ЮБИЛЕИ
Р. Г. Хабибулин ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ БЫЧКОВ
Владимир Бычков родился в Троицке. Учился в школе № 40, которая занимала помещения бывшего медресе «Расулия», -именно здесь он стал участником ансамбля народных инструментов, научился играть на мандолине и полюбил музыку. Потом была музыкальная школа, где он впервые выступил, исполнив на баяне две написанных им самим пьесы; Челябинское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, в котором вместе с ним на курсе народников учились Валерий Ярушин, Виктор Лебедев, Виталий Вольфович, Владимир Конышев -известные теперь музыканты.
Чтобы перечислить все звания и награды Владимира Васильевича, потребуется немало времени. Он прежде всего музыкант с мировым именем и лауреат многих международных конкурсов. Невероятная работоспособность, неисчерпаемая любовь к музыке позволили ему, баянисту, дирижеру, стать профессором, доктором искусствоведения, действительным членом Международного совета аккордеонистов (Финляндия), действительным членом Международной академии наук о природе и обществе. Он ведущий специалист в отечественном и зарубежном искусствоведении.
В семье Бычковых никто профессионально не занимался музыкой.
«Но моя мама, - рассказывает Владимир Васильевич, - хорошо пела русские народные песни, а отец играл на двухрядке. Его даже приглашали на свадьбы, юбилеи, дни рождения. В репертуаре отца были частушки, плясовые, песни Дунаевского; а вот мама, уроженка Поволжья, любила песни с Волги».
О том, с чего начинался его путь в большое искусство, В. Бычков вспоминает так: «Был август. Моя мама приходит как-то домой и говорит: “Вовка, собирайся”. -Куда? - спросил я. - “Одевайся, говорю!” Что делать? Пошли. Оказывается, мама с соседкой Е. Алексеевой (мы жили по улице Куйбышева, по-старому - на Пятом переулке, а они - по улице Чапаева) увидели объявление о приеме в музыкальную школу и решили своих детей проверить на “прочность ”. Пришли, спросили, можно ли прослушаться? А нам говорят: “Прием уже закончен, но мы вас послушаем”. Попросили спеть. Спел, но фальшиво! - “Отгадайте ноты и повторите”. Повторил, правда, с изъяном.
Результат: приняли в школу кандидатом, так как места были заняты, и полгода я посещал только теоретические дисциплины, а с третьей четверти стал заниматься по специальности в классе преподавателя Л. П. Харитонова. Пожалуй, это был первый шаг в моем формировании как музыканта.
В 1962 г. меня перевели в класс Михаила Анатольевича Вахрина, и новый педагог буквально “завалил” меня музыкальным материалом. Прежде всего он считал необходимым окунуться в сферу серьезной классической музыки (Й. Гайдн - “Венгерское рондо ”, Ф. Лист - Венгерская рапсодия № 2, Н. Римский-Корсаков - “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салта-не”), хотя неизменным атрибутом репертуара были обработки русских народных песен, среди них вариации на тему русской народной музыки, песня “Степь да степь кругом ”».
Позже, уже в музыкальном училище, В. В. Бычков, совершенствуя исполнительское мастерство, репетирует с известной пианисткой Ревеккой Гитлин, играет в дуэте с Виталием Вольфовичем, дает сольные концерты. «Для меня сольные концерты стали школой артистической выдержки», - говорит Владимир Васильевич. Выдержка потребовалась ему не только на сцене. Не раз многочисленные «деятели от культуры», да и сама жизнь ставили его перед трудностями, заставляли мобилизовать все силы, чтобы решать задачи, далекие от искусства. Но, с другой стороны, это не позволяло расслабляться, поддаваться звездной болезни. А успехи, от которых могла закружиться голова, были. В мае 1968 г. трио баянистов в составе В. Бычков, П. Ра-ковский, А. Пигарев сопровождало выступления Челябинского ансамбля народного танца «Самоцветы» за рубежом. Они объездили весь юг Германии, дали 22 концерта, собирая на открытых площадках до 40-ка тыс. зрителей. Ансамбль вернулся с дипломом I степени. Эта поездка стала для
В. Бычкова первой школой выступлений на подмостках международного масштаба.
