гой стороны, в ответах прослеживается двойственное отношение к допингу, так одни и те же спортсмены осознают его отрицательное влияние на состояние здоровья, но при этом и знают о невозможности, по их представлениям, добиться чего-то серьёзного в спорте без допинга. Таким образом, мы можем констатировать факт явно выраженного когнитивного диссонанса у спортсменов, создающего основу для серьёзного внутриличностно-го конфликта, ведь спортсмен «вынужден» ради достижения спортивных высот идти на ухудшение, подрыв собственного здоровья. Подобная ситуация в современном спорте, в том числе и отечественном, связана с приоритетной ценностью «золотой медали» над базовой ценностью любого человека «здоровьем» и другими нравственными категориями. Конечно, спорт высших достижений является специфической сферой, в которой именно результат, в виде победы на соревнованиях, играет решающую роль, ну а средства его достижения могут быть весьма разнообразными и зачастую тренер, совместно со спортсменом делают выбор в пользу более «быстрых и лёгких», невзирая на их ярко выраженные отрицательные эффекты. Достаточно показательным в этом отношении является анализ ответов спортсменов ещё на один вопрос анкеты «Какие альтернативные допингу средства можно использовать для достижения результатов в спорте?», так большинство спортсменов - 60% считают, что в качестве альтернативы может выступать рациональное питание и употреблением витаминов; 20% считают, что альтернативой является рациональный режим отдыха; всего 10% считают, что в качестве альтернативного средства может выступать увеличение объёма тренировочной нагрузки и ещё 10% считает, что заменить допинг невозможно. Такие ответы респондентов в целом подтверждают возможность альтернативного использования ряда средств, для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, но на себя обращает внимание факт весьма краткого списка средств и методов ими обозначенных, что всё же указывает на недостаточный уровень информированности спортсменов в отношении всех возможностей современной системы подготовки.
Данное исследование показало, что в современном спорте высших достижений наблюдается выраженное противоречие в когнитивной и ценностной сферах психики спортсменов, которые могут создавать основу формирования глубоких, устойчивых, зачастую неосознанных внутриличностных конфликтов, усугубляющих психическое и соматическое состояние спортсмена, провоцируя появление неблагоприятного фона межличностных отношений, непосредственно влияя на его здоровье и в целом на эффективность всей системы подготовки.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2015.
УДК 796:612.821
ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА СУБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Юлия Александровна Чилигина, кандидат биологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Экспресс-диагностика функционального состояния организма при воздействии кратковременного стресса представляет особый интерес в спорте, в образовательном процессе, во время работы человека-оператора. В статье представлены экспериментальные данные, отражающие информативность применения методики «Индивидуальная минута» для субъективной оценки времени в условиях психоэмоционального стресса на экзамене. Найдены корреляты между длительностью индивидуальной минуты и уровнем нейротизма студентов-первокурсников. Недооценка времени под влиянием экзаменационной ситуации была характерна для лиц с высоким уровнем нейротизма и личностной тревожности. Студенты с низким нейротизмом обладали более точным
отсчетом времени, что свидетельствует о способности адаптироваться к экзаменационному стрессу. Результаты исследований могут быть использованы для оптимизации учебного процесса в вузах, повышения эффективности спортивной практики и операторской деятельности.
Ключевые слова: субъективная оценка времени, индивидуальная минута, нейротизм, психоэмоциональный стресс, функциональное состояние.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p257-262
EXAM STRESS EFFECT ON SUBJECTIVE EVALUATION OF TIME AMONG THE
FIRST-COURSE STUDENTS Yulia Alexandrovna Chiligina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Express-diagnostic of the functional state under stressful conditions is very important for sports, education and activity of man-operator. The article presents the experimental data reflecting the informational aspect of application «individual minute» test as informative method for subjective evaluation of time intervals under emotional stress during the exam. The correlations between the time perception of «individual minute» and neuroticism and personal anxiety among the first-year students have been found. Underestimation of the time under the exam situations was typical for the people with higher level of neuroticism and anxiety. Students with low neuroticism had more accurate evaluation of time, indicating the ability to adapt to examination stress. The results can be used to optimize the learning process in higher education, improve efficiency in sports and operator activity.
