Научная статья на тему 'Влияние демонстрации агрессии в средствах массовой информации на эмоциональное состояние молодежи'

Влияние демонстрации агрессии в средствах массовой информации на эмоциональное состояние молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1970
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / СМИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / САМОАГРЕССИЯ / РЕКЛАМА / ВРАЖДЕБНОСТЬ / AGGRESSION / MEDIA / EMOTIONAL STATE / YOUNG PEOPLE / ADAPTABILITY / SELF-AGGRESSION / ADVERTISING / HOSTILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Турганова Гульнара Эрмаматовна, Фонталова Наталья Сергеевна, Шишкина Анастасия Олеговна

В статье представлено исследование, посвященное изучению воздействия средств массовой информации на эмоциональную сферу молодежной аудитории. Для этого исследователями используются методики, направленные на выявление и диагностику уровня агрессии, враждебности, эмоционального интеллекта, типов реагирования на внешние стимулы. В исследовании были проанализированы специфика особенностей и характеристик эмоционального реагирования испытуемых в возрасте от 17 до 23 лет (учащихся среднего общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведений). В исследовании были использованы следующие методы исследования: авторская анкета, беседа, анализ научной литературы по изучаемой проблеме, методика диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), методика измерения агрессивности (опросник Л. Г. Почебут), методика на определение внутренней агрессивности (опросник С. Дайхоффа), методика на диагностику эмоционального интеллекта (опросник Холла/Бланка). В ходе исследования было установлено, что у испытуемых имеются тесные отрицательные связи между шкалами «вербальная агрессия», «эмоциональная агрессия», «внутренняя агрессивность», «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «самомотивация». Положительные связи наблюдаются между шкалами «физическая агрессия», «управление своими эмоциями», «самомотивация». Таким образом, результаты показали, что демонстрация агрессии влияет на эмоциональное состояние молодежи: испытуемые не могут управлять своими эмоциями, мотивировать себя и осознавать своими эмоции и их эмоциональное состояние ухудшается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Турганова Гульнара Эрмаматовна, Фонталова Наталья Сергеевна, Шишкина Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of the demonstrationof aggression in the media on the emotional state of young people

The article studies the influence of the media on the emotional sphere of the young audience. In order to do that, the researchers used specialized methods to detect and diagnoseу the level of aggression, hostility, emotional intelligence, response to external stimulus. The study analyzes specific features of emotional response of subjects aged from 17 to 23 years (students of secondary educational and higher educational establishments). The study used the following research methods: the author’s questionnaire, interview, analysis of scientific literature on the research problem, the technique of diagnostics of a condition of aggression (Bassa-Darki Inventory), methods of measuring aggression (L. G. Pochebut Inventory), method of determining internal aggression (S. Dayhoff Inventory), the technique of diagnostics of emotional intelligence (Hall Spiritual Assessment Inventory). The studies showed that there is a close negative correlation between the scales of «verbal aggression», «emotional aggression», «internal aggression», «emotional awareness», «control your emotions», and «self-motivation». Positive relationships are observed between the scales of «physical aggression», «managing your emotions», and «self-motivation». Thus, the results of the study showed that the manifestation of aggression affects the emotional state of young people: subjects are not able to manage their emotions, motivate themselves and be aware of their emotions. Thus their emotional state deteriorates.

Текст научной работы на тему «Влияние демонстрации агрессии в средствах массовой информации на эмоциональное состояние молодежи»



УДК 316.613.434:070

DOI 10.17150/2225-7845.2017.9(1).42-55

ВЛИЯНИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ АГРЕССИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖИ

Г. Э. Турганова, Н. С. Фонталова, А. О. Шишкина

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ

Дата поступления 24 апреля 2017 г.

Дата принятия к печати 19 мая 2017 г.

Дата онлайн-размещения 26 июня 2017 г.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Агрессия, СМИ, эмоциональное состояние, молодежь, адаптированность, самоагрессия, реклама, враждебность

АННОТАЦИЯ

В статье представлено исследование, посвященное изучению воздействия средств массовой информации на эмоциональную сферу молодежной аудитории. Для этого исследователями используются методики, направленные на выявление и диагностику уровня агрессии, враждебности, эмоционального интеллекта, типов реагирования на внешние стимулы. В исследовании были проанализированы специфика особенностей и характеристик эмоционального реагирования испытуемых в возрасте от 17 до 23 лет (учащихся среднего общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведений). В исследовании были использованы следующие методы исследования: авторская анкета, беседа, анализ научной литературы по изучаемой проблеме, методика диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), методика измерения агрессивности (опросник Л. Г. Почебут), методика на определение внутренней агрессивности (опросник С. Дайхоффа), методика на диагностику эмоционального интеллекта (опросник Холла/Бланка). В ходе исследования было установлено, что у испытуемых имеются тесные отрицательные связи между шкалами «вербальная агрессия», «эмоциональная агрессия», «внутренняя агрессивность», «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «самомотивация». Положительные связи наблюдаются между шкалами «физическая агрессия», «управление своими эмоциями», «самомотивация». Таким образом, результаты показали, что демонстрация агрессии влияет на эмоциональное состояние молодежи: испытуемые не могут управлять своими эмоциями, мотивировать себя и осознавать своими эмоции и их эмоциональное состояние ухудшается.

IMPACT OF THE DEMONSTRATION OF AGGRESSION

IN THE MEDIA ON THE EMOTIONAL STATE OF YOUNG PEOPLE

Gulnara E. Turganova, Natalia S. Fontalova, Anastasia O. Shishkina

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

ARTICLE INFO

Received April 24, 2017

Accepted May 19, 2017

Available online June 26, 2017

KEYWORDS

Aggression; media; emotional state; young people; adaptability; self-aggression; advertising; hostility

ABSTRACT

The article studies the influence of the media on the emotional sphere of the young audience. In order to do that, the researchers used specialized methods to detect and diagnoseу the level of aggression, hostility, emotional intelligence, response to external stimulus. The study analyzes specific features of emotional response of subjects aged from 17 to 23 years (students of secondary educational and higher educational establishments). The study used the following research methods: the author's questionnaire, interview, analysis of scientific literature on the research problem, the technique of diagnostics of a condition of aggression (Bassa-Darki Inventory), methods of measuring aggression (L. G. Pochebut Inventory), method of determining internal aggression (S. Dayhoff Inventory), the technique of diagnostics of emotional intelligence (Hall Spiritual Assessment Inventory). The studies showed that there is a close negative correlation between the scales of «verbal aggression», «emotional aggression», «internal aggression», «emotional awareness», «control your emotions», and «self-motivation». Positive relationships are observed between the scales of «physical aggression», «managing your emotions», and «self-motivation». Thus, the results of the study showed that the manifestation of aggression affects the emotional state of young people: subjects are not able to manage their emotions, motivate themselves and be aware of their emotions. Thus their emotional state deteriorates.

