Jt
u/L
S
я
i/1
Л
УДК 738.1+7.071.1 Л. И. Варламова
Приморская государственная картинная галерея Владивосток, Россия
Т. М. Суслова (форма и росписи). Лунная дорожка. 11абор для напитков. 1989. 7 предметов. Фарфор, роспись подглазурная, кобальтовые соли, люстры Приморская государственная картинная галерея (Владивосток)
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ФАРФОР
В СОБРАНИИ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ
Статья посвящена произведениям художников Владивостокского фарфорового завода (ВФЗ), находящимся в коллекции приморского декоративно-прикладного искусства в собрании Приморской государственной картинной галереи. По первоисточникам уточняется авторство работ, история их создания и приобретения, особенности стиля и исполнения. В научный оборот вводятся биографические сведения о нескольких художниках, работавших на ВФЗ в 1970-1990-е годы. Исследование основано на коллекции и архивном материале Приморской государственной картинной галереи и архиве Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России».
Ключевыеслова:Владивостокскийфарфоровыйзавод;Приморская государственная картинная галерея; художник по фарфору; декоративно-прикладное искусство.
Н. А. Шаповалов (форма и роспись). Сказки моря. Чайный сервиз. 12 предметов. 1972.
Фарфор, крытьё,
пурпур, позолота.
Чайник
18,5x21x13,
сахарница
14x17x13
Приморская юсyöapc т ее шиш картчнная галерея (Владивосток)
¡~ марта 2021 года исполнилось 50 ^^ лет со времени открытия Владивостокского фарфорового завода (ВФЗ) объединения Росфарфор Министерства легкой промышленности РСФСР. В советское время ВФЗ был крупнейшим поставщиком фарфоровой бытовой посуды, подарочной и сувенирной продукции во многие области Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. К сожалению, в связи с экономическими трудностями в 2007 году, когда завод был уже в статусе ОАО
«Владивостокский фарфоровый завод», предприятие закрыли [4].
В 2021 году юбилейная дата есть и у Приморской государственной картинной галереи (ПГКГ), которой 29 июня исполняется 55 лет. ПГКГ создана в 1966 году на базе художественного отдела Приморского краеведческого музея им. В.К. Арсеньева [9]. Комплектование ее художественного собрания было начато Владивостокским государственным областным музеем еще в 1930-е годы [5, с. 104].
Комплектование раздела приморского декоративно-прикладного искусства началось только после открытия галереи - во второй половине 1960-х годов.
В общей коллекции основного фонда декоративно-прикладного искусства (ДПИ) ПГКГ находятся 560 музейных предметов. Из них 210 предметов - приморского ДПИ: 164 - фарфор, фаянс, майолика, глина, шамот, 46 - гобелен, батик, художественная эмаль, маркетри, декоративные композиции из кожи и дерева. Преобладает керамика [1].
В разделе «Фарфор» находится 12 произведений, в том числе сервизы, общим количеством 85 музейных предметов. Они созданы художниками Артёмовского опытно-экспериментального и Владивостокского фарфоровых заводов в 1960-1990-е годы.
Произведений художников Владивостокского фарфорового завода в основном фонде шесть - в их составе 43 музейных предмета. Это авторский фарфор в его выставочном уникальном варианте, экспериментальные отливки, не имеющие заводского клейма.
Декоративная ваза «Птицы» была создана в 1972 году как выставочный экземпляр в числе первых образцов производственной продукции ВФЗ (форма «тюльпан», рисунок «птицы»). Эту литьевую форму, пущенную в производство, расписывали разные мастера. На дне вазы сохранились выполненная золотом подпись автора росписи «Л. Рыбалочко» и подпись тушью «А. Калюжный форма». Автором формы вазы «Птицы» является Анатолий Гаврилович Калюжный, автором росписи - Людмила Васильевна Рыбалочко (Смирнова) [1].
На белом фоне фарфора сине-фиолетовыми красками изображены три фантастические птицы с пышными хвостами и оперением, между ними веточки, цветы и листья. Основание вазы отделено от тулова тонкой линией позолоты. По нему чередуются синие волнистые вертикальные линии. Вокруг горловины - отводка золотом снаружи и внутри. По теме и стилистически роспись близка манере, свойственной народному искусству.
