ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Влияние аутсорсинга на экономическую безопасность туристических объектов Толкачева О. П.
Толкачева Ольга Петровна / Tolkacheva Olga Petrovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет подготовки финансово-экономических кадров, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с переводом туристических объектов на аутсорсинг. Автором проанализированы положительные и отрицательные стороны аутсорсинга и даны рекомендации для дальнейшего развития аутсорсинговых услуг в сфере туризма.
Ключевые слова: аутсорсинг, рыночные отношения, хозяйствующий субъект, туристская деятельность.
Туристская деятельность вносит значительный вклад в экономику страны, способствуя созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения, позволяя привлекать дополнительные средства в государственный бюджет, в том числе валютные, активизируя внешнеторговый оборот [1].
В современных условиях рыночные отношения характеризуются высокой конкуренцией и динамично развивающимися технологиями. В данных условиях хозяйствующим субъектам приходится задействовать все больше материальных ресурсов, а это, в свою очередь, ведет к возрастанию расходов. Руководству хозяйствующего субъекта приходится решать такие вопросы как: повышение эффективности работы, снижение издержек, улучшение качества производимой продукции, покупать или производить самостоятельно необходимые в производстве составляющие.
В последнее время одной из наиболее эффективных форм ведения бизнеса стал аутсорсинг, т. е., передача функций стороннему исполнителю.
Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка - «outsourcing» и означает «использование чужих ресурсов». Данное понятие стало использоваться в российских сферах относительно недавно, в основном в малом и среднем бизнесе.
К аутсорсингу не относятся все услуги, которые оказываются внешними исполнителями, а только те непрофильные для хозяйствующего субъекта, которые можно передать на длительное время.
В научной литературе в основном описывают два вида аутсорсинга [2]:
- производственный;
- бизнес-процессов.
Производственный аутсорсинг характеризуется передачей части производственных процессов (всего цикла производства аутсорсинговой компании) или продажей только части своих подразделений другим хозяйствующим субъектам, а затем взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга.
Аутсорсинг бизнес-процессов подразумевает передачу аутсорсинговой компании отдельных бизнес-процессов, которые для хозяйствующего субъекта являются непрофильными, такие как: логистика, маркетинг, реклама, бухгалтерский учет.
В сфере туризма аутсорсинг используется намного реже, чем, например, в других сферах экономики. Применение аутсорсинга в туристических организациях может способствовать повышению эффективности их деятельности, повышению экономической безопасности, что обеспечивает рост налоговых отчислений в
бюджеты различных уровней, способствует развитию смежных отраслей экономики, а также к повышению занятости населения.
Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта - это состояние наиболее эффективного использования внутренних ресурсов субъекта для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования его в настоящее время и в будущем [3].
Как уже говорилось выше, перевод на аутсорсинг сферы туризма может обеспечить ее экономическую безопасность.
Что же такое - аутсорсинг в сфере туризма?
Аутсорсинг в сфере туризма - это передача туристской организацией, являющейся заказчиком, специализированной фирме второстепенных функций и процессов.
В туризме передаются на аутсорсинг, помимо общих второстепенных услуг, еще и процессы по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Передаваемые процессы являются обеспечивающими основные, при этом не связаны напрямую с производством турпродукта.
Как же аутсорсинг в сфере туризма связан с экономической безопасностью в этой сфере?
Дело в том, что перевод второстепенных функций и процессов сторонней организации дает экономию средств туристической фирме, снижает себестоимость ее туристических услуг и, как следствие, дает больший процент прибыли в цене, а это ведет к стабильности туристической фирмы и, как следствие, ее экономическую безопасность.
Анализ аутсорсинга показал следующие преимущества:
а) возможность для руководства уделять больше внимания основному бизнесу хозяйствующего субъекта и не отвлекаться на управление второстепенными функциями;
б) возможность сократить расходы на содержание собственной бухгалтерии за счет отсутствия:
- заработной платы;
- пособий, отпускных, больничных;
- налогов с зарплаты;
- необходимости повышать квалификацию бухгалтера;
- затрат на покупку специальной бухгалтерской программы и ее регулярного обновления;
- иных расходов.
в) возможность получать профессиональные консультации в области бухгалтерского и налогового учета.
Таким образом, в сфере туризма используются различные виды аутсорсинга.
В заключение еще раз хочется отметить, что в настоящее время целями для применения аутсорсинговых услуг должны стать не только снижение доли издержек, но также повышение качества оказываемых услуг, повышение капитализации хозяйствующего субъекта, высвобождение ресурсов, расширение бизнеса, а также повышение имиджа хозяйствующего субъекта. Таким образом, аутсорсинговые услуги в области туризма способны не только качественно улучшить показатели по прибыли хозяйствующего субъекта, но и перевести его из числа выживающих к числу инвестирующих в новое развитие.
Литература
1. Толкачева О. П., Джобинашвили К. А. Особенности страхования в отрасли
туризма. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. Т. 51.
№ 3. С. 155-158.
2. Толкачева О. П. Анализ оптимизации ведения бухгалтерского учета при помощи аутсорсинга // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 4 (60). С. 140-148.
3. Толкачева О. П. Внутренний финансовый контроль в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта // International scientific review. 2015. № 8 (9). С. 37-38.
Оценка экономического эффекта от создания индустриальных (промышленных) парков в субъектах Российской Федерации Кулаченко Е. В.1, Задорожнев П. В.2
Кулаченко Екатерина Владимировна /Kulachenko Ekaterina Vladimirovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента;
2Задорожнев Павел Владимирович / Zadorozhnev Pavel Vladimirovich - магистрант, Институт управления и региональной экономики, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в статье рассматривается нынешнее состояние отечественной промышленности, изучаются существующие меры поддержки индустриальных парков со стороны Минпромторга России, а также оценивается экономический результат от создания и развития индустриальных (промышленных) парков в двух субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, индустриальный (промышленный) парк, объем промышленного производства, валовой региональный продукт.
Воздействие различных негативных факторов, таких как падение цен на нефть, девальвация рубля, введение санкций со стороны некоторых стран в отношении России (и как следствие возникновение ответных (защитных) мер) привели к дестабилизации отечественной экономики. Начиная с 2013 года, наблюдается заметный спад производства [7] (см. рис. 1).
108,0 Ю7,3
а
£ Ю6.0
2
| 104,0
>>
1 102,0
а>
&
м Ю0,0
S 98,0
о
Е 96,0
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Год
Рис. 1. Индексы производства Российской Федерации
Объем валового внутреннего продукта за последние три года (2012 - 2015) также значительно сократился [7] (см. рис. 2).