Научная статья на тему 'Влияние детско-родительского эмоционального взаимодействия на тревожность детей старшего дошкольного возраста10'

Влияние детско-родительского эмоционального взаимодействия на тревожность детей старшего дошкольного возраста10 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1068
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / PARENT-CHILD EMOTIONAL INTERACTION / ANXIETY / ANXIETY OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Наталья Николаевна

Статья повещена исследованию тревожности у детей старшего дошкольного возраста и выявлению влияния эмоциональных отношений в семье на тревожность детей с учетом фактора пола детей и родителей. Выборка составила 263 человека, из них 95 детей (48 мальчиков и 47 девочек) в возрасте от 5 до 7 лет и 168 родителей (95 матерей и 73 отца). В исследовании применялись: тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен, проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика «Дом-Дерево-Человек», опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.М. Захаровой. Результаты исследования показали, что тревожность старших дошкольников находится на среднем уровне. Статистически значимых половых различий уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста установлено не было. Анализ детско-родительского эмоционального взаимодействия показал, что материнское отношение не зависит от пола ребенка, а отцы чувствительнее относятся к дочерям, но сопереживают больше сыновьям. Изучение взаимосвязи тревожности дошкольников и детско-родительского эмоционального взаимодействия показало, что при более эмоционально близких отношениях в семье наблюдается более низкий уровень тревожности у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CHILDREN AND PARENT EMOTIONAL INTERACTION ON ANXIETY OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN

The article is devoted to the study of anxiety of senior preschool age children and to identify the influence of emotional relationships in the family on the anxiety of children, taking into account the gender factor of children and parents. The sample consisted of 263 people, 95 of them children (48 boys and 47 girls) aged from 5 to 7 years old and 168 parents (95 mothers and 73 fathers). The study used: anxiety test R. Temml, M. Dorki, V. Amen, the projective technique “Family Picture”, the projective technique “House-Tree-Man”, a questionnaire of child-parent emotional interaction Е.М. Zakharova. The results of the study showed that the anxiety of older preschoolers is on average level. Statistically significant gender differences in the level of anxiety in children of senior preschool age were not established. Analysis of the parent-child emotional interaction showed that the maternal attitude does not depend on the sex of the child, and fathers are more sensitive to their daughters, but they more empathize with their sons. A study of the relationship between anxiety in preschoolers and parent-child emotional interaction has shown that with more emotionally close relationships in the family, there is a lower level of anxiety in children.

Текст научной работы на тему «Влияние детско-родительского эмоционального взаимодействия на тревожность детей старшего дошкольного возраста10»

4. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 256 с.

5. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М.: Фоллиум, 2013. - 64 с.

6. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/869

Психология

УДК 159.9

аспирант Смирнова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЮ

Аннотация. Статья повещена исследованию тревожности у детей старшего дошкольного возраста и выявлению влияния эмоциональных отношений в семье на тревожность детей с учетом фактора пола детей и родителей. Выборка составила 263 человека, из них 95 детей (48 мальчиков и 47 девочек) в возрасте от 5 до 7 лет и 168 родителей (95 матерей и 73 отца). В исследовании применялись: тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен, проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика «Дом-Дерево-Человек», опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.М. Захаровой. Результаты исследования показали, что тревожность старших дошкольников находится на среднем уровне. Статистически значимых половых различий уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста установлено не было. Анализ детско-родительского эмоционального взаимодействия показал, что материнское отношение не зависит от пола ребенка, а отцы чувствительнее относятся к дочерям, но сопереживают больше сыновьям. Изучение взаимосвязи тревожности дошкольников и детско-родительского эмоционального взаимодействия показало, что при более эмоционально близких отношениях в семье наблюдается более низкий уровень тревожности у детей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, детско-родительское эмоциональное взаимодействие, тревожность, тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Annotation. The article is devoted to the study of anxiety of senior preschool age children and to identify the influence of emotional relationships in the family on the anxiety of children, taking into account the gender factor of children and parents. The sample consisted of 263 people, 95 of them children (48 boys and 47 girls) aged from 5 to 7 years old and 168 parents (95 mothers and 73 fathers). The study used: anxiety test R. Temml, M. Dorki, V. Amen, the projective technique "Family Picture", the projective technique "House-Tree-Man", a questionnaire of child-parent emotional interaction Е.М. Zakharova. The results of the study showed that the anxiety of older preschoolers is on average level. Statistically significant gender differences in the level of anxiety in children of senior preschool age were not established. Analysis of the parent-child emotional interaction showed that the maternal attitude does not depend on the sex of the child, and fathers are more sensitive to their daughters, but they more empathize with their sons. A study of the relationship between anxiety in preschoolers and parent-child emotional interaction has shown that with more emotionally close relationships in the family, there is a lower level of anxiety in children.

