УДК 338
АУТСОРСИНГОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В
РОССИЙСКОЙ БИЗНЕС-СРЕДЕ
Г.И.Грекова, Е.И. Федотова
OUTSOURCING FORM OF BUSINESS STRUCTURES COOPERATION IN RUSSIAN BUSINESS
ENVIRONMENT
G.LGrekova, E.LFedotova
Институт экономики и управления НовГУ, [email protected]
Современный этап развития экономики характеризуется глубокими изменениями в традиционной системе взаимодействия предпринимательских структур. Существующие концептуальные подходы к развитию системы предпринимательства в целом предусматривают как выделение эффективных способов взаимодействия предпринимательских структур, так и методологию организации бизнес-пространства, способствующего их развитию. То же самое относится и к развитию конкретных форм взаимодействия хозяйствующих субъектов, функционирующих в российской экономике. Особый интерес представляет взаимодействие предпринимательских структур на основе аутсорсинга. В настоящее время он является одним из самых современных методов повышения эффективности и конкурентоспособности компаний.
Рассмотрено становление и развитие аутсорсинговых форм взаимодействия бизнес-структур в России, классифицированы виды аутсорсинга как современной формы взаимодействия российских предпринимательских структур, а также введен новый критерий их классификации по степени значимости для бизнеса конкретной группы процессов, подлежащих передаче в аутсорсинг.
Ключевые слова: предпринимательские структуры, взаимодействие, формы взаимодействия, аутсорсинг, конкурентоспособность
The present stage of economic development is characterized by profound changes in the traditional system of business structures cooperation. Existing conceptual approaches to business system development include, on the whole, the selection of effective ways of business structures cooperation and the methodology of organization of business environment, which contributes to their progress. The same applies to the development of certain forms of cooperation of economic entities functioning in the Russian economy. The business structures cooperation on the basis of outsourcing deserves particular interest. Nowadays it is one of the most actual methods of increasing business efficiency and competitiveness.
The article considers the formation and development of outsourcing forms of business structures cooperation in Russia, the classification of types of outsourcing as a modern form of Russias' business structures cooperation, and also introduces a new criterion for their classification according to importance of business processes in outsourcing. Keywords: business structures, cooperation, forms of cooperation, outsourcing, competitiveness
В последние годы в России явно проявилась тенденция к нарастанию взаимосвязанности и взаимозависимости предпринимательских структур в процессе их хозяйственной деятельности. Исследуя происходящие изменения, экономисты в своих научных публикациях широко используют категории «кооперация» и «интеграция». Следует отметить, что в различных областях знаний существует достаточно много трактовок указанных дефиниций, однако зачастую при их сущностном определении отсутствует терминологическая точность, нередко их используют даже как синонимы. На взгляд авторов, кооперационное взаимодействие предшествует процессам интеграции и представляет собой одну из базовых предпосылок их появления. В общем виде под экономической интеграцией подразумевается расширение и углубление связей между субъектами хозяйствования, усиление их взаимозависимости и взаимовлияния, приводящие в конечном итоге к их объединению. Более точной, по мнению авторов, является трактовка экономической интеграции как процесса взаимодействия хозяйствующих субъектов, результатом которого является сближение, приводящее к взаимному проникновению (переплетению) их функциональных областей деятельности (производственных, производственно-сбытовых, инновационных, производственно-финансовых), имеющихся ресурсов, а также
управленческих потенциалов в единую экономическую систему, функционирующую на принципах партнёрства и сотрудничества. Основной целью экономической интеграции является повышение эффективности деятельности интегрирующихся субъектов.
Развитие интеграционных процессов, являясь общемировой тенденцией, обусловило трансформацию замкнутого, классического типа функционирования экономических акторов в открытые бизнес-системы на основе сбалансированных партнёрских отношений, что способствует росту потенциала бизнеса, повышению его деловой активности, появлению ранее малоиспользуемых способов встраивания в конкурентную среду путем формирования гибридных форм организации взаимодействия бизнес-структур и появляющихся современных организационно-правовых форм предпринимательства [1].
