Научная статья на тему 'Влияние бланкетности на процесс криминализации торговли людьми в России'

Влияние бланкетности на процесс криминализации торговли людьми в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАНКЕТНОСТЬ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЧЕЛОВЕКА / СДЕЛКИ В ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА / BLANKET / CRIMINALISATION / TRAFFICKING IN PERSONS / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / BUYING AND SELLING PERSON / TRANSACTIONS IN RELATION TO PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юшенкова Светлана Юрьевна

В статье затрагивается тема влияния бланкетности на криминализацию торговли людьми в России. На основе положений теории криминализации производится оценка последствий данного процесса для правоприменительной деятельности. Анализируя исследования, посвященные вопросу бланкетности, автор выделяет два вида проявления бланкетных признаков диспозиции ст. 127.1 УК РФ: «международно-правовая бланкетность» и «межотраслевая бланкетность». Продемонстрированные в статье последствия влияния бланкетности на криминализацию торговли людьми позволили сделать вывод о том, что данный процесс был проведен без оценки соответствия вводимой нормы правилам законодательной техники и особенностям правовой системы Российского государства. В целях оптимизации механизма криминализации рассматриваемого деяния предложено исключение влияния бланкетности на конструкцию состава торговли людьми путем отказа от использования гражданско-правовой терминологии при описании объективной стороны преступления, относящегося к общеуголовной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of blanket on the process of criminalisation of human trafficking in Russia

The article touches upon the issue of the influence of blanket on the criminalisation of human trafficking in Russia. Based on the provisions of the theory of criminalisation, an assessment is made of the consequences of this process for law enforcement. Analysing studies on the issue of blanket criminal law, the author identifies two types of manifestations of blanket signs of disposition of art. 127.1 of the Criminal Code of the Russian Federation: "international legal blanket" (manifested in the implementation of the provisions of the Protocol on the prevention and suppression of human trafficking in national law) and "inter-sectoral blanket" (manifested in the use of the civil law conceptual apparatus when describing the objective side of the composition of human trafficking). The implications of the effect of blanket on the criminalisation of trafficking in persons demonstrated in the article led to the conclusion that this process was carried out without assessing the compliance of the introduced norm (Art. 127.1 of the Criminal Code of the Russian Federation) with the rules of the legislative technique and the specifics of the legal system of the Russian state. In order to optimise the mechanism of criminalisation of the act in question, it was proposed to exclude the influence of blanket on the structure of the composition of trafficking by refusing to use civil law terminology when describing the objective side of a crime related to ordinary crime.

Текст научной работы на тему «Влияние бланкетности на процесс криминализации торговли людьми в России»

УДК 343.431

Юшенкова Светлана Юрьевна

Российский государственный университет правосудия, г. Москва;

Московский финансово-юридический университет

29179455@smfua.ru

ВЛИЯНИЕ БЛАНКЕТНОСТИ НА ПРОЦЕСС КРИМИНАЛИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ В РОССИИ

В статье затрагивается тема влияния бланкетности на криминализацию торговли людьми в России. На основе положений теории криминализации производится оценка последствий данного процесса для правоприменительной деятельности. Анализируя исследования, посвященные вопросу бланкетности, автор выделяет два вида проявления бланкетных признаков диспозиции ст. 127.1 УК РФ: «международно-правовая бланкетность» и «межотраслевая бланкетность». Продемонстрированные в статье последствия влияния бланкетности на криминализацию торговли людьми позволили сделать вывод о том, что данный процесс был проведен без оценки соответствия вводимой нормы правилам законодательной техники и особенностям правовой системы Российского государства. В целях оптимизации механизма криминализации рассматриваемого деяния предложено исключение влияния бланкетности на конструкцию состава торговли людьми путем отказа от использования гражданско-правовой терминологии при описании объективной стороны преступления, относящегося к общеуголовной преступности.

