ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
31
DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-2-31-39 УДК 314.1(045) JEL H56, J11, J13, R23
Влияние демографической политики на обеспечение экономической безопасности России
В. Н. Миронова
Финансовый университет, Москва, Россия http:/orcid.org/ 0000-0003-4054-2739
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования — демографические процессы, отражающиеся в динамике численности населения, показателях рождаемости, смертности, состоянии миграции в целях компенсации естественной убыли населения. Цели работы — установление основных угроз экономической безопасности государства вследствие несвоевременного решения демографических проблем и предложение мер, направленных на преодоление негативных трендов. Исследование проводилось на основании рассмотрения демографических процессов в России и ряде других стран, что позволило убедиться в том, что наша страна в целом находится в русле изменений, проходящих в развитых экономиках. Однако существуют определенные отклонения по ряду показателей, что свидетельствует о демографическом кризисе, который не преодолен и, скорее всего, будет усугубляться. Исследование позволило установить, что демографическая ситуация в России обострялась, постепенно перемежаясь с короткими периодами улучшения демографических показателей. Определено, что государственная демографическая политика является важнейшим механизмом, с помощью которого представляется возможным преодолеть демографический кризис при соблюдении прочих условий. В развитие этого положения рассмотрена Концепция демографической политики согласно майскому 2018 г. указу Президента Российской Федерации. Отмечено, что на основе политических решений разрабатываются инструменты, способные смягчить наметившиеся угрозы национальной экономической безопасности. Сделаны выводы о том, что многочисленные меры, периодически принимаемые государством, значительные финансовые вливания для поддержки рождаемости и преодоления высокого уровня смертности необходимы и важны. Этот вывод дополняется мнением о том, что современные демографические проблемы невозможно решить только посредством финансовой поддержки недостаточно обеспеченных в материальном плане семей и требуется продуманный системный подход. Фрагментарные меры по улучшению демографической ситуации в стране могут дать некоторый временный позитивный эффект, но не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Ключевые слова: экономическая безопасность; угрозы; демографическая политика; демографический кризис; рост населения; уровень рождаемости; уровень смертности; миграция; уровень жизни
Для цитирования: Миронова В. Н. Влияние демографической политики на обеспечение экономической безопасности России. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(2):31-39. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-2-31-39
The Impact of the Demographic Policy on the Economic Security of Russia
V. N. Mironova
Financial University, Moscow, Russia http:/orcid.org/ 0000-0003-4054-2739
ABSTRACT
The subject of the research is demographic processes reflected in the population dynamics and fertility and mortality indices as well as the state of migration that might compensate for the natural population decline. The purposes of the research were to reveal the main threats to the economic security of the country due to ill-timed resolution of demographic problems and propose measures to overcome the negative trends.
(CC) ]
The research was based on studying the demographic processes in Russia and a number of other countries to make sure the country is in the mainstream of the changes taking place in developed economies. However, there are certain deviations in a number of indices demonstrating a demographic crisis that has not been overcome and tends to aggravate. The research makes it clear that the demographic situation in Russia has been gradually deteriorating alternating with short periods of improvement of demographic indicators. It has been established that the state demographic policy is the most important mechanism to combat the demographic crisis, providing other relevant conditions are observed. In furtherance of the above-mentioned, the Concept of the Demographic Policy developed under the Presidential Decree of May 2018 was examined. It is noted that based on political decisions, tools are being developed to mitigate the emerging threats to the national economic security.
It is concluded that the importance of numerous measures taken periodically by the government including substantial financial injections to support fertility and overcome high mortality rates cannot be overestimated. Along with that, current demographic problems cannot be solved only by financial support of low-income families, hence a well-thought-out system approach is required. Fragmentary measures to improve the demographic situation in the country can yield a temporary positive effect but are unable to change the situation totally.
