Научная статья
DOI: 10.24412/3034-3445-2024-3-22-29
УДК 378
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСОК В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗРЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ
Никонов Евгений Владимирович1*, Тоболина Светлана Ивановна2, Бушмина Марья Игоревна3
1 Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, le.v.nikonov@ linguanet.ru
2 Московский инновационный университет, Москва, Россия, [email protected]
3 Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, ЬшЬтша06@ icloud.com
* Автор, ответственный за переписку Аннотация:
В современном мире процесс модернизации продолжает набирать обороты, и вместе с этим заменяются привычные нам приборы для обучения. Многие школы, в силу своего бюджета, заменяют привычные учебники на их электронные версии, а меловые доски на их сенсорные интерактивные подобия. Хоть как нас пытаются убедить и более «удобными и новыми» в употреблении, данная техника может привести к проблемам в долгосрочной перспективе.
Во введении поднимается проблема взаимосвязи между модернизацией школьного образовательного процесса и здоровьем подрастающего поколения. Рассматривается, правда ли, что чрезмерное пользование интерактивными досками, планшетами и другими разновидностями гаджетов в раннем возрасте может иметь плохие влияния на зрение учащихся.
Методы и материалы. В качестве примера образовательного учреждения в работе выбраны именно школы - так как дети в раннем возрасте более подвержены проблемам со зрением, связанным со спазмом аккомодации и усталостью глаза, чем люди 20 -25 лет. Опрос, о котором будет рассказано в статье, был проведен на базе школы: в возрастной группе детей 11 -12 лет. В качестве опорного материала для данной статьи был проведен опрос среди учащихся пятого класса Долгопрудненской гимназии.
Результаты исследования. Ученикам были заданы следующие вопросы:
1) Нравится ли вам пользоваться электронной доской больше, чем обычной?
2) Хорошо ли вам видно изображение на электронной доске с того места, где вы сидите (не приходится ли вам щуриться)?
_3) Считаете ли вы, что после пользования электронной доской или
© Е.В. Никонов, С.И. Тоболина, М.И. Бушмина, 2024
электронными вариантами учебников ваши глаза устают больше?
На первый вопрос 56% опрошенных ответили положительно. На второй вопрос положительно ответили 80% опрошенных, а на третий - 48%. Мнения учеников разделились, практически в отношении 50 на 50. Но даже такая небольшая выборка (25 человек) показывает нам неопровержимые трудности, вызываемые введением электронных досок.
По комментариям, которые оставляли дети на своих бланках, можно судить о том, что практически все недовольные нововведениями дети уже имели проблемы со зрением до начала активного использования электронных досок. Многие писали о недостаточной яркости проектора, сильной усталости глаза. Также ученики, чье зрение не является достаточно низким для постоянного ношения очков, жаловались на необходимость постоянно надевать очки при работе с графической доской - иначе изображение бывало мутным и не четким, что в свою очередь ведет к дополнительной нагрузке на глаз, не привыкший к более частому ношению очков.
Обсуждение и заключения. Следуя результатам проведенного опроса, можно сказать, что более половины школьников испытывает дискомфорт при пользовании интерактивными досками, а многие уже в начальной и средней школе получают диагнозы, одевают очки на постоянной основе и какое же это интерактивное нововведение, если больше половины учеников в школе еще в начальной школе теряют зрение. Считаем, что данная проблема стоит особого внимания Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), образовательных учреждений и всех заинтересованных организаций, которые в свою очередь должны работать и ставить вопрос: Нужно ли ухудшать здоровье, в частности, зрение учащихся?
Ключевые слова: влияние, зрение, образование, учреждения, электронные интерактивные доски, учащиеся
Для цитирования: Никонов Е.В., Тоболина С.И., Бушмина М.И. Влияние электронных интерактивных досок в учреждениях образования на зрение учащихся 11-12 лет // Вестник Университета Российского инновационного образования. 2024. № 3. С. 22-29. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-3-22-29
Original article
INFLUENCE OF ELECTRONIC INTERACTIVE WHITEBOARDS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE VISION OF 11-12 YEAR OLD STUDENTS
Evgeniy V. Nikonov1*, Svetlana I. Tobolina2, Marya I. Bushmina3
1 Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, [email protected]
2 Moscow Innovation University, Moscow, Russia, [email protected]
3 Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, [email protected] * Corresponding author
Annotation:
The main content of the work. In the modern world, the modernization process continues to gain momentum, and at the same time, the devices we are familiar with for training are being replaced. Many schools, due to their budget, replace the usual textbooks with their electronic versions, and chalkboards with their sensory interactive counterparts. Although they try to convince us that they are more «convenient and new» to use, this technique can lead to problems in the long run.