Ключевые слова: бланкетность, криминализация, торговля людьми, междисциплинарные связи, купля-продажа человека, сделки в отношении человека.

Криминализация как часть уголовно-правовой политики государства заключается в объявлении определенного деяния преступлением. Процесс криминализации осуществляется путем формирования в законе новых общественно опасных деяний. И в этом процессе должны быть соблюдены определенные законы, касающиеся сложившихся правил юридической техники. В теории криминализации выделяются основания и принципы криминализации. Основаниями криминализации выступают общественные процессы, вызывающие потребность в уголовно-правовой охране отдельных социальных ценностей. Принципы криминализации зависят от существующей правовой системы и гарантируют включение нормы в закон на основе сохранения логической стройности и системности законодательства. К принципам криминализации относятся логическая связь между отдельными положениями закона, их непротиворечивость, беспробельность, отсутствие излишеств норм и т. п. [1] К выделяемым в литературе способам оптимизации механизма криминализации следует также отнести и снижение влияние бланкетности на конструирование уголовно-правовых норм.

Уголовный закон Российской Федерации содержит значительное количество бланкетных норм, толкование и применение которых невозможно без обращения к иным нормативно-правовым актам, и увеличение их количества является одной из тенденций развития современного уголовного законодательства [11, с. 145]. Обилие бланкетных норм в Уголовном законе, по мнению Л.Д. Гаухмана, позволяет выделить в структуре уголовного права так называемое «смешанное уголовное право», применение которого невозможно без обращения к иным, неуголовным законам [3, с. 10].

Бланкетные нормы являются способом связи нормативно-правовых актов, который способству-

ет избеганию дублирования правовых предписаний и «экономии правового материала» [2, с. 209].

По мнению некоторых авторов, бланкетность является отражением междисциплинарных связей уголовного права [10, с. 317; 5, с. 140]. Мнение большинства ученых сходится относительно того, что явление бланкетности присуще и самой уголовно-правовой норме, и конкретному предписанию (диспозиции), находящему выражение в уголовном законе.

Анализ исследований, посвященных вопросу бланкетности уголовно-правовых норм, позволяет выделить два основных вида ее проявления:

- бланкетный признак уголовно-правовой нормы, состоящий в использовании терминов иной отрасли права при описании объективной стороны состава преступления в диспозиции статьи Особенной части УК РФ;

- бланкетная диспозиция, в которой формулирование нормы осуществляется путем отсылки на нарушение правил поведения, установленных иной отраслью права [9, с. 12-37; 6, с. 16-22; 8, с. 38-39].

В составе торговли людьми (ст. 127.1 УК РФ) бланкетные признаки диспозиции проявляются на двух уровнях: международном (так называемая «международно-правовая бланкетность»), когда при конструировании уголовно-правовой нормы используются институты и термины международного права, и внутринациональном («межотраслевая бланкетность»), использующем терминологию иной отрасли права.

Согласно принципу международно-правовой допустимости и необходимости криминализации деяний, признаваемых преступлениями в международном сообществе, Российская Федерация обязана привести национальное законодательство в соответствие с принятыми на себя международными обязательствами в борьбе с преступностью.

© Юшенкова С.Ю., 2018

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

271

При этом каждое планируемое изменение уголовного закона предварительно подлежит оценке с точки зрения его соответствия сложившимся правилам законодательной техники и с учетом особенностей правовой системы Российского государства и современного состояния проблемы. В механизме криминализации в таком случае главным образом должна быть учтена суть международно-правовой нормы, а не ее форма. Законодатель при формулировании положений ст. 127.1 УК РФ использовал способ имплементации норм международного права, предполагающий включение в национальный закон нормы международного права без ее существенного изменения. Практически полностью было заимствовано определение торговли людьми, приводимое в п. «а» статьи 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол), дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Сравнительно-правовое исследование норм международного и национального законодательств об ответственности за торговлю людьми позволяет заявить о неспособности использованного приема имплементации отразить специфику данного деяния в условиях российской правовой системы.

