Научная статья на тему 'Влияние актов международного права и законодательства зарубежных государств на публично-правовое регулирование отношений государственно-частного партнерства в России'

Влияние актов международного права и законодательства зарубежных государств на публично-правовое регулирование отношений государственно-частного партнерства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / международные организации / модельное законодательство / международные стандарты / международное регулирование / зарубежная практика / публично-правовое регулирование / принципы / public-private partnership / international organizations / model legislation / international standards / international regulation / foreign practice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ушаков Руслан Михайлович

Цель исследования. В статье анализируются особенности влияния международного права и зарубежного национального законодательства на формирование публично-правовых основ государственно-частного партнерства в России, прежде всего в условиях деятельности России в рамках СНГ. Выводы. По результатам исследования сделан вывод о том, что выработка на уровне международных организаций правовых рекомендаций и модельных актов в сфере государственно-частного партнерства, в том числе рассматривающих государственно-частное партнерство как средство достижения целей устойчивого развития, способно упростить и ускорить правотворческие процессы в государствах-участниках, одновременно обеспечивая гармонизацию национального законодательства и унификацию правовых систем сотрудничающих государств. Обосновано, что в целях унификации публично-правового регулирования на территории Содружества Независимых Государств в законодательство о государственно-частном партнерстве России и иных государств-участников следует инкорпорировать систему принципов государственно-частного партнерства из модельного закона СНГ «О публично-частном партнерстве» (2014 г.). В отличие от ряда зарубежных государств (Германии, Франции, Великобритании), в которых практика государственно-частного партнерства имеет давний опыт и сформирован устоявшийся подход к его правовому регулированию, не предполагающий коренных изменений, в современной России, в силу быстрого развития рыночных отношений, в последние десятилетия осуществляется активная разработка концептуальных основ публично-правового регулирования государственно-частного партнерства, совершенствование соответствующего законодательства и развитие практики его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Acts of International Law and Legislation of Foreign Countries on the Public Legal Regulation of Public-private Partnership Relations in Russia

Purpose of the study. The article analyzes the features of the influence of international law and foreign national legislation on the formation of the public legal foundations of public-private partnerships in Russia, primarily in the context of Russia’s activities within the CIS. Conclusions. Based on the results of the study, it was concluded that the development at the level of international organizations of legal recommendations and model acts in the field of public-private partnerships, including those that consider public-private partnerships as a means of achieving sustainable development goals, can simplify and speed up law-making processes in statesparticipants, while simultaneously ensuring the harmonization of national legislation and the unification of the legal systems of cooperating states. It is substantiated that in order to unify public legal regulation on the territory of the Commonwealth of Independent States, the system of principles of public-private partnership from the CIS model law «On Public-Private Partnership» (2014) should be incorporated into the legislation on public-private partnerships of Russia and other member states. Unlike a number of foreign countries (Germany, France, Great Britain), in which the practice of publicprivate partnership has a long history and an established approach to its legal regulation has been formed, which does not imply fundamental changes, in modern Russia, due to the rapid development of market relations, in In recent decades, there has been an active development of the conceptual foundations of public legal regulation of public-private partnerships, improvement of relevant legislation and development of the practice of its application.

Текст научной работы на тему «Влияние актов международного права и законодательства зарубежных государств на публично-правовое регулирование отношений государственно-частного партнерства в России»

УДК 34 ГРНТИ 10.17

EDN: EKVMRE

Влияние актов международного права и законодательства зарубежных государств на публично-правовое регулирование отношений государственно-частного партнерства в России