42-

© Г. Э. Турганова, Н. С. Фонталова, А. О. Шишкина, 2017

В нашем обществе очень хорошо развита информационная индустрия. Практически все население мира используют в своем лексиконе СМИ. Что же такое СМИ? В Российской Федерации под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Можно сказать, что СМИ поглощает людей, ведь в современном мире каждый человек хотя бы пару часов в день - смотрит телевизор, читает газету или сидит в интернете [1-6]. Многие даже не представляют, что они могли бы делать без интернета, телевизора, радио и газет, так как всю информацию они получают только из этих источников и в дальнейшем она переходит из уст в уста. И не многие задумываются о том, сколько агрессивной информации они получают за это время. Все больше и больше людей затягивает интернет, телевидение в свои сети. Многие становятся раздражительными, агрессивными, вспыльчивыми, недовольными [7-13]. Сейчас очень много исследование на тему влияние СМИ на состояние человека, его поведение и сознание [1-4].

В своем исследовании мы хотели показать, как влияет СМИ на эмоциональное состояние молодежи, так как сейчас молодежь чаще других пользуется интернетом, смотрит телевизор и слушает радио в автобусах или машинах.

Мы предположили, что демонстрация агрессии в СМИ может оказывать влияние на эмоциональное состояние человека. Данное влияние может проявляться в том, что при частом просмотре агрессивной информации возможно повышение вербальной, эмоциональной, физической агрессии, внутренней агрессивности, враждебности при снижении способностей управления своими эмоциями, самомотивацией, эмоциональной осведомленности.

В исследовании были использованы, такие методы как: авторская анкета, беседа, анализ научной литературы по изучаемой проблеме. А так же были использованы следующие методики: методика диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций; методика измерения агрессивности (опросник Л. Г. Почебут),

применяется для диагностики агрессивного поведение, определение уровня и типа агрессивности человека; методика на определение внутренней агрессивности (опросник С. Дайхоффа), направлена на определение уровня внутренней агрессивности; методика эмоционального интеллекта (опросник Холла/Бланка), предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

В исследовании принимали участие 120 испытуемых в возрасте от 17 до 23 лет (старшеклассники МБОУ «Гимназия № 44» и студенты Байкальского государственного университета).

Для выявления количества просмотров, прочтения, прослушивания в день информации, связанной с агрессивным содержанием (радио, телевидение, интернет, газеты) респондентам была предложена анкета, полученные данные можно увидеть в табл. 1.

Таблица1

Количество просмотров информации, связанной с агрессивным содержанием

Количество просмотров Количество человек

0-10 19

11-20 28

21-40 59

41 и более 14

Из табл. 1 видно, что 16 % (19 человек) просматривают, читают, прослушивают в день информацию, связанную с агрессивным содержанием (радио, телевидение, интернет, газеты) в количестве 0-10 просмотров день, это говорит о том, что респонденты ведут активный образ жизни и им не до просмотров телевизора. 23 % (28 человек) просматривают, читают, прослушивают в день информацию, связанную с агрессивным содержанием (радио, телевидение, интернет, газеты) в количестве 11-20 просмотров день, данная группа людей наблюдают сцены, связанные с агрессией, в основном в новостном ряде, а также в вечерних сериалах. 49 % (59 человек), просматривают, читают, прослушивают в день информацию, связанную с агрессивным содержанием (радио, телевидение, интернет, газеты) в количестве 21-40 просмотров в день, при этом хочется отметить, что в наше время доступна информация для всех, не только для молодежи, но и для подростков и детей. И многие родители не подозревают, сколько

разной информации, в том числе агрессивной получают их дети и как влияет эта разная информация на эмоциональное состояние и сознание молодого поколения. 12 % (14 человек) просматривают, читают, прос лушивают в день информацию, связанную с агрессивным содержанием (радио, телевидение, интернет, газеты) в количестве 41 и более просмотров день, это говорит о том, что агрессивная информация поглотила молодых людей, и они уже не видят другого образа жизни не способны разграничивать положительные и отрицательные моменты жизни.

Также в данной анкете был задан вопрос «Оказывает ли влияние СМИ на эмоциональное состояние человека, по вашему мнению? Если да, то как?» большинство респондентов ответили, что да, данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Влияние СМИ на эмоциональное состояние

Вариант ответа Количество человек

Да 110

Нет 10

Так же все респонденты, которые ответили «да» на данный вопрос, считают, что СМИ влияет как негативно, так и позитивно, но в большей степени негативно на эмоциональное состояние и сознание человека в целом. Особенно в связи с последними событиями, которые происходят на Украине.

По мнению многих респондентов, процесс влияния СМИ зависит от личностных особенностей самого воспринимающего человека, от его уровня интеллекта, волевых

качеств, эмоциональной стабильности, мировоззрения.

На рис. 1 изображены результаты исследования по методике измерения агрессивности (опросник Л. Г. Почебут). По шкале «вербальная агрессия» 23 % (27 человек) имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированное™, что может говорить о том, что молодежь в данной группе не выражают свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления и легко адаптируются, к вербальной агрессии со стороны других людей; 39 % (47 человек) имеют среднюю степень агрессии и адаптированности, что может говорить о том, что респонденты в данной группе не выражают свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления, но не всегда, не во всех случаях, иногда они могут использовать словесные оскорбления и легко адаптируются, к вербальной агрессии со стороны других людей; 38 % (46 человек) имеют высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности, что может говорить о том, что люди в данной группе выражают свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления, и не могут спокойно относиться к оскорблениям.

