о создании на занятии проблемной ситуации, которая позволяет сочетать три основных задачи обучения: приобретение новых знаний, развитие мышления и воспитание активности личности.
На практическом занятии появляется возмож- / ность отработать алгоритмические приемы, разра- -ботанные ранее. При этом преподаватель может проследить за правильностью всех мыслительных операций учащихся и на практике показать эффективность применения алгоритма. Можно предложить обучающимся и контрольную работу по составлению, например, алгоритма принятия решения при определенной санитарной ситуации.
Кроме приведенных выше, нами разработаны графы логических структур организации предупредительного санитарного надзора в водоснабжении, предупредительного и текущего санитарного надзора в охране водных объектов, экспертизы условий спуска сточных вод в водные объекты, £ согласования органами санитарного надзора ус-ловий специального водопользования, организации работы санэпидстанций по лабораторному контролю качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения, экспертизы проекта водоснабжения и др. Все они широко используются в учебном процессе кафедры коммунальной гигиены Киевского института усовершенствования врачей и внедрены в работу отделения
о о
коммунальной гигиены некоторых районных санэпидстанций Киева.
Литература
экспертной оценки, организации процесса и т. д.
Используемые в практической работе санитарного врача алгоритмы способствуют формированию его логического мышления и особенно полезны для молодых врачей, в недостаточной мере обладающих необходимыми навыками аналитической работы. Алгоритмы могут найти широкое применение и в системе последипломного обучения врачей как один из путей оптимизации процесса обучения [3].
При подготовке к занятию перед преподавателем всегда стоит задача по анализу содержания обучения и приведению его в соответствие с заданными целями и временем, отведенным на изучение темы. Одним из способов дидактической обработки содержания обучения является его структурирование и построение графа логической структуры темы. В данном случае граф — это структура логической последовательности изложения материала от общего к частному, модель темы.
Составленный заранее граф в виде плаката или диапозитива служит средством предъявления учебной информации, а также дополнительным средством формирования системности знаний учащихся.
Графологические структуры и алгоритмы можно широко использовать не только в лекционной работе, но и при проведении практических и семинарных занятий, при этом их роль и место в учебном процессе могут быть весьма различными [3].
Семинар, например, может строиться на готовом алгоритме, разработанном преподавателем. Обсуждая этот алгоритм, обучающиеся имеют возможность наглядно увидеть все этапы решения определенной профессиональной задачи. Семинар можно посвятить разработке алгоритма, и тогда
появляется возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ход их
мыслей на верный путь. При этом можно говорить
1. ГОСТ 19.00—80. Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения.
2. ГОСТ 19.003—80. Схемы алгоритмов и программ. Обозна-чения условные графические. *
3. Шестак Н. В. Алгоритмы и их применение в последипломном обучении врачей: Лекция.— М., 1987.
Поступила 03.01.88
Общие вопросы гигиены
М. И. МИХЕЕВ, т. Г. МАРТИНСОН, 1990 УДК 612.014.46:546.76
М. И. Михеев, Т. Г. Мартинсон
ВЛИЯНИЕ АКТИВАЦИИ МЕТАБОЛИЗИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НА СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩЕЕ
ДЕЙСТВИЕ ХРОМА
ГИДУВ им. С. М. Кирова, Ленинград; Ленинградский НИИ гигиены труда и профзаболеваний
Работами последних лет убедительно показана шинство иммуностимуляторов ингибируют мета- & связь между монооксигеназной метаболизирую- болизм экзогенных и эндогенных соединений, осу-щей системой цитохрома Р-450 и системой иммуни- ществляемый через цитохром Р-450-зависимый мотета [2—5]. Установлено, что подавляющее боль- нооксигеназный механизм. По мнению И. Е. Ко-
о
ос
валева и соавт. [4, 5], связь рассматриваемых систем опосредуется с помощью промежуточных реактивных метаболитов, образующихся на первой стадии превращения веществ в организме [8]. Таким образом, возникла гипотеза о том, что аллергические заболевания обусловлены нарушением функционального взаимодействия моноокси-геназной и иммунной систем [3].
Сопряженность системы метаболизма и иммунной системы при воздействии металлов, особенно металлов-сенсибилизаторов, изучена слабо. Однако причиной аллергических заболеваний часто являются именно эти металлы, и видное место среди них занимает хром [6].
Многие металлы, в том числе хром, ингибируют процессы микросомального окисления за счет активации гемоксигеназы, катализирующей процессы распада молекулы гема [7]. Следовательно, исходя из указанной выше обратной связи между рассматриваемыми двумя системами, можно ожидать, что активация ферментов цитохром Р-450-за-висимой монооксигеназной системы будет снижать уровень сенсибилизации организма при воздействии металла, обладающего аллергическими свойствами. Данная теоретическая предпосылка могла бы послужить основой для поиска новых путей профилактики, диагностики и лечения профессиональных и бытовых аллергозов.
