Л.И. Варламова
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (1978 - 1990 гг.)
В Приморской организации Союза художников России, правопреемницы Приморского союза советских художников, изначально преобладают и лидируют живописцы. Секция декоративно-прикладного искусства самая молодая по времени создания. Она была образована в 1978 г. по инициативе А.В. Кацука, коренного приморского художника.
Он родился в 1940 г. в с. Новодевица Хорольского района в крестьянской семье, но его детство и юность прошли в с. Лугохутор Анучинского района. Там он закончил среднюю школу и курсы механизаторов, там же, открыв для себя мир искусства, увлёкся рисованием, которым занимался под руководством Д. Кислого. В 1962-1967 гг. Анатолий Владимирович учился на живописно-педагогическом отделении Владивостокского художественного училища у педагогов Ф.Н. Бабанина, В.В. Кричевского, В.И. Прокурова, И.И. Васильева. В 1968-1973 гг. его профессиональная учёба продолжилась на отделении дизайна в Московском высшем художественно-промышленном училище уВ.И. Борисова и Е. А. Короткевича.
Получив диплом с отличием, А.В. Кацук вернулся в Приморье, во Владивосток, где начал работать сначала в технике гобелена, а позже в области монументального искусства и живописи. Став членом Приморского отделения Союза художников РСФСР в 1977 г., он в уже в 1978 г. создал секцию декоративно-прикладного искусства, которой руководил бессменно 12 лет до 1990 г., а с некоторыми перерывами и позже. Анатолий Владимирович принимал участие в подготовке всех краевых художественных выставок приморского деко-ративно-прикладного искусства и как один из участников этих выставок, и как член Правления Приморской организации Союза художников РСФСР, ответственный за развитие этого вида искусства в Приморье.
В 1976-1991 гг. Кацук был постоянным членом шикотанской творческой группы приморских и московских художников. Как один из зачинателей приморской «тканой живописи», он ввел в советский гобелен мотивы города у моря, островов в океане, морских туманов, вулканов, парусов, наполненных ветром, точно выделив в дальневосточной природе самые типичные лейтмотивы и образно-философские символы. Тема вечности и величия трёх стихий: земли, воды и неба выражены в его произведениях предельно лаконичным языком. Основные работы мастера находятся в Новосибирской областной картинной галерее, в Читинском художественном музее, в Приморской государственной картинной галерее, в Приморском государственном объединённом музее им. В.К. Арсеньева, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
В 70-е гг. XX в. секция декоративно-прикладного искусства Приморского отделения Союза художников РСФСР переживала период становления, накопления сил и роста профессионального мастерства. Этому способствовала поддержка со стороны государства. Администрация Приморского края именно тогда принимала решения, направленные на создание и развитие местной художественной промышленности, на строительство тех фабрик и заводов, которые смогли бы обеспечить своей, а не дорогостоящей привозной продукцией потребности жителей Приморья и всего Дальневосточного региона
Варламова Людмила Ивановна — член Союза художников Российской Федерации, заслуженный работник культуры РФ, старший научный сотрудник, Приморская государственная картинная галерея.
17 (с^
Выпуск № 1, 2008 г.
в предметах повседневного быта: фарфоровой и керамической посуде, коврах, ювелирных изделиях, мебели.
В 60 70-е гг. в Приморье в связи с открытием ковровой фабрики и фарфорового завода в Артёме, фабрики сувениров и фарфорового завода во Владивостоке, завода художественной керамики в Спасске-Дальнем приехала большая группа молодых, творчески активных художников-прикладников, выпускников различных художественных училищ и вузов СССР. Вплоть до конца 90-х гг. они чувствовали серьёзную заботу со стороны правительства страны и, конечно, местного руководства Приморского края. Художники получали производственные заказы, творческие мастерские, за государственный счёт выезжали на всесоюзные творческие дачи, курсы и семинары для повышения профессионального мастерства, работая на предприятиях художественной промышленности, имели творческие дни, могли бесплатно пользоваться заводским оборудованием и приобретать необходимые материалы.
К 1990 г. членами секции декоративно-прикладного искусства Приморской организации Союза художников РСФСР были 13 человек: А. Кацук, В. Косенко, Л. Песегов, Т. Матю-хина, Анатолий и Валентина Прочко, Анатолий и Ольга Калюжные, Г. Добрынина, Т. Лимо-ненко, Т. Суслова, Г. Шаповалов, Г. Максимюк. Однако фактически в её творческом активе находилось свыше пятидесяти художников, представлявших местную художественную промышленность и Творческо-производственный комбинат на краевых выставках.
Первая краевая выставка приморского декоративно-прикладного искусства состоялась в 1979 г. (Владивосток, Дом художника), вторая в 1981 г. (Владивосток, Дом художника), третья в 1982 г. (Владивосток, Приморский краевой краеведческий музей им. В.К. Арсеньева), четвёртая в 1983 г. (Находка, музейно-выставочный центр «Находка»), пятая в 1987 г. (Владивосток, Приморская картинная галерея). Наиболее представительной по количеству участников и значительной по своим художественным достоинствам оказалась шестая краевая выставка ДПИ, экспонировавшаяся во Владивостоке в залах Приморской картинной галереи с 6 декабря 1989 г. по 13 января 1990 г. К ней был издан первый и, к сожалению, единственный проспект: «Приморье-89. Краевая секция декоративно-прикладного искусства» с чёрнобелыми репродукциями фрагментов экспозиции (тиражом 500 экз.).
