УДК 376.2:615.825
© С.П. Ермоленко, Т.Ю. Евдокимова
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
С НАРУШЕНИЕМ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ
В статье оценен уровень здоровья и физической подготовленности студентов. Раскрыты закономерности воздействия отдельных упражнений на организм студентов. Определена направленность комплекса на общее укрепление здоровья и улучшение зрения студентов.
Ключевые слова: студенты, зрение, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, физическое воспитание, комплекс упражнений, здоровье.
S.P. Ermolenko, T. Yu.Evdokimova
THE INFLUENCE OF PHYSICAL EXERCISES ON THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS
WITH IMPAIRMENT OF ORGANS OF VISION
In the article the level of health and physical training of students have been estimated. The regularities of influence of some exercises on the students ’ health have been revealed. The attitude of a complex that aims at the overall strengthening of health and improvement of students ’ organs of vision has been determined.
Keywords: students, vision, short-sightedness, long-sightedness, astigmatism, physical education, complex of exercises, health.
Среди студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, учащиеся с ослабленным зрением встречаются все чаще. Заболевания глаз у студентов прочно выходят на второе место после нарушений опорно-двигательного аппарата.
При этом число студентов даже с незначительными отклонениями в зрении получают освобождение от занятий физическим воспитанием, тем самым усугубляя свое состояние.
Принято различать пять основных зрительных функций: центрального зрения; периферического зрения; бинокулярного зрения; цветоощущения; светоощущения.
При этом нужно учитывать, что центральное зрение проявляется в основном у студентов на теоретических дисциплинах и на лекциях. На занятиях же по физическому воспитанию больше используется периферическое зрение, свето-и цветоощущение. В исследованиях [3, 8] отмечается, что в условиях специального обучения под воздействием подвижных и спортивных игр у занимающихся улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений.
Так как по нашим наблюдениям у студентов чаще всего встречаются неглубокие зрительные нарушения - близорукость, дальнозоркость, астигматизм, мы остановимся на их характеристике и возможности приостановления их прогрессирования и профилактики.
Наиболее часто среди студентов встречается близорукость. В литературе отмечается [3, 4, 6, 8], что близорукость в 4 раза чаще встречается в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений, т.е. на ее возникновение могут влиять
наследственность, перенесенные заболевания, неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии. В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами [8]. При этом отмечается, что у студентов, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует, чем у студентов, занимающихся спортом.
Для профилактики близорукости и приостановления ее прогрессирования многие авторы [3, 5, 8] рекомендуют следующий комплекс мероприятий: общее укрепление организма, активизацию функции дыхательной и сердечнососудистой системы, укрепление мышечносвязочного аппарата глаза, улучшение деятельности мышц глаза и др.
Дальнозоркость также встречается у студентов довольно часто. Различают 3 степени дальнозоркости: слабая степень - до 3 Д; средняя -от 3 до 6 Д; высокая - свыше 6 Д [1, 4]. Но как отмечают данные авторы, дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, поэтому студенты не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам.
Встречается также у студентов и астигматизм. Астигматизм выражается в сочетании в одном глазу разных видов рефракции или разных степеней рефракции одного вида. Авторы [1, 3] различают три вида астигматизма: простой - сочетание нормального зрения в одном глазу с близорукостью или дальнозоркостью в другом; сложный - наличие в обоих глазах близорукости или
С.П. Ермоленко, Т.Ю. Евдокимова. Влияние физических упражнений на состояние здоровья студентов с нарушением органов зрения.
дальнозоркости, но разной степени; смешанный - сочетание близорукости в одном глазу с дальнозоркостью в другом.
Для лечения и коррекции астигматизма авторы предлагают следующие методы: очковую коррекцию, коррекцию контактными линзами, хирургические методы лечения [3, 8].
Многие авторы [7, 8] отмечают, что зрение работает с помощью памяти. Картину, хранящуюся у вас в памяти, вы распознаете намного быстрее, чем нечто неизвестное. Это, очевидно, объясняется тем, что память также формируется в основном за счет зрения.
Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод о том, какое важное значение имеет зрение в нашей жизни, в частности в жизни студентов. А так как по нашим данным, слабое зрение все чаще встречается среди студентов, то проблема профилактики и лечения нарушений зрения становится все более актуальной.
Цель исследования - обосновать содержание программы занятий для студентов специальной медицинской группы с нарушением зрения.
Для чистоты исследования студенты были поделены на 3 группы по 10 человек каждая. С каждой группой занятия по физическому воспитанию проводились по разной программе. В программу первой группы включались упражнения для мышц глазного яблока и связок, а также мышц хрусталика.
Программа занятий второй группы включала в себя только общеразвивающие упражнения.
Третья группа занималась по программе, в которую входили общеразвивающие и специальные упражнения для мышц глазного яблока и хрусталика, а также дыхательные и упражнения для расслабления и растяжки.
Из большого арсенала физических упражнений адаптивного физического воспитания для решения как общих, так и специальных задач мы включили в программы всех групп такие:
1. Передвижение: ходьба, бег, упражнения в движении.
2. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячи разной величины и цвета, обручи и т.д.) и на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, тренажеры).
3. Специальные упражнения - для осанки, стопы, мышц всего тела, дыхательные, на равновесие, на развитие точности движений, на расслабление и растягивание и др.
4. Специальные упражнения для зрительного тренинга.
В начале эксперимента все группы прошли обследование. По состоянию здоровья и по уровню физической подготовленности группы не имели существенных различий.
Со всеми группами проводились занятия в течение семестра (4 месяца) по 2 занятия в неделю.
В конце эксперимента все группы также прошли врачебное обследование, и у них был проверен уровень физической подготовленности (табл. 1).
Если сравнивать экспериментальные группы с контрольной, основной медицинской группой, то ясно видно различие и в физическом развитии и в уровне физической подготовленности. Так, рост, вес, а также ЖЕЛ студентов основной группы больше, чем у студентов специальной медицинской группы с нарушением зрения. Эти данные подтверждают исследования Л.Н. Рос-томашвили, Г.Т. Демирчоглан, С.Н. Шкарловой, В.Е. Романовского [3, 6, 7].
У студентов специальной медицинской группы значительно ниже, чем у студентов основной группы такие показатели физической подготовленности как сила кисти (на 5-12 кг), сгибание и разгибание рук в упоре (на 11,1-14,1 раза), точность движений (бросок теннисного мяча в цель на 1,5-1,8 раза), гибкость (на 4,4-5,5 см), прыжки в длину с места (на 19-24 см). Ниже у них и двигательная активность за день (на 7,6-7,7 км).
Вместе с тем следует отметить, что у студентов 3 экспериментальной группы в результате показатели физического развития и физической подготовленности значительно приблизились, а в некоторых случаях (бросок теннисного мяча в цель) даже сравнялись с аналогичными показателями контрольной группы.
Значит, как отмечают и другие исследователи [1, 3, 5], профилактическая и коррекционная работа, направленная на нормализацию двигательных функций, приносит свои плоды.
В то же время результаты обследования у врачей показали не только улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы студентов, но и улучшение зрения (у третьей экспериментальной группы почти до нормы). Особенно хорошо видны сдвиги у 3 экспериментальной группы.
Литература
1. Барис Дж. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса / пер. с англ. П.А. Самюров. 3-е изд. Минск: Попурри, 2008. 160 с.
2. Галимов Г.Я., Садовский В.А. Формирование про-фессонального здоровья студентов в системе физического
воспитания высшей школы // Вестник Бурятского госуни-верситета. 2012. Спецвыпуск А. С. 49-53.
3. Демирчоглан Г.Т. Как сохранить и улучшить зрение. Донецк, 1997. 185 с.
4. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов высших учебных заведений. 3-е издание, испр. и дополн. М.: ВЛАДОС, 2004. 419 с.
5. Лотоненко А.В., Гостев Г.Р., Гостева С.Р., Григорьев О.А. Культура физическая и здоровье. М., 2008. 447 с.
6. Стрельникова Н. Еда, которая лечит зрение. СПб.: Веды, 2010. 288 с.
7. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
8. Шкарлова С.Н., Романовский В.Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 200 с.
Ермоленко Светлана Павловна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Забайкальский государственный университет, г. Чита. Тел. 8(9145)025323. Е-mail: [email protected]
Евдокимова Татьяна Юрьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Забайкальский государственный университет, г. Чита. Тел. 8(9242)716898. Е-mail: [email protected]
Ermolenko Svetlana Pavlovna, senior lecturer, department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita. Ph.: 8(9145)025323. Е-mail: [email protected]
Evdokimova Tatyana Yurevna, senior lecturer, department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita. Ph.: 8(9242)716898. Е-mail: [email protected]
УДК 378
© Т.А. Жукова, Ж.Н. Власова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматриваются актуальные вопросы физкультурного самообразования, оптимизации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Ключевые слова: физкультурное самообразование, информационно-коммуникационные технологии, мониторинг студентов.
T.A. Zhukova, Zh.N. Vlasova
PHYSICAL SELF-EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
The urgent issues of physical self-education, optimization of educational process with the use of information and communication technologies, formation the value of health and healthy lifestyle are considered in the article.
Keywords: physical self-education, information and communication technologies, monitoring of students.
В настоящее время, в период изменения социально-экономической, демографической ситуации в стране появилась необходимость провозглашения в качестве приоритета государственной социальной стратегии идеи сохранения здоровья граждан, сформулированной в официальных документах, решениях (Концепция модернизирования образования до 2015 г.). Следовательно, здоровье нации - это безусловная общественная ценность, основа национального богатства и условие национальной безопасности, оно отражает жизнестойкость и геополитические перспективы страны, является условием ее устойчивого развития. Таким образом, здоровье нации приобретает системообразующее зна-
чение для государства. В интересах каждого гражданина ответственно относиться к своему здоровью [6].
Реформирование системы образования в России, проводимое в высшей школе, затронуло актуальные вопросы физкультурного самообразования студенческой молодежи. В федеральной программе и национальной доктрине развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.