Эволюция форм взаимодействия бизнес-структур в результате интеграционных процессов начинается с таких простейших (исходных) форм, как взаимодействие предпринимательских структур на кооперационной основе и на основе субподряда. При кооперационном взаимодействии фирма приобретает у контрагентов готовые изделия (детали, узлы, агрегаты), а при субподряде оказываются внешние по отношению к фирме услуги — выполнение отдельных технологических процессов или операций. В совре-
менной российской экономике подобные формы бизнес-взаимодействия получили достаточно широкое распространение, так как специализация компаний и лежащее в их основе разделение труда приводят к значительному повышению эффективности всех взаимодействующих сторон. Именно субподрядные договора позволяют специализированному малому бизнесу включаться в сферу взаимоотношений с крупным бизнесом.
Особый интерес представляет взаимодействие предпринимательских структур на основе аутсорсинга. В настоящее время он является одним из самых современных методов повышения эффективности и конкурентоспособности компаний.
Название «аутсорсинг» («outsourcing») берет свое начало от английского словосочетания «outside resource using», означающего «использование внешних ресурсов». Международная бизнес-практика трактует этот термин как управленческое решение компании, суть которого заключается в передаче определенных функций или видов деятельности, которые раньше выполнялись самой компанией, внешней по отношению к данной компании специализированной фирме или, как принято говорить, «третьей стороне». Широкое распространение в хозяйственной практике зарубежных стран аутсорсинг получил примерно в последней четверти двадцатого века.
Для российского рынка аутсорсинг является относительно новой формой взаимоотношений компаний. Еще десятилетие назад в российской экономике в качестве потребителей услуг аутсорсеров выступали в подавляющем большинстве представительства зарубежных компаний, а также совместные предприятия, а в настоящее время подобные услуги все чаще оказываются российским компаниям [2].
Аутсорсинг рассматривается авторами как передача внешнему подрядчику отдельных бизнес-процессов компании или их частей. В качестве предмета аутсорсинга могут выступать практически все бизнес-процессы.
Однако в соответствии с традиционным подходом, все бизнес-процессы подразделяются на две основных группы — «основные» и «вспомогательные», стороннему подрядчику, как правило, передаются нестратегические (незначимые) процессы. Осуществляя производственную деятельность, любая фирма должна осуществлять вложения не только в свой профильный бизнес, но и в так называемые непрофильные активы, которые хоть и не приносят прибыли, но являются жизненно необходимыми для осуществления бесперебойного воспроизводственного процесса. И чем крупнее бизнес, тем больше финансовые затраты, растет обслуживающий персонал, а также увеличиваются нагрузки на менеджеров, связанные с организацией и управлением неосновной деятельностью. Таким образом, содержать непрофильные активы, обеспечивая высокое качество их функционирования, занятие не только дорогостоящее, требующее существенных финансовых затрат, но и отнимающее много времени и сил у менеджмента компании.
Аутсорсинг является эффективным инструментом конкуренции. Однако конкурентные преимуще-
ства компании аутсорсинг обеспечивает в том случае, когда начинает проявляться синергетический эффект. Это происходит в том случае, когда эффективность функционирования комплекса непрофильных активов, переданных в аутсорсинг, увеличивается настолько, что превышает их эффективность при работе в рамках собственной компании.
Преимущества передачи бизнес-структурам непрофильных активов на аутсорсинг состоят в следующем:
1) сокращаются операционные издержки, при этом менеджмент все усилия концентрирует на профильных видах деятельности, не отвлекаясь на непрофильные;
2) оптимизируется численность персонала и, как следствие, часть операционных издержек переходит из категории постоянных в переменные;
3) минимизируются финансовые риски;
4) появляется возможность перераспределения внутренних ресурсов компании на приоритетные процессы, которые являются источниками роста стоимости компании (например, инвестирования в совершенствование основных бизнес-процессов);
5) специализированные аутсорсинговые компании получают возможность использовать передовой зарубежный опыт в организации и управлении непрофильными видами деятельности;
6) внедрение и расширение использования аутсорсинга российскими компаниями является существенным фактором развития взаимоотношений с иностранными компаниями и инвесторами, поскольку увеличивается рыночная и инвестиционная привлекательность российских бизнес-структур.
Развитие аутсорсинговых форм взаимодействия в России, как и в других странах, берет свое начало в сфере информационно-коммуникационных технологий. В конце XX в. их бурное развитие поставило фирмы перед необходимостью на порядок увеличить свое инвестирование, так как значительные средства нужно было вкладывать не только в дорогостоящее и очень быстро устаревающее ГГ-оборудование, новое программное обеспечение, но и на привлечение для их обслуживания квалифицированных специалистов.
