Погодаева Маргарита Викторовна, Шеметова Анна Анатольевна
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РИСКОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ .
УДК 37.013
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РИСКОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА В ЖИЗНЕННОМ МИРЕ РЕБЕНКА
© 2016
Погодаева Маргарита Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры географии
и безопасности жизнедеятельности Шеметова Анна Анатольевна, старший преподаватель кафедры географии и безопасности жизнедеятельности Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия) Аннотация. Развитие пространства безопасного детства направлено на снижение угроз для жизни и здоровья ребенка и происходит в процессе взаимодействия внешней среды и внутреннего мира ребенка, присвоения ребенком культуры безопасности. В ходе эксперимента проведен анализ компонентов культуры безопасности ребенка в 11 дошкольных образовательных учреждениях, факторы влияющие на ее развитие, выявлены признаки ее сформи-рованности у ребенка-дошкольника, показана связь этого параметра с уровнем экологического и социального рисков. Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, отражает изменения в ценностной, когнитивно-познавательной и поведенческой сфере детей, повышение их рефлексивной позиции по отношению к своей безопасности и к себе как к субъекту культуры, что позволяет говорить об успешном становлении культуры безопасности детей в ходе формирующего эксперимента. Условия внешней среды оказывают непосредственное влияние на становление культуры безопасности в жизненном мире ребенка. Высокие экологические риски выступают мотивом к формированию адаптивных реакций, в том числе безопасного поведения. Неблагоприятные экологические условия способствуют становлению культуры безопасности ребенка, а неблагоприятные социальные факторы напротив, тормозят ее развитие. Эффективность здоровьесбережения достоверно выше на территориях, где природные и техногенные факторы создают высокие угрозы для здоровья детей. Адаптивно-развивающая среда образовательного учреждения служит условием адаптации ребенка-дошкольника к социуму и сохранения его здоровья.
Ключевые слова: пространство безопасного детства, жизненный мир ребенка, безопасность дошкольника, экологический риск, социальный риск, культура безопасности
INFLUENCE OF ECOLOGICAL AND SOCIAL RISKS ON FORMATION OF SAFE CHILDHOOD
AREA IN THE CHILD'S VITAL WORLD
© 2016
Pogodaeva Margarita Viktorovna, candidate of biological sciences, assistant professor of the chair
«Geography and life safety» Shemetova Anna Anatolievna, associate professor of the chair «Geography and life safety» Irkutsk State University, Irkutsk (Russia) Abstract. Development of the safe childhood area is directed on decrease in threats for child's life and health and occurs in the course of interaction of an environment and kid's private world, and also in assignment of the safety culture. During the experiment the analysis of safety culture's components of the child is carried out in 11 preschool educational institutions, the forming signs of preschooler's safe culture are revealed; the connection of this parameter with level of ecological and social risks is shown. The analysis of the results received during the experiment, reflects changes in valuable, cognitive-informative and behavioral sphere of children, increase of their reflective position in relation to the safety and to itself as to the subject of culture that allows speaking about successful formation of children's safety culture during forming experiment. Environment conditions make direct impact on formation of safety culture in the child's vital world. High ecological risks act as motive to formation of adaptive reactions, including the safe behavior. Adverse ecological conditions promote formation of children's safety culture, while adverse social factors decelerate its development instead. Technological and social threats raise stimulate educational institution to develop health-saving technologies
Keywords: the safe childhood area, the child's vital world, safety of the preschooler, ecological risk, social risk, safety culture.
Рассматривая в целом ситуацию в современном российском обществе с точки зрения ее безопасности для физического, нравственного и психического развития ребенка, можно найти в ней значительное количество факторов риска, которые представляют угрозу для жизни и здоровья детей. Для снижения существующих угроз необходима специальная деятельность, условия и отношения, направленные на обеспечение безопасности ребенка, т.е. пространство безопасного детства [1]. В многочисленных исследованиях показано, что безопасность образовательной среды связана с психическим здоровьем педагогов и их воспитанников [2, 3, 4]. Исследователи выделяют совокупность социально-психологических факторов, создающих благоприятные условия для безопасного развития ребенка [5, 6]. Среди них качество окружающей среды, уровень и качество образования, социальные условия, ценности, личностные качества, состояние психического и физического здоровья, культура педагога и его личностные качества [7, 8, 9, 10].
