ВЛИЯНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Соареш Э. А., аспирант
Белгородский Государственный Университет
Аннотация. Статья посвящена проблемам эффективности корпоративного управления в коммерческих банках. Рассматриваются факторы повышения качества управления в кредитных организациях, особое место отводится банковскому надзору. Развитие банковского надзора с акцентом на проведение комплексных оценок качества системы внутрибанковского управления и внутреннего контроля позволяет не только оценивать состояние, но и определять перспективы деятельности банков, что соответствует принципам корпоративного управления.
Контакты автора: E- mail: [email protected]
INFLUENCE OF BANK SUPERVISION ON IMPROVEMENT OF CORPORATE MANAGEMENT QUALITY IN THE CREDIT ORGANIZATIONS.
Soares E. A., the post-graduate student of the Belgorod State University.
Summary. Article is devoted to the problems of corporate management efficiency in commercial banks. Factors of quality improvement of management in the credit organizations are considered in the article, the special place is devoted to bank supervision. Bank supervision development with accent on carrying out of complex quality estimations of the system in intrabank management and in the internal control allows not only to estimate the condition, but also define prospects of banks activity that corresponds to corporate management principles
Стратегическое управление крупными коммерческими банками является центральным элементом более сложного структурного образования, получившего название корпоративного управления (corporate management). Под корпорацией (corporation) обычно понимается такая форма организации предпринимательской деятельности, которая предусматривает самостоятельный юридической статус, наличие долевой собственности участников и сосредоточение функций управления в руках менеджеров (профессиональных управляющих), работающих по найму. Такие хозяйствующие субъекты представляют собой наиболее крупные и экономически значимые элементы экономической системы
страны, активно действуют на национальных и международных рынках.
В основе анализа корпоративных отношений лежит так называемая агентская теория с моделью взаимодействия «принципал - агент», по которой один индивид (собственник компании - принципал) поручает за определенное вознаграждение другому индивиду (менеджер компании - агенту) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала. Возникновение взаимоотношений данного типа связано с распределением экономической власти в компании, получившим название процесса отделения собственности от управления. Этот процесс привел к возникновению современной модели управления крупными компаниями, в которых важнейшие функции руководства и контроля отделились от функции организации и управления бизнесом. Первые две функции стали исключительной прерогативой собственников коммерческого банка и выбранного ими совета директоров, последние две были доверены наемным управляющим во главе с председателем правления.
Современные крупные коммерческие банки (banks of commerce) - выполняющие широкий и гибкий ассортимент не только банковских, но и других финансовых услуг, приспособлены к потребностям различных групп клиентов. В центре их внимания находятся проблемы: корпоративного управления,
освоение новых и реструктуризация традиционных сфер деятельности, совершенствование систем управления рисками (management of risks).
В самом общем понимании, корпоративное управление (corporate management) представляет собой систему, посредством которой осуществляется руководство банком и контроль за его деятельностью. Популярность корпоративного управления объясняется тем, что проблема реализации прав акционеров (осуществление контроля за деятельностью компании, защита их интересов) решается способами, обеспечивающими интересы поставщиков финансовых ресурсов, обеспечивая получение ими дохода на вложенные денежные средства. Сегодня главная задача заключается в повышении устойчивости кредитных организаций, а этого можно достичь через совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля, развитие корпоративного управления и транспарентности (transparency). Это включает дополнительные требования к качеству регулирования банковской деятельности и системе банковского надзора.
В соответствии с принципами корпоративного управления ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) OECD (organization for Economic Co-operation and Development) «корпоративное управление включает комплекс отношений между менеджментом компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами. Таким образом, корпоративное управление создает структуру для определения целей коммерческого банка и средств их достижения а также организации контроля за его деятельностью. Хорошо отлаженное корпоративное управление создает стимулы для деятельности совета директоров и менеджмента банка, их стремлению к достижению намеченных целей, отвечает интересам банка, его акционеров, клиентов и государства которые в полной мере также способствуют действенному контролю.
В последнее время вопросам корпоративного управления уделяется все возрастающее внимание как в отдельных странах, так и на международном уровне. Большая работа по обобщению опыта эффективного корпоративного управления банками ведется в рамках деятельности Базельского комитета по банковскому надзору (bank supervision). Базельский комитет (Basel committee) опубликовал в феврале 2006г. Уточненную редакцию рекомендаций: «совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», которые конкретизировали применительно к банкам принципы (principles) корпоративного управления ОЭСР (OECD). Этот документ имеет исключительное значение для развития практики надлежащего корпоративного управления не только в странах с трансформационной экономикой, но и для развитых рыночных стран. К главным принципам (principles) корпоративного управления ОЭСР (OECD)относятся:
- Обеспечение основы для эффективной системы руководства:
- поддерживание прозрачности и эффективности рынков,
деятельность в соответствии с законом и четкое разделение обязанностей органов надзора, регулирования и правоприменения.
