Научная статья на тему 'Тенденции развития лечебно-оздоровительного туризма в Республике Крым'

Тенденции развития лечебно-оздоровительного туризма в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1716
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ланковская Е. К., Даскалеску А. А.

В статье представлены данные по Республике Крым в сфере лечебно-оздоровительного туризма. Проведен анализ тенденций развития лечебно-оздоровительного туризма в Крыму. Выявлены основные проблемы состояния санаторно-курортной отрасли Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития лечебно-оздоровительного туризма в Республике Крым»

УДК: [338.48:614] (470-13)

Ланковская Е.К.

старший преподаватель кафедры менеджмента и туристского бизнеса гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Даскалеску А.А.

студентка 3 курса направления подготовки «Экономика» гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

В статье представлены данные по Республике Крым в сфере лечебно-оздоровительного туризма. Проведен анализ тенденций развития лечебно-оздоровительного туризма в Крыму. Выявлены основные проблемы состояния санаторно-курортной отрасли Крыма.

Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, курортно-рекреационные ресурсы, санаторно-курортный комплекс.

Сохранение здоровья нации является приоритетной задачей государства. В условиях ухудшающейся экологической и напряженной социально-экономической ситуациях, возрастает актуальность организации условий эффективного оздоровления и отдыха. Лечебно-оздоровительный туризм занимает особое место в системе туристско-рекреационных комплексов в общемировых отношениях. В 2015 году объём мирового оздоровительного и медицинского туризма составил около 500 млрд. дол. США (по данным ВОЗ) [2]. В проводимом исследовании будут рассматриваться учреждения, предоставляющие лечебно-оздоровительные услуги и имеющие лицензию на медицинскую деятельность.

Целью исследования является выявление основных тенденций развития лечебно-оздоровительного туризма в Республике Крым в рамках современного состояния санаторно-курортной отрасли.

Следует отметить, что ряд специалистов в области курортологии разделяют понятие лечебно-оздоровительный туризм на:

- лечебный туризм (куда относят медицинский, клинический, санаторно-курортный туризм) направленный на преодоление каких-либо заболеваний либо реабилитацию после травм или перенесенных болезней;

- оздоровительный туризм, рассчитанный на физически здоровых людей, и направлен на поддержание общего физического состояния и социального благополучия.

Развитие лечебно-оздоровительной туризма, который базируется на санаторно-курортном комплексе Республики Крым является на сегодняшний день одним из стратегических направлений и основывается на пользовании лечебными грязями (около 22,4 млн м3), минеральными водами (23 источника с обьемом около 14 тыс. м3 в сутки), имеет 573 пляжей, климатические и ландшафтные ресурсы, значительное культурное и историческое наследие, т.е. обеспечен огромным туристко-рекреационным потенциалом.

Санаторно-курортный комплекс Республики Крым насчитывает 825 учреждений: 151 учреждение — санаторно-курортное лечение и другие медицинские услуги, 224 — оздоровительные услуги, 92 — детские оздоровительные учреждения, 358 —

гостиницы и отели, предоставляющие только временное размещение (Рис. 1). Кроме того, в курортный сезон оказывает услуги по временному размещению туристов более 3000 частных домовладений [1].

В Крым каждый год приезжают около 5-6 млн. человек. Основная цель приезда — это оздоровительный и пляжный туризм (56,2%), с целью медицинского туризма приезжают около 15,3 % туристов. Согласно данным социологических исследований, турист, который приезжает в Крым, расходует от 1 до 1,5 тыс. дол. США за 12-13 дней отдыха.

Учреждения лечебного и оздоровительного туризма в Республике Крым (467)

Учреждения, оказывающие услуги размещения (358)

Г

Учреждения, предоставляющие услуги лечебного туризма (151)

V.

Специализированные (12)

___________J

Клинические (мед.протокол) (3)

Многопро фильные (46)

Однопрофиль ные (6)

Для

родителей с детьми (7)

Курортная поликлиника(1)

Детские учреждения (31)

1 Г ■

I

ГГЗ....

Прочие (45)

Детские

санатории (27)

Детские мед. центры (4)

Пансионат с лечением (18)

Мед.реабили тационный центр (9)

Лечебно-оздоровительный центр (4)

Оздоровительный комплекс

(3)

Тур.-оздоро-вительный комплекс (3)

Учреждения, предоставляющие услуги оздоровительного туризма (316)

Детские оздоровительные лагеря (92)

Тур.-оздоро-вительный центр (1)

Оздоровительный комплекс (11)

Тур.-оздоровительный комплекс (11)

Гостиницы (141)

Гостиница с лечением (8)

Рис.1 Структура санаторн о-курортного комплекса Республики Крым

(Источник: Данные Министерства курортов и туризма Республики Крым [1])

Нужно отметить, что цены на медицинское обслуживание в Крыму ниже на 30-40% европейских цен, что может быть использовано в качестве конкурентного преимущества при формировании ценовой стратегии в рамках проведения маркетинговой ценовой политики санаторно-курортными предприятиям Крыма.

Экспертные оценки качества различных аспектов отдыха показывают, что курорты Крыма, по сравнению с другими местами для отдыха, выигрывают по количеству достопримечательностей, курортно-рекреационных и природных ресурсов, возможности лечения и оздоровления. Но проигрывают другим курортам по качеству дорожного покрытия и транспортной инфраструктуре в целом, инфраструктуре общественного питания, уровню развития индустрии развлечений, условиям отдыха для автотуристов [3].

