УДК 159.923.2
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Надежда И. Корытченкова1' Ольга А. Ахвердова2' @, Светлана С. Смагина1' @
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6
2 Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Мира, 310 @1 psychology@kemsы. гы
@2 [email protected] @3 [email protected]
Поступила в редакцию 21.04.2016. Принята к печати 20.06.2016.
Ключевые слова: агрессивность, семейные отношения, модель агрессивности, генерализованная агрессия, творческая агрессия.
Аннотация: В статье рассмотрены основные детерминанты агрессивности личности. Разработана четырехуровневая модель агрессивности личности в зависимости от характера поведенческой регуляции и способов переработки информации: генерализованная агрессия; избирательная, локальная агрессия; адаптивная и творческая агрессия. Выделены стадии протекания агрессивности: накопления негативных эмоций; напряжения или перенапряжения; разрядки психоэмоционального напряжения. Уровни и стадии агрессивного поведения различаются степенью проявления агрессивности. Обнаружен ряд тесных корреляционных связей между факторами, полученными по конкретным диагностическим методикам, и агрессивностью.
Для цитирования: Корытченкова Н. И., Ахвердова О. А., Смагина С. С. Интегральные характеристики агрессивности личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 152 - 156. Б01: 10.21603/20788975-2016-4-152-156.
Агрессивность - отражение тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются нравственные ценности, образуется вакуум в сфере идеологии, наблюдается утрата уважения к нравственным ценностям. Возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия и политической нестабильностью в обществе. Семьи легко распадаются, дети становятся добычей криминальных элементов. В такой обстановке человек становится беззащитным и беспомощным и агрессивное поведение воспринимается им как обретение свободы, как ответная реакция на фру-стрированность его потребностей [4; 7; 8].
В ситуации социального кризиса большинство людей растерялись, одни стали депрессивными, другие агрессивными. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, вседозволенность в выборе средств поведения, потеря уважения к другим.
Искажение системы ценностных ориентаций дезориентирует и дезорганизует личность, делает ее эмоционально неустойчивой, ведет к конфликтному поведению. Стало опасным жить в обществе. Вытекает логический вывод - деформация общества ведет к деформации личности. Встает вопрос: как снизить уровень агрессивности в обществе, которое находится в глубоком кризисе? Мы считаем, что ответ можно найти в маленькой ячейке общества - семье, в которой как в капле воды отражается весь океан, а именно массовый всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей.
О. А. Ахвердова отмечает, что авторитарные родители формируют тип агрессивного ребенка, у которого не складываются отношения с окружающими людьми [2].
По мнению В. П. Михайловой, Н. И. Корытченковой, агрессия является неконструктивной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т. д.), а иногда и в физической агрессии. Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность. Такие личностные характеристики снижают уровень психической адаптации из-за доминирующей эго-защитной направленности. Субъекты с такой направленностью предъявляют гораздо более высокие требования к окружающим людям, чем к себе, всегда оправдывают собственные неудачи вмешательством других людей. Они легко впадают в аффективное состояние даже при решении простых задач. Человек должен знать о том, что агрессивность, когда теряется контроль над собой, демонстрируется импульсивными действиями - всё это приводит к саморазрушению личности [5 - 6].
Изучение личности как целостного образования представляет собой не анализ её составляющих, а влияние её ведущего качества, обладающего возможностями системообразования на поведение в целом. Таким качеством может быть, например, агрессивность, которая
определяет направленность личности, её восприятие и характер поведения.
Являясь сущностью личности, данное свойство становится причиной преступного поведения, причиной конфликта человека с его окружением. Агрессивность стала подлинным социальным злом нашего времени во всех возрастных группах, особенно молодежных.
Детерминантами агрессивного поведения могут быть как социальные, так и биологические факторы. Как показывают результаты исследований, эмоциональная окраска и тон взаимоотношений между родителями и детьми оказывают решающее влияние на формирование характера ребенка. Отсутствие в семье терпимости, любви и снисходительности к детским шалостям формирует специфические личностные качества - агрессивность, замкнутость, подозрительность, эмоциональную холодность, чувство отвержения.