Keywords: economic security; threats; demographic policy; demographic crisis; population growth; fertility rate; mortality rate; migration; living standard
For citation: Mironova V. N. The impact of demographic policy on the economic security of Russia. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(2):31-39. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-2-31-39
ВВЕДЕНИЕ
Теоретически обосновано и практически подтверждено, что процесс воспроизводства населения в глобальном масштабе проходит четыре этапа. Для первого этапа демографического развития характерны одинаково высокие коэффициенты рождаемости и смертности и, как следствие, незначительный рост численности населения, очень низкая средняя продолжительность жизни. Второй этап характеризуется снижением коэффициента смертности при сохраняющемся высоком коэффициенте рождаемости. Феномен стремительно увеличивающихся темпов роста численности населения получил образное название «демографический взрыв». На третьем этапе коэффициент смертности стабилизируется на низком уровне, но несколько снижается коэффициент рождаемости: рост населения замедляется (например, в США и Франции). На четвертом этапе снижаются и стабилизируются как смертность, так и рождаемость, заметно увеличивается средняя продолжительность жизни людей.
В рамках отдельной страны демографические перемены традиционно связывают с социальными и экономическими условиями жизни населения, на основе изучения которых даются рекомендации по проведению той или иной демографической политики государства. Для развитых стран характерны падение уровня рождаемости, снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни и рост стареющего населения. Невозможность обеспечения должного воспроизводства населения
обусловливает необходимость замещения экономически активной его части и в ближайшей перспективе отразится на показателях социально-экономического развития.
В это же время продолжается рост и омоложение населения в других частях света (в Сомали медианный возраст составляет около 16 лет, Нигерии — 17 лет, Сирии — 20 лет), что вряд ли можно объяснить эффективной государственной экономической и социальной политикой и улучшением качества жизни людей.
Разная демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах не имеет, как представлялось раньше, детерминированного линейного характера и не объясняется исключительно простыми причинно-следственными связями.
Динамику темпов роста населения все чаще обосновывают сменой ценностных ориентиров, появлением новых и более сложных представлений о потребностях. Стремление к высокому уровню жизненных стандартов не всегда возможно реализовать, и разрыв между притязаниями и возможностями увеличивается, что особенно характерно для современной молодежи вне зависимости от места ее постоянного проживания.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В российской научной литературе имеются больше 20 трактовок понятия «экономическая безопасность». Наиболее часто приводится определение академика Л. И. Абалкина, сделавшего акцент
на «совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию, реализацию национальных интересов, противостояние внутренним и внешним угрозам» [1].
Академик В. К. Сенчагов отмечал, что экономическая безопасность — «это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов, развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» [2].
В одной из недавних публикаций С. Ю. Глазьев высказал мнение о том, что условием выживания России является создание современной системы управления, без которой безопасность национальной экономики не может быть гарантирована [3].
В западных исследованиях также отсутствует единый подход к определению понятия «экономическая безопасность». Разброс мнений варьируется от отрицания правомерности существования этого понятия до проблематичности его определения в силу разных подходов к анализу явлений и значительного влияния конъюнктурных факторов [4].
Подробный анализ содержания экономической безопасности не является предметом рассмотрения данной статьи. Для подтверждения многообразия оценок данного понятия целесообразно суммировать трактовки данного понятия, которые наиболее часто используются. Исследователи, отмечая разные и важные аспекты функционирования национальной экономики, сводят их к сущности определения экономической безопасности. Выделяются в качестве обоснования экономической безопасности суверенитет государства; обеспечение национальных интересов; защищенность от внутренних и внешних угроз; экономическая независимость; устойчивость национальной экономики и ее социально-экономическое развитие; институциональные аспекты, понимаемые как способность государственных институтов защитить экономику; фактор конкурентоспособности национальной экономики; взаимосвязь и взаимообусловленность микро-, мезо- и макроуровня экономики с учетом их особенностей с точки зрения восприятия экономической безопасности субъектами хозяйственной деятельности.
Таким образом, экономическая безопасность трактуется многосторонне, и внимание ученых акцентируется на исследовании понятий, которые находятся в разной плоскости анализа и не всегда взаимообусловлены, что служит «свидетельством сложности и динамичности исследуемого феномена в пространственно-временном, структурно-уров-невом и функциональном аспектах» [5].
Множество разноплановых и разноуровневых характеристик создает в целом положительное восприятие понятия «экономическая безопасность», но при этом отсутствует его внятная общепринятая дефиниция. Трактовки понятия «экономическая безопасность» отражают скорее некие целевые ориентиры и установки, достижение и поддержание которых создает предпосылки и условия для безопасного функционирования экономики, чем раскрывают сущность самого определения.