Keywords: subjective time evaluation, individual minute, neuroticism, psycho-emotional stress, functional state.
ВВЕДЕНИЕ
Человек как открытая биологическая система находится в постоянном взаимодействии с периодически меняющимися факторами внешней среды, к ним относятся фотопериодизм, смена температурного режима, изменение магнитной и гелиоактивности. Совокупность автоколебательных подсистем организма формирует собственные эндогенные ритмы. Синхронность внутренних «биологических часов» с внешними стереотипными изменениями окружающей среды позволяет быстро адаптироваться в условиях физических и психоэмоциональных нагрузок. Одним из показателей эндогенной ритмики является индивидуальный отсчет времени. Для оценки субъективного восприятия настоящего времени используют тест «индивидуальная минута» (ИМ) [15]. Отличие длительности ИМ от астрономической минуты отражает текущее функциональное состояние. На точность восприятия времени будут влиять не только физическая подготовленность и уровень адаптационных резервов [13, 6], но и возраст [11], пол, суточная динамика [9], склонность к определенному хронотипу [1], а также степень эмоционального напряжения [8]. Известно, что у хорошо тренированных и адаптированных людей субъективная минута приближена к метрической минуте [6, 16]. Показано, что точность восприятия времени связана с успешностью выполнения спортивной деятельности [10]. Спортсмены-разрядники, для которых ИМ была около 60с, характеризовались высокой переносимостью физических нагрузок. В тоже время укорочение ИМ (менее 48 с) считается неблагоприятным признаком [8]. Низкая реактивность на стресс сочетается с укорочением ИМ (37^57 с), высокая, напротив, сопровождается мобилизацией и удлинением ИМ до 70^85 c [4]. Субъективную недооценку восприятия времени связывают с перенапряжением адаптационных механизмов [8]. Психоэмоциональный стресс представляет собой сложное взаимодействие внешних обстоятельств, самооценки и ответной реакции на обстановку и провоцирует ряд компенсаторно-приспособительных реакций. Экзамен является определенным испытанием для студентов первого курса, особенно в первую сессию, поэтому может служить удачной моделью для исследования психоэмоционального стресса. Целью данного исследования было оценить влияние экзаменационного стресса на дли-
тельность индивидуальной минуты.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследовано 28 студентов первого курса НГУ им. П.Ф. Лесгафта направления адаптивная физическая культура. Исследование проводилось в течение первого семестра, дважды: в обычные учебные дни и во время экзамена, непосредственно после экзаменационного ответа. Для выполнения методики «Индивидуальная минута» использовали специально разработанную компьютерную программу. Участникам эксперимента была дана инструкция: отсчитать в уме ровно 60 с (глаза были открыты). Начало и конец отсчета фиксировали нажатием клавиш на клавиатуре компьютера. Все исследования проводили днем, между 11 и 12 часами при добровольном согласии испытуемых. Для оценки психофизиологического статуса студентов определяли уровень экстраверсии-интроверсии и нейротизма (тест Айзенка), уровень реактивной и личностной тревожности (по шкале самооценки Ч. Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным) [5]. Ситуативную (реактивную) тревожность оценивали во время текущих учебных дней и в день экзамена (после экзаменационного ответа). Индивидуальный хронотип определяли с помощью тест-опросника Д. Хорна-О. Эстерберга, модифицированного С.И. Степановой [14]. Достоверность различий оценивали по ^критерию Стьюдента или критерию Ман-на-Уитни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследования, проведенные в учебные дни первого семестра, показали, что студенты-первокурсники, специализирующиеся по направлению адаптивная физическая культура, характеризуются средними значениями личностной и реактивной тревожности от 31 до 45 баллов, (за исключением 5 человек, для которых уровень тревожности был более 46 баллов). Большинство обследованных (22 человека из 28) были экстравертами с выраженным дневным хронотипом - «голубь». Отклонение индивидуальной минуты от метрической было незначительным (64,5±5,4 с). Тем не менее, в результате тестирования образовалось две группы, лица с высоким уровнем нейротизма (Группа I) и со средним и низким уровнем нейротизма (Группа II). В спокойном состоянии для студентов с высоким уровнем нейротизма средняя длительность индивидуальной минуты (ИМ) была достоверно (р<0,05) короче и составила 61,5±2,0 с, чем для лиц с низким нейротизмом для которых время ИМ было 68,0±5,3 с (таблица 1).