Keywords: Preschool children, parent-child emotional interaction, anxiety, anxiety of preschool children.

Введение. Тревожность, как одно из психологических явлений, является, по мнению ряда исследователей центральной проблемой цивилизации [1], влияющей на самоорганизацию человека, его интеллектуальную и продуктивную деятельность [2]. Очевидно, именно поэтому феномен «тревожность» и его закономерности проявления занимают ведущее место в работах известных психологов (З. Фрейда, А. Адлер, А.М. Прихожан, Е.П. Ильин и др.). В современной психологии тревожность рассматривается как:

• «переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Тревожность -устойчивой личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени» [3];

• свойство личности, предшествующее к возникновению состояния тревоги и восприятию различных безопасных ситуаций как угрожающих[4];

• состояние напряженности [6].

Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. До подросткового возраста тревожность является производной широкого круга семейных нарушений. Механизм закрепления и усиления тревожности представляется как «замкнутый психологический круг», ведущий к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности [5].

Отмечается также, что тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей (для каждого возрастного периода) вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей [7, С. 11]. А.М. Прихожан тщательно исследует возрастные особенности

10 Исследование поддержано грантом РФФИ № 18-013-00990 «Семейные факторы эмоциональной компетентности дошкольников»

тревожности и предлагает целый комплекс методик, направленных на измерение тревожности с учетом возраста детей [8].

Тревога ребенка быстро и необычайно прочно начинает связываться с определенными субъективными стимулами. Некоторый тип ситуаций не просто ассоциируется с волнением, а стабильно вызывает приступ тяжелых переживаний. Так возникают детские страхи, первая производная тревоги. «Защитой» от возможных опасностей могут быть ритуальные действия, а также уход в мир фантазий. В них ребенок разрешает свои внутренние конфликты, удовлетворяет неудовлетворенные потребности. С фантазиями сходны односторонние увлечения, которые, полностью захватывая воображение ребенка, не оставляют места ни для каких других интересов. Тревожное увлечение разъединяет ребенка с окружающей средой, создает для него замкнутый мир, который позволяет не вспоминать о реальной жизни, порождающей тревогу.

Последствиями тревожных переживаний могут стать апатия, вялость, безынициативность. Конфликт между потребностями ребенка и невозможностью их удовлетворения разрешается за счет отказа от любых стремлений. Постоянное ущемление интересов ведет к потере ребенком всяких интересов, неудовлетворение основных потребностей — к снижению интенсивности этих потребностей. Итогом длительного переживания тревоги для ребенка порой становится заболевание.

Неоспорим тот факт, что эмоциональное взаимодействие в семье является важнейшим из факторов, влияющих на появление тревожности у детей. Лишь позитивные родительские отношения к ребенку, эмоциональная поддержка со стороны родителей гарантируют развитие у детей органических, социальных материальных, духовных и культурных потребностей. Традиционно особенности эмоционального взаимодействия на протяжении последних десятилетий изучались в отечественной науке через проблематику детско-родительских отношений. Исследования О.А. Карабановой [9], Н. А. Коваль [10] и И. М. Марковской [10; 13], были продиктованы возрастающим интересом к проблеме с точки зрения изучения психологического климата, социальных установок, внутренней позиции родителей, их эмоционально-ценностных ориентаций, типа и стиля воспитания в семье.

На наш взгляд, достаточно полно эмоциональную сторону взаимодействия в качестве одного из оснований типологии рассматривала И.М. Марковская. При этом она использовала следующие характеристики эмоциональной стороны взаимодействия: чувствительность матери и ребенка по отношению друг к другу, эмоциональное отношение родителей и детей, эмоциональный контакт, сочувствие, соучастие, сопереживание.

