УДК 78
В. В. Бычков
д-р искусствоведения, проф., Челябинский государственный институт культуры E-mail: djazz@chgaki.ru
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО М. Д. СМИРНОВА В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ НАРОДНО-ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ.
ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)
Рассматриваются тенденции развития народно-оркестровой музыки 30-70-х гг. XX столетия, отмечается влияние творчества Р. Щедрина и «новой фольклорной волны» и в целом симфонической культуры на музыку отечественных композиторов, в частности М. Д. Смирнова. Осуществлен анализ его Молодежной увертюры для оркестра русских народных инструментов (форма, образно-эмоциональная сфера, тематизм, ладогармонический язык, инструментально-технические средства), подчеркивается роль народного творчества (песенно-танцевальная музыка и инструментальные наигрыши Южного Урала) в формировании общей концепции сочинения, упоминается о симфонической версии музыки Увертюры, вошедшей в Симфонию № 3. Приводятся воспоминания композитора о своей жизни и творчестве, отзывы о его музыке коллег и автора статьи, дается высокая оценка творчеству и педагогике профессора М. Д. Смирнова, оценивается большой вклад в развитие народно-инструментальной культуры Южного Урала.
Ключевые слова: оркестр русских народных инструментов, тенденции развития народно-оркестровой музыки, симфонизация, камернизация, неофольклоризм, увертюра
Для цитирования: Бычков, В. В. Музыкальное творчество М. Д. Смирнова в контексте тенденций развития народно-оркестровой музыки. Личные впечатления (К 90-летию со дня рождения композитора) /В. В. Бычков //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 4 (56). -С. 124-132.
Не смейте забывать учителей...
А. Дементьев
Предисловие
Слова известного поэта стали эпиграфом к моей статье, посвященной Михаилу Дмитриевичу Смирнову, проработавшему в ЧГИК с 1971 г. до конца своей жизни (2006). Мне посчастливилось быть не только его учеником, но и первым исполнителем-дирижером нескольких сочинений, по праву вошедших в золотой фонд уральской музыки для русских народных инструментов: Молодежная увертюра (1972), Увертюра ^то11 для народного оркестра (1986), Оратория «Имени железного наркома (памяти Серго Орджоникидзе)» для солистов, народного хора и ор-
кестра русских народных инструментов (1973), премьера которой состоялась в концертах (декаде) Пленума Союза композиторов СССР (Челябинск, 1976). Я с большим удовольствием и особым пиететом вспоминаю все встречи того времени (как творческие, так и учебные.) с замечательным мастером - Михаилом Дмитриевичем Смирновым.
1964 год
Набор курса народников 1964 г. в Челябинском музыкальном училище был достаточно представительным и очень дружным: Валерий Ярушин, Виктор Лебедев, Виталий Вольфович, Владимир Конышев, Мила Шаметова, Тамара Ширина, Валерий Ершов, Анатолий
124
Оснач, Валерий Кочетов. У всех сокурсников -разная творческая судьба, но самое главное, на мой взгляд, то, что никто из них не изменил своей профессии и остался верным музыке. Немалую роль в формировании молодых музыкантов сыграли учителя: М. Д. Смирнов, преподававший теоретические предметы (сольфеджио и гармонию), Е. Г. Гудков, Ю. С. Звоницкая, Г. М. Пулькин, руководивший оркестром русских народных инструментов в училище (с 1967 г.), в то время возглавлявший народный оркестр Дворца культуры тракторного завода, П. М. Анохин и К. С. Петров, работавшие с оркестром баянистов, Н. М. Вильнер (курс анализа музыкальных форм), Т. М. Синецкая (курс истории советской музыки, 1966-1968). Для меня незабываемыми остались немногочисленные репетиции с выдающимся музыкантом Ревеккой Германовной Гитлин, которая аккомпанировала мне на втором курсе Концерт № 1 Н. Чайкина, а на выпускном экзамене - первую часть моего концерта № 1.