- Защита и реализация прав акционеров.
- Равное отношение к акционерам.
- Повышение заинтересованности лиц в управлении корпорацией.
- Раскрытие информации и прозрачность.
- Обязанности совета директоров.
Приняв эти принципы за основу, Базельский комитет (Basel committee) разработал оригинальную концепцию банковского корпоративного управления (corporate management). Им было предложено следующее определение: «корпоративное управление включает в себя способ руководства деятельностью банков, осуществляемый их советами директоров (board directors) и высшим менеджментом (maximum management), которые затрагивает такие аспекты работы банка как: постановка корпоративных целей; осуществление текущей деятельности; обеспечение отчетности перед акционерами (shareholders) и учет интересов иных заинтересованных лиц; поддержание соответствия корпоративной деятельности и корпоративного поведения банков требованиям надежной банковской практики, действующему законодательству и нормативной базе, а также защита интересов вкладчиков».
Кроме этого, документ содержит ряд важных рекомендаций (recomendations), в которых дана развернутая характеристика принципов (principles) корпоративного управления. Данные принципы в основном касаются полномочий и ответственности совета директоров банка. В этом документе (document) выделены следующие принципы:
Члены совета директоров должны обладать необходимой для исполнения их функций квалификацией, иметь ясное понимание своей роли в корпоративном управлении и быть способными придерживаться твердых суждений относительно дел в банке.
Совет директоров должен утверждать и контролировать исполнение стратегических задач и корпоративных ценностей, которые должны распространяться на все уровни банковской организации.
Устанавливать и следить за соблюдением четкого распределения полномочий и подотчетности в организации.
Обеспечивать наличие надлежащего контроля, в соответствии с политикой банка.
Обеспечивать соответствие политики и практики компенсаций (материального стимулирования) -корпоративной культуре банка, его долгосрочным целям и стратегии.
Обеспечивать транспарентность корпоративного управления банком.
Совет директоров и высший менеджмент должны эффективно использовать результаты работы внутреннего и внешнего аудита, а также службы внутреннего контроля.
Понимать операционную структуру банка, включая те подразделения, юрисдикция которых препятствует установлению прозрачности операций.
Эти рекомендации стали важным документом для национальных органов надзора (supervision boards), призванным оказывать содействие в области практики внедрения надлежащего корпоративного управления в кредитных организациях. В частности, Центральный банк РФ использовал их в качестве методической основы для работы по организации корпоративного управления в российских банках, и адаптировал принципы, изложенные в базельских рекомендациях, к национальному законодательству и традициям банковского управления.
Создавая эффективную (effective) систему корпоративного управления, банки решают множество специфических вопросов в дополнение к тем, с которыми имеют дело акционерные общества, действующие в реальном секторе экономики. Отношение между собственниками и менеджерами в банковском бизнесе гораздо сложнее, чем в промышленности и торговле. Это объясняется неравномерностью информационных асимметрий (неравномерность распределении информации между различными участниками рыночных отношений) вследствие жесткого регулирования со стороны надзорных органов, большого удельного веса государственного капитала в банковских системах многих стран, института банковской тайны и другими особенностями.
Такое своеобразие порождает ряд проблем. Одна из них касается определения важной обязанности совета директоров (СД) в равной мере заботиться как об интересах акционеров, так и об интересах кредиторов, при этом данная обязанность должна быть более широкой, чем у СД нефинансовых компаний. Другая проблема связана с тем, что на первый план в банковском бизнесе выходит управление рисками: оно становиться важнейшим элементом системы внутреннего контроля в банках. Существуют четыре основные формы контроля, которые должны быть учтены в организационной структуре любого банка с тем, чтобы обеспечить соблюдение соответствующих принципов сдержек и противовесов:
контроль со стороны совета директоров либо наблюдательного совета;
контроль со стороны лиц, не участвующих в повседневном управлении различными видами деятельности банка;
непосредственный контроль за различными направлениями деятельности банка;
наличие независимых функций управления рисками и внутреннего аудита.