©Ушаков Руслан Михайлович Российский университетдружбы народов им. Патриса Лумумбы, г. Москва, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. В статье анализируются особенности влияния международного права и зарубежного национального законодательства на формирование публично-правовых основ государственно-частного партнерства в России, прежде всего в условиях деятельности России в рамках СНГ. Выводы. По результатам исследования сделан вывод о том, что выработка на уровне международных организаций правовых рекомендаций и модельных актов в сфере государственно-частного партнерства, в том числе рассматривающих государственно-частное партнерство как средство достижения целей устойчивого развития, способно упростить и ускорить правотворческие процессы в государствах-участниках, одновременно обеспечивая гармонизацию национального законодательства и унификацию правовых систем сотрудничающих государств. Обосновано, что в целях унификации публично-правового регулирования на территории Содружества Независимых Государств в законодательство о государственно-частном партнерстве России и иных государств-участников следует инкорпорировать систему принципов государственно-частного партнерства из модельного закона СНГ «О публично-частном партнерстве» (2014 г.). В отличие от ряда зарубежных государств (Германии, Франции, Великобритании), в которых практика государственно-частного партнерства имеет давний опыт и сформирован устоявшийся подход к его правовому регулированию, не предполагающий коренных изменений, в современной России, в силу быстрого развития рыночных отношений, в последние десятилетия осуществляется активная разработка концептуальных основ публично-правового регулирования государственно-частного партнерства, совершенствование соответствующего законодательства и развитие практики его применения.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, международные организации, модельное законодательство, международные стандарты, международное регулирование, зарубежная практика, публично-правовое регулирование, принципы.

Для цитирования: Ушаков Р. М. Влияние актов международного права и законодательства зарубежных государств на публично-правовое регулирование отношений государственно-частного партнерства в России // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 6. С. 40-46. Е01\1: ЕКУ1ШЕ

The Influence ofActs of International Law and Legislation of Foreign Countries on the Public Legal Regulation of Public-private Partnership Relations in Russia

©Ruslan M. Ushakov

Peoples' Friendship Universityof Russia named after Patrice Lumumba, Moscow, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Abstract. Purpose of the study. The article analyzes the features of the influence of international law and foreign national legislation on the formation of the public legal foundations of public-private partnerships in Russia, primarily in the context of Russia's activities within the CIS. Conclusions. Based on the results of the study, it was concluded that the development at the level of international organizations of legal recommendations and model acts in the field of public-private partnerships, including those that consider public-private partnerships as a means of achieving sustainable development goals, can simplify and speed up law-making processes in states- participants, while simultaneously ensuring the harmonization of national legislation and the unification of the legal systems of cooperating states. It is substantiated that in order to unify public legal regulation on the territory of the Commonwealth of Independent States, the system of principles of public-private partnership from the CIS model law «On Public-Private Partnership» (2014) should be incorporated into the legislation on public-private partnerships of Russia and other member states. Unlike a number of foreign countries (Germany, France, Great Britain), in which the practice of public-private partnership has a long history and an established approach to its legal regulation has been formed, which does not imply fundamental changes, in modern Russia, due to the rapid development of market relations, in In recent decades, there has been an active development of the conceptual foundations of public legal regulation of public-private partnerships, improvement of relevant legislation and development ofthe practice of its application.

Keywords: public-private partnership, international organizations, model legislation, international standards, international regulation, foreign practice.

For citation: Ushakov R. M. The Influence of Acts of International Law and Legislation of Foreign Countries on the Public Legal Regulation of Public-private Partnership Relations in Russia // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 6. P. 40-46. (in Russ.) EDN: EKVMRE

ВВЕДЕНИЕ

Государственно-частное партнерство (PublicPrivate Partnership, далее—ГЧП) является одним из общепризнанных средств в достижении целей устойчивого развития (да-лее—ЦУР), одновременно с этим на национальном уровне ГЧП выступает ключевым стимулом развития экономики. Подобные обстоятельства предопределяют значимость ГЧП и отнесение его к сфере международных и национальных интересов, что обосновывается в юридической доктрине при проведении сравнительного исследования международно-правовых актов и нормативных правовых актов государств в сфере ГЧП. В частности, в науке на основании анализа нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление ГЧП в развитых странах, отмечается наличие дифференциации подходов к формированию системы законодательства в области ГЧП и форм его применения. При этом несмотря на то, что российское законодательство в области ГЧП в целом отвечает мировым стандартам, практика его применения при реализации отдельных проектов ГЧП далека от опыта развитых стран (Егоров, Минина, 2018:112).

