Научная статья на тему 'Влияние европейских традиций на развитие вокальной школы в Китае'

Влияние европейских традиций на развитие вокальной школы в Китае Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1462
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние европейских традиций на развитие вокальной школы в Китае»

ность» голоса обусловлена его способностью вобрать в себя личный жизненный опыт человека, его социальное, духовно-нравственное и эстетическое воспитание.

Профессиональная подготовка вокалистов в настоящее время переживает всплеск интереса. Возросло число желающих получить высшее образование, что подтверждается достаточно высоким конкурсом на вокальные отделения и факультеты. Интерес настолько велик, что многие уже состоявшиеся специалисты в различных сферах деятельности бросают свою работу, самые престижные вузы, отказываются порой от благоприятных социальных перспектив ранее избранной профессии и стремятся поступить на вокальные специальности.

Сегодня требования к академическому образованию вокалиста необыкновенно возросли. Он должен знать классический репертуар, освоить сложные по музыкальному языку современные вокальные произведения, владеть различными стилями и техниками, иметь артистические способности. Наконец, он должен обладать широкой гуманитарной культурой, быть духовно развитой личностью.

Все эти проблемы необходимо решать комплексно, только в этом случае можно действительно эффективно раскрыть художественно-творческий потенциал вокалиста.

Примечания

1 Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. -М.:Искусство и наука, 2002. - 496 с.

Ду Сы Вэй

ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КИТАЕ

Вокальное образование в китайских высших учебных заведениях осуществляется по трем направлениям: академическое пение, популярное, эстрадное пение и новое народное пение, которое вобрало в себя типичное, истинное традиционное пение, техника такого пения передается из поколения в поколение.

Новое народное пение в Китае, или школа народного пения - академия, - широкое понятие, где есть место и китайской традиционной песне, и классической опере, и европейским традициям bel canto. «Новое народное пение» сочетает традиционное китайское культурное очарование и новые эстетические веяния. На формирование и развитие современной китайской национальной вокальной школы сильное влияние оказали европейские традиции. Ее становление стало возможным в первую очередь благодаря Сяо Юмэю (1884-1940) - композитору, музыкальному педагогу.

Развитие нового музыкального направления способствовало созданию не только музыкальных объединений, организаций, но и открытию высших музыкальных учебных заведений, советов, поскольку для такой музыки нужны были исполнители, которые бы интересовались не только классическими, но и новыми направлениями. Для того чтобы оценить новые музыкальные сочинения, потребовались и искусствоведческие исследования, которые активно проводились советом при университете Пекина (1919-1922), который впервые ввел в учебный процесс предмет «Вокал», обосновал теорию обучения вокальному искусству. В созданной теории отразился синтез европейской вокальной традиции bel canto и китайской народной музыки, что создало научную базу для деятельности других советов, например, шанхайскому эстетическому совету (1919-1922) и многим другим.

Бурный общественный подъем 20-х годов, стремление к созданию национальной культуры требовали подготовки своих национальных профессиональных кадров. 27 ноября 1927 года состоялось официальное открытие консерватории в Шанхае, где на государственном уровне утверждались европейские и американские модели обучения певцов.

Сяо Юмэй - директор консерватории, подчеркивал, что ключ к успеху обучения вокалу составляют высоко профессиональные педагоги. Для этого приглашались педагоги из других стран, а также китайские певцы, которые получали образование за границей. Среди таких педагогов были В.Г. Шушлин - русской певец-бас, который в конце 20-х годов ХХ века вместе с Ф. Шаляпином выступал в опере Шанхая, а позже, приняв приглашение консерватории, работал профессором на вокальном факультете. В1956 году он вернулся в Россию и

Музыкальное образование

работал профессором Московской консерватории. Шушлин подготовил для китайской сцены таких выдающихся певцов, как Лан Минсю (колоратурное сопрано), Сы Игуй (тенор), Хун Юкуй (сопрано), Шин Сян (тенор) и многих других. Педагогическая деятельность В. Шушлина оказала большое влияние на развитие китайского вокального образования. Его ученики внесли весомый вклад в развитие китайского вокального образования.