Природные основы агрессивности коренятся в холерическом типе темперамента, которому присущи большая раздражительность, беспокойство, трудности приспособления к ограничениям, необузданность и стремление к лидерству любой ценой.
Но следствием таких устойчивых характеристик являются взаимоотношения с родителями в детском возрасте, когда ребенок перегружен негативными эмоциями, когда для переживаний характерна амбивалентность: одновременное наличие противоположных чувств - ненависти и любви, привязанности и враждебности, благодарности и гнева. Ребенку трудно разобраться в океане собственных чувств и способах их выражений. Этот внутренний дискомфорт усиливается в сторону негативных проявлений, если ребенок находится в неблагоприятной семейной атмосфере, где практикуется унижение и оскорбление, это мобилизует его враждебность, закладывает фундамент для агрессивности [5 - 6].
Б. Г. Ананьеву принадлежит постановка вопросов о социальной детерминации биофизических механизмов развития, слияния натурального и культурного развития человека в становлении его индивидуальности. Сущностную сторону индивидуальности составляют личностные характеристики, в которых соединяются как биологические, так и социальные особенности. Именно личностные структуры синтезируют в себе онтогенетические и филогенетические тенденции и становятся основными факторами индивидуальной изменчивости. Это связано «...с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида, являющиеся их генетическими источниками» [1].
Агрессивность отражает способ взаимодействия человека с миром, иногда конструктивный, но чаще деструктивный. Истоки этой агрессивности усматриваются во внутрисемейных отношениях. Матери, снисходительно относящиеся к агрессивным действиям своих детей и даже их поощряющие, провоцируют агрессивные действия, усиливают агрессивность ребенка.
Наибольшую агрессивность дают дети из семей, где постоянно ссорятся, воспитывают наказанием и страхом, открыто отвергают ребенка.
Нами была разработана модель уровней агрессивности в зависимости от характера поведенческой регуляции и способов переработки информации.
Самый низший уровень - уровень генерализованной агрессии («агрессия против «всех и вся»). Как правило, эти дети используют формы физической агрессии для удовлетворения своих примитивных потребностей. Они неуживчивы, эгоистичны, равнодушны к чужим переживаниям, не терпят замечаний в свой адрес, любят делать назло. У таких детей постоянны конфликты как в семье, так и в школе. Отсутствует контроль за своим поведением, ссорятся и дерутся со всеми. Их гнев направлен как против людей, так и против вещей.
Неконтролируемая агрессия, как правило, наблюдается в раннем детстве вследствие слабости механизмов интеграции поведения, отсутствия механизма переработки информации.
Главная характеристика людей, принадлежащих к этому уровню генерализованной агрессии - это отсутствие альтернативных способов поведения, отвержение всяческих авторитетов, подозрительность и эмоциональная черствость, фиксация на негативных сторонах действительности.
На уровне генерализованной агрессии поведение управляется только эгоистическими интересами и потребностями, и это приводит к разрыву с окружающими. Его никто не обижает, но ему кажется, что все против него. У человека, принадлежащего к этому уровню, обостренное восприятие мелочей. Он понимает, что сжигает за собой мосты, но ничего не может с собой поделать. Формируется тип человека-мизантропа, ожидающего от людей только неприятности. Постепенно он испытывает отчуждение не только к окружающим людям, но и к самому себе. Он находится в раздоре со всем миром, не умея решить ни одну из жизненных проблем, и тогда добивается признания агрессивностью, высокомерием, хвастливостью.
Второй уровень - уровень избирательной, локальной агрессии. Примером могут служить агрессивные подростки, они выборочно агрессивны по отношению к тем, кто их слабее. На этом основана «дедовщина», имеющая место уже в детском саду. «Козлов отпущения» можно найти почти в каждом классе - когда «сильные» обижают «слабых». Но иногда мишенью для нападок становится физически слабый, но преуспевший в учебе, и тогда возникает чувство зависти, недоброжелательности к тем, кто их «обгоняет». Это дети с ярко выраженной конкурентной позицией, им хочется быть первыми, но от неудач они теряются, перестают себя контролировать, становятся раздражительными, импульсивными. Как правило, такие дети - из распавшихся семей либо из семей с двойной моралью. Они имеют авторитет у небольшой группы подростков, имеющих общие интересы с ними. От детей, принадлежащих к первому уровню, его отличает любовь к себе, и из-за чрезмерной любви к себе он становится агрессивным. Люди с генерализированной агрессией обмануты в ожиданиях, они ждут от всех людей только плохого и не любят ни себя, ни людей. Объединяет тех и других тяга к острым ощущениям.
