УДК 65.052.206
ВЛИЯНИЕ ФЕНОМЕНА ИНФЛЯЦИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Т. А. РУДАКОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и анализа E-mail: [email protected]. ru Алтайский государственный университет
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является основным источником экономической информации о субъекте хозяйствования, которую получают внешние пользователи, в том числе инвесторы и партнеры по бизнесу. Особое внимание уделяется обеспечению достоверности и повышению информативности финансовой отчетности. В статье исследована природа инфляции, ее проявление, рассмотрены модели корректировки показателей финансовой отчетности в условиях инфляционной экономики для обеспечения ее качественных характеристик.
Ключевые слова: инфляция, финансовая отчетность, достоверность, индекс цен, инфляционная прибыль.
Инфляция — спутник экономической жизни общества. Первое проявление инфляции как экономического явления наука связывает с возникновением денег и относит к 218—201 гг. до н. э. Инфляция как сложное и противоречивое явление, сопровождающее экономические процессы, вызывает интерес у историков и озадачивает экономистов в течение ряда веков. Родиной термина «инфляция» является Северная Америка (1861—1865). Данный термин возник в период гражданской войны и означал процесс «разбухания» бумажно-денежного обращения. Теория инфляции сопровождает теорию денег и денежных обязательств. Природа инфляции освещена в работах Дж. М. Кейнса, Дж. Р. Хикса, а работы Р. Саватье, Г. Ф. Кнаппа, Л. А. Лунца, К. Маркса и И. Т. Посошкова посвящены теории денег. Считаем
целесообразным рассмотреть причины и способы проявления инфляции, сформулированные в определениях отдельных авторов (табл. 1).
Выделяют минимум пять подходов к определению инфляции:
— инфляция — процесс роста цен на товары и услуги (Дж. Р. Хикс, С. М. Меньшиков, Р M. Энтов);
— инфляция — процесс обесценения национальной денежной единицы (М. Фридман, И. Б. Нерушенко, В. В. Ковалев);
— инфляция — форма движения основных макроэкономических показателей (объемов производства, доходов, цен и денег) к динамическому равновесию экономики в целом (Дж. М. Кейнс, К. Маркс);
— инфляция — процесс скрытого перераспределения реальных доходов и накоплений между экономическими субъектами, в том числе отраслями, территориями и социальными слоями населения (Д. Белоусов);
— инфляция — проявление противоречий между деньгами как мерой стоимости и знаками стоимости.
Определения инфляции, сформулированные в трудах отдельных авторов, трудно поддаются определенному анализу, поскольку инфляция как экономическое явление достаточно противоречива. Однако можно с уверенностью утверждать, что они не противоречат, а в определенной степени и дополняют друг друга.
Таблица 1
Инфляция: понятие, причины и способы проявления
Автор (источник) Определение инфляции, причины, способы проявления
Д. Норе, Д. Юм Причина инфляции — положительный торговый баланс. «... Увеличение количества денег в обращении не означает роста богатства страны, но способствует лишь росту цен товаров» [5, с. 425]. «Дороговизна всякого рода товаров, обусловленная изобилием денег, есть вредное последствие установившейся торговли и во всех странах останавливает ее развитие, давая возможность более бедным государствам продавать свои товары на всех иностранных рынках дешевле, чем могут продавать богатые» [24]
Современный словарь экономических терминов Инфляция — переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост цен. Для инфляции характерна постоянная повышательная тенденция в динамике среднего уровня цен [16]
Большой экономический словарь Инфляция — обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары [3]
Современный финансово-кредитный словарь Инфляция — переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх реальных хозяйственных потребностей, приводящее к их обесценению. Конкретным выражением инфляции является быстрый, стихийный рост цен [17]
Финансово-кредитный энциклопедический словарь Инфляция — устойчивый рост среднего уровня цен на товары и услуги в экономике. Явление денежного рынка, проявляющееся в обесценении бумажных денег [21]
Экономико-математический энциклопедический словарь Инфляция (открытая) — повышение общего уровня цен и тарифов на товары, работы и услуги [23]