До сих пор вспоминаю один случай, связанный с уроком по гармонии. Михаил Дмитриевич был очень скуп на объяснения, каждую новую тему, обозначенную в учебнике, он иллюстрировал на доске, выбирал задания (тему) и оставлял нас один на один воевать с ее гармонизацией, а в конце урока просил нас «изобразить» наше «народное творчество» на фортепиано. Я в очередной раз «нарисовал» свой вариант в стиле Р. Вагнера - А. Н. Скрябина - К. Дебюсси, музыкой которых очень увлекался на 2-м курсе училища, и представил свой «шедевр» Михаилу Дмитриевичу. Он долго и очень внимательно смотрел на мои карандашные каракули (а сыграть «это» было невозможно, хотя я старался соблюдать все правила голосоведения) и вынес свой вердикт: «Что, думаешь, "Америку открыл", "велосипед изобрёл"?» Такого рода замечания в то время ничего не определяли, мы все старались, пробовали, искали, что-то писали, творили. Тогда было другое время. Прошло четыре года.
1972 год
По окончании экстерном Горьковской консерватории с красным дипломом я приехал в Челябинск и начал работать на кафедре народных ин-
струментов, которую в то время возглавлял Юрий Григорьевич Ястребов. Отвергнув предложение должности ассистента дирижера Горьковского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина (я занимался по дирижированию в классе А. Я. Войскун-ского, в то время второго дирижера театра), я смело «ринулся поднимать культуру моей альма-матер». Готовясь к первому сольному концерту -первому показу - заявке перед челябинской публикой (сентябрь - начало октября), я получаю приглашение от и. о. заведующего кафедрой Евгения Ивановича Казакова (Ю. Г. Ястребов в то время писал диссертацию и благополучно пребывал в творческом отпуске) завершить работу В. П. Жданова (руководитея оркестра, уехавшего поступать в исполнительскую аспирантуру Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского) и Б. С. Ворона (Борис Сергеевич планировал второе отделение концерта, но его «срочно призвали в армию»). Что делать в данной ситуации?.. Жизнь «за Родину»! Согласился! Зачем, не знаю!
Вот так и состоялась моя вторая встреча с М. Д. Смирновым, надо было дирижировать Молодежную увертюру, причем премьеру! Премьера прошла успешно, но сейчас разговор о другой проблеме, о музыке! Больше трех лет мы практически не общались: он работал на кафедре оркестрового дирижирования, я - на кафедре народных инструментов музыкально-педагогического факультета, в 1973 г. был призван в армию, затем поступил в ассистентуру-стажировку моего любимого профессора Николая Яковлевича Чайкина (класс баяна, 1974-1976). Учеба, работа в филармонии и т. д. отнимали много времени.
***
Итак, о музыке М. Д. Смирнова1. Молодежная увертюра - симфоническое полотно, но написано оно музыкальным языком, синтезирую-
1 М. Д. Смирнов окончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского по классу кларнета (1955) и композиции (класс Н. Б. Никольской, 1961). Член Союза композиторов России (1966), создатель и первый председатель (1983-1993) Челябинской организации Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России (1981), почетный профессор ЧГИК (1995), почетный работник высшего профессионального образования РФ (1999), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (2000), президентский стипендиат (1998-2000).
125
щим академическую симфоническую и народную культуру. «Если говорить о симфонической музыке, то, безусловно, это моя любимая сфера», - говорил композитор. - Симфония - это обобщенный жанр, который включает разнохарактерность, разнообразие. Сонатная форма, которая лежит в его основе, все время изменяется, приобретает разные драматургические повороты. Начиная с Первой симфонии я следовал традиции, но потом понял, что главная и побочная темы, всегда считавшиеся обязательными для сонатной формы, - это не самое важное. Главное - это наполнение формы, содержание, драматургически оправданное развертывание интонационной сферы. Я никогда не сажусь писать, чтобы не прочувствовать всю форму от начала до конца, не представить, как все произведение будет развертываться во времени. Для меня очень важно собственно симфоническое развитие материала, позволяющее на основе одной интонации построить целое произведение. Я получаю колоссальнейшее удовольствие, когда работаю над симфоническим произведением» [6, с. 61-62].
