УДК 629.12 Г. В. Егоров,
д-р техн. наук, профессор, Морское инженерное бюро
РОССИЙСКОЕ РЕЧНОЕ СУДОСТРОЕНИЕ В XXI В.
RUSSIAN RIVER SHIPBUILDING IN XXI CENTURE
Выполнен анализ работы российских речных судостроительных предприятий в XXI в., их загруженность, объемы заказов на строительство судов различного назначения, сотрудничества отрасли с металлургическими и машиностроительными предприятиями.
The analysis ofwork of the Russian river ship-building enterprises inXXI century, their occupancy, volumes of orders for building of various purpose vessels, cooperation of the branch with metallurgical and machine-building enterprises is executed.
Ключевые слова: судостроительные заводы, речные суда, «Волго-Дон макс» класс, стальной прокат, дизеля, полноповоротные винто-рулевые колонки, прогноз.
Key words: ship-building plants, river vessels, “Volgo-Don max” class, rolled steel, diesel engines, rudder-propellers, forecast.
П ОСТАНОВКА проблемы. Представление о речном судостроении в России формируется значительным количеством заводов, расположенных на внутренних водных путях. Среди них есть предприятия, которые раньше относились к системе Минсудпрома («Красное Сормово», Окская судоверфь, Волгоградский СЗ и др.), Министерству речного флота РСФСР (Невский ССЗ и др.), Минрыбхозу, Минобороны, Министерству морского флота и т. п. Появились новые предприятия (Онежский СЗ). Такой достаточно широкий спектр бывшей ведомственной подчиненности длительное время (после распада СССР) не позволял эффективно оценить потенциал речной судостроительной отрасли в целом. По сути, на нее мало кто обращал внимание, несмотря на то что многие из заводов продолжали работать.
Целью статьи является анализ работы речных судостроительных предприятий в XXI в., их загруженность, объемы заказов на строительство судов различного назначения, сроки исполнения заказов, сотрудничество отрасли с металлургическими и машиностроительными предприятиями.
Изложение основного материала. Суда, усилиями ведущих частных судовладельцев -«Волжского пароходства», «Северо-Западного пароходства», группы компаний «Палмали», «Московского речного пароходства», строились. Однако, как правило, речь идет о судах смешанного море-река плавания, так как чисто речные суда имели (в рамках действовавшего до конца прошлого года законодательства) сроки окупаемости 20-25 лет, что абсолютно неприемлемо для частных инвесторов.
Изменение подходов наметилось в конце первого десятилетия XXI в., когда стало ясно, что транспортные речные и река-море суда, построенные в 1970-1980-е гг., а также вспомогательный флот, обеспечивающий путевые условия на реке, исчерпают свой ресурс в ближайшие 5-10 лет.
Поддержка государства. 7 ноября 2011 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал федеральный закон [5] о поддержке российского судостроения и судоходства, в соответствии с которым судостроительные заводы — резиденты особых экономических зон были освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество организаций сроком на 10 лет. Также верфи освобождены от уплаты таможенных пошлин на ввозимое импортное оборудование, не производящееся в стране. В свою очередь судоходные компании были освобождены от налога на прибыль, полученную от эксплуатации или продажи судов, построенных в РФ, и на период с 2012 г.
Выпуск 2
по 2027 г. для этих компаний устанавливаются нулевые тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Преференциями и льготами, предусмотренными данным законом, будут пользоваться судовладельцы, имеющие суда, построенные с 1 января 2010 г. в России и для России (зарегистрированные в Российском международном реестре судов, в том числе речные и река-море плавания).
Подобный интерес государства не случаен, так как уровень развития судостроения, как и авиационно-космической промышленности, является признаком развития страны, ее научно-технического потенциала, «локомотивом» и «сборочным цехом» экономики, стимулирующим развитие смежных отраслей. При этом фактическая ситуация в судостроительной отрасли в первом десятилетии XXI в. весьма напоминает ту, которая сложилась в России сто лет назад.
Достаточно вспомнить серию публикаций начала ХХ в., подготовленных выдающимся инженером К. А. Теннисоном:
— «Проект мер поощрения русского торгового мореходства в связи с развитием отечественного судостроения и металлургической промышленности», 1902 год [3];
— статья «Война и русское судоходство» в журнале «Русское судоходство», 1916 г. и др. [4, с. 4-13]
и, наконец, принятые законы Российской империи:
— Закон о выдаче правительственных ссуд и на приобретение вновь построенных в России из русских материалов деревянных и металлических морских торговых судов от 24 мая 1904 г.;
— Закон о мерах к поощрению отечественного судостроения от 21 мая 1912 г. [2].
Законодательная поддержка со стороны государства, ФЦП «Развитие транспортной системы
России (2010-2015 годы)», активизация государственных лизинговых компаний позволили уже в 2010 г. начать работу по восстановлению речного флота в зоне ответственности государства (технический флот) и в тех коммерческих сегментах, которые ранее не были профинансированы бизнес-структурами из-за нереально больших сроков окупаемости.
