Научная статья на тему 'Владимир Николаевич Смердов – инженер-кораблестроитель'

Владимир Николаевич Смердов – инженер-кораблестроитель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Николаевич Смердов – инженер-кораблестроитель»

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ СМЕРДОВ -ИНЖЕНЕР-КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ

Р. В. Чжан,

доктор технических наук

В начале 2018 г исполнилось 80 лет со дня рождения Владимира Николаевича Смердова - заслуженного работника народного хозяйства Якутской АССР, заслуженного работника водного транспорта Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), лучшего рационализатора речного флота РСФСР, кавалера ордена «Знак почёта».

Он родился 1 января 1938 г. в д. Назарово Халтуринского района Кировской области и был третьим, самым младшим ребёнком в семье. Его отец - Смердов Николай Михайлович, был судокорпусни-ком-судостроителем, а мать Смер-дова Апполинария Константиновна - домохозяйкой. До войны семья жила в деревне. Отец работал артельным (вахтовым) методом на судоремонтно-судостроитель-ном производстве в г. Котлас на Северной Двине (во время войны там строили торпедные катера для Северного флота), мать трудилась в колхозе. После войны в 1946 г. отца направили на завод «Теплоход» в г Бор Горьковской области, куда и переехала вся семья. В этом городе Владимир окончил среднюю школу и в 1957 г по рекомендации отца поступил на кораблестроительный факультет

Владимир Николаевич Смердов -заслуженный работник водного транспорта Российской Федерации

и Республики Саха (Якутия), заслуженный работник народного хозяйства Якутской АССР, главный инженер Ленского объединённого

речного пароходства (1981 -1995 гг.), лучший рационализатор речного флота РСФСР

это время он усовершенствовал множество рабочих технологий, часть из которых была сопряжена с изменением конструкции отдельных элементов корпуса. Отметим основные из них:

- внедрение растяжки наружной обшивки - «горизонтальный паз», что позволило достичь идеальной формы носовой части корпуса строящихся судов;

- разработка способа раз-новысотного рамного набора, с применением которого построено около 150 судов;

- внедрение гофрирования тонколистовых конструкций при постройке судов;

- изготовление насадок сложной формы с помощью штамповки внутренних поверхностей обтекателей на профилегибочном станке и др.

Все эти усовершенствования касались «критических» технологий, трудоёмких, но высоких по качеству. Они дали кратное сокращение трудоёмкости и идеальное качество, поэтому исполнителями принимались восторженно и высоко оценивались руководством верфи и пароходства.

Учитывая быстрый профессиональный рост молодого инженера, в августе 1968 г. Владимира

Горьковского института инженеров

водного транспорта, который успешно окончил в 1961 г.

Получив специальность кораблестроителя, он самостоятельно выбрал место своей будущей работы - Ленское объединённое речное пароходство. Уже в апреле 1961 г. он прибыл в пос. Качуг Иркутской области и начал свою трудовую деятельность на Качугской судоверфи. Случилось так, что он впервые вышел на работу 12 апреля, как раз в этот день в космос полетел Ю. А. Гагарина. В честь этого эпохального события головной танкер, заложенный на Качугской судоверфи в начале 1961 г., был назван «Герой Гагарин» и спущен на воду уже в 1962 г.

На этой судоверфи Владимир Николаевич трудился до 1968 г., набираясь опыта, работая мастером ОТК, производственным мастером, начальником ОТК. За

Николаевича назначили директором Красноармейского судоремонтного завода в г. Ки-ренске Иркутской области. Долгое время В. Н. Смердов оставался самым молодым руководителем этого предприятия, проработав директором до 1981 г. За это время он провёл массу мероприятий по совершенствованию технологии и оптимизации организации производства. В социальной сфере Владимир Николаевич добился следующего: строительства каменных жилых домов для своих работников, детских дошкольных учреждений, школы на 960 мест, здания профессионального технического училища (ныне - профессиональный лицей на 440 мест); ввода в действие центральной поселковой котельной на жидком топливе, больницы для речников на 60 койко-мест, цеха по изготовлению силикатного

Качугская судоверфь. Разводка моста перед спуском флота (1967 г.)

кирпича; запуска водопровода для водоснабжения посёлка из артезианской скважины.

