УДК 373.2
ПРОСТРАНСТВО БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
М.В. Погодаева
Аннотация. В статье рассматриваются понятие пространства безопасного детства и необходимость его становления для развития личности дошкольника, его физического и психического здоровья, гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, отражает изменения в ценностной, когнитивно-познавательной и поведенческой сферах детей, повышение их рефлексивной позиции по отношению к своей безопасности и к себе как к субъекту культуры.
Ключевые слова: пространство безопасного детства, жизненный мир ребенка, безопасность дошкольника, культура безопасности.
SAFE CHILDHOOD AREA AS A CONDITION
OF THE CHILD'S PERSONALITY DEVELOPMENT
M. Pogodaeva
Abstract. The safe childhood area vital activity of the preschool preserves the life, physical and mental health, provides a harmonious interaction with the outside world. The analysis of the results received during the experiment, reflects changes in valuable, cognitive-informative and behavioral sphere of children, increase of their reflective position in relation to the safety and to itself as to the subject of culture.
Keywords: the safe childhood area; the child's vital world; safety of the preschooler; safety culture.
Развитие личности ребенка зависит от условий, в которой оно протекает: физических, психологических, социальных характеристик пространства. Пространство понимается нами как совокупность взаимодействующих,
взаимосвязанных сред: физической, социальной, психологической, образовательной и др. Эти среды, пересекаясь и взаимодействуя, изменяют друг друга и пространство в целом. Безопасность для ребенка каждой из этих взаимодействующих сред обеспечивает безопасный мир детства.
Пространство безопасного детства может быть реализовано через создание безопасных условий для физического и психологического развития; гармонизацией отношений ребенка с миром природы и миром людей; в процессе здоровьесбережения и присвоения детьми культуры безопасности. При этом выстраивается мировоззренческая позиция, ориентированная на гуманистические и экологические ценности, ценности жизни и здоровья; развиваются навыки безопасного взаимодействия с окружающим миром.
Под пространством безопасного детства мы понимаем характеристики жизненного мира ребенка, включающие совокупность действий, условий и отношений, обеспечивающих его физическую и психологическую безопасность; социально-культурный феномен, заключающийся в накоплении психологических новообразований, возникающих в процессе адаптации и
социализации в результате приобретения навыков безопасного взаимодействия ребенка с физическим и социальным миром, со взрослыми и другими детьми; освоение им социокультурных норм безопасной жизнедеятельности; саморегуляция и самоорганизация; осознание социальных и духовных ценностей и смыслов [8], см. рис. 1.
Безопасность ребенка связана с психофизиологической, эмоциональной и социально-педагогической адаптацией. Основной задачей адаптации является поддержание равновесия в системе «человек - среда» на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. Задачи психологической адаптации - создание условий психологической безопасности и сохранение психологического здоровья; социальной адаптации - безопасное, адекватное взаимодействие с детьми и взрослыми; психофизиологической -
формирование личностных психодинамических качеств и сохранение соматического здоровья [1]. Адаптация, реализуемая в жизнедеятельности, определяет условия социальной
приспособленности личности и ее развитие. Совокупность физиологических, социально -психологических, адаптационных свойств определяется как особое свойство личности - адаптивность, которое в различной степени может проявляться у ребенка в зависимости от его психофизиологических особенностей и условий развития.
