6. Нгуен К.Н. Рынок планшетов в России: текущее состояние и возможности развития в дальнейшем // Южно-Уральские научные чтения, 2015. № 1 (1). С. 79-80.
7. Шаханова М.И. Реализация эффективного лидерства на примере компании APPLE// Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2014. № 3 (30). С. 96.
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.idcxom/getdoc.jsp?contamerId=prUS40990 116/ (дата обращения: 01.02.2016).
INTELLECTUAL CAPITAL: A NEW VIEW ON INTANGIBLE ASSETS Lavrova Yu.Yu. (Russian Federation) Email: Lavrova227@scientifictext.ru
Lavrova Yuliana Yurevna — Student, DEPARTMENT OF ECONOMY AND FINANCE, NORTHWEST INSTITUTE OF MANAGEMENT, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC SERVICE, ST. PETERSBURG
Abstract: in work the analysis of influence of the intellectual capital and intangible assets on estimation of cost of the company is carried out. The problem of display of intangible assets in accounting and on balance of the enterprises is discussed. The intellectual capital in the modern international company plays the increasing role due to the need of improvement of competitive advantages of business in the conditions of new economy of knowledge and technologies. In such conditions material assets are not capable to determine the actual cost of the hi-tech company any more and to reflect the valid investment appeal of the enterprise.
In this regard there is a need of identification of the new factors defining efficiency of activity of the
international organization.
Keywords: intellectual capital, intangible assets.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ Лаврова Ю.Ю. (Российская Федерация)
Лаврова Юлиана Юрьевна — студент,
кафедра экономики и финансов, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в работе проведен анализ влияния интеллектуального капитала и нематериальных активов на оценку стоимости компании. Обсуждается проблема отображения нематериальных активов в бухгалтерском учете и на балансе предприятий. Интеллектуальный капитал в современной международной компании играет все большую роль в связи с необходимостью усовершенствования конкурентных преимуществ бизнеса в условиях новой экономики знаний и технологий. В таких условиях материальные активы уже не способны определять реальную стоимость высокотехнологичной компании и отражать действительную инвестиционную привлекательность предприятия.
В связи с этим возникает необходимость выявления новых факторов, определяющих эффективность деятельности международной организации. Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные активы.
На сегодняшний день ни одна организация не обходится без использования в производственной деятельности различных объектов нематериальных активов. Обладание нематериальными активами обеспечивает будущее устойчивое развитие компании. Сегодня состояние промышленной, строительной и прочих индустрии требует их совершенствования, а конкуренция между субъектами внутри стран и внешними производителями налагает новые обязанности на организацию в области обновления ассортимента и повышения качества изготовляемой продукции, выполняемых работ и услуг. Одним из инструментов, обеспечивающих выполнение указанных задач, выступают нематериальные активы, потому что в их составе большой удельный вес занимают: технологические разработки, проектно-
технические работы, интеллектуальная собственность (патенты, изобретения, ноу-хау), маркетинговые разработки и др.
В начале прошлого века международные и производственные компании были успешными участниками рынка, а их сила и возможности заключались в обладании определенным количеством физических активов - производственном оборудовании, заводах, фабриках, земле.
В системе бухгалтерской отчетности принципы измерения материальных активов давно изучены и почти всегда являются неизменными. Однако измерение нематериальных активов до сих пор является проблематичным как для инвесторов, так и для владельцев компании1.
Конечно, современная наука очень быстро развивается и проведение исследований становится непрерывным процессом. С появлением сети Internet результаты распространяются и становятся доступны широкому кругу заинтересованных лиц. Именно результаты научных исследований, бесспорно, влияют на все отрасли. Нематериальные активы и их наращивание без преувеличения предмет интереса не только владельцев бизнеса, но и обычных работников фирмы, так как именно они являются пользователям получаемой извне или же полученной внутри компании информацией.
Нематериальные активы можно подразделять на несколько категорий. Умения, творческий потенциал, ноу-хау, база и отношения с клиентами, и конечно, бренд и т.д. - способствует развитию компании. Нематериальные активы дают руководству компании понимание возможности принятия важных решений: расширении деятельности компании, выходы на новые рынки, изменении стратегий развития. Интеллектуальный капитал, более того, показывает рост ценности фирмы и ее конкурентоспособности на рынках.
На сегодняшний день тема нематериальных активов, а также интеллектуального капитала становится актуальной, а исследования этой темы востребованными. Большинство исследователей в области управления интеллектуальным капиталом заостряют внимание на определение этих понятий.
Например, профессор университета Аальто Pirjo Stahle предлагает разделение капитала на потенциальный и реализованный. Реализованный капитал - разновидность капитала, приведшего компанию к конкретным результатам. В то же время интеллектуальный капитал лишь отчасти признается нематериальным активом2.
Исследователями Starovic, D. и Marr, B на коференции 2014 года (6th European Conference on Intellectual Capital) было предложено использовать понятие интеллектуального капитала шире, нежели понятие нематериальное активы. Исследователи предложили рассматривать только те нематериальные активы, которые ставятся на учет в отчетности компании. В целях обобщения представленных выше точек зрения, то возможно представить взаимосвязь понятий в виде иллюстрации.
1 МСФО 38. Нематериальные активы. Международный стандарт финансовой отчетности.
2 Нематериальные активы: управление, измерение, отчетность. М.: Квинто-Консалтинг, 2013. 274 с.
48
Рис. 1. Взаимосвязь ИК и НМА
Относительно понятия «интеллектуальный капитал», возможно сформулировать вывод: понятие интеллектуального капитала используется в узком и широком понимании. При первом варианте под интеллектуальным капиталом понимаются активы компании, которые являются суммой знаний ее персонала и итогом пользования этими знаниями в других неосязаемых активах: структурах внутри самой фирмы, лояльности клиентов и т.д. В широком понимании интеллектуальный капитал — это совокупность всех нефизических активов компании, а также тех неосязаемых активов, которые не являются результатом мыслительной деятельности.
Список литературы / References
1. МСФО 38. Нематериальные активы. Международный стандарт финансовой отчетности.
2. Лее Б. Нематериальные активы: управление, измерение, отчетность. М.: Квинто-Консалтинг, 2013. 274 с.