Несколько слов о народно-оркестровой музыке и ее тенденциях (30-70-е гг. ХХстолетия)
В большинстве сочинений тех лет отчетливо проявляются элементы симфонизации. Суть симфонизации как творческого метода, тесно связанного с оркестровым мышлением композиторов («мышление оркестровыми образами»), заключается в привнесении образов симфонического плана в тот или иной жанр камерно-инструментальной либо оркестровой музыки, использовании приемов и средств симфонического письма, наиболее приемлемых в данной области, и в целом в углублении идейно-художественного содержания. Симфонизация музыки для народных инструментов как явление исторически обусловленное, стала следствием новых критериев, передовых творческих задач, поставленных в 1930-е гг. перед советскими композиторами, их непосредственным откликом на потребность широких народных масс в создании содержательных монументально-масштабных полотен, способных правдиво
отразить мироощущение своего времени, новую жизнь, эпоху больших социальных изменений. Симфонизация благотворно повлияла на преодоление обособленности жанров музыки для русских народных инструментов, находившейся в стадии формирования. Интенсивное развитие музыки для русских народных инструментов и народных оркестров в 1920-1930-е гг. тесно связано с академизацией в развитии исполнительства и процессом профессионализации всего народно-инструментального искусства (конкурсы, смотры, олимпиады, интенсивное развитие народного художественного творчества, появление новых профессиональных коллективов, клубов, домов культуры в городе и на селе вызвало необходимость подготовки профессиональных кадров-исполнителей, педагогов, дирижеров оркестров, вследствие чего в целом ряде музыкальных учебных заведений нашей страны открываются факультеты народных инструментов). И если для народно-оркестровой музыки 1940-1950-х гг. характерно «акцентирование светлых, мажорных образов... выдвижение в качестве основы народно-бытового начала» [3, с. 128], то в 1960-х гг. круг образов существенно расширяется.
Между тем в 1960-е гг. влияние «новой фольклорной волны» (тенденция в советской музыке, наиболее ярко проявившаяся в творчестве Г. Свиридова, Р. Щедрина, С. Слонимского, В. Гаврилина, Н. Сидельникова) явно ощутимо в творчестве Ю. Шишакова (Увертюра с частушкой, Концерт для ударных), А. Рыбникова (Увертюра, концерт для баяна), К. Волкова (Концерт для баяна), Н. Чайкина (Второй концерт для баяна) и других композиторов. И если в 1940-1950-е гг. баяны (как правило, две партии) становятся полноправным атрибутом в оркестре народных инструментов, то для народного оркестра 1960-х - начала 1970-х гг. характерно расширение состава, стабилизация группы оркестровых гармоник, флейты, гобоя, введение электронных и редко используемых ударных инструментов (вибрафон, колокола и др.), усиление роли тембра-краски в народно-оркестровой музыке, обогащение в целом темброво-колористической палитры оркестра. Одной из тенденций музыки тех лет является
126
применение метода симфонизации, стремление к масштабности, но, в отличие от музыки 1930-х гг., делается это на качественно новом уровне благодаря расширенным темброво-колористическим ресурсам и инструментально-техническим возможностям оркестра. На народно-оркестровое творчество несомненное влияние оказала советская симфоническая музыка, в частности, творчество Р. Щедрина, в котором ударные инструменты играют важную драматургическую роль.
Влияние «Фольклорной волны» (или «не-офольклоризма, как сейчас принято называть это явление) коснулось и М. Д. Смирнова, в частности, его Молодёжной увертюры.