Джон Мейнард Кейнс (1883—1946) Когда дальнейшее увеличение эффективного спроса уже не ведет более к увеличению объема производства, а целиком расходуется на повышение единицы издержек, происходящее строго пропорционально увеличению эффективного спроса, тогда мы достигаем положения, которое вполне уместно назвать истинной инфляцией
Джон Ричард Хикс (1904—1989) Причины инфляции — чрезмерный рост заработной платы, а проявление инфляции — повышение цен на товары и услуги
Милтон Фридман (1912) Инфляция всегда и везде представляет денежное явление, возникающее и сопровождаемое более быстрым ростом денежной массы по сравнению с объемом производства
В. В. Ковалев Инфляция определяется как процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике или, что практически эквивалентно, снижением покупательной способности денег [9]
Т. П. Агапова, С. Ф. Серегина Инфляция — долговременное снижение покупательной способности денег [1]
К. Маркс Все моменты, определяющие количество средств обращения, а именно масса обращающихся товаров, цены, повышение или падение цен, число одновременных покупок и продаж, скорость обращения денег, зависят от процесса метаморфоз товарного мира, который, в свою очередь, зависит от общего характера способа производства, численности населения, отношения между городом и деревней, развития средств транспорта, от большего или меньшего разделения труда, кредита и т. д. — словом, от обстоятельств, которые лежат вне простого денежного обращения и в нем только отражаются [11]
Д. Белоусов По своему содержанию — инфляция представляет собой единство трех взаимообусловленных процессов балансирования спроса и предложения на макроуровне, перераспределения добавленной стоимости между отдельными субъектами воспроизводства и извлечение ими инфляционного дохода [2]
К. Макконел, С. Брю Инфляция — это повышение общего уровня цен [10]
Окончание табл. 1
Автор (источник) Определение инфляции, причины, способы проявления
С. К. Семенов Инфляция — многофакторное явление, отражающее денежные, производственные процессы; нарушение баланса спроса — предложения денег и других пропорций экономики, выражающееся в увеличении уровня цен и в избытке денег в обращении [15, с. 50]
В. В. Усов Инфляция — многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты [20, с. 102]
Нынешняя инфляция проявляется не только в падении покупательной способности денег по мере неравномерного увеличения уровня цен (на некоторые товары цены могут даже уменьшаться), но и в тотальных кризисных явлениях в экономике государства [15, с. 50].
Экономическая литература выделяет следующие виды инфляции в зависимости от уровня изменения цен:
— низкая;
— умеренная или ползучая;
— галопирующая;
— гиперинфляция.
Низкая и умеренная инфляция сопровождаются изменением годового уровня цен на 1 и 10 % соответственно. Как правило, это явление сопровождается ростом производства и объемов инвестиций в прибыльные предприятия, не вызывая беспокойства у производителей и потребителей.
Однако деньги, находящиеся без движения, быстро теряют в цене. Напротив, галопирующая инфляция сопровождается увеличением цен за год от 20 до 100 %, дестабилизирует производство и финансовую устойчивость экономических субъектов, беспокоит и потребителей, и производителей, которые, вкладывая деньги в недвижимость, пытаются избавиться от денежной массы. Гиперинфляция сопровождается ростом годового уровня цен на 1 000 % и более.
Н. А. Прокофьева отмечает, что временно свободные деньги направляются на приобретение стабильной валюты. Увеличивается количество товаров, покупаемых «впрок», просто для того, чтобы защитить деньги от обесценения. С другой стороны, продавцы, стараясь гарантировать свой доход, пытаются увязать цены с динамикой уровня инфляции. Резко увеличивается скорость оборота денег, что равнозначно увеличению номинальной денежной массы. Однако при этом, как ни странно, наблюдается острая нехватка денег в экономике в связи с тем, что реальная денежная масса
постоянно сокращается в связи с «бегством» от денег. Обозначенные границы инфляции остаются условными, поскольку различные авторы используют разные числовые значения, характеризующие рост цен. Гиперинфляция у П. Самуэльсона сопровождается ростом годовых цен более чем на 200 %, а у Ф. Кэган — более 50 % в месяц.
