УДК 37.018.11
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
© 2016
Подольская Татьяна Афанасьевна, доктор психологических наук, профессор главный научный сотрудник лаборатории комплексной психолого-педагогической помощи детям Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва(Россия) Гусова Альбина Дударбековна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
факультета педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. В представленной статье анализируются современные взгляды ученых на проблему формирования взаимоотношений ребенка с окружающими, обосновываются теоретический и эмпирический материалы по исследуемой проблеме, а также влияние семейных отношений на психоэмоциональное состояние ребенка. На основе изучения большого объема литературы выявляется степень влияния характера семейных отношений на психоэмоциональное состояние ребенка. Авторами рассматривается эмоциональная составляющая семейных отношений как ведущий компонент в определении их конструктивности, описываются семейные отношения, влияющие на уровень тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста, диагностируется отношение родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), тревожность и агрессия дошкольника. Используя различные психологические методики, в статье исследуются родительские установки и реакции, их тревожность и агрессия, имеющие место в семейных отношениях, анализируется связь между психоэмоциональным состоянием ребенка и характером семейных взаимоотношений.
Ключевые слова: семейные отношения, психоэмоциональное состояние ребенка, тревожности и агрессии у детей дошкольного возраста.
INFLUENCE OF FAMILY TIES FOR PERSONAL DEVELOPMENT OF THE CHILD
© 2016
Podolsky Tatiana Afanasevna, doctor of psychological sciences, professor, Chief researcher laboratory complex psychological and educational assistance to children Institute for the study of childhood, family and upbringing of the Russian academy of education, Moscow (Russia) Gusova Albina Dudarbekovna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of psychology
faculty of pedagogy and psychology North Ossetian State University after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. In the present article analyzes the current views of scientists on the issue of formation of the child's relationships with others, substantiated theoretical and empirical material on the researched topic, as well as the influence of family relations on the psycho-emotional state of the child. On the basis of a large amount of the literature reveals the degree of influence the nature of family relations on the psycho-emotional state of the child. The authors considered the emotional component of family relationships as a leading component in determining their structural, describes family relationships that affect the level of anxiety and aggressiveness of preschool children diagnosed attitude of parents (especially mothers) to the opposite sides of family life (family roles), anxiety, and aggression preschooler. Using various psychological techniques, the article examines the parent plant and the reaction of anxiety and aggression that occur in family relations, analyzes the relationship between the child's psycho-emotional state and the nature of family relationships.
Key words: family relationships, psycho-emotional condition of the child, anxiety and aggression in preschool children.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время проблема семейных отношений и психоэмоциональное состояние ребенка, приобретают особенную актуальность и оказывает огромное влияние на формирование взаимоотношений ребенка с окружающими. Оно происходит благодаря восприятию и освоению ребенком окружающей действительности и самого себя сквозь призму освоенной им части опыта, накопленного человечеством.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Данная проблема определяется ростом развития личности среди детей дошкольного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (Ю. Алешина [1], Д. Аллан [2], А.С. Батуев [3], Р.С. Берне [4], Г.В. Бурменская [5], Д.В. Випникотт [б], М.М. Плоткин [7], Р.Ж. Мухамедрахимов [8] и др. [9-11].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является изучение семейных отношений и психоэмоциональное состояние дошкольника.
Объектом исследования в статье выступают семейные отношения и психоэмоциональное состояние ребенка, предметом исследования - изучение влияния семейных отношений на эмоциональное состояние дошкольника.
В статье авторами выдвигается гипотеза исследования, согласно которой существует непосредственная связь между психоэмоциональным состоянием ребенка и спецификой семейных взаимоотношений.
В ходе исследования на основе обозначенного объекта и предмета исследования, поставленной цели, а также для подтверждения выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучить теоретический и эмпирический материал по исследуемой проблеме.
2. Изучить влияние семейных отношений на психоэмоциональное состояние ребенка.
3. Определить уровень тревожности и агрессии у детей дошкольного возраста.
4.Математическая обработка данных и анализ полученных результатов эмпирического исследования.
В процессе проведения психодиагностики применялись следующие методы исследования: PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы -американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Графическая методика «Кактус» (М. Панфилова). Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
На первом этапе нами были опрошены воспитатели данной исследуемой группы детей на предмет о характеристиках, по их наблюдениям, семейных отношений. Так воспитателями было отмечено, что в группе есть благополучные семьи, в которых родители уделяют детям огромное внимание, участвуют во всех мероприятиях дошкольного учреждения, интересуются взаимоотношениями детей в группе, положением собственного ребенка в группе и, конечно же, делают все для психологического благополучия дошкольника. Таких детей в группе не очень много, по словам воспитателей всего
лишь 17 человек. Так, опираясь на мнение воспитателей, а также наши собственные наблюдения, данных детей мы относим к 1 группе, которую характеризуем как благополучную в плане семейных отношений.