Таблица 1
Психофизиологические характеристики студентов первого курса направления
адаптивная физическая культура (М±т)
Все I группа II группа (низкий
№ п/п Показатель обследуемые (высокий нейротизм) нейротизм)
п=28 п=10 п=18
1 Экстраверсия-интроверсия, баллы 13,4±2,5 12,7±2 14,1±2
2 Нейротизм-стабильность, баллы 11,5±4,4 16,8±1,8 7,6±2,5*
3 Уровень реактивной тревожности, баллы 37±5,5 41±3,4 33±4,3*
4 Уровень личностной тревожности, баллы 42,8±7,3 44,8±5,3 39,8±5,6
5 Длительность индивидуальной минуты 64,5±5,4 61,5±2,0 68,0±5,3*
(ИМ), с
6 Количество студентов определенного хро-
нотипа
«жаворонок» 1 0 1
«голубь» 26 10 16
«сова» 1 0 1
Примечание: * - достоверность различий значений показателей у студентов I и II групп: р<0,05
Непосредственно после ответа на экзамене субъективное восприятие времени у всех студентов (кроме одного) изменилось в сторону недооценки астрономической минуты, что свидетельствует о росте психоэмоционального напряжения. Наибольшее сокра-
щение длительности ИМ до 52,3±5,6 с (р<0,05) наблюдали у лиц с высоким нейротизмом (Группа I), разброс значений составил 44^57 с. При этом у всех студентов этой группы отмечен рост реактивной тревожности во время экзамена. Снижение длительности ИМ до 44 с отмечено у одного студента, это свидетельствует о значительном психоэмоциональном напряжении. Полученные данные о влиянии уровня тревожности на индивидуальную оценку времени согласуются с литературными источниками [2]. Тревожность и нейротизм как психобиологические характеристики будут влиять на текущее функциональное состояние не только при напряжении, но и в обычные учебные дни. По нейрофизиологическим данным Т.Д. Джебраиловой студенты с высокой личностной тревожностью, по сравнению со студентами с низкой тревожностью, во время учебных занятий отличались большей относительной спектральной мощностью по дельта ритму и меньшей альфа-активностью [3]. Высокий уровень тревожности и нейротизма отражается в индивидуальных уровнях активации нервных процессов (высокой активированности).
Таблица 2
Изменение длительности индивидуальной минуты в дни экзамена_
№ п/п Показатели I группа (высокий нейротизм) II группа (низкий нейротизм)
Обычные учебные дни Экзамен Обычные учебные дни Экзамен
1 Реактивная тревожность 41±3,4 50,5±5,4* 33±4,3 42,1±9,1
2 Длительность ИМ 61,5±2,0 52,3±5,6* 68,0±5,3 63,2±7,4
Примечание: * - достоверность различий значений показателей между состояниями (обычные учебные дни -экзамен): р<0,05
Для второй группы (лица с низким нейротизмом и личностной тревожностью) снижение ИМ и повышение реактивной тревожности в экзаменационной обстановке были незначительными, что свидетельствует о хороших адаптивных возможностях студентов с низким уровнем нейротизма. Незначительное замедление ИМ, «растягивание времени» в пределах 10% характерно для спортсменов в покое. Это обеспечивает функциональный резерв во время соревнований. По данным С.Е. Бакулева и коллег показано, что успешность спортивных достижений, высокие баллы на соревнованиях получали спортсмены с замедленной ИМ [10]. Точность оценки временных интервалов может быть дополнительным прогностическим признаком в скрининг-обследовании функционально -го состояния спортсмена перед стартом. Исследователи рекомендуют использовать тест «Индивидуальная минута» для оценки адаптационного потенциала [12], уровня работоспособности [6] и динамики функционального состояния ЦНС [7]. Безусловно, субъективная оценка времени отражает не только функциональные резервы, но и ответную реакцию на воздействующие факторы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Субъективное восприятие времени в условиях экзаменационного стресса меняется. Недооценка индивидуальной минуты относительно метрической в большей степени характерна для лиц с высоким уровнем нейротизма и личностной тревожности. В целом студенты первого года обучения в ВУЗе успешно справляются с волнением, о чем свидетельствует незначительное отклонение индивидуальной минуты от астрономического времени (в среднем 10%). Методика «Индивидуальная минута» показала свою информативность в ситуации психоэмоционального напряжения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимосвязь длительности ИМ хронобиологическими типами и психотипами / Н.Л. Лила, А.В. Ивасенко, Т.П. Тананакина, О.В. Куцевол // Таврический медико-биологический вестник. - 2012. - Т. 1. - № 1 (57). - С. 156-158.