Сложность ситуации с управлением рисками в банках стран с формирующимися рынками объясняется прежде всего низким уровнем корпоративного управления: серьезными конфликтами интересов и их неэффективным разрешением в рамках неразвитой системы правоприменения, неадекватным отношением советов директоров к проблеме управления рисками в системе внутреннего контроля (поверхностным пониманием сути вопроса и слабым надзорам за работой менеджеров обеспечивающих функционирование соответствующих служб), недостатками в раскрытии информации, малочисленностью национальных аудиторских служб, способных провести квалифицированный и независимый внешний аудит. Эффективное управление банковскими рисками и надлежащее корпоративное управление в банках, сегодня определяет устойчивость и эффективность (effective) деятельности отдельного банка и всей банковской системы.
В настоящее время в среде управленцев появился новый термин - «контролинг», основным принципом которого стало: «Уже сегодня делай то, о чем другие завтра будут только думать», что позволяет использовать самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов. Контролинг предусматривает: стратегическое планирование,
предвидение реального положения банка на рынке в перспективе, согласование оперативного и стратегического управления.
В реализации основной цели управления организационными рисками (risks) лежат «активные» и «пассивные» действия кредитных организаций. Само управление рисками как процесс может состоять из последовательной реализации следующих действий:
определение (идентификация) рисковых ситуаций и событий;
определение (идентификация) факторов, приводящих к возникновению рисковых ситуаций и событий;
определение причинно - следственных связей между самими факторами, а также между рисковыми событиями;
оценка вероятности появления тех или иных факторов и рисковых событий;
определение негативных последствий от возможного возникновения рискового события или рисковой ситуации;
оценка вероятности возникновения конкретных негативных последствий в случае возникновения рискового события или ситуации;
количественная (ущерб, потери), качественная (степень «катастрофичности» или «существенности») оценка негативных последствий возникновения рискового события или ситуации;
оценка степени «устранимости» возможного возникновения того или иного рискового события или ситуации;
установление и применение мер по устранению факторов (причин) возможного возникновения того или иного рискового события или ситуации («активное» регулирование);
выбор и применение традиционных способов (страхования, хеджирования) минимизации негативных последствий при возможном возникновении того или иного рискового события в случае невозмож-
ности полного устранения причин, приводящих к его возникновению.
Контролинг необходим в процессе учета рисков, обусловленных ликвидными позициями (активными), и рисков уменьшения рентабельности банка вплоть до неплатежеспособности. Управление рисками (management of risks) - неотъемлемая составная часть банковского менеджмента. Концепция ориентированного на доходность банковского менеджмента представляет собой систему управления, интегрирующую в себе как управление рентабельностью, так и управление рисками, схематически представлена на рисунке.
Основными этапами менеджмента рисков являют-
Рис. 1. Схема управления рисками.
ся: идентификация рисков; формирование их количественных характеристик, а также собственно управление рисками и контроль за эффективностью управления.
В рамках идентификации: собирается информация о рисках; выявляются принципиально измеряемые и неизмеряемые риски; определяются риски, которыми допустимо пренебречь.
Регулярный контроль за эффективностью управ-лениия рисками должен выявлять отклонения и анализировать их причины. Рассматриваются с одной стороны, структура рисков (соответствие фактической структуры запланированной структуре и причины расхождения), а с другой - результат (доход), в котором выделяются и анализируются ранее приводившиеся риски, рыночный и структурный результаты причин отклонений. Планируются мероприятия по реструктуризации деятельности банка для скрытых рисков и ограничения ущерба для неизбежных рисков.
Надзор является важным звеном для идентификации и управления банковскими рисками. Именно надзор призван стать важнейшим элементом общей системы банковского корпоративного управления.
Внутренний контроль можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в его деятельности. Он включает совокупность планов банка, используемых для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства. Внутренний контроль организационно представлен структурным подразделением банка и подчиняется его руководителю. Задачи внутреннего контроля включают проверку: правильности ведения синтетического и аналитического учета; своевременности отражения операций по счетам клиентов и банковским счетам; наличия материальных ценностей в натуре и т. д.
Корпоративное управление как система основанная на принципах и транспарентности, учитывает интересы и возможности каждого участника и включает оптимальные формы и методы их взаимодействия. Правильное использование системы корпоративного управления способствует минимизации негативных влияний на деятельность кредитных организаций.
