психологические Попрядухина Наталья Григорьевна, Бубчикова Наталья Владимировна
науки ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ...
УДК 159.9.072
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ВЫСТРАИВАНИЕ ВЗАИМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2018
Попрядухина Наталья Григорьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Бубчикова Наталья Владимировна, старший научный сотрудник научно исследовательской лаборатории Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске, (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: bubchikova79@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы детско-родительских отношений и опытно-экспериментальное изучение их влияния на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста. Обосновывается актуальность проблемы в соответствии с задачами, стоящими перед современной семьей в новых социально-экономических условиях развития общества. Приводятся дефиниции «детско-родитель-ские отношения», «коммуникации», «взаимные коммуникации», «взаимоотношения» с позиции теории и практики психолого-педагогических исследований. Поднимается вопрос анализа категорий, выстраивания взаимных коммуникаций у старших дошкольников на основе влияния типов детско-родительских отношений. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном ракурсе с родителями и детьми дошкольного возраста. Обозначен алгоритм проведения и направленность диагностических методик. Изложены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы на выборке родителей и детей указаны их особенности. Особый акцент сделан на выборе диагностического инструментария, предназначенного для работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обозначены результаты пилотажного исследования, отмечена специфика влияния родительского отношения на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста. По результатам констатирующего эксперимента предложена программа коррекционно-развивающей работы в аспекте развития и оптимизации детско-родительских отношений. Результаты контрольного эксперимента обозначают результативность и действенность разработанной и внедренной в практику дошкольного образовательного учреждения программы в рамках оптимизации детско-родительских отношений.
Ключевые слова: дошкольник, дошкольный возраст, родители, детско-родительские отношения, коммуникация, взаимная коммуникация, взаимоотношения, диагностика.
INFLUENCE OF CHILD-PARENT RELATIONS ON THE CONSTRUCTION OF MUTUAL COMMUNICATIONS BY CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
© 2018
Poprjaduhina Natalia Grigoryevna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of psychology and pedagogy Bubchikova Natalia Vladimirovna, senior researcher of scientific research laboratory Orenburg State University, branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: aple_orsk@mail.ru)
Abstract. The article deals with the theoretical issues of child-parent relations and experimental study of their influence on the construction of mutual communications by children of senior preschool age. The urgency of the problem is substantiated in accordance with the tasks facing the modern family in the new socio-economic conditions of the development of society. Definitions "child-parent relations", "communications", "mutual communications", "relationships" from the position of theory and practice of psychological and pedagogical research are given. The issue of the analysis of categories, the construction of mutual communications in senior preschool children is raised on the basis of influence of the types of child-parent relations. The experience of research activity in this perspective with parents and children of preschool age is presented. The algorithm for conducting and directing diagnostic techniques is outlined. The results of an experimental study of the claimed problem on the sample of parents and children are indicated. Particular emphasis is placed on the selection of diagnostic tools intended for work in a pre-school educational institution. The results of the pilot study are marked, the specificity of the influence of the parental relation the construction of mutual communications by children of the senior preschool age is noted. According to the results of the present experiment, a program of corrective-developing work was proposed in the aspect of development and optimization of child-parent relations. The results of the pilot experiment indicate the effectiveness and effectiveness of the program developed and implemented in the practice of the pre-school educational institution in the context of optimizing the child-parent relationship.