Но это же заставило его осознать необходимость дальнейшей учебы, и он в том же году поступил в Горьковскую (ныне Нижегородскую) консерваторию им. М. И. Глинки, где в числе преподавателей были многие светила музыкального искусства и науки СССР.
«На вступительном экзамене, -
вспоминает Владимир Васильевич, - я должен был играть “Чакону”, “Одинокого странника” и “Юмореску” Грига, Фантазию на тему русской народной песни “Во поле береза стояла” и первую часть своего концерта для баяна с симфоническим оркестром. Но на консультации Николай Яковлевич Чайкин, в класс которого я попал, заметил: “Вы, молодой человек, поступаете не на композиторский, а на исполнительский факультет, поэтому желательно, чтобы вы показали себя как исполнитель”. Пришлось изменить программу». Учеба в консерватории стала временем накопления репертуарного багажа, к тому же В. Бычков выучил практически весь классический репертуар симфонического дирижера, и до сих пор Владимир Васильевич сомневается: правильный ли сделал выбор, не допустил ли ошибки в определении направления своего творческого пути? Ведь совмещать две профессии - баянное исполнительство и оперно-симфоническое искусство - почти невозможно.
Но достичь, казалось бы, недоступного помогли «одержимость» работой, увлеченность музыкой, учениками. Все это состоялось в Челябинске, куда В. Бычков вернулся по окончании консерватории. 21 декабря 1972 г. прошел его первый сольный концерт в двух отделениях в институте культуры. Выступление В. В. Бычкова стало свидетельством высокого профессионального мастерства исполнителя, творческих возможностей, которые были развиты
106
в годы учебы в консерватории под руководством Н. Я. Чайкина.
Николай Яковлевич оставался его учителем и тогда, когда Владимир Бычков поступил в ассистентуру-стажировку Горьковской консерватории. Общение с этим человеком много значило для Владимира Васильевича. Он принял участие как дирижер оркестра народных инструментов института культуры в двух авторских концертах профессора Н. Я. Чайкина, посвященных 60-летию композитора. Заканчивая экстерном ассистентуру-стажировку, исполнил его Концерт № 1 в сопровождении сводного духового оркестра Челябинского гарнизона в концертном зале филармонии, а в 1976 г. - это же сочинение с симфоническим оркестром Челябинского музыкального училища им. П. И. Чайковского (дирижер А. З. Рахмилевич). «Грандиозным» был назван цикл монографических концертов, посвященный баянному творчеству Н. Я. Чайкина.
В 1978 г. В. Бычков решил оставить сцену, так как его увлекла наука: «Мне хотелось поставить точку над “I” в нашем народно-инструментальном творчестве, показать, кто есть кто в баянной педагогике, оригинальной музыке», - так объяснил он свое решение. Он едет в Ленинград с первой редакцией диссертации, чтобы завершить работу над ней и затем выйти на защиту. Но его остановили вопросом: «Молодой человек, куда вы приехали? У нас институт театра, музыки и кинематографии! При чем здесь баян?» Однако защита диссертации состоялась благодаря поддержке его научного руководителя Альфреда Мирека.
А потом наступил 1979 г., когда Бычков стал «невыездным». С чьей-то «легкой» руки его жизнь, как сказал А. Мирек, стала духовной каторгой. В. Бычкова пригласили в поездку по городам США, - не пропустили по документам; ансамбль танца «Юность», где он работал концертмейсте-
ром, был отобран для поездки по странам Латинской Америки, - опять отказали. И так было целых десять лет, пока ему в 1989 г. не разрешили, наконец, выехать в Индию и Шри-Ланка.