Целью настоящей работы являлось исследование сенсибилизирующего действия хрома на фоне индукции ферментов монооксигеназной системы. Для исследования был использован двухро-мовокислый калий (К2СГ2О7). В опыт были взяты 3 группы морских свинок массой тела 250—300 г. Животным 1-й группы внутрикожно вводили 0,2 % раствор К2СГ2О7 из расчета 40 мкг. Эти животные служили положительным контролем. Свинкам 2-й группы предварительно внутрибрю-шинно трижды в дозе 20 мг/кг вводили фенобарбитал — индуктор цитохрома Р-450. Через сутки после третьей инъекции животным был введен вышеуказанный раствор К2СГ2О7. Третья группа за сутки до введения соединения хрома получила внутрибрюшинно в дозе 20 мг/кг 20-метилхолант-рен — индуктор цитохрома Р-448, локализующегося в отличие от цитохрома Р-450 в основном вне печени [8].
На 10-й день после внутрикожной сенсибилизации хромом всем животным подкожно была введена разрешающая доза аллергена (2 мг/кг К2СГ2О7). На 12-й день после внутрикожной сенсибилизации были изучены реакция специфического лизиса лейкоцитов (РСЛЛ) и прирост толщины лап [1]. Полученные результаты представлены в таблице.
Как следует из таблицы, РСЛЛ была более выраженной у животных с предварительной индукцией ферментов цитохром Р-450-зависимой ме-таболизирующей системы (2-я группа) и еще в большей степени — с индукцией цитохрома Р-448 (3-я группа). Прирост толщины лап в подопыт-
Результаты изучения сенсибилизирующего действия хрома
(М±т)
Группа РСЛЛ. % Прирост толщины
животных лап, мм
1-я 4,23±0,716 0,455=1-0,068
0/8
2-я 10,79*4-2,89 0,341 ±0,109
3/10
3-я 14,89*±2,57 0,489±23,08
7/10
Примечание. Звездочка — достоверные различия с контролем (р<0,05); дробью показано отношение числа сенсибилизированных животных (в числителе) к общему числу животных, использованных в эксперименте (в знаменателе).
ных группах различался незначительно (р>0,05), т. е. этот тест оказался малочувствительным.
Исходя из представлений о сопряженности ме-таболизирующей и иммунной систем, следовало ожидать меньшее число сенсибилизированных животных в группе с предварительной индукцией метаболизирующей системы. Однако полученные результаты свидетельствуют о том, что предварительная индукция метаболизирующей системы, особенно цитохрома Р-448, ведет к усилению от-
ветной реакции на повторное введение металла-сенсибилизатора. Цитохром Р-448 в процессе метаболизма эндогенных и экзогенных продуктов является ответственным за образование высокореактивных промежуточных продуктов, которые способны образовывать комплексные соединения с белками, являющимися, по мнению некоторых исследователей [5], системообразующим фактором, обусловливающим взаимосвязь метаболизирующей и иммунной систем. В образовании указанных комплексов участвуют, вероятно, как экзогенные, так и эндогенные соединения. Образующиеся комплексы, по-видимому, изменяют иммунологический фон, сенсибилизируют лейкоциты или включают иммунную систему через другие возможные механизмы. В подтверждение гипотезы о взаимодействии метаболизирующей и иммунной систем можно привести данные о содержании цитохрома Р-450 (всех изоформ) в ткани печени разных видов лабораторных животных. Наибольшее содержание цитохрома Р-450 отмечается у морских свинок. Причем у этих животных оно близко к его содержанию у человека [9]. Морские свинки поэтому рассматриваются как наиболее адекватная лабораторная модель для изучения аллергического действия химических веществ. Таким образом, связь двух систем — иммунной и метаболизирующей, с нашей точки зрения, нельзя оценивать однозначно. Индукция метаболизирующей системы метилхолантреном приводила к изменению РССЛ, что свидетельствовало о повышении уровня сенсибилизации организма. Примененный нами методический прием позволяет повысить надежность экспериментальной модели для выявления аллергического действия продуктов промышленного и бытового назначения, содержащих хром.
3 Гигиена и санитария № 11
Литература
I I
1. Алексеева О. Г., Дуева Л. А. Аллергия к промышленным химическим соединениям.— М., 1978.
2. Галкин Б. НУ, Филиппова Т. О., Головко Н. Я. // Вопр. мед. химии.-— 1983.— № б.— С. 60—63.
3. Ковалев И. Е., Полевая О. Ю. Антитела к физиологически активным соединениям,— М., 1981.
^ | I ' . ' ' \ , ' » « В* Г* ! »1 ** / |
4. Ковалев И. Е., Кошелева Н. А., Хлопушина Т. Г. и др. //
Пат. физиол.— 1983.— № 4.— С. 29—31.