Бланкетный признак диспозиции ст. 127.1 УК РФ, а именно ее связь с международным правовым материалом, запрещающим торговлю людьми, позволяет затронуть вопрос о соответствии содержания отечественной нормы об ответственности за торговлю людьми международным стандартам ее противодействия.

Анализ определения торговли людьми, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ, в целом соответствует понятию, закрепленному в вышеуказанном Протоколе, однако все же содержит некоторые несоответствия.

Во-первых, при описании объективной стороны состава торговли людьми российский законодатель в круг действий, ее образующих, помимо названных в Протоколе ООН, включил куплю-продажу и иные сделки в отношении человека. На наш взгляд, подобное расширительное толкование международно-правовой нормы не вполне удачно, ибо согласно гражданско-правовому определению купли-продажи получение и передача какого-либо имущества уже составляют данный договор и являются содержанием сделок, могущих быть совершенными в отношении человека, поэтому двойное употребление синонимичных терминов в определении торговли людьми является тавтологией.

Во-вторых, способ воздействия на жертву как обязательный криминообразующий признак торговли в отношении совершеннолетнего потерпевшего в Палермском протоколе (применение силы, угроза применения силы, принуждение, обман,

подкуп, мошенничество, злоупотребление властью или уязвимым положением потерпевшего и т. п.) не был учтен в российской норме. Однако принятие закона более жесткого, чем того требует международный акт, является, несомненно, положительным решением законодателя, так как согласие жертвы на эксплуатацию не должно рассматриваться как отказ в уголовном преследовании виновных лиц.

В-третьих, не нашли отражения в ст. 127.1 УК РФ и указания на умышленность действий виновных лиц и разделение торговли людьми в зависимости от наличия или согласия потерпевшего на последующую эксплуатацию, ссылки на которые содержаться в Протоколе о пресечении торговле людьми. Что касается указания на умысел, то при действующей конструкции состава торговли людьми в УК РФ в этом нет необходимости: состав сконструирован как формальный - преступление совершается умышленно, причем умысел может быть только прямой. А вот согласие жертвы на последующую эксплуатацию нередко приводит к отказу в возбуждении уголовного дела, поэтому законодательная регламентация вопроса о добровольности участия потерпевшего в механизме торговли людьми необходима.

В-четвертых, противоречием положениям Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми является наличие в российской норме специального вида освобождения от уголовной ответственности за торговлю людьми, совершенную впервые и (или) в отношении двух или более человек, при добровольном освобождении потерпевшего (потерпевших), а также способствовании раскрытию совершенного преступления и отсутствии в деянии иного состава преступления. Такая позиция законодателя представляется вполне оправданной и соответствующей общим задачам и принципам российского уголовного права, среди которых главное значение принимает охрана прав и свобод личности, недопущение наступления вредных последствий и предупреждение преступлений. Однако ограничение круга деяний, за совершение которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, только совершением впервые торговли людьми или торговли людьми в отношении двух и более потерпевших вызывает большие сомнения. При сравнительном анализе иных уголовно-правовых норм, предусматривающих подобный вид освобождения (например, ст. 126, 205, 205.1, 206 УК РФ), становится очевидным, что возможность освобождения от уголовной ответственности связывается исключительно с ненаступлением вредных последствий. Вследствие этого круг действий, образующих торговлю людьми, за совершение которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, должен быть расширен.

Таким образом, Россия использовала Палерм-ский протокол как минимальный стандарт, приняв

более жесткие нормы об уголовной ответственности. Однако оказанное влияние международно-правовой бланкетности на процесс криминализации торговли людьми в России привело к тому, что диспозиция российской нормы оказалась неадаптированной к особенностям и традициям национально права, правилам законодательной техники, нормам русского языка. Вследствие этого в правоприменительной деятельности возникают трудности объективной уголовно-правовой оценки деяний, составляющих торговлю людьми.