Кроме того, особенности эмоциональной стороны взаимодействия с родителями изучались через причины отклонений в личностном развитии ребенка. Нарушение эмоционального контакта с родителем, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмируют детскую психику. Разноплановый характер такого рода нарушений изучали Л.И. Божович, А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская Э.Г. Эйдемиллер.

Они отмечали, что дети тяжело переживают отсутствие безусловного родительского отношения к себе, что обусловливает возникновение отклонений в индивидуально-личностном развитии ребенка.

Широкое распространение получила проблема взаимосвязи стиля семейного воспитания с индивидуальными особенностями ребенка. В частности, в диссертационной работе Н.И. Корытченковой раскрывается влияние неблагополучных стилей семейного воспитание на развитие агрессивных и тревожных форм поведения. В ряде диссертационных работ - Н.Т. Колесниковой и Е.В. Хохловой рассматривается влияние стиля семейного воспитание на эмоциональное расстройство и социальную адаптированность детей. Авторами показано, как различные типы семейного воспитания способствуют формированию низкого уровня социальной адаптированности и высокого уровня напряжения у детей.

Л. А Головей, С. С. Савенышева и В. Е Василенко исследовали влияния структурных особенностей семьи и детско-родительского взаимодействия на личностное [11] и интеллектуальное развитие дошкольника [13]. Проведенное исследование показало исключительную роль системы отношений с родителями и атмосферы семьи в интеллектуальном развитии ребенка в дошкольном возрасте.

Отдельно отметим, что тревожности подвержены как девочки, так и мальчики. Считается, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков - насилие во всех его аспектах [4; С. 133]. Тревожные состояния на пятом году жизни представляют особую опасность: в четыре года у девочек и мальчиков проявляются заострение нерешительности и робости, пугливости и боязливости, чувство вины, это говорит о пике эмоционального развития возраста. Чаще всего отмечается пассивность и несамостоятельность, тики и медлительность [3; С. 75].

Несмотря на распространенность проблемы тревожности у детей дошкольного возраста, многочисленных данных практики о роли родительского отношения в становлении эмоциональной сферы ребенка, и в т.ч. тревожности, исследований взаимосвязи детско-родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста проводится немного. Данное исследование является также актуальным в связи с тем, что в последние десятилетия отношение к ребенку в семье претерпело значительные изменения: с одной стороны, в сторону большей заботы и внимания к ребенку, с другой стороны, к сверхраннему развитию ребенка и гиперопеке, что может увеличивать тревожность детей. В связи с этим, возникает необходимость изучения эмоциональной сферы дошкольника условиях в изменившихся детско-родительских отношений.

Обобщая вышесказанное, считаем целесообразным осуществить детальный анализ тревожности современных дошкольников и влияния эмоциональных отношений в семье на уровень тревожности детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей.

Цель исследования заключается в изучении тревожности у детей дошкольного возраста и выявлении влияния эмоциональных отношений в семье на тревожность детей с учетом фактора пола детей и родителей.

Гипотеза: 1) девочки характеризуются более высоким уровнем тревожности, по сравнению, с мальчиками; 2) при более эмоционально близких отношениях в семье наблюдается более низкий уровень тревожности у дошкольников.

В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста ГБДОУ «Детский сад» № 32, выборгского района г. Санкт-Петербурга. Выборка составила 263 человека, из них 95 детей (48 мальчиков и 47 девочек) в возрасте от 5 до 7 лет и 168 родителей (95 матерей и 73 отца).

Методы исследования: Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен, проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика «Дом-Дерево-Человек», Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.М. Захаровой.

Результаты и обсуждения. Для определения уровня тревожности детей дошкольного возраста нами были применены три первые методики, указанные выше. В тесте тревожности детям показывали рисунки, в которых были отражены типичные жизненные ситуации общения с родителями и сверстниками. Показатель тревожности выводили из общего числа выборов грустного лица, сделанных ребенком.

Средний показатель по шкале «Тревожность» в группе мальчиков составил 35,868, а в группе девочек 33,391, что говорит о среднем уровне тревожности у дошкольников. В группе мальчиков тревожность выше, чем в группе девочек, однако, сравнительный анализ не выявил достоверно значимых половых различий.

Как упоминалось ранее, для выявления уровня тревожности нами был применен рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», разработанный американским психологом Дж. Баком, а также проективная методика «Рисунок семьи». Качественный анализ рисунков проводился с учетом их формальных и содержательных аспектов.

