра, физкультурно-оздоровительное плавание, организационно-содержательное обеспечение.
Современные классификационные диагностические системы рассматривают аутизм как первазивное (всепроникающее, общее) нарушение, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра
(РАС) относятся к категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и имеют большие трудности в освоении навыков привлечения внимания окружающих к своим потребностям, увлечениям, желаниям [2]. Нарушения коммуникаций ведут к значительным проблемам социальной адаптации, осложняют формирование жизненно необходимых умений и навыков данной категории лиц.
Следует отметить, что рост лиц с такими нарушениями в развитии продолжается. В связи с этим, проблема поиска оптимальных педагогических подходов, методов, технологий, которые бы наиболее соответствовали физическому, социально-психологическому состоянию данной категории лиц, а также учитывали их функциональные и индивидуальные особенности, является актуальной.
В настоящее время в отечественной и зарубежной практике для решения задач социально-педагогической реабилитации лиц с РАС разработаны и применяются разнообразные технологии, в том числе с помощью средств адаптивной физической культуры. Широко известны метод психолого-педагогической коррекции [10], интегративной психотерапии [6, 14], игровой терапии [7], драматизации и др. [8]. Вместе с тем, поиск новых путей коррекции психофизического здоровья таких детей, повышения качества их жизни, по-прежнему остается одной из важных проблем [13]. Большое значение приобретает коррекция недостатков психофизиологического развития детей при помощи занятий определенными видами спорта, например, плавания.
Воздействие физических упражнений в процессе плавания усиливается за счет проявлений закаливающего фактора водных процедур, повышения адаптационных возможностей организма [1]. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений, своевременно формируют «мышечный корсет», предупреждая искривления позвоночника [3]. Систематическое пребывание в воде оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, повышая эмоциональную устойчивость детей, в том числе и с нарушениями в развитии [10].
Таким образом, комплексное воздействие водных процедур будет способствовать улучшению психоэмоционального состояния ребенка с расстройством аутистического спектра, созданию ситуации возможности поверить в собственные силы, ускорить его адаптацию в коллективе [4, 5, 9]. С учетом данных обстоятельств рабочая гипотеза исследования строилась на предположении о том, что ускорение процессов социально-педагогической реабилитации детей школьного возраста с РАС может быть обеспечено при условии применения в процессе физического воспитания детей школьного возраста с расстройством аутистического спектра физкультурно-оздоровительного плавания.
В соответствии с выдвинутой гипотезой нами была определена цель
исследования: разработка и апробация организационно-содержательного обеспечения физкультурных занятий на основе плавания применительно к контингенту детей школьного возраста с РАС и оценка его эффективности.
Материал и методы исследования. В процессе проведения педагогического исследования использовались такие методы, как: анализ, систематизация и обобщение научно-методической и специальной литературы; педагогический эксперимент, наблюдение, собеседование с родителями, двигательное тестирование, оценка навыков самообслуживания, изучение социально-психологической сферы по шкале CARS; для качественного анализа направленности величины изменений, использовался непараметрический критерий знаков.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе по данным изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов проводился анализ состояния проблемы реабилитации лиц с расстройством аутистического спектра с помощью средств физической культуры. Изучались особенности развития различных сфер у детей с РАС.
На втором этапе на основе изучения теоретических и практических публикаций, определения исходного состояния участников с помощью вышеуказанных методов, собеседования с родителями, была составлена характеристика исследуемых детей; разрабатывалось и апробировалось содержательное обеспечение проведения физкультурных занятий по плаванию.
Третий этап включил: анализ и обобщение полученных результатов; определение эффективности содержательного обеспечения на основе занятий плаванием в реабилитации детей школьного возраста с РАС: развитии плавательной подготовленности; показателей социально-психологической сферы; формировании навыков самообслуживания; разработку методических проектов для использования в практической деятельности специалистов с данной категорией лиц [12].