«Инфляция является неизбежным спутником развития рыночной экономики с гибкими ценами. Более 70 % стран имеют темпы инфляции до 10 % в год. В некоторых странах темпы инфляции превышают 100 % в год — Израиль, Аргентина. В российской экономике в начале перестройки годовой рост цен измерялся двухзначными цифрами» [13].
Различают внутренние и внешние причины (факторы) инфляции (рис. 1).
Внешние факторы инфляции обусловлены:
— мировыми кризисами;
— валютной политикой стран, направленной на экспорт этого явления в другие страны, нелегальный вывоз валютных ценностей. Внутренние факторы, в свою очередь, можно
подразделить на:
— денежные (монетарные);
— неденежные (немонетарные). Монетарные факторы свидетельствуют о:
— дефиците государственного бюджета;
— дополнительной эмиссии денежных знаков, значительно превышающей потребности экономики страны;
— увеличении государственного долга;
— скорости оборота денежных средств и др. Неденежные факторы — это, в первую очередь, проявление диспропорции и циклическое развитие экономики, политическая и социальная нестабильность, выражающаяся в неординарных решениях в этих областях, дефицит инвестиций, кредитная политика.
Инфляция — спутник экономической жизни общества, которая, в свою очередь, может быть
Причины (факторы) инфляции
I
Внутренние
Внешние
Денежные (монетарные)
Неденежные (немонетарные)
Рис. 1. Основные факторы инфляции
классифицирована как скрытая в странах, где государство контролирует цены на блага и факторы производства, и открытая.
Вопросы учета инфляционного факто -ра интересовали зарубежных экономистов: М. Ф. Ван Бреда, У. Патона, Г. Свинея, Т. Лимпер-га, Э. Шмаленбаха, Э. Эдвардса, Э. С. Хендриксе-на, И. Ф. Шера, Ф. Шмидта, Р. Чамберса.
В отечественной экономической литературе освещены труды ряда ученых, исследовавших проблемы инфляции в России: А. В. Манько, С. М. Меньшикова, И. Б. Нерушенко, А. М. Семенова, А. Г. Вдовиченко, О. Т. Вите, И. И. Елисеевой, В. В. Ковалева, В. Г. Котова, А. В. Мальцевой, В. В. Усова, Р. М. Энтова, Г. А. Явлинского, Е. Г. Ясина, М. П. Афанасьева, С. А. Бартенева, М. К. Бункиной и др.
Вопросы влияния инфляционного фактора на финансовую информацию исследовали А. П. Рудановский, Я. В. Соколов, А. В. Суворов, А. Н. Хорин, О. Е. Ефимова, В. В. Ковалев, Ж. Г. Леонтьева, В. Ф. Палий, С. И. Пучкова.
По мнению ряда экономистов, как зарубежных, так и отечественных, влияние инфляции существенно повышает неопределенность информации об имущественном и финансовом положении организации, снижает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности и затрудняет возможность принятия обоснованных инвестиционных и управленческих решений.
Инфляция на протяжении десятков лет являлась и является проблемой экономики многих стран мира. Как отмечает С. И. Пучкова, «даже умеренная инфляция (3—5 % в год) влияет на деятельность предприятий, существенно деформируя данные отчетности, подготовленные на основе традиционных бухгалтерских оценок, дезориентируя руководство компаний в оценке
финансовых ресурсов и производственного потенциала» [13]. По мнению Т. И. Киселевич и Р. С. Ушакова, в условиях инфляции финансовые отчеты организации могут оказаться источником необъективной информации. Игнорирование влияния инфляционных процессов на оценку показателей отчетных данных может привести к недостоверным результатам и выводам анализа динамики ее показателей [7, с. 16, 17]. Основные последствия инфляции, представленные в экономической литературе, отражены на рис. 2.
