тельности ансамбля, четвертого перевести в другую группу, где он будет испытывать иное психологическое воздействие, поведение пятого разобрать на общем собрании и т. п.
И наконец, на третьей стадии - стадии синтеза руководитель и коллектив образуют единое целое, с едиными целями, единым волевым устремлением. На данной стадии многие вопросы руководства, организации, творчества коллектив берет на себя. В ДМК такая стадия приходит в результате длительной совместной работы, решения ряда труднейших творческих задач. Говоря о присущей данной стадии сплоченности коллектива, мы имеем в виду привязанность юных музыкантов к своему ансамблю, товарищам по музицированию. Этот синтез - итоговый показатель учебно-воспитательной работы руководителя, барометр психологического климата в ДМК.
Мы остановились лишь на некоторых вопросах психолого-педагогического анализа процессов обучения и воспитания учащихся в процессе коллективного музицирования. Как показало наше исследование, будущее успешного развития ДМК - в постоянном синтезе коллективного опыта, достижений психологии и педагогики с поисками и экспериментами, активизирующими творческое развитие участников оркестров и ансамблей в детских образовательных учреждениях Республики Корея.
Р.В.Сладкопевец
РАСКРЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОКАЛИСТОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В настоящее время активно развивается вокальная школа России, опираясь на проверенные веками вокальные традиции российской и зарубежной школы. Но, несмотря на богатейший исторический опыт, вокальная школа находится в стадии поиска наиболее совершенного и эффективного. Огромную роль играет исторический анализ педагогического и творческого наследия выдающихся мастеров вокала, выявление утраченных методик, которые были забыты в силу их устной передачи от педагога к ученику. Их возрождение на сегодняшний день приобретают особую ценность Сущность и содержание художественно-творческого потенциала вокалистов является достаточно сложной и многообразной проблемой. Её раскрытие предполагает глубокий и всесторонний анализ философской, психолого-педагогической и музыковедческой литературы.
Опираясь на идеи вокальные методики Ф.И. Шаляпина, теоретические представления певцов и педагогов вокала М. Гарсиа, Ж. Л. Дюпре, Ф. Ламперти, У. Мазетти, Е.К. Катульской, К.Н. Дорлиак, А.Л. Доливо, Е.Г. Ольховского, Е.В. Образцовой, Е. Нес-теренко, В.П. Морозова; на труды О.А. Блоха, Л.С. Зориловой, В.Г. Кузнецова, а также на психолого-педагогические идеи раскрытия творческого потенциала личности, творческих потребностей, мотивов, интересов Б.Г. Ананьева, В. Г. Асеева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.Ф. Железняка, А.Г. Здравомыслова, А.Г. Ковалева, А.А. Леонтьева, И.С. Марьенко, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б. Теплова, Д.Б. Эльконина и многих других, современная вокальная школа рассматривает художественно-творческий потенциал как сложный психо-физиологический процесс, тщательно изучает его отдельные стороны.
Анализ многочисленных источников позволяет утверждать, что художественно-творческий потенциал - категория, имеющая мировоззренческую направленность, которая обусловлена индивидуально-психологическими особенностями личности. Он формируется в процессе приобретения жизненного, профессионального, креативного опыта и дает возможности самореализовываться личности в условиях активной созидательной деятельности.
Проблемы более совершенной профессиональной подготовки вокалистов в вузе все больше привлекают ученых и педагогов, поэтому не случайно сегодня выходит обширная педагогическая литература, раскрывающая различные грани становлениямастерства вокалистов. Нельзя не отметить фундаментальный труд В.П.Морозова «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» [1].
Резонансная теория искусства пения (РТИП) - это результат обобщения более чем 40-летнего опыта автора по исследованию певческого голоса разных профессиональных
Музыкальное образование
и возрастных категорий, включая крупнейших мастеров вокального искусства: Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, В. Атлантова, Б. Руденко, М. Рейзена, И. Петро-ва-Краузе, И. Архипову, Е. Образцову, Е. Нестеренко, П. Лисициана, Н. Гяурова, Э. Ка-рузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Паваротти, З. Долуханову, В. Левко, Г. Вишневскую, П. Скусниченко, Б. Штоколова, Д. Хворостовского, Л. Сметанникова, Б. Христова, Т. Милашкину и многих других. В настоящей работе рассматривались спектры голосов известных эстрадных певцов, среди которых Л. Утесов, К. Шульженко, Г. Великанова, А. Герман, А.Пугачева, И. Кобзон, В. Леонтьев, В. Высоцкий. Спектры голоса автором рассматривались как графики, позволяющие наглядно оценить относительный уровень всех обертонов певческого звука, включая основной тон, формантные области, т.е. группы наиболее усиленных обертонов, в частности низкую певческую формату (НПФ) и высокую певческую форманту (ВПФ). В.П. Морозов убедительно доказал, что все форманты голоса имеют резонансное происхождение, т.е. их образование связано с резонансом определенных областей голосового тракта певца и взаимодействием этих резонансов между собой.
Монография содержит высказывания этих выдающихся певцов о технике пения, альбом спектров их голосов, а также практические выводы для вокальной педагогики и методологии.
Эта работа посвящена научно-экспериментальному изучению важнейшей роли резонансной системы певца в формировании профессиональных качеств его голоса: силы, красоты тембра, полетности, четкости дикции, неутомимости и долговечности сценической певческой деятельности. Автор пишет о том, что так называемая «миоэластическая» теория голосообразования, а также «нейрохронаксическая» теория Рауля Юссона играют основную роль в образовании певческого голоса. Рациональная организация певцом резонансной системы значительно (в десятки и сотни раз!) повышает эффективность голосообразования, т.е. коэффициент полезного действия голосового аппарата без каких-либо дополнительных усилий со стороны гортани, и тем самым является как бы «даровым источником» акустической энергии голоса. Выдающиеся певцы, как отмечает В.Л. Морозов, именно из этого источника черпают силу, красоту и неутомимость своего голоса.