5. Ковалев И. Е., Азизов Р. Г. // ФарМакол. и токсикол.— 1986.— № 1.— С. 5—13.
t ■ . • ' | I •
6. Рапопорт Ж. ЖРощин А. В., Веселое В. Г., Рубано-вин В. М. Металлоаллергозы.— Красноярск, 1987.
7. Тутельян В. А., Бондарев Г. И., Мартинник А. Н. Питание и процессы биотрансформации чужеродных веществ,—
'М., 1987.
8. Parke D. 11 Arch. Toxikol.— 1987.— Bd 60.— S. 5—15.
9. Philiipson С. E. // Carcinogenesis.— 1984.— Vol.' 5.— P. 1091 — 1094. >• ' • {
Поступила 04.10.88
КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1990
УДК 616-056.3-02:661.187.2j-07
Л. В. Половинкин, В. В. Шееляков, Р. Г. Полюшиц, Г. И. Эрм, С. И. Балакирева, Г. В. Салей
АЛЛЕРГЕННЫЕ СВОЙСТВА НЕКОТОРЫХ ПРИРОДНЫХ И МОДИФИЦИРОВАННЫХ
КАНИФОЛЕЙ
% _
Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск
Ценные технологические свойства природных канифолей, в том числе новых водорастворимых препаратов на их основе — модифицированных моноэтаноламином канифолей, обусловили широ-
кое использование их в народном хозяйстве.
Учитывая приведенные в литературе сведения о том, что различные канифоли могут вызывать развитие аллергических заболеваний [4, 5, 10, 11, 18], мы в экспериментах исследовали аллергенные свойства натуральной талловой канифоли (ТК) и ее новой модификации моноэтаноламином (МТК) при различных путях поступления в организм.
Исследования выполнены при различных путях введения канифолей в организм морских свинок-альбиносов (148 животных): внутрикожном — в дозе 200 мкг в 20 мкл [1], эпикутанном — 20-кратные аппликации на кожу загривка живот- мунный ответ
ных 5 % раствора МТК, ингаляционном — 30-су-точная динамическая затравка аэрозолями ТК и МТК в концентрациях на уровне предварительно установленных порогов хронического действия по общетоксическим критериям вредности — 37,5±2,7 и 37,5н=1,4 мг/м соответственно.-
О сенсибилизации судили на 11-е сутки при внутрикожном и 30-е сутки при эпикутанном и ингаляционном воздействии с использованием 'следующих методик: определение гиперчувствительности замедленного типа — ГЗТ (кожное тестирование 1 и 5 % водными и ацетоновыми
растворами), реакции клеток крови на гаптен —
* > -___ • 4
специфического лейколизиса (РСЛЛ) [8], специфической и спонтанной агломерации лейкоцитов (РСАЛ и РАЛ) [9, 14], специфического гемолиза эритроцитов (РСГ) [12]; гуморальный им-
— и специфической микропреци-
Показатели клеточного и гуморального иммунитета у морских свинок при различных путях воздействия канифолей
(М±т)
Показатели иммунного ответа . | Воздействие '
внутрикожное эпикутанное ингаляционное > 4 • i *. •. | ' > . V ' • f * - V •
ТК мтк * 4 МТК ТК мтк 1 * » 1 • * • 4
Кожные реакции, баллы 0 §Л / I 1 л' 4 , 0 ж 0,84-0,13* 0,6=4=0,32 0,184-0,04
РАЛ, % —— , , If 1 14,24-1,94 —— 13,54-1,32
РСАЛ, баллы — - /* - 0,34-0,12 0 • * в"*® * 0,1+0,11
РСЛЛ, % » ! ~~ 2,14-1,2 9,94-4,1* 7,14-2,02
РСГ, % — - 10,14-4,6 2,44-0,85 5,54-1,8
Титр антител в РСМП, логарифм, ед. — . - 0 0 0,3=4=0,11
Лейкоциты, 109/л 8,264-0,58* 7,164-0,37* 6,64+0,45 - -
Эозинофилы, 106/л 85,0± 10,2 92,04-18,9 1974-31 78,0-4-10,7 28,04-33
Лимфоциты, 109/л 4,954=0,49* 3,794=0,19 4,984=0,26 6,064=0,49 3,25=4=0,59
Т-лимфоциты:
/о п 55,4=4=1,94 53,64-1,73 66,04-1,59* 74,5+0,75 69,74-0,53
10 /л 2,79±0,35 2,634=0,19 3,284=0,16 4,54=0,26 2,34=4=0,53
В-лимфоциты: А - ' - ' щ •
/о„ 10 /л 28,2=1=: 1,62* 34,7± 1,94* 34,14-1,09* 25,54=0,86 30,34=0,96
1,334-0,15* 1,514=0,13* 1,74-0,16* 1,564=0,13 1,04-0,18
гпи, % 60,54=0,64* 64,2± 1,02* 23,04-1,01 34,04-1,83 24,94-0,84
Примечание. Звездочка
достоверные различия с контролем (р<0,05).
исследования не проводились.