На Красноармейском судоремонтном заводе В. Н. Смердов организовал освоение новых проектов судов: буксиров-толкачей с ледокольными обводами корпуса трёх модификаций (выпущено 25 единиц); дебаркадеров двух проектов (19 единиц, которые были установлены во всех пунктах Ленского пароходства); судов-паромов грузоподъёмностью 40 тонн (10 единиц); вспомогательных судов на базе танкеров - бункербаз, снабженцев и прочего назначения (5 единиц); серийных грузовых теплоходов (4 единицы); карчекранов (8 единиц); мелких плавсредств (противопожарные установки); барж до 200 тонн, катеров 90 л.с. и т.п. (78 единиц). Всего под его руководством построено 149 единиц судовой техники, в том числе 66 крупных судов. Кроме того, он внедрил в судоремонт следующие индустриальные технологии:

- секционный метод ремонта повреждений корпуса большой площади, включая полную замену днища судов;

- модуль-панельный метод замены перекрытий системы «DRAWO» на судах;

- метод пропарки вместо пневмо-дегазации при зачистке судовых нефтеналивных отсеков;

- технологию электрокоагуляции при очистке нефтесодержащих вод;

- бригадный подряд в судостроении и судоремонте;

- сетевой график организации навигационного ремонта судов и многое другое.

Красноармейский судоремонтный завод стал лучшим предприятием по организации этого вида навигационного обслуживания флота. Масштабы его производственно-организационной деятельности по модернизации флота, безусловно, поражали.

В марте 1981 г. В. Н. Смердова назначили главным инженером Ленского объединённого речного пароходства (ЛОРП). Новая должность позволила приблизить его мечту - продолжить техническое перевооружение и модернизацию всего флота ЛОРПа. Полностью были решены проблемы обеспечения Ленского пароходства экологическим и мелкосидящим рефрижераторным флотом, все судоремонтные предприятия оснащены судоподъёмными средствами под имеющийся у них флот. Совместно с ПО «Якутгазпром» была разработана и освоена перевозка метанола в танкерах наливом.

Резюмируя производственную деятельность В. Н. Смердова в должности главного инженера ЛОРПа, следует отметить, что под его руководством за 14 лет было построено 230 транспортных судов и около 50 единиц плавсредств, организована поставка в Ленский бассейн 445 судов и плавсредств. Всего же с непосредственным участием Владимира Николаевича и под его кураторством было создано 750 судов для Ленского речного пароходства и Бассейнового управления пути. Один буксир был поставлен Енисейскому пароходству

В. Н. Смердов (справа) проводит инспектирование флота (1970 г.)

и пять грузовых судов - Минморфло-ту СССР На посту главного инженера Ленского объединённого речного пароходства Владимир Николаевич проработал до 1995 г.

В 1997 г. В. Н. Смердов перешёл на работу в Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), где возглавил управление водного транспорта. Трудясь там, он разработал проект закона «О государственной поддержке судоходства в Республике Саха (Якутия)», проект постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «Об организации работы паромных переправ на территории Республики Саха (Якутия)». Позднее он курировал научное сопровождение строительства Амуро-Якут-ской железной дороги. Здесь, в казалось бы совершенно чужой для него транспортной сфере, В. Н. Смердов проявил живой интерес к особенностям строительства железной дороги в

сложных инженерно-геокриологических условиях республики. С его помощью удалось оптимально решить вопросы организации и проведения геокриологического мониторинга практически по всей трассе строящейся железной дороги.

В настоящее время Владимир Николаевич на заслуженном отдыхе, но продолжает трудиться. Он интересуется вопросами гидрологического режима р. Лены, печатает проблемные научные и научно-популярные статьи, в том числе и в журнале «Наука и техника в Якутии».

Хотелось бы пожелать Владимиру Николаевичу доброго здравия на многие годы! Результаты его многолетней трудовой деятельности как выдающегося инженера-кораблестроителя, талантливого рационализатора и организатора производства, безусловно, достойны восхищения!

Спуск на воду буксира-толкача «Анабар» со стапелей Красноармейского судоремонтного завода (г. Киренск, 3 июля 1977 г.)

В. Н. Смердов (третий справа) среди руководителей и ветеранов ЛОРПа и транспортной отрасли РС(Я) в речном порту г. Якутска (июнь, 2007 г.)

лфхш мутых мыслей

Самое обидное, что в информационной войне проигрывает тот, кто говорит правду. Говорящий правду ограничен только ей. Лжец же может говорить что угодно.

Роберт Шекли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.