Среди сочинений этого жанра народно-инструментальной музыки широко известны Увертюра (1940, ор. 5) и Русская увертюра (1950) Н. Будашкина, Праздничная увертюра (1954), Радость труда (1966) Н. Чайкина, Приветственная увертюра (1956) А. Холминова, Увертюры Ю. Шишакова Е. Гудкова (1966), В. Гевиксмана и других авторов.
Разумеется, каждый из авторов по-своему решает проблемы жанра (форма, образно-эмоциональная сфера, тематизм, ладогармони-ческий язык, инструментально-технические средства), М. Д. Смирнов творчески подошел к этому вопросу. Например, Молодежная увертюра - симфоническое сочинение (полотно)! В нем точно и тонко выполняются все формы и методы развития музыкального материала, свойственные симфонической музыке (прежде всего это выбор формы).
Композитор выбирает сонатное аллегро, его классический тип, где есть традиционные экспозиция, включающая вступление, темы главной и побочной партий, разработка, реприза и кода. Отметим, что он был хорошо знаком с народными инструментами, еще в юности неплохо играл на баяне и гармонике и даже проучился один год в Челябинском музыкальном училище по классу баяна, но вскоре оставил этот музыкальный инструмент, поскольку разочаровался в нем: «стыдно стало ходить с баяном - идешь по улице, а тебя постоянно останавливают и просят сыграть какую-нибудь популярную, не совсем высокохудожествен-
ную музыку, и все время... заставляли играть на гулянках» [7, с. 12]. Лишь много позже, в пору композиторской зрелости, М. Д. Смирнов обратился к мысли о написании сольного произведения крупной формы для этого инструмента (создано единственное сочинение - Соната для баяна; издано: ЧГАКИ, 2003).
Открывается Молодежная увертюра ярким праздничным вступлением, вводящим в общую образно-эмоциональную атмосферу сочинения, возвещающим, вероятно, о каком-то грядущем событии, но вместе с тем вряд ли его можно назвать программным. Тем не менее 1972 г. был юбилейным, вся страна торжественно отмечала 50-летие образования СССР.
Вступление отчасти играет роль лейт-фрагмента, неоднократно появляется в конце экспозиции, в разработке и в репризе, включая коду (см. Пример № 1).
Афиша концерта, в программе которого впервые прозвучала «Молодежная увертюра» М. Д. Смирнова.
Тема главной партии (см. Пример № 2) задорная, искрометная, зажигательная, действительно активная, способная обладать «волей к развитию» (термин Б. Асафьева), уместен здесь юношеский пыл. Она в каком-то смысле восходит к первой части Симфонии № 1 С. С. Прокофьева (кстати, Симфония № 1 написана в Б^г). И если Прокофьев сознательно обозначил ее «в духе Й. Гайдна», венского классицизма, то тематизм М. Д. Смирнова происходит от внутреннего посыла, от энергетики юношеского восприятия мира, задора. Что это? Воспоминание молодости? Вряд ли! Детство композитора, по его признанию, было «достаточно сложным и не очень-то веселым».
127
Возможно, это воспоминание о своей юности послевоенных лет или, что маловероятно, связано с новым педагогическим статусом Михаила Дмитриевича - с 1971 г. он стал работать на кафедре оркестрового дирижирования, где преподавал инструментовку для оркестра русских народных инструментов. Имея достаточный опыт и хорошие знания русских народных инструментов (его отец Дмитрий Иванович хорошо играл на гармонике, баяне и балалайке), М. Д. Смирнов очень удачно применил их в кантатном-ораториальном жанре1.
В народно-инструментальной музыке выбор тональности обусловлен не столько общим обертоновым рядом, сколько наличием открытых струн, в данном случае это ми - ля - ре, отсюда и выбор тональности, в какой-то степени «выгодно» высвечивающий колористическую палитру народного оркестра. В данной ситуации тонцентром всего сочинения является (in G), но ни в начале, ни в Коде третья, мажорная ступень, не обозначена точно (в джазовой музыке она получила название «блюзовой», «блуждающей») в последнем такте следующий аккорд (см. Пример № 6).
