2015, том 17 [3]
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС
И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ
Н.М. Фатеева, А.В. Арефьева
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, г. Тюмень
Изучено влияние экзаменационного стресса на организм, устойчивость к стрессу и уровень тревожности у студентов в семестровый период и во время экзаменационной сессии. Анализ результатов показал, что состояние экзаменационного стресса приводит к достоверному увеличению показателей вегетативного индекса Кердо (у 83% студентов). Отмечено напряжение в системе адаптационных возможностей организма (у 17% обследованных), а именно, напряжение в функциональной системе обеспечения организма кислородом в период сессии. Наиболее ярко эти изменения выражены у студентов с высоким уровнем нейротизма.
Ключевые слова: адаптация, стресс, психофизиология, вегетативные показатели.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение учащихся средней и, особенно, высшей школы. Часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии. Известно, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную систему студентов. По данным российских авторов в период экзаменационной сессии у студентов регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, повышении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения [1]. Эмоциональное напряжение приводит к активации вегетативной нервной системы, ее симпатического или парасимпатического отделов, и к развитию процессов, сопровождающихся нарушением гомеостаза и лабильностью сердечно-сосудистой системы в ответ на эмоциональный стресс [2].
Целью данной работы явилось изучение учебного и экзаменационного стресса, устойчивости к стрессу и уровня тревожности у студентов педагогических направлений подготовки в течение семестра и во время экзаменационной сессии.
Методы и результаты. Исследования проведены на базе кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Тюменского государственного университета, обследовано 52 студента. Использованы методики: тип темперамента определялся с помощью двухфакторной модели экстраверсии и нейротизма с использованием опросника Г. Айзенка [3; 5]; оценка реактивной и личностной тревожности по Ч. Спил-бергеру-Ю. Ханнину [3; 5]; оценка состояния вегетативных систем организма методом определения вегетативного индекса Кердо (ВИК), отражающего уровень вегетативного гомеостаза [4; 6].
Вегетативный индекс Кердо рассчитывался по формуле:
ВИК = (1 - АДД/ЧСС) • 100.
Определение адаптационных возможностей организма проводили с помощью метода Р.М. Баевского «Определение адаптационного потенциала организма» [4; 6] по формуле:
АП = 0,011 • ЧСС + 0,014 • СД +
+ 0,008 • ДД + 0,014 • Возраст +
+ 0,009 • Вес - 0,009 • Рост - 0,27,
где АП — адаптационный потенциал, ЧСС — частота сердечных сокращений в минуту, СД — систолическое давление крови, ДД — диастолическое давление крови, рост — в сантиметрах, возраст — в годах.
—-----------------------------—
~ 34 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [3]
Определение пропорциональных отношений показателей проведено по соотношению частоты сердечных сокращений (ЧСС) к частоте дыхательных движений (ЧДД) в минуту (норма 4 : 1); по соотношению систолического артериального давления крови (СД) к величине диастолического артериального давления (ДД) (норма 1,62) [6]. Статистическая обработка данных осуществлялась непараметрическими методами анализа.
Сравнительный анализ полученных результатов показателей уровня тревожности у студентов выявил, что в семестровый период показатель тре-
вожности соответствовал у 41,7% студентов среднему уровню с тенденцией к низкому, у 25% студентов проявился средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, у 33,3% студентов отмечен высокий уровень тревожности. Обследования, проведенные в период экзаменационной сессии, показали, что средний уровень тревожности с тенденцией к низкому наблюдался только у 9,2% студентов, у 45,4% студентов отмечен средний уровень тревожности с тенденцией к высокому и у 45,4% студентов — высокий уровень тревожности (табл. 1).
Таблица 1
Распределение показателей уровня тревожности в семестровый и сессионный периоды
Показатель тревожности Семестр, % Сессия, %
Очень высокий уровень тревожности 0 0
Высокий уровень тревожности 33,3 45,4
Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому 25 45,4
Средний уровень тревожности с тенденцией к низкому 41,7 9,2
Низкий уровень тревожности 0 0
Стрессоустойчивость характеризует некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без видимых негативных последствий для здоровья. Установлено, что менее всего подвержены стрессу люди с уравновешенными нервными процессами.
Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм в качестве показателей основных свойств личности. Эти свойства личности, по Г. Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана с особенностью типа высшей нервной деятельности: с балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе, со скоростью выработки и прочностью условных рефлексов, с уровнем активации коры головного мозга ретикулярной формацией. Ней-
ротики, люди с высокими показателями нейротиз-ма, отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы, они легко возбудимы, чувствительны, тревожны, мнительны, нерешительны. Все это затрудняет процесс психофизиологической адаптации в учебе и в любой другой деятельности. Люди с низким уровнем нейротизма эмоционально-стабильны, спокойны, уравновешены, уверены в себе, решительны. Эти качества помогают будущим педагогам легче адаптироваться к новой обстановке, находить общий язык с подопечными, быть успешнее как в учебной деятельности, так и в профессиональной сфере [5].
Выявление ведущих типов темперамента у обследуемых студентов показало, что доминируют сангвиники — их 56%, следующая по значимости группа холерики — 29%, меланхоликов — 8%,
—-----------------------------—
~ 35 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [3]
флегматиков — 7%. Меланхолики и холерики с высоким нейротизмом находятся на противоположных полюсах шкалы интроверсия-экстравер-сия. По результатам наших исследований средние значения нейротизма составили: 11 ± 1,3 баллов у меланхоликов и 18,9 ± 2,4 баллов у холериков, индивидуальные значения изменялись в пределах от 8 до 13 и от 14 до 23 баллов соответственно. Особенностью студентов, относящихся по темпераменту к меланхоликам и холерикам, является эмоциональная неустойчивость, в наших исследованиях ее уровень составил 15,9 ± 2,9 и 16,3 ± ± 2,2 баллов.
Сравнительный анализ результатов уровня тревожности выявил ее повышение у 64% обследованных студентов в период сессии по сравнению с семестровым периодом.
У студентов с высоким уровнем нейротизма отмечалась низкая стрессоустойчивость. Среди всех обследованных студентов меланхолики — интроверты с высокими баллами нейротизма (15,9 ± 2,9) и низкими баллами экстраверсии (11 ± 1,1) имели достоверно значимые более высокие показатели тревожности в тестах на реактивную и личностную тревожность Спилбергера по сравнению со студентами — холериками и сангвиниками. У студентов меланхоликов и холериков показатели предрасположенности к стрессу указывают на их меньшую физиологическую стрессоустойчивость, что может свидетельствовать о снижении приспособляемости к ситуациям стрессогенного характера и о повышении вероятности неадекватного реагирования на тревожный фактор среды.
Г. Айзенк считал, что высокие оценки по шкале интроверсии обусловлены повышенным уровнем эндогенного возбуждения. Нейрофизиологической основой чувствительности к поступающей информации у меланхоликов является высокий уровень корковой активации. В настоящее время темперамент связывают с индивидуальными различиями в функционировании неспецифических систем мозга, контролирующих реакции индивида на поощрения и наказания [1, 3].
Анализ влияния экзаменационного стресса на показатели вегетативной нервной системы (ВИК) позволил определить в семестровый период у 64% студентов преобладание симпатического типа вегетативной нервной регуляции, во время сессии этот показатель повышался и был зарегистрирован у 83% студентов. Состояние экзаменационного стресса приводит к достоверному увеличению показателя вегетативного индекса Кердо практически у всех студентов. Положительные значения ВИК свидетельствуют о сдвиге равновесия в симпатическую сторону и усилении процессов катаболизма, характерного для напряженного функционирования, расходования резервов организма. Парасимпатическое преобладание регуляции (значения ВИК отрицательные) также свидетельствует о нарушении равновесия, но при более благоприятном, анаболическом варианте метаболизма, экономичном режиме функционирования. Вегетативное равновесие наблюдалось у 25% студентов в семестровый период и у 17% студентов в период сессии.
