Научная статья на тему 'Пространство безопасного детства как условие развития личности ребенка'

Пространство безопасного детства как условие развития личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1137
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА / ЖИЗНЕННЫЙ МИР РЕБЕНКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / THE SAFE CHILDHOOD AREA / THE CHILD''S VITAL WORLD / SAFETY OF THE PRESCHOOLER / SAFETY CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погодаева Маргарита Викторовна

В статье рассматриваются понятие пространства безопасного детства и необходимость его становления для развития личности дошкольника, его физического и психического здоровья, гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, отражает изменения в ценностной, когнитивно-познавательной и поведенческой сферах детей, повышение их рефлексивной позиции по отношению к своей безопасности и к себе как к субъекту культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFE CHILDHOOD AREA AS A CONDITION OF THE CHILD''S PERSONALITY DEVELOPMENT

Тhe safe childhood area vital activity of the preschool preserves the life, physical and mental health, provides a harmonious interaction with the outside world. The analysis of the results received during the experiment, reflects changes in valuable, cognitive-informative and behavioral sphere of children, increase of their reflective position in relation to the safety and to itself as to the subject of culture.

Текст научной работы на тему «Пространство безопасного детства как условие развития личности ребенка»

УДК 373.2

ПРОСТРАНСТВО БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

М.В. Погодаева

Аннотация. В статье рассматриваются понятие пространства безопасного детства и необходимость его становления для развития личности дошкольника, его физического и психического здоровья, гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, отражает изменения в ценностной, когнитивно-познавательной и поведенческой сферах детей, повышение их рефлексивной позиции по отношению к своей безопасности и к себе как к субъекту культуры.

Ключевые слова: пространство безопасного детства, жизненный мир ребенка, безопасность дошкольника, культура безопасности.

SAFE CHILDHOOD AREA AS A CONDITION

OF THE CHILD'S PERSONALITY DEVELOPMENT

M. Pogodaeva

Abstract. The safe childhood area vital activity of the preschool preserves the life, physical and mental health, provides a harmonious interaction with the outside world. The analysis of the results received during the experiment, reflects changes in valuable, cognitive-informative and behavioral sphere of children, increase of their reflective position in relation to the safety and to itself as to the subject of culture.

Keywords: the safe childhood area; the child's vital world; safety of the preschooler; safety culture.

Развитие личности ребенка зависит от условий, в которой оно протекает: физических, психологических, социальных характеристик пространства. Пространство понимается нами как совокупность взаимодействующих,

взаимосвязанных сред: физической, социальной, психологической, образовательной и др. Эти среды, пересекаясь и взаимодействуя, изменяют друг друга и пространство в целом. Безопасность для ребенка каждой из этих взаимодействующих сред обеспечивает безопасный мир детства.

Пространство безопасного детства может быть реализовано через создание безопасных условий для физического и психологического развития; гармонизацией отношений ребенка с миром природы и миром людей; в процессе здоровьесбережения и присвоения детьми культуры безопасности. При этом выстраивается мировоззренческая позиция, ориентированная на гуманистические и экологические ценности, ценности жизни и здоровья; развиваются навыки безопасного взаимодействия с окружающим миром.

Под пространством безопасного детства мы понимаем характеристики жизненного мира ребенка, включающие совокупность действий, условий и отношений, обеспечивающих его физическую и психологическую безопасность; социально-культурный феномен, заключающийся в накоплении психологических новообразований, возникающих в процессе адаптации и

социализации в результате приобретения навыков безопасного взаимодействия ребенка с физическим и социальным миром, со взрослыми и другими детьми; освоение им социокультурных норм безопасной жизнедеятельности; саморегуляция и самоорганизация; осознание социальных и духовных ценностей и смыслов [8], см. рис. 1.

Безопасность ребенка связана с психофизиологической, эмоциональной и социально-педагогической адаптацией. Основной задачей адаптации является поддержание равновесия в системе «человек - среда» на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. Задачи психологической адаптации - создание условий психологической безопасности и сохранение психологического здоровья; социальной адаптации - безопасное, адекватное взаимодействие с детьми и взрослыми; психофизиологической -

формирование личностных психодинамических качеств и сохранение соматического здоровья [1]. Адаптация, реализуемая в жизнедеятельности, определяет условия социальной

приспособленности личности и ее развитие. Совокупность физиологических, социально -психологических, адаптационных свойств определяется как особое свойство личности - адаптивность, которое в различной степени может проявляться у ребенка в зависимости от его психофизиологических особенностей и условий развития.