Прежде всего следует отметить, что экономическая безопасность является абстрактной экономической категорией, которая выражает существенные свойства, связанные с действием законов, на основе которых устанавливаются отношения между различными членами общества, группами, социальными слоями, субъектами хозяйственной деятельности, предметами и явлениями действительности. Реализация этой категории предполагает прохождение определенной дистанции, включающей ряд промежуточных этапов.
В то же время экономическая безопасность представляет собой единое целевое понятие, состоящее из многочисленных, соответствующих образом структурированных элементов, связей, институциональных факторов. Это не статичное образование, находящееся в вакуумной среде, а динамичная, эволюционирующая система под влиянием комплекса условий и обстоятельств.
Коль скоро речь идет именно об экономической безопасности, представляется, что она основывается на процессе расширенного воспроизводства, который развивается согласно законами производства, распределения, обмена и потребления. Система воспроизводства на уровне национальной экономики постоянно совершенствуется, охватывая и вовлекая новые составляющие, усиливая их взаимодействие и взаимодополняемость. Внутренние и внешние факторы, события могут генерировать угрозы, препятствующие экономическому росту и развитию.
Процесс расширенного воспроизводства материальных благ осуществляется на основе эффективного распределения и использования производственных, финансово-хозяйственных, научно-технологических, природных, информационных, человеческих ресурсов и институциональных и прочих факторов. При этом производство и распределение являются основными условиями поступательного развития, в котором человеческий потенциал играет решающую роль, как бы ни были совершенны средства производства. В результате человеческий капитал, сопряженный с социальной политикой, превратился в важнейший производственный фактор, определяющий уровень и качество развития экономики.
Примером тому является Япония, которая входит в пятерку стран по внедрению промышленных роботов. Одобрен пятый базовый научно-технический план развития Японии (The Fifth Science and Technology Basic Plan). Одним из ключевых положений этого плана является необходимость развития человеческого капитала как самого важного стратегического ресурса и создания сверхинтеллектуального общества (Super Smart Society 5.0)1.
РЕШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИИ
Демографическая ситуации в России обсуждается сегодня на разных политических и экспертных уровнях. Ученые приходят к выводу, что показатели рождаемости, смертности, миграционные потоки, которые влияют на динамику роста населения, его трудоспособность, приобрели отрицательные тренды.
Население России увеличивается или уменьшается неодинаково в разные периоды времени. Уменьшение количества населения происходит практически постоянно начиная с 1992 г., слабо перемежаясь с некоторыми позитивными изменениями. В период 1995-2015 гг. численность населения сократилась на 5 млн человек, а в 2000 г. его убыль составила 1 млн человек, что стало поистине катастрофическим событием2.
1 Report on The 5th Science and Technology Basic Plan Council for Science, Technology and Innovation Cabinet Office, Government of Japan December 18, 2015. URL: https://www8. cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf (дата обращения: 13.01.2019).
2 Сайт Правительства РФ. URL: http://www.government.ru/ info/271581 (дата обращения: 15.01.2019).
Согласно данным ООН с 1992 г. потери населения еще более значимы и составили 12 млн человек, компенсируя 3,5 млн человек за счет притока мигрантов3.
Однако в 2013-2015 гг. наблюдался небольшой естественный прирост с последующим снижением роста населения, который в 2016 г. составил 2,3%. В 2017 г. россиян стало меньше на 134,4 тыс. человек4.
Одним из основных показателей демографической ситуации является суммарный коэффициент рождаемости (далее — СКР). По данным Росстата СКР упал на 8% в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом и сейчас составляет 1,62 ребенка на одну женщину. Это означает, что 100 матерей рожают в среднем 162 ребенка. Для воспроизводства населения СКР должен быть не меньше 2,1. Это означает, что одна женщина должна рожать больше двух детей, чтобы не вызывать снижения численности населения страны.
В соответствии с информацией Росстата в 2017 г. родилось на 203 тыс. меньше младенцев, чем годом ранее, и этот тренд характерен для всех регионов страны, за исключением Чечни. Количество родившихся детей в январе-мае 2018 г. сократилось на 28,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.5
Низкий уровень рождаемости сочетается с достаточно высокой смертностью населения, которая рассматривается как главный демографический и гуманитарный вызов. Согласно данным Росстата естественная убыль за январь-май 2018 г. составила 147,2 тыс. человек, что свидетельствует об ухудшении ситуации по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. (111, 8 тыс.).