В труде В.П. Морозова рассматривается семь важнейших функций певческих резонаторов: энергетическая, генераторная, фонетическая, эстетическая, защитная, индикаторная и активизирующая, объясняются акустико-физиологические механизмы взаимодействия резонаторов с работой гортани и певческого дыхания, подробно рассматриваются пять основных признаков резонансной техники выдающихся мастеров вокального искусства.
В результате этого автор пришел к убеждению, что резонансная теория искусства пения - это научно-практическая теория. Ее основные положения взяты из практики выдающихся певцов и педагогов, научно объяснены и направлены на совершенствование практических методов работы над голосом. РТИП не только объясняет феномен резонансного пения, но и указывает пути овладения резонансной певческой техникой.
Это современное исследование проведено с применением современных методов акустики, физиологии, психологии, компьютерных технологий. Применение разработанной методики сегодня позволяет не только произвести детальный анализ певческого голоса и выявить его характерные акустические свойства, обуславливающие его высокие эстетические качества (наличие высокой и низкой певческих формант и др.), но и совершенствовать вокальную технику звукообразования, оценить степень активности резонансной системы поющего. В то же время компьютерный анализ позволяет выявить и недостатки голоса и механизмов его образования у молодых неопытных певцов. Но в данной работе мало внимания уделяется раскрытию художественно-творческого потенциала вокалистов, что необходимо для еще более совершенной подготовки специалистов пения.
В.П. Морозовым разработан эффективный комплексный метод диагностики вокальной одаренности, включающий компьютерный анализ голоса и обследование с помощью специально разработанных тестов на определение эмоционального и вокального слуха и др. Но он обращает внимание лишь на вокальные возможности певца, не учитывая художественно-творческие особенности его личности.
Художественно-творческий потенциал вокалистов сегодня следуетрассматривать в двух главных плоскостях: художественно-творческой, раскрывающей внутренний духовный мир певца, его мысли, чувства, представления, систему ценностей и технической, связанную непосредственно с его исполнительским аппаратом, голосовыми возможностями.
Синтез различных художественно-творческих и технических показателей дает возможность говорить об индивидуальности, уникальности вокалиста. Яркая «портрет-
ность» голоса обусловлена его способностью вобрать в себя личный жизненный опыт человека, его социальное, духовно-нравственное и эстетическое воспитание.
Профессиональная подготовка вокалистов в настоящее время переживает всплеск интереса. Возросло число желающих получить высшее образование, что подтверждается достаточно высоким конкурсом на вокальные отделения и факультеты. Интерес настолько велик, что многие уже состоявшиеся специалисты в различных сферах деятельности бросают свою работу, самые престижные вузы, отказываются порой от благоприятных социальных перспектив ранее избранной профессии и стремятся поступить на вокальные специальности.
Сегодня требования к академическому образованию вокалиста необыкновенно возросли. Он должен знать классический репертуар, освоить сложные по музыкальному языку современные вокальные произведения, владеть различными стилями и техниками, иметь артистические способности. Наконец, он должен обладать широкой гуманитарной культурой, быть духовно развитой личностью.
Все эти проблемы необходимо решать комплексно, только в этом случае можно действительно эффективно раскрыть художественно-творческий потенциал вокалиста.
Примечания
1 Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. -М.:Искусство и наука, 2002. - 496 с.
Ду Сы Вэй
ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КИТАЕ
Вокальное образование в китайских высших учебных заведениях осуществляется по трем направлениям: академическое пение, популярное, эстрадное пение и новое народное пение, которое вобрало в себя типичное, истинное традиционное пение, техника такого пения передается из поколения в поколение.
Новое народное пение в Китае, или школа народного пения - академия, - широкое понятие, где есть место и китайской традиционной песне, и классической опере, и европейским традициям bel canto. «Новое народное пение» сочетает традиционное китайское культурное очарование и новые эстетические веяния. На формирование и развитие современной китайской национальной вокальной школы сильное влияние оказали европейские традиции. Ее становление стало возможным в первую очередь благодаря Сяо Юмэю (1884-1940) - композитору, музыкальному педагогу.
Развитие нового музыкального направления способствовало созданию не только музыкальных объединений, организаций, но и открытию высших музыкальных учебных заведений, советов, поскольку для такой музыки нужны были исполнители, которые бы интересовались не только классическими, но и новыми направлениями. Для того чтобы оценить новые музыкальные сочинения, потребовались и искусствоведческие исследования, которые активно проводились советом при университете Пекина (1919-1922), который впервые ввел в учебный процесс предмет «Вокал», обосновал теорию обучения вокальному искусству. В созданной теории отразился синтез европейской вокальной традиции bel canto и китайской народной музыки, что создало научную базу для деятельности других советов, например, шанхайскому эстетическому совету (1919-1922) и многим другим.
Бурный общественный подъем 20-х годов, стремление к созданию национальной культуры требовали подготовки своих национальных профессиональных кадров. 27 ноября 1927 года состоялось официальное открытие консерватории в Шанхае, где на государственном уровне утверждались европейские и американские модели обучения певцов.
Сяо Юмэй - директор консерватории, подчеркивал, что ключ к успеху обучения вокалу составляют высоко профессиональные педагоги. Для этого приглашались педагоги из других стран, а также китайские певцы, которые получали образование за границей. Среди таких педагогов были В.Г. Шушлин - русской певец-бас, который в конце 20-х годов ХХ века вместе с Ф. Шаляпином выступал в опере Шанхая, а позже, приняв приглашение консерватории, работал профессором на вокальном факультете. В1956 году он вернулся в Россию и