Под пространством безопасного детства, мы понимаем характеристики жизненного мира ребенка, включающие совокупность действий, условий и отношений, обеспечивающих его физическую и психологическую безопасность, социально-культурный феномен, заключающийся в накоплении психологических новообразований,
возникающих в процессе социализации, в результате приобретения навыков безопасного взаимодействия ребенка с физическим и социальным миром, со взрослыми и другими детьми, освоения им социокультурных норм безопасной жизнедеятельности, саморегуляции и самоорганизации, осознания социальных и духовных ценностей и смыслов (рисунок 1.)
Пространство безопасного детства отражает особенности текущей социально-экономической, политической ситуации, общественного устройства, нравственных и моральных устоев, ментальности и культуры, особое состояние социального развития ребенка, возникающее в процессе присвоения культуры безопасности.
Развитие пространства безопасного детства направлено на снижение угроз для жизни и здоровья ребенка и может быть достигнуто 1.) созданием физических условий безопасного развития; 2) гармонизацией отношений ребенка с взрослыми и сверстниками; 3) в процессе присвоения культуры безопасности взрослыми, окружающими ребенка (педагогами, родителями) и во взаимодействии со взрослыми самими детьми.
При этом выстраивается мировоззренческая позиция, ориентированная на гуманистические и экологические ценности, ценности жизни и здоровья, развиваются навыки безопасного взаимодействия с окружающим миром.
Погодаева Маргарита Викторовна, Шеметова Анна Анатольевна ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РИСКОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ...
Рисунок 1 - Понятие пространства безопасного детства
Как соотносится пространство детства и жизненный мир ребенка? Мы полагаем, что это близкие понятия, неоднократно попадавшие в поле зрения ученых Д. Н. Узнадзе - транссубъективное пространство, А. Н. Леонтьев - многомерный мир, К. Левин - жизненное пространство, Л. С. Выготский - смысловое поле, Ф. Е. Василюк - жизненный мир, В. Е. Клочко - многомерное пространство жизни [11, 12, 13, 14]. Е. Н. Некрасова выделяет три этапа становления жизненного мира человека: предметное пространство, смысловое поле, пронизанная ценностями действительность [15]. Л. С. Выготский полагал, что многомерный мир человека располагается между субъективной и объективной реальностями, между «духом и материей»
[12]. Ф. Е. Василюк также выделяет в жизненном мире человека его внешние и внутренние составляющие [11]. Психика (внутренний мир), по мнению В. Е. Клочко, самый мощный из механизмов избирательности, превращающий «мир в себе» в «мир для нас», переводящий проблемы внешнего мира в деятельность внутреннего
[13]. Т. А. Климонтова рассматривает внутренний мир человека, как «двухуровневую психологическую систему, которая является открытой к обмену с внешним миром, имеет способность к самоусложнению и самоорганизации посредством продуцирования новообразований и опоры на них в последующем» [16]. На наш взгляд, культура безопасности ребенка является тем новообразованием, которое формируется во внутреннем мире ребенка под воздействием внешних условий , специально организованной деятельности по ее развитию.
Из всего жизненного мира ребенка пространство безопасного детства выделяется как составляющая, где социально-психологические и экологические угрозы могут быть уменьшены и, соответственно, снижены риски для физического и психического здоровья детей, их безопасного развития.
ства детства; компьютерная игровая зависимость; открытость территории (закрытость пространства: замки, ограждения, камеры наблюдения, сигнализация дают ощущение защищенности); антропогенное загрязнение воздуха; качество пищи; автомобильный транспорт; опасные животные; климатические характеристики территории; чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера.
Развитие навыков безопасного поведения происходит на основе уже сформированной иерархии ценностей, при этом существенное влияние на этот процесс могут оказывать угрозы, существующие в данном конкретном месте.
