УДК 346.542
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
© 2015
Н.Н. Гончарова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры
«Международное и европейское право» Т.И. Гиззатуллин, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Международное и европейское право»
Институт экономики управления и права, Казань (Россия)
Аннотация. Рассмотрение некоторых проблем правового регулирования государственно-частного партнерства в России осуществлено через сравнение и анализ данного правового института на международном и национальном уровне. Правовое прогнозирование позволило изучить конкретные перспективы развития правового регулирования государственно-частного партнерства в России. Это стало возможно, в том числе посредством толкования действующих нормативно-правовых актов в исследуемой сфере. На основе проведенного исследования государственно-частных партнерств в России и за рубежом были выделены схожие и отличительные черты таких партнерств, рассмотрено действующее законодательство в этой сфере, исследованы существующие законопроекты. В результате исследование явно привело к выводам о том, что принятие специализированного закона позволит говорить об основе создания системы правового регулирования отношений в сфере государственно-частного партнерства. Отсутствие такого закона порождает противоречия в определении обязательных признаков частно-государственных партнерств, порождает проблемы в реализации проектов и достижении целей, поставленных в основу создания партнерств между государством и частными субъектами. В статье проведен анализ государственно-частных пар-тнерств в России и за рубежом. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в дальнейшем в научной и практической деятельности при рассмотрении аналогичных вопросов.
Ключевые слова: партнерство, государственно-частное партнерство, государство, частные субъекты, сотрудничество, экономика, государственные задачи, коммерческая цель, государственный сектор, частный сектор.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной из наиболее перспективных направлений для обеспечения экономического роста в России экспертами отмечается развитие отношений государственно-частного партнерства (ГЧП) как формы сотрудничества публично-правовых образований и субъектов частного права, где сочетается государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой государственных интересов, а также частный сектор и его ресурсы. В рамках ГЧП частный сектор, пользуясь государственными гарантиями, дает организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, управляет коммерческими рисками. В результате общество получает более качественные товары и высокий уровень услуг при сокращении издержек государства. Партнерство государства и частного сектора представляет собой институционально-организационный альянс между государственной властью и частным бизнесом в целях реализации национальных, масштабных, общественно-значимых проектов и задач, в том числе в сфере транспорта, электроэнергетики, телекоммуникации, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, обороны, пенитенциарной системы и проч. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации [1].
В связи с актуальностью развития ГЧП, в России формируется правовое регулирование данных отношений. При этом значимым является международный опыт правового регулирования [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Тема статьи оживленно обсуждается в научных кругах и в правительстве на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Так, проблемы часно-государственных пар-тнерств уже поднимались в работах Д.А. Самоловова, А.И. Татаркина, О.А. Романовой, Ю.Г. Лавриковой, Т.В. Бондаря, А.Я. Каданя (Кеслер), В.Н. Лисица.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является выявление проблем принятия закона «О государственно-частном партнерстве в РФ» и рассмотрение его возможного положительно-
го результата на основе действующей национальной и международной практики.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В литературе и на практике идет достаточно оживленная дискуссия относительно природы ГЧП, которая далека от завершения. На данный момент в законодательстве России отсутствует определение понятия «государственно-частное партнерство». Исследователи ГЧП выделяют такие признаки как наличие приоритетного публичного интереса, субъектный состав, длительный характер отношений сторон, распределение рисков, форма финансирования, партнерские отношения и консолидация активов и ресурсов сторон и др. [3]. Ряд авторов, в частности А.И. Татаркин, О.А. Романова, Ю.Г. Лаврикова выделяют ряд обязательных признаков ГЧП:
- форма долгосрочного сотрудничества сторонами, которого являются государство и частные субъекты (юридические и физические лица);
- наличие правовой формы сотрудничества - контракт;
- участники ГЧП занимают равные позиции и взаимно осуществляют вклад с целью решения общественных задач;
- все риски распределяются между сторонами на условиях контракта;
- условия партнерства являются взаимовыгодными
[4].
