Научная статья на тему 'Влияние фактора «Сезонность» на реализацию турпродукта в Республике Крым'

Влияние фактора «Сезонность» на реализацию турпродукта в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1188
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СЕЗОННОСТЬ / ИНДЕКС СЕЗОННОСТИ / СЕЗОННЫЕ КОЛЕБАНИЯ / ТУРПРОДУКТ / МЕТОД ПОСТОЯННОЙ СРЕДНЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокин А. А., Столяренко А. В.

Статья посвящена исследованию влияния фактора «сезонность» на реализацию турпродукта в Республике Крым. В статье проанализирован фактор сезонности, а именно его сущность и влияние на реализацию турпродукта, а также проведен анализ сезонных колебаний реализации турпродукта в Республике Крым при помощи метода постоянной средней. Отмечены основные проблемы санаторно-курортных предприятий, а также других объектов индустрии туризма под воздействием фактора сезонность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние фактора «Сезонность» на реализацию турпродукта в Республике Крым»

УДК: 338.48-31

Фокин А. А.

студент II курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

Научный руководитель: Столяренко А. В.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА «СЕЗОННОСТЬ» НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТУРПРОДУКТА

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Статья посвящена исследованию влияния фактора «сезонность» на реализацию турпродукта в Республике Крым. В статье проанализирован фактор сезонности, а именно его сущность и влияние на реализацию турпродукта, а также проведен анализ сезонных колебаний реализации турпродукта в Республике Крым при помощи метода постоянной средней. Отмечены основные проблемы санаторно-курортных предприятий, а также других объектов индустрии туризма под воздействием фактора сезонность.

Ключевые слова: туризм, сезонность, индекс сезонности, сезонные колебания, турпродукт, метод постоянной средней.

Целью данной работы является исследование фактора сезонности и анализ сезонных колебаний реализации турпродукта в Республике Крым.

На современном этапе проблемой влияния фактора сезонности на реализацию турпродукта занимались как отечественные, так и зарубежные авторы к числу которых можно отнести А. Ю. Александрова [1], Е. Л. Драчева [3], Г. А. Яковлева [9], А. В. Столяренко [5, 6], М. А. Шостак [8], А. М. Ветитнева [2], Р. Р. Тимиргалееву [7].

Стремительное развитие рыночных отношений в индустрии туризма демонстрирует растущую тенденцию количества путешествующих людей. В последнее десятилетие их количество увеличивается. На развитие туризма положительно воздействует внедрение и расширение использования информационных технологий, позволяющих туристам самостоятельно бронировать авиабилеты, номера в отелях и гостиницах заранее. Развитие туристской отрасли в стране приносит дополнительную прибыль и дополнительные рабочие места, но, к сожалению, туризм подвержен влиянию различных негативных факторов, одним из которых является фактор сезонности.

В сформировавшейся экономической ситуации в Крыму, туризм является приоритетным направлением развития региона. Поэтому, на данный момент особо актуальным вопросом остается увеличение длительности функционирования туристских предприятий и организаций Республики Крым, специализирующихся как на организации пассивного, так и на организации активного туризма. Последний вид туризма является одним из основных и перспективных видов деятельности туристских предприятий в межсезонье и способствует выравниванию сезонных колебаний.

Большинство авторов под сезонностью подразумевают стабильную закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет. Сезонность в туризме — это устойчиво (из года в год) повторяющаяся, характерная для определенного места периодичность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации. Главным образом сезонность в туризме определяется местными природно-климатическими условиями и ресурсами в целом, временем года (школьные и студенческие каникулы, массовые отпуска) и другими факторами [1]. Общепринято дифференцировать четыре сезона туристской активности по степени интенсивности

туристских поездок:

- сезон пик — период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации;

- сезон высокий — период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги;

- сезон низкий — период снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги;

- сезон «мертвый» — максимально неблагоприятный период для организации рекреационной деятельности [9].