Третий уровень - уровень адаптивной агрессии. Отличительным признаком защитной или адаптивной агрессии является наличие действительной, непосредственной угрозы жизни или здоровью, для сохранения ко-
торых предпринимаются соответствующие насильственные действия. Эти действия иногда могут содержать в себе признаки криминального поведения.
Защитная агрессия возникает как компенсаторная реакция на жесткое к себе отношение или как результат формирования стереотипной антисоциальной линии поведения.
Как правило, дети, находящиеся на этом уровне агрессивного поведения, имеют навыки социального поведения в отсутствии стрессовой ситуации. В конфликте же они становятся неуправляемыми: либо падают на пол, визжат, либо топают ногами.
Такие дети не уверены в себе, общаются с очень узким кругом сверстников, выслушивают замечания взрослых, но их не выполняют, отличаются узким кругом интересов, заискивают перед сильными, не имеют собственного мнения.
В семье отношения между родителями удовлетворительные, но с ребенком конфликтные.
Любое свойство личности может проявляться через некоторые автоматизмы: привычки, навыки и установки, которые человек слабо осознает. Поэтому иногда у ребенка даже положительное отношение к другим людям может быть выражено в грубой, нелицеприятной форме. Сказывается стереотип поведения в семейной ситуации конфликта.
Четвертый уровень творческой агрессии встречается среди интеллектуальной элиты. Для таких людей характерны: умение наблюдать, анализировать, прогнозировать, стремление понять, о чем думают другие люди, каковы их переживания, самочувствие и состояния [4].
Для высокого уровня творческой агрессивности характерно тонкое проникновение в мир чувств и мыслей другого человека, точное попадание в эмоциональную волну людского горя и радости, стратегия гибкого поведения с учетом его последствий.
Есть варианты творческой агрессии, направленные на присвоение продуктов чужого труда («интеллектуальное воровство»), самоутверждение любой ценой, ценою нравственных потерь. Такое поведение можно объяснить наличием тщеславия и отсутствием творческих способностей. Это наиболее распространенный вариант творческой агрессии, которому учат со школьной скамьи - переписывают целые страницы чужого текста, не ставя кавычек при написании рефератов.
Эти уровни могут переходить друг в друга, условность этих границ очевидна, но они необходимы для построения коррекционной работы, так как специфика ее будет зависеть именно от принадлежности к тому или иному уровню.
Для всех этих уровней характерна общая черта - накопление отрицательных эмоций, которые приводят к этапу разрядки эмоционального напряжения, спада эмоционального напряжения и его последствий.
Нами были выделены стадии протекания агрессивности [4].
Начальная стадия накопления негативных эмоций, которая проявляется в недовольстве всем, что окружает, повышенной раздражительности. Источниками недовольства могут быть: фрустрированность - неудовлетворенность основных потребностей, повышенная напря-
женность в связи с неуверенностью в себе, ситуация неопределенности своего настоящего и будущего, такие свойства личности, как подозрительность и враждебность, потеря близких людей, потеря смысла жизни, эмоциональные и интеллектуальные перегрузки.
Вторая стадия - напряжения или перенапряжения, которая выражается либо в скованности позы и движений, либо в повышенной суетливости, несдержанности в общении. Наблюдается тенденция к снижению устойчивости психических процессов, которая может проявляться в «блокаде» восприятия, мышления, памяти и практических действий. Детерминанты данной стадии - длительные психотравмирующие ситуации, например, ситуация унижения или отвержения близкими людьми, неожиданная угроза собственной жизни или жизни близкого человека с потерей власти над своими эмоциями; сильное стремление к предмету своего влечения.
Степень напряжения измеряется объективными методами - скоростью восстановления пульса после стандартной нагрузки, временем восстановления участка кожи после холодовой нагрузки (терморегуляционный рефлекс), баллистокардиографией и так далее.