Л.В. Рыбалочко - художник, тонко чувствующий фарфор, создала на его поверхности русский сказочный мир, продемонстрировав виртуозное мастерство владения материалом в сложной технике подглазурной росписи. В 1990 году репродукция вазы «Птицы» была помещена в книге В.И. Кандыбы «Художники Приморья» в качестве иллюстрации к материалу о художниках декоративно-прикладного искусства [7, с. 119]. С ноября 2018 по апрель 2019 года ваза экспонировалась в ПГКГ на выставке «Художники Приморья. Наследие».
Анатолий Гаврилович Калюжный, один из известнейших керамистов Приморья, родился в 1946 году в г. Лебедин Сумской области на Украине. Окончил отделение художественной керамики Одесского художественного
А. Г. Калюжный (форма). JI. В. Рыбалочко (роспись). Птицы. Декоративная ваза. ¡971.
Фарфор, роспись подглазурная кобальтовой солью, позолота. 28x14,5
Приморская государс тлей ноя картиннчя галерея (Владивосток)
ИМ.
училища Грекова, где в 1964-1971
М.Б. учился По
гг.
вме-
I. М. Максимюк. Девочка с котенком. Декоративное блюдо. 1994. Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная, позолота, надглазурная дорисовка. Диаметр 38, высота 2,5 Приморских государственная картинная галерея (Владивосток)
направлению сте с женой, художником-керамистом Ольгой Георгиевной Калюжной, приехал во Владивосток. В 1971-1980 годах -скульптор, а затем старший скульптор в художественной лаборатории ВФЗ. С 1972 года участник художественных выставок всех рангов. С 1980 г. - член Союза художников СССР и Приморского отделения Союза художников РСФСР, ныне Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» [2].
Людмила Васильевна Рыбалочко (Смирнова) родилась в 1940 году на разъезде Хех-цир Хабаровского района Хабаровского края. В 1962 г. окончила Семёновское художественно-промышленное училище в городе Горьком. По распределению приехала во Владивосток, работала художником в цехе росписи тканей Горпромкомбината. С 1970 по
1975 г. - художник ВФЗ, в 1975-1980 гг. - главный художник ВФЗ. В 1980-1984 гг. - главный художник Туймазинского фарфорового завода (Республика Башкортостан, г. Туймазы). С 1984 по 1988 годы - главный художник Артё-мовского опытно-экспериментального фарфорового завода. В 1988 г. вернулась переводом на Владивостокский фарфоровый завод.
1976 год - начало выставочной деятельности. С 1979 г. - участник краевых выставок приморского ДПИ, зональных выставок «Советский Дальний Восток», всесоюзной выставки «Художники - детям» (Москва, 1980), художественно-промышленных выставок ВФЗ и Артёмовского опытно-экспериментального завода в стране и за рубежом [3].
Чайный сервиз «Сказки моря», как и декоративная ваза «Птицы», был создан на второй год после открытия ВФЗ. Автор его формы и росписи Николай Алексеевич Шаповалов.
Сервиз состоит из чайника, сахарницы, пяти чашек и пяти блюдец (12 предметов). На дне чайника и сахарницы авторская надпись позолотой: Н Шаповалов 1972 г.
Верхняя часть предметов сервиза белая, нижняя - темно-вишневого цвета, посередине - полоса орнамента из точек. Края горловин отведены золотом. Крышки высокие, конусообразные, темно-вишневого цвета, с шишечкой в виде двух золотых завитков. Ручки с фигурными завитками полностью покрыты золотом. По низу у всех предметов -широкая полоса позолоты. Чашки заужены к основанию. Роспись золотом на их внутренней стороне в виде рыбки - рельефный подкладной рисунок. Блюдца темно-вишневого цвета. Края белые, ниже - отводка золотом и точечный орнамент.
Пурпуровый сервиз - в изысканных ро-кайльных завитках, в цветовых соотношениях белого фарфора, золота и царственного пурпура. H.A. Шаповалов полностью исключил полихромию. Благородство и красоту фарфора подчеркивает лишь роспись золотом. Из-за сложности исполнения сервиз «Сказки моря» в производство не пошел и был приобретен для Приморской картинной галереи управлением культуры Примкрай-исполкома в 1972 году, предположительно с большой краевой выставки, посвященной 50-летию образования СССР. Интересно отметить, что в 1971 году, сразу после начала работы на ВФЗ, Николай Алексеевич участвовал в межрегиональной выставке «Художники Урала, Сибири и Дальнего Востока» в Москве с тремя предметами чайного сервиза «Сказки» (фарфор, роспись надглазурная) [8]. Это могли быть первые предметы чайного сервиза «Сказки моря» из собрания ПГКГ или близкие им по форме.