Вместе с тем, вся имеющаяся санаторно-курортная база, которая на основе научного подхода создавалась долгие годы и сегодня имеет передовые научные разработки в сфере лечения, реабилитации, восстановления и профилактики здоровья в мире, а также уникальные природные лечебные ресурсы используются в настоящий момент неэффективно.

Основными причинами такого недостатка является низкая осведомленность потенциальных потребителей лечебно-оздоровительного туризма за пределами Республики Крым, недостаточная компетентность туристских операторов по вопросам особенностей лечебно-оздоровительных программ на курортах Крыма. Неприспособленность санаторно-курортных учреждений к функционированию в современных рыночных условиях (около 70% не могут круглогодично принимать туристов). Отсюда в основном весь туристский поток приходится на июль-август, что влечет за собой потерю прибыли до 60 %. Вследствие повышенного спроса в период активного сезона и повышения цен на лечебно-оздоровительные услуги, ценовая политика санаторно-курортных учреждений не отвечает качеству, тем самым влечет за собой неудовлетворенность туристов до 19%.

Также, как выше было сказано, имеет место дисбаланс между фактическим состоянием туристско-рекреационной инфраструктуры и современными требованиями (состояние дорог, парковки, развлечения). Несоответствие индустрии лечебного и оздоровительного туризма Крыма российским и международным стандартам влечет за собой отсутствие категоризации объектов, стандартов качества, корпоративной культуры.

В последнее время наблюдается высокий уровень «тенизации» отрасли, и тем самым 80% туристского потока приходится на частные размещения, и, как следствие, доходы республиканского бюджета от туризма составляют не более 6%.

Выявленные проблемы подтверждаются тем фактом, что на сегодняшний день в Крыму отсутствует четко сформулированная стратегия развития и продвижения лечебно-оздоровительного туризма на отечественный и международный рынки. Сложился неблагоприятный инвестиционный климат, вследствие чего отсутствуют капиталовложения, без которых невозможно вывести санаторно-курортный комплекс Крыма из состояния стагнации.

Для изменения сложившейся ситуации в целях развития лечебно-оздоровительного туризма необходимо активизировать маркетинговую деятельность туристско-рекреационных предприятий, разработать эффективную маркетинговую политику. А именно направить маркетинговые активности в первую очередь на создание конкурентоспособного курортно-рекреационного продукта, который будет соответствовать мировым стандартам качества, что позволит переломить тенденцию падения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса Крыма и увеличить продолжительность активного курортного сезона и уменьшить сезонные колебания в уровнях доходов. Также, необходимо проведение эффективной рекламной кампании Крыма как здравницы, как за пределами самого Крыма, так и за пределами Российской Федерации.

Таким образом, сохраняя и восстанавливая здоровье населения, проводя профилактику заболеваний, снижая уровень инвалидности, сокращая расходы на лечение,

формируя здоровый образ жизни, стимулируя появление новых рабочих мест и увеличивая объем поступлений в бюджет, предприятия туристско-рекреационной отрасли Крыма могут стать важнейшим ускорителем социально-экономического развития как региона, так и всего государства.

Литература

1. Официальный сайт Министерства курортов и туризма Республики Крым. Статистика туризма. [Электронный ресурс]. — URL: http://minkurort.ru/

2. Global Health Observatory (GHO) data. -World Health Statistics.- 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:: http://www.who.int/gho/publications/world_health_statistics/2015/en/

3. Отчет компании «Research and Branding Group». Перспективы развития туризма в Автономной Республике Крым. Ключевые результаты исследования. Часть 2. Исследование отдыхающих в Крыму. — «Research and Branding Group», 2013.

4. Ланковська О. К. Визначення ролi i мюця здравниць в розвитку продуктивних сил Украши [Електронний ресурс] / О. К. Ланковська. // Економша. Управлшня. 1нновацп. — 2013. — № 2. — Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/eui_2013_2_45.pdf http://elibrary.ru/download/88187997.pdf

5. Ларша Р. Р. Оцшка потреби населення Украши у санаторно-курортних послуга / Р. Р. Ларша, О. Б. Бочкова, О. К. Ланковська // Вюник Чершвецького торговельно-економiчного шституту. Економiчнi науки. — 2013. — Вип. 3. — С. 190-196. — Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j -pdf/Vchtei_2013_3_34.pdf

6. Миколайчук А. А. Интернет-маркетинг как эффективный инструмент продвижения туристских дестинаций Крыма // Миколайчук А. А., Ланковская Е. К. — Таврический научный обозреватель, № 1 (6) — январь 2016 г., www.tavr.science — 2016 г., «Экономические науки», с. 39-44. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tavr.science/stat/2016/01/Mikolajchuk-Lankovskaya.pdf

7. Тiмiргалeeва Р. Р. Здравниц як важливий суб'ект регюнального ринку санаторно-курортно'1 галузг сучасний стан // Тiмiргалeeва Р. Р., Ланковська О. К.// Вюник Сумського нащонального аграрного ушверситету: Економша та менеджмент. — № 12 (58). — 2013. С. 18-22. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21062187

8. Тимиргалеева Р. Р. Аналитический обзор зарубежного и отечественного опыта развития курортно-рекреационного комплекса // Тимиргалеева Р. Р., Ланковская Е. К. // Евразийский союз ученых: научный журнал. — №8. — 2014. — С. 157-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.