The introduction raises the problem ofthe relationship between the modernization of the school educational process and the health of the younger generation. It is considered whether it is true that excessive use of interactive whiteboards, tablets and other types of gadgets at an early age can have a bad effect on students' eyesight.
Methods and materials. Schools were chosen as an example of an educational institution in the work, since children at an early age are more susceptible to vision problems associated with spasm of accommodation and eye fatigue than people aged 20-25. The survey, which will be described in the article, was conducted on the basis of the school: in the age group of children aged 11-12 years. As a reference material for this article, a survey was conducted among fifth grade students at the Dolgoprudny Gymnasium.
The results of the study. The students were asked the following questions:
1) Do you like using an electronic whiteboard more than a regular one?
2) Do you have a good view of the image on the electronic board from where you are sitting (do you have to squint)?
3) Do you think that after using an electronic whiteboard or electronic versions of textbooks, your eyes get more tired?
56% of the respondents answered positively to the first question. 80% of the respondents answered positively to the second question, and 48% answered positively to the third. The opinions of the students were divided, almost 50-50. But even such a small sample (25 people) shows us the undeniable difficulties caused by the introduction of electronic whiteboards.
According to the comments that the children left on their forms, it can be judged that almost all the children who were dissatisfied with the innovations already had vision problems before the active use of electronic whiteboards. Many wrote about the insufficient brightness of the projector, severe eye fatigue. Also, students whose eyesight is not low enough to constantly wear glasses complained about the need to constantly wear glasses when working with a graphic board, otherwise the image would be cloudy and not clear, which in turn leads to additional strain on the eye, which is not accustomed to more frequent wearing of glasses.
Discussion and conclusions. Following the results of the survey, we can say that more than half of schoolchildren experience discomfort when using interactive whiteboards, and many already receive diagnoses in elementary and secondary schools, wear glasses on a regular basis, and what kind of interactive innovation is this if more than half of the students in school lose their eyesight in elementary school. We believe that this problem deserves special attention from the Ministry of Education
and Science of the Russian Federation (the Ministry of Education and Science of the Russian Federation), educational institutions and all interested organizations, which in turn should work and raise the question: Is it necessary to worsen the health, in particular, the eyesight of students?
Keywords: influence, vision, education, institutions, electronic interactive whiteboards, students
For citation: Nikonov E.V., Tobolina S.I., Bushmina M.I. Influence of electronic interactive whiteboards in educational institutions on the vision of 11-12 year old students // Bulletin of the University of Russian Innovative Education. 2024. No. 3. P. 22-29. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-3-22-29
Введение. Данная работа направлена на выявление взаимосвязи между модернизацией школьного образовательного процесса и здоровьем подрастающего поколения. Рассматривается, правда ли, что чрезмерное пользование интерактивными досками, планшетами и другими разновидностями гаджетов в раннем возрасте может иметь плохие влияния на зрение учащихся, могут ли плюсы нововведений перекрыть минусы, и стоит ли сделать шаг назад на пути к модернизации для сбережения здоровья подрастающего поколения?
В качестве примера образовательного учреждения в работе выбраны именно школы - так как дети в раннем возрасте более подвержены проблемам со зрением, связанным со спазмом аккомодации и усталостью глаза, чем люди 20 -25 лет. Опрос, о котором будет рассказано в статье, был проведен на базе школы: в возрастной группе детей 11 -12 лет.
Основное содержание работы. В современном мире процесс модернизации продолжает набирать обороты, и вместе с этим заменяются привычные нам приборы для обучения. Многие школы, в силу своего бюджета, заменяют привычные учебники на их электронные версии, а меловые доски на их сенсорные интерактивные подобия. Хоть как нас пытаются убедить и более «удобными и новыми» в употреблении, данная техника может привести к проблемам в долгосрочной перспективе.