Степень занижения стоимости активов предприятия зависит от времени их нахождения на балансе и темпов инфляции. В условиях инфляции остается заниженной стоимость как внеоборотных, так и оборотных активов. Наиболее подверженной искажению является стоимость основных средств и, соответственно, амортизационных отчислений, что не позволяет создать источники их восстановления.
Повышение цен на товары, работы, услуги способствует тому, что при составлении отчетности стоимость имущества будет выше, чем при его приобретении. В свою очередь, оценка имущества при выбытии в результате продажи, списания и прочем выбытии может привести к просчетам и потерям.
у
Рис. 2. Последствия инфляции: Р — занижение стоимости имущества; — занижение
расходов организации и себестоимости продукции, работ, услуг; N — завышение прибыли, рентабельности, налоговых платежей; У — разновыгодность расчетных операций
Занижение сумм амортизационных отчислений, в свою очередь, уменьшает реальную сумму себестоимости продукции, работ, услуг. Себестоимость занижается и в случае с прочими материальными ценностями, используемыми в производственном процессе при условии приобретения их в предшествующие периоды.
Как следствие, занижение себестоимости продукции, работ, услуг способствует искусственному росту показателей прибыли, рентабельности и налоговых обязательств экономического субъекта.
Как отмечает С. И. Пучкова, при инфляции «... происходит инфляционное раздувание прибыли при одновременной нехватке собственных источников финансирования; могут быть приняты неадекватные решения по распределению прибыли и выплате дивидендов; деформируется структура капитала; доля собственного капитала в итоге ресурсов, как правило, снижается до минимальной величины» [13].
Расчетные операции в этой ситуации следует рассматривать с позиции выгоды осуществления платежей. Дебиторская задолженность и денежные средства в условиях инфляции теряют свою стоимость. По этой причине в условиях роста цен предприятию не выгодна дебиторская задолженность, и напротив, чем дольше организация задерживает свои платежи, тем больше обесценятся деньги и снизится их покупательная способность. Достоверность показателей финансовой отчетности в условиях инфляции существенно снижается.
Необходимость корректировки данных финансовой отчетности возникает у ее пользователей по разным причинам, а в первую очередь, для получения полной картины деятельности отчитывающегося предприятия, отражающей риски и возможности и более логично увязывающей воедино факторы (environmental, social and governance, ESG) и финансовые результаты. На сегодняшний день финансовая отчетность «создает ложное впечатление о компании у пользователей, потому что она «историческая» — отражает результаты прошлых событий, количественная и «только финансовая» [19].
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» рекомендует проведение процедур пересчета финансовой от-
четности предприятий, функциональная валюта которых является валютой страны с гиперинфляционной экономикой.
В России до настоящего времени не разработаны и не утверждены методические подходы к пересчету показателей финансовой отчетности в условиях инфляции. Наиболее распространенным мерилом инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается как отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.
Ценовая информация собирается на территории всех субъектов Российской Федерации. В отдельных случаях для измерения инфляции предлагается использовать индексы промышленных цен или индексы цен на конкретные группы товаров или услуг, т. е. индексы оптовых цен. В условии высоких темпов роста цен различия между индексами потребительских и оптовых цен невелики, и индекс потребительских цен используется в качестве мерила инфляции. Частичное сглаживание влияния инфляции возможно при применении методов начисления амортизации по основным средствам ускоренным методом. Основные подходы к корректировке финансовой отчетности представлены на рис. 3 [19, 7, 14].
Выделяют два направления корректировки показателей отчетности в зависимости от того, какая стоимость выбрана в качестве основы финансовой отчетности (базисная или отчетная):
— инфлирование;
— дефлирование.
Инфлирование — для обеспечения сопоставимости данных пересчитываются показатели отчетности предшествующих периодов в соответствии с фактической стоимостью отчетного периода.
Дефлирование — для обеспечения сопоставимости данных показатели финансовой отчетности пересчитываются в соответствии с фактической стоимостью базисного периода.