Таким образом «государство перекладывает часть рисков на компании частного сектора, одновременно пользуясь опытом и творческими возможностями последнего. Дополнительным преимуществом такого партнерства для государства может быть сокращение потребностей в бюджетном финансировании проектов. В свою очередь, частные компании получают новых заказчиков и потребителей или даже целые рынки сбыта, обычно более стабильные по сравнению с традиционными рыночными нишами» [5].
Документы Европейского союза Guidelines for Successful Public-Private Partnerships и Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions определяют государственно-частное партнерство как «партнерство между государственным и частным секторами с целью осуществления проекта или оказания услуги, традиционно предоставляемой государственным сектором», и как «форма со-
трудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечение финансирования, сооружения, реконструкции, управления и содержания объекта инфраструктуры или предоставления услуги» соответственно.
Исходя из перечисленных признаков, можно сформулировать общее определение: государственно-частное партнерство - это форма долгосрочного сотрудничества государства и частных лиц, заключивших контракт на взаимовыгодных условиях с целью решения общественных (публичных) задач при распределении рисков и затрат в заранее утвержденных пропорциях.
Наиболее распространенными формами государственно-частного партнерства в России являются: концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, венчурное инвестирование, особые экономические зоны, отношения по реконструкции государственного (муниципального) недвижимого имущества, реализация инфраструктурных проектов. Однако моделей государственно-частного партнерства намного больше, начиная с модели полного государственного контроля и заканчивая передачей объектов в частную собственность: государственное обеспечение общественными благами; контракты на предоставление услуг; аутсорсинг; проектирование и конструирование (Design&Construct, D&C); продажа и пользование на базе лизинга (Sale&Leaseback, S&L); оперативное управление и поддержание в надлежащем состоянии (Operate&Maintain, O&M); оперативное управление, поддержание и стратегическое управление (Operate, Maintain&Manage, O&M&M); строительство, передача государству, оперативное управление (Build, Transfer, Operate, BTO); строительство, оперативное управление, передача государству (Build, Operate, Transfer, BOT); строительство, пользование на базе лизинга, передача государству (Build, Lease, Transfer, BLT); строительство, пользование на базе лизинга, передача, поддержка (Build, Lease, Transfer, Maintain, BLTM); строительство, владение, оперативное управление, уничтожение (Build, Own, Operate, Remove, BOOR); строительство, владение, оперативное управление, передача (Build, Own, Operate, Transfer, BOOT); пользование через лизинг, обновление, оперативное управление, передача (Lease, Renovate, Operate, Transfer, LROT); проектирование, конструирование, стратегическое управление, финансирование (Design, Build, Finance, Operate, DBFO); проектирование, конструирование, стратегическое управление, финансирование (Design, Construct, Manage, Finance, DCMF); проектирование, строительство, финансирование, оперативное управление, стратегическое управление (Design, Build, Finance, Operate, Manage, DBFOM); строительство, владение, оперативное управление (Build, Own, Operate, BOO); франшиза; концессия; совместное предприятие; партнерство с дополнительными правами (Regeneration Partnership); полная приватизация (Outright Privatization) [6].
Необходимо отметить, что для права Российской Федерации термин государственно-частное партнерство является обсуждаемым с 2005 года. Проект Федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» под государственно-частным партнерством понимает взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер и публичный партнер принимают на себя определенные в законе обязательства. В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве публичный партнер вправе принимать на себя одно или более из следующих обязательств: 8
- предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве, во владение и (или) пользование;
- предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (исключительные и (или) неисключительные права), необходимых для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.
Частный партнер принимает на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, а также одно или более из следующих обязательств:
- разработка и согласование проектной документации;
- создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве;
- реконструкция объекта соглашения о государственно-частном партнерстве Названный перечень обязательств это пока проектное понимание разработчиками ГЧП (ст. 3 законопроекта).
