Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ РИСКА ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ РИСКА ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка риска / гигиена детей / физическое воспитание / дифференцированный подход
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Моргачёв О. В., Храмцов П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ РИСКА ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

https://elibrary.ru/ixctdh

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

87

«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»

17,92 ± 0,52 и 20,53 ± 0,49 балла соответственно и определялся как средний уровень тревожности; как и познавательная активность, которая составляла 27,18 ± 0,5 балла в повседневной жизни и 25,76 ± 0,53 балла в учебной деятельности; и негативные эмоциональные переживания в повседневной жизни (20,85 ± 0,66 балла) и в учебной деятельности (15,27 ± 0,6 балла).

Заключение. Установлены особенности изменений когнитивных функций школьников, проявляющиеся снижением функционального уровня ЦНС и формированием среднего уровня тревожности и негативных эмоциональных переживаний в повседневной жизни и в учебной деятельности в условиях комплексного влияния риск-индуцированных факторов

гиперинформационной образовательной среды.

* * *

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПРИЁМА ПИЩИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Матрехина Н.В., Кондрашова А.С.

Детский сад № 204 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей, Красноярск, Россия

Ключевые слова: дошкольники; правильное питание; приём пищи; книга кулинарных секретов

Актуальность. Вопросы неправильного питания среди детей, включая дошкольников, требуют решения в современном обществе. Недостаточное знание о здоровом питании, а также негативные пищевые привычки могут привести к различным заболеваниям в детском возрасте. Поэтому формирование позитивной мотивации к правильному питанию среди дошкольников является важной задачей, которая требует специального внимания. Цель: определить эффективные методы формирования позитивной мотивации к правильному питанию и культуре приёма пищи у дошкольников.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведён комплексный анализ существующего опыта педагогов, направленного на формирование здоровых пищевых привычек у детей дошкольного возраста. Были использованы методы педагогического воздействия, беседы, проекты, игровые техники, а также вовлечение родителей в процесс обучения.

Результаты. Установлено, что к наилучшим результатам приводит использование игровых форм обучения, а также позитивного подхода к формированию правильных пищевых привычек у дошкольников. В этих условиях дети стали больше интересоваться различными видами пищи и активно участвовать в приготовлении еды дома. При этом они начали положительно оценивать свое здоровье и осознавать значимость правильного питания для его сохранения, начали понимать значение регулярности приёмов пищи и соблюдение правил этикета за столом. Кроме того, дети стали более ответственно относиться к выбору продуктов на завтрак, обед и ужин.

Заключение. Игровые формы обучения являются эффективными и привлекательными при формировании позитивной мотивации у детей к правильному питанию и культуре приёма пищи, что необходимо для обеспечения их здоровья и благополучия.

ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ РИСКА ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Моргачёв О.В.1, Храмцов П.И.2

1Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва, Россия; Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: оценка риска; гигиена детей; физическое воспитание; дифференцированный подход

Актуальность. Малоподвижный образ жизни современных детей оказывает негативное влияние на рост, развитие и здоровье, способствуя появлению избыточной массы тела (ИМТ) и ожирению. Цель: дать гигиеническую оценку влияния дифференцированной по полу организации физического воспитания на уровень риска ИМТ младших школьников.

Материалы и методы. Обследованы 169 детей в возрасте 7-10 лет, обучающихся в условиях дифференцированной по полу (группа ДО) и традиционной (группа ТО) организации физического воспитания (ФВ). Проведена оценка физического развития детей в соответствии с Федеральными рекомендациями ФР Р0ШУМЗ-1-2014 «Скрининг-обследование обучающихся в образовательных организациях». Показатели риска ИМТ и его этиологическая доля рассчитаны с использованием четырёхпольных таблиц сопряжённости. От родителей детей получено добровольное письменное информированное согласие.

Результаты. В динамике учебного года у мальчиков обеих групп выявлен прирост длины тела (+4,0 см в группе ТО; р < 0,05; +3,3 см в группе ДО; р < 0,05). Средняя масса тела мальчиков возросла в группе ТО (+3,7 кг; р < 0,05). В группе ДО средняя масса тела мальчиков не претерпела значимых изменений (+2,6 кг; р > 0,05) в связи с тенденцией к снижению доли детей с ИМТ на 8,9% (р > 0,05), в отличие от группы ТО, в которой выявлена тенденция к увеличению доли детей с ИМТ на 9,6% (р > 0,05). У девочек из обеих групп выявлены прирост длины тела (+4,6 см в группе ТО, р < 0,001; +3,5 см в группе ДО,р < 0,01) и массы тела. Более существенно средняя масса тела девочек возросла в группе ТО — на 3,9 кг (р < 0,001); в группе ДО — на 2,5 кг (р < 0,01). Уровень риска ИМТ в динамике учебного года у мальчиков из группы ДО относительно группы ТО снизился на 0,34 — с 1,13 до

I,47. Этиологическая доля фактора условий организации ФВ у мальчиков из группы ДО составила в начале учебного года

II,1%, а в конце учебного года — 31,9%, что указывает на положительное влияние дифференцированной организации ФВ на уменьшение уровня риска ИМТ с учётом иных действующих факторов. У девочек обеих групп не выявлено существенных различий уровней риска ИМТ.

Заключение. Дифференцированная организация ФВ младших школьников способствует уменьшению уровня риска ИМТ у мальчиков, что следует учитывать при организации

школьных уроков физической культуры.

* * *

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.