Торговля людьми определена в законе через перечисление действий, альтернативно образующих объективную сторону данного преступления: куплю-продажу, иные сделки в отношении человека, его вербовку, перевозку, укрывательство, передачу и получение. Бланкетное изложение диспозиции ст. 127.1 УК РФ позволяет применять в уголовно-правовой практике толкование терминов гражданского законодательства. Однако, как справедливо замечает М. Кострова, «значение термина, установленного для одной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на терминологию Уголовного закона» [7, с. 41]. Следует также заметить, что одни и те же термины в разных отраслях права по своему значению могут не совпадать (например, понятие «потерпевший» в уголовном и уголовно-процессуальном законодательствах). Если значение используемого в нескольких отраслях права одного и того же юридического термина различно, то для каждой отрасли законодательства следует давать его соответствующее определение [8, с. 29].

Купля-продажа человека представляет собой сделку между продавцом и покупателем, когда продавец передает человека покупателю, а покупатель получает человека и уплачивает за него определенную денежную сумму. В ходе сравнительного анализа понятия «купля-продажа» в гражданском законодательстве и содержания формы торговли людьми в виде купли-продажи человека - в уголовном, следует отметить следующее:

- в противоположность купли-продажи в гражданском законодательстве купля-продажа человека изначально незаконна;

- одной из сторон договора купли-продажи может выступать юридическое лицо, тогда как уголовная ответственность юридического лица в РФ не предусмотрена;

- несовпадение моментов совершения (окончания) данной сделки: купля-продажа в гражданском праве признается совершенной в случае выполнения обязательств по договору обеими сторонами, в уголовном праве акт купли-продажи человека должен признаваться оконченным с момента выполнения действий по передаче или получению человека каждой из сторон вне зависимости от того, выполнена ли она другой стороной или нет;

- отсутствие правосубъектности у одной из сторон договора влечет его недействительность в гражданском праве, отсутствие же признаков субъекта преступления у продавца или покупателя, совершающих акт купли-продажи человека, от ответственности другую сторону не освобождает. В этой связи совершение купли-продажи человека, при осуществлении которой на стороне покупателя выступает лицо, действующее в условиях санкционированного оперативно-розыскного мероприятия, следует признавать оконченной в случае полной реализации умысла в отношении продажи человека, то есть при его передаче покупателю и получении денежной суммы за него.

Бланкетность диспозиции ст. 127.1 УК РФ проявляется и в использовании термина «сделка» в качестве формы торговли людьми. К сделкам в отношении человека следует относить дарение, мену, аренду, прокат, хранение, перевозку человека, передачу его в счет долга, ренту, залог, завещание и наследование человека. Анализ гражданско-правового содержания видов данных договоров позволило сформулировать следующие выводы:

- все перечисленные деяния включают в себя передачу и получение человека и окончены с момента «перехода» потерпевшего от одного лица к другому;

- неудачность включения дарения в разновидности сделок в отношении человека объясняется следующим: достижение согласия о дарении признается в гражданском праве заключенным (совершенным) договором, тогда как в таком случае признание преступления оконченным противоречит уголовно-правовым принципам ввиду того, что возникновение и формирование умысла уголовной ответственности не влечет. Теоретически в подобной ситуации виновных можно привлечь к ответственности за приготовление к совершению торговли людьми, однако ввиду практической невозможности доказывания умысла это представляется нереализуемым;

- в рамках торговли людьми укрывательство человека и содержание гражданско-правового договора хранения сливаются в своем значении, что может создать проблему относительно причисления совершенного деяния к укрывательству человека в целях эксплуатации или к хранению человека как разновидности иной сделки в его отношении, где указанная цель криминообразующим признаком состава не является. То же самое относится и к перевозке человека в целях эксплуатации и договору перевозки как вида иной сделки в отношении человека.