Средний показатель по шкале «Тревожность» по методике «Дом-дерево-человек» в группе мальчиков составил 1,744, а в группе девочек 1,660, что может говорить, в целом, о среднем уровне тревожности у детей. Как и в предыдущей методике, показатель личностной тревожности мальчиков выше, чем у девочек, и различия также статистически недостоверны. Однако, если рассматривать тревожность в контексте семейных отношений, то ситуация меняется: средний показатель по шкале «Тревожность» по методике «Рисунок семьи» составил 1,598 в группе мальчиков и 1,862 в группе девочек. Значения также находятся на среднем уровне. Анализируя половые различия в уровне тревожности по рисункам семьи, мы видим, что у девочек он выше, чем у мальчиков, при этом достоверно значимых различий установлено не было.

Для оценки особенностей эмоционального взаимодействия родителей и детей использовались следующие методики: «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ). Анализ средних значений материнского отношения к детям в зависимости от пола показал, что все показатели находятся в области средних значений.

При анализе результатов, полученных с помощью методики «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е. И. Захаровой, выделены три блока степени выраженности различных характеристик эмоционального взаимодействия матерей и детей: блок эмоциональной чувствительности, блок эмоционального принятия, блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. Проведем анализ данных эмпирического исследования по блокам. В блок чувствительности включены такие компоненты: способность родителей воспринимать эмоциональное состояние ребенка; понимание причин данного состояния; эмпатия как способность к сопереживанию. Анализируя результаты, по блоку чувствительности, мы видим, что самый низкий показатель — способность к сопереживанию, как у матерей девочек, так и у матерей мальчиков. Возможно, низкая способность к сопереживанию вызвана тем, что занятость родителей своей профессиональной деятельностью не позволяет им быстро и надолго включаться в жизнь ребенка. Эмоциональные стороны игровой деятельности, общения остаются вне поля зрения. Отметим, что уровень способности к сопереживанию матерей девочек незначительно ниже, чем матерей мальчиков.

Блок эмоционального принятия составляют следующие компоненты: чувства, возникающие у родителей при эмоциональном взаимодействии с ребенком; безусловное его принятие; отношение к себе как к родителю; преобладающий фон эмоционального взаимодействия. Анализируя показатели эмоциональной стороны взаимодействия матерей с детьми по этому блоку, можно отметить, что в среднем самым высоким показателем является безусловное принятие и чувства, возникающие у матерей во взаимодействии с детьми.

В блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия родителей с детьми входят четыре компонента: стремление к телесному контакту; оказание эмоциональной поддержки; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; умение воздействовать на состояние ребенка.

Анализ распределения результатов по блоку эмоционального принятия показывает, что здесь самый низкий показатель — ориентация на состояние ребенка независимо от пола. Данные свидетельствуют о том, что матерям порой бывает трудно чувствовать, адекватно воспринимать эмоциональные состояния своих детей, выстраивать эмоциональную сторону взаимодействия отношений с ребенком.

При этом самым высоким показателем является стремление к телесному контакту у матерей девочек.

По данным нашего исследования, отмечается дефицит чувствительности матерей к своим детям, и как следствие — дети, не чувствуя эмоциональной поддержки в своей жизни, затрудняются распознавать как свои эмоции, так и эмоции сверстников, что создает определенные состоянии напряженности и трудности в эмоциональной саморегуляции как у девочек, так и мальчиков.

Рассмотрим средние показатели взаимодействия отцов с детьми. Самый низкий показатель в блоке «Чувствительность» — способность к сопереживанию у отцов девочек, и чуть выше эта способность проявляется у отцов мальчиков. Самый высокий показатель - способность воспринимать состояние ребенка у отцов девочек, и немного ниже эта способность проявляется у отцов мальчиков. Отцы более чувствительны к эмоциональным состояниям дочерей, чем сыновей, но сопереживают сыновьям все же чуть больше, чем дочерям.

В блоке «Эмоциональное принятие» самым низким показателем у отцов является преобладание эмоционального фона взаимодействия с сыновьями, и незначительно выше этот показатель в отношениях с дочерями. В целом все остальные показатели по этому блоку достаточно высокие и говорят о высокой степени эмоционального принятия отцами своих детей независимо от пола.

