УДК 314.1:378 ББК 60.7+74.58 Г-96
Гусейн-Заде Рена Гаджиага кызы, аспирант кафедры философии, социологии и политологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «МИРЭА - Российский технологический университет», г . Москва, e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ (рецензирована)
Предметом исследования является влияние экономических и демографических факторов на систему высшего образования в России. Объектом исследования выступает система образования как фактор экономического роста в условиях сложной демографической ситуации в России. Цель исследования - анализ влияния демографических факторов на развитие системы высшего образования в России.
Вторичный анализ данных показал, что увеличение приема в вузы в сложной демографической ситуации и переизбытке предложений от организаций высшего образования привело к ухудшению качества образования. Показано, что сокращение числа вузов и студентов из-за демографического спада может не привести к заметному улучшению качества выпускников, кроме этого, для повышения качества образования необходимо повысить эффективность образовательного процесса путем внедрения новых образовательных технологий.
Ключевые слова: демография, старение населения, инновационная экономика, неэффективные вузы, система высшего образования, качество образования.
Ghuseyn-Zade Rena Gadzhiaga kyzy, a post-graduate student of the Department of Philosophy, Sociology and Political Science of FSBEI HE "MIREA - Russian Technological University", Moscow, email: [email protected]
INFLUENCE OF DEMOGRAPHIC FACTORS ON HIGHER EDUCATION
IN RUSSIA
(reviewed)
The subject of the study is the influence of economic and demographic factors on the system of higher education in Russia.
The object of the study is the education system as a factor of economic growth in the conditions of a complex demographic situation in Russia. The purpose of the study is to analyze the impact of demographic factors on the development of higher education in Russia.
A secondary analysis of the data has shown that an increase in admission to universities in a complex demographic situation and an overabundance ofproposals from higher education institutions led to a deterioration in the quality of education. It is shown that the reduction in the number of universities and students due to the demographic decline may not lead to a noticeable improvement in the quality of graduates, in addition, to improve the quality of education, it is necessary to increase the effectiveness of educational process by introducing new educational technologies.
Key words: demography, population aging, innovative economy, inefficientuniversities, higher education system, quality of education.
Теперь уже практически никто не сомневается в серьезных социальных и экономических последствиях старения общества. Одна из основных демографических проблем России заключается не в снижении численности населения, а, в основном, в возрастном дисбалансе [1]. Все последнее
десятилетие численность трудоспособного населения ежегодно сокращается примерно на один миллион человек.
Влияние кардинальных демографических изменений (уменьшение численности трудоспособного населения и возрастной дисбаланс) предлагается компенсировать более активным внедрением инноваций. Страны ЕС в июне 2010 года приняли Европейскую стратегию 2020, согласно которой необходимо стремиться к «умному росту» («smart grows»). Для этого нужно повысить уровень образования населения, то есть увеличить инвестиции во всевозможные программы обучения и повышения квалификации работников. Планируется, в частности, что к 2020 году доля, получивших высшее образование среди 30 - 34-летних (5-8 уровни), достигнет 40% от общего числа [2]. По данным Статистической службы Европейского Союза (Евростата) доля этой группы населения, которая больше всего представляет интерес для экономики, основанной на высоких технологиях, устойчиво повышается. Если в 2002 году она составляла 23,6 %, то в 2015 уже 38,7 % [3].
Проведём сравнительный анализ ситуации в странах ЕС и России.
Согласно данным микропереписи населения России, уже в 2015 г. 40,1 % молодежи в возрасте 30-34 имели высшее образование и 3,1% неполное высшее профессиональное [4].
С другой стороны, на тот же 2015 год, уровень занятости молодёжи в России составляет около 33%, в то время как в странах-лидерах он приближается к 60% (а в ряде стран даже выше) [5]. Различные социологические исследования показывают, что в России дело не столько в дефиците работников, сколько в том, что уровень знаний и квалификации попросту не соответствуют нуждам и требованиям современного рынка. Так, согласно данным опроса, проведенным 13 июля 2016 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (целевая выборка объемом 1000 респондентов) [6], 91% работодателей отмечают, что у выпускников нет практических знаний. Около 25% выпускников вузов, идут работать либо не по специальности, либо на более низкие по квалификации должности. Согласно опросу Института Гайдара и РАНХиГС 2017 года [7], 23 % промышленных предприятий указали на то, что одной из причин, тормозящих их развитие, является отсутствие квалифицированных кадров.