Результаты исследования и их обсуждение. Для проведения педагогического исследования на базе физкультурно-оздоровительного комплекса Нижегородской области была сформирована группа детей в возрасте от 8 до 12 лет с диагнозом РАС, в количестве 6 человек, не умеющих плавать.
Для оценки навыков плавательной подготовленности использовались специальные тестовые упражнения, которые были адаптированы к занимающимся детям с РАС («звездочка», «выдох в воду», «скольжение на груди», «ноги кроль с доской», «освоение водной среды»). Выполнение контрольных упражнений проводилось в начале и в конце исследования, в присутствии тренера и инструктора по плаванию, родителей ребенка. В результате проведения исходных измерений детей из особенностей двигательной сферы мы отметили нарушения крупной моторики, неразвитость движений координационной направленности, сложность с
согласованием действий. У всех детей был не сформирован навык плавания.
Навыки самообслуживания исследуемых участников изучались по двум показателям: гигиенические навыки и поведение в бассейне. Гигиенические навыки определялись по умению самостоятельно или с помощью кого-либо (инструктора, родителя) мыться в душе и переодеваться. Поведение в бассейне или раздевалке оценивалось визуально по разработанной шкале, учитывающей степень интереса детей к занятиям по плаванию. Было выявлено, что исследуемые дети нуждаются в оказании помощи при переодевании, мытье в душе, а также проявляют слабый интерес к занятиям по плаванию.
С целью изучения показателей социально-психологической сферы детей проводилось анкетирование по критериям шкалы CARS, которая показывает уровень нарушения аутистических проявлений в особенно важных для адаптации и обучения сферах жизни. Оценивались показатели: «вербальная коммуникация», «невербальная коммуникация», «отношение к людям», «нервозность и страхи».
Изучение исходных данных по указанной шкале показало, что проявление аутистических признаков (черт) происходит у всех по разному, в связи с чем, к каждому участнику необходим индивидуальный подход при занятиях плаванием. Со стороны психической сферы у детей были отмечены резкие перепады настроения, преобладание возбуждения над торможением, склонность к однообразным формам поведения, страх, избегание перед выполнением нового задания, низкий уровень концентрации внимания. Сложности проявления в социальной сфере были наиболее выражены, среди них: невнятность речи, издавание только звуков, отсутствие реакции на невербальные коммуникации, избегание прямого взгляда в глаза, другие проявления аутизма.
Занятия по плаванию с группой исследования проходили два раза в неделю, продолжительностью 40 минут и включали в себя комплекс упражнений (на суше и в воде), который выполняли занимающиеся. По мере освоения упражнений в комплекс добавлялись новые двигательные действия, использовались игровые задания. Организация проведения занятий сначала в малом, а затем в большом бассейне, строилась последовательно, с учетом очередности освоения совершаемых двигательных действий ребенком.
Наиболее часто встречаемой проблемой, на раннем этапе обучения плаванию, был страх перед водой. Для этого были предложены методические приемы, такие как, проведение специальных упражнений на суше, потом в воде, с предметами и без предметов; совместное выполнение упражнений с инструктором за спиной, что означало для детей меньшее вторжение в его поле. Применялись дыхательные упражнения: «насос», «рубим топором», «ёжик», «лыжник», общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами, игровые задания. Например, игровые задания с мячом
яркого цвета отвлекали ребенка, и он незаметно для себя плыл по глубокой воде; использование гимнастической палки на воде, за которую он мог держаться.
В ходе обучения детей плаванию большое внимание уделялось наблюдению за их поведением, отношению к занятиям, умениям овладения теми или иными двигательными действиями.
Кроме общепринятых и используемых педагогических методов слова, наглядности и упражнения, применялись такие, как «личный пример», создание «критической ситуации», «рука в руке», «контактный метод». Для повышения мотивации к плаванию использовался метод стимулирования даже малейших успехов, а также авансирования в виде получения приятных и понравившихся впечатлений. Например, «катание с горки» разрешалось детям только после выполнения определенного двигательного задания.