По шкале «физическая агрессия» 48 % (57 человек) имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности, что может говорить о том, что люди в данной группе не выражают свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы и легко справляются со

§ 70

к 60

к 50 о

В 50

а;

^40 о

О30 $ 20 s

g 10 ^ п

I

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Предметная агрессия

Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

Щ Низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированности П Средняя степень агрессии и адаптированности

П Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности

Рис. 1. Результаты исследования по методике измерения агрессивности

(опросник Л. Г. Почебут)

вспышками гнева и физической агрессией; 27 % (32 человека) имеют среднюю степень агрессии и адаптированности, что может говорить о том, что молодежь в данной группе не выражают свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы и легко справляются со вспышками гнева и физической агрессией, но не во всех ситуациях; 25 % (30 человек) имеют высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности, что может говорить о том, что респонденты в данной группе выражают свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы и не могут справляться со вспышками гнева и физической агрессией.

По шкале «предметная агрессия»: 41 % (49 человек) имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности, что может говорить о том, что респонденты в данной группе не срывают свою агрессию на окружающих предметах, а ведут себя спокойно; 39 % (47 человек) имеют среднюю степень агрессии и адаптированности, что может говорить о том, что люди в данной группе не срывают свою агрессию на окружающих предметах, а ведут себя спокойно, но не всегда, иногда она могут не сдержаться; 20 % (24 человека) имеют высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности, что может говорить о том, что люди в данной группе срывают свою агрессию на окружающих предметах, и не могут сдержаться.

По шкале «эмоциональная агрессия» 53 % (63 человека) имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности, что может говорить о том, что у молодежи в данной группе не возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью, недоброжелательностью; 34 % (41 человек) имеют среднюю степень агрессии и адаптированности, что может говорить о том, что у респондентов в данной группе не возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью, недоброжелательностью, не во всех ситуациях и не со всеми людьми; 13 % (16 человек) имеют высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности, что может говорить о том, что у респондентов в данной группе возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое подозри-

тельностью, враждебностью, неприязнью, недоброжелательностью.

По шкале «самоагрессия» 28 % (33 человека) имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности, что может говорить о том, что респонденты в данной группе находятся в мире и согласии с собой, у них отсутствуют механизмы психологической защиты, становятся беззащитным в агрессивной среде; 39 % (47 человек) имеют среднюю степень агрессии и адаптированно-сти, что может говорить о том, что молодежь в данной группе находятся в мире и согласии с собой, у них ослаблены механизмы психологической защиты, становятся беззащитным в агрессивной среде; 33 % (40 человек) имеют высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности, что может говорить о том, что люди в данной группе не находятся в мире и согласии с собой, у них установлены механизмы психологической защиты, в агрессивной среде защищают себя сами.

Из данных результатов видно, что по всем типам поведения респонденты имеют низкую и среднюю степень агрессивности, а так же высокую и среднюю степень адаптивности, т. е. что молодежь не выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления, не выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы и легко справляются со вспышками гнева и физической агрессией, не срывают свою агрессию на окружающих предметах, а ведут себя спокойно, у них не возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью, недоброжелательностью, они находятся в мире и согласии с собой, у них отсутствуют механизмы психологической защиты, становятся беззащитным в агрессивной среде.

Так же были подсчитаны общие результаты по всем типам поведения (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что 12 % (14 человек) имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности, по всем типам (вербальной агрессии, физической агрессии, предметной агрессии, эмоциональной агрессии, самоагрессии); 83 % (100 человек) имеют среднюю степень агрессии и адаптирован-ности, по всем типам (вербальной агрессии, физической агрессии, предметной агрессии, эмоциональной агрессии, самоагрессии); 5 % (6 человек) имеют высокую степень агрессив-

Низкая степень Средняя степень Высокая степень

агрессивности агрессии агрессивности

и высокая степень и адаптированности и низкая степень

адаптированности адаптированности

Рис. 2. Общие результаты исследования по всем типам поведения

ности и низкую степень адаптивности, по всем типам (вербальной агрессии, физической агрессии, предметной агрессии, эмоциональной агрессии, самоагрессии).

Результаты исследования по методике определения внутренней агрессивности (опросник С. Дайхоффа) представлены на рис. 3.

g 100

*

180 о

В 60

си А

и 40

н -

0>

20

о У,

о—

От 0 до 10

От 11 до 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От 21 до 30

Рис. 3. Результаты исследования внутренней агрессивности

Как видно из рис. 3, что в общей группе исследования по шкале «внутренняя агрессивность» 8 % (9 человек) очень хорошо контролируют свое чувство гнева, либо не могут его принять, либо осознать, у 75 % (90 человек) агрессивность в пределах нормы, но им желательно научиться осознавать свой гнев и контролировать вспышки гнева, у 17 % (21 человек) очень много проблем, над которыми стоит поработать. Возможно, жизнь респондентов не является настолько удовлетворительной, насколько им бы хотелось. В их жизни многое изменится к лучшему, если они научатся обращаться со своим гневом. И 0 % у которых гнев контролирует их жизнь, мешая им жить полноценной и активной жизнью.

По методике диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) были получены следующие результаты, представленные ниже:

» 100

80

i 60

В 40

о 20

Враждебность Агрессивность

И Меньше нормы |ЩНорма ЦЦБолыне нормы

Рис. 4. Результаты исследования по методике диагностики состояния агрессии

На рис. 4 приведены результаты исследования по методике диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) общей группы по двум показателям: агрессивность и враждебность. Исследование показало, что у 5 % (6 человек) показатель враждебности ниже нормы, это означает, что у таких людей не возникает желания причинять другим зло, они очень спокойно относятся к окружающим и их агрессии. У 78 % (94 человека) показатель враждебности в норме, что говорит о том, что они не настроены враждебно, могут быть спокойны с окружающими их людьми. У 17 % (20 человек) показатель враждебности выше нормы, что означает, что люди не могут спокойно относиться к окружающим, они им не доверяют, пытаются причинить зло. У 35 % (42 человека) показатель агрессивности ниже нормы, это означает, что люди данной группы спокойно реагируют на агрессию окружающей среды, не стараются прибегать к насильственным методам для достижения своих целей. У 45 % (54 человека) показатель агрессивности в норме, это означает, что ре-

Психология в экономике и управлении. Psychology in Economics and Management, 2017. Т. 9, No l.C. 42-55 ___2017, vol. 9, no. 1, pp. 42-55

спонденты не стараются причинить неприятности и нанести вред другим людям, они могут сдерживать свое поведение. У 20 % (24 человека) показатель агрессивности выше нормы, что говорит о том, что люди стараются нанести вред окружающим, их раздражают даже самые невинные поступки людей, так же они раздражено реагируют на какие-либо замечания и поступки людей.