Она из причин снижения качества образования напрямую связана с демографическим спадом, начавшимся в конце 90-х гг. прошлого века.
Так, в 2010 году, по данным Министерства образования и науки России, 11-й класс окончили 803,5 тысяч российских выпускников. И с тех пор, по данным Минобрнауки РФ, количество выпускников с каждым годом снижается. С 2014 по 2016 годы в ВУЗы начинают поступать выпускники 1996-1999 годов рождения, которые родились в период минимальной рождаемости в целом по стране.
Таблица 1 - Численность выпускников школ общеобразовательных учреждений [8]
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
РФ 803,5 737,7 732,0 708,5 665,0 622,4 641,6 614,7
Проблема сокращения численности выпускников школ, в целом, продолжится до 2017 года (614,7 человек) и, по сравнению с 2010 годом (803,5 человек), составляет ~23,5%. И только с 2018 года численность выпускников постепенно начнет расти. В 2025 году темп роста ускорится и почти достигнет уровня выпуска 2010 года [9].
Численность выпускников 11-12-х классов общеобразовательных учреждений РФ
численность выпускников
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Рис. 1. Численность выпускников 11-12-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и прогноз до 2030 года, тыс. человек [9]
Основная причина снижения качества образования - малая численность абитуриентов. Несмотря на сокращение числа выпускников школ, связанное с демографической ситуацией, Россия увеличила число студентов. Увеличение приема в вузы при низкой рождаемости приводит к уменьшению «проходного балла» для поступления в вуз, а это, в свою очередь приводит к снижению среднего уровня знаний студентов. За 1993-2015 годы прием в высшие учебные заведения в РФ вырос более, чем в два раза. В 2015 году в вузы поступило на 7% больше молодых людей, чем в 1996 году, несмотря на меньшую (на 36%) численность абитуриентов [10].
Переизбыток предложений для обучения студентов в сфере высшего образования усугубляет тяжелое положение российского образования на фоне демографического кризиса. Появились вузы, в которых готовят недостаточно квалифицированных специалистов и имеющие низкий вступительный порог для поступления. Так, например, несмотря на то, что численность молодого населения в 2012 году, по сравнению с 1985 годом, стала меньше в 1,8 раза, число высших профессиональных заведений за это время увеличилось с 502 до 1080 вузов и около 2000 филиалов. В 2012 году численность студентов выросла, по сравнению с 1985 годом, в 2,3 раза. Около 20% этих студентов получали второе и последующие высшие образования. Приток молодой и квалифицированной рабочей силы дает экономике большие преимущества. Однако число студентов, трудоустроившихся по полученной специальности, составляет всего около 55% [11].
Снижение качества образования в России носит комплексный характер. Помимо демографических причин, которые, на наш взгляд, являются доминирующими, есть: снижение базового уровня образования, реформирование системы образования и переход на болонскую систему, изменение системы финансирования вузов; изменение доли платного образования и снижение уровня доходов населения, интернационализация, смена образовательных технологий и появление новых форм образования в российской высшей школе [12].
Для активизации экономики в России следует существенно увеличить долю именно квалифицированных специалистов, умеющих работать на современном высокотехнологическом производстве. Для достижения этой цели нужно повысить эффективность высшей школы. Многие государства, вступившие на путь инновационной экономики, изменили свою образовательную стратегию. За последние несколько лет подвергли коррекции свои образовательные планы в сфере профессионального высшего образования США, Германия, Великобритания, Австралия, Франция и
др. [13].
В 2014 году была разработана концепция развития образования на 2016-2020 годы, согласно ей к 2020 году должны быть закрыты 80% филиалов и почти 40% процентов от числа вузов.
Тенденция по сокращению числа вузов и числа студентов, скорее всего, продолжится. Минимума количество студентов достигнет уже в следующем, 2019 году. Это связано, прежде всего, с демографическим фактором.