В настоящее время ввиду незрелости данного правового института в России отсутствует действующий единый закон, который бы содержал определение и порядок действия механизма сотрудничества государства и частных лиц, хотя терминологически ГЧП затрагивается гражданским, налоговым, бюджетным и др. законодательством.
Статья 179.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2014) определяет инвестиционный фонд как часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 01.12.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 18 ч. 1 ст. 14) также оперирует принципами государственно-частного партнерства при перечислении полномочий федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.
Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О банке развития» (ч. 3. ст. 3) Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности «.. .участвует в реализации проектов по созданию объектов инфраструктуры особых экономических зон и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования этих зон, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства».
В Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике» (ст. 16.1.) «.приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности» является, в том числе принципом, лежащим в основе государственной поддержки инновационной деятельности.
В Решении Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 70 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2014-2015 годы» в контексте развития кредитно-финансовой системы в 2013 г. «.государства-члены уделяли внимание привлечению внутренних источников финансирования к реализации крупных инвестиционных проектов на основе использования режимов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, а также путем совершенствования правовых механизмов в данной области и расширения сфер их применения».
Оперирование в указанных выше нормативных актах Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2(11)
такими категориями как «принципы», «условия», «режимы» государственно-частного партнерства навязывает необходимость законодательного понимания этих терминов. В названном Решении Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 70 более того согласована необходимость в 2014-2015 годах государствам-членам продолжить работу по «.. .формированию законодательной базы государств-членов, регламентирующей порядок применения механизмов государственно-частного партнерства, на основе лучших практик».
Оперирование терминологией ГЧП также осуществляется в подзаконных нормативных актах, как правило, в программных документах, утверждаемых Указами Президента и Постановлениями, Распоряжениями Правительства России: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 30.09.2014 г.) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 № 1273-р «О Концепции развития вы-ставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации»), Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утв. Президентом РФ от 14.01.2014 № Пр-51 «Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года» и др. документы.
Правительство РФ своим распоряжением утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 года, где одним из направлений развития выбрано «содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов государственно-частного партнерства, улучшение условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций . с учетом международной практики в данной области».
Хотя на федеральном уровне вопрос регулирования государственно-частного партнерства не решен, на уровне субъектов, наблюдается «бессистемное законотворчество» [7]. Правовые формы государственно-частного партнерства, предусмотренные в законах субъектов Российской Федерации, многообразны. Так, согласно ст. 3 Закона Челябинской области от 24.09.2009 № 47530 «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве» Челябинская область на условиях соглашений и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области может участвовать в государственно-частном партнерстве за счет средств областного бюджета в следующих формах:
- финансирование работ по подготовке конкурса на заключение соглашения;
- областные государственные гарантии по кредитам, привлекаемым партнером с целью реализации соглашения;
- оплата по регулируемым тарифам (ценам) определенного объема товаров (работ, услуг), предусмотренных соглашением и произведенных партнером;
- предоставление имущества, находящегося в государственной казне Челябинской области, в доверительное управление, аренду, в том числе на льготных условиях;
- предоставление партнеру земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской
области, на которых располагается или должен располагаться объект соглашения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- заключение концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях»;
- участие в соглашениях о разделе продукции в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»;
- участие в создании особых экономических зон в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
- заключение государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- участие в уставных капиталах открытых акционерных обществ в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области [8].
Закон Ставропольского края от 12.10.2009 № 67-кз «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае» в ст. 9 предусматривает такие формы государственно-частного партнерства как:
- государственные и муниципальные контракты;
- инвестиционная деятельность, в том числе в форме капитальных вложений;
- инвестиционные фонды, в том числе венчурные фонды;
- агентства инвестиций и развития;
- инновационная деятельность;
- лизинговая деятельность;
- концессионные соглашения;
- функционирование особых экономических зон;
- долевое участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц посредством предоставления им бюджетных инвестиций;
- организации со смешанной формой собственности;
- предоставление имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, в аренду, доверительное управление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края;
- иные формы, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края.