Задача облегчения портфелей учащихся, вес которых достигает 6 -10 килограмм, при помощи выведения нужных учебников на экран, с одной стороны, и попытка идти в ногу со временем и переводить учебные заведения на электронные версии привычных приспособлений с другой стороны приводят к увеличению количества такой техники, как электронные доски, в стенах учебных заведений.
Материалы и методы. Многие говорят, что злоупотребление техникой приводит к непосредственному ухудшению зрения. Но это не совсем верно. Любая зрительная работа: чтение, рисование и в большей степени работа с техникой приводит к усталости глаза (ухудшению аккомодации глаза): чему более подвержены люди в более ранние годы их жизни. А усталость глаза, не снятая преждевременно, может привести к хроническим проблемам с глазами. При должном
контроле экранного времени аккомодация не будет представлять угрозу, однако имея необходимость постоянно пользоваться техническим оборудованием во время занятий, дети могут проводить вплоть до семи-восьми часов практически непрерывного экранного времени. Все еще развивающиеся, неокрепшие глаза ребенка не готовы к таким объемам напряжения.
Также следует говорить о том, что видимость электронной доски для ребенка зависит от его места в классе и от освещения помещения. В большинстве случаев электронные доски, используемые в школах, не очень яркие: следовательно, учителям приходится выключать свет для лучшего восприятия показываемого текста или изображений. Также, возможности техники не всегда позволяют учителям расширить текст на столько, чтобы всем ученикам в классе было комфортно видно написанное. Тем, кто сидит на задних партах, приходится сильнее напрягать свои глаза и щуриться, в попытках лучше разглядеть материал. Эти два аспекта приводят к дальнейшему стрессу для глаз детей [2].
Результаты исследования. В качестве опорного материала для данной статьи был проведен опрос среди учащихся пятого класса Долгопрудненской гимназии. Ученикам были заданы следующие вопросы:
4) Нравится ли вам пользоваться электронной доской больше, чем обычной?
5) Хорошо ли вам видно изображение на электронной доске с того места, где вы сидите (не приходится ли вам щуриться)?
6) Считаете ли вы, что после пользования электронной доской или электронными вариантами учебников ваши глаза устают больше?
На первый вопрос 56% опрошенных ответили положительно. На второй вопрос положительно ответили 80% опрошенных, а на третий - 48%. Мнения учеников разделились, практически в отношении 50 на 50. Но даже такая небольшая выборка (25 человек) показывает нам неопровержимые трудности, вызываемые введением электронных досок.
По комментариям, которые оставляли дети на своих бланках, можно судить о том, что практически все недовольные нововведениями дети уже имели проблемы со зрением до начала активного использования электронных досок. Многие писали о недостаточной яркости проектора, сильной усталости глаза. Также ученики, чье зрение не является достаточно низким для постоянного ношения очков, жаловались на необходимость постоянно надевать очки при работе с графической доской - иначе изображение бывало мутным и не четким, что в свою очередь ведет к дополнительной нагрузке на глаз, не привыкший к более частому ношению очков.
Обсуждение и заключение. Также не стоит забывать о требованиях и правилах, неразрывных при использовании разных видов техники. Ознакомившись с учебно-методическим пособием «Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий», было выяснено, что при пользовании графическими досками следует придерживаться следующих критериев: размер доски, оптимальная яркость проектора, размещение интерактивной
доски и проектора, выразительное оформление визуальной информации, показываемой на доске, и проведение надлежащих количеств перерывов в работе с устройством [1].
К сожалению, почти все учебные заведения пренебрегают данными правилами, что приводит к нарушению рабочей обстановки и перекрывает те плюсы, которые можно было извлечь из работы с интерактивной доской. Также многие учителя постоянно полностью выключают свет в кабинете в то время, когда включен экран. Но во многих случаях ученикам требуется переписать информацию, изображенную на доске. Пользование письменными принадлежностями в темноте приводит к дальнейшему напряжению глаза и ухудшению самочувствия ученика и его зрения.