В ряду других певцов-педагогов, которые стояли у основания китайской вокальной школы, можно назвать Н. Славинову (русскую певицу-сопрано), Mrs Mildred Wiant (певицу из Америки), Herbert Cave (певца из Англии) и Чжоу Сяояэнь (китайскую певицу, окончившую Парижскую консерваторию), Ин Шаннэн (китайского певца, занимавшегося вокалом в Америке) и других.

Сформировались два основных центра вокальной подготовки в Китае - это консерватория в Шанхае и центральная консерватория в Пекине. Позже открылись учебные заведения, где также обучали пению, например, в Ухане.

Большинство педагогов по вокалу в учебных заведениях получили вокальное воспитание в Европе или Америке. Поэтому европейские традиции в большей мере повлияли на молодых китайских певцов, на их певческую культуру. Одаренные молодые китайские певцы, обучаясь необходимым технологическим особенностям правильного голосообразования у своих иностранные педагогов, умели творчески применять их в соответствии с исполнительскими задачами. Это давало им возможность с успехом исполнять как арии из европейских опер, так и китайские произведения. Они впервые исполнили китайские народные песни «Пастушка», «Белая Китайская стена» и т.д., придавая им новое звучание.

Новая музыка, европейская музыкальная культура получила свое распространение в Китае, постепенно изменялись эстетические концепции, эпоха китайской классической оперы уходила. В этот период, под влиянием западной музыки, появляется новое направление в вокальном искусстве.

Представителями нового направления были: Шин Сингун (1870-1947), Сяо Юмэй (18841940), Чжао Юньжень (1892-1982) и другие. Эти композиторы изучали западную музыку за границей, но вместе с тем они удаляли пристальное внимание и развитию национального вокального искусства. Мотивы китайских классических опер и народных песен позволили создать новое поколение песен - таких, как «Спросить», «Как не думать о нем», «Мелодичный звук моря», «Плывущие облака» и т.д.

Нэ Эр (1912-1935), Сянь Синхэй (1905-1945) и другие представители, которые развивали патриотическую тему, занимались собиранием и созданием народной музыки. Данные исследования помогали им изучить особенности народной музыки Китая и послужили основой для написания песен, имеющих яркий национальный характер. Эти песни распространились в народе. Например, «Песня дорога», «Певица под пяту», «Хор желтой реки», «Песня в полночи» и т.д.

Создание нового оперного направления в Китае связанно с именем композитора А. Апу-щалямва (1894-1965), русский еврей, который занимался в Швейцарии, а с 1914 года по 1947 год жил в Китае. Он увлекся китайской традиционной музыкой, особенно классической оперой. Народные музыкальные сюжеты, собранные музыкантом, послужили основой оперы «Гуаньинь» (богиня милосердия). Премьера состоялась в 1962 году в Пекине и имела успех [1, с. 375].

Хуан Юаньло (1916-1989) использовал творческий метод западной оперной школы, создал оперы «Цю Цзи», в которой китайские молодые певцы Мо Гуйсинь (тенор) и Чжан Чуань(сопрано) исполняли главные партии. 31 января 1942 года состоялась премьера в театре Го Тэ в Чун Чине. Опера «Цю Цзи» имела большой успех. О ней писали газеты «Син Хуа» и «Современная музыка»: «Цю Цзи отразила итальянские традиции, но еще не в полной мере усвоила их...»; «но то, что создал композитор, уже достойно поздравления». Музыкальная критика считала, что «создание новой оперы требует глубокого изучения жизни народа Китая, чтобы занять необходимую общественную сферу Китая...»; «как бы там ни было, но после создания оперы Цю Цзи, многие композиторы обратились в своем творчестве к опере...». Поэтому смелые искание, которые отразились в опере «Цю Цзи», послужили толчком для развития новой оперы.