Keywords: preschooler, preschool age, parents, child-parent relations, communication, mutual communication, mutual relations, diagnostics.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с тации, взращивает инфантильных людей не способных важными научными и практическими задачами. В со- вступать и выстраивать адекватные коммуникативные временных теоретических и практико-ориентированных связи, не способных трудиться, и творчески реализовы-исследованиях проблемы детско-родительских отноше- ваться, не способных в итоге к созданию здоровой и бла-ний отмечается, что в тех семьях, где отношения осно- гополучной семьи. Все вышеперечисленные факторы ваны на любви, понимании и принятии, дети растут, не являются на сегодняшний день серьезной социальной, испытывая особых проблем со здоровьем, при построе- психологической и общечеловеческой проблемой. нии отношений со сверстниками и взрослыми. А в тех На протяжении всего развития психологических воз-семьях, где имеются нарушения детско-родительских зрений глобальность и значимость проблематики дет-отношений, у детей формируются различные психоло- ско-родительских отношений остается весьма насущ-гические проблемы и комплексы [1]. ной. О важности заявленной проблемы говорят многие
Современная ситуация развития общества все чаще факты, связанные с тем, что ведущие именитые психо-транслирует антигуманные отношения в семье, насилие логические школы такие как психоанализ, бихевиоризм, над детьми, агрессию и жестокость по отношению к ним. гуманистическая психология придерживаются мнения о Жестокое обращение с детьми не столько губительно том, что взаимоотношения родителей и ребенка являет-влияет на его здоровье, психику, искажает индивидуаль- ся важным источником качества развития взрослеющей ные особенности личностного развития, сколько приво- личности. В отечественной психологии до настоящего дит к формированию устойчивой социальной дезадап- времени изучение особенностей детско-родительских Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23) 347
отношений носили в основном односторонний характер и в большинстве случаев не выходили за рамки терапевтически - психологического подхода [2-4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Современная психология как наука использует весьма богатую теоретико-эмпирическую базу исследования, дающее основание говорить о взаимосвязи ранних внутрисемейных отношений личности ребенка на его дальнейшее психологическое развитие и социальную дезадаптацию в процессе социализации (А.С. Спиваковская [5], А.И. Захаров [6], Г. Хоментаускас [7], В.И. Гарбузов [8], А.Я. Варга [9]). Н.Т. Колесник [10] доказала значимость следующих компонентов внутрисемейной жизни. Это эмоциональный и психологический климат внутри семьи, структурная организация семьи, социальный и экономический статус членов семьи, опыт жизненных ситуаций, образовательный и культурный уровень членов семьи, психологическая зрелость и уровень педагогической культуры родителей.
Исследования доказали, что только во взаимных коммуникациях выстраивается внутренний план действий ребенка (А.В. Болбочану, Г.И. Капчеля) [11], особенности его переживаний базовых эмоциональных состояний (С.Ю. Мещерякова, А.И. Сорокина) [12], познавательная активность (Е.О. Смирнова, Т.А. Земляникина) [13], произвольность и воля (Г.И. Капчеля, Е.О. Смирнова)
[14], самосознание и самооценка (Н.Н. Авдеева) [15].
М.В. Полевая [16] отмечает две ключевых особенности отношения родителей к детям: принятие или лояльность, трактуемая здесь как стремление родителя поддерживать необычные проявления активности ребенка, и неприятие или отчуждение, проявляющееся в данном случае как отторжение родителей от неординарных проявлений ребенка. Следствиями эмоционального непринятия ребенка собственных родителей считаются следующие поведенческие характеристики: снижение самоценности и уровня общительности ребенка, его повышенная конфликтность, скрытность в присутствии родителей, проявление агрессивных форм поведения ребенка по отношению к родителям.
С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко
[15] в своих исследованиях придерживаются мнения о том, что в развитии личности ребенка ведущую роль играет субъективно-ориентированное общение. Оно выстраивается при взаимных отношениях взрослого и ребенка с позиции субъекта и личности. В противоположность «объектному» отношению, в котором ребенок выступает чаще всего как объект медицинских, педагогических и других воздействий. Данная группа ученых сделала акцент на том, что главным фактором в структуре готовности к материнству с психологической точки зрения выступает субъектное отношение к ребенку, которое и проецируется на стиль материнского поведения в целом. Такого характера отношения являются основанием для создания благоприятных условий в рамках психического развития детей, важнейшими показателями которого выступают особенности общения ребенка с мамой, специфика формирования образа «Я» и готовности к сопереживанию.