Эффективное корпоративное управление способствует повышению конкурентоспособности на мировых финансовых рынках, дает возможность привлекать ресурсы с мирового рынка капитала, расширять деятельность кредитных организаций. Нынешний этап требует усиления внимания, к достоверности учета и отчетности, в том числе консолидированной, повышения транспарентности (transparency) в деятельности за счет расширения состава и оперативности публикуемой кредитными организациями информации о своей деятельности, в том числе интернет сайтах, разработки и внедрение стандартов корпоративной этики, качества банковской деятельности и механизмов контроля за их соблюдением. Особое внимание должно обращаться на качество разрабатываемых стандартов внедряемых в банковскую практику, одновременно не допуская роста неоправданной нагрузки на банки. Банковским институтам следует совершенствовать формы и методы раскрытия информации потребителям банковских услуг, в первую очередь населению; принимать участие в программах повышения финансовой грамотности населения.
Многочисленные исследования проведенные отечественными и зарубежными экономистами показывают прямое влияние корпоративного управления на результаты деятельности корпоративных структур. Например, выявлена значительная корреляция между качеством корпоративного управления и рыночной капитализацией активов.
Российским банкам особенно необходима система корпоративного управления, потому что она создает стандарты поведения, уменьшает неопределенность в понимании необходимости достойного поведения и принятия эффективных решений всеми участниками этого процесса.
Банковская сфера является особой частью экономики государства и объективно нуждается в высоком уровне корпоративного управления, освоением которого должны настойчиво заниматься банки, так и внешние органы управления: правительственные, надзорные, банковские ассоциации.
Список литературы:
1. Базельский комитет по банковскому надзору. Международная конференция измерения капитала и
стандартов капитала: новые подходы. Июнь 2004г. / Пер. с англ. Базель 2005г. № 50. с.22.
2. Карминский А. М. Контролинг в бизнесе. М.: Финансы и статистика. 2002г.
3. Ковалев В. В. Управление агентскими отношениями компании: Введении в проблему // Вестник. Санкт - Петербурского Университета. Серия 5. Экономика 2001г. Вып. 4. с. 67
4. Козлов А. Организационные риски // Аналитический банковский журнал. 2005г. 08(с. 123).
5. Корпоративное управление: Владельцы и наемные работники акционерного общества / Под . ред. М. Хасселя. М.: Джон Уайли энд Санз, 1996г. с.24.
6. Попова Л. В. Контролинг. М.: Дело и сервис, 2003г.
7. Сафаров А. Правильный контролинг: мнение практика // управленческий учет. 2006г. №1.
8. Уткин Э. А. Банковский маркетинг. М.: ИНФРА -М, 1995г.
9. Коллинз Ж. М., Руефли Т. В. Стратегический риск: Порядковый подход // Наука управление. издание 38 № 12. Декабрь 1992г. с.1707 - 1731.
10. Корпоративное управление преимущество для банковских организаций. Базельский комитет по банковскому надзору. Еще раз публикация. Февраль 2006г. Базель. с.4. - www.bis.org.
11. ОЭСР Принципы корпоративного управления.
Париж. Услуги публикации. 2004г. с. 111. -
www.oecd.org.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью аспиранта Белгородского Государственного Университета Соареш Э. А. “Влияние банковского надзора на повышение качества корпоративного управления в кредитных организациях”.
В статье в краткой форме раскрывается сущность и принципы корпоративного управления, объективная необходимость его внедрения в практику деятельности акционерных банков. Показана роль Базельского комитета в разработке концепции банковского корпоративного управления, приведены принципы ее реализации в современных условиях, которые положены в основу становление корпоративного управления в Российской банковской системе.
Раскрывая особенности корпоративного управления в банковском секторе, большое место уделено управлению рисками; механизму организации внутреннего контроля и проблемам банковского надзора, как инструмента повышения эффективности управления.
В целях повышения результативности банковского надзора в предупреждении рисков рекомендуется осваивать контролинг, как новое направление согласования текущего и стратегического управления рисками, приводится их состав и классификация.
Особое место обращено на механизм организации внутреннего контроля и необходимость учета интересов клиентов, а также разработку стандартов банковской деятельности, корпоративной этики, механизмов надзора и повышения транспарентности.
Подводя итоги, автор утверждает о влиянии корпоративного управления на результаты деятельности отдельного банка и банковского сектора страны в чем заинтересованы сами банки, клиенты, надзорные органы, банковские ассоциации и государство.
Статья носит теоретический характер и раскрывает отдельные аспекты содержания корпоративного управления, рекомендуется для открытой печати.
Профессор кафедры “Финансы и кредит ” Белгородского
Государственного Университета Герасимов В. Г.