В дальнейшем аутсорсинг бизнес-процессов стал включать в себя все больше и больше второстепенных функций. В результате в России стал формироваться производственно-хозяйственный аутсорсинг — одно из направлений, уже давно освоенное в мировой хозяйственной практике, к которому относятся эксплуатация объектов недвижимости, услуги по клинингу, питанию работников, транспортные услуги (или управление парком транспортных средств компании), логистика, управление персоналом, услуги внутреннего аудита, бухгалтерские услуги и др.
Актуальность, а также вероятность использования бизнес-структурой аутсорсинга в первую очередь зависят от значимости для неё конкретных групп основных и вспомогательных процессов. Все производственные процессы компании по степени их значимости для неё подразделяются на следующие группы.
Таблица
Классификация и характеристика видов аутсорсинга
Критерий Вид аутсорсинга Характеристики
Степень участия в аутсорсинг-проекте фирмы-аутсорсера [3] Частичный В выполнение работ наряду с ресурсами аутсорсера включены внутренние ресурсы фирмы-клиента Аутсорсер берет на себя ответственность за: — качественное выполнение определенных функций, видов работ или отдельных технологических процессов; — сокращение несистематических рисков; — подбор оптимально возможных решений
Полный В выполнение работ вовлечены только ресурсы аутсорсера Аутсорсер в полной мере отвечает за: — обеспечение собственными ресурсами взятых на себя работ; — приоритетность стандартных решений; — сокращение издержек выполняемых работ (услуг); — усовершенствование технологий выполняемых работ
Значимость конкретной группы процессов Значимые неосновные процессы Бухгалтерский и налоговый учет Управление поставками Управление персоналом и администрирование Управление претензиями, биллинг Управление ГТ-технологиями
Незначимые неосновные процессы Уборка, содержание территорий, коммунальное обслуживание Организация питания работников компании Услуги прачечной/химчистки и др.
Незначимые основные процессы Разработка стратегии Управление брендами и маркетингом Выстраивание клиентских отношений Разработка технологий продаж Патенты и технологии Отдельные функции, операции и части производственного процесса
Направление экономической деятельности Информационно-технический (ГТ) Абонентское обслуживание компьютеров Анализ информационных потребностей клиентов и поиск оптимальных решений Консультирование по типам и конфигурациям компьютерных, телефонных технических систем и программного обеспечения
Кадровый (ИЯ) Управление персоналом Оформление трудовых отношений с работником Регулирование рабочего времени и времени отдыха Консультации относительно всевозможных налоговых и социальных начислений, компенсаций, командировочных, отпускных и премиальных выплат
Бухгалтерский и налоговый Разработка учетной политики Ведение бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерское обслуживание, подготовка отчетности и документации Налоговое консультирование, налоговый аудит, оптимизация налогообложения, налоговое планирование, ведение налоговых споров Правовая экспертиза нормативных актов налоговых органов
Юридический Подготовка, анализ и правовая экспертиза документов Консультации по правовым вопросам (устные, письменные, онлайн) Разработка правил внутреннего трудового распорядка, штатного расписания, положения о защите персональных данных, договоров о материальной ответственности, положения об оплате труда и премировании, иных локальных актов Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Произв одств енный Передача в аутсорсинг части производственной цепочки создания стоимости
Хозяйственный Эксплуатация объектов недвижимости, клининговые услуги, организация питания персонала компании, услуги прачечной/химчистки, управление транспортным парком предприятия, логистика, снабжение
Незначимые неосновные процессы:
— уборка офисов и производственных помещений, содержание территорий;
— организация питания сотрудников;
— прачечная / химчистка.
Процессы, включенные в данную группу, в настоящее время чаще всего передаются в аутсорсинг, и нет никаких оснований как показывают исследования предполагать, что эта тенденция изменится в ближайшем будущем.
2. Значимые неосновные процессы:
— бухгалтерский учет;
— управление поставками;
— управление человеческими ресурсами / ад-
министрирование;
— управление претензиями, биллинг.
Исследования свидетельствуют, что на сегодняшний день использование аутсорсинга для этой группы процессов достаточно умеренно, однако с развитием данной формы взаимодействия российских бизнес-структур с течением времени оно возрастает.
3. Незначимые основные процессы:
— управление брендами, маркетинговые услуги;
— клиентские отношения;
— продажи;
— разработка стратегии;
— патенты и технологии.