Формирование целей статьи (постановка задания). Изучение детско-родительских отношений и их влияния на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста составляют цель настоящего исследования. Общая выборка составила 50 человек.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Поставленная цель обусловила определенный порядок проведения опытно-экспериментальной части исследования. Экспериментальной площадкой выступили дети дошкольного возраста и их родители в условиях дошкольных образовательных учреждений г. 348
Орска.
Программа диагностического обследования дошкольников и их родителей состояла из следующих блоков: наблюдение за взаимоотношением детей и родителей; исследование родительского отношения к ребенку с помощью теста-опросника А.Я. Варга, В.В. Столина [17]; исследование отношения детей к окружающим людям с помощью методики «Рисунок семьи» [18], интервью «Волшебный мир» [19], «Теста незаконченных предложений» [20] и методики Рене Жиля [21].
Содержательная сторона психодиагностического комплекса дала нам возможность зафиксировать устойчивость проявляемых параметров, их наполненность и соотнесенность с нормами в развития детско-родитель-ских отношений.
Обобщая данные теоретических и эмпирических исследований по изучаемой нами проблеме, мы опирались на следующие критерии выделения детско-родитель-ских отношений: 1) степень социальной адаптации ребенка дошкольника; 2) знак отношения (положительный или отрицательный) родителей к своим детям и семейным ролям; 3) стиль семейного воспитания.
Исходя из критериев, мы выделили уровни детско-родительских отношений.
1. Оптимальный уровень: тип детско-родительского отношения отвечает трем главным требованиям - адекватности, гибкости и прогностичности.
2. Колеблющийся уровень: родители отличаются повышенной неуверенностью, отношения характеризуются неустойчивостью и амбивалентностью.
3. Деструктивный уровень: родители проявляют себя авторитарно, отношения диктуются ими, и дети должны беспрекословно подчиняться распоряжениям и требованиям родителей.
Итак, дошкольники и их родители были обследованы на предмет уровня детско-родительских отношений по представленному комплексу методик.
По результатам методики «Кинестетический рисунок семьи» у 50 % детей дошкольного возраста и их родителей отмечается оптимальный уровень детско-родитель-ских отношений, у 30 % испытуемых - колеблющийся уровень отношений, и у 20 % - деструктивный уровень отношений.
Общий анализ данных выглядит следующим образом:
- 70 % семей имеют полный состав. Из них 10 % семей имеют статус формально полной: в этих семья отцы практически не участвует в воспитании детей из-за частых командировок;
- по количеству детей - 70 % семей имеют одного ребенка, 20 % - двоих детей, 10 % - троих детей.
Далее мы осуществили исследование родительского отношения к ребенку дошкольнику с помощью теста-опросника для родителей (А.Я. Варга, В.В. Столин) [17] позволило нам получить нижеследующие результаты:
- 60 % родителей соответствует кооперационное отношение к детям,
- 30 % - отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику»;
- 10 % - соответствует авторитарная гиперсоциализация.
Полученные результаты говорят о том, что 60 % родителей проявляют оптимальное отношение к своему ребенку дошкольнику, а 40 % - деструктивное.
По результатам проведения интервью «Волшебный мир»:
- 70 % детей находятся на оптимальном уровне выстраивания взаимных коммуникаций;
- 10 % - на колеблющемся уровне;
- 20 % - на деструктивном уровне.
По результатам проведения исследования с помощью методики «Тест незаконченных предложений»:
- у 50 % детей дошкольного возраста отмечается оптимальное отношение к близким людям и оптимальный
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
психологические науки
Попрядухина Наталья Григорьевна, Бубчикова Наталья Владимировна ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ...
уровень коммуникации,
- у 30 % детей - колеблющееся отношение и ситуативный (адекватный) уровень коммуникации;
- у 20 % - деструктивное отношение к близким людям, нарушенный уровень коммуникации.
Результаты исследования по методике Рене Жиля позволяют сделать вывод о том, что:
- у 50 % детей отмечаются оптимальные внутрисемейные взаимоотношения;
- у 30 % - колеблющиеся;
- у 20 % - деструктивные взаимоотношения в семье.