В качестве материально-технического ресурса использовалось специальное плавательное оборудование: нудлы, доски, жилеты, гантели, разноцветные шарики, мячи, надувные лодки, шесты с крюком.
Структура каждого занятия состояла из трех частей. Подготовительная часть (7-10 мин) была направлена на подготовку дыхательной и сердечно-сосудистой систем к работе. Она включала в себя подводящие упражнения на суше: упражнения на дыхание, гимнастические, общеразвивающие (ОРУ), маховые движения. В основной части (25-30 мин) занятия решались задачи непосредственно по обучению элементам плавания, по развитию координации движений, согласованию движений. Для решения задач применялись пассивные, активно-пассивные упражнения, упражнения с изменением площади опоры, упражнения с поддержкой и без, упражнения в скольжении в согласовании с дыханием. Уделялось много внимания развитию волевых качеств детей.
В заключительной части занятия использовались дыхательные упражнения для восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС), оказания седативного действия на нервную систему и для закрепления умения правильно дышать в воде посредством создания облегченной ситуации. Продолжительность её составляла 5-10 мин.
Изначально, большинство детей начинали обучение элементам плавания в специальных поддерживающих поясах, жилетах. В конце курса обучения пояс снимался, и ребенок уже самостоятельно мог держаться на воде. Занятие строилось таким образом, чтобы при фронтальном прохождении материала учитывались возможности всех детей, и решались коррекционные задачи в работе с каждым. За основу занятий в бассейне была взята стандартная методика обучения детей плаванию, адаптированная к данному контингенту.
После окончания плавания дети проходили в раздевалки, где они учились навыкам самообслуживания. Большое значение уделялось переодеванию ребенка, взаимодействию и контакту с инструктором и
другими детьми. Главной задачей было - создать последовательный алгоритм действий. В связи с чем, вещи были разложены в таком порядке, чтобы ребенку не нужно было вставать за очередным предметом и возвращаться обратно. Важно было подключать ребенка сначала к наиболее легким операциям, создавая при этом ощущение успеха и, всегда словесно его поощряя.
Так как ребенок с аутичными чертами не уверен в своем успехе, теряется при возникновении малейших затруднений, он нуждается в помощи, поддержке другого человека. Мы старались постепенно предоставлять ему возможность самостоятельного выполнения каких-либо действий, чтобы возникало ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Так, например, при выработке навыка самостоятельно одеваться инструктор находился позади ребенка. В этой ситуации у ребенка создавалось впечатление самостоятельного выполнения действий. По мере освоения процесса одевания взрослый занимал более пассивную позицию, при этом поддерживая положительный эмоциональный фон. Для сохранения ценности похвалы и исключения ее пресыщения поощрялись сложные для освоения действия, требующие значительных физических и психических усилий для таких детей.
Заключение. В результате проведенного анализа научно-методических и специальных источников литературы было выявлено, что проблема реабилитации и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра является актуальной, но недостаточно разработанной. В настоящее время изучена сущность понятия «аутизма», определены причины возникновения аутистических нарушений, рассмотрены клинические и педагогические классификации; диагностические методы обследования особенностей развития лиц с РАС. В работе с данной категорией лиц, как в отечественной, так и зарубежной практике используются различные коррекционно-педагогические технологии, в том числе и с помощью средств адаптивной физической культуры.
В нашем педагогическом исследовании мы ставили своей целью разработать и апробировать организационно-содержательное обеспечение для ускорения социально-педагогической реабилитации детей с РАС на основе занятий плаванием. По мнению специалистов, плавание оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышая эмоциональную устойчивость; уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе (ЦНС); гармонично развивает почти все группы мышц, помогает расширить социальное пространство указанной категории детей.