Вместе с тем тема главной партии тонально точно определена - G dur, тема побочной экспонирована в D dur, т. е. композитор точно соблюдает классические нормы сопоставления тональностей главной и побочной партий (тонико-доминантовое), G dur - D dur - I-V ступени).
Тема побочной партии широкого симфонического дыхания восходит к лучшим образцам отечественной музыки (тема побочной партии 1-й части Симфонии № 7 С. Прокофьева и 1-й симфонии Д. Д. Шостаковича), но не имеет прямых интонационных заимствований или цитирования (см. Пример № 3).
Начинается она в нижнем регистре (домры альт) с квинтового тона, охватывая всё больший диапазон и заполняя его. Особый ладовый
1 В 1960-х гг. им написаны кантата «Слава делам боевым, слава рукам трудовым» (1963) и «Славься, наша держава» (1970), оратории «Седой Урал» (1970) и «Имени железного наркома» (1973) для народного хора и оркестра русских народных инструментов.
колорит придает ей низкая VI ступень, метроритмической основой служит лейтквартовая формула (Б - А - Б) у низких струнных (балалайки - бас + контрабас). Второе проведение (октавный микст) значительно усиливает эмоциональное напряжение, усложняется фактура, благодаря попевкам, основанным на теме главной партии, т. е. в экспозиции соблюдаются все классические нормы формообразования. По-певками, основанными на теме главной партии, завершается экспозиция (Примеры № 4, 5).
Разработка начинается несколько необычно. Треугольник - как главный тембро-импульс к развертыванию музыкального материала, как музыкальный трамплин, от которого отталкивается музыкальная мысль, приводя в движение все имеющиеся средства и пиццикато струнных как следствие этого действа, но это только предпосылки для появления нового музыкального материала, весьма далекого от академической симфонической культуры. Вместе с тем следует отметить, что композитор, как бы продолжая экспозицию, вводит новые свежие темброкраски в образно-эмоциональную сферу. Стихия мотивов народного творчества («Барыня», «Уральская подгорка»), инструментальных наигрышей (балалайка с ее типичным приемом бряцанья в сольном фрагменте, вступившая в диалог с пастушеской свирелью) в общем калейдоскопе народно-жанровых образов, как на параде, проходят нарядной, пестрой, скоморошеской «веселухой», не претендующей на какое-либо место в общей музыкальной драматургии и широкообразной картине «народно-оркестрового праздника». Тем не менее вновь заявляют о себе мотивы темы главной партии и затейливые ритмы вступления, «смачно сдобренные» латиноамериканскими ритмами баянов, выполняющих несколько иную функцию (ладогармоническую), сопровождающую соло низких струнных, своей некоторой угловатостью напоминающих рождественские маски, разрисованные либо «под неуклюжего медведя или грозного волка», либо под строгого, но доброго Деда Мороза... Разумеется, все эти музыкально-тематические персонажи близки
128
народным праздникам и играм, одной из заметных являются «посиделки», но в них чисто симфонические методы развития музыкального материала (цитатный метод) компо -зитор органично соединяет с вариативным методом (вариантность), свойственным народно-инструментальной музыке. Как говорил академик Е. Гиппиус, «то же самое, да не так».
В разработке нет конфликтно-темати ческих коллизий, скорее это типичное сопоставление мотивов, свойственных жанру инструментального концерта (соревновательный принцип: оркестр - солист). В этой связи достаточно вспомнить Концерт № 1 («Озорные частушки») для оркестра Р. Щедрина.
Реприза - кульминация сочинения, утверждающая его общий тонус и образно-эмоциональную сферу.
Из особенностей формообразования отметим гимнообразное звучание темы побочной партии в увеличении, трактуемое композитором как апофеоз ЖИЗНИ!