Результаты исследования по методике эмоционального интеллекта (опросник Холла/Бланка) представлены на рис. 5.

Из рис. 5 видно, что у 39 % (47 человек) низкий уровень по шкале «эмоциональная осведомленность», это говорит о том, что у данной группы людей слабо выражен данный показатель, т. е. люди не могут осознавать, что они чувствуют, они не понимают какие чувства, и эмоции у них вызывают та или иная ситуация, тот или иной человек. У 24 % (29 человек) средний уровень по шкале эмоциональной осведомленности, это означает, что данные респонденты в большей степени ощущают свой внутренний мир, осознают, что они чувствуют. УЗ 7 % (44 человек) высокий уровень эмоциональной осведомленности, это говорит о том, что люди в данной группе распознают свои эмоциональные переживания от момента к моменту, способны обрабатывать все эмоции, становясь не перегруженными, они понимают, что чувствуют сами и чувства людей, с которыми они общаются, так же они могут сопереживать им.

У 62 % (74 человека) низкий уровень по шкале «управления своими эмоциями», это говорит о том, что молодежь в данной группе не умеют определять свои эмоции и при необходимости изменять их по собственному выбору или менять их интенсивность. У 23 % (28 человек) средний уровень по шкале

«управление своими эмоциями», это означает, что данные люди в большей степени могут сознательно управлять своими эмоциями, но это зависит от ситуации. У 15 % (17 человек) высокий уровень по шкале «управление своими эмоциями», респонденты с легкостью управляют своими эмоциями, они знают, как повести себя в той или иной ситуации, они могут быть раздражены, но если нужно сделать радостный вид им это не составит труда.

У 38 % (46 человек) низкий уровень по шкале «самомотивация», это значит, что у данной группы людей нет чувства долга, ответственности, осознанного желания быстрее достичь результата, они не могут преодолеть себя. У 34 % (41 человек) средний уровень по шкале «самомотивация», это говорит о том, что респонденты могут решать какие-либо жизненные ситуации сами, без помощи извне, но не всегда у них это получается. У 28 % (33 человека) высокий уровень по шкале «самомотивация», такие люди стремятся к самопознанию и личностному росту, они борются с ленью каждый день, поощряют сами себя различными подарками, сладостями, вещами и т. п.

У 43 % (51 человека) низкий уровень по шкале «эмпатия», это означает, что данные люди, не умеют сопереживать другим людям и не охотно помогают другим людям. У 33 % (40 человек) средний уровень по шкале «эмпатия», эти люди стараются понимать чувства других людей, стараются сопереживать, но не для всех людей они открыты. У 24 % (29 человек) высокий уровень по шкале «эмпатия», это говорит о том, что в данной группе молодежь способны поставить себя на место другого человека (или предмета), способны воспринимать внутренний мир другого, способны сопереживать людям.

Эмоциональная Управление Самомотивация Эмпатия

осведомленность

своими эмоциями

Распознавание эмоций других людей

И Низкий уровень СИ Средний уровень СИ Высокий уровень Рис. 5. Результаты исследования по методике эмоциональный интеллект

У 35 % (42 человек) низкий степень по шкале «распознавание эмоций других людей», это говорит о том, что человек не способен распознавать эмоции других людей, он может одну эмоцию воспринимать совершенно за другую. У 45 % (54 человека) средний уровень, это означает, что респонденты в данной группе не во всех ситуациях могут распознать какие эмоции, выражают другие люди, что они чувствуют в данный момент. У 20 % (24 человека) высокий уровень по шкале «распознавание эмоций других людей», люди в этой группе с легкостью распознают эмоции других людей, понимают, что человек хочет передать своими эмоциями.

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что у респондентов преобладает по шкале «агрессивное поведение» низкая степень агрессивности и высокая степень адаптивности, так же средняя степень агрессивности и адаптивности. По шкале «внутренняя агрессивность» — средний показатель. По шкале «враждебность и агрессивность» показатель в пределах нормы. А по шкале «эмоциональный интеллект» — низкий и средний уровень. Все эти данные говорят, о том, что большинство людей не выражают свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления, не выражают свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы и легко справляются со вспышками гнева и физической агрессией, не срывают свою агрессию на окружающих предметах, а ведут себя спокойно, у них не возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью, недоброжелательностью, находятся в мире и согласии с собой, у них отсутствуют механизмы психологической защиты, становятся беззащитным в агрессивной среде. Респонденты стараются контролировать свой гнев. Они не настроены враждебно, могут быть спокойны с окружающими их людьми, и не стараются причинить неприятности и нанести вред другим людям, сдерживают свое поведение. Так же респонденты в большей степени ощущают свой внутренний мир, осознают, что они чувствуют, сознательно управляют своими эмоциями, но это зависит от ситуации, могут решать какие-либо жизненные ситуации сами, без помощи извне, но не всегда у них это получается, стараются понимать чувства

других людей, стараются сопереживать, но не для всех людей они открыты, могут распознать какие эмоции, выражают другие люди, что они чувствуют в данный момент.

Нами был проведен эксперимент. Группа испытуемых в количестве 120 человек была разделена на две группы по таблице случайных чисел. Первая группа стала экспериментальной, вторая — контрольной. Экспериментальной группе на протяжении двух недель предлагались для просмотра фильмы, ролики с УоиТиЪе, новости с агрессивным содержанием (в том числе новости, содержащие информацию, связанную с событиями на Украине). А контрольная группа в течение двух недель жила в естественном для себя режиме (никакого дополнительного воздействия на нее не оказывалось).

Через две недели был проведен повторный опрос экспериментальной и контрольной групп. Результаты контрольной группы не изменились по истечению двух недель. А вот результаты опроса экспериментальной группы показали динамику, она проявляется в следующем:

1. Результаты исследования по методике измерения агрессивности (опросник Л. Г. По-чебут). Рассмотрим каждый тип поведения по отдельности.