Опера «Девушка с седыми волосами» была написана в середине 40-х годов композиторами Ма Кэ, Чжан Лу, Цю Бэй и другими на основе народных напевов и традиций западной оперы (премьера состоялась в апреле 1945 года в Янь Ани). Ведущую партию в ней исполняла народная артистка Ван Кунь (сопрано), она играла девушку. Большой успех и народное признание этой оперы объясняются тем, что в ней обращается внима-

ние на национальные идеалы, эстетические ценности. Она тесно связана с жизнью народа, поэтому была тепло принята.

Новые направления развития вокального жанра оказали влияние на становление системы образования. Так, 17 июня 1950 года была открыта Центральная консерватория, создан Нэньцинский государственный музыкальный институт, музыкальный факультет Янцинского университета, музыкальный факультет университета Хуа Бэй и другие. Вокальный факультет консерватории возглавляла Юй Исюнь (певица сопрано, в Шанхайской консерватории занималась в классе В.Г. Шушлина).

В этот период Музыкальный союз и Центральная консерватория вплотную занимаются разработкой концепции пения нового Китая, что вызвало дискуссию: «провинциальный голос» и «современный голос». Голос провинциальный - это голос артистов, сформированный на основе навыков голосообразования, существующих в народе. Культура городского населения отличалась от культуры деревенской, так как создавались профессиональные ансамбли, театры оперы и балета. Все это требовало совершенствования профессиональной подготовки певцов, что способствовало формированию другой манеры пения, которая получила название «современный голос».

В 1956 году по инициативе композитора Ли Цзефу в консерватории Шин Яана впервые был открыт класс народного пения. В 1958 году в Шанхайской консерватории открыт класс народного пения на вокальном факультете. В 1964 году создана консерватория Китая, где стала осуществляться подготовка профессиональных певцов народной музыки. Вслед за ней открыта специальность народного пения. Народное пение обрело новый путь развития - путь профессионального обучения.

Китайские педагоги попытались использовать методы подготовки вокалиста bel canto для совершенствования голосообразования учеников. В процессе обучения педагогам приходилось решать сложные задачи. Например, почему большинство учеников, которые раньше были народными артистами и пели песни природным голосом, в процессе занятий переходили на фальцетный голос, их диапазон сокращался, место звука не объединялось с дыханием. Педагоги Ван Пиньсу, Тан Сюегэн, Е Су стали основателями нового народного пения Китая, воспитали блестящие народные таланты - Сэ Данчжома, Хэ Цзингуан, У Йэнцэ, Ху Сунхуа и многих других. Их методика расширяла возможности певца, подчеркивала яркость национального характера, позволяла овладеть широким диапазоном, навыками звуковедения. Также пение стало целью обучения исполнителя.

В конце 60-70-х годов ХХ века «культурная революция» не способствовала развитию вокального искусства в Китае. Лишь с 1980-х годов проводимые социально-политические реформы открыли возможность китайским певцам посетить мастер-классы известных во всем мире мастеров - Лучано Паваротти, Плачидо Доминго и др. Новое народное пение на основе классической европейской оперыи традиционного пения сформировало систему вокального обучения в Китае. Педагог Цзин Телин и его учение стали основой профессионального обучения народного пения на современномэтапе. Основные идеи развивают крупнейшие педагоги - Чжо Сяояань, Шин Сян, Ван Пису, Цзин Телин.

Многообразие подходов к формированию профессиональной вокальной школы в Китае отразилось на длительном пути ее развития. Современные особенности формирования новых и развитие уже имеющихся традиций играют ведущую роль в поиске наиболее эффективных методов и методик развития певческих умений.

Примечания

1. Сун Цзинань Краткий курс истории китайской музыки [Текст] / Сун Цзинань, Чжо Чуж Цуань. - Изд. Шаньдуна, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.