Молодежную увертюру для народного оркестра М. Д. Смирнова по праву можно назвать гимном Южного Урала !
Соединение русских народных мелодий и принципов академического развития, их органическое сочетание, стремление автора к яркости и контрасту, красочности и выразительности обусловило высокую степень изобразительности музыки многих сочинений композитора, в том числе и Молодежной увертюры для народного оркестра.
Чтобы достойно исполнить ее, от музыканта требуется подлинный артистизм, умение расцветить материал, внести в него со-творческую свободу, почувствовать внутренний пульс, ощутить и передать живое дыхание музыки Урала, ее динамику, артикуляцию, все тонкости фразировки и нюансировки, характерные для региональной традиционной народно-инструментальной музыки, к сожалению, мало изученной.
Позднее композитор вновь обращается к музыкальному материалу, в значительной мере его переработав, делает инструментовку
для симфонического оркестра1. Без всяких изменений Увертюра вошла в качестве финала (4-я часть) в Симфонию № 3. Партитура оригинала для оркестра русских народных инструментов была утеряна. Несколько раз мы встречались с Михаилом Дмитриевичем по поводу ее восстановления.
В 2004 г. я задумал издать в нескольких выпусках музыку челябинских композиторов, в том числе и Молодежную увертюру. Были опубликованы такие сочинения, как увертюра «Марий Эл» Е. Г. Гудкова, Три эпизода (Три танца) В. П. Веккера, Увертюра В. Я. Семе-ненко, Мефистовальс А. Д. Кривошея (20042006). В пятом выпуске планировалась Молодежная увертюра М. Д. Смирнова и поэтому (ввиду отсутствия оригинала партитуры для народного оркестра) я начал работу над восстановлением партитуры, которая скоро будет
опубликована.
***
В заключение хочется привести слова М. Д. Смирнова о своей музыке. По свидетельству профессора Элины Анатольевны Болоду-риной, проработавшей с ним на кафедре оркестрового дирижирования много лет, сам Михаил Дмитриевич отмечал автобиографичность своей музыки. «Я, по сути, не видел ни детства, ни юности, встречал в жизни много плохого. . В нашей семье о репрессиях знали непонаслышке, хотя боялись об этом говорить открыто. Всё это накапливалось в душе тяжелым грузом и не могло не отразиться определённым образом в творчестве» [4, с. 3].
Для меня Михаил Дмитриевич Смирнов был серьезным молодым музыкантом, с одной стороны, и мудрым наставником с вечным неиссякаемым творческим и жизненным юмором, учителем с большой буквы - с другой. Таким он остался в моей и, думается, в нашей памяти.
1 Увертюра в новой редакции и версии для большого симфонического оркестра издана в Челябинске (рукописная копия) и в Москве (электронный набор, издательство «Композитор», 2001).
129
Примеры
МОЛОДЕЖНА УВЕРТЮРА
1. Вступление Allegro J= 144
М. Смирнов
2. Тема главной партии
Ш Б-н I, II
Б.бас Б.к/б 'pizz.
130
1. Бычков, В. Музыка челябинских композиторов / В. Бычков. - Челябинск, 1982.
2. Бычков, В. Юрий Иванович Максимов - педагог / В. Бычков. - Челябинск : ЧГАКИ, 2015.
3. Имханицкий, М. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполните-
лей / М. Имханицкий // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып. 24. - Москва : ГМПИ им. Гнесиных, 1976.
4. Памяти профессора М. Д. Смирнова // Академгородок (Челябинск: ЧГАКИ). - 2006. - № 70.
5. Смирнов, М. Д. Увертюра для симфонического оркестра / М. Д. Смирнов. - Москва : Композитор, 1991.
6. Синецкая, Т. М. Композиторы Южного Урала: моногр. исследование / Т. М. Синецкая. - Челябинск: Дом
печати, 2003.