В Республике Татарстан, по замечанию Р. Минниханова, «любой инвестиционный проект требует серьезной инфраструктуры. К уже сделанным финансовым вложениям придут инвестиции. Таким образом, все, что сделано у нас сейчас, - является фундаментом для проектов в рамках частно-государственного партнерства» [9].
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 апреля 2011 г. № 588-р «В целях обеспечения прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, сокращения очередности в дошкольные образовательные учреждения и развития института частно-государственного партнерства утверждены Методические рекомендации по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, оказывающим услуги по предоставлению дошкольного образования на территории муниципального района (городского округа), а контроль за исполнением настоящего распоряжения возложен на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Более того, Государственным Советом РТ «Об утверждении программы социально-экономического развития РФ на 2011-2015 годы» от 31 марта 2011 года» утверждено Приложение, содержащее такую программу. В ст. 3.1.3 включены мероприятия в сфере имущественных отношений:
1. Разработать законопроект о государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан. Исполнение
возложено на Министерство юстиции РТ, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, Министерство экономики РТ;
2. Разработать нормативные правовые акты, направленные на развитие государственно-частного партнерства в РТ. Исполнение возложено на Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, Министерство юстиции РТ, Министерство экономики РТ, отраслевые министерства и ведомства к IV кварталу 2011 года.
Такой закон в Республике Татарстан был принят 7 июля 2011 года Государственным Советом РТ. Согласно ст. 1 данного закона, под государственно-частным партнерством понимается взаимовыгодное сотрудничество Республики Татарстан и частных партнеров по реализации социально значимых инфраструктурных, инновационных, инвестиционных и иных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе с участием муниципальных образований.
В инвестиционном меморандуме РТ на 2011 год среди основных мероприятий по реализации инвестиционной политики названо развитие механизмов частно-государственного партнерства.
В Стратегии развития легкой промышленности РТ на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 30 декабря 2010 года №1167 закреплено, что Стратегия служит концептуальной основой для развития малого и среднего бизнеса в отрасли, стимулирования инвестиционных проектов и важнейших государственно-значимых инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению в области производства наукоемкой, востребованной рынком продукции нового поколения на базе применения частного и государственного партнерства.
Также разработаны программы, которые в той или иной степени касаются развития частно-государственного партнерства в Республике Татарстан:
- развитие нефтегазохимического комплекса в РТ на 2010-2014 гг.;
- развитие транспортного комплекса в РТ на 20112015 гг.;
- развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе в РТ до 2015 года;
- развитие лесного хозяйства на период в РТ до 2018 года и т.д.
Практически в единичных случаях уже имеются некоторые достижения, в частности пример государственно-частного партнерства в проекте «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО»», где Инвестиционным фондом Российской Федерации финансируется (в размере 16,512 млрд. рублей) проектирование и строительство объектов внешней транспортной инфраструктуры (Постановление Президиума Государственного Совета РТ от 17 февраля 2010 года №668-ГУ ГС).
Анализ нормативно-правовой основы государственно-частного партнерства в РТ позволяет сделать вывод о том, что в Республике Татарстан принято огромное количество программ по различным направлениям развития нанотехнологий, лесного хозяйства, в сфере здравоохранения и т.д.), причем программы, которые только приняты или находятся на стадии начальной реализации.
В указанных программах в основном декларируются планы, в том числе по внедрению механизмов государственно-частного партнерства, а результаты внедрения очень абстракты или их просто нет.
Получается так, что дать конкретные данные по развитию государственно-частного партнерства в целом по России практически не представляется возможным. Ответы на вопросы, сколько существует партнерств, каковы юридические тонкости их статуса найти практиче-10
ски не представляется возможным, что говорит о слабой степени распространения в России такой гражданско-правовой формы бизнеса.
Для того чтобы понять сущность и назначение частно-государственного партнерства необходимо обратиться к опыту международных организаций и зарубежных государств, в которых такое партнерство стало привычным делом и закреплено законодательно.