Николай Алексеевич Шаповалов родился 5 марта 1927 года на хуторе Двойненский Николаевского района Волгоградской области. Окончил Львовское училище прикладного искусства (1951-1955). С 1954 г. участник художественных и художественно-промышленных выставок всех рангов. Во второй половине 1950-х годов работал художником
на Барановском фарфоровом заводе. В 1959 году по направлению приехал в Краснодар. В 1959-1971 гг. художник художественной лаборатории Краснодарского фарфорово-фа-янсового завода «Чайка». С1968 г. член Союза художников СССР. В 1971 г. по направлению и личному желанию приехал во Владивосток для налаживания работы ВФЗ. Был главным художником. В 1976 году вернулся в Краснодар [11]. Авторскую форму сервиза «Сказки моря» с лепниной на деталях предметов в виде завитушек художник, возможно, привез во Владивосток из Краснодара.
Чайный сервиз «Летняя поляна» был отлит в экспериментальном литьевом цехе ВФЗ. В 1989 г. экспонировался в Приморской картинной галерее на VI краевой выставке ДПИ и был приобретен для нее управлением культуры Примкрайисколкома [1]. Автор формы - скульптор Григорий Петрович Шаповалов, однофамилец Николая Алексеевича Шаповалова. Автор росписи - художник по фарфору первой категории Валентина Павловна Клямко.
В сервизе «Летняя поляна» - чайник большой и чайник малый, сахарница, сливочник, блюдо, ваза для цветов, чашка чайная и блюдце. Роспись: чайные розы с серыми и зелеными лепестками, светло-зеленые цветы с золотистыми тычинками, веточки зелени и ажурная дорисовка золотом. Горловины предметов - с волнистыми краями и золотой отводкой. Крышки и ножки покрыты зелено-голубым люстром. Блюдо круглое, края ровные, отведены золотом. Ваза для цветов цилиндрической формы, на невысокой ножке, расширенной к основанию. Блюдце с волнистыми краями и отводкой золотом. Форма чашки - «тюльпан», с ручкой, на невысокой ножке. Горловина с отводкой зеленого цвета. Роспись внутри чашки: чайная роза с лепестками зеленого и зелено-голубого люстра, веточки зелени и ажурная дорисовка золотом. Роспись снаружи: светло-зеленые цветы, колокольчики, лепестки, покрытые зелено-голубым люстром.
Валентина Павловна Клямко (1945-1997?) отдавала предпочтение цветочным декорам,
где господствуют крупные цветовые пятна. Она мастерски владела чисто фарфоровой техникой мазка с растяжкой. Ее росписи близки народному искусству. В.П. Клямко окончила художественно-графическое отделение Хабаровского государственного педагогического института (1963-1968). Диплом защитила по керамике. С 1971 года более 20 лет работала в художественной лаборатории завода и некоторое время была главным художником. 1972 год - начало выставочной деятельности. С 1979 г. - участник краевых выставок ДПИ, IV и VI зональных «Советский Дальний Восток», четырех республиканских, всесоюзной и зарубежной (Таиланд, 1986) [1].
Григорий Петрович Шаповалов проработал на Владивостокском фарфоровом заводе 35 лет (1972-2007). Большинство форм, находившихся в производстве, были его разработками для литья и формовки. Он родился 18 февраля 1953 года на Украине в п. Каменный Антрацитовского района Луганской области. Учился в Миргородском керамическом техникуме им. М. Горького на отделении художественной керамики (1968-1972). Получил квалификацию художника-мастера и специальность скульптора. Дипломную работу «Набор для пива» (майолика) выполнил с оценкой «отлично» на Береговском майоликовом заводе в г. Берегов в Закарпатье. В 1972 году по распределению приехал во Владивосток. С 1972 г. - живописец-исполнитель, с 1974 г. - скульптор, потом старший скульптор ВФЗ [1].