Обобщая полученные результаты, можно
сделать вывод, что 50 % обследованных семей имеют оптимальный уровень детско-родительских отношений и оптимальный уровень коммуникации, 30 % - колеблющийся и ситуативный(адекватный) уровень коммуникации и 20 % - деструктивный уровень отношений. с нарушенной коммуникацией.
Исходя из полученных данных, формирующая часть исследования должна быть направленна на коррекцию и оптимизацию детско-родительских отношений и взаимной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе были проведены коррекци-онно-развивающие занятия с дошкольниками и их родителями, совместные игры и консультации для родителей и педагогов дошкольного учреждения по проблемам оптимизации детско-родительских отношений.
Основными задачами этапа можно выделить следующие:
1) моделирование эмоционально комфортного состояния у детей дошкольного возраста в семье;
2) развитие рефлексии родителей в общении с ребенком;
3) развитие взаимопонимания между детьми дошкольниками и их родителями.
Назначение данного этапа исследования специфицировано тем, чтобы экспериментальным способом апробировать комплекс коррекционно-развивающих мероприятий с целью оптимизации детско-родительских отношений в семьях дошкольников.
Целью определяется коррекция и оптимизация дет-ско-родительских отношений, определяющие особенность выстраивания взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами этапа выступали: 1) моделирование эмоционально комфортного состояния у детей дошкольного возраста в семье; 2) развитие рефлексии родителей в общении с ребенком; 3) развитие взаимопонимания между дошкольниками и их родителями.
Программа формирующего этапа опирается на уже имеющиеся разработки отечественных исследователей и практиков (Л.И Божович. [22], Л.С. Выготский [23], И.В. Дубровина [24], М.И Лисина [25], В.С Мухина [2б], Д.Б. Эльконин [27] и других).
Программа была реализована в трех направлениях:
1. Работа с дошкольниками.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с родителями дошкольников.
Нами были определены требования к составлению плана занятий, при учете принципа поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы предоставить ребенку ощущение целостности и завершенности занятия. В занятие включаются игры, которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросам каждого ребенка. При соблюдении недирективного, гибкого подхода к занятиям применяются вспомогательные и альтернативные игры, приемы и упражнения.
Реализация содержания развивающе-коррекционной программы предполагала гибкое чередование и комбинирование поведения взрослого в зависимости от меняющегося поведения ребенка в конкретных условиях
занятия.
В ходе занятий экспериментатор выступал и в роли основного героя игры, и в роли пассивного наблюдателя. Каждое коррекционное занятие имело свой сюжет. Который позволял и детям, и их родителям стать основными участниками игр и упражнений, направленных на проработку базовых эмоций. Занятия были направлены на актуализацию у детей и их родителей навыков саморегуляции на основе развития эмпатии как способности понять и принять другого.
С детьми дошкольного возраста был проведен комплекс занятий, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений. А также на выработку умений выстраивать взаимные коммуникации старшими дошкольниками, в контексте использования таких форм коррекции, как игротерапия, психогимнастика и сказко-терапия.
С родителями был проведен цикл групповых встреч, направленных на умение выстраивать родительские отношения в рамках когнитивно-поведенческого тренинга, включающий в себя: ролевые игры, дискуссию, психодраму, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в совместном решении проблем.
Для педагогов и родителей была организована консультативно-терапевтическая работа, в ходе которой не только выяснялись проблемы семьи, но и пути решения проблем на рациональном уровне.
Объединение детей и родителей в совместных играх соревновательного характера позволило интенсифицировать коррекционно-развивающую работу по оптимизации детско-родительских отношений и выстраивании взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы нами были зафиксированы изменения качественного и процессуального характера, существенно отличающиеся от полученных в начале исследовательской деятельности показателей. Именно эти изменения позволяют говорить об успешности нашей деятельности.
На контрольном этапе исследования проводилось повторное изучение влияния детско-родительских отношений на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя полученные результаты, мы обнаружили наличие положительной динамики детско-родительских отношений в обследуемых группах, а именно: отмечается тенденция доверительных и доброжелательных внутрисемейных взаимоотношений, проявление выдержки и спокойствия при выстраивании взаимных коммуникаций.