Эксперты Всемирного банка в ходе всестороннего анализа ситуации пришли к выводу, что падение роста населения характерно как для богатых регионов России, так и бедных [6].
Продолжительность жизни у мужчин на 13 лет, а у женщин на 7 лет меньше относительно показателей европейских стран. По уровню смертности Россия отстает от развитых стран на 27%,
3 Demographic policy in Russia: from reflection to action. URL: http://www.unrussia.ru/en/un-in-russia/new (дата обращения: 17.01.2019).
4 Обзор мирового населения. URL: http://www. worldpopulationreview.com/countries/russ (дата обращения: 13.01.2019).
5 Сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 21.01.2019).
а по показателю ожидаемой продолжительности жизни — в среднем на 7-10 лет6. Согласно данным Международной организации здравоохранения Россия занимает в международном рейтинге 125-е место по смертности мужчин и 85-е место по смертности женщин [7].
В соответствии с демографическим прогнозом Росстата естественная убыль населения будет нарастать и с 2025 г. будет превышать ежегодно 400 тыс. человек7.
Данная негативная ситуация усугубляется тем, что не удается обеспечить расширенное воспроизводство населения, как это еще недавно было возможным в отдельные периоды времени, когда миграционный прирост компенсировал более половины естественной убыли населения России [8].
Сегодня миграция, вызванная переездом на постоянное место жительства в Россию, все в меньшей степени восполняет естественную убыль населения. Количество приезжающих мигрантов снижается. В 2017 г. в Россию прибыли 212 тыс. мигрантов против 262 тыс. в 2016 г. и 246 тыс. в 2015 г.8.
За первые три квартала 2018 г. миграционный прирост населения России снизился по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 66,3 тыс. человек, или на 42,5%. Это произошло в результате небольшого снижения числа прибывших в Россию мигрантов и существенного на 22% роста числа выбывших. Число выбытий из России во II и III кварталах 2018 г. было самым значительным за все текущее десятилетие9.
Сокращается количество мигрантов из Украины и стран Центральной Азии. Для формирования положительного эффекта прироста населения количество мигрантов, проживающих в России, должно вырасти почти в три раза [9].
Таким образом, демографическое положение России характеризуется следующими опасными для национальной экономики вызовами, которые уже переросли в угрозы экономической безопасности:
6 Сайт Правительства РФ. URL: http://www.government.ru/ info/271581 (дата обращения: 17.01.2019).
7 Сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/29/01/2018/5a6ef 6f59a7947507175ce75 (дата обращения: 25.01.2019).
8 Сайт «Экономика». URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/97987 (дата обращения: 21.01.2019).
9 Миграционный прирост в РФ — самые низкие показатели за постсоветский период 03.01.2019. URL: https://www.finam. ru/analysis/forecasts/migracionnyiy-prirost-v-rf-samye-nizkie-pokazateli-za-postsovetskiiy-period-20190103-152152/ (дата обращения: 27.01.2019).
1) устойчивое сокращение численности населения. На протяжении нескольких десятилетий уровень рождаемости в России не может обеспечить простое воспроизводство населения;
2) уровень смертности превышает рождаемость;
3) сохранение текущих репродукционных трендов (низкая рождаемость и высокая смертность) приведет к значительному падению количества населения. По итогам 2017 г. абсолютная рождаемость в России стала наименьшей за десять лет. Страна вошла в фазу убыли населения, которая достигла 134 тыс., став наихудшей с 2012 г.;
4) депопуляция сопровождается процессом старения населения, что ведет к сокращению работоспособного населения почти на 1 млн человек ежегодно. Эта приводит к ограничению роста производительности труда, снижению уровня инновационной активности, замедлению темпов распространения технологий, повышению возраста выхода на пенсию.
Сложно назвать сферу жизнедеятельности общества, которая находилась бы вне влияния демографии. Экономический рост, инвестиции, потребление, рынок рабочей силы, налоги, система здравоохранения и образования, место и роль страны в мировой экономике, ее конкурентоспособность зависят от состояния демографии и условий формирования и качества трудовых ресурсов.
Согласно расчетам Всемирного банка старение населения затормозит потенциал роста экономики России на ближайшие 15 лет до 1,3%. Политика повышения занятости молодых и пожилых людей способна увеличить этот потенциал в 1,5 раза — до 1,9%. Реформы по решению демографических проблем повлияют на долгосрочный рост ВВП больше, чем рост цены нефти до 120 долл./барр. [10].