2. Вороненко, И.Н. Особенности воспроизведения временных отрезков и интервалов у студентов с различным типом вегетативной регуляции и уровнем тревожности : автореф. дис. ...
канд. пед. наук / Вороненко И.Н. - Ставрополь, 2005. - 14 с.
3. Джабраилова, Т.Д. Спектральные характеристики ЭЭГ у студентов с различной тревожностью в ситуации экзаменационного стресса / Т.Д. Джабраилова // Журнал высшей нервной деятельности. - 2003. - Т. 53. - № 4. - С. 495-502.
4. Кувшинова, Д.Ю. Артериальное давление, параметры нейродинамики, кардиоритма и уровень NO у юношей с максимально различающимся уровнем стресс реактивности / Д.Ю. Кувшинова, А.О. Колесников // Современные наукоемкие технологии. - 2012. - № 8. - С. 2931.
5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А.Ф. Кудряшова. - Петрозаводск : Петроком, 1992. - 318 с.
6. Мельникова, С. Л. Показатели индивидуального восприятия времени как характеристика общего состояния организма / С. Л. Мельникова, В.В. Мельников // Вестник новых медицинских технологий. - 2002. - № 2. - С. 20-23.
7. Милашечкина, Е.А. Комплексный подход к оценке психосоматического здоровья и личностно-ориентированные методы его коррекции у подростков, проживающих в экологически неблагоприятных районах : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Милашечкина Е.А. - Ставрополь, 2005. - 21 с.
8. Моисеева, Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронофизиология и хрономедицина. - М. : Наука, 1989. - C. 262-277
9. Половые различия в субъективном восприятии времени и чувствительности людей к противотревожным средствам / Э.Б. Арушанян, О.А. Мастягина, С.С. Мастягин, А.П. Попова // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. - № 6. - С. 126-130.
10. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности боксеров на основе их «чувства времени» / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, И.А. Афанасьева, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 23-27.
11. Романов, Ю.А. Изучение отмеривания хронотипа человека при различных его состояниях / Ю.А. Романов, О.Н. Ефанкина, О.А. Ириков // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 2. - С. 4-44.
12. Свищева, И. А. Индивидуальная минута как скрининг-метод в оценке реабилитации лиц опасных профессий / И.А. Свищева, Е.В. Олемпиева, Н.В. Ходарев // Здоровье и образование в XXI веке (Серия Медицина). - 2012 . - Т. 14. - С. 44-46.
13. Смирнов, А.Г. Оценка субъективной секунды при помощи теста «Индивидуальная минута» / А.Г. Смирнов // Журнал высшей нервной деятельности. - 1992. - Вып. 5. - С. 1035-1038.
14. Степанова, С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова. -М. : Наука, 1986. - 241 c.
15. Фалова, О.Е. Сборник практических работ по курсу «Физиология человека» / О.Е. Фалова ; Ульяновск. гос. технолог. ун-т. - Ульяновск : [б.и.], 2007. - 29 c.
16. Шапошникова, В.И. Хронобиология и спорт / В.И. Шапошникова, В.А. Таймазов. - М. : Советский спорт, 2005. - 180 с.
