Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Анастасия Витальевна, Изосимов Александр Николаевич

Частью общей культуры личности и самого общества является физическая культура, которая является совокупностью всех ценностей, познаний и общепризнанных мерок, применяемыми социумом, для развития психофизиологических способностей человека. В настоящее время вопросы физического воспитания младших школьников является сферой деятельности педагогов. На здоровье растущего организма оказывают влияние совокупность методов, средств и приёмов обучения. Цель данной статьи выявить как физическая культура влияет на умственное развитие учащихся. Для поддержания умственной работы способности младших школьников в течении всего дня, благотворно влияют подвижные игры на перемене, физкультминутки, гимнастика до начала уроков. Различные формы и методы задействуют люди для своего физического состояния организма, при этом используют различные виды мотивации. Тем самым это сказывается на улучшении физических и умственных показателях. Взаимодействие физического воспитания с умственным помогает взрастить здоровый организм. При этом подбираются различные средства формирования личности, которые несомненно окажут влияние на тело и интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Анастасия Витальевна, Изосимов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF PHYSICAL EXERCISES ON THE MENTAL ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Part of the general culture of the individual and society itself is physical culture, which is the totality of all values, knowledge and generally accepted measures used by society for the development of psychophysiological abilities of a person. Currently, the issues of physical education of younger schoolchildren are the sphere of activity of teachers. The health of a growing organism is influenced by a set of methods, means and techniques of training. The purpose of this article is to identify how physical culture affects the mental development of students. To maintain the mental work of the ability of younger schoolchildren throughout the day, outdoor games at recess, physical training, gymnastics before the start of lessons have a beneficial effect. Different forms and methods are used by people for their physical condition of the body, while using different types of motivation. Thus, this affects the improvement of physical and mental performance. The interaction of physical education with mental education helps to nurture a healthy body. At the same time, various means of personality formation are selected, which will undoubtedly have an impact on the body and intellect.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 796

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бондаренко Анастасия Витальевна

Студент, ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Изосимов Александр Николаевич

Старший преподаватель кафедры физической культуры и туризма,

ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Aiecsandr_bir@mail. ru

Частью общей культуры личности и самого общества является физическая культура, которая является совокупностью всех ценностей, познаний и общепризнанных мерок, применяемыми социумом, для развития психофизиологических способностей человека. В настоящее время вопросы физического воспитания младших школьников является сферой деятельности педагогов. На здоровье растущего организма оказывают влияние совокупность методов, средств и приёмов обучения. Цель данной статьи выявить как физическая культура влияет на умственное развитие учащихся. Для поддержания умственной работы способности младших школьников в течении всего дня, благотворно влияют подвижные игры на перемене, физкультминутки, гимнастика до начала уроков. Различные формы и методы задействуют люди для своего физического состояния организма, при этом используют различные виды мотивации. Тем самым это сказывается на улучшении физических и умственных показателях. Взаимодействие физического воспитания с умственным помогает взрастить здоровый организм. При этом подбираются различные средства формирования личности, которые несомненно окажут влияние на тело и интеллект.

Ключевые слова: физическая культура, задачи физического воспитания, двигательная активность, умственное воспитание, здоровый образ жизни, физическое здоровье, здоровьесберегающие технологии, школьный возраст.

THE EFFECT OF PHYSICAL EXERCISES ON THE MENTAL ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Anastasia Bondarenko

Student, Sholem Aleichem Amur State University Izosimov Alexander Nikolaevich

Senior lecturer of the Department of Physical Culture and Tourism,

Sholom Aleichem Amur State University

[email protected]

Part of the general culture of the individual and society itself is physical culture, which is the totality of all values, knowledge and generally accepted measures used by society for the development of psychophysiological abilities of a person. Currently, the issues of physical education of younger schoolchildren are the sphere of activity of teachers. The health of a growing organism is influenced by a set of methods, means and techniques of training. The purpose of this article is to identify how physical culture affects the mental development of students. To maintain the mental work of the ability of younger schoolchildren throughout the day, outdoor games at recess, physical training, gymnastics before the start of lessons have a beneficial effect. Different forms and methods are used by people for their physical condition of the body, while using different types of motivation. Thus, this affects the improvement of physical and mental performance. The interaction of physical education with mental education helps to

nurture a healthy body. At the same time, various means of personality formation are selected, which will undoubtedly have an impact on the body and intellect.

Keywords: physical culture, tasks of physical education, motor activity, mental education, healthy lifestyle, physical health, health-saving technologies, school age.

Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими задачами. Одним из основных течений формирования здорового образа жизни является физическое воспитание. В данный момент большинство людей осознают и приходят к единому мнению, что без физического воспитания полноценное формирование ребенка не может существовать. Актуальная проблема физического воспитания - это то, как занятия по физической культуре оказывают влияние на умственное развитие младших школьников. В настоящее время накоплен немалый объём фактической информации по интересующей нас проблеме, который был получен при исследовании интеллектуальной

трудоспособности младших школьников. Шведские ученые определили

непосредственную зависимость между физическим состоянием человека и его умственными способностями. Показатель интеллектуального формирования людей, которые занимаются спортом или физической культурой, заметно выше, чем у тех, кто ведет пассивный образ жизни. [6]