Одновременно с этим анализ мировой практики внедрения ГЧП в системы национального законодательства свиде-

тельствует о наличии ряда проблем в исследуемой области: в частности, успешное развитие ГЧП напрямую зависит от эффективности построения организационно-правового механизма согласования государственных и частных интересов и практического обеспечения их взаимодействия как в общем виде, так и применительно к отдельным сферам экономики. В данных условиях особой значимостью обладает вовлечение международных организаций в регулирование отношений по взаимодействию государства с частными инвесторами, поскольку для формирования гармоничной и эффективной национальной публично-правовой основы ГЧП, соответствующей лучшим мировым стандартам, целесообразна выработка международно-правовой базы ГЧП, выступающей результатом деятельности международных организаций по разработке правовых рекомендаций и соответствующих модельных актов. Значимым также является изучение зарубежного опыта публично-правового регулирования государственно-частного партнерства в той мере, в которой оно позволяет выявить современные тенденции и особенности его развития в зависимости от правовой системы государства и определить возможности для развития правового регулирования государственно-частного партнерства в России.

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЧП В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Формирование ГЧП как инструмента рыночной экономики на территории России закономерно приходится на постсоветский период коренных преобразований во всех сферах общества. В условиях становления нового законодательства и недостаточности опыта в сфере организации публично-правового регулирования государственно-частного взаимодействия в целом [Шуленина, Ваяс, 2012: 72] необходимая практика закономерно была перенята Россией у западных стран, прежде всего относящихся к рома-но-германской правовой семье. В частности, например, во Франции именно концессионное соглашение выступает основной договорной формой реализации ГЧП, при этом оно является по французскому законодательству административным договором [Гоосен, 2019: 79] и регулируется, прежде всего, нормами административного права, в частности, ст. 5 Кодекса административных обязательств (Code des Obligations de l'Administration)1 применительно к институту общественных услуг (service public) и делегирования оказания общественных услуг (delegation de service public). В целом, базовые подходы к организации ГЧП на территории Франции ограничены его рассмотрением как взаимодействия публичного и частного субъекта на контрактной основе, содержание которого состоит в поручении публичной стороной частному партнеру проведения комплексной работы по строительству, перепланировке, ремонте, обслуживанию или управлению в течение установленного периода в отношении объекта, имеющего повышенную социальную значимость [Мерзлов, 2021: 24-25]. В целях поддержки практики ГЧП на территории страны функционирует Центр поддержки ГЧП (РРР Support Service (FIN INFRA), структурно относящийся к Министерству финансов Франции [Saussier, 2012: 82] и финансируемый исключительно за счет государственного бюджета. Возможность использования государственных гарантий в проектах ГЧП при этом французское законодательство не предусматривает. В качестве очевидного достоинства модели ГЧП, реализуемой во Франции, в науке и практике справедливо определяют прозрачность установленных процедур [Мерзлов, 2021: 29], что обеспечивает высокие показатели эффективности ГЧП для бюджета.

В немецкой модели ГЧП преобладающей формой также выступает концессионное соглашение с его широкой научно-методической поддержкой со стороны государства, направленной на повышение эффективности механизма реализации ГЧП [Гоосен, 2019: 84]. ГЧП в законодательстве Германии (§ 54 Закона об административных процедурах (Verwaltungsverfahrensgesetz))2 раскрывается с позиции рассмотрения его как формы долгосрочного взаимодействия правительства и частных компаний, связанной с реализацией капиталоемких инфраструктурных проектов [Мерзлов, 2021: 62]. В настоящее время в условиях высокого уровня экономической конкурентоспособности страны, наличия эффективного института банкротства и иных факторов ГЧП в Германии активно развивается. Особенностями обладают условия финансирования проектов ГЧП, которое осущест-

1 Code des Obligations de l'Administration // URL: https://docs.google. com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=bWFyY2hlcylwdWJsaWNzLWFmcmlx dWUuY29tfGlhcmNoZXMtcHVibGljcylhZnJpY2FpbnN8Z3g6NTJhM2Uw MDNkODBmZTgwNg (дата обращения: 12 декабря 2023 г.).

2 Verwaltungsverfahrensgesetz // URL https://www.gesetze-im-internet. de/vwvfg/_54.html (дата обращения: 12 декабря 2023 г.).

вляется, как правило, двумя путями: посредством проектного финансирования, где основными инструментами финансирования выступают банковские кредиты и облигации, и посредством форфейтинга [Daube, 2007: 2]. В отличие от французского законодательства, законодательство ФРГ предусматривает многоступенчатую проработку подготовки и реализации ГЧП, включающую в себя расчет экономической и бюджетной эффективности конкретного проекта ГЧП, определение модели взаимодействия, организация и проведение конкурса, реализация проекта ГЧП и последующий контрольза соблюдением условий его осуществления.