Пятьдесят четыре автора из Владивостока, Артёма, Спасска-Дальнего, Находки и пос. Кавалерово представили вниманию зрителей около двухсот произведений различных видов декоративно-прикладного искусства: художественный текстиль, керамику, художественную обработку дерева, камня, кости, металла. Приморским прикладникам уже тогда были подвластны любые материалы: каменная и фарфоровая масса, шамот и стекло, медь и латунь, кедр и бархатное дерево, мрамор и яшма, ракушки, кожа, ткань, шерсть, синтетика. Почти все участники выставки имели специальное художественное образование. Они были выпускниками различных высших и средних художественных училищ страны: московского, ленинградского, абрамцевского, одесского, иркутского, владивостокского. Среди участников были выпускники Гжельского силикатно-промыш-ленного техникума и Холмогорской школы резьбы по кости. Отмечалось не просто активное участие, а явное преобладание творческой молодёжи.
Одним из самых больших разделов шестой краевой выставки приморского декора-тивно-прикладного искусства и её основой стал экспозиционный текстиль. Именно он организовывал пространство трёх выставочных залов, создавал интерьер, на его фоне начинали работать все другие бытовые и декоративные художественные формы. Большие выставочные работы А. Кацука, В. Косенко, В. Захаренко, Н. Мищенко, Т. Погребняк, Н. Хоменковой, Л. Тимофеевой: гобелен, батик, макраме соседствовали с мини-гобеле-
нами Н. Рацик, Сергея и Елены Белоусовых, Анатолия и Валентины Кротовых. Сохраняя индивидуальность творческой манеры, эти тогда молодые художники Владивостока, Артёма и Находки стремились решить общую для всех сверхзадачу: создать и утвердить в советском искусстве приморский художественный текстиль.
В шестой краевой выставке декоративно-прикладного искусства приняли участие почти все профессиональные художники-керамисты края. По сравнению с предшествующими выставками их активность оказалась просто небывалой. Приморский фарфор, например, был представлен творческими работами всех пяти художников Артёмовского фарфорового завода: Л. Песегова, Анатолия и Валентины Прочко, Т. Матюхиной, Л. Смирновой и работами восьми художников Владивостокского фарфорового завода: Е. Добрыниной, Т. Лимонен-ко, В. Клямко, Е. Максимюк, Т. Сусловой, Е. Шаповалова, Н. Старжинской, О. Юлчиевой. Чайные и кофейные сервизы, декоративные композиции, блюда, вазы и плакетки, представленные ими, отличались высоким художественным уровнем: усложнением композиционных, фактурных и колористических решений, цветовым богатством, преобладанием дальневосточных мотивов в росписи.
Особенно большой интерес вызвали и у зрителей, и у специалистов творческие работы художественной керамики: А. Еорнич, Александра и Ольги Калиты, 3. Желандиновой и О. Тимофеевой. Представленные ими на выставку наборы керамической посуды, игрушки, сувениры, вазы и плакетки из каменной массы были современными по форме, сложными по колориту, функциональными по бытовому назначению. Декоративные композиции, панно и вазы известнейших художников-керамистов Владивостока: Анатолия и Ольги Калюжных, А. Онуфриенко и О. Еригорьева предназначались для организации художественной среды общественных помещений.
Новой областью для приморского прикладного искусства конца 80-х годов XX в. стала художественная обработка дерева, металла, камня, кости. Оригинальные женские украшения вместе с малой пластикой из зуба кашалота и дерева экспонировали на выставке молодые художники Владивостока: Станислав и Ирина Терентьевы, светильники из меди и латуни В. Ефименко, В. Михеев; художественную обработку металла В. Еешелев; каменные миниатюры из кварца, агата, яшмы И. Иваньков; флорентийскую мозаику из самоцветных камней бухты Песчаной М. Калита; декоративные композиции и резьбу по дереву братья Олег и Александр Батухтины, А. Петров из пос. Кавалерово.
Сравнивая шестую краевую выставку с предшествующими, искусствоведы и зрители отмечали рост профессионального мастерства большинства её участников, усложнение художественных задач, разнообразие материалов и технических приёмов, преобладание дальневосточной тематики. 13 января 1990 г. 6-я краевая выставка ДПИ закончилась аукционом произведений приморского прикладного искусства. Все представленные произведения были куплены, причём многие со значительным превышением стартовой цены. К сожалению, это был не только первый, но и последний опыт подобных аукционов.
80-е годы XX в. время наивысшего расцвета профессионального приморского декоративно-прикладного искусства. Работы приморских прикладников были востребованы жителями и общественными организациями края. Они отмечались международными дипломами на художественно-промышленных выставках в Китае, Южной Корее, Японии, Тайланде, Франции, ФРЕ, Канаде, Швейцарии и, конечно, успешно экспонировались на больших художественных выставках в России: зональных, республиканских, всесоюзных. Лучшие произведения приморских прикладников стали собственностью Приморской государственной картинной галереи и Приморского государственного объединённого музея им. В.К. Арсеньева во Владивостоке, музейно-выставочного центра «Находка» в Находке, Краеведческого музея в Артёме и в ряде других музеев.