В частности Экономическая комиссия ООН для Европы (UNECE) подготовила Практическое руководство по управлению государственно-частными партнер-ствами, в котором указывает на эффективность в достижении публичных целей путем комбинации ресурсов, профессионального опыта, технологий частного сектора и общественных целей, административных функций государства с другой стороны. Практическое руководство закрепляет цель частно-государственного партнерства -обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставление государственных услуг.
Указанный документ, как и многие другие иностранные нормативно-правовые акты и иные правовые источники при обозначении частно-государственного партнерства используют термин «PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS - PpPS», что указывает на равное положение участников при заключении контракта на взаимовыгодных условиях, однако не означает абсолютное равенство в отношении рисков. Это и отражено в ч. 1 п. 1.1. Практического руководства, где выделяются ключевые особенности частно-государственного партнерства:
- долгосрочность (иногда до 30 лет);
- передача риска частному сектору;
- различие форм долгосрочных контрактов, заключаемых между юридическими лицами и государственной властью.
Кроме того, Экономическая комиссия ООН для Европы делит частно-государственное партнерства на две категории:
- институциональное частно-государственное партнерство, которое включает все формы постоянно действующих совместных предприятий между государством и частными лицами;
- договорное частно-государственное партнерство, созданное специально на основе контракта.
Таким образом, на международном уровне документально подтверждается, что партнерство предполагает вклад государства в управлении делами по решению глобальных, внутригосударственных и, конечно, общественных проблем, включая разработку стратегии, а со стороны частных лиц предполагается вклад финансовых, профессиональных и иных ресурсов.
В России Центр развития государственно-частного партнерства провел оценку развития государственно-частного партнерства и пришел к следующим выводам:
- механизм взаимодействия государственного и частного партнеров не отлажен;
- необходима неотложная доработка федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в РФ»;
- отсутствует единая методология реализации проектов государственно-частного партнерства, единые механизмы отбора частных партнеров для реализации подобных проектов;
- необходимо существенно повысить уровень специальных компетенций в сфере государственно-частного партнерства и произвести обмен опытом с зарубежными партнерами [10].
Основные проблемы развития государственно-частного партнерства осознаются на государственном уровне и перечислены в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года
Ш]_
Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2(11)
- несовершенство законодательства Российской Федерации, регламентирующего отдельные виды государственно-частного партнерства, отсутствие системных принципов регулирования заключения и исполнения соглашений о реализации проектов государственно-частного партнерства, противоречия между регулированием различных форм публично-частного взаимодействия (государственных контрактов и иных соглашений о реализации инвестиционных проектов);
- специальное регулирование, не позволяющее в ряде случаев (прежде всего, в социальной сфере, а также при реализации государственных функций) привлекать частные компании к реализации общественно-значимых проектов;
- отсутствие установленной процедуры принятия долгосрочных обязательств публично-правового образования в увязке со встречными обязательствами частного партнера по обеспечению выполнения программных задач и достижению программных целевых показателей;
- неопределенность критериев оценки эффективности планируемых и реализуемых проектов государственно-частного партнерства, в том числе в части проверки финансовых предложений конкурсантов на предмет их реалистичности, оценки соответствия технических и финансовых характеристик предполагаемого партнерства установленным требованиям, оптимальности предложенного организационного и технического решения;
- отсутствие нормативного правового регулирования и разграничения сфер применения норм законодательства Российской Федерации о государственных и муниципальных закупках в случае реализации соглашений о государственно-частном партнерстве;
- институциональная неготовность публично-правовых образований к передаче частным партнерам отдельных прав на создание инфраструктурных объектов и управление ими;
- отсутствие механизма реализации комплексных инвестиционных проектов государственно-частного партнерства, в особенности в условиях принятия на себя расходных обязательств и скоординированного выполнения своих обязательств несколькими публичными партнерами;
- неурегулированность правовых вопросов использования результатов интеллектуальной деятельности (передача права собственности на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета; вопросы учета и использования нематериальных активов при создании государственно-частных партнерств и т.п.);
- возникновение налоговых потерь при осуществлении передачи интеллектуальной собственности в государственно-частное партнерство.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, главной и ближайшей целью для российского законодателя бесспорно должен стать закон «О государственно-частном партнерстве в РФ». Работа по подготовке законопроекта начата. В Государственную Думу 2013 г. внесен проект Закона «Об основах государственно-частного партнерства», который принят в первом чтении. Ко второму чтению законопроект «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» так и не вышел. 16 июня 2014 года Советом Государственной Думы было принято решение отложить рассмотрение указанного проекта федерального закона [12].