В мировой практике существуют три основных метода корректировки влияния изменения цен на статьи финансовой отчетности предприятия, базирующиеся на следующих моделях учета: • модели учета в постоянных ценах, предусматривающей оценку объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинако-
Рис. 3. Корректировка бухгалтерской (финансовой) отчетности в условиях инфляционной экономики
способности (General GPP или General Price
вой покупательной Purchasing Power — Level — GPL);
• модели учета в текущих ценах, предусматривающей переоценку объектов бухгалтерского учета в текущую (рыночную) стоимость (Current Value Accounting — CVA или Current Cost Accounting — CCA);
• модели, представляющей собой комбинацию первых двух методов (моделей). Модель учета в постоянных ценах (GPP)
основана на применении общего индекса цен к периодическому пересчету показателей с учетом изменения покупательной способности денежной единицы. При использовании данного метода на индекс инфляции корректируются неденежные статьи баланса (за исключением нераспределенной прибыли и любых сумм дооценки) [12].
Использование указанной методики предполагает классификацию объектов бухгалтерского учета (рис. 4).
Монетарные (денежные, monetary) активы (обязательства) — учетные объекты, которые либо находятся в форме денег, либо будут оплачены или получены в виде оговоренной суммы денег.
Немонетарные (неденежные, non-monetary) активы (обязательства) — активы, реальная денежная оценка которых меняется с течением времени и изменением цен [7, с. 17].
К денежным (монетарным) активам наряду с денежными средствами следует отнести:
дебиторскую задолженность, за исключением авансов поставщикам;
— долговые финансовые инструменты.
Неденежные (немонетарные) активы включают:
— основные средства;
— нематериальные активы; незавершенные вложения во внеоборотные активы;
— оборудование к установке;
— материальные запасы;
— авансы, выданные поставщикам;
— часть дебиторской задолженности, которая может быть погашена не деньгами или выраженная в валюте.
Денежные обязательства должны включать:
— кредиторскую задолженность;
— задолженность перед подотчетными лицами;
— задолженность учредителям по доходам. Денежные статьи не корректируются на инфляцию, так как отражают масштаб цен, действующий на дату составления отчетности. К неденежным обязательствам следует отнести капитал и резервы, а
I1
Объекты бухгалтерского учета
1
Активы
Обязательства
Рис. 4. Классификация объектов бухгалтерского учета
также задолженность, предполагаемые к погашению неденежными средствами. Статьи отчета о прибылях и убытках рекомендуется рассматривать как неденежные статьи. Инфляционная прибыль (убыток) может быть определена по формуле
ИП = — ЧДП (1ц — 1) =
= ЧДП — ЧДП • 1ц = ЧДП — ЧДП1, где ИП — инфляционная прибыль (убыток);
ЧДП — чистая денежная позиция, которая определяется как разность между денежными активами и денежными обязательствами;
1ц — индекс цен отчетного периода, выбранный за базу сравнения;
ЧДП1 — величина денежной позиции, скорректированная на индекс цен.
По мнению С. И. Пучковой, метод учета в текущих ценах (ССА) является наиболее точным, поскольку подразумевает пересчет статей финансовой отчетности исходя из продажных цен и формирования текущих оценок статей по пересчитанным стоимостям активов и пассивов предприятия с учетом их реальной рыночной стоимости на текущий момент [12, с. 418].
Определение текущей рыночной стоимости возможно одним из следующих методов:
— по восстановительной стоимости;
— по ценам возможной реализации.
Отсутствие рынка определенных активов позволяет использовать индексы. Инфляционная прибыль в данном случае определяется по формуле
ИП = £ [НДА. • Кп ],
/=1
где ИП — инфляционная прибыль;
НДА. — величина /-го немонетарного показателя;
К — уровень инфляции.
