УДК33
ВЛИЯНИЕ АКСЕЛЕРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ СТАРТАПОВ
И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ
© 2017
Сударушкина Ирина Владимировна, студент Стефанова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Электронная коммерция»
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (443010, Россия, Самара, улица Льва Толстого, 23, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современном обществе большое количество молодых людей затрагивает идея реализовать свой стартап, но в попытках осуществить его они встречают множество проблем. Хоть, в абсолютном большинстве, новые идеи зарождаются у людей до 30 лет, стоит учитывать, что и в более зрелом возрасте люди интересуются данным направлением. При этом существует ряд программ способных помочь начинающим стартаперам, одна из которых акселерационная программа. В основном, возникают затруднения при открытии своего проекта три проблемы, а именно: 1) отсутствие должного стремления к реализации проекта; 2)отсутствие правильно построенной бизнес-модели поведения; 3) отсутствие правильно подобранной проектной команды. Все пункты обязательны для тщательного рассмотрения еще на ранних стадиях разработки, так как ошибка в бизнес-модели или плохо подобранная команда может вылиться в огромные проблемы на пути реализации, вплоть до закрытия проекта. Из-за этих проблем только малая часть стартапов успешно развивается, но, с помощью бизнес-акселератора шансы на успех увеличиваются примерно вдвое. В свою очередь, развитие стартап-движения очень важно, так как оно способствует развитию в науке, а иногда и настоящим «прыжкам» в будущее. Тема стартапа в последнее время очень актуальна, так как много людей мечтает о собственном деле, но не у каждого получается реализовать свою идею. При этом существует ряд программ способных помочь начинающим стартаперам, одна из которых акселерацион-ная программа. В данной статье рассматривается как именно акселератор помогает в реализации новых идей.
Ключевые слова: Бизнес-план, стартап, акселерационная программа, инновационный проект, научный потенциал.
THE INFLUENCE OF THE ACCELERATION PROGRAM ON THE EFFECTIVENESS OF THE STARTUPS AND THE SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE YOUTH
© 2017
Sudarushkina Irina Vladimirovna, student Stefanova Natalia Alexandrovna, candidate of economical science, assistant professor of «E-commerce»
Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics (443010, Russia, Samara, street Lev Tolstoy, 23, e-mail: [email protected])
Abstract. In modern society a large number of young people involved in an idea to implement a startup, but trying to implement it, they encounter many problems. Though, in the vast majority, new ideas arise in people under 30 years, it is worth considering that older people are interested in this direction. However, there are some programs able to help new startups, one of which acceleration program. Basically, there are difficulties when opening your project three problems, namely: 1) lack of commitment to project implementation; 2) lack of well established business models of behaviour; 3) the lack of a properly selected project team. All items are required for careful consideration in the early stages of development, since the error in the business model or poorly chosen team can result in huge problems in the way of implementation until the project closure. Because of these problems, only a small portion of startups successfully developed, but, with the help of the business accelerator the chances of success increase by about half. In turn, the development of start-up is very important as it contributes to the development in science, and sometimes a real "jump" into the future. The theme of startups in recent times is very relevant, because a lot of people dream of owning your own business, but not everyone gets to realize the idea. However, there are some programs able to help new startups, one of which acceleration program. This article discusses how the accelerator helps in implementing new ideas.
Keywords: Business plan, startup acceleration program, an innovative project of scientific potential.
Влияние акселерационной программы на эффективность развития стартапов и научный потенциал молодежи - это весьма актуальная тема, поскольку с каждым днём во всем мире все больше и больше молодых людей «заражаются» новыми идеями в различных отраслях жизни, которые в последствии перерастают в очередное новое начинание - стартап (от англ. Start-up - стартовать, запускать). Но при воплощении идей в стартап многие из них сталкиваются с определенными трудностями, справится с которыми и помогает акселерацион-ная программа.
Актуальность второй части темы исследования может подчеркнуть и то, что данная программа охватывает людей всех возрастов и социальных статусов, но в большей своей части молодых людей, что подтверждается статистикой регионального центра инноваций РЦИ (РЦИ) г. Самара за 2015 год (рис.1).
Из графика можно сделать вывод, что чаще всего на открытие своего дела решаются именно молодые люди.
У стартаперов (стартапер - человек начинающий свое дело) можно выделить три основные проблемы, с которыми сталкиваются большинство из них по ходу реализации своих проектов. Первая - это отсутствие должного стремления к реализации проекта, ведь именно целеустремленность и желание играют немаловажную
роль в развитии и продвижении той или иной цели.
45лет и выше;
10%
Рис.1 - Структура возрастов стартаперов
При должном желании и стремлении, любую, даже самую заурядную идею можно развить до больших высот. Из чего и следует, что в итоге стартап все же будет приносить пользу и доход.
Например, возьмем историю Павла Дурова, который покинув проект «Вконтакте» открыл свой новый стартап, идея которого была реализация сервиса для обмена сообщениями. И, несмотря на то, что такого рода сервисы уже были, это не помешало ему получить награду в номинации «Самый быстро растущий стартап Европы»,
который в настоящее время растет, развивается и приносит доход.
Второй причиной является отсутствие правильно построенной бизнес-модели поведения, то есть отсутствие бизнес-плана, который нужен для планирования дальнейших действий и возможности быстрой корректировки под ту или иную ситуацию. Конечно, спонтанность где-то может быть полезна, но точно не в бизнесе. Все успешные бизнесмены славятся своим хладнокровием и трезвостью ума в любой ситуации. Именно это им позволяет подолгу держаться на плаву и осуществлять все новые и новые проекты. Поэтому для стартапера наличие бизнес-плана - это половина успеха, потому что при его составлении определяются конкретные цели и происходит более полное и обширное понимание, осмысление своего проекта. Вырабатываются первые пути реализации и преодоления препятствий, которых у новичков и так будет не мало.