В Долгопрудненской гимназии, где был проведен опрос, проводят должное количество перерывов при работе с техникой, но не во всех кабинетах доски расположены в таком месте, с которого информацию будет видно всем ученикам: электронные доски чаще всего висят в левой стороне кабинета, а не по середине, что делает просмотр экрана для детей правого ряда очень проблематичным. Им приходится пересаживаться, если есть такая возможность, или же в худшем случае напрягать свои глаза, чтобы разглядеть показываемый на экране текст.
Пользование электронными досками в школах может стать хорошим нововведением, только если будут выполнены все требования к пользованию ими. Учителя должны особенно следить за самочувствием детей, прежде сталкивавшихся с проблемами со зрением, предлагать им более удобное место в классе. Проводить большее количество переменок. Следуя результатам проведенного опроса, можно сказать, что более половины школьников испытывает дискомфорт при пользовании интерактивными досками, а многие уже в начальной и средней школе получают диагнозы, одевают очки на постоянной основе и какое же это интерактивное нововведение, если больше половины учеников в школе еще в начальной школе теряют зрение. Считаем, что данная проблема стоит особого внимания Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), образовательных учреждений и всех заинтересованных организаций, которые в свою очередь должны работать и ставить вопрос: Нужно ли ухудшать здоровье, в частности, зрение учащихся?
Литература
1. Кучма В.Р., Степанова М.И. Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий: Учебно-методическое пособие / коллектив авт.: В.Р. Кучма, М.И. Степанова,И.Э. Александрова; ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России. - М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2016 - 22 с.
2. Неудахина, Н. А. Интерактивная доска как инновационное средство обучения: за и против / Н. А. Неудахина, А. А. Смышляев // Механизмы гарантии качества образования: системы, технологии, инновации: тезисы докладов Меж-
дународной научно-практической конференции, Барнаул, 24 апреля 2009 года / Федеральное агентство по образованию, Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова». - Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2009. - С. 109-111.
References
1. Kuchma V.R., Stepanova M.I. Gigienicheskie trebovaniya k ispol'zovaniyu v shkole interaktivnykh obrazovatel'nykh tekhnologii: Uchebno-metodicheskoe posobie [Hygienic requirements for the use of interactive educational technologies in schools: Textbook and methodological manual]. kollektiv avt.: V.R. Kuchma, M.I. Stepanova,I.E. Aleksandrova; FGBOU VO Pervyi MGMU im. I.M. Sechenova Minzdrava Rossii. M.: Izd-vo Pervogo MGMU im. I.M. Sechenova, 2016 22 p.
2. Neudakhina, N. A. Interaktivnaya doska kak innovatsionnoe sredstvo obucheniya: za i protiv [Interactive whiteboard as an innovative teaching tool: pros and cons]. N. A. Neudakhina, A. A. Smyshlyaev. Mekhanizmy garantii kachestva obrazovaniya: sistemy, tekhnologii, innovatsii: tezisy dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Barnaul, 24 aprelya 2009 goda. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Upravlenie Altaiskogo kraya po obrazovaniyu i delam molodezhi, GOU VPO «Altaiskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. I.I. Polzunova». Barnaul: Altaiskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. I.I. Polzunova, 2009. p. 109-111.
Информация об авторах
Никонов Евгений Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Российская Федерация, [email protected].
Тоболина Светлана Ивановна, аспирантка, Московский инновационный университет, Москва, Российская Федерация, [email protected]
Бушмина Марья Игоревна, обучающаяся 3 курса, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Российская Федерация, [email protected]
Information about the authors
Nikonov Evgeny Vladimirovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation,[email protected].
Tobolina Svetlana Ivanovna, Postgraduate Student, Moscow Innovative University, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Bushmina Marya Igorevna, 3rd year student, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов Information about competitive interests:
The authors declare that they have no conflict of interest
Статья поступила в редакцию: 12.08.2024, одобрена после рецензирования: 19.08.2024, принята к публикации: 26.08.2024
The article was submitted: 12.08.2024; approved after reviewing: 19.08.2024; accepted for publication: 26.08.2024