Комбинированный метод корректировки финансовой отчетности предполагает применение общего индекса цен к пересчету величин изменения собственного капитала и индивидуальных индексов цен к пересчету стоимости немонетарных статей актива [12, с. 420]. Инфляционная прибыль может быть определена как разность величин чистых активов, рассчитанных рассмотренными ранее двумя методами корректировки по формуле
ИП = £ [НДА. • (Кт — Кп)] —
— (ДА- ЗК) •Кп
или
ИП = I [НДАг • (1 + KJ] + ДА -
— ЗК — СК (1 + К) =шССА - 4Agpl , где НДА — величина i-го немонетарного показателя;
К — уровень инфляции (прирост уровня цен) i-го немонетарного показателя;
Кп — цена немонетарного показателя;
ДА — денежные активы;
ЗК — заемный капитал;
СК — собственный капитал;
ЧАССА — величина чистых активов (метод ССА);
ЧАорь — величина чистых активов (метод GPL) [7, с. 17].
Согласно МСФО (IAS) 29 финансовая отчетность предприятия, функциональная валюта которого является валютой страны с гиперинфляционной экономикой (вне зависимости от используемого подхода оценки — на основе исторической стоимости или на основе метода учета по восстановительной стоимости), должна представляться в денежных единицах измерения, действующих на конец отчетного периода.
Выбор модели корректировки финансовой отчетности остается в компетенции пользователя и зависит от цели использования информации, поскольку существуют определенные ограничения и рекомендации для применения. Ограничивающим фактором выступает, в первую очередь, абстрактный характер денежной единицы единой покупательной способности (метод GPL), вызывающий определенные сомнения у научных и практических работников; во-вторых, различия в уровнях частных индексов цен от общего индекса цен (метод ССА), предполагающий применение этого метода при условии, когда стоимостная оценка различных позиций актива и пассива изменяется неодинаково.
Проблемным аспектом применения обозначенных методик корректировки отчетных данных следует назвать и проблему выбора алгоритма расчета индексов цен, различающихся системой весовых коэффициентов в формуле расчета. Статистика предлагает два вида индексов цен:
— индивидуальный (частный);
— общий (агрегатный).
Темпы инфляции характеризуют общие индексы. Индексы цен для оценки и измерения инфляции представлены в табл. 2.
До настоящего времени проблема достоверности финансовой информации в условиях инфляции не является предметом системы нормативного регулирования. Учет влияния инфляционного фактора на показатели финансовой отчетности остается объектом исследования ряда современных экономистов, предлагающих при выборе наиболее приемлемого метода корректировки принимать во внимание и качественные характеристики экономической среды, и характеристики предприятия. Необходимо учитывать общее состояние экономической среды, а именно тренды изменения уровня
цен на протяжении ряда лет в прошлых периодах, текущие значения уровня инфляции, а также прогнозные значения уровня цен на ближайшие периоды; равномерность или значительные отклонения в динамике роста цен в различных секторах промышленности. Помимо общих характеристик экономической среды предлагается принимать во внимание характеристики предприятия:
• структуру активов;
• структуру затрат;
• длительность обычного операционного цикла;
• период оборачиваемости запасов;
Таблица 2
Индексы цен для оценки и измерения инфляции
Показатель Алгоритм расчета
Локальные показатели инфляции
Индекс потребительских цен ИПЦ, % [22, с. 14] ИПЦ = Р / Ро, где ИПЦ — индекс потребительских цен; Р — цена «рыночной корзины» в исследуемом периоде; Ро — цена «рыночной корзины» в базисном периоде
Индекс цен производителей продукции Ипр, % [22, с. 14] И = ПР / П , пр ро где Ипр — индекс цен производителей продукции; ПР — стоимость промышленной продукции текущего периода в текущих ценах; Про — стоимость промышленной продукции текущего периода в базовых ценах