Рисунок 1. - Понятие пространства безопасного детства
Поступление ребенка в дошкольное учреждение определяет резкое изменение социальных условий, расширение его социального окружения. Процесс формирования безопасных приспособительных реакций к новым социальным условиям обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой. Наряду с родителями, воспитатель начинает играть важную роль в становлении личности ребенка. Образовательная среда ДОУ становится пространством для развития. С точки зрения К. Роджерса, результатом образования при этом являются изменения, происходящие в развитии личности: ребенок начинает воспринимать и принимать свои чувства и себя; понимать чувства других людей; ставит перед собой цели и др. [10]. Качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей и других участников образовательного процесса [3].Образовательная среда ДОУ будет безопасным пространством для дошкольника, если для каждого ребенка удается создать зону эмоционального и психологического комфорта, где его любят и принимают. Движущей силой
развития личности дошкольника является его совместная со взрослыми и самостоятельная игровая деятельность. Дошкольная игра расширяет круг эмпирических понятий ребенка, соответствует его потребностям. Игра имеет признаки развивающего обучения: это активно-деятельностный способ обучения; ребенок является субъектом обучения, в игре учитываются и используются индивидуальные особенности ребенка, игра развивает личностные качества, определенные целями игры [4]. Познание ребенком окружающего мира, освоение его может совершаться только в игре [7]. В игре создаются условия для получения новых знаний; активно формируются личностные качества. Игра дает возможность общаться, обмениваться информацией, чувствами, сопоставлять свои действия с действиями других детей. Игра развивает, воспитывает, обучает [2].
Система ценностей, ориентированных на гуманистическое, безопасное развитие ребенка, предполагает создание социально-педагогической адаптивно-развивающей среды [5]. Организация такой среды, по мнению Э.М. Казина, включает следующие формы и виды деятельности: мониторинг состояния здоровья, физического и
психического развития детей; различные формы организации воспитательно-образовательного процесса с учетом психофизиологического развития ребенка; разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры безопасности и здорового образа жизни; комплекс оздоровительных мероприятий для коррекции нарушений здоровья; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм; сбалансированное питание; создание материально-технических и психологических условий для гармоничного развития ребенка.
Для решения этой проблемы необходимо психолого-педагогическое и медицинское сопровождение создания и развития такой среды, которая будет являться единым адаптационным, реабилитационным и развивающим
пространством для каждого отдельного ребенка. Развитие в образовательных учреждениях Кузбасса адаптивно-развивающего
образовательного пространства, под которым понимается «совокупность организационно-педагогических, социально-гигиенических
условий и психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей ребенка, сохранению его физического и психического здоровья, личностному развитию» позволяет обеспечить как процесс развития ребенка, так и его
Вращение позволяет получить
перевернутую матрицу, см. табл. 2, по которой определяем какими переменными нагружен каждый фактор. Первый фактор нагружен переменными «здоровьесберегающая среда» и «культура безопасности родителей». Второй фактор включает «культуру безопасности педагога» и «социальный риск». Социальный
безопасность в физическом и психологическом плане [6].
В ДОУ Иркутской области реализуется эксперимент по созданию пространства безопасного детства. Развитие пространства безопасного детства направлено на снижение угроз для жизни и здоровья ребенка и происходит в процессе взаимодействия внешней среды и внутреннего мира ребенка, присвоения ребенком культуры безопасности. Формирование такого пространства мы осуществляем через создание развивающих и адаптационных условий на основе социально-педагогических и
валеологических методов; создание условий для реализации программы «Моя безопасность в большом мире»; разработку рекомендаций родителям, педагогам о наиболее благоприятном пути безопасного развития ребенка. В основе всех реализуемых программ и рекомендаций стоит развитие личности ребенка, его способностей, открытости и доверия к миру, его физическая и психологическая безопасность, эмоциональное благополучие.
Факторный анализ корреляционной матрицы в программе SPSS позволил выявить факторы, оказывающее наибольшее влияние на становление культуры безопасности ребенка. Для дисперсии рассматриваемого параметра значимо 3 фактора, см. табл. 1.
риск с отрицательным значением, соответственно берем противоположное ему понятие: «благоприятные социальные условия». Значит второй фактор - культура безопасности педагога и социальное благополучие. Третий фактор определен как «экологизация среды».