Продемонстрированные последствия криминализации торговли людьми, в ходе которой не было уделено должного внимания формулированию положений нормы ст. 127.7 УК РФ относительно содержания понятия «торговля людьми», влияние

бланкетности на данный процесс привели к многочисленным трудностям в квалификации рассматриваемого деяния. Несмотря на то, что бланкетные признаки диспозиции ст. 127.1 УК РФ неявные, то есть в тексте нормы нет прямой ссылки на иной нормативно-правовой акт, но по смыслу закона бланкетность подразумевается, именно наличие бланкетных признаков данной нормы, к которым относятся использование гражданско-правовой терминологии при описании деяния, относящегося к общеуголовной преступности, а также конституционное положение о приоритете норм международного права над внутригосударственным, являются главной проблемой конструкции диспозиции рассматриваемой нормы. Социальная обусловленность криминализации торговли людьми России не вызывает сомнений, однако содержание данной преступной деятельности и ее формы не говорят об отсутствии альтернативы в использовании терминологии гражданского права. Несмотря на это, «гражданское право изобилует понятиями, к которым вынуждены обращаться специалисты в области уголовного права» [4, с. 116], торговля людьми является преступлением против личной свободы человека (общеуголовная преступность), и использование гражданско-правового понятийного аппарата при описании ее состава не оправдано, скорее наоборот, приводит к неоднозначности толкования и квалификации. Справедливо в этом отношении мнение М.С. Жука о том, что бланкетные признаки диспозиции уголовно-правовой нормы не должны приводить к смешению правового материала уголовного права и иных отраслей, так как каждый из них имеет самостоятельное значение, а блан-кетность есть лишь выражение связи между различными отраслями права [5, с. 142]. Включение предписаний иных отраслей права, норм морали и нравственности в уголовно-правовую норму является «необоснованным отказом норме в самостоятельности» [12, с. 158-159].

Учитывая вышеизложенное, следует заключить, что процесс криминализации торговли людьми в России был проведен без оценки соответствия вводимой нормы (ст. 127.1 УК РФ) правилам законодательной техники и особенностей национальной правовой системы. В целях оптимизации механизма криминализации торговли людьми целесообразно исключить возможное влияние бланкетности на конструкцию рассматриваемой нормы. Во исполнение данного предложения, а также исходя из анализа содержания гражданско-правовых терминов «купля-продажа», «сделка» и объективной оценки форм торговли людьми видим обоснованным изложение ч. 1 ст. 127.1 УК РФ в следующей редакции: «1. Передача и (или) получение человека, совершенные вопреки или помимо воли потерпевшего».

Библиографический список

1. Антонов А.Д. Теоретические основы криминализации [Электронный ресурс] // Черные дыры в российском законодательстве. - 2002. - № 2. - Режим доступа: http//www/k-press.ru/bh/2002/2rantonov/ rantonov.asp (дата обращения: 10.10.2018).

2. Боровиков Н.С. Отсылочные и бланкетные уголовно-правовые нормы в системе связей между нормативно-правовыми актами // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 208-209.

3. Гаухман Л.Д. Бланкетные нормы в УК РФ: проблемы правотворчества и правоприменения // Современное уголовное законодательство России и вопросы борьбы с преступностью: сб. науч. статей. - М.: Московский университет МВД России, 2007.

4. Епифанова Е.В. Аналогия в уголовном праве: история и современность // Актуальные проблемы экономики и права. - Краснодар, 2008. - № 1. -С. 113-117.

5. Жук М.С. Бланкетность как форма отражения межотраслевых связей уголовного права // Общество и право. - 2010. - № 4 (31). - С. 139-143.

6. Ибрагимов МА., Ображиев К.В. Нормативные акты иных отраслей права как источники уголовного права: монография. - Ставрополь, 2005. - 96 с.

7. Кострова М. Грамматическое или языковое толкование Уголовного закона // Законность. -2002. - № 3. - С. 38-42.