Нами был проведен анализ сформированности компонентов культуры безопасности ребенка в одиннадцати дошкольных образовательных учреждениях Иркутской области, в которых в течение трех лет апробировалась комплексная программа «Моя безопасность в большом мире» [17, 18]. В каждом из разделов программы была организована образовательная деятельность, по итогам которой проводилась беседа, игра, развлечение, рисуночный тест. Оценивание производилось в течение года. В контрольной группе диагностика была проведена в начале и конце эксперимента
Выявлены следующие признаки культуры безопасности ребенка:
- поведенческие: наличие навыков защиты себя от угроз, исходящих от внешних и внутренних источников; безопасное взаимодействие с людьми и природными объектами, регуляция собственного поведения;
- социально-психологические: ценностное отношение к окружающему миру, его активное сохранение; ценностное отношение к жизни и здоровью; гармоничное взаимодействие с людьми; альтруистические мотивы поведения; личная ответственность за принимаемые решения; толерантность, гуманное отношение к людям и всему живому.
Мы изучили, в какой мере реально существующие опасности в том или ином районе мотивируют детей и педагогов к выработке навыков безопасного поведения (таблица 1).
Здоровьесберегающие технологии используются во всех дошкольных учреждениях, где внедрялась программа, но эффективность здоровьесбережения достоверно выше на территориях, где природные и техногенные факторы создают высокие угрозы для здоровья детей. Также в ДОУ на этих территориях шло успешнее освоение алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Таблица 1. Связь характера региональных рисков с уровнем развития навыков в области безопасности дошкольников
Рисунок 2 - Встроенность пространства безопасного детства
Наиболее распространенными угрозами для ребенка являются физическое и психологическое насилие со стороны взрослых, в том числе родителей и педагогов, асоциальных взрослых, «неблагополучных» сверстников; отсутствие рядом с ребенком социально ответственного взрослого; информационное загрязнение простран-
Разделы программы «Моя безопасность в уЩОУ территорий с высоким экологическим, природным и ех но генным риском г.Братск МДОУ территорий с природным риском г.Киренск МДОУ территорий с высоким с о цна л ьным р ис ком г.Ннжнеудннск МДОУ территорий с низким и средним уровнями экологического, природного и техногенного риска г.Иркутск
Здоровьесбереженне 4,8 4.7 4.1 4.1
Психологическая безопасность 4,5 4,4 4,1 4,1
Пожарная безопасность 4,5 4,0 3,8 3,2
Безопасность в быту 4,0 4.0 3,5 3,5
дороге, б транспорте 4,8 3,5 3,8 4=7
Экологическая безопасность 4,8 4,0 3,8 4,0
Безопасность в 4,5 4,5 3,0 3,5
ситуациях
Правовая защищенность 3,0 2,6 2,6 3,8
Различия в показателях освоения программы по разделу «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» достоверны между показателями детей с территорий, где такие риски высокие, и территорий, где такие риски невелики ^=2,23; Р<0.01).
В г. Братске, где наиболее высокий уровень экологического риска, уделяется большое внимание именно экологическому воспитанию детей, действует муни-
Погодаева Маргарита Викторовна, Шеметова Анна Анатольевна педагогические
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РИСКОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ... науки
ципальная программа непрерывного экологического образования, первой ступенью которой являются дошкольные учреждения. Педагоги активно включаются в регулярно проводимые месячники «Безопасности», «Экологии», «Здоровья». Различия в уровне освоения раздела «Экологическая безопасность» также достоверны между Братском (территория с высоким риском ) и Иркутском (территория с низким риском) 0=2, 11; Р<0.05). Уровень освоения раздела «Пожарная безопасность» достоверно ниже в областном центре, чем в других районах 0=2,86; Р<0.01). По разделу «Безопасность на дороге, в транспорте» лучше подготовлены дети из крупных городов (Братск, Иркутск). Для дошкольников из маленьких городов или поселков эта проблема менее актуальна или неактуальна совсем. Родители иркутских малышей проявили наибольший интерес к вопросам правовой защиты детей, активно пропагандировали правовую информацию среди родителей и детей, выступали защитниками прав детей из социально неблагополучных семей.