Фактор сезонности приводит к тому, что внесезонные простои способствуют завышению цен на предоставляемые услуги, что в свою очередь снижает приток отдыхающих и требует мероприятий по снижению уровня воздействия данного фактора [5].

Сезонность определяется целым рядом факторов сезонных колебаний, которые общепринято разделять на первичные и вторичные. Первичные факторы — это факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий, количеством и качеством имеющихся специфических ресурсов для организации и развития различных видов туризма. Для туристов природно-географические условия являются определяющими в выборе того или иного места посещения.

К вторичным факторам сезонных колебаний относятся:

- экономические (структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предло-жения);

- демографические (деление спроса по различным демографическим признакам — половозрастному составу и другим);

- материально-технические (развитие уровня размещения, транспорта, питания и другого обслуживания);

- психологические (традиции, обычаи, мода);

- технологические (комплексный подход в предоставлении и оказании качественных

услуг);

- политические (политическая обстановка в регионе).

Туристская деятельность в Республике Крым подвержена воздействию первичных, а также вторичных факторов сезонности. Воздействие фактора сезонности проявляется в направлении санаторно-курортных предприятий и других объектов индустрии туризма, которые в низкий сезон закрываются. Вследствие чего существует проблема найма и сохранения квалифицированных работников, а также сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки; низкий удельный вес квалифицированного персонала; ограниченные возможности профессионального роста; значительное количество задействованных женщин в предоставлении туристских услуг. При таких условиях достаточно сложно организовать заинтересованность в труде, так как не работает основной метод мотивирования сотрудников — «карьерная лестница». Все вышеперечисленные особенности в высокой степени влияют на качество предоставляемых услуг, тем самым снижая конкурентоспособность предоставляемых туристских услуг в Республике Крым. Если характеризовать сезонность в туризме Республики Крым, можно сказать, что она имеет общемировые признаки, но с гораздо более выраженными проблемами, вызванными влиянием вторичных факторов. Крымский туристский сезон, как и в большинстве средиземноморских регионов имеет четкий во временных рамках «высокий» сезон, который характеризуется максимальной интенсивностью туристского потока. Но, в отличие от развитых в туристском отношении стран, в Республике Крым практически отсутствует «низкий» сезон. По истечении теплого периода начинается «мертвый сезон», что является свидетельством низкого уровня туристского предложения.

В практике экономического анализа используются различные методы расчета индекса сезонности: постоянной средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей средней и другие. Проведем анализ сезонных колебаний реализации турпродукта в Республике Крым с помощью метода постоянной средней.

Определим среднемесячные уровни за три года при помощи формулы средней арифметической простой (1.1):

" IУ

У = ■

n

(1.1)

„ - 90,3 + 68,1 + 87,8 Январь: y1 = —--j-— = 82,07

А - 40,7 + 22,5 + 33,8 „„„„ Февраль: y2 =---= 32,33 и т. д.

Исчислим постоянную среднюю по формуле: y t = Iy

n

- _ 82,07 + 32,33 + 90,3 +171,37 + 275,57 + 576,73 + 975,67 +1480,67 + 590,33 + 222,17 +190,6 +146,3 _ У' = 12 = ,

Сезонные колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к общему среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период по формуле (1.2):

Iсю = ^ X 100% (1.2)

yt

где Iœ3 - индекс сезонности;

y i — средний уровень объема реализованных услуг отдельного месяца; y t — общий средний месячный объем реализованных услуг за расчетный период. 82 07

Январь: / = —,-х 100% = 20,37

402,84

32 33

Февраль: / = —,— х 100% = 8,03 402,84

Результаты расчетов приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Анализ сезонных колебаний реализации турпродукта за 2013-2015 гг. в Республике Крым*

Период 2013 г. 2014 г. 2015 г. yt I сез , %

Январь 90,3 68,1 87,8 82,07 20,37

Февраль 40,7 22,5 33,8 32,33 8,03

Март 103,8 73 94,1 90,3 22,42

Апрель 210,4 132 171,7 171,37 42,54

Май 344,6 203 279,1 275,57 68,41

Июнь 750,2 420 560 576,73 143,17

Июль 1105 898 924 975,67 242,2

Август 1900 1102 1440 1480,67 367,56

Сентябрь 720 457 594 590,33 146,54

Октябрь 239,8 189 237,7 222,17 55,15

Ноябрь 221,2 139,7 210,9 190,6 47,31

Декабрь 160 98,3 180,6 146,3 36,32

402,84

*Рассчитано с использованием Министерства курортов и туризма Республики Крым

[4].