В школьных образовательных учреждениях занятия физической культуры проходят, в большинстве случаев, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма, как правило данный вид деятельности осуществляют учителя физической культуры.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы. Вопросы воздействия физической подготовки на формирование и развитие мыслительных операций учащихся становятся объектом исследования учёными (Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Валлон, М.М. Кольцовой, Г.А. Каданцевой , И.К. Спириной, А.С. Дворкина, Ю.К. Чернышенко , В. А.Баландина и др), освещают данный аспект в своих научных разработках уделяя пристальное внимание установлению наличия взаимосвязи показателей физической подготовленности и уровню развития познавательных операций у детей младшего школьного возраста [5].В работах Н.И. Дворкиной, В.А. Пегова установившие наличие устойчивых связей между отдельными уровнями психо-физиологических

компонентов. Исследования учёных ( Н.Т. Тереховой, А.В. Запорожцем, А.П. Ерастовой) пришли к мнению, что при активном взаимодействии с окружающим миром,

положительно влияет на состоянии умственной работоспособности учащихся. В то же время результаты многочисленных исследований Н. Сладковой, О.В. Решетняк и Т.А. Банниковой показывают, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств [5].

Исследователи Лоренс Катц и Фред Гейг утверждают, что образование межнейрональных контактов и нейронов происходит под воздействием физических нагрузок, тем самым улучшается питание и кровоснабжения коры головного мозга.

Изложение основного материала исследования. Важным показателем здоровья ребенка является физическое развитие. Под понятием физическое развитие

рассматривается объединение

морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас физических сил. В этом состоит закономерность возрастного развития, по нему определяется уровень здоровья и функционирование всех систем в организме. Детский организм постоянно находится в фазе роста и развития, тем самым при регулярной физической нагрузке эти процессы протекают успешно. Авторы В. В. Бойко и А. В. Кириллова указывают, что основным средством физического воспитания является

двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля,

самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие. [2; 7]

Королева Т.А. отмечает, что в результате двигательной активности активизируются психические процессы, улучшается кровообращение мозга, функционирование центральной нервной системы, все это приводит к повышению умственных способностей. [8; 7]. Для успешного развития организма ученика необходимо правильно подобрать физическое воспитание.

Стимуляция анализаторов происходит при двигательной активности, что способствует развитию головного мозга. Для успешной работы головного мозга, необходимое условие поступление импульсов

в ЦНС от различных систем организма. Большое многообразие активного отдыха от умственной деятельности. В этом помогут физические упражнения, такие как: пешие прогулки, футбол, плавание.

Необходимо поддерживать

умственную работоспособность мозга и ЦНС, посменно напрягать и сокращать различные мышечные группы с их последующим расслаблением и растяжением. В этом помогут упражнения бега на различные дистанции и ходьбе. При этом заметно улучшится состояние всего организма, произойдет обогащение крови кислородом. При переключении с интеллектуальной работы на физическую позволяют, поддерживать организм в тонусе, модернизировать нейрофизиологические процессы в его функционировании^].

По большей части, интеллектуальная работа не предполагает физических усилий, однако стоит заметить, что в момент нахождения за рабочим местом в положении сидя туловище не принимает расслабленное состояние. В долгом положении сидя напряжены плечевая группа мышц, мышцы шеи, лица, что выражается в их взаимосвязи с нервными окончаниями, которые отвечают за психические процессы всего организма в целом. При выполнении умственной деятельности в организме происходит активность мышц, которая отражает напряжение поперечнополосатой мышечной ткани. При высокой нагрузке на мозг и ярко выраженном умственном утомлении, резче формируется мышечное напряжение на весь организм [7]. Слаженное развитие индивида

устанавливается в его комплексности и всесторонности, поэтому важно обратить внимание педагогов, что необходимо уделять должное внимание не только умственному, но и физическому воспитанию. И.Г. Андреева по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития и физического состояния в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» [1].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изучение данного направления. Первостепенной задачей образовательного процесса в школе является чёткое формирование взаимосвязей мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, сравнение и др, так как младшие школьники через мыслительные операции знакомятся с действительностью. физическое воспитания детей младшего школьного возраста неприемлемо без физических нагрузок, которые стимулируют рост клеток головного мозга и, тем самым возникает развитие важных вспомогательных психических процессов. Без данного компонента референтивной сферы развитие интеллекта исключено. Следовательно, необходимо соблюдать балансировку

психофизиологической активности в процессе обучения и воспитания учащихся. При планировании занятий важно обращать внимания, на то, чтобы происходило чередование учебных занятий и физических упражнений в различных формах, для снятия утомления, вызванного образовательной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников - актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России // Стандарты и мониторинг. 2011. №3. С.15-19

2. Бойко В. В., Кириллова А. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. - 2013. - №. 10.

3. Гужаловский А.А. Исследования различных вариантов активного отдыха в режиме дня начальных классов школ-интернатов. - М.,1963.-34с.

4. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей - М.: Наука, 1994. - 368

с.

5. Королева Т. А. Интеллектуальное развитие школьников //ББК 72 Я4 94. - 2010. - С. 157

6. П. Ф. Лесгафт «Избранные труды», Москва, «Физкультура и спорт», 1987 год, стр. 22

7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.

8. Пеняева С.М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность// Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 2-1. - С. 12-16;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.