Индекс цен монополистов ИПМ, % [15, с. 51] ИПМ = ПМ / ПМ о где ИПМ — индекс цен монополистов; ПМ — стоимость продукции и услуг предприятий-монополистов текущего периода в текущих ценах; ПМо — стоимость продукции и услуг предприятий-монополистов текущего периода в базовых ценах
Индекс-дефлятор ИВВП, % [15, с. 51] ИВВП = ВВП / ВВП , о где ИВВП — индекс-дефлятор; ВВП — внутренний валовый продукт текущего года в ценах текущего года (номинальный ВВП); ВВПо — внутренний валовый продукт текущего года в ценах базового года (реальный ВВП)
Индекс оптимальности денежной массы ИМо, % [15, 8] ИМо = М. / Мспр. где ИМ — индекс оптимальности денежной массы; М — средняя номинальная денежная масса за период (предложение денег); Мспр. — денежная масса необходимая для обращения (спрос на деньги) в тот же период. Мспр — ТЦ> + ПС -ЗВП -ДП- -Свпр( -ОН, +Спр. где ТЦ. — сумма цен реализуемых товаров; ПС. — сумма платежей, по которым наступил срок; ЗВП. — сумма взаимно погашаемых платежей; ДП — сумма передачи долгов; Свпр .— прочие суммы, не учитываемые (вычитаемые) в обороте в периоде /; ОП — сумма отсроченных платежей; Спр. — прочие суммы обращающихся денег в периоде /; V — средняя скорость денежного оборота в периоде 1
Окончание табл.2
Показатель Алгоритм расчета
Индекс Карли Лк л= |р/п, где Лк - индекс Карли; Р1 - цена отчетного периода; Р0 - цена базового периода; / - вид товара; п - количество товаров, принимаемых в расчет индекса, шт.
Индекс Э. Ласпейреса Л [4] Агрегатный индекс цен, предложенный Э. Ласпейресом, определяет среднее изменение цены р по совокупности определенных видов продукции q и используется для характеристики среднего изменения цен на потребительские товары: л- ^оРо* ' где д0 — потребительская корзина (базовый период); р0 и р1 — соответственно цены базисного и отчетного периодов
Индекс Паше Л [4] Если количество набора продуктов принимается на уровне отчетного периода (д1), то в этом случае индекс цен именуется индексом Паше: Л = ^—-^Ро1 где д1 — потребительская корзина (отчетный период); р0 и р1 — соответственно цены базисного и отчетного периодов
Индекс Фишера [4] Одно из главных условий возникновения инфляции кроется в более быстром росте денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта, вследствие чего возникший избыток денег приводит к их обесцениванию и росту цен. И. Фишер строит свою концепцию на основании выведенного им уравнения обмена, согласно которому алгебраическая совокупность денежной массы М, находящейся в обороте, и скорости обращения денег V уравновешивает совокупность уровня цен Р и количества реальных товаров и услуг Q: мv=р>2. Из данного равенства И. Фишер определяет зависимость роста уровня цен р МУ г Q Уравнение темпов роста Тр для непродолжительных периодов времени на основании данной совокупности показателей:
тр = . Из данного уравнения следует вывод, что темп роста цен (инфляции) напрямую зависит от темпов роста денежной массы при неизменяющихся объемах реального продукта и скорости обращения денег
• темпы роста цен на основные активы, владельцем которых предприятие является, и степень их соответствия / несоответствия росту индекса потребительских цен;
• темпы роста цен на основные ресурсы, которые предприятие потребляет для осуществления своей основной деятельности, степень их соответствия / несоответствия росту индекса потребительских цен.
Как справедливо отмечает Е. М. Домбровская, достижение конечной цели формирования отчетности — получение достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта — невозможно без создания системы формирования достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности и количественной оценки влияния всех факторов, препятствующих или способствующих этому процессу. Формализация оценки достовер-
ности отчетности позволит перевести категорию достоверности из разряда теоретических понятий в разряд практически достижимых качественных характеристик отчетности [6].