В Великобритании отсутствует обширное законодательное регулирование ГЧП. Казначейство ее Величества и иные органы государственной власти издают руководящие принципы осуществления ГЧП, которые являются обязательными для реализации соответствующих проектов, кроме того, издаются рекомендуемые проекты соглашений о ГЧП [Dufficy, 2010: 143].

При этом подход Великобритании к публично-правовому регулированию ГЧП является достаточно централизованным, создаются подразделения, которые регламентируют применение ГЧП на территории страны. В частности, Закон об органах местного самоуправления от 27.07.1999 г. (Local Government Act) наделяет данные органы компетенцией по реализации проектов ГЧП3. Профильным для сферы ГЧП управленческим органом является Отдел по вопросам политики в сфере государственно-частного партнерства, функционирующий в рамках Казначейства Соединенного Королевства (РРР policy team)4. Популярной формой взаимодействия публично-правовых образований с частными фирмами выступает сдача активов компаний в аренду государству. Данным отношениям предшествует заключение между государством и частной компанией соответствующего договора [Сазонов, 2013: 164].

Следует отметить, что в отличие от указанных зарубежных государств, в которых практика государственно-частного партнерства имеет давний опыт и сформирован устоявшийся подход к его правовому регулированию, не предполагающий коренных изменений, в современной России, в силу быстрого развития рыночных отношений, в последние десятилетия осуществляется активная разработка концептуальных основ публично-правового регулирования государственно-частного партнерства, догоняющее совершенствование соответствующего законодательства и развитие практики его применения, что показывает ощутимые результаты.

Полагаем, что для совершенствования публично-правового регулирования ГЧП в России следует создать новый орган государственной власти либо структурное подразделения в составе существующего (например, в рамках Министерства экономического развития Российской Федерации или Министерства промышленности и торговли Российской Федерации), на который будут возложены функции по выработке и реализации государственной политики в сфере ГЧП как косвенной формы государственного управления. В этой связи соответствующий опыт Великобритании является ориентирующим.

3 Local Government Act, 27th July 1999 (Chapter 27) // URL: https://www. legislation.gov.uk/ukpga/1999/27/introduction (дата обращения: 12 декабря 2023 г.).

4 Отдел по вопросам политики в сфере государственно-частного партнерства // URL: http://www.hm-treasury.gov.uk/ (дата обращения: 12 декабря 2023 г.).

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АКТАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Следует определить содержание используемой терминологии. В соответствии с нормами российского законодательства, закрепленными в положениях ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон о ГЧП), как ГЧП рассматривается сотрудничество публичного и частного партнера, основанное на объединении ресурсов и распределение рисков между договаривающимися сторонами, оформленное соответствующим срочным соглашением о ГЧП5. При этом в российской практике формы ГЧП могут носить разнообразный характер, одними из наиболее распространенных из которых, помимо соглашения о ГЧП, являются концессионные соглашения.

В свою очередь, международная юридическая доктрина ГЧП включает в себя совокупность образцов его правового регулирования, носящих рекомендательный характер и направленных на оказание содействие государствам при формировании национального законодательства в сфере ГЧП. Перечень подобных актов достаточно обширен, следует указать ключевые. В частности, Руководство ЮНИДО (учреждение системы ООН) по развитию инфраструктуры через проекты ВОТ (built, operate, transfer) (UNIDO Guidelines for Infrastructure Development through ВОТ Projects), принятое в 1996 г., является одним из первых актов, сформулировавшим международные принципы ГЧП и определившим их путем установления рекомендуемой структуры проектов ГЧП и этапов данного сотрудничества6. На уровне ООН также приняты Типовые законодательные положения ЮНСИТРАЛ по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников7, в которых приведены рекомендации национальным законодателям об установлении рамок, благоприятных для реализации проектов ГЧП. В основополагающих актах Европейского союза—Зеленой книге по государственно-частному партнерству и Общественном законе о контрактах с государством и концессиях (The Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions)8, принятых в 2004 г., Руководстве по успешным государственно-частным партнерствам (Guidelines for Successful Public-Private Partnerships), принятом в 2003 г.9, отмечается, что ГЧП основано на использовании известных договорных форм, в том числе концессий. ГЧП рассматривается через «партнерство между государственным и частным секторами с целью осуществления проекта или оказания услуги, традиционно предоставляемой

5 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (в ред. от 29.12.2022) «О государственно-частном партнер-стве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.