Международные организации делают прогнозы относительно численности населения России на ближайшую перспективу. В целом они негативны. Так, по расчетам одного из крупнейших в мире образовательных центров население России уменьшится до 111 млн человек к 2050 г., что означает потерю более 30 млн человек [11].
Пожалуй, ни одна страна в мире не переживала за последние десятилетия таких глубоких потрясений, как Россия. Вторая мировая война сопровождалась колоссальными людскими потерями, которые по цепочке демографических изменений распространились и на последующие годы. Распад СССР в 1990-е гг. привел к появлению «демографической ямы» как
следствие падения уровня жизни, моральных и психологических шоков. Финансово-экономический кризис 1998 г., влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., санкционная политика западных стран с 2014 г. и ее последствия ухудшили социально-экономическое положение страны.
Однако эти события, как бы они ни были значимы, не являются единственной причиной усугубления демографического положения России. Воздействие внешних факторов, на которые достаточно сложно влиять, усиливается в условиях проведения слабой экономической политики.
Не так давно меры демографической политики рассматривались исключительно через призму обременения государства ростом социальных расходов. Сегодня кризисная ситуация вынудила пересмотреть роль демографии и оценить ее как один из элементов сложной системы устойчивого развития экономики и показатель политической зрелости государства.
Государственные органы власти, социальные институты призваны осуществлять регулирование процесса естественного воспроизводства населения, его численности, рождаемости, смертности, внутренней и внешней миграции, контролировать изменения структуры и качественных показателей населения.
В настоящее время проводится политика, направленная на решение демографических проблем, основные положения которой сформулированы в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351. В ней обозначены основные цели демографической политики до 2025 г., которые включают обеспечение стабильной численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн человек; создание условий для роста населения к 2025 г. до 145 млн человек; улучшение качества и продолжительности жизни людей.
Концепция демографической политики России сформирована исходя из следующих принципов:
• комплексность, рассчитанная на охват всех направлений демографического развития (рождаемость, смертность и миграция) с учетом их взаимосвязи;
• оперативное реагирование на демографические тенденции;
• учет региональных нюансов и разграниченный подход к разработке и реализации необходимых региональных демографических программ;
• согласование органами государственной власти, институтами гражданского общества;
• координированные действия законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В соответствии с вышеуказанной Концепцией реализация демографической политики осуществляется в три этапа: первый — 2007-2010 гг., второй — 2011-2015 гг. и третий — 2016-2025 гг.
Второй этап демографической политики был нацелен на стабилизацию численности населения на уровне 142-143 млн человек, увеличение продолжительности жизни до 70 лет, повышение в 1,3 раза по сравнению с 2006 г. суммарного коэффициента рождаемости и на треть (примерно на 33,3%) снижение уровня смертности населения.
Эти показатели в целом достигнуты и свидетельствуют о положительном тренде. Некоторые успехи в системе здравоохранения, реализация программы по стимулирования рождения в семьях второго и последующего ребенка повлияли на демографические показатели.
План по воплощению концепции в реальность на 2016-2020 гг. включает проведение 50 мероприятий, направленных на снижение смертности путем повышения качества и доступности медицинской помощи, пропаганды здорового образа жизни, повышения безопасности на производствах, предоставления льгот и выгодных условий семьям с детьми, развития дошкольного образования и т.д.
Вместе с тем демографическая ситуация, сложившаяся в регионах России, весьма неоднозначна.
Серьезную угрозу экономической безопасности представляет отток населения из некоторых приграничных районов и прежде всего дальневосточных на территорию внутренних субъектов России [12].
По мнению экспертов, геополитические риски, связанные с оттоком населения из регионов Дальнего Востока и высоким уровнем смертности в этом регионе по сравнению с общероссийскими показателями, не могут быть устранены даже при достижении целевых показателей, предусмотренных в вышеуказанной Концепции. Поэтому потребовалась разработка специальной Концепции демографической политики для Дальнего Востока до 2030 г.
Национальные проекты имеют статус федеральных программ. На их основе регионы разработают
собственные программы, учитывая целевые показатели. Особое внимание в рамках намечаемых проектов предполагается уделять показателю смертности населения и соответственно показателю продолжительности жизни.