На стадии доработки законопроекта разработчики должны определить соотношение Федерального закона «О концессионных соглашениях» и представленного законопроекта, механизм приобретения частным партнером исключительного право на приобретение земельных участков, на которых расположены объекты
соглашения, в собственность; согласовать законопроект с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в контексте ограничения (обременения) при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве, согласовать с бюджетным законодательством, согласовать с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; определить более точное наименование для каждой категории органов публичной власти и др. [13].
Принятие специализированного закона позволит говорить об основе создания системы правового регулирования отношений в сфере государственно-частного партнерства. Опираясь на законодательную основу следующим шагом будет создание специализированного органа управления проектами ГЧП с наличием эффективного антикоррупционного механизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 № 781-ПП «О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг.».
2. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».
3. Самоловов Д.А. Отношения государственно-частного партнерства в Российской Федерации: основные признаки и необходимость правового регулирования // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 6. С. 30-41.
4. Татаркин А.И., Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства. Режим доступа: http://bmpravo.ru/show_stat. php?stat=311
5. Бондарь Т.В. Вынужденное партнерство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. politjoumal.ru/preview.php?actюn=Artides&dшd=67&tek =3107&issue=93
6. Каданя (Кеслер) А.Я. Экономические основы государственно-частного партнерства: автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2007. 24 с.
7. 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): избранные материалы / А.А. Ананьева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2014. 368 с.
8. Лисица В.Н. Государственно-частное партнерство в российском праве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.juristlib.rU/book_10069.html
9. Пресс-служба Президента РТ от 31.05.2011. О выступлении Р. Минниханова: Созданная в рамках Универсиады-2013 инфраструктура станет фундаментом для проектов частно-государственного партнерства. Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/ newsZ91206.htm.
10. Оценка развития ГЧП в России. Мнение бизнеса. Отчет по результатам исследования. Режим доступа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter. ru/assets/files/presentations/Opros.pdf
11. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 2593-р.
12. Законопроект «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/systems/ law/?number=238827-6&sort=date
13. Заключение по проекту федерального закона № дательные акты Российской Федерации» (повторно ко
238827-6 «Об основах государственно-частного партнер- второму чтению). [Электронный ресурс]. - Режим до-
ства, муниципально-частного партнерства в Российской ступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?
Федерации и внесении изменений в отдельные законо- OpenAgent&RN=238827-6&02
MODERN LEGAL REGULATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA
© 2015
N.N. Goncharova, candidate of law science, associate professor, associate professor of the chair «International and European law» T.I. Gizatullin, candidate of law science, associate professor, associate professor of the chair
«International and European law» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Abstract. Consideration of some issues of legal regulation of public-private partnership in Russia carried out through the comparison and analysis of the legal institution of the international and national level. Legal forecasting possible to study the concrete prospects of legal regulation of public-private partnership in Russia. This was possible, including through the interpretation of existing legal instruments in the field of study. Based on the study of public-private partnerships in Russia and abroad were identified similarities and distinctive features such partnerships, discussed the current legislation in this area, studied the existing legislation. As a result of the study clearly led to the conclusion that the adoption of a specialized law will talk about through the creation of a system of legal regulation of relations in the field of public-private partnerships. The absence of such a law generates controversy in determining the essential characteristics of public-private partnerships, creates problems in the implementation of projects and the achievement of the objectives of the framework for partnerships between the state and private actors. The article analyzes the public-private partnerships in Russia and abroad. The main provisions and conclusions of the article can be used in the future in the scientific and practical activities in considering similar issues.