39 % детей экспериментальной группы к окончанию эксперимента достигли высокого уровня в самостоятельной и совместной деятельности по обеспечению безопасности. В контрольной группе доля таких детей составила 21 %. Различия достоверны. Эти дети самостоятельно ставят цели деятельности, выбирают средства для его осуществления, активно включаются в различные виды деятельности по решению проблемы.
Формирование социально значимых ценностей, выражающихся в желании сохранять и укреплять свое здоровье, заботиться о сохранении окружающей природной среды; в любви к Родине, желании помочь другому проявлялось у 87,5 % воспитанников из экспериментальных групп и у 65,8 % детей из контрольных групп. Различия высоко достоверны (Р<0,01).
Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, отражает изменения в ценностной, когнитивно-познавательной и поведенческой сфере детей, повышение их рефлексивной позиции по отношению к своей безопасности и к себе как к субъекту культуры, что позволяет говорить об успешном становлении культуры безопасности детей в ходе формирующего эксперимента [8]. По сумме всех разделов самый низкий показатель освоенности программы в МДОУ территорий с высокими социальными рисками (большое число социально-неблагополучных семей, высокий уровень безработицы). Основными причинами сложившейся ситуации является низкая заинтересованность родителей в образовании и воспитании своих детей, несоответствие предметно-развивающей среды современному уровню развития общества.
Анализ связи уровня экологического риска и успешности становления культуры безопасности ребенка. Исходя из расположения промышленных источников загрязнения почвы, воздушной и водной среды, объема промышленных выбросов, нахождения в зоне действия вредных выбросов автомагистрали, пожароопасных и взрывоопасных объектов мы установили относительный экологический риск на основе определения ранговых оценок для городов Братск -4, Иркутск-3, Нижнеудинск -2, Киренск -1. Однофакторный дсперсионный анализ показал достоверную взаимосвязь между уровнем культуры безопасности и величиной экологического риска ^=4,938885; Р=0,002404). Наблюдается положительная корреляция между рассматриваемыми параметрами: на территориях с высоким экологическим риском присвоение ребенком культуры безопасности происходит успешнее. Можно предположить, что неблагоприятная экологическая ситуация (высокий риск ЧС, загрязнение воды, воздуха) являются значимым мотивом для освоения способов безопасного взаимодействия с природой, сохранения здоровья, освоения навыков безопасного поведения.
Анализ связи уровня социального риска и успешности 118
становления культуры безопасности ребенка
На основании анализа уровня заработной платы родителей, доходов в семье на человека, развитостью социальной инфраструктуры территории, доступностью услуг дополнительного образования, объектов культуры и здравоохранения, мы оценили социальный риск каждого ребенка по 5 бальной шкале. Наименьший социальный риск, распределенный довольно равномерно, наблюдается у дошкольников, посещающих частный детский сад. В других детских садах социальный риск распределен неравномерно. Дисперсионный анализ показал достоверную связь между уровнем культуры безопасности и социальным риском (F=6,786437; P=0,000035). При этом направление связи - обратное: в группе детей с наибольшим социальным риском наблюдается низкий уровень культуры безопасности, при снижении социального риска повышается уровень культуры безопасности ребенка.
Таким образом, условия внешней среды оказывают непосредственное влияние на становление культуры безопасности в жизненном мире ребенка. Неблагоприятные экологические условия способствуют становлению этого новообразования, а неблагоприятные социальные факторы напротив, тормозят его развитие.
В различных условиях среды, при наличии разнообразных угроз направление развития пространства безопасного детства могут быть различны.
Высокий экологический риск (природный, антропогенный, техногенный) оказывает сильное влияние на пространственно -физический компонент пространства. Пространственно-физический компонент (внешняя среда) в свою очередь стимулирует развитие культурно-образовательного компонента, становление культуры безопасности. Если высокие экологические риски компенсируются условиями, искусственно созданными взрослыми (здоровьесберегающая среда, экоразвиваю-щая среда), то колебания, вызываемые внешним воздействием, будут значительно меньше, соответственно изменения, происходящие во внутренних компонентах так же меньше. Следовательно, можно полагать, что отсутствие значимых угроз во внешнем пространстве ведет к стабилизации системы и тормозит развитие внутренних компонентов, в первую очередь культуры безопасности. Наличие угроз выступает пусковым фактором к формированию адаптивных реакций, в том числе безопасного поведения.