Данные по шкале «вербальная агрессия» представлены на рис. 6, из которого видны различия до и после просмотров роликов, фильмов с агрессивной информацией. Количество людей с низкой степенью агрессивности и высокой адаптивностью, которые не выражают свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления и легко адаптируются, уменьшилось после просмотров с 22 % (13 человек) до 13 % (7 человек), а вот количество респондентов со средней степенью агрессивности и адаптивности, которые иногда могут использовать словесные оскорбления и легко адаптируются, к вербальной агрессии со стороны других, увеличилось с 37 % (22 человека) до 41 % (25 человек) и количество респондентов с высокой степенью агрессивности и низкой степенью адаптиности, которые выражают свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления, и не могут спокойно относиться к оскорблениям, увеличилось с 41 % (25 человек) до 46 % (28 человек), это может говорить о том, что просмотры агрессивной информации влияет на вербальную агрессию молодежи.

Ф

До просмотра

После просмотра

Щ Низкая степень агрессивности и высокая

степень адаптированности I I Средняя степень агрессии и адаптированности Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности

Рис. 6. Результаты исследования по шкале «вербальная агрессия» до и после просмотров агрессивной информации

До просмотра После просмотра

Щ Низкая степень агрессивности и высокая

степень адаптированности П Средняя степень агрессии и адаптированности Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности

Рис. 7. Результаты исследования по шкале «физическая агрессия» до и после просмотров агрессивной информации

Данные по шкале «физическая агрессия» представлены на рис. 7. Количество молодежи с низкой степенью агрессивности и высокой адаптивностью, которые не выражают свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы и легко справляются со вспышками гнева и физической агрессией, уменьшилось после просмотров с 54 % (32 человека) до 33 % (20 человек), а вот количество со средней степенью агрессивности и адаптивности, которые не выражают свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы и легко справляются со вспышками гнева и физической агрессией, но не во всех ситуациях, увеличилось с 23 % (14 человек) до 40 % (24 человек) и количество людей с высокой степенью агрессивности и низкой степенью адаптино-сти, которые выражают свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы и не могут справляться со вспышками гнева и физической агрессией, увеличилось с 23 % (14 человек) до 27 % (16 человек), это может говорить о том, что просмотры агрессивной информации влияет на физическую агрессию молодежи.

На рис. 8 видно, что количество молодежи с низкой степенью агрессивности и высокой адаптивностью, которые не срывают свою агрессию на окружающих предметах, а ведут себя спокойно, уменьшилось после просмотров с 37 % (22 человека) до 32 % (19 человек), а вот количество со средней степенью агрессивности и адаптивности, которые не срывают свою агрессию на окружающих предметах, а ведут себя спокойно, но не всегда, иногда могут и сорваться, увеличилось с 43 % (26 чело-

век) до 48 % (29 человек), а так же количество респондентов с высокой степенью агрессивности и низкой степенью адаптиности, которые срывают свою агрессию на окружающих предметах, и не могут сдержаться, не изменилось 20 % (20 человек) и 20 % (12 человек), это может говорить о том, что просмотры агрессивной информации не повлиял в большей степени на предметную агрессию молодежи. 35

До просмотра После просмотра

Щ Низкая степень агрессивности и высокая

степень адаптированности П Средняя степень агрессии и адаптированности Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности

Рис. 8. Результаты исследования по шкале «предметная агрессия» до и после просмотров агрессивной информации

Количество респондентов с низкой степенью агрессивности и высокой адаптивностью, у которых не возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью, недоброжелательностью, уменьшилось после просмотров с 57 % (34 человека) до 33 % (20 человек), а вот количество людей со средней степенью агрессивности и адаптивности, у которых не возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое подо-

Ф

и о н X

й-£

о =

и а; Он

зрительностью, враждебностью, неприязнью, недоброжелательностью, не во всех ситуациях и не со всеми людьми, увеличилось с 28 % (17 человек) до 50 % (30 человек), и количество человек с высокой степенью агрессивности и низкой степенью адаптиности, у которых возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью, недоброжелательностью, увеличилось с 15 % (9 человек) до 17 % (10 человек), это может говорить о том, что просмотр агрессивной информации влияет на эмоциональную агрессию молодежи (рис. 9).

40 35 30 25 20 15 10 5 0

До просмотра После просмотра

Щ Низкая степень агрессивности и высокая

степень адаптированности П Средняя степень агрессии и адаптированности Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности

Рис. 9. Результаты исследования по шкале «эмоциональная агрессия» до и после просмотров агрессивной информации

Результаты исследования по шкале «самоагрессия» показанына рис. 10. Количество людей с низкой степенью агрессивности и высокой адаптивностью, которые находятся в мире и согласии с собой, у них отсутствуют механизмы психологической защиты, становятся беззащитным в агрессивной среде, увеличилось после просмотров с 25 % (15 человек) до 28 % (17 человек), и количество респондентов с высокой степенью агрессивности и низкой степенью адаптиности, которые не находятся в мире и согласии с собой, у них установлены механизмы психологической защиты, в агрессивной среде защищают себя сами, увеличилось с 35 % (21 человек) до 38 % (23 человек), а вот количество людей со средней степенью агрессивности и адаптивности, которые находятся в мире и согласии с собой, у них ос лаб лены механизмы психо логической защиты, становятся беззащитным в агрессивной среде, уменьшилось с 40 % (24 человека) до 34 % (20 человек), это может говорить о том, что просмотр агрессивной информации не влияет на самоагрессию молодежи.

До просмотра

После просмотра

Щ Низкая степень агрессивности и высокая

степень адаптированности I I Средняя степень агрессии и адаптированности Высокая степень агрессивности и низкая степень адаптированности

Рис. 10. Результаты исследования по шкале «самоагрессия» до и после просмотров агрессивной информации

2. Результаты исследования по методике определения внутренней агрессивности (опросник С. Дайхоффа) представлены на рис. 11. На нем видно, что до просмотров было 7 % (4 человек), а после стало 5 % (3 человека), которые очень хорошо контролируют свое чувство гнева, либо не могут его осознать и принять, до просмотров было 73 % (44 человека), а после стало 58 % (35 человек) у которых агрессивность в пределах нормы, но им желательно осознавать свой гнев и научиться обращаться с ним, было до просмотров 20 % (12 человек), а после стало 37 % (22 человека) у которых очень много проблем, над которыми стоит поработать. Возможно, их жизнь не является настолько удовлетворительной, насколько им бы хотелось. В их жизни многое изменится к лучшему, если они научатся обращаться со своим гневом. И 0 % до и после просмотров не изменилось у людей, у которых гнев контролирует их жизнь, мешая им жить полноценной и активной жизнью.

