также определить основные методы установления эффективного взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков:
1. Инспектору надлежит полностью освободиться от оценочных суждений и критических замечаний в адрес родителя, чей ребенок совершил правонарушение. Безусловно, родители несут полную ответственность за правонарушения, совершенные их несовершеннолетним ребенком. Но инспектор по делам несовершеннолетних, преследуя основную цель - предотвратить повторные противоправные действия в будущем, должен понимать, что любые критические замечания могут повлечь со стороны родителя, чей ребенок является правонарушителем, отстранение с последующим нежеланием взаимодействия. Поэтому инспектор должен помнить, что только доверительные отношения с родителями подростка - залог успешного взаимодействия.
2. Инспектор по делам несовершеннолетних оказывает семье, в которой воспитывается несовершеннолетний, помощь в правовом информировании, оказывает сопровождение и направляет в структуры, компетентные в вопросах оказания помощи данной семье. Однако, инспектор по делам несовершеннолетних должен также помнить, что действия по выходу из кризисной ситуации семья осуществляет самостоятельно. Осуществляя такую деятельность за подучетный контингент, инспектор рискует лишить данную семью всяческих стремлений самостоятельно решать собственные проблемы, а себя в свою очередь нагрузить большим объемом непосильной дополнительной работы.
3. Инспектор по делам несовершеннолетних проявляет личную заинтересованность и стремление помочь данной семье. Обладает навыками активного слушания и эффективной коммуникации.
4. Информация, которую инспектор доносит до несовершеннолетнего и его родителей, должна затрагивать их интересы и быть полезной им.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андереева. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. - 363 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
3. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. [Электронный ресурс]: офиц. сайт/ dogmon.org. - [Москва], 2012. - Режим доступа: http://dogmon.org/aleksandr-anatoleevich-bejencev-sistema-profilaktiki-pravonaru.html?page=11
4. Бубер М. Я и Ты. М., 1995. - 344 с.
5. Национальная философская энциклопетия. [Электронный ресурс]: офиц. сайт/ Национальная энциклопедическая служба России. - [Москва], 2010. - Режим доступа: http://terme.ru/termin/dialog.html
6. Психология общения и межличностных отношений. Ильин Е.П. - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.
7. Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 504 с.
8. Хайдеггер М. Бытие и Время. М.: Ad Marginem, 1997
9. Buber M. A Believing Humanism — My Testament, 902-1965. N. Y.: Simon and Schuster, 1967.
10. Kramer E. Art as Terapy with Cildren/ New York, 1977.
Психология
УДК 159.9:075
кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Иванова Ирина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ
КОМПАНИИ
Аннотация. В статье приведены результаты исследования влияния эмоционального интеллекта на характеристики самоактуализирующейся личности и ценностные ориентации у менеджеров торговой компании. У большинства испытуемых были выявлены средние значения эмоционального интеллекта. Менеджеры обладают некоторой эмоциональной осведомленностью и способны к пониманию эмоций, но испытывают трудности в управлении своими эмоциональными состояниями. Полученные результаты также свидетельствуют о высоком уровне потребности в самоактуализации у менеджеров компании. На основе выявленных качеств был составлен портрет самоактуализирующейся личности менеджера, в котором доминируют качества социальной успешности, спонтанности, независимости, свободы выбора. Ценностными ориентациями такой личности являются забота о здоровье, любви и материальном благополучии. Достигать этих целей возможно только с помощью деловых средств: чувства ответственности, добросовестности, твердой воли. После проведенного корреляционного анализа с применением коэффициента Спирмена были выявлены значимые прямые и обратные связи между показателями эмоционального интеллекта и качествами самоактуализирующейся личности. По оценкам менеджеров, контактность в общении напрямую зависит от способности профессионала мотивировать себя, вызывая эмоции, адекватные ситуации. Выявлена достоверная обратная связь между самомотивацией, эмпатией, с одной стороны, и самоуважением. Это означает, что, по мнению испытуемых, чем выше социальная успешность и самоуважение, тем ниже способность управления своими эмоциями и эмпатия к чувствам окружающих.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия, понимание эмоций, самоактуализация, самоуважение, сензитивность, познавательные потребности, творческая направленность, ценностные ориентации.