Чайный сервиз «Осенние акварели» приобретен для галереи управлением культуры Примкрайисполкома в год создания. Репродукция опубликована в книге В.И. Кандыбы «Художники Приморья» [7, с. 118]. На донышке большого чайника сохранилась надпись тушью: «Осенние акварели скульптор Шаповалов Г. художник Суслова Т. 1980 г.»
Сервиз «Осенние акварели» украшает нежная роспись с мотивами осеннего пейзажа: изображение деревьев с редкими листочками на золотисто-перламутровом фоне. Здесь два чайника - большой и малый. Оба
I'. II. Шаповалов ( форма). Б. II. Клямко (роспись). Летняя поляна. Чайный сервиз. 1987.
8 предметов. Фарфор, роспись надглазурная, полихромная, люстры, позолота
Приморская государственная картинная галерея ( Владивосток)
Г. II. Шаповалов
(форма).
Т. AI. Суслова
(роспись).
Осенние акварели.
Чайный сервиз.
1980.
16 предметов. Фарфор, роспись надглазурная, люстры
Приморская государственная картинная галерея (Владивосток)
шаровидной формы, с суживающимся книзу туловом, с высоким рифленым горлышком, с толстым носиком и крышкой с шишечкой. Ваза так же имеет суживающееся к низу тулово и высокое расширяющееся к верху рифленое горло. Чашки на высокой рифленой ножке по форме напоминают цветок лотоса. Роспись находится на их внутренней стороне. Блюдца и блюдо с волнистыми краями. Сравнение формы выставочных сервизов «Летняя поляна» и «Осенние акварели» из собрания галереи свидетельствует о том, что в 1980-е годы Григорий Петрович Шаповалов увлеченно экспериментировал с традиционными посудными формами.
Набор для напитков «Лунная дорожка» приобретен для галереи управлением культуры Примкрайисполкома с VI краевой выставки ДПИ [10]. Автор его строгой геометризи-рованной формы и обаятельной росписи, выполненной в сине-голубом колорите, - Тамара Михайловна Суслова. Тема росписи навеяна природой Приморья, незабываемыми образами летних лунных ночей на морском побережье. Это один из первых «картинных» сюжетов на приморском фарфоре в собрании ПГКГ. По тулову широкого прямоугольного штофа с круглой крышкой изображена бухта с водой фиолетового цвета, сопки, берег, деревья. По тулову такой же формы узкого штофа - пейзаж с домом, мостом, деревьями. Возле дома развешаны сети. Верхняя часть штофов покрыта диагональными полосами люстра. Ваза для фруктов неглубокая, на широкой ножке-основании. В ее росписи тоже доминирует изображение морского побережья, где растут деревья и травы. Ваза для цветов выполнена в виде кубка, расширенного книзу. Роспись по тулову - сопки, деревья, цветы ириса на фоне моря. Нижняя часть украшена диагональными полосами люстра. Подсвечник грибообразной формы с росписью по тулову: деревья зелено-синего цвета, кусты с розовыми цветами. Кружка конусообразной формы. Роспись: цветы ириса, колокольчики, листочки. Блюдце круглое, роспись по зеркалу - полевые цветы и веточка с листьями.
Набор для напитков «Лунная дорожка» отличает индивидуальность авторской манеры без подражания и холодной стилизации. Как художник по фарфору Т.М. Суслова больше любила подглазурную живопись, но работала по-разному, в зависимости от задачи, которую давала ей тема рисунка, форма предмета и творческая фантазия. В отличие от В.П. Клямко, в нетиражных выставочных работах она предпочитала рисовать пейзаж.
Тамара Михайловна Суслова родилась 5 декабря 1951 года в п. Ветлужский Нижегородской области. Окончила живописно-педагогическое отделение Владивостокского художественного училища (1968-1972). С
1972 по 1977 г. - художник по росписи ткани Владивостокского горпромкомбината. В 1972-1973 гг. училась на курсах повышения квалификации по росписи ткани в Научно-исследовательском институте художественных промыслов СССР (Москва). В 1977-1998 гг. художник первой категории по фарфору, в 1998 г. - главный художник ВФЗ. В 1984 г. прошла курсы повышения квалификации художников и скульпторов Роспромфарфора в Ленинграде. С 1984 г. член Союза художников СССР и Приморского отделения Союза художников РСФСР, ныне Приморского отделения ВТОО «Союз художников России».