О fS и о - 50

и 0) К 40

J S О =

g У, 30

ш Он 20

10 о

До просмотра

После просмотра

| От 0 до 10 О От 11 до 20 □ От 21 до 30

Рис. 11. Результаты исследования по методике определения внутренней агрессивности до и после просмотров агрессивной информации

Ф

3. Результаты исследования по методике диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) представлены на рис. 12. По показателю враждебности меньше нормы было 5 % (3 человека), а стало 2 % (1 человек), количество человек уменьшилось, у которых не возникает желания причинять другим зло, они очень спокойно относятся к окружающим и их агрессии. Было 73 % (44 человека), стало 65 % (39 человек) у которых показатель враждебности в норме, видно, что количество человек, которые не настроены враждебно, могут быть спокойны с окружающими их людьми стало меньше. Было 22 % (13 человек), а стало 33 % (20 человек) у которых враждебность выше нормы, эти люди не могут спокойно относиться к окружающим, они им не доверяют, пытаются причинить зло, по графику видно, что показатели, увеличились, значит, просмотры повлияли на враждебность молодежи. 50

До просмотра

После просмотра

И Меньше нормы ЕИ Норма ЕИ Больше нормы

Рис. 12. Результаты исследования по шкале «враждебность» до и после просмотров агрессивной информации

Так же были подсчитаны результаты по показателю агрессивности (рис. 13). Так было 33 % (20 человек), а стало 32 % (19 человек) у которых, показатель агрессивности ниже нормы, т. е. это люди, которые спокойно реагирует на агрессию окружающей среды, не стараются прибегать к насильственным методам для достижения своих целей. Их количество уменьшилось. Было 35 % (21 человек), а стало 30 % (18 человек) у которых показатель агрессивности в норме, данный показатель уменьшился, соответственно уменьшилось количество человек, которые не стараются причинить неприятности и нанести вред другим людям, он может сдержать свое поведение. Было 32 % (19 человек), а стало 38 % (23 человека) у которых показатель агрессивности выше нормы, это люди, которые стараются нанести вред окружающим, его раздра-

жают даже самые невинные поступки людей, и они раздражено реагирует на какие-либо замечания, поступки и людей. Данные показатель увеличился, что говорит, о том, что просмотры роликов, фильмов, новостей с агрессивной информацией влияет на состояние молодежи.

До просмотра

После просмотра

И Меньше нормы ЕИ Норма ЕИ Больше нормы Рис. 13. Шкала «агрессивность» до и после

просмотров агрессивной информации

4. Результаты исследования по методике эмоционального интеллекта (опросник Холла/Бланка). Рассмотрим каждую из шкал в отдельности.

На рис. 14 показано как изменились показатели по каждому уровню шкалы «эмоциональная осведомленность». Так было 37 % (22 человека), а стало 47 % (28 человек), что говорит о том, что показатель низкого уровня по шкале «эмоциональная осведомленность» увеличился, т. е количество респондентов после просмотров агрессивной информации стало больше, у которых слабо выражен данный показатель, это те люди, которые не могут осознавать, что они чувствуют, они не понимают какие чувства, и эмоции у них вызывают та или иная ситуация, тот или иной человек. Было 27 % (16 человек), а стало 32 % (19 человек), из данных следует, что средний уровень по шкале «эмоциональная осведомленность» увеличился, т. е. количество испытуемых увеличилось, которые в большей степени ощущают свой внутренний мир, осознают, что они чувствуют. Было 36 % (22 человека), а стало 21 % (13 человек), отсюда следует, что высокий уровень по шкале «эмоциональная осведомленность» уменьшился, тогда получается, что количество людей, которые распознают свои эмоциональные переживания от момента к моменту, способны различать, понимать все эмоции, становясь не перегруженными, они осознают, что чувствуют другие люд и могут сопереживать им. Количество людей, уменьшилось.

Ф

До просмотра После просмотра Щ Низкий уровень П Средний уровень П Высокий уровень

Рис. 14. Результаты исследования по шкале

«эмоциональная осведомленность» до и после просмотров агрессивной информации

На рис. 15 показана шкапа «управление своими эмоциями». Из него видно, что было 65 % (39 человек), а стало 68 % (41 человек), от сюда следует, что низкий уровень по шкале «управления своими эмоциями» увеличшт-ся, т. е. количество респондентов, которые не умеют определять свои эмоции и при необходимости изменять их по собственному выбору или менять их интенсивность стало больше после просмотров агрессивной информации. Было 23 % (14 человек), а стало 15 % (9 человек), это значит, что средний уровень по шкале «управление своими эмоциями» уменьшился, это означает, что количество людей, которые в большей степени могут сознательно управлять своими эмоциями, но это зависит от ситуации, стало меньше после просмотров агрессивной информации. Было 12 % (7 человек), а стало 17 % (10 человек), это говорит о том, что высокий уровень по шкале «управление своими эмоциями» увеличился, т. е. количество людей увеличилось после просмотров агрессивной информации, которые с легкостью управляют своими эмоциями, они знают, как повести себя в любой ситуации, респонденты могут быть раздражены, но если нужно сделать радостный вид им это не составит труда.