Третий же причиной является отсутствие правильно подобранной проектной команды. Один человек тоже может реализовать проект, но вероятность успеха у него значительно меньше и не из-за финансового вопроса, а потому, что когда один человек эффективно и качественно дополнит другого получается эффективная и качественная команда способная воплотить идею в жизнь и заработать на ней. (синергетический эффект) К примеру, один член команды имеет те качества и навыки, которых нет у его напарника. Ведь идеальная команда это где: один хорошо планирует - второй коммуникабельный и умеет отлично налаживать связи, один грамотно разрабатывает - второй хорошо реализует и т.д. При такой связке участников вероятность успеха стартапа возрастает в разы.
С учетом этих проблем, заметим, что по статистике РЦИ за 2015 год из 10 стартапов только 2 доходят до этапа полной реализации, а остальные 8 проектов просто закрываются, уже на ранних стадиях развития (рис.2).
Рис. 2 - Статистика процентного соотношения успеха без обращения к бизнес-акселератору
Можно сделать вывод, что у каждого начинающего стартапера имеются очень маленькие шансы на реализацию проекта, но его шансы могут увеличиться в среднем на 20-30%, если он обратится за помощью в реализации своего проекта. Например, в специальную структуру бизнес-акселератор, которая представляет собой такую модель поддержки бизнеса, которая на ранней стадии предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки, для быстрого выхода компаний на рынок. Таким образом, акселерационная программа повышает количество успешных стартапов на 20% (рис.3).
Тем самым каждый начинающий стартапер для увеличения шансов на реализацию своего проекта может пройти через бизнес-акселератор, с целью получения помощи в воплощении своей идеи в виде инвестиционных средств, обучения, использование инфраструктуры, помощь в разработке бизнес-модели.
Рис.3 - Процентное соотношение успешных проектов, прошедших через бизнес-акселератор (по данным РЦИ г. Самара за 2015 г.)
Из всего выше сказанного можно выделить 3 основные задачи для развития стартапа. Первая - это построение грамотного бизнес-плана. Вторая - это подготовка к тому, что придется очень много работать и сильно стараться для того, что бы добиться наилучшего результата, а именно вывести свой стартап на этап реализации. Третья задача - это собрать вокруг себя команду, способную грамотно реализовать все идеи.
Разберем реализацию этих трех задач подробней. Для реализации первой задачи любому стартаперу и его команде понадобится Интернет, и некоторое количество времени, на составление бизнес-плана. Благодаря реалиям 21 века найти информацию не составляет труда, поэтому для составления грамотного и качественного бизнес-плана, можно посоветовать использовать сеть Интернет, в которой можно найти много примеров и советов от состоявшихся бизнесменов по реализации разных проектов, а также готовые бизнес-планы, на основании которых и нужно составить свой. Можно выделить следующие основные рекомендации по данному вопросу:
- лучше потратить чуть больше времени на составление и проработку бизнес плана, чем потом на середине или в конце понять, что вы упустили, что то важное в начале;
- искать информацию во всех доступных источниках: «Тот, кто владеет информацией, владеет всем миром»;
- спрашивать советы у более опытных и состоявшихся людей. У них опыт накопленный годами, а это немаловажный факт.
Потратив время на первый пункт, молодые люди пройдут уже 50% всего пути. Вторая же задача зависит напрямую от стартапера. А вот третья задача требует отдельного внимания и рассмотрения потому как ошибка может стоить слишком дорого. К выбору команды нужно подходить «с умом», и особой осторожностью, оценивать все плюсы и минусы каждого отдельного кандидата так как, просмотрев некоторые минусы можно очень сильно ошибиться. И заплатить за эту ошибку очень дорого начиная от банального обмана, заканчивая кражей идеи.
В заключении сделаем вывод, что акселерационная программа крайне эффективна, так как увеличивает шансы стартапа на реализацию. При нынешней рыночной ситуации количество успешных стартапов крайне важно. Потому как главной причиной создания и развития Start-up, как вида деятельности, считают крайне сильную заторможенность больших компаний, поскольку они давно используют один или несколько продуктов, производство и заработок на которых отстроен до самых мелочей, и им совсем не нужно и не обязательно заниматься разработкой нового продукта. В тот момент как стартаперы, благодаря своей решительности, энту-
зиазму и быстроте в плане создания новых концептуально не похожих ни на что идей сильно опережают и превосходят крупные компании, а иногда и время в целом. Они приносят нововведения в жизнь, тем самым создавая целые компании, которые впоследствии поддерживают научное развитие и обеспечивают рабочие места, как для себя, так и для общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Джессика Ливингстон Как все начиналось. Apple, PayPal, Yahoo! и еще 20 историй известных стартапов глазами их основателей . «ЭКСМО»
2. Эрик Рис Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. Альпина Паблишер, 2015. - 256 с.
3. Единый портал инновационной деятельности Самарской области // startupsamara.ru (дата обращения: 10.10.2015).
4. Шорина, А.А. Инновации, меняющие будущее / А.А. Шорина, Н.А. Стефанова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 9-1. — С.78-80.
5. Ларичева, Е.А. Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов / Е.А. Ларичева// Сборник научных трудов / Е.А. Ларичева. — 2016. — С. 265-272.