Вторую категорию детей - 23 человека, мы отнесли к менее благополучной группе, где по нашим наблюдениям в семейных отношениях есть проблемы. Таким образом, в своем исследовании мы разделили детей на две группы по критерию благополучности взаимоотношений в семье.
1 группа - 17 детей, воспитывающихся в благополучных семьях, где семейные взаимоотношения построены на уважении, внимании, любви друг к другу.
2 группа - 23 детей, воспитывающиеся в семьях, где семейные взаимоотношения построены на раздражительности, агрессивности, попустительстве, эгоизме и ряда других негативных проявлений.
На втором этапе было организовано собственно исследование, касающееся разных сторон отношения родителей к ребенку:
1 - оптимальный эмоциональный контакт,
2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
3 - излишняя концентрация на ребенке
Изложение основного материала исследования с
полным обоснованием полученных научных результатов. Центральное место в семейных взаимоотношениях занимает сфера эмоциональных отношений - принятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимодействия определяют авторитетность родителя в семье и удовлетворенность детско-родитель-скими отношениями, а также особенности делового сотрудничества. Характер эмоционального принятия ребенка родителем выступает как исходный пункт и основа развития сотрудничества и кооперации. Однако, оптимальный эмоциональный контакт в большей степени присущ родителям 1 группы детей, нежели родителям 2 группы. Интересным представляется и то, что родители 1 группы считают, что они больше в отличие от родителей 2 группы предоставляют своим детям возможность высказаться, поощряют активность ребенка, считают, что между ними и ребенком существуют дружеские и равные отношения.
Уравнительные отношения между родителями и ребенком, поощрение активности ребенка, партнерские отношения выступает как условие и следствие развития продуктивного делового сотрудничества в детско-родительских отношениях, определяя характеристики типа семейного воспитания и его гармоничность. Эмоциональная близость и сотрудничество взаимообусловливают друг друга таким образом, что позволяет партнерам построить эффективное, личностно-ори-ентированное общение и сотрудничество, результатом которого, в свою очередь, становится сокращение эмоциональной дистанции и налаживание лучшего эмоционального взаимопонимания и формирования чувства «Мы». Эмоциональная близость, обеспечивая лучшее понимание, друг друга на основе сопереживания, делает родителя более последовательным и менее жестким в своей воспитательной системе, повышает удовлетворенность детско-родительскими отношениями. Полученные результаты позволяют нам увидеть, что в большей степени в таких отношениях заинтересованы родители 1 группы, практически по всем перечисленным шкалам их результаты превышают результаты родителей 2 группы.
Излишняя эмоциональная дистанция в большей степени характерна родителям 2 группы (11,26), нежели 1 группы (14,2). Так, высокий уровень преодоление сопротивляемости и подавление воли обуславливает строгость родителя, жесткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями. Однако заметим, что это в большей степени это свойственно родителям 2 группы (24,6) нежели матерям (16,6). Высокий уровень создание безопасно-
сти, опасение обидеть, напротив, способствует установлению согласия между родителем и ребенком, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родителя и удовлетворенности внутрисемейными отношениями.
Итак, полученные результаты позволяют рассматривать эмоциональный компонент семейных отношений как ведущий в определении их конструктивности. Рост неудовлетворенности детей характером эмоциональных отношений с родителями выступает как фактор риска развития и трансформации отношений в направлении обеспечения необходимого баланса автономии и эмоциональной безопасности детей.
Таким образом, первоначальное предположение о том, что есть семьи, в которых дети не являются главной ценностью семейных отношений, и семьи, где дети занимают центральную позицию экспериментально подтверждена.
Далее нам представляется интересным рассмотреть особенности проявления тревожности детей в зависимости от специфики семейных отношений. Нами был проведен тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен. Детям предлагалось рассмотреть 14 рисунков, где была изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке - изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, мы давали инструкцию. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка мы фиксировали в специальном протоколе, а затем нами были занесены в сводную таблицу данных (см. приложение 2). На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу. По индексу тревожности мы смогли определить уровень тревожности детей, рис. 1.
Анализируя ответы детей было обнаружено, что практически по всем позициям дети 2 группы демонстрируют очень высокие результаты уровня тревожности, по сравнению с 1 группой. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки «Ребенок и мать с младенцем», «Объект агрессии», «Собирание игрушек», «Изоляция», «Ребенок с родителями», «Еда в одиночестве» Дети, сделавшие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, имеют очень высокий уровень тревожности, который проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-взрослый.