Рисунок 1. - Понятие пространства безопасного детства

Поступление ребенка в дошкольное учреждение определяет резкое изменение социальных условий, расширение его социального окружения. Процесс формирования безопасных приспособительных реакций к новым социальным условиям обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой. Наряду с родителями, воспитатель начинает играть важную роль в становлении личности ребенка. Образовательная среда ДОУ становится пространством для развития. С точки зрения К. Роджерса, результатом образования при этом являются изменения, происходящие в развитии личности: ребенок начинает воспринимать и принимать свои чувства и себя; понимать чувства других людей; ставит перед собой цели и др. [10]. Качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей и других участников образовательного процесса [3].Образовательная среда ДОУ будет безопасным пространством для дошкольника, если для каждого ребенка удается создать зону эмоционального и психологического комфорта, где его любят и принимают. Движущей силой

развития личности дошкольника является его совместная со взрослыми и самостоятельная игровая деятельность. Дошкольная игра расширяет круг эмпирических понятий ребенка, соответствует его потребностям. Игра имеет признаки развивающего обучения: это активно-деятельностный способ обучения; ребенок является субъектом обучения, в игре учитываются и используются индивидуальные особенности ребенка, игра развивает личностные качества, определенные целями игры [4]. Познание ребенком окружающего мира, освоение его может совершаться только в игре [7]. В игре создаются условия для получения новых знаний; активно формируются личностные качества. Игра дает возможность общаться, обмениваться информацией, чувствами, сопоставлять свои действия с действиями других детей. Игра развивает, воспитывает, обучает [2].

Система ценностей, ориентированных на гуманистическое, безопасное развитие ребенка, предполагает создание социально-педагогической адаптивно-развивающей среды [5]. Организация такой среды, по мнению Э.М. Казина, включает следующие формы и виды деятельности: мониторинг состояния здоровья, физического и

психического развития детей; различные формы организации воспитательно-образовательного процесса с учетом психофизиологического развития ребенка; разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры безопасности и здорового образа жизни; комплекс оздоровительных мероприятий для коррекции нарушений здоровья; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм; сбалансированное питание; создание материально-технических и психологических условий для гармоничного развития ребенка.

Для решения этой проблемы необходимо психолого-педагогическое и медицинское сопровождение создания и развития такой среды, которая будет являться единым адаптационным, реабилитационным и развивающим

пространством для каждого отдельного ребенка. Развитие в образовательных учреждениях Кузбасса адаптивно-развивающего

образовательного пространства, под которым понимается «совокупность организационно-педагогических, социально-гигиенических

условий и психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей ребенка, сохранению его физического и психического здоровья, личностному развитию» позволяет обеспечить как процесс развития ребенка, так и его

Вращение позволяет получить

перевернутую матрицу, см. табл. 2, по которой определяем какими переменными нагружен каждый фактор. Первый фактор нагружен переменными «здоровьесберегающая среда» и «культура безопасности родителей». Второй фактор включает «культуру безопасности педагога» и «социальный риск». Социальный

безопасность в физическом и психологическом плане [6].

В ДОУ Иркутской области реализуется эксперимент по созданию пространства безопасного детства. Развитие пространства безопасного детства направлено на снижение угроз для жизни и здоровья ребенка и происходит в процессе взаимодействия внешней среды и внутреннего мира ребенка, присвоения ребенком культуры безопасности. Формирование такого пространства мы осуществляем через создание развивающих и адаптационных условий на основе социально-педагогических и

валеологических методов; создание условий для реализации программы «Моя безопасность в большом мире»; разработку рекомендаций родителям, педагогам о наиболее благоприятном пути безопасного развития ребенка. В основе всех реализуемых программ и рекомендаций стоит развитие личности ребенка, его способностей, открытости и доверия к миру, его физическая и психологическая безопасность, эмоциональное благополучие.

Факторный анализ корреляционной матрицы в программе SPSS позволил выявить факторы, оказывающее наибольшее влияние на становление культуры безопасности ребенка. Для дисперсии рассматриваемого параметра значимо 3 фактора, см. табл. 1.

риск с отрицательным значением, соответственно берем противоположное ему понятие: «благоприятные социальные условия». Значит второй фактор - культура безопасности педагога и социальное благополучие. Третий фактор определен как «экологизация среды».