6 UNIDO Guidelines for Infrastructure Development through Bulld-Operate-Transfer (ВОТ) Projects // URL: https://open.unldo.org/apl/ documents/4808368/download/UNID0 (дата обращения: 01.11.2023).

7 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventlons/pdf/ annexl-r.pdf.

3 Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions // Commission of the European Communities. Brussels, 2004.

9 URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/guides/

ppp_en.pdf (дата обращения: 01.12.2023).

государственным сектором»10. Таким образом, концептуально сущность ГЧП раскрывается в указанных документах с позиции его рассмотрения через взаимодействие публичных структур с частным сектором, выраженном в различных договорных формах.

РОЛЬ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В науке недостаточным образом исследованы вопросы роли и функций международных организаций в сфере ГЧП, должным образом не определено содержание их взаимодействия с государствами-участниками. Значимый вклад в изучение обозначенных аспектов темы внесен C.B. Мас-ловой, рассматривавшей в своих работах перспективы участия международных организаций в регулировании ГЧП, понятие международных стандартов в области ГЧП и особенности правового регулирования трансграничных отношений [Маслова, 2021: 1-10]. Автором обосновывается факт формирования современных международных стандартов ГЧП, включающих в себя как положения о рекомендуемом правовом регулировании объектов ГЧП, способах его финансирования, процедуре разрешения споров, так и иные аспекты, имеющие особое значение для повышения эффективности ГЧП [Маслова, 2021: 20-21]. При этом следует признать, что роль международных стандартов в формировании международного регулирования ГЧП является вспомогательной в той мере, в которой они носят ориентирующий характер для систем национальных законодательств в отсутствие единого международного модельного правового акта, направленного на унификацию и оказание регулирующего воздействия.

Представляется, что значимость международного модельного нормотворчества в целях правовой унификации в сфере ГЧП в настоящее время объективно обусловлена потребностью в развитии сотрудничества государств, а также наличии различий в правовом регулировании ГЧП на уровне национальных правовых систем. Модельный правовой акт, содержащий принципы международного партнерства, является своеобразным «мостом» между международным и национальным законодательством, его нормы зачастую имеют рекомендательный характер, за исключением императивных норм, признаваемых в порядке добровольных самообязательств. При определении дефиниции международной модельной нормы возможно исходить из позиции Ю.С. Безбородова, полагающего о ее сущности как нормы, «управомочивающей или обязывающей государства разработать и принять правовой акт или отдельные нормы определенного ею содержания» [Безбородое, 2003: 9]. Таким образом, предполагается, что в структуру международной модельного акта (нормы) в сфере ГЧП включаются два элемента — предлагаемая модель правового акта или правовой нормы и непосредственно право или обязанность государств принять соответствующий правовой акт или воспринять соответствующие нормы, в результате чего данный модельный акт (норма) позволяет определить будущее поведение участников правоотношений.

Отдельными учеными широко критикуются системы модельного законодательства на примере некоторых между-

10 Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on

Public Contracts and Concessions // Commission of the European

Communities. Brussels, 2004.

народных организаций, прежде всего—Содружества независимых государств (далее—СНГ), принявшего за период своего существования более 280 модельных закона, а также целый ряд рекомендаций, заявлений, деклараций и обращений, связанных с различными сферами общественных отношений [Москалькова, 2012: 6]. В частности, подобная позиция обосновывается Е.В. Шестаковой, которая при исследовании модельных актов, принятых в рамках СНГ, отмечает, что как средство гармонизации законодательства подобный способ вызывает сомнения. Она полагает, что «для успешной имплементации модельных законов необходимо разрешение целого ряда межгосударственных проблем, требующих не только длительных сроков и больших финансовых затрат, но и отлаженной, постоянно действующей системы межгосударственного наблюдения за выполнением принятых обязательств»11.