Позже состоялся его сольный концерт в польском городе Олштин, где проходил международный методический семинар, который вел доктор наук, профессор Варшавской академии им. Ф. Шопена, вицепрезидент Международной конференции аккордеонистов Л. В. Пухновский. С ансамблем «Челябинск» (руководитель заслуженный деятель искусств РФ Рулан Хабибулин) он побывал в Швейцарии, Дании, Италии и Германии. В немецком городе Вангене прошел его сольный концерт. Участие в международных конкурсах практически каждый раз имело успех у публики и оценивалось дипломами жюри. Так было летом 1993 г., когда в составе квартета «Виртуозы России» (В. Бычков, В. Конюхов, Ш. Амиров и В. Ярушин) он принял участие в Международном конкурсе-фестивале аккордеонного и баянного искусства в Кастельфидардо, где 130 лет назад Паоло Сопрани изготовил первую итальянскую гармонику - аккордеон. Они победили, получив в награду кубок, диплом и... полное равнодушие у себя на Родине. Кстати на этот фестиваль ансамбль ездил на деньги, которые Бычков занял, заложив свой баян «Юпитер». На следующий год Владимир Васильевич на том же конкурсе получил премию в числе других исполнителей джазовой музыки. У него есть звание лауреата и специальная премия «Лучшему солисту» (конкурс им. А. Пьяццоллы в Италии, 1995), «Золотой диплом» за 1-е место в Международном музыкальном турнире, состоявшемся в Германии (2000).
Не все принимали и понимали его увлечение зарубежными поездками, называя это чудачеством, непозволительной роскошью или еще чем-то, но он стремился расширить рамки концертной деятельности,
107
причем не только своей, но и других, поскольку убежден, что Музыкант - это человек мира.
Что касается научной деятельности, то В. В. Бычков является автором нескольких книг: о творчестве своего учителя Николая Чайкина, о жизни и творческом пути народных артистов СССР Юрия Казакова и Анатолия Полетаева (монография), о творчестве народного артиста России Анатолия Беляева, музыканте и педагоге Вячеславе Белякове; об аргентинском композиторе, исполнителе, музыканте Асторе Пьяццолле, - всего из-под пера Владимира Васильевича вышло уже 17 трудов. Также подготовлено несколько методических разработок. Он автор множества музыкальных сочинений, создатель ансамбля русских народных инструментов «Рифей», детского камерного ансамбля классической и современной музыки «Южный Урал», что считается большой редкостью в музыкальном искусстве России, новаторским шагом. Такой коллектив на Международном конкурсе, проводимом Министерством культуры Германии и фабрикой музыкальных инструментов «Вельтмайстер», был единственным в своем роде.
С 1996 г. профессор В. В. Бычков становится научным руководителем ассистентуры-стажировки по классам баяна, ансамбля и дирижирования при Челябинском государственном институте культуры и искусств. И вскоре его ассистенты-стажеры, входящие в состав ансамбля русских народных инструментов «Русская душа», уже занимают первые места на международных конкурсах. С 2005 г. он руководит творческой аспирантурой по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство.
С приходом в вуз нового ректора доктора исторических наук, профессора В. Я. Рушанина были решены проблемы международного культурного сотрудничества. Перспективной оказалась его идея о
создании Гуманитарного немецко-русского культурного центра. В результате первый «десант» «высадился» в Южной Германии (г. Ванген) уже в 2004 г. Здесь же впервые была исполнена «Немецкая сюита» В. Бычкова для флейты, баяна и камерного оркестра на концерте к 100-летию со дня рождения русского художника А. Остроумова, который проживал в г. Вангене около 10 лет.
О Бычкове пишут: «Вся научная, исполнительская деятельность его тесно связана и органично сочетается с преподавательской. Щедр, оригинален и неподражаем его педагогический талант. Лекции, мастер-классы, репетиции В. В. Бычкова всегда насыщены и неповторимы».
Он действительно богат своими учениками, среди которых заслуженный артист России, профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств В. Герасимова, лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Огромный творческий путь, пройденный В. В. Бычковым, - пример энтузиазма, высокого профессионализма и преданности музыке. Специалисты говорят о нем: «Бесконечные каскады творческих подвигов и достижений Владимира Бычкова в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях во всех ипостасях - солиста, ансамблиста, дирижера, неиссякаемого инициатора и неутомимого организатора беспрерывных акций представительства южноуральского музыкального композиторского и народного творчества и исполнительства во всех уголках Европы - увенчаны многочисленными дипломами неизменного победителя и характеризуют его как личность выдающуюся, уже сыгравшую огромную роль в популяризации российской культуры академического искусства народных инструментов сквозь призму Южноуральского региона» (Н. А. Давыдов).
108