Следует согласиться с этим утверждением, однако пока остается открытым вопрос о достоверности информации финансовой отчетности. Внутренний пользователь имеет возможность воспользоваться предлагаемыми методами корректировки отчетных данных для приведения их в сопоставимый вид, поскольку имеет доступ к финансовой информации внутреннего характера, необходимой для проведения расчетов. У внешнего пользователя информации финансовой отчетности такая возможность отсутствует. Пересчет показателей финансовой отчетности требует не только применения ряда определенных процедур, но и профессионального суждения. Последовательное применение этих составляющих из периода в период является не менее важным, нежели абсолютная точность сумм, включенных в пересчитанную финансовую отчетность.
Список литературы
1. Агапова Т. П., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник. 3-е изд. / под общ. ред. А. В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2000.
2. Белоусов Д. Монетарные и немонетарные факторы инфляции в российской экономике в 1992— 1994 гг. // Вопросы экономики. 1995. № 3. С. 54—62.
3. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азриеляна. 6-е изд. М.: Институт новой экономики, 2004. С. 343.
4. Васнев С. А. Статистика: учеб. пособие. М.: МГУП, 2001. 170 с. [Электронный ресурс]. Загл. с экрана. URL: т: http://www. hi-edu. ru/e-books/xbook096/01/ about. htm.
5. Всемирная история экономической мысли. Том I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни / под ред. И. П. Фаминского, Р. М. Нуреева, Д. Н. Платонова, Л. Н. Сперанской. М.: МГУ им. Ломоносова. [Электронный ресурс]. Загл. с экрана. URL: rhttpV/www. booksite. ru/fulltext/mys/lye/cjn/omik/index. htm.
6. Домбровская Е. Н. Достоверность как императив финансовой отчетности в условиях инфляции / Е. Н. Домбровская, У Ю. Рощектаева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. 2006. № 04(20). С. 212—225. Шифр Информрегистра: 0420600012\0066. URL: http://ej. kubagro. ru/2006/04/pdf/18.pdf.
7. Киселевич Т. И., Ушаков Р. С. Основные направления подготовки российской финансовой отчетности в условиях инфляции / Т. И. Киселевич, Р. С. Ушаков // Все для бухгалтера. 2004. № 8.
8. КосойА.М. Основные формулы функциональных связей денежной массы // Деньги и регулирование денежного обращения: теория и практика. М. : Финансы и статистика, 2002. С. 58.
9. Курс финансового менеджмента: учебник /
B. В. Ковалев. М.: ТК Велби, 2008. 448 с.
10. Макконел К., Брю С. Экономикс: В 2 т.: Т. 1. М.: Республика, 1995. С. 163.
11. Маркс К. К критике политической экономики. Книга первая. О капитале. [Электронный ресурс]. Загл. с экрана. URL: http://lugovoy-k. narod. ru/marx/13/04. htm.
12. Пучкова С. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Организации и консолидированные группы: учеб. пособие / С. И. Пучкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 342 с.
13. Пучкова С. И. Инфляция и отчетность // Бухгалтерский учет. 2003. № 3.
14. Пучкова С. И. Инфляция и отчетность // Бухгалтерский учет. 2003. № 8.
15. Семенов С. К. Инфляция, ее моделирование и теории негативных экономических ожиданий // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 13.
16. Современный словарь экономических терминов [Электронный ресурс]. Загл. с экрана. URL: т: www.bank24.ru.
17. Современный финансово-кредитный словарь / под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. 2-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 170.
18. Соколова Г. Н. Корректировка показателей бухгалтерской отчетности в условиях инфляции // Бухгалтерский учет. 1999. № 8.
19. Сорокина К. В. Интегрированная отчетность — новая модель для бизнеса // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2011. № 7. URL:http://www. cfin. ru/ias/manacc/integr. shtml.
20. Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: учеб. пособие М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. С. 102.
21. Финансово-кредитный словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 372.
22. Финансы России 2004: стат. сб. / Росстат. М., 2004. С. 14.
23. Экономико-математический энциклопе -дический словарь / гл. ред. В. И. Данилов-Даниль-ян. М.: Большая российская энциклопедия, 2004.
C. 176.
24. Юм Д. Опыты. М., 1896. С. 22.