Высокий социальный риск (беспризорность, плохое питание, плохой уход, психологическое и физическое насилие) оказывает сильное угнетающее влияние на социально-психологический компонент пространства. Это тормозное влияние передается на культурно-образовательный компонент и приводит к задержке его развития. Если высокие социальные риски компенсируются условиями, созданными в ДОУ или другими социальными или общественными организациями (психолого-педагогическая поддержка, хороший уход, радость проживания детства), то тормозящее влияние, вызванное высоким социальным риском, прекращается и внутренний мир ребенка стабилизируется, развитие культурно-образовательного компонента приобретает поступательное направление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Погодаева М. В. Концепция пространства безопасного детства [Текст] / М. В. Погодаева // Мир образования - образование в мире. 2015. №2. С. 228-238.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И.А.Баева. СПб.: Союз. 2002. 271 с.
3. Nansel T. R. Relationships between bulling and violence among US young/ T.R. Nansel, M.D/ Overpeck, D.Haynie, J. Ruan, P. Scheldt // Arch. pediatr. Abolesc. Med. 200. V. 157. P. 348-353.
4. Glew G.M. et al. Bulling and school safety/ G.M. Glew, M-Y Fan, W. Katon, F.P. Rivara // The J. of Pediatrics.
Погодаева Маргарита Викторовна, Шеметова Анна Анатольевна
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РИСКОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ...
2008. V.152 (1) P. 123-128.
5. Нечаев Н. Н. Общие психологические подходы к пониманию категории развития учащихся [Текст] / Н. Н. Нечаев, О. А. Идобаева, А. И. Подольский // Вопросы психологии. 2015. №5.
6. Zinchenko Yu. P. Security psychology as social systemic phenomenon/Psychology in Russia: State of the Art., 2011. V.4. P.305-315.
7. Асмолов А.Г. Психология личности [Текст]: учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд.
8. Казин Э.М. Психолого-педагогические и физиологические базовые основания решения проблемы адаптации, здоровья и развития образования: методическое пособие. [Текст]/ Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, И.А.Свиридова, А.И.Федоров и др. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. 165 с.
9. Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая культура педагога как ведущий фактор безопасности образовательной среды [Текст] // Безопасность образовательной среды: сб. ст. М.: Экон-Информ, 2008.
10. Shmeleva E. A. Psychological factor of the readiness of teachers toensure social security in the educational environment / E. A. Shmeleva, P.A. Kislyakov, L.F. Luneva, L.D. Maltseva // Psychology in Rossia: State of theArt., 2015.V.8 (1). P. 74-85-315.
11. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис [Текст]: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 90-101.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 - ти т., Т. 1. Исторический смысл психологического кризиса [Текст] / Л.С. Выготский // Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
13. Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза [Текст] / Е.В. Клочко. // Сибирский психологический журнал.- 1998. Вып. 8-9. С. 7-15.
14. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского / А.Н. Леонтьев //Вопросы психологии. 1998. №1. С. 108-127.
15. Некрасова, Е.В. Пространственно - временная организация жизненного мира человека: дис. ...д-ра пси-хол.наук, 19.00.01 [Текст] / Е.В. Некрасова. Барнаул, 2005. 344с.
16. Климонтова, Т.А. Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников: структура и функционирование дис. .д-ра психол.наук, 19.00.01 [Текст] / Т.А. Климонтова. Ярославль, 2014. 381с.
17. Погодаева, М. В. Моя безопасность в большом мире: образовательная программа для дошкольных учреждений [Текст] / М. В. Погодаева, Л.Н. Гречман . Иркутск, 2013. 31с.
18. Погодаева, М. В. Результаты внедрения программы «Моя безопасность в большом мире» в ДОУ/ [Электронный ресурс] / М. В. Погодаева //Вестник ТГПУ. 2015. Вып. 8 (161). С. 154-158.