Третья стадия - разрядки психоэмоционального напряжения, сброс негативных эмоций по механизму проекции: избиение японцами «чучела» - копии их начальника, или по механизму сублимации: перевод активности по творческим каналам - создание произведений искусства, литературных произведений, танцевальных мелодий и так далее. Это конструктивный путь освобождения от негативного напряжения. Имеется и деструктивный путь, ведущий к насильственным действиям, к агрессии. Он характеризуется дезорганизацией психики: появлением состояния сильного возбуждения или депрессии, заторможенности, нарушения сознания, потерей волевого контроля, появления автоматизмов и т. д. [4].
Выделенные нами уровни и стадии агрессивного поведения различаются степенью проявления агрессивности, разным качеством дисгармонии психики.
Разработанная четырехуровневая модель агрессивности основана на экспериментальных данных, полученных при обследовании студентов Кемеровского государственного университета.
Целью экспериментального исследования является выявление взаимных связей между факторами, детерминирующими агрессивность личности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимная связь между такими факторами, как: «доминирование», «дружелюбие», «эгоистичность», «отзывчивость» и другими, являющимися основными детерминантами агрессивности личности.
Для исследования были использованы методики: Басса-Дарки для выявления агрессивного поведения личности и ДМО Т. Лири.
Экспериментальная группа включает 45 студентов, исследование проводилось в два этапа.
Первый этап - сбор данных исследования, второй этап - обработка и интерпретация результатов.
На основании полученных результатов нами выявлены восемь статистически достоверных коэффициентов корреляции по Спирмену.
Статистическая достоверность определялась путем сравнения полученных коэффициентов корреляции с критическим коэффициентом (при п = 45, гкр = 0,30).
При этом обнаружена тесная взаимосвязь между уровнем враждебности по Бассу-Дарки и уровнями по Т. Лири: I, II и III, соответственно: авторитарный, эгоистичный и агрессивный. Наряду с этим положительная корреляция (статистически достоверная) обнаружена между факторами доминирования (Т. Лири) и враждебностью (Басс-Дарки) (г = +0,53 при р < 0,05). Соответственно получены коэффициенты корреляции между факторами: «авторитарность» - «враждебность» (г = +0,44 при р < 0,05); «эгоистичность» - «враждебность» (г = +0,36 при р < 0,05); «агрессивность» (Т. Лири) -«враждебность» (г = +0,56 при р < 0,05). Обратная корреляционная связь обнаружена между факторами: «зависимость» - «враждебность» (г = -0,41 при р < 0,05); «уступчивость» - «враждебность» (г = -0,39 при р < 0,05); «отзывчивость» - «враждебность» (г = -0,42 при р < 0,05). Наконец, связь между интегральным фактором по Т. Лири «дружелюбие» имеет обратный коррелят с «враждебность» по Басу-Дарки (г = -0,38 при р < 0,05).
Все полученные корреляционные плеяды статистически достоверны, так как критический коэффициент ниже численных значений выше приведенных коэффициентов (гкр = 0,30).
Студенты, показавшие высокий уровень агрессивности, враждебности и авторитарности, имеют высокие баллы по опроснику приспособленности (Х. Белл) в шкале «Семейные отношения». Это указывает на наличие проблем в семье: нарушение личных контактов с родителями и другими членами семьи, необоснованные ограничения и требование дисциплины без родительской любви, авторитарность родителей и т. д.
Таким образом, все разнообразие агрессивного поведения можно свести к четырем уровням: низший уровень
- генерализованной агрессии - и высший уровень - творческая агрессия. Промежуточные уровни - уровни ситуативной и адаптивной агрессии.
Уровни агрессивности в рамках интегрального подхода представляются на основе критериальных характеристик, реализуемых в социальном поведении. В качестве таковых выступает сознание и социальное поведение. К интегральным характеристикам агрессивности личности следует отнести также враждебность, эгоистичность, авторитарность (властность, доминирование).
На первом уровне агрессивности отмечается осознание себя как «центральной» части мира, данная личность вступает в отношения с окружающими с позиции силы, принцип: кто сильнее, тот и прав.
На высшем уровне агрессивности - проявляется подлинно сознательно - существо распространяет свое «Я» на весь мир, неся ответственность за происходящее. Промежуточные уровни агрессивности отмечены ориентацией на установки значимого окружения.