На основе полученных данных построим график сезонных колебаний. 400

Месяц

Рисунок 1 — Длительная развертка рядов динамики реализации турпродукта в Республике Крым за 2013-2015 гг.

Судя по графику, объем реализованных услуг туризма в Республике Крым за расчетный период имеет явно выраженный сезонный характер. Индексы сезонности показывают, что наименьшее отклонение от среднего уровня объема реализованных услуг наблюдается в феврале (8%), а наибольшее — в августе (367%). Проблема сезонности функционирования характерна для многих предприятий крымского туризма. В меньшей мере это относится к фирмам, которые занимаются международным выездным туризмом, ведь в разных странах мира сезоны не совпадают по времени, благодаря чему возможно круглогодичное функционирование фирмы. Основой для решения проблемы сезонности является как развитие в Республике Крым традиционных видов активного туризма, так и разработка ряда мероприятий, для организации которых использовались бы те рекреационные ресурсы, на которые не приходится основная нагрузка в «высокий» сезон. Существенно перераспределить туристские потоки в крымской дестинации, «оттянуть» определенный сегмент потребителя от побережья в горно-лесную зону как в «высокий сезон» так и в межсезонье. Крымские турфирмы предлагающие активные туры в период с октября по июнь сформировали устойчивую клиентскую базу, тем самым получив возможность дохода в данный низкорентабельный период. Анализ предложений на туристском рынке Республики Крым свидетельствует о том, что в последнее время также увеличился спрос на активные туры с элементами дайвинга, скалолазания, спелеотуризма. Другое направление преодоления сезонности — это разработка и продвижение новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие конгрессного и событийного туризма.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что крымский туризм имеет ярко выраженный сезонный характер, пик сезона приходится на июль — август. Активный туризм в Республике Крым способен не только сгладить сезонные колебания турпотока, но и вовлечь новые территории и ресурсы, тем самым, снижая нагрузку на традиционные места отдыха;

повысить привлекательность региона для иностранного инвестирования; повысить конкурентоспособность Республики Крым на мировом рынке туристского бизнеса.

Литература

1. Александрова, А. Ю. Международный туризм : учебник / А. Ю. Александрова. — М.: КНОРУС, 2010. — 470 с.

2. Ветитнев, А. М. Маркетинг санаторно-курортных услуг : учебное пособие / А. М. Ветитнев. — М. : Академия 2008. — 352 с.

3. Драчева, Е. Л. Экономика и организация туризма. Международный туризм : учебное пособие / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев. — М. : КНОРУС 2007. — 566 с.

4. Министерство курортов и туризма Республики Крым : официальный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://mtur.rk.gov.ru

5. Столяренко, А. В. Классификационные факторы санаторно-курортного комплекса: теоретический подход / А. В. Столяренко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета — Симферополь, 2011. — №28. — С. 170-174.

6. Столяренко, А. В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия / А. В. Столяренко // Бизнес-Информ.

— 2013. — № 1. — С. 235-242.

7. Тимиргалеева, Р. Р. Управление развитием предприятий туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга : монография / Р. Р. Тимиргалеева, И. Ю. Гришин, М. А. Шостак. — 2015. — 301 с.

8. Шостак, М. А. Маркетинг человеческих ресурсов в курортной сфере / М. А. Шостак // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 58. — С. 99-102.

9. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма : учебное пособие / Г. А. Яковлев.

— М. : РДЛ 2004. — 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.