До просмотра

После просмотра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Щ Низкий уровень I I Средний уровень I I Высокий уровень Рис. 15. Результаты исследования по шкале «управление своими эмоциями» до и после просмотров агрессивной информации

На рис. 16 видны различия до и после просмотров агрессивной информации по шкале «самомотивация», так было 37 % (22 человека), а стало 48 % (29 человек), отсюда следует, что количество респондентов с низким уровнем по шкале «самомотивация» увеличилось, т. е. это те люди, у которых нет чувства долга, ответственности, осознанного желания быстрее достичь результата, не могут преодолеть себя. Было 33 % (20 человек), а стало 27 % (16 человек), у данных испытуемых уменьшился средний уровень по шкале «самомотивация» после просмотров агрессивной информации, т. е. количество респондентов, которые могут решать какие-либо жизненные ситуации сами, без помощи извне, но не всегда у них это, получается, стало меньше. Было 30 % (18 человек), а стало 25 % (15 человек), у данных респондентов высокий уровень по шкале «самомотивация» уменьшился, т. е. количество людей, которые стремятся к самопознанию и личностному росту, они борются с ленью каждый день, поощряют сами себя различными подарками, сладостями, вещами уменьшилось после просмотров агрессивной информации.

До просмотра После просмотра Щ Низкий уровень I I Средний уровень I I Высокий уровень Рис. 16. Результаты исследования по шкале «самомотивация» до и после просмотров агрессивной информации

По шкале «эмпатия» было 43 % (26 человек), а стало 48 % (29 человек), это говорит о том, что низкий уровень по шкале «эмпатия» у респондентов увеличился пос ле просмотров агрессивной информации, т. е. у людей, которые не умеют сопереживать другим людям и не охота помогать другим людям (рис. 17). Было 33 % (19 человек), а стало 28 % (17 человек), у данных испытуемых средний уровень по шкале «эмпатия» уменьшился, т. е. количество людей, которые стараются понимать чувства других людей, стараются сопереживать, но не для всех людей они открыты, уменьшилось после просмотров агрессивной

Ф

информации. Было 25 % (15 человек), а стало 24 % (14 человек), показатель высокого уровня по шкале «эмпатия» уменьшился, всего на 1 %, т. е. произошли не значительные изменения у людей, которые способны поставить себя на место другого человека (или предмета), способны воспринимать внутренний мир другого, способны сопереживать.

До просмотра

После просмотра

Щ Низкий уровень I I Средний уровень I I Высокий уровень

Рис. 17. Результаты исследования по шкале «эмпатия» до и после просмотров агрессивной информации

Было 33 % (20 человек), а стало 48 % (29 человек), количество респондентов с показателем низкой степени по шкале «распознавание эмоций других людей» увеличилось, т. е. количество респондентов стало больше после просмотров агрессивной информации, которые не способны распознавать эмоции других людей, они могут одну эмоцию воспринимать совершенно за другую. Было 45 % (27 человек), а стало 33 % (20 человек), данный средний уровень по шкале «распознавание эмоций других людей» уменьшился и респондентов, которые могут распознать какие эмоции, выражают другие люди, что они чувствуют в данный момент, стало меньше после просмотров агрессивной информации. Было 22 % (13 человек), а стало 19 % (11 человек), т. е. высокий уровень по шкале «распознавание эмоций других людей» уменьшился, это означает, что количество испытуемых уменьшилось, которые с легкостью распознают эмоции других людей, понимают, что человек хочет передать своими эмоциями (рис. 18).

Статистическая обработка данных с помощью критерия Вилкоксона показала, что значимые отличия группы до просмотров агрессивной информации и после проявляются по шкалам, таким как «вербальная агрессия», «физическая агрессия», «эмоциональная агрессия», «внутренняя агрессив-

ность», «эмоциональна осведомленность», «самомотивация», «распознавание эмоций других людей», это может говорить о том, что просмотр агрессивной информации повлиял на эмоциональное состояние, они стали более раздражительными, возбужденными, люди перестали ощущать свой внутренний мир, перестали распознавать эмоции других людей и готовы прибегнуть к агрессии как физически, так и вербально.

До просмотра После просмотра Щ Низкий уровень П Средний уровень П Высокий уровень Рис. 18. Результаты исследования по шкале «распознавание эмоций других людей» до и после просмотров агрессивной информации

Так же с помощью критерия Пирсона были выявлены корреляционные зависимости между шкалами. Полученные нами данные показали, что существует определенная зависимость между компонентами агрессии и эмоциональным состоянием. Статистически значимые связи наблюдаются по следующим показателям:

1. Обнаружена обратная связь между шкалой «вербальная агрессия» и такими шкалами как «эмоциональная осведомленность» (г = -0,304; р < 0,05), «управление своими эмоциями» (г = -0,309; р < 0,05), «самомотивация» (г = -0,271; р < 0,05), свидетельствующая о том, что человек с проявлением вербальной агрессии склонен не справляться со своими эмоциями, не осознает свои эмоции и не способен на самомотивацию.

2. Выявлена положительная связь между «физической агрессией» и такими шкалами как «управление своими эмоциями» (г = 0,445; р < 0,01) и «самомотивация» (г = 0,381; р < 0,01), это может говорить о том, что при повышении физической агрессии человек сам начинает себя накручивать, мотивировать к двигательной активности, к действиям.

3. Выявлена обратная связь между шкалой «эмоциональная агрессия» и шкалой «управление своими эмоциями» (г = -0,272; р < 0,05),

т. е. при эмоциональной агрессии человек не может справляться со своими эмоциями.

4. Обнаружена обратная связь между шкалой «самоагрессия» и шкалами «управление своими эмоциями» (г = -0,349; р < 0,01), «самомотивация» (г = -0,323; р < 0,05), свидетельствующая о том, что человек с выраженной самоагрессией не способен управлять своими эмоциями и мотивировать себя сам.

5. Выявлена обратная связь между шкалой «внутренняя агрессивность» и шкалами «управление своими эмоциями» (г = -0,372; р < 0,01), «самомотивация» (г = -0,388; р < 0,01), это означает, что люди, у которых внутренняя агрессивность на пределе, не могут справляться со своими эмоциями и тем более не могут себя мотивировать и контролировать.

6. Обратная связь между шкалой «враждебность» и шкалой «управление своими эмоциями» (г = -0,261; р < 0,05), говорит о том, что люди становятся враждебными и не могут контролировать свои эмоции.

Приведенные данные говорят, о том, что у молодежи тесные отрицательные связи между шкалами «вербальная агрессия», «эмоциональная агрессия», «внутренняя агрессивность»,

«эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «самомотивация». Положительные связи наблюдаются между шкалами «физическая агрессия», «управление своими эмоциями», «самомотивация».