Пополнение флота судами — факты и потребности. Конечно, коммерческий флот строился и до 2010 г.. Так, за 11 лет XXI в. было построено около 200 грузовых судов смешанного море -река плавания (большинство указано в табл. 1).
Таблица 1
Фактическое пополнение флота Российской Федерации в XXI в. самоходными
грузовыми судами внутреннего, смешанного и ограниченных районов плавания
Тип судна Количество судов, ед. Верфь
Самоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса
Танкер-продуктовоз пр. 005Я8Т01* типа «Армада Лидер» дедвейтом 6500/4700 т, пр. Я8Т22* типа «Новая Армада» дедвейтом 7000/4600 т, пр. Я8Т22М* дедвейтом 7100/4600 т 22 Завод «Красное Сормово», Турция
Танкер-продуктовоз пр. 19612 типа «СФАТ» дедвейтом 8000/4420 т 5 Завод «Красное Сормово»
Танкер-продуктовоз пр. 19614 типа «Нижний Новгород» дедвейтом 5600/5100 т 25 Завод «Красное Сормово»
Танкер-продуктовоз пр. 19900 дедвейтом 7100/4600 т 3 Завод «Красное Сормово»
Таблица 1 (Продолжение)
Сухогруз пр. 19610 типа «Волга» дедвейтом 6200/ 3825 т 4 Завод «Красное Сормово»
Танкер-продуктовоз пр. 0201Л типа «Лукойл» дедвейтом 6600/3640 т 10 Волгоградский СЗ
Танкер-продуктовоз пр. 17103 дедвейтом 5420/4250 т 2 Волгоградский СЗ
Сухогруз пр. 006Я8Б05* типа «Палмали Трейдер» дедвейтом 6970/4580 т 8 Волгоградский СЗ
Сухогруз пр. Я8Б19* типа «Хазар» дедвейтом 7004/ 4596 т 4 Волгоградский СЗ
Сухогруз пр. 007Я8Б07* типа «Танаис» дедвейтом 7215/4778 т 1 Волгоградский СЗ
Танкер-продуктовоз пр. 00216 дедвейтом 6610/5300 т 3 Окская судоверфь
Сухогруз пр. Я8Б44* дедвейтом 5540 т 10 Окская судоверфь
Сухогруз пр. 006Я8Б02* типа «Надежда» дедвейтом 7078/4680 т 1 Окская судоверфь
Сухогруз пр. 005Я8Б06* с модификациями типа «Челси» дедвейтом 5827/5080 т 9 Херсонский СЗ
Сухогруз пр. Я8Б20* типа «Святой Николай» дедвейтом 6862/4280 т 1 Херсонский СЗ
Танкер-продуктовоз пр. НСЯ0805 типа «Каллиопа» дедвейтом 6024 т 6 Китай
Самоходные грузовые суда других классов
Сухогруз пр. Я8Б17* типа «Евро круизер» дедвейтом 6354 т 5 Завод «Красное Сормово»
Сухогруз пр. 17310 типа «Россия» дедвейтом 3837 т 4 Завод «Красное Сормово»
Сухогруз пр. 005Я8Б03* типа «Карелия» дедвейтом 5500/3340 т 12 Онежский СЗ
Сухогруз пр. БСУ33* дедвейтом 4570 т 6 Онежский СЗ
Сухогруз пр. БСУ36* дедвейтом 5026 т 6 (+ 2 спущены) Китай
Сухогруз пр. 003Я8Б04* с модификациями типа «Каспиан Экспресс» дедвейтом 3756/2584 т 12 Турция
Сухогруз пр. Я8Б18* типа “иСР” дедвейтом 5185/3528 т 2 (+ 2 спущены) Китай
Выпуск 2
Выпуск 2
Таблица 1 (Окончание)
Сухогруз пр. RSD08* типа «Ом-макс» дедвейтом 3794/ 3258 т 1 Китай
Танкер пр. 19619 дедвейтом 13110т 14 Завод «Красное Сормово»
Танкер пр. 00210, 00230 типа «Астана» дедвейтом 12360 т 6 Выборгский СЗ
Танкер пр. 00260 дедвейтом 12125 т 1 Зеленодольский СЗ
Танкер пр. 15790Т типа «Андропов» дедвейтом 4585 т 1 Судоверфь братьев Нобель (Рыбинск)
Сухогруз пр. 00101 типа «Русич» дедвейтом 5190/3855 т 11 Окская судоверфь, Завод «Красное Сормово», Зеленодольский СЗ
Сухогруз пр. 01010 типа «Валдай» дедвейтом 5010/3800 т 4 Северная верфь
Сухогруз пр. 17605 типа «Соликамский» дедвейтом 6820 т 1 (+ 1 на достройке) Верхнекамский судостроительный комплекс
Сухогруз пр. RSD12* типа “Azov XL” дедвейтом 8048 т 4 Турция
Примечание. * Проект Морского инженерного бюро.
Наиболее востребованными были и остаются суда «Волго-Дон макс» класса — суда, отвечающие габаритам Волго-Донского судоходного канала и предназначенные для замены известных советских серий «Волгонефть» и «Волго-Дон».