Keywords: partnership, public-private partnerships, state, private entities, cooperation, the economy, state problems, the commercial purpose, the public sector, private sector.
УДК 159.923.2
ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА
© 2015
Л.В. Ефимова, начальник методического отдела Институт экономики управления и права, Казань (Россия)
Аннотация. Гендер создается обществом ведя к появлению термина «doinggender» - «создание гендера», который изменяется вместе с изменениями общества. Именно гендер должен прийти на смену полу как явлению социальному более четко подчеркивая социологический подход к вопросу пола, при этом он может не совпадать с биологическим полом индивида.В дальнейшем находит развитие мысль о том, что все люди рождаются бесполыми и гендерная принадлежность есть условно-физическая. Гендер - это набор поведенческих и разговорных практик, которые мы усваиваем и повторяем в условиях повседневности во время взаимодействия с другими людьми. В настоящее время массовая культура общества «усредняет» человека, формируя в нем одномерное, начиная с рождения. Анализируя данный вопрос можно прийти к выводу, что есть вероятность наступления эпохи постантропологической. Программа замены пола тендером противоречит законам природы являясь более идиологической, чем научной. Если такой очевидный ёёвопрос как «пол» можно повернуть в нужном направлении, то что же можно говорить о решении более серьезных проблем.
Ключевые слова: гендер, проблема, общество, человек, пол, культура, «тело без органов», социальное явление, организм, индивид, практики, реальность, одномерность, равноправие, душа, жизнедеятельность.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Со времен первобытнообщинного строя общество делится на мужчин и женщин. Это разделение было всегда закономерным и носило ярко выраженный характер. Мужчина испокон века был всегда охотником, добытчиком пропитания, сильной стороной общества, готовый идти в бой во время междоусобных войн, отстаивая свои как территориальные так и моральные права. Женщина всегда была утонченной представительницей социума, которая вела хозяйство, воспитывала детей, а проще говоря была хранительницей очага, хранительницей спокойствия и устойчивого положения собственного дома. Все так и было и есть и должно было плавно развиваться и в дальнейшем.
Но начиная с середины прошлого века часть ученых решает изменить данную ситуацию. Гендерная философия возникает на волне мощного феминистического движения, берущего начало с Мари Уолстоункрафт с ее «Оправдания прав женщин» (1972) и Олимпии де Гуж и ее «Декларации прав женщины и гражданки» (1973). Это были довольно яркие шаги феминизма, которые ставили своей задачей иметь равные права с мужчинами, поставили вопрос о социальной природе человека, воспитании ребенка и в дальнейшем на возникновении политических партий.
Анализ последних исследований и публикаций, в кото-
рых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.В современной философии проблема гендера и пола рассматривали многие философы такие как З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Самуэльс, Д.Шарп., К.Делфи. Именно К.Делфи стал автором гипотезы, что «статистическое совпадение между полом и гендером есть просто совпадение», которая стала основой для различия социального и биологичского пола.
Формирование целей статьи (постановка задания). Гендер создается обществом ведя к появлению термина «domggender» - «создание гендера», который изменяется вместе с изменениями общества [1]. При применении данного термина важно определить: есть ли гендер социальная и культурная функция или гендер - врожденное качество человека, в котором половые качесвто тесно связаны воедино. Как сказал Г.Лернер о тендере - это «набор социальных ролей; это костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы».
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием получения научных результатов. Пытаясь раграничитьобщеполовые свойства в 1955г. ученый Джон Мани вводит понятие «гендер», которое подразумевает различие взаимосвязи личностных характеристик мужчин и женщин с действием биологических факторов и определяется спецификой социального вза-