REFERENCES
1. Lila, N.L., Ivasenko, A.V., Tananikina, T.P. and Kutsevol, O.V. (2012), "Correlation of individual minute duration with Chrono-biological and psychological types", Tavricheskii vestnik, Vol. 15, No 1, pp. 156-158.
2. Vorinenko, I.N. (2005), Features playback time interval and interval in students with different types of vegetative regulation and anxiety level, dissertation, Stavropol, Russian Federation
3. Dzhebrailova, T.D. (2005), EEG "Spectral characteristics in students with different levels of anxiety during examination stress", I.P. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity, Vol. 53, No 4, pp. 495-502.
4. Kuvshinova, D.Yu and Kolesnikov, A.O. (2012), "Blood pressure, parameters of neurodynamics and heart rate, NO level in young men with the most distinguished reactivity on the stress", Modern high technologies, No 8, pp. 29-31.
5. Kudryashov, A.P. (1992), The Best psychological tests for professional selection and career counseling, publishing house, "Petrocom", Petrozavodsk.
6. Melnikova, S.L. and Melnikov, V.V. (2002), "Indexes of individual time reception as characteristic of organism state", Journal of New medical technologies, No 2. pp. 20-23.
7. . Milashechkina, E.A. (2005), Complex approaches in evaluation of psychosomatic health and
personality-oriented correction methods in adolescents living in unfavorable environment, dissertation, Stavropol, Russian Federation.
8. Moiseeva, N.I. (1989), Perception of time the human mind, Chronophysiology and chrono-medicine, "Nauka", Moscow.
9. Arushanyan, E. B., Mastyagina, O.A., Mastyagin, S.S. and Popova, A.P. (2005), "Gender differences in subjective time evaluation and sensitivity to anti-anxiety drugs", Human Physiology, Vol. 31, No 6. pp. 734-737.
10. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A., Afanasyeva, I.A. and Chistyakov, V.A. (2013), "Forecasting of the success of competitive activity of boxers on the basis of their «internal clocks»", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No 9. pp. 23-27.
11. Romanov, Yu.A., Efankina, O. N. and Irikov, O.A. (2005), "Investigation human chronotype measuring in different states", Modern science technology No 2. pp. 43-44.
12. Svischeva, I.A., Olempieva, E.B. and Hodarev, N.V. (2012), "Individual minute as a screening method in evaluation the rehabilitation of hazardous occupations", Journal of scientific articles "Health and education in XXI century (Ser. Medicine) ", Vol. 14. pp. 44-46
13. Smirnov, A.G. (1992), "Subjective assessment of seconds using test "individual minute"", I.P. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity, Issue. 5. pp.1035-1038.
14. Stepanova, S.I. (1986), Biorhythmological aspects of adaptation, publishing house "Nauka", Moscow.
15. Falova, O.E. (2007), Collection of practical work on the course "Human Physiology", publishing house "UlGTU", Ulyanovsk
16. Shaposhnikova, V.I. and Taymazov, V.A. (2005), Chronobiology and sports, "Soviet sports", Moscow
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.04.2015.
УДК 796:159.9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ПОЛА И СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент,
Российская правовая академия министерства юстиции РФ (РПА МЮ РФ),
Санкт-Петербург
Аннотация
В результате исследования установлено, что половая принадлежность оказывает существенное влияние на параметры психологической адаптации спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры (в наиболее "уязвимом" положении находятся спортсмены мужского пола), а значение спортивной специализации не столь существенно.
Ключевые слова: завершение спортивной карьеры, психологическая адаптация, пол, спортивная специализация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p262-267
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE ATHLETES OF DIFFERENT GENDER AND SPORTS SPECIALIZATION AT THE STAGE OF COMPLETION OF SPORTS CAREER
Suleiman Nazhmutdinovich Shikhverdiyev, the candidate of pedagogical sciences,
senior lecturer,
Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian, St. Petersburg
Annotation
As a result of research it has been established that the gender has essential impact on the parameters of psychological adaptation of athletes at the stage of completion of sports career (the male athletes are in the most "vulnerable" situation), and the value of sports specialization isn't so essential.