Рассматривая следующий блок «Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия», видим, что самый низкий показатель - ориентация на состояние ребенка, независимо от пола ребенка, а самый высокий - стремление к телесному контакту у отцов мальчиков, и незначительно ниже у отцов девочек.

Обратимся к результатам корреляционного анализа. Изучение взаимосвязей личностной и семейной тревожности дошкольников и детско-родительских отношений матерей и отцов обнаружило связи детско-родительского эмоционального взаимодействия только с личностной тревожностью дошкольников (по методике «Дом-Дерево-Человек»). Было установлено, что преобладание положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с мамой способствуют снижению уровня тревожности ребенка (р<0,01). Кроме того, чем больше мать ориентируется на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним, тем меньшую тревожность проявляет ребенок (р<0,05).

В отношениях с отцами, также как и с матерями, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия оказывает положительное влияние на уровень тревожности ребенка (p<0,05). Кроме того, у отцов общий показатель по блоку «поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия» находится в обратной зависимости от уровня тревожности, т.е. чем больше позитивного эмоционального взаимодействия у отца с ребенком, тем ниже уровень тревожности у ребенка. (p<0,05).

Выводы. Изучение тревожности у старших дошкольников выявило ее средний уровень как у личностной, так и тревожности в восприятии семьи. Статистически значимых половых различий уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста установлено не было. Но при этом можно отметить более высокий уровень личностной тревожности у мальчиков и более высокий уровень семейной тревожности у девочек.

Анализ детско-родительского эмоционального взаимодействия показал, что материнское отношение не зависит от пола ребенка, а отцы чувствительнее относятся к дочерям, но сопереживают больше сыновьям.

Изучение взаимосвязи тревожности дошкольников и детско-родительского эмоционального взаимодействия показало, что близкие, позитивные и эмоционально наполненные отношения с мамой способствуют снижению уровня тревожности ребенка. Эмоциональные проявления в поведении отца, а также его ориентация на состояние ребенка благотворно влияют на эмоциональное состояние дошкольника, снижая уровень тревожности.

Первая гипотеза нашего исследования не подтвердилась, достоверно значимых половых различий уровня тревожности установлено не было.

Вторая гипотеза подтвердилась полностью, при более эмоционально близких отношениях в семье наблюдается более низкий уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. 336 с.

2. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е. Шотт Е.К. психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 101-113.

3. Попова Т.А., Сулейманова С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т.А. Попова, С. Сулейманова // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-5. С. 1145-1148.

4. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №2. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 26.11.2018).

5. Казимирова Н.В. Роль семьи в воспитании современных дошкольников / Н.В. Казимирова // Воспитатель ДОУ. 2014. № 10. С. 29.

6. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 704-707.

7. Мазурова Н. В., Трофимова Ю. А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания // ВСП. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-trevozhnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-i-stilya-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 26.11.2018).

8.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-17.

9. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

10. Детская и подростковая психиатрия. Клин. лекц. для профессионалов. Под ред. Ю. С. Шевченко. М.: МИА. 2011. 928 с.

11. Головей Л. А, Савенышева С. С., Василенко В. Е. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника// Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 5-18

12. Головей Л.А., Савенышева С.С., Энгельгардт Е.Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников// Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 18-32.

13. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. 336 с.

Психология

УДК 316.6

соискатель, психолог Сыса Наталия Владимировна

Центр профессиональной подготовки Главного Управления Министерства Внутренних Дел России по Московской области (г. Москва)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ, КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, имеющих склонность к девиантному поведению. Проанализированны основные приемы установления эффективных контактов. Выявлена и обоснована необходимость совместного взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, как фактора противодействия подростковой преступности. Обозначены методы и приемы установления данного взаимодействия.

Ключевые слова: взаимодействие, контакт, инспектор по делам несовершеннолетних, девиантное поведение, деликвентное поведение, подростковая преступность.

Annоtation. This article highlights the General concepts of the basics of building a dialogue, the philosophical principles of building a dialogue, and highlights the features of building a dialogue as a form of establishing contact with the inspector of juvenile Affairs with parents of adolescents.

Keywords: Dialogue, contact, inspector on Affairs of minors, interaction, teenage crime.

Введение. Осуществляя свою профессиональную деятельность, инспектор по делам несовершеннолетних, сталкивается с проблемой семейного неблагополучия, как социально-психологического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.