Декоративное блюдо «Девочка с котенком» подарено галерее в 1998 году автором Галиной Михайловной Максимюк [1]. Это второй вариант. В 2019 году блюдо экспонировалось в ПГКГ на выставке «Приморские художники. Наследие». Оно обычной формы: круглое, с позолоченной каймой. На абстрактном синем фоне изображена синеглазая девочка с распущенными волосами и котенком на руках. На ней светлый халат с широкими рукавами, на руке браслетик с красным шнурком, на шее цепочка. Справа возле головы - красный цветок. Блюдо было создано на ВФЗ по особой авторской технологии после трехмесячной учебы Галины Михайловны на курсах переподготовки на Ленинградском фарфоровом заводе. Ей свойственен дух эксперимента, в основе которого лежит соединение авторских и традиционных приемов в технике подглазурной росписи.
Г.М. Максимюк родилась 1 мая 1940 года в городе Горьком (Нижний Новгород). В 1957-1958 гг. училась в художественной студии В.В. Безродного в Клубе моряков. В 1958-1963 гг. - во Владивостокском художественном училище на живописно-педагогическом отделении у педаго-гаВ.И. Прокурова. В 1963-1965 гг. - в Дальневосточном институте искусств на художественном факультете у профессора В.Г. Гончаренко. В 1965-1972 гг. - художник цеха росписи ткани при Владивостокском горпромкомбинате. В 1966 г. прошла курсы повышения квалификации по росписи ткани в Научно-исследовательском институте художественной промышленности в Москве. В 1973-1994 гг. - художник фарфоровой промышленности I категории в
художественной лаборатории Владивостокского фарфорового завода. Работала по заказам Приморского отделения Художественного фонда РСФСР. Участвовала в художественных советах в Ассортиментном кабинете Роспромфарфора и художественных советах Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности. Постоянно ездила в творческие командировки с посещением выставок, музеев, заводов художественной промышленности. В 1975 г. - начало выставочной деятельности. С 1978 г. член секции декоративно-прикладного искусства Приморского отделения СХ РСФСР. В 1983 г. - курсы повышения квалификации специалистов фарфорово-фаянсовой промышленности (Ленинград). В 1987-1989 гг. - начальник художественной лаборатории и заведующая художественным музеем ВФЗ. С 1989 г. член Союза художников СССР/России и Приморского отделения СХ РСФСР. В 20092021 гг. заведующая мастерской батика в ДВГ-ТУ (ныне ДВФУ). Дважды избиралась членом правления Приморского отделения Союза художников России, ответственным за развитие декоративно-прикладного искусства в Приморском крае. Среди многочисленных наград - знак отличия «За заслуги перед Владивостоком» II степени [2].
Произведения скульпторов ВФЗ Николая Шаповалова, Анатолия Калюжного и Григория Шаповалова отличает прекрасное чувство понимания фарфора как особого вида керамики, способность пластически и ритмически организовать его художественную форму, соединив утилитарные и эстетические качества предметов. Росписи художников по фарфору первой категории Людмилы Рыбалочко, Валентины Клямко, Тамары Сусловой и Галины Максимюк отмечены индивидуальным творческим стилем и высоким профессиональным мастерством рисунка по фарфору. В течение 35 лет в художественной лаборатории Владивостокского фарфорового завода работало около двадцати профессиональных художников. Опираясь на культуру и опыт всей советской керамической пластики, они за очень короткий срок создали замечательную школу опыта и мастерства по форме и росписи фарфора, наполнив их дальневосточным содержанием.
Литература
1. Архив ГАУК «Приморская государственная картинная галерея».
2. Архив Приморского отделения ВТОО «Союз художников России»: личные дела А.Г. Калюжного, Г.М. Максимюк, Т.М. Сусловой.
3. Архивный отдел Артёмовского городского округа: АОЭФЗ, личные карточки на уволенных специалистов за 1973,1974,1988,1995 годы. Фонд № 5, опись № 1, дело № 294 - Л.В. Смирнова (Рыбалочко).