Однако мы отмечаем, что нарушения детско-роди-тельских отношений вследствие деструктивных коммуникаций достаточно отчетливо проявляются или не исчезли совсем. Этому свидетельствуют полученные результаты, говорящие о том, что 70 % обследованных семей имеют оптимальный уровень детско-родительских отношений и оптимальный уровень взаимных коммуникаций, 25 % - остаются на колеблющемся уровне и ситуативным (адекватным) уровне взаимных коммуникаций и все-таки у 5 % отмечаются деструктивные отношения и нарушенный уровень коммуникации.
Деструктивные и колеблющиеся взаимные коммуникации травмируют психику дошкольников, влекут за собой такие тяжелые социальные последствия, как социальная дезадаптивность, инфантильность, эмоциональное отчуждение или враждебность.
На этапе обследования у испытуемых:
- у детско-родительских отношений с оптимальным уровнем взаимных коммуникаций повысилась социальная компетентность, самостоятельность в принятии решений и осуществлении действий, проявляется доброжелательность и чувство сострадания к окружающим людям, в совместной деятельности стали учитываться
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)
349
взаимные интересы;
- у детско-родительских отношений с ситуативным уровнем взаимных коммуникаций отмечается более четкая дифференциация и адекватность восприятия социального окружения в выборе соответствующего поведения как со значимыми взрослыми, так и со сверстниками;
- у детско-родительских отношений с деструктивным уровнем взаимных коммуникаций отмечено наличие нарушений эмоционально-волевой сферы в виде агрессивности и пассивности, низкий уровень социальной компетентности.
Таким образом, анализ содержания детско-родитель-ских отношений был необходим нам для понимания причин и мотивации деструктивных и колеблющихся взаимоотношений. Причинами выявленных нарушений в процессе работы у исследуемых нами семей явились следующие: нарушения личностных отношений родителей с детьми; конфликты и ссоры в семье; чрезмерная занятость родителей трудовой деятельностью; деструктивные формы контроля и наказания детей.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ результатов на начало и окончание эксперимента, их качественное сравнение позволяют проследить положительную динамику развития детско-родительских отношений при выстраивании взаимных коммуникаций. Реализация коррекционно-развивающей программы и ее поэтапное применение на формирующем этапе исследования свидетельствуют о результативности контрольных показателей диагностики и доказывает эффективность проведенной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.
2. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е.А Савиной, Е.О. Смирновой - М.: Издат. центр «Академия», 2009. 368 с.
3. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова (Быкова) // Вопросы психологии. 1999. С. 3-14.
4. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 368 с.
5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 304 с.
6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
7. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка: дети и психологические проблемы в семье / Гинтарас Хоментаускас. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 186 с.
8. Гарбузов В. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта. Издательство КАРО, 2015. 296 с.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01. Москва, 1986. 206 с.
10. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. М.: МГПУ, 1999. 115 с.
11. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопр. психол. 1978. № 5. С. 72-78.
12. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
13. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974.
14. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. 2280 с.
15. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Мозг и поведение
младенца. М.: Изд-во ИПАН, 1993. С. 167-217._
350
16. Петровский В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В.А. Петровский, М.В. Полевая // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 19-26.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1996. 529с.
18. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.
19. Лубовский Д.В. Диагностика личностных проблем младшего подростка//Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы// под ред. И.В. Дубровиной. М., «Academia», 1998, С. 45-60.
20. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб: Речь, 2002. 694 с.
21. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. М.: Эксмо, 2006. 608 с.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 398 с.
23. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Избр. психологические исследования. М., 1956.
24. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Издательский центр «Академия»,1999. 464 с.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении СПб: Питер, 2009. 320 с.
26. Мухина В.С. Детская психология Учебник для студентов пед. институтов. / под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. М.1985. 272 с.
27. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные труды М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 417 с.
Статья поступила в редакцию 22.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)