Таблица 1. - Факторный анализ корреляционной матрицы

Объясненная совокупная дисперсия

Факторный анализ Начальные собственные значения Суммы квадратов загрузок вращения

Всего % дисперсии Суммарный % Всего % дисперсии Суммарный %

1 2,594 37,062 37,062 1,896 27,084 27,084

2 1,627 23,247 60,309 1,772 25,311 52,395

3 1,336 19,079 79,388 1,097 15,678 68,073

4 0,682 9,750 89,137

5 0,495 7,072 96,209

6 0,193 2,753 98,962

7 0,073 1,038 100,000

Повернутая факторная матрицаa

Факторный анализ

1 2 3

Культура безопасности педагога 0,407 0,789 0,042

Экологический риск 0,111 0,378 0,528

Социальный риск 0,215 -0,810 0,129

Экологизация среды ДОУ 0,015 -0,087 0,784

Здоровьесбережение в ДОУ 0,885 0,374 -0,188

Культура безопасности родителей 0,930 -0,106 0,349

Если каждый из трех факторов может действовать независимо, определяя становление культуры безопасности ребенка, то внутри фактора, параметры его составляющие сцеплены и действуют однонаправлено. Культура безопасности родителей тесно коррелирует с условиями здоровьесбережения дошкольника: в этот возрастной период создание таких условий большей частью зависит от родителей, их стремления сохранять и укреплять здоровье ребенка (г =0,675; Р<0,01). Культура безопасности педагога определяется социально-психологическими условиями его деятельности: благоприятные социально-психологические

условия способствуют ее становлению; высокие социальные риски, напротив, мешают развитию личности педагога (культура безопасности педагога - социальный риск г8 =-0,592; Р<0,01).

Результаты деятельности по формированию пространства безопасного детства в ДОУ Иркутской области показывают изменения в ценностной, когнитивно-познавательной и поведенческой сферах детей, повышение рефлексивной позиции детей по отношению к своей безопасности и к себе как к субъекту культуры, что позволяет говорить об успешном становлении культуры безопасности детей.

Выявлены следующие признаки культуры безопасности ребенка:

- поведенческие: условно-рефлекторное безопасное поведение, сформированное и закрепленное в ходе игры: наличие навыков защиты себя от угроз, исходящих от внешних и внутренних источников; безопасное взаимодействие с людьми и природными объектами; регуляция собственного поведения;

- социально-психологические: ценностное отношение к окружающему миру, его активное сохранение; ценностное отношение к жизни и здоровью; гармоничное взаимодействие с людьми; альтруистические мотивы поведения; личная ответственность за принимаемые решения; толерантность, гуманное отношение к людям и всему живому [9].

Таким образом, успешность становления пространства безопасного детства и развития культуры безопасности детей определяет системное обучение безопасности,

организованное в форме игры, включенное во все виды деятельности, режимные моменты, во взаимодействии с развитой образовательной эколого-гуманистической, здоровьесберегающей средой при поддержке органов управления образованием, специалистов различного профиля, родителей, всех социальных партнеров.

Литература:

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1988. - 270 с.

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. - М.: Прогресс, 1984. - С. 269-318.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996. - 544 с.

5. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Семенкова Т.Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды [Электронный ресурс] / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина,

Т.Н. Семенкова // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 13. -Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/psihotogo-fiziologicheskie-podhody-k-sozdaniyu-obrazovatelnoy-adaptivno-razvivayuschey-sredy

6. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд., испр. - М.: Наука, 1965. - 574 с.

8. Погодаева М.В. Проектирование пространства безопасного детства [Электронный ресурс] / М.В. Погодаева // Гуманитарные научные исследования. -

2015. - № 4(44). - С. 12-15. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/04/9886

9. Погодаева М.В. Результаты внедрения программы «Моя безопасность в большом мире» в

ДОУ / М.В. Погодаева // Вестник ТГПУ. - 2015. - Вып. 8(161). - С. 154-158.

10. Роджерс К.Р. К теории творчества. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс; пер. с англ. - М.: Евразия, 1994. - 141 с.

Сведения об авторе:

Погодаева Маргарита Викторовна (г. Иркутск, Россия), кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the author:

M. Pogodaeva (Irkutsk, Russia), Candidate of biological science, Associate Professor of the Department of Geography and Vital Activity Security of the Federal State Government-Funded Educational Organization of Higher Education "Irkutsk State University", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.