7. Смирнов Михаил Дмитриевич: творческий портрет / сост. Э. А. Болодурина, Т. М. Синецкая, авт. вступ.
ст. В. Я. Рушанин. - Челябинск, 2004. - 67 с. - (Академия культуры и искусств: ведущие ученые педагоги, творцы).
Получено 10.12.2018
V. Bychkov
Doctor of Art Criticism, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: djazz@chgaki.ru
MUSICAL CREATIVE ACTIVITY OF M. D. SMIRNOV IN THE CONTEXT OF FOLK-ORCHESTRAL MUSIC DEVELOPMENT TRENDS. PERSONAL IMPRESSIONS
The author studies development of folk-orchestral music of 30-70 years of the XX century trends and points out the influence of R. Shedrin's creative activity, of "new folk wave" and of symphony culture on the whole on the music of Soviet composers including M. D. Smirnov in particular. The author of the article analyzes his Youth overture for folk instruments orchestra (form, image-emotional side, thematic invention, modal harmonic language, instrumental-technical aids) and stresses the role of folk art (song like-dance music and instrumental dance-folk tunes of the South Urals) in forming general concept of the composition. Besides this the author also touches upon the symphonic version of music of the Overture as a counterpart of Symphony No. 3. The article also contains memoirs of the composer about his life and creative activity, opinions of his colleagues and of the author of the article about his music who highly appreciated the creative activity and pedagogical skills of professor M. D. Smirnov and his contribution to the development of folk-instrumental culture of the South Urals.
131
Keywords: Russian folk instruments orchestra, folk-instrumental music development trends, symphonization, chamberization, neo-folklorism, overture
For citing: Bychkov V. 2018. Musical creative activity of M. D. Smirnov in the context of folk-orchestral music development trends. Personal impressions. Culture and Arts Herald. No 4 (56) : 124-132.
References
1. Bychkov V. 1982. Muzyka chelyabinskikh kompozitorov [Music of Chelyabinsk composers]. Chelyabinsk. (In Russ.).
2. Bychkov V. 2015. Yuriy Ivanovich Maksimov - pedagog [Yuri Ivanovich Maximov - teacher]. Chelyabinsk. (In Russ.).
3. Imhanitsky M. 1976. Modern music for the Russian folk orchestra and the task of educating performers. Voprosy muzykal'nogo ispolnitel'stva i pedagogiki [Questions of musical performance and pedagogy]. Issue 24. Moscow: Gnesin State Music and Pedagogical Institute. (In Russ.).
4. Pamyati professora M. D. Smirnova [In memory of Professor M. D. Smirnov]. 2006. Akademgorodok (Chelyabinsk: ChGAKI). No 70. (In Russ.).
5. Smirnov M. D. 1991. Uvertyura dlya simfonicheskogo orkestra [Overture for symphony orchestra]. Moscow. (In Russ.).
6. Sinetskaia T. 2003. Kompozitory Yuzhnogo Urala [Composers of the Southern Urals]. Chelyabinsk. (In Russ.).
7. Smirnov Mikhail Dmitriyevich: tvorcheskiy portret [Smirnov Mikhail Dmitrievich: creative portrait]. 2004. Comp. E. Bolodurina, T. Sinetskaia, Introd. art. V. Rushanin. Chelyabinsk. 67 p. (In Russ.).
Received 10.12.2018
Редакция научного журнала .. «Вестник культуры и искусств» приглашает авторов и читателей
принять участие в подписной кампании II
Подписной индекс журнала в объединенном каталоге «Пресса России» ||
48677 ||
По вопросам подписки и приобретения журнала обращаться: ||
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе 36а; ц тел./факс: (351) 263-87-73;
e-mail: lib18@chgaki.ru II URL: http://chgik.ru/sectr_raspr_izdat_prod || Волкова Елена Владимировна, II зав. сектором распространения издательской продукции ЧГИК ____________________1
132