Таким образом, отмечается вероятность того, что родители детей отмечаются как очень занятые люди и неуделяющие должного внимания своим чадам. Следовательно, дети занятых родителей отличаются повышенным уровнем тревожности.
Анализ результатов по тесту тревожности Амена показал, что более 50 % признаков тревожности имеются у детей 2 группы. От 20 - 50 % признаков тревожности (средний уровень тревожности) обнаружен как в 1 группе, так и во второй с преимущественным значением для 1 группы. Менее 20 % (низкий уровень тревожности) признаков тревожности: не выявлено ни в одной из исследуемых групп.
Таким образом, наибольший уровень тревожности обнаружен во второй группе, а качественный анализ показал, что он в большей степени проявляется в ситуациях «ребенок-взрослый». Поэтому можно сделать предложение о том, что у большинства детей в данной группе формируются такие свойства личности, как повышенный уровень тревожности.
Далее с детьми была проведена Графическая
методика «Кактус». В результате анализа рисунков удалось выяснить то, что дети 2 группы чаще чем дети 1 группы демонстрировали симптомокомплеск тревожнсоти, таблица 2.
Итак, в основном дети 1 группы рисовали достаточно позитивных, уверенных в себе, экстровертированных «кактусов», что явно свидетельствует об отсутствии тревожных симптомокомплексах. Дети же 2 группы демонстрировали рисунки с явными признаками тревожности, так как на их рисунках преобладали внутренние штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами, на рисунках чаще изображены кактусы в одиночке, дикорастущие, пустынные, что характеризует чувство одиночества, и отсутствие стремления к домашней защите.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Данные исследования подтвердили наше предположение о том, что существует связь между психоэмоциональным состоянием ребенка и спецификой семейных взаимоотношений. На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что: у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка; ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье); дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания; в семье - неблагоприятная обстановка.
Проведенное нами психологическое исследование представило эмпирические закономерности, которые могут быть использованы как источник расширения фактологической базы в изучении взаимосвязи особенностей родительского отношения в формировании личности ребенка. А именно результаты экспериментальных методик, процедуры и способы анализа результатов, предложенные в работе, дают возможность получить качественную и количественную оценку особенностей влияния семьи на развитие личности.
В заключение статьи важно отметить, что в дошкольном возрасте тревога и агрессия наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Наша статья была посвящена изучению семейных отношений и психоэмоциональное состояние дошкольника.
Таким образом, одной из основных причин проявления тревожности и агрессии является нарушение детско-родительских отношений, микросреда семьи и семейное воспитание в целом. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
Результаты исследования доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно педагоги и родители могут влиять на появление и коррекцию тревоги и агрессии, возникающих в дошкольном возрасте, если вовремя психолог выявит их причины и окажет психологическую помощь. Следовательно, при рекомендациях психолога о психологических особенностях проявления тревожности у детей дошкольного возраста, для дальнейшего выявления и преодоления их у детей родители начинают придерживаться, а педагогам предлагаются применить разные формы и методы детского воспитания с использованием комплексных средств и методов психолого-педагогической коррекции на практике.
Основная задача семейного воспитания - помочь ребенку стать полноценной личностью и проявить себя. Семья - эта та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе, где он принимает первые решения относительно себя и где начинается развитие его социальной природы. Не случайно в психологической и педагогической науке сложились основанные на бесчисленных фактах убеждения о том, что даже самые грубые
ошибки учителей и воспитателей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное воспитание и поведение родителей. Нужно формировать в семье прочные нравственно-эстетические связи между родителями и детьми, через установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу - это все то, что необходимо для благоприятного развития ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. - М., 2010. - 208 с.
2. Аллан Д. Ландшафт детской души. - СПб., 2012.
- 256 с.
3. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать
- дитя» //Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013. В. 2. - С. 85-102.
4. Берне Р.С., Кауфман С. X. Кинетический рисунок семьи. - М., 2010. - 146 с.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование (Проблемы психического развития детей). - М. 2012. -136 с.
6. Випникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М. 2011. - 80 с.
7. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей //Педагогика, 2010. №1. - С.47 - 51.
8. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и дитя: психологическое взаимодействие. СПб. 2013. - 288 с.
9. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт роди-тельства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание //Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132.
10. Амбалова С.А., Бекоева М.И. К вопросу о психологических особенностях учебной деятельности и агрессивном поведении младших школьников //Азимут научных исследований. 2016. Т. 5. №5 (12). С. 183-185.
11. Гусова А.Д. Психологические особенности современной семьи //Азимут научных исследований. 2016. Т. 5. №5 (12). С. 206-209.