На заседании Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей в ноябре 2017 г. В. В. Путин выделил шесть основных мер в качестве «перезагрузки» демографической политики10.
Прежде всего предусматривается:
• предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребенка и до полутора лет, исчисляемой из размера прожиточного минимума ребенка в субъекте Российской Федерации. В среднем она составит в 2019 г. 10 836 руб.;
• продление программы материнского капитала до 31 декабря 2021 г.;
• расширение числа регионов, которые получат софинансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребенка. Эти пособия уже выплачиваются с 2013 г. и право на них имеют дети до трех лет;
• решение жилищного вопроса посредством запуска специальной программы ипотечного кредитования. Покупая жилье или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, семьи могут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых.
• ликвидация очередей в ясли для детей от двух месяцев до трех лет;
• повышение качества медицинского обслуживания и расширение его доступа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительство РФ должно обеспечить достижение целей, связанных с демографической тематикой11:
а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 г. — до 80 лет);
10 Сайт Президента Российской Федерации. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/56228 (дата обращения: 27.01.2019).
11 Сайт Президента Российской Федерации. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/56228 (дата обращения: 27.01.2019).
в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также увеличение уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно.
Правительство РФ также наметило четыре национальных проекта осуществления разных программ, на которые, по предварительным расчетам, планируется выделить 6,6 трлн руб. Наибольшую часть этой суммы в 3,8 трлн руб. предложено использовать на решение демографических проблем.
Если рассуждать об эффективности предлагаемых мер государственной политики, то, по мнению некоторых исследователей, наиболее полезными и важными являются жилищные субсидии на льготных условиях и материнский капитал [13].
Принимаемые меры сами по себе обоснованы и необходимы. Однако некоторые из них, по нашему мнению, вызывают сомнения. Например, одним из критериев помощи является ее адресность, которая учитывает только низкие доходы семьи. Поддержка семей по такому принципу распространяется на малообеспеченные слои населения и вряд ли принесет положительный эффект в целом. Еще один ребенок увеличивает риск для семьи оказаться в бедности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исправление демографической ситуации связано с решением многих комплексных проблем и является сложной задачей. Государственная политика по стимулированию рождаемости посредством инвестирования в создание приемлемых материальных условий воспитания детей должна учитывать другие процессы в обществе.
Рост демографических проблем обусловлен политической ситуацией, социально-экономическим положением, экологическими и климатическими условиями жизни, которые пока не улучшаются [14].
Значительное влияние на демографическую ситуацию в стране оказывают изменения в общественном сознании людей, связанные с менталитетом, культурой, психологией, системой передачи знаний, поведенческими приоритетами различных социальных групп населения. В России, так же как во многих других странах, демографический спад вызван моральным кризисом в современном обществе, уменьшением значения духовных и нравственных ценностей в пользу созда-
ния комфорта, свободного времяпровождения. Люди стали по-новому планировать свою жизнь, в которой все меньшее место занимают дети.
Нельзя не согласиться с тем, что эффективность демографической политики предполагает укрепление института семьи по всем направлениям жизнедеятельности [15].
Периодически озвучиваются разные подходы и предложения к улучшению сложившегося положения. Одной из возможностей может быть введение принципа социального нормирования, который предполагает обеспечение детей в нуждающихся семьях продовольствием, одеждой, медициной, образованием.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросы экономики. 1994;(12):4-13.
2. Сенчагов В. К. Новые угрозы экономической безопасности и защита национальных интересов России. Проблемы теории и практики управления. 2013;(10):8-18.
3. Глазьев С. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают. М.: Книжный мир; 2016:417423.
4. Andruseac G. Economic security-new approaches in the context of globalization. CES Working Papers. 2014;7(2):332-340.
5. Игонина Л. Л. Экономическая безопасность России в системе макроэкономических инвестиционных критериев. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013;9(2):49-57.
6. Matytsia M. L. From demographic dividend to demographic burden? Regional trends of the population ageing in Russia Policy. Research working papers. 2015;23(1). URL: http://www.worldbank.org (дата обращения: 13.01.2019).
7. Russia life expectancy health profile: Russia. World health Organization, World Health Ranking. 2016. URL: http://www.worldlifeexpectancy.com (дата обращения: 15.01.2019).
8. Бугольцева А. В., Швек Л. Р. Современное состояние и дальнейшее прогнозирование демографической ситуации в России. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016;(2):415.