С данным выводом следует не согласиться в той мере, в которой именно международно-правовое регулирование обладает значимыми возможностями для эффективной реализации проектов ГЧП на национальном уровне: именно подобным образом проявляется его регулирующая функция, сближающая национальные системы законодательства и устраняющая существующие пробелы и недостатки законодательств государств. В исследуемых случаях и нормы международного публичного, и нормы международного частного права направлены на достижение единой цели— формирование необходимых правовых условий для развития международного сотрудничества в сфере ГЧП с учетом международно-правовых принципов и их действия в определенных областях общественных отношений. Например, применительно к ГЧП в сфере нефтегазового комплекса—прежде всего, с учетом принципов сочетания международного и национального нормативного регулирования, предоставления государством иностранным субъектам специальных правовых режимов, необходимых для осуществления деятельности в исследуемой сфере, добросовестности и разумности, а также принципа экологической безопасности.

Показательным в данном случае являются разработка и принятие в 2014 г. Межпарламентской Ассамблеей государств—участников СНГ модельного закона «О публичном частном партнерстве», определившего значимый набор условий соглашений о ГЧП, его принципов и гарантий участников проектов ГЧП12. Основной целью модельного закона выступает установление единообразных правил правового регулирования ГЧП на территориях государств—членов Содружества в различных областях общественных отношений, в том числе обладающих повышенной экономической, политической и иной значимостью. Для обеспечения достижения поставленной цели модельным законом предлагается формирование единой системы принципов ГЧП: -равенства партнеров перед законом; -учета интересов публичной и частной стороны; -доступности правил и формирования прозрачных процедур реализации ГЧП;

-запрета на дискриминацию субъектов, участвующих в соответствующих процедурах;

11 Шестакова Е.В. Модельное законодательство СНГ. URL: https:// wiselawyer.ru/poleznoe/4955-modelnoe-zakonodatelstvo (дата обращения: 02.11.2023).

12 Постановление № 41-9 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О модельном законе «О публично-частном партнерстве» (принято в г. Санкт-Петербурге 28.11.2014 г.) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2015. № 62 (часть 1).

-распределения рисков и обязанностей между публичной и частной стороной;

-добросовестности исполнения соглашений; - неизменности правового режима на весь период реализации таких проектов, что имеет особую актуальность в нестабиль-ныхфинансовыхусловияхи политической неопределенности.

При этом модельный закон не содержит рекомендаций об инкорпорации ЦУР в системы национального законодательства.

В силу отсутствия императивного характера модельного закона, принятого в рамках СНГ, и обязанности государств-участников по соблюдению и выполнению требований положений модельного законодательства, указанный модельный закон лишь сформировал общие правовые ориентиры законодательства в сфере ГЧП. Так, анализ национального законодательства государств—членов СНГ свидетельствует о том, что рекомендуемые нормы модельного закона не получили в них закономерной идентичной имплементации. Наибольшую близость с рекомендуемыми принципами ГЧП имеет система принципов, определенная положениями российского Федерального закона о ГЧП, однако в нее не включен принцип «правовой стабильности», подразумевающего под собой «неизменность правового режима, действующего на момент заключения соглашения о публично-частном партнерстве, на протяжении всего срока действия соглашения» (ст. 4 модельного закона).

В частности, в соответствии со ст. 4 Федерального закона о ГЧП систему принципов в исследуемой сфере образуют шесть элементов: открытость и доступность, обеспечение конкуренции, отсутствие дискриминации, добросовестность, свобода соглашения и справедливое распределения рисков и обязательств между сторонами. Буквальное толкование положений российского законодательства позволяет предположить, что законодателем предпринята попытка подменить указанный принцип установленными правовыми гарантиями защиты имущественных и иных прав частного партнера (ст. 15), однако подобное не может признаваться равноценной заменой правового принципа, носящего наиболее общий и всеобъемлющий характер. Не отражен указанный принцип и в законодательстве о ГЧП Республики Беларусь: в качестве принципов ГЧП определяются, помимо общих принципов, принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности и принцип приоритета общественных интересов, которые в силу своего содержания вступают в противоречие с доктринальным принципом баланса публичных и частных интересов. В качестве отдельного принципа белорусское законодательство также определяет охрану окружающей среды13. Спецификой обладает и отражение принципов модельного закона в законодательстве Республики Казахстан: в соответствии со ст. 3 соответствующего закона на территории государства признается действие шести принципов ГЧП-последовательно-сти, конкурсности, сбалансированности, результативности, ценности для населения и, с 2023 г., прозрачности и доступности информации о проектах ГЧП14.