8. Магомедов С.К. Унификация нормативной правовой терминологии и единое правовое пространство России // Журнал Российского права. -2004. - № 3. - С. 23-29.

9. Пикуров Н.И. Квалификация преступлений при бланкетной форме диспозиции Уголовного закона (с конкретизацией запрета в административном праве): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1982. - 197 с.

10. Пикуров Н.И. К вопросу о границах системы уголовного права // Системность в уголовном праве: материалы II Российского конгресса уголовного права, 31 мая - 1 июня 2007 г. / редкол.: В.С. Комиссаров [и др.]; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М.: ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2007. - С. 317-319.

11. Решняк М.Г. Бланкетные уголовно-правовые нормы: проблемы действия во времени и пространстве // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - Вып. 1. - С. 145-148.

12. Сельский А.В. Место бланкетности в определении понятия и структуры уголовно-правовой нормы // Бизнес в законе. - 2009. - Вып. № 2. -С. 155-159.

References

1. Antonov A.D. Teoreticheskie osnovy kriminalizacii [EHlektronnyj resurs] // CHernye dyry v rossijskom zakonodatel'stve. - 2002. - № 2. - Rezhim dostupa: http//www/k-press.ru/bh/2002/2rantonov/ rantonov.asp (data obrashcheniya: 10.10.2018).

2. Borovikov N.S. Otsylochnye i blanketnye ugolovno-pravovye normy v sisteme svyazej mezhdu normativno-pravovymi aktami // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2008. - № 2. - S. 208-209.

3. Gauhman L.D. Blanketnye normy v UK RF: problemy pravotvorchestva i pravoprimeneniya // Sovremennoe ugolovnoe zakonodatel'stvo Rossii i voprosy bor'by s prestupnost'yu: sb. nauch. statej. -M.: Moskovskij universitet MVD Rossii, 2007.

4. Epifanova E.V. Analogiya v ugolovnom prave: istoriya i sovremennost' // Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava. - Krasnodar, 2008. - № 1. -S. 113-117.

5. ZHuk M.S. Blanketnost' kak forma otrazheniya mezhotraslevyh svyazej ugolovnogo prava // Obshchestvo i pravo. - 2010. - № 4 (31). - S. 139-143.

6. Ibragimov M.A., Obrazhiev K.V. Normativnye akty inyh otraslej prava kak istochniki ugolovnogo prava: monografiya. - Stavropol', 2005. - 96 s.

7. Kostrova M. Grammaticheskoe ili yazykovoe tolkovanie Ugolovnogo zakona // Zakonnost'. -2002. - № 3. - S. 38-42.

8. Magomedov S.K. Unifikaciya normativnoj pravovoj terminologii i edinoe pravovoe prostranstvo Rossii // ZHurnal Rossijskogo prava. - 2004. - № 3. -S. 23-29.

9. Pikurov N.I. Kvalifikaciya prestuplenij pri blanketnoj forme dispozicii Ugolovnogo zakona (s konkretizaciej zapreta v administrativnom prave): dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 1982. - 197 s.

10. Pikurov N.I. K voprosu o granicah sistemy ugolovnogo prava // Sistemnost' v ugolovnom prave: materialy II Rossijskogo kongressa ugolovnogo prava, 31 maya - 1 iyunya 2007 g. / redkol.: V.S. Komissarov [i dr.]; Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova. - M.: TK Velbi: Izd-vo «Prospekt», 2007. - S. 317-319.

11. Reshnyak M.G. Blanketnye ugolovno-pravovye normy: problemy dejstviya vo vremeni i prostranstve // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2013. - Vyp. 1. - S. 145-148.

12. Sel'skij A.V. Mesto blanketnosti v opredelenii ponyatiya i struktury ugolovno-pravovoj normy // Biznes v zakone. - 2009. - Vyp. № 2. - S. 155-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.