9. Aleksachenko S. The Russia economy in 2050: heading for labour based stagnation. 2015. URL: http://www. brookings.edu (дата обращения: 15.01.2019).
10. Кувшинова О. Старение населения снижает рост экономик и уровня жизни. URL: https://www. vedomosti.ru/archive/2016/10/23 (дата обращения: 23.01.2019).
11. Rosenberg M. Population decline in Russia 2019. URL: http://www.thoughtco.com (дата обращения: 21.01.2019).
12. Харламов С., Неспелов П. Основы демографической политики Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2012;(8):29-32.
13. Курдова М. А. Современная демографическая политика в России и пути ее решения. Экономика и бизнес: теория и практика. 2018;(2):51-55.
14. Сергушенко Р. Демографические проблемы в контексте национальной безопасности России. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015;(2):268.
15. Кунилова Е., Тен Е., Савинова А. Вопросы демографической политики России и пути их решения. Международный научный журнал Инновационная наука. 2015;(6):100-102.
REFERENCES
1. Abalkin L. Economic security of Russia: threats and their reflection. Voprosy Ekonomiki. 1994;(12):4-13. (In Russ.).
2. Senchagov V. New threats to economic security and the protection of national interest of Russia. Problemi teorii I praktiki upravleniya = The problems of theory and practice of governance 2013;(10):8-18. (In Russ.).
3. Glaziev S. The last war. The United States begin and loose. Moscow: Knijni mir; 2016:417-423. (In Russ.).
4. Andruseac G. Economic security-new approaches in the context of globalization. CES Working Papers. 2014;7(2):332-340.
5. Igonina L. Economic security of Russia in the system of macroeconomic investment criteria. Nazionzlnie interesi: prioriteti i bezopasnost. = National Interest: priority and security. 2013;9(2):49-57. (In Russ.).
6. Matytsia M. L. From demographic dividend to demographic burden? Regional trends of the population ageing in russia policy. Research working papers. 2015;23(1). URL: http://www.worldbank.org (accessed 13.01.2019).
7. Russia life expectancy health profile: Russia. world health organization, world health ranking. 2016. URL: http://www.worldlifeexpectancy.com (accessed 15.01.2019).
8. Bugoltzeva A., Schvek L. Modern condition and future forecast of demographic situation in Russia. Elektroni vestnik of Rostov Sozialno economicheski institut = Electronic publication of Rostov social and economic institute 2016;(2):415 (accessed 17.01.2019). (In Russ.).
9. Aleksachenko S. The Russia economy in 2050: heading for labour based stagnation. 2015. URL: http://www. brookings.edu (accessed 15.01.2019).
10. Kuvshinova О. Ageing population decreases economic growth and the level of wellbeing. URL: https://www. vedomosti.ru/archive/2016/10/23) (accessed 23.01.2019). (In Russ.).
11. Rosenberg M. Population decline in Russia. 2019. URL: http://www.thoughtco.com (accessed 21.01.2019).
12. Kharlamov S., Nespelov P. The basis of demographic policy of the Russian Federation. Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossia = Publication of Moscow University of MIA. 2012;(8):29-32.). URL: http://www. cyberleninca (accessed 25.01.2019). (In Russ.).
13. Kurdova M. Modern demographic policy in Russia and the ways of its realization. Economica Ibiznes: teoria Ipractica = Economy and business.2018;(2):51-55. URL: http://www.cyberleninca (accessed 25.01.2019). (In Russ.).
14. Sergushenko R. Demographic problems in the context of national security of Russia. Gosudarstvenoe i munizipalnoe governance = State and municipal governance 2015;(2):268. URL: http://www.cyberleninca (accessed 27.01.2019). (In Russ.).
15. Kunilova Е. Ten Е. Savinova А. Issues of demographic policy in Russia and its realization. Mejdunarodni nauchni jurnal Inovazionaya nauka = International scientific journal Innovative science. 2015;(6):100-102. URL: http://www.cyberleninca (accessed 29.01.2019). (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Валентина Николаевна Миронова — кандидат экономических наук, доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Mironova Valentina N. — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., the World Economy and World Finance Department,
Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила 20.01.2019; принята к публикации 25.03.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 20.01.2019; accepted for publication 25.03.2019. The author read and approved the final version of the manuscript.