4. Гольский, И.А. Владивостокский фарфор в коллекции музея им. М.А. Врубеля: изучение и комплектование // Художественная жизнь Дальнего Востока России и стран АТР : материалы научно-практических конференций 2013-2016 годов. - Владивосток, 2018.
- С. 107-111.
5. Даценко, A.A. Комплектование коллекции произведений приморского искусства в собрании Приморской картинной галереи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
- Владивосток : Типография ДВФУ 2013. - № 2 (22).
- С. 104-111.
6. Декоративно-прикладное искусство Приморья. Юбилейная выставка - 2013: каталог / Приморское краевое отделение ВТОО «Союз художников России».
- Владивосток, 2013. - 37 с.: ил.
7. Кандыба, В.И. Художники Приморья. - Ленинград : Художник РСФСР, 1990. - 128 с.: ил.
8. Каталоги республиканских и зональных выставок: 1971 - «Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока» (Москва)
1974 - IV зональная выставка «Советский Дальний Восток»(Владивосток)
1978 - «Мы строим БАМ», республиканская выставка (Улан-Удэ)
1980 - V зональная выставка «Советский Дальний Восток» (Чита)
1985 - VI зональная выставка «Советский Дальний Восток»(Владивосток)
1982 - «50 лет Комсомольску-на-Амуре», республиканская выставка (Комсомольск-на-Амуре)
1990 - VII зональная выставка «Советский Дальний Восток» (Якутск).
9. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток / [О. Батиевская и др.]. - Москва : Белый город, 2006 (Москва : Красный пролетарий). - 63 с. : цв. ил., портр., фот. - (Сокровища русского искусства).
10. Приморье-89: краевая секция декоративно-прикладного искусства : буклет. - Владивосток : тип. изд-ва «Красное Знамя», 1989. - 14 с.: ил.
11. Шаповалов Николай Алексеевич// Антик-Форум: Антиквариат и коллекционирование. - URL: https:// www. antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=233975 (дата обращения 16.06.2021).
Примечания А.Г. Калюжный
Произведения находятся в Государственном музей-но-выставочном центре «РОСИЗО» (Москва); в ПГКГ и Музее истории Дальнего Востока им. В. К. Арсенье-ва (Владивосток); в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск); в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва; в Музее изобразительных искусств (Комсомольск-на-Амуре); в художественных галереях и частных собраниях в России и за рубежом.
Г.П. Шаповалов
Произведения находятся в Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева (Владивосток) и в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (Омск) [1].
Т.М. Суслова
Произведения находятся в Государственном музей-но-выставочном центре «РОСИЗО» (Москва); в Музее ассортиментного кабинета Роспромфарфора (Москва); в ПГКГ и Музее истории Дальнего Востока им В.К. Арсеньева (Владивосток); в частных собраниях в России и за рубежом - Голландии, КНР, Японии [2].
Г.М. Максимюк
Произведения находятся в Государственном му-зейно-выставочном центре «РОСИЗО» (Москва); в Картинной галерее города Балашихи Московской области; в ПГКГ и Музее Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток); в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск); в Читинском областном художественном музее (Чита); в частных коллекциях в России и за рубежом - США, Японии, Республике Корея.
Об авторе
Варламова Людмила Ивановна - искусствовед, старший научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи, член ВТОО «Союз художников России», заслуженный работник культуры РФ E-mail: ppt005@mail.ru
VLADIVOSTOK PORCELAIN IN THE COLLECTION OF THE PRIMORYE STATE ART GALLERY
Varlamova Liudmila Ivanovna
Art historian, senior researcher, Primorye State Art Gallery, member of the Union of Artists of Russia, honored worker of culture of the Russian Federation
Abstract: The article is devoted to the porcelain pieces, made by the artists who worked at the Vladivostok Porcelain Factory, which belong to the section of decorative and applied art in the Primorye State Art Gallery's collection. According to the primary sources, the authorship of the works, the history of their creation and acquisition, the peculiarities of their style and process of creation are specified. Biographical information about several artists who worked at the Vladivostok porcelain factory in the 1970s and 1990s is introduced into scientific circulation. The research is based on the collection and archival material of the Primorye State Art Gallery and the archive of the Primorye Regional Branch of the Union of Artists of Russia Keywords: Vladivostok Porcelain Factory; Primorye State Art Gallery; porcelain artist; decorative and applied art.