При этом в целом, несмотря на лишь частичную импле-ментацию норм указанного модельного закона в нацио-

13 Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345-3 «О государственно-частном партнерстве». URL: https://economy.gov.by (дата обращения: 12 декабря 2023 г.).

14 Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 г. № 379-V «О государственно-частном партнерстве». URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 12 декабря 2023 г.).

нальное законодательство стран-участников СНГ, следует признать, что она способствовала унификации и обеспечению единообразного и системного регулирования ГЧП в государствах СНГ, что имеет благоприятный социальный и экономический эффект в виду стабилизации правовых режимов ГЧП в соответствующих государствах. В этой связи полагаем, что следует продолжить деятельность по унификации законодательства государств СНГ о ГЧП.

Таким образом, в существующих условиях сложно переоценить значение деятельности международных организаций для формирования общемировой и локальной концепции публично-правового регулирования ГЧП: воздействие на национальное законодательство путем унификации правовых норм посредством издания международными организациями модельных законов и правовых рекомендаций может рассматриваться как эффективный способ формирования системы правового регулирования ГЧП, способствующий скорейшему достижению общих политических и экономических целей и задач. С учетом активного экономического взаимодействия Российской Федерации не только с иными участниками СНГ, но и в рамках деятельности Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества актуальными представляются и вопросы целесообразности принятия модельных законов о ГЧП в рамках указанных организаций и объединений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве одной из ключевых задач для развития ГЧП как в общем виде, так и применительно к отдельным сферам экономики выступает формирование нормативно-правовой базы, гибкой и адекватной существующим условиям. Внутригосударственное развитие государственно-частного партнерства может успешно осуществляться в условиях стабильности правового режима, отсутствия излишней бюрократизации административных процедур, поскольку при наличии обратного предпринимательская активность в инвестировании в проекты ГЧП ожидаемо снижается. Для установления же эффективных организационно-правовых механизмов ГЧП необходимо формирование не только национальной, но и международно-правовой основы ГЧП, поскольку нормы международного публичного и междуна-

родного частного права направлены на достижение одной цели—создание необходимых правовых условий для развития сотрудничества в различных сферах экономики.

В отличие от ряда зарубежных государств, в которых практика государственно-частного партнерства имеет давний опыт и сформирован устоявшийся подход к его правовому регулированию, не предполагающий коренных изменений, в современной России, в силу быстрого развития рыночных отношений, в последние десятилетия осуществляется активная разработка концептуальных основ публично-правового регулирования государственно-частного партнерства, догоняющее совершенствование соответствующего законодательства и развитие практики его применения, что показывает ощутимые результаты.

Полагаем, что для совершенствования публично-правового регулирования ГЧП в России следует создать новый орган государственной власти либо структурное подразделения в составе существующего (например, в рамках Министерства экономического развития Российской Федерации или Министерства промышленности и торговли Российской Федерации), на который будут возложены функции по выработке и реализации государственной политики в сфере ГЧП как косвенной формы государственного управления. В этой связи соответствующий опыт Великобритании является ориентирующим.

Издание международными организациями правовых рекомендаций и модельных актов в сфере ГЧП, в том числе рассматривающих ГЧП как средство достижения целей устойчивого развития, способно упростить и ускорить правотворческие процессы в государствах-участниках, одновременно обеспечивая гармонизацию национального законодательства и унификацию правовых систем сотрудничающих государств. При этом необходимо учитывать, что для повышения эффективности модельных законов необходима разработка и заключение межгосударственных соглашений и договоров, закрепляющих основные направления их взаимодействия применительно к определенным сферам.

В целях унификации публично-правового регулирования на территории Содружества Независимых Государств в законодательство о ГЧП России и иных государств-участников следует более полно инкорпорировать систему принципов ГЧП из модельного закона СНГ «О публично-частном партнерстве» (2014 г.).

Список литературы:

1. Безбородое Ю.С. Международные модельные нормы: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. 29 с.

2. Гоосен Е.В. Основы государственно-частного партнерства. Кемерово, Кемеровский государственный университет, 2019. 170 с.

3. Егоров Е.Е., Минина И.С. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в России и за рубежом // Государственное управление. 2018. № 68. С. 108-113.