Всего их было построено 112 единиц, или 56 % от общего количества новых грузовых судов. Причем российские верфи обеспечили поставку 81 сухогруза и танкера этого класса (72 %), турецкие — 15, украинские — 10 и китайские — 6.
По остальным сегментам грузового флота воднотранспортной отрасли в России было построено 53 судна, в Турции — 16 и в Китае — 8.
В большинстве своем речь шла о судах нового поколения, так как они строились по разработанным после 2000 г. проектам Морского инженерного бюро — 118 судов, или 58 %, Волго-Кас-пийского бюро (КБ завода «Красное Сормово») — 40 судов и ЦКБ «Вымпел» — 24 судна.
В настоящее время благодаря мерам, принятым государством, происходит переход к строительству грузовых судов, обладающих более развитой речной функцией:
— речных сухогрузных судов «устьевого» типа «Волго-Дон макс» класса проекта Я8Б44 с пониженным надводным габаритом, позволяющим проходить под мостами на Неве и под ростовским железнодорожным мостом без их разводки;
— танкеров смешанного река-море плавания «Волго-Дон макс» класса с увеличенной речной грузоподъемностью проектов Я8Т27 и Я8Т25;
— баржебуксирных составов.
Помимо строительства крупнотажного1 самоходного грузового флота, после 2000 г. в России осуществлялись поставки других речных судов (см. табл. 2), и за 11 лет было построено 9 буксиров и толкачей, более 40 несамоходных барж, 1 малое круизное речное пассажирское судно и около 50 небольших прогулочных судов для Санкт-Петербурга и Москвы.
1 Для речной отрасли суда, перечисленные в табл. 1, считаются крупнотажными.
Таким образом, вспомогательный и технический флот практически не строился, так как, как правило, обеспечение путевых условий является ответственностью государства и соответственно без бюджетного финансирования такой новый флот не появится. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предполагает строительство около 400 вспомогательных судов для реки, причем конкурсы на строительство части этих судов (обстановочные суда) прошли в конце 2011 г.
Таблица 2
Фактическое пополнение речного флота Российской Федерации в XXI в. буксирами,
баржами и пассажирскими судами
Тип судна Количество судов, ед. Верфь
Несамоходные грузовые суда «Волго-Дон макс» класса
Нефтеналивные баржи пр. 004Я0Б05* дедвейтом 4324/3897 т 7 Волгоградский СЗ
Нефтеналивные баржи пр. 2731 с модификациями дедвейтом 4500/3700 т 9 Костромской СЗ
Сухогрузные баржи пр. 03020, 03040 дедвейтом 5000/4130 т 7 Окская судоверфь
Несамоходные грузовые суда других классов
Сухогрузные баржи пр. 82260 дедвейтом 2000 т 18 Красноярская судоверфь
Буксиры и толкачи
Буксиры пр. 07521 мощностью 1030 кВт 1 Верхнекамский судостроительный комплекс
Буксиры пр. Тв04, Тв04М* мощностью 442 кВт 1 (+ 3 в постройке) Завод Нижегородский теплоход
Буксиры-толкачи пр. 90608 типа «Дионисий» мощностью 1496 кВт 21 Завод «Пелла»
Буксиры-толкачи пр. 37 типа «Гектор» мощностью 1840 кВт 2 Костромской СЗ2
Буксиры-толкачи пр. 8Т 376Т мощностью 109 кВт 1 Сосновский СЗ
Буксиры пр. 81173НМ, 81173НМ.2 мощностью 600 (1632) кВт типа «Поморье» 2 Лимендский ССРЗ
Пассажирские суда
Круизное пассажирское судно класса «Р» пр. ПКС-40 типа «Сура» на 40 пассажиров 1 (проходит испытания) Фирма «Г амма»
Пассажирское судно класса «О» пр. 105 типа «Фарман Салманов» на 80 пассажиров 1 Самусьский ССРЗ
Скоростное пассажирское судно пр. А-45, А-45-1 типа «Лена» на 50-150 пассажиров 5 Зеленодольский СЗ
Пассажирское прогулочное судно класса «М-ПР» пр. РУ01* типа «Империя» на 250 пассажиров 1 Херсонский СЗ
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. 23020 типа «Столичный» на 120 пассажиров 1 Московский ССЗ
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. РС-ТУ2008-1 типа «Фердинанд» на 200 пассажиров 5 Турция
Пассажирское прогулочное судно класса «Р» пр. 82500, 82520, 82544 типа «Мойка» на 70 пассажиров 36 Санкт-Петербург
Примечание. * Проект Морского инженерного бюро
1 Завод «Пелла» является лидером российского судостроения в сегменте портовых и морских буксиров (по-строил 26 буксиров проекта 90600 и 19 буксиров проекта 16609)
2 Костромской СЗ - единственный российский завод, который осуществляет постройку ББС «Волго-Дон макс» класса с «морскими» сцепами. Толкачи пр. 37 являются «самоходной» секцией таких ББС.
Выпуск 2
Выпуск 2
Сегодняшние минимальные потребности речной отрасли страны до 2020 г. могут быть оценены в 350 транспортных и более 400 вспомогательных судов [1, с. 20-26].