Необходимо учитывать, что в данной группе объединены процессы, являющиеся ключевыми (базовыми) компетенциями компаний, которые крайне редко передаются в аутсорсинг, тем не менее, в последние годы здесь стала заметна положительная динамика. В современных условиях появляется возможность передать в аутсорсинг даже часть цепочки создания стоимости в рамках осуществляемого производственного процесса. Однако следует помнить, что для передачи на аутсорсинг какой-либо из ключевых компетенций необходимо, чтобы между взаимодействующими сторонами были сформированы действительно партнёрские взаимоотношения на долгосрочной стратегической основе.
Для того, чтобы аутсорсинг не превратился в примитивную куплю-продажу услуг, необходимо четко определить, какие из компетенций для компании являются ключевыми в настоящее время или могут стать таковыми в ближайшем будущем, а также выделить те процессы, передача которых в аутсорсинг возможна. В соответствии с теорией фазовой трансформации бизнеса (ФТБ), предприниматели, ведущие бизнес с максимальным применением аутсорсинга, не должны передавать третьей стороне значимые основные процессы в аутсорсинг.
Таким образом, переход на аутсорсинг представляет собой не только форму взаимодействия предпринимательских субъектов, но и стратегию, направленную на повышение прибыльности и конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе. В случае применения аутсорсинга компания получает возможность сконцентрировать ресурсы на профильном бизнесе и не заниматься построением и поддержкой не связанной с ним инфраструктуры.
Авторами выделяются следующие критерии классификации видов аутсорсинга (табл.). Важнейшим положительным результатом для компании, использующей аутсорсинг, является возможность увеличения её прибыльности, так как снижаются издержки по обслуживанию бизнес-процессов, переданных на аутсорсинг. Также повышается качество, поскольку компания аутсорсер берет на себя ответственность и предоставляет гарантии за качественное выполнение взятых на себя обязательств. Кроме того, компании, специализирующиеся на аутсорсинговых услугах, систематически и оперативно изучают новые разработки и разнообразные инновации и, таким образом, у них появляется возможность использовать передовой отечественный и зарубежный опыт, внедряя новшества в собственное производство, что, бесспорно, положительно сказывается на конкурентоспособности компаний, пользующихся их услугами.
Однако наряду с преимуществами у компании, которая использует аутсорсинговую форму взаимодействия, могут возникнуть и серьезные угрозы для её функционирования в результате возможной утечки важной информации при передаче значительного количества ключевых функций компании-аутсорсеру.
Тем не менее, на взгляд авторов, аутсорсинг является одной из перспективных форм взаимодействия бизнес-структур. Методология аутсорсинга последовательно развивается вместе с развитием систем управления и находит отражение во всех современных типах организационных структур [4]. Увеличение количества аутсорсинговых компаний представляет собой дальнейшую специализацию в российской экономической сфере, а также более тонкую настройку отечественного предпринимательства на целевые сегменты рынка. Таким образом, в России постепенно создается инфраструктура, позволяющая более свободно выбирать внешние пути решения внутренних проблем.
1. Фихтнер О. А. Концептуальное видение сущности и перспектив сетевого развития российского бизнес-пространства // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Экономические науки. 2014. № 82. С. 22-27.
2. Курбанов А^., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика. М.: ИНФРА-М, 2014. 112 с.
3. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 320 с.
4. Курбанов А. Аутсорсинг-проект: специфика реализации // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 5. С. 86-87.
References
1. Fikhtner O.A. Kontseptual'noe videnie sushchnosti i perspek-tiv setevogo razvitiia rossiiskogo biznes-prostranstva [Conceptual vision of the main points and prospects of network development of the Russian business space]. Vestnik Nov-GU. Ser. Ekonomicheskie nauki — Vestnik NovSU. Issue: Economic Sciences, 2014, no. 82, pp. 22-27.
2. Kurbanov A.Kh., Plotnikov V.A. Autsorsing: istoriia, me-todologiia, praktika [Outsourcing: history, methodology, practice]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014. 112 p.
3. Anikin B.A., Rudaia I.L. Autsorsing i autstaffing: vysokie tekhnologii menedzhmenta [Outsourcing and outstaffing: high technology management]. Study guide. Moscow, INFRA-M Publ., 2009. 320 p.
4. Kurbanov A. Autsorsing-proekt: spetsifika realizatsii [The outsourcing project: specificity of implementation]. Problemy teorii i praktiki upravleniia, 2012, no. 5, p. 86-87.