4. Маслова C.B. К понятию международных стандартов государственно-частного партнерства // Международное право. 2021. № 3. С. 15-21.

5. Маслова C.B. Lex PPPs как источник регулировании трансграничных отношений в сфере государственно-частного партнерства и роль международных организаций в формировании lex PPPs // Международное право и международные организации. 2021. № 4. С. 1-10.

Reference list:

1. Bezborodov Yu.S. International model standards: author's abstract, dis. ...cand. legal Sci. Kazan, 2003. 29 p.

2. Goosen E.V. Fundamentals of public-private partnership. Kemerovo, Kemerovo State University, 2019. 170 p.

3. Egorov E.E., Minina I.S. Legal regulation of public-private partnerships in Russia and abroad // Public Administration. 2018. № 68. Pp. 108-113.

4. Maslova S.W To the concept of international standards of public-private partnership // International Law. 2021. № 3. Pp. 15-21.

5. Maslova S.V! Lex PPPs as a source of regulation of cross-border relations in the field of public-private partnerships and the role of international organizations in the formation of lex PPPs // International law and international organizations. 2021. № 4. Pp. 1-10.

6. Мерзлое И.Ю. Государственно-частное партнёрство в Евросоюзе: опыт и будущие тренды: монография. Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2021. 336 с.

7. Москалькова Т.Н. СНГ: история и перспективы. М.: Издание Государственной Думы, 2012. 179 с.

8. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом : административно-правовое исследование : дисс. ... доктора юрид. наук : 12.00.14. Москва, 2013. 467 с.

9. Шуленина Н.В., ВаясД.А. История, политика и практика государственно-частного партнерства в рамках основных моделей взаимодействия власти и бизнеса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2012. № 3. С. 71-79.

10. Daube D. A comparison of Project Finance and the Forfeiting Model as financing forms for PPP projects in Germany // International Journal of Project Management. 2007. №2. Pp. 2-12.

11 .Dufficy F. United Kingdom // PPP in Europe. London: CMS Legal Services EEIG, 2010. 154p.

12. Saussier S., Phuong Tra Tran P. T. The Efficiency of Public-Private Partnerships in France: An Initial Quantitative Evaluation // Revue d'économie industrielle. 2012. № 81. Pp. 81-110.

6. Merzlov I.Yu. Public-private partnership in the European Union: experience and future trends: monograph. Perm State National Research University. Perm, 2021. 336 p.

7. Moskalkova T.N. CIS: history and prospects. M.: Publication of the State Duma, 2012. 179 p.

8. Sazonov V.E. Public-private partnership in Russia and abroad : administrative and legal research : diss. ... doctors oflaw. Sciences : 12.00.14. Moscow, 2013. 467 p.

9. Shulenina N.V., Vayas D.A. History, policy and practice of public-private partnership within the framework of the main models of interaction between government and business // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Political science. 2012. № 3. Pp. 71-79.

10. Daube D. A comparison of Project Finance and the Forfeiting Model as financing forms for PPP projects in Germany // International Journal of Project Management. 2007. №2. Pp. 2-12.

11. Dufficy F. United Kingdom // PPP in Europe. London: CMS Legal Services EEIG, 2010. 154p.

12. Saussier S., Phuong Tra Tran P. T. The Efficiency of Public-Private Partnerships in France: An Initial Quantitative Evaluation // Revue d'économie industrielle. 2012. № 81. Pp. 81-110.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 73,94%.

Рецензент: Ястребов О.А., профессор, доктор юридических наук, доктор экономических наук, заведующий кафедрой административного и финансового права Юридического института; Российский университетдружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023, принята к публикации 14.12.2023 The article was received on 24.11.2023, accepted for publication 14.12.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ушаков Руслан Михайлович, аспирант кафедры административного и финансового права Юридического института; Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы; г. Москва, Российская Федерация, AuthorlD: 998688, SPIN-код: 2424-4636, OR-CID: 0000-0001-8090-4920, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ruslan M. Ushakov, Postgraduate student of the Department of Administrative and Financial Law, Law Institute; Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba; Moscow, Russian Federation, AuthorlD: 998688, SPIN-code: 2424-4636, ORCID: 00000001-8090-4920, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.