Annоtation. The article presents the results of a study of the influence of emotional intelligence on the characteristics of a self-actualizing personality and value orientations of the managers of a trading company. Most subjects showed average values of emotional intelligence. Managers have some emotional awareness and are capable
of understanding emotions, but have difficulty managing their emotional states. The results also indicate a high level of need for self-actualization among company managers. On the basis of the identified qualities, a portrait was drawn up of the manager's self-actualizing personality, dominated by the qualities of social success, spontaneity, independence, and freedom of choice. The value orientations of such a person are concern for health, love and material well-being. To achieve these goals is possible only with the help of business tools: a sense of responsibility, good faith, strong will. After the correlation analysis carried out using the Spearman's coefficient, significant direct and inverse relationships were found between the indicators of emotional intelligence and the qualities of a self-actualizing personality. According to the estimates of managers, contact in communication directly depends on the ability of a professional to motivate himself, evoking emotions, adequate situations. Revealed a reliable feedback between self-motivation, empathy, on the one hand, and self-esteem. This means that, according to the subjects, the higher the social success and self-esteem, the lower the ability to manage their emotions and empathy towards the feelings of others.
Keywords: emotional intelligence, emotional awareness, self-motivation, empathy, understanding of emotions, self-actualization, self-esteem, sensitivity, cognitive needs, creative orientation, value orientations.
Введение. В современном обществе проблема компетентности в понимании и адекватном выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощённый в образе некоего эталона успешного человека - несгибаемого и как бы лишённого эмоций. Вместе с тем в психологии и смежных науках давно установлен факт, что невозможность психологической переработки эмоций приводит к разрастанию их физиологического компонента, следствием которого является ухудшение здоровья, снижение настроения и работоспособности. Становление гуманистических ценностей в нашем обществе невозможно без развития эмоционального интеллекта. В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания [1; 2]. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций сформулировано понятие «эмоциональный интеллект», которое определяется как способность действовать в соответствии с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999) [7]; совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000) [4]. Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении [6].
Исследование эмоционального интеллекта и его взаимосвязей с различными свойствами личности, в том числе с процессами самоактуализации, у профессионалов является новой и малоисследованной в современной психологической науке проблемой. Самоактуализация - многогранный и сложный феномен, впервые описанный К. Гольдштейном и более подробно изученный психологами гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др). В той или иной форме она изучалась в смежных и близких к гуманистической психологии направлениях - социокультурном психоанализе К. Хорни и Э. Фромма, гештальттерапии Ф. Пёрлза, экзистенциальной психологии Д. Бьюдженталя и Р. Мэя, философских работах М. К. Мамардашвили. В настоящее время все чаще рассматриваются социально-психологические аспекты личностного роста и самоактуализации (Л.А. Коростелева, Е.Е. Вахромов, О.В.Немиринский, Н.В. Ковалева). Самоактуализация представляет собой процесс и результат максимально-полного проявления человеком своих способностей, развития задатков и реализации всего потенциала своей личности [5].
Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных особенностей самоактуализации у менеджеров крупной торговой компании. Выборку составили мужчины и женщины в количестве 40 человек, в возрасте активной профеесионализации от 22 до 41 года.
Были использованы следующие психодиагностические методики: методика оценки эмоционального интеллекта (Н.Холл) и Самоактуализационный тест (САТ) (Э.Шостром), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Достоверность полученных данных определялась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена с использовнием компьютерной программы для статистической обработки данных - SPSS -12.
На первом этапе исследования изучались способности эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия, способность к распознаванию эмоций других людей. Результаты показали, что у 35% менеджеров средний уровень эмоционального интеллекта. Они способны к произвольному управлению деятельностью и общением с помощью определенных эмоционально-волевых усилий: самоконтроля, адекватного эмоционального реагирования. У остальных (65%) выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта. Его характеризуют непроизвольные эмоциональные реакции: низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность (т.е. не человек влияет на ситуацию, а ситуация влияет на человека и провоцирует на определенные действия и эмоциональные реакции). Управление деятельностью происходит посредством внешних мотивов подчинения руководству, стремления заслужить одобрение.