Функции, которые выполняет агрессия, - это уровни ее проявления. На уровне генерализованной агрессии -функция самообороны, когда лучший способ защиты -нападение. Они основаны на достижении чувства безопасности. В других уровнях агрессии - она выполняет функцию адаптации и самореализации.
Таким образом, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь её отсутствие приведет к конформности и подчинению, к неспособности преодолевать препятствия на пути к достижению целей, а чрезмерное присутствие отразится на конфликтности личности, враждебности и неспособности на сознательную кооперацию с другими.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980.
2. Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н., Белых Т. В. Дифференциальная психология. СПб.: Речь, 2004. 168 с.
3. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессия в обыденной жизни. М.: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия), 2014. 494 с.
4. Корытченкова Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 197 с.
5. Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Александрова Л. А. Юридическая психология. М.: Флинта: МПСИ, 2008. 392 с.
6. Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Матюшенко Л. М. Типы отношений и психологические защиты // Вестник Кемеровского государственного университета, 2014. № 2(58). Т. 2. С. 162 - 168.
7. Трифонов А. Л. Психология агрессивности. М.: Лаборатория книги, 2012. 151 с.
8. Юревич А. В. Психология социальных явлений. М.: Институт психологии РАН, 2014. 352 с.
INTEGRAL CHARACTERISTICS OF PERSONAL AGGRESSIVENESS Nadezhda I. Korytchenkova1' Olga A. Akhverdova2' @, Svetlana S. Smagina1' @
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya street, Kemerovo, Russia, 650000
2 Stavropol State University, 310, Mira street, Stavropol, Russia, 355017
@1 psychology@kemsu. ru @2 axverdova61 @mail.ru @3 [email protected]
Received 21.04.2016. Accepted 20.06.2016.
Keywords: aggression, family relationships, model of aggression, generalized aggression, creative aggression.
Abstract: The article describes the main determinants of aggressiveness of personality. It introduces a four-level model of aggressiveness of personality depending on the type of behavioral regulation and ways of information processing: generalized aggression; selective, local aggression; adaptive and creative aggression. Selected stages of aggression: accumulation of negative emotions; stress or strain; discharge of emotional stress. Levels and stages of aggressive behavior differ in the degree of manifestation of aggressiveness. The article features a number of close correlations between aggressiveness and the factors obtained by specific diagnostic techniques.
For citation: Korytchenkova N. I., Akhverdova O. A., Smagina S. S. Integral'nye kharakteristiki agressivnosti lichnosti [Integral characteristics of personal aggressiveness]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2016; (4): 152 - 156. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2016-4-152-156.
References
1. Anan'ev B. G. Izbrannyepsikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, 1980.
2. Akhverdova O. A., Voloskova N. N., Belykh T. V. Differentsial'naia psikhologiia [Differential psychology]. Saint-Petersburg: Speech, 2004, 168.
3. Enikolopov S. N., Kuznetsova Iu. M., Chudova N. V. Agressiia v obydennoi zhizni [Aggression in everyday life]. Moscow: ROSSPEN (Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia), 2014, 494.
4. Korytchenkova N. I. Vliianie stilei semeinykh otnoshenii na agressivnost' lichnosti rebenka. Diss. kand. psikhol. nauk [The Influence of styles of family relations on aggression of the child's personality. Cand. psychol. Sci. Diss.]. Novosibirsk, 2000, 197.
5. Mikhailova V. P., Korytchenkova N. I., Aleksandrova L. A. Iuridicheskaiapsikhologiia [Legal psychology]. Moscow: Flinta: MPSI, 2008, 392.
6. Mikhailova V. P., Korytchenkova N. I., Matiushenko L. M. Tipy otnoshenii i psikhologicheskie zashchity [Types of relationships and psychological protection]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2, no. 2 (2014): 162 - 168.
7. Trifonov A. L. Psikhologiia agressivnosti [The Psychology of aggression]. Moscow: Laboratoriia knigi, 2012, 151.
8. Iurevich A. V. Psikhologiia sotsial'nykh iavlenii [Century Psychology of social phenomena]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2014, 352.