Эти результаты подтверждены исследованиями адаптационных возможностей организма по методу Р.М. Баевского. Так в учебный период у обследованных студентов отмечался удовлетворительный уровень адаптации к учебной нагрузке, а во время сессии у 17% студентов наблюдалось напряжение в системе адаптационных резервов организма. Исследование и анализ пропорциональных отношений показателей артериального давления крови, СД к ДД позволил установить, что в период сессии у 25% студентов за счет повышения уровня систолического давления соотношение показателя СД/ДД — выше нормы, в то время как в семестровый период пропорциональные отношения показателей артериального давления крови в норме отмечались у 58% студентов, а уровень ниже нормы регистрировался у 42% обследованных студентов (рис. 1).
Анализ динамики значений пропорциональных отношений показателей частоты сердечных
—-----------------------------—
~ 36 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [3]
сокращении к частоте дыхательных движении (ЧСС/ЧДД) позволил определить, что в семестровый период у 25% студентов показатель в пределах нормы, у 33% — выше нормы, у 42% — ниже
нормы. Во время сессии у 75% студентов показатель ЧСС/ЧДД выше нормы, в пределах нормы у 17%, ниже нормы у 8% обследованных студентов (рис. 2).
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
норма
выше ниже
нормы нормы
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
норма выше ниже нормы нормы
семестр
сессия
Рис. 1. Пропорциональные отношения показателей СД/ДД в семестре и в период сессии
Рис. 2. Пропорциональные отношения показателей ЧСС/ЧДД в семестре и в период сессии
Полученные результаты исследования свидетельствуют о напряжении в функциональной системе обеспечения организма кислородом в сессию по сравнению с семестровым периодом.
Таким образом, нами установлено, что экзаменационный стресс и стрессустойчивость зависят от личностных особенностей студентов. В период экзаменационной сессии в сравнении с семестровым периодом у студентов наблюдаются изменения психофизиологических показателей, которые проявляются в повышении уровня тревожности, нарушении вегетативного равновесия, что приводит к снижению адаптационных возможностей организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1991. 287 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога. СПб., 2008. С. 13—21.
3. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Флинта, 2000. 64 с.
4. Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья: Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. СПб.: Речь, 2007. 320 с.
5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003. 688 с.
6. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учебное пособие / Под ред.
С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Академия, 2005.
—-----------------------------—
~ 37 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [3]
—-------s5*e>e>**3------—
EXAMINATION STRESS AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF STUDENTS
N.M. Fateeva, A. V. Arefyeva
Tyumen state university
Department of Medicobiological Disciplines Health and Safety Tyumen, Russia
In the paper the influence of educational and exam stress on organism, resistence to stress and anxiety of students during the session compared the semester was studing. Analysis of the results showed that exam stress leads in the vegetation index Kerdo (83% of students). Noted the tension in the body's adaptive capacity system (17%), namely, the voltage in the functional system of the organism with oxygen during the session. These changes are most evident among students with a high level of nejrotizma.
Key words: adaptation, stress, psychophysiology, vegetative index.
REFERENCES
1. Sudakov K.V. Sistemnye mekhanizmy emotsional'-nogo stressa. Moscow: Meditsina, 1991. 287 p.
2. Berezin F.B. Psikhicheskaya adaptatsiya i trevo-ga. St.Petersburg, 2008. pp. 13—21.
3. Ratanova T.A., Shlyakhta N.F. Psikhodiagnosti-cheskie metody izucheniya lichnosti. Moscow: Flinta, 2000. 64 p.
4. Anan'ev V.A Praktikum po psikhologii zdorov’ya: Metodicheskoe posobie po pervichnoi spetsificheskoi i ne-spetsificheskoi profilaktike. St.Petersburg: Rech', 2007. 320 p.
5. Anastazi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testiro-vanie. St.Petersburg: Piter, 2003. 688 p.
6. Rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam po normal’-noi fiziologii: Uchebnoe posobie. Ed. S.M. Budylinoi, V.M. Smirnova. Moscow, Akademiya, 2005.