Для проведения педагогического исследования была сформирована группа детей в возрасте от 8 до 12 лет с диагнозом РАС, в количестве 6 человек, не умеющих плавать. Обязательным условием было также активное участие их родителей и студентов-волонтеров. В процессе занятий
с детьми использовалась методика обучения плаванию, адаптированная к детям с РАС. При этом применялись специальные упражнения, методы и приемы, учитывающие индивидуальные, психофизиологические, физические особенности и возможности детей с РАС. Большое значение уделялось развитию навыков самообслуживания, взаимодействию с инструктором, другими детьми.
На третьем этапе педагогического исследования будет выявлена эффективность содержательного обеспечения физкультурно-оздоровительных занятий по плаванию в развитии социально-психологической сферы детей с РАС, плавательной подготовленности, формировании навыков самообслуживания.
Список литературы
1. Афанасьев В.З. Экспериментальное обоснование применения специальных упражнений и закаливающих процедур в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста. М., 1971. 32 с.
2. Богдашина О. Аутизм. Определение и диагностика. Донецк: Лебедь, 1999. 112 с.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для вузов. М.: Физкультура и спорт. 2001. 400 с.
4. Гончарова Г.А. Влияние физической нагрузки на динамику функционального состояния детей-инвалидов // Вестник спортивной науки. № 4. 2008. С.100-104.
5. Дмитриев А.А., Рыткина В.Л., Посохова Е.И. На пути к новому качеству специального образования (из опыта работы МОУ СКШ 1 г. Сургута) // Специальное образование. 2008. № 11. С. 24-28.
6. Карвасарская Е.Е. Осознанный аутизм, или мне не хватает свободы. М.: Изд-во Генезис, 2010. 400 с.
7. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
365 с.
8. Макарова А.В. Драматизация как средство помощи аутичным детям // Дошкольная педагогика. 2002. № 4 (8). С. 41-43.
9. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 304 с.
10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 5-е, стер. М.: Теревинф, 2009. 288 с.
11. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений: учеб.-метод. пособие / М.Г. Непочатых [и др.]. СПб., 2009. 69 с.
12. Фомичев А.В. Метод проектирования в самообразовании педагога // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 178-182.
13. Фомичева Е.Н. Адаптивная физическая культура в реабилитации детей школьного возраста с расстройством аутистического спектра // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. статей по матер. I Всерос науч.-практ. конф. НГПУ им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 243-248.
14. Эрц Нафтульева Ю.М. Поведенческая программа инклюзии как способ помощи особому ребенку // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 5. С. 33-38.
Фомичева Елена Николаевна, канд. пед. наук, зав. кафедрой, fominihnaamail. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский институт развития образования (ГБОУ ДПО НИРО)
SOCIAL PEDAGOGICAL REHABILITATION BASED ON SWIMMING TRAINING FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
Е.Н. Fomicheva
The data concerning organizational and content support for rehabilitation is presented in this article. It s based on adaptation methods of swimming training using special exercises and techniques. The matter of author's research is the search of the most correspondent pedagogical approaches and methods to physical and social, psychological state of children with Autism Spectrum Disorder.
Key words: social pedagogical rehabilitation, pupils with Autism Spectrum Disorder, health rehabilitation swimming training, organizational and content support.
Fomicheva Elena Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, head of the Department, fominihna amail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Institute of the Education Development (NNIED)
УДК 796.011
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ИГРОТРЕНИНГА В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Т.А. Шестакова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова
Разработаны практические рекомендации по применению средств игрофитнеса на занятиях по физической культуре в начальных классах.Экспериментально обоснована эффективность влияния фитнес-игротренинга на развитие двигательных способностей младших школьников.
Ключевые слова: детский оздоровительный фитнес, инновационные фитнес-технологии, тренинговые оздоровительные фитнес-комплексы, фитнес-игротренинг, педагогические инновации.
Проблема совершенствования физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих учёных и учителей-новаторов, по-прежнему остаётся актуальной. В число приоритетных задач