При анализе структурных компонентов эмоционального интеллекта было выявлено, что наиболее высокие значения у менеджеров имеют качества эмоциональной осведомленности, эмпатии, распознания и понимания эмоций других людей. Они считают, что осознание истинных чувств помогает лучше управлять своей жизнью. Высокие значения эмпатии говорят о развитой способности сопереживать окружающим и понимать их. Распознание эмоций других людей помогает адекватно реагировать на настроения, побуждения и желания. Испытуемые уверены, что они способны улучшить настроение других людей, что с ними можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. Низкий уровень самомотивации и управления своими эмоциями свидетельствует об отсутствии навыков самоконтроля. Испытуемые отвечали, что они не способны сохранять спокойствие, когда испытывают давление со стороны, им трудно совладать со своими чувствами в ситуациях трудностей и неудач, они долго находятся во власти отрицательных эмоций. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что менеджеры обладают знаниями о своих эмоциях и эмоциях других людей и способны к сопереживанию и сочувствию, но испытывают трудности в регуляции и контролировании своих эмоциональных состояний, решении проблемных ситуаций.
Далее нами изучались показатели самоактуализации менеджеров: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность. Результаты свидетельствуют о высоком уровне потребности в самоактуализации у менеджеров компании. Исследование личностного потенциала показало, что наиболее высокие значения выявлены по факторам самоуважения, признания ценности самоактуализации, сензитивности к своим переживаниям, спонтанности чувств и поведения, ориентации во времени и самоподдержки. Последнее место в рейтинге качеств самоактуализирующейся личности у испытуемых занимают познавательные потребности.
В основе мотивации самоактуализации лежат ценности личности. Они определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и жизненной концепции. По результатам исследования средних рангов терминальных ценностей, которые соответствуют ценностям - целям, можно сказать, что наивысшие ранги получили такие ценности, как: здоровье, любовь, материально-обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Анализируя результаты исследования средних рангов инструментальных ценностей, которые соответствуют ценностям - средствам, можно выделить такие наивысшие ранги как: воспитанность и ответственность, честность, аккуратность, образованность и твёрдая воля. Для достижения своих целей менеджеры выбирают в первую очередь такие «средства», как хорошие манеры, чувство долга, умение держать слово, правдивость и искренность (ценности общения и этические ценности). Так же они отдают предпочтение ценностям дела, а именно: широте знаний, высокой общей культуре, умению настоять на своём, не отступить перед трудностями. А также предпочитают аккуратность и порядок в делах, умение содержать вещи в порядке.
По выявленным показателям можно составить психологический портрет самоактуализирующейся личности, по оценкам менеджеров, как социально успешной и активной, которая живёт настоящим, чувствует себя независимой в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, свободна в выборе, однако, обладает средними познавательными интересами и творческой направленностью. Основными целями такой личности являются здоровье, любовь, материально-обеспеченная жизнь. Достигаться эти цели будут с помощью ценностей-средств дела: широте знаний, высокой общей культуре, умению настоять на своём, не отступить перед трудностями. А также предпочитают аккуратность и порядок в делах, умение содержать вещи в порядке.
Далее нами изучалось влияние показателей эмоционального интеллекта на проявление самоактуализации у менеджеров.
Результаты корреляционного анализа компонентов эмоционального интеллекта и самоактуализации у менеджеров компании (по Спирмену) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа показателей эмоционального интеллекта и самоактуализации у менеджеров компании
Эмоциональная осведомленность Управление эмошшш Самомшивапня Эмпатия Рэспознова-ные эмопнн других люден
Шь.орнентацнн во времени Коэф коррел. 0.070 -0.096 0.181 -0.091 -0.175
Знч. (2-сторон) 0.769 0.687 0.445 0.703 0.460
Шк.поддержьл Коэфф. коррел О.ИО -0.201 -0.070 -0.231 -0.320
Знч. (2-сторон) 0.643 0.395 0.769 0,328 0,169
ШЕленносгаых ориенгзпин Коэф коррел. -0.042 0.139 0.052 0.045 -0.032
Зггс. (2-сторон) 0.862 0.560 0.829 0.851 0.895
Шк.тноюста поведения Коэф. коррел. 0.031 -02135 0.197 -0.050 -0 021
¡: 1*; (2-сторон) 0.898 0.318 0,405 0.833 0,931
Шь.сешнтаЕноста Коэф ыррел. 0.187 -0,199 0.068 -0,183 -0.261
Знч. (2-сторон) 0.430 0.400 0.775 0.441 0.266
Шк. спо нтанностн Коэф коррел. 0.137 0.336 0.389 0.269 0.072
Знч (2-сторон.1 0.563 0 148 0,090 0.251 0,762
Ше. ыоув аж гния Коэфф. коррел -0.124 -0.051 -0,355' -0.4ЙЗ' -0.248
Знч. (2-сторон) 0.601 0.830 0.011 0.040 0Л92
Шь. с амо пр пняпш Коэф. коррел. -0.002 -0.185 0 095 -0.093 -0249
Знч. (2-стороЕ) 0.995 0,435 0.690 0,697 0.290
ШЕПрНИЯТНЯ агргкнп Коэф. коррел. 0.238 0,102 -0,134 0,005 -0,031
Знч. (2-сторон) 0.313 0.668 0.574 0.983 0.895
Шк.Еонтаьлностн Коэф. коррел. 0.409 -0.049 0 460' 0.287 0.370
'■::ч (2-сторон) 0.074 0,537 0.М1 0,220 0,109
Шк ло эна вэтельны х потребностей Коэф коррел. 0.162 -0.213 0.317 0,054 -0,103
Знч. (2-сторон) 0.496 0.366 0.174 0.821 0.664
Шь.ьр еатквностн Коэф. коррел. 0.086 -0.160 0.040 -0.060 -0.140
ЗЛ* (2-сторон) 0,719 0.501 0.865 0,802 0.556
' Корреляция значима на уровне 0.05 (2-стсронняя).
*". Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).
Корреляционный анализ данных позволил установить, что получена достоверная прямая связь самомотивации и контактности (ге = 0,460 (р < 0,05)). Полученные результаты дают основание утверждать, что самомотивация, определяемая как умение управлять своими эмоциями, обуславливает способность человека к быстрому установлению контактов с людьми и успешному общению.
Выявлена обратная связь самомотивации и самоуважения (ге =- 0,555 (р < 0,05)). По оценкам испытуемых, на социальную успешность, самоуважение не влияет способность человека управлять своими эмоциями и чувствами.
Также была выявлена обратная связь эмпатии и самоуважения (ге = -0,463 (р < 0,05)). Испытуемые считают, что эмпатия, сопереживание другим людям могут препятствовать достижению социальной успешности, признания и самоуважения.
Выводы. Таким образом, наше исследование показало следующее.
1) У большинства испытуемых были выявлены средние значения эмоционального интеллекта. Менеджеры обладают некоторой эмоциональной осведомленностью и способны к пониманию эмоций, но испытывают трудности в управлении своими эмоциональными состояниями.
2) Результаты свидетельствуют о высоком уровне потребности в самоактуализации у менеджеров компании. Наиболее высокие значения выявлены по факторам самоуважения, признания ценности самоактуализации, сензитивности к своим переживаниям, спонтанности чувств и поведения, ориентации во времени и самоподдержки. Последнее место в рейтинге качеств самоактуализирующейся личности у испытуемых занимают познавательные потребности.
3) Изучение ценностных ориентаций показало, что наивысшие ранги получили такие ценности, как: здоровье, любовь, материально-обеспеченная жизнь. Ценности - средства, которыми испытуемые собираются достигать этих целей, носят деловую направленность: воспитанность и ответственность, честность, аккуратность, образованность и твёрдая воля.
4) Корреляционный анализ данных позволил установить, что получена достоверная прямая связь самомотивации и контактности. Выявлена обратная связь самомотивации и самоуважения, эмпатии и самоуважения. По оценкам менеджеров, контактность в общении напрямую зависит от способности профессионала мотивировать себя, вызывая эмоции, адекватные ситуации. Выявлена достоверная обратная связь между самомотивацией, эмпатией, с одной стороны, и самоуважением. Это означает, что, по мнению испытуемых, чем выше социальная успешность и самоуважение, тем ниже способность управления своими эмоциями и эмпатия к чувствам окружающих.
Литература:
1. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. -2008. - №5. - С.83-95.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - АСТ Москва.: Хранитель, 2008. - 480 с.
3. Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография / под ред. В.В.Николиной, О.А. Сафоновой. - Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - 354 с.
4. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. -М.: Институт психологии РАН, 2009. - 351 с.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.
6. Фоминова Т.Л., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособик. - Саратов, 2014 - 333 с.
7. Шабанова Т.Л., Игнатьева Н.Н. Типы эмоционального развития личности у преподавателей вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №52-6. С. 421-427
8. ШабановаТ.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №1 (22). С. 13
9. Mayer J. D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence // Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 54, NN 3, 4. P. 772 - 781.
10. Tarabakina L.V., Ilaltdinova E.Yu., Lebedeva I.V., Shabanova T.L., Fomina N.V. Emotional creativity as a resource of communicative competence of students Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 6 S7. P. 175-180