Таким образом, результаты показывают, что демонстрация агрессии влияет на эмоциональное состояние молодежи, в том, что они не могут управлять своими эмоциями, мотивировать себя и осознавать своими эмоции, т. е. их эмоциональное состояние ухудшается.

Так же мы провели исследование физиологических изменений в организме человека под влиянием массивного предъявления агрессивной информации в СМИ с помощью сфиг-моманометра, оксигемометр. В исследование приняло 10 человек (5 девушек и 5 молодых людей). В течение 3 часов им были представлены для просмотра нарезки из фильмов, с самыми агрессивными моментами. Далее все показатели были замерены. У 7 из 10 человек проявилось повышение артериального давления, учащение сердцебиения, дыхания. В результате чего было отмечено, что просмотры фильмов, роликов с агрессивным содержанием влияют на физиологические показатели организма.

Список использованной литературы

1. Брайант Д. Основы воздействия СМИ : пер. с англ. / Д. Брайант, C. Томсон. — М. : Изд. дом «Вильямс», 2004. — 432 с.

2. Золотов Е. А. Воздействие аудиовизуального насилие на подрастающее поколение России: историко-культурологический аспект / Е. А. Золотов // Информационный гуманитарный портал знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 4. — С. 212-219.

3. Козырева А. СМИ: манипуляция или управление общественным мнением? / А. Козырева // Обозреватель — Observer. — 2003. — № 5. — С. 101-107.

4. Полищук Ю. И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье [Электронный ресурс] / Ю. И. Полишук. — Режим доступа: http://npar.ru/ jjoumal/2003/1/influence.htm.

5. Фонталова Н. С. Влияние социальной рекламы на отношение современной молодежи к социально-негативным явлениям / Н. С. Фонталова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2013. — № 2. — Режим доступа: http://brj-bguep.ra/reader/artide.aspx?id=17288.

6. Фонталова Н. С. Влияние социальной рекламы на ценностные ориентации молодежи / Н. С. Фонталова // Психолог в организации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Иркутск : Изд-во ИрГТу, 2013. — С. 94-97.

7. Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. — 2000. — № 6. — С. 112-121.

8. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М. : Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.

9. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М. : Просвещение, 1999. — 512 с.

10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — СПб. : прайм-Еврознак, 2001. — 512 с.

11. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон // Психология человеческой агрессивности : Хрестоматия. — М. : ACT ; Минск : Харвест, 2005. — 352 с.

12. Налчаджян А. А. Агрессивность человека / А. А. Налчаджян. — СПб. : Питер, 2007. — 736 с.

13. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. — 1996. - № 5. — С. 3-18.

References

1. Bryant J., Thompson S. Fundamentals of Media Effects. New York, McGraw-Hill Companies, 2002. (Russ. ed.: Bryant J., Thompson S. Osnovy vozdeistviya SMI. Moscow, Vilyams Publ., 2004. 432 p.

2. Zolotov E. A. The effect of audiovisual violence on the younger generation of Russia: histori-cal-culturological aspect. Informatsionnyi gumanitarnyi portal znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, 2008, no. 4, pp. 212-219. (In Russ.).

3. Kozyreva A. Media: manipulation or public opinion control? Observer, 2003, no. 5, pp. 101-107. (In Russ.).

4. Polishchuk Yu. I. O negativnom vliyanii sredstv massovoi informatsii na psikhicheskoe zdorov'e [About the Negative Impact of the Media on Mental Health]. Available at: http://npar.ru/jour-nal/2003/1/influence.htm.

5. Fontalova N. S. Influence of social advertising on the attitude of contemporary youth to negative social phenomena. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2013, no. 2. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=17288. (In Russ.).

6. Fontalova N. S. The influence of social advertising on the value orientation of young people. Psikholog v organizatsii. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnom uchastiem [The Psychologist in the Organization. Materials of all-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation]. Irkutsk State Technical University Publ., 2013. Pp. 94-97. (In Russ.).

7. Alfimova M. V., Trubnikov V. I. Psychogenetics of aggression. Voprosy psikhologii = Questions of psychology, 2000, no. 6, pp. 112-121. (In Russ.).

8. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psycology]. Moscow State University Publ., 1988. 429 p.

9. Bandura A., Uolters R. Podrostkovaya agressiya [Adolescent Agression]. Moscow, Prosvesh-chenie Publ., 1999. 512 p.

10. Berkovits L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol' [Aggression: Causes, Consequences and Control]. Saint Petersburg, praim-Evroznak Publ., 2001. 512 p.

11. Beron R., Richardson D. Aggression. Psikhologiya chelovecheskoi agressivnosti [Psychology of Human Aggression]. Moscow, AST Publ., Minsk, Kharvest Publ., 2005. 352 p.

12. Nalchadzhyan A. A. Agressivnost' cheloveka [Aggressiveness of a Person]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2007. 736 p.

13. Rean A. A. Aggression and aggressiveness of a person. Psikhologicheskii zhurnal = Psychology journal, 1996, no. 5, pp. 3-18. (In Russ.).

Информация об авторах

Турганова Гульнара Эрмаматовна — старший преподаватель, кафедра социальной и экономической психологии, социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Фонталова Наталья Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и экономической психологии, социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Шишкина Анастасия Олеговна — ассистент, кафедра социальной и экономической психологии, социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Библиографическое описание статьи

Турганова Г. Э. Влияние демонстрации агрессии в средствах массовой информации на эмоциональное состояние молодежи / Г. Э. Турганова, Н. С. Фонталова, А. О. Шишкина // Психология в экономике и управлении. — 2017. — Т. 9, № 1. — С. 42-55. — DOI: 10.17150/2225-7845.2017.9(1).42-55.

Authors

Gulnara E. Turganova — Senior Lecturer, Department of Social and Economic Psychology, Sociology and Social Work, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Natalia S. Fontalova — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Social and Economic Psychology, Sociology and Social Work, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Anastacia O. Shishkina — Lecturer, Department of Social and Economic Psychology, Sociology and Social Work, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Reference to article

Turganova G. E., Fontalova N. S., Shishkina A. O. Impact of the demonstration of aggression in the media on the emotional state of young people. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in Economics and Management, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 42-55. DOI: 10.17150/2225-7845.2017.9(1).42-55. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.