Следующего максимума числа студентов можно ожидать не раньше 2029 года. [11] В последние годы показатель охвата молодежи в возрасте 17-25 лет программами высшего образования снижается. Если в 2015 он составлял 32,1 %, то в 2017 уже 31,6 % [11].
Однако из рисунка 2 видно, что из-за демографического спада проводимое простое сокращение числа вузов и числа студентов не может привести к заметному улучшению ситуации с качеством выпускников. Так как вузы принимают по-прежнему около 80% выпускников школ и, следовательно, не повышается средний интеллектуальный уровень абитуриента. Для повышения качества образования, необходимо, также повышать эффективность образовательного процесса путем внедрения новых образовательных технологий.
Таблица 2 - Изменение числа образовательных организаций высшего образования, численности студентов [4]
2000 2010 2014 2015 2016
Число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, 965 1115 950 896 818
специалитета, магистратуры
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, 4741 7050 5209 4766 4399
магистратуры, тыс. человек
Прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. 1292 1399 1192 1222 1158
человек
Коэффициент приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, 50,1 91,1 90,6 90,1 89,0
магистратуры, процентов
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров, тыс. человек 635 1468 1226 1300 1161
2000 2012 2014 2016 2017
■ выпускники школ первокурскники
Рис. 2. Изменение численности выпускников школ, поступивших в вузы [11]
Для компенсации демографического кризиса страны, вступившие на путь инновационной экономики, преобразуют свою систему образования. Развитие системы образования является приоритетной задачей во всех развитых странах мира. Как показывают исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государства с более высоким уровнем образования, даже в кризисные времена, остаются менее восприимчивыми к резким спадам на рынке труда, чем все остальные страны. Несмотря на общие тенденции, политика государства в сфере высшего образования, в том числе инновационная, имеет свои особенности в каждой стране.
В России, с одной стороны, для преодоления экономического спада требуется интенсивное внедрение современных технологий, что в свою очередь увеличивает нужду в высококвалифицированных специалистах.
С другой стороны, большое предложение на рынке высшего образования при низкой рождаемости привело к снижению уровня образования.
В условиях демографического и экономического кризисов высшие учебные заведения становятся важной составной частью стратегии общенационального развития. Российской системе высшего образования необходимо увеличение эффективности вузов, применение новых образовательных технологий, увеличение финансирования, повышение престижности вузовского преподавания, омоложение преподавательского состава и т.д.
Литература:
1. Бараненкова Т.А. Старение населения и его социально-экономические последствия // Вестник института экономики Российской академии наук. 2017. №2. С. 47-64.
2. Пряжникова О.Н. Старение населения Европы: Вызовы и перспективы // Социальные и экономические проблемы России. 2013. №2. С. 102-123.
3. Щербакова Е.М. Образование населения ЕС-28, 2015 год // Демоскоп Weekly. 2017. №713/714. С. 21-40.
4. Российский статистический ежегодник. 2017: статистический сборник. Москва: Росстат, 2017. 686 с.
5. Гимпельсон В.Е., Зудина А.А. Демографические проблемы рынка труда // Демоскоп Weekly. 2017. №729/730. С. 1-10.
6. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Данные опросов №3152 (13.07.2016). URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=%20115775
7. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы [Электронный ресурс] // Социально-экономическое развитие. 2017. №12 (50). 27 с. URL:http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2017_12-50_June.pdf
8. Савинков В.И., Ключарев Г.А. Анализ и прогноз численности студентов и преподавательского персонала учреждений профессионального образования Москва: ЦСП и М, 2014. 96 с.
9. Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). Москва: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2013. 164 с.
10. The Boston Consulting Group Russia 2025: from cadres to talents October 2017 [Электронный ресурс]. URL:http://marketing-course.ru/wp-content/uploads/2017/11/Sberbank-BCG-issledovanie.pdf
11. Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Бюллетень о сфере образования. 2017. №12 С. 24. URL:http://ac.gov.ru/files/publication/a/13584.pdf
12. Гусейн-заде Р.Г. Подготовка кадров для инновационной экономики России // Alma mater =Вестник высшей школы. 2018. №11.