Таблица 1. - Факторный анализ корреляционной матрицы
Объясненная совокупная дисперсия
Факторный анализ Начальные собственные значения Суммы квадратов загрузок вращения
Всего % дисперсии Суммарный % Всего % дисперсии Суммарный %
1 2,594 37,062 37,062 1,896 27,084 27,084
2 1,627 23,247 60,309 1,772 25,311 52,395
3 1,336 19,079 79,388 1,097 15,678 68,073
4 0,682 9,750 89,137
5 0,495 7,072 96,209
6 0,193 2,753 98,962
7 0,073 1,038 100,000
Повернутая факторная матрицаa
Факторный анализ
1 2 3
Культура безопасности педагога 0,407 0,789 0,042
Экологический риск 0,111 0,378 0,528
Социальный риск 0,215 -0,810 0,129
Экологизация среды ДОУ 0,015 -0,087 0,784
Здоровьесбережение в ДОУ 0,885 0,374 -0,188
Культура безопасности родителей 0,930 -0,106 0,349
Если каждый из трех факторов может действовать независимо, определяя становление культуры безопасности ребенка, то внутри фактора, параметры его составляющие сцеплены и действуют однонаправлено. Культура безопасности родителей тесно коррелирует с условиями здоровьесбережения дошкольника: в этот возрастной период создание таких условий большей частью зависит от родителей, их стремления сохранять и укреплять здоровье ребенка (г =0,675; Р<0,01). Культура безопасности педагога определяется социально-психологическими условиями его деятельности: благоприятные социально-психологические
условия способствуют ее становлению; высокие социальные риски, напротив, мешают развитию личности педагога (культура безопасности педагога - социальный риск г8 =-0,592; Р<0,01).
Результаты деятельности по формированию пространства безопасного детства в ДОУ Иркутской области показывают изменения в ценностной, когнитивно-познавательной и поведенческой сферах детей, повышение рефлексивной позиции детей по отношению к своей безопасности и к себе как к субъекту культуры, что позволяет говорить об успешном становлении культуры безопасности детей.
Выявлены следующие признаки культуры безопасности ребенка:
- поведенческие: условно-рефлекторное безопасное поведение, сформированное и закрепленное в ходе игры: наличие навыков защиты себя от угроз, исходящих от внешних и внутренних источников; безопасное взаимодействие с людьми и природными объектами; регуляция собственного поведения;
- социально-психологические: ценностное отношение к окружающему миру, его активное сохранение; ценностное отношение к жизни и здоровью; гармоничное взаимодействие с людьми; альтруистические мотивы поведения; личная ответственность за принимаемые решения; толерантность, гуманное отношение к людям и всему живому [9].
Таким образом, успешность становления пространства безопасного детства и развития культуры безопасности детей определяет системное обучение безопасности,
организованное в форме игры, включенное во все виды деятельности, режимные моменты, во взаимодействии с развитой образовательной эколого-гуманистической, здоровьесберегающей средой при поддержке органов управления образованием, специалистов различного профиля, родителей, всех социальных партнеров.
Литература:
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1988. - 270 с.
2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. - М.: Прогресс, 1984. - С. 269-318.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996. - 544 с.
5. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Семенкова Т.Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды [Электронный ресурс] / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина,
Т.Н. Семенкова // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 13. -Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/psihotogo-fiziologicheskie-podhody-k-sozdaniyu-obrazovatelnoy-adaptivno-razvivayuschey-sredy
6. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд., испр. - М.: Наука, 1965. - 574 с.
8. Погодаева М.В. Проектирование пространства безопасного детства [Электронный ресурс] / М.В. Погодаева // Гуманитарные научные исследования. -
2015. - № 4(44). - С. 12-15. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/04/9886
9. Погодаева М.В. Результаты внедрения программы «Моя безопасность в большом мире» в
ДОУ / М.В. Погодаева // Вестник ТГПУ. - 2015. - Вып. 8(161). - С. 154-158.
10. Роджерс К.Р. К теории творчества. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс; пер. с англ. - М.: Евразия, 1994. - 141 с.
Сведения об авторе:
Погодаева Маргарита Викторовна (г. Иркутск, Россия), кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
M. Pogodaeva (Irkutsk, Russia), Candidate of biological science, Associate Professor of the Department of Geography and Vital Activity Security of the Federal State Government-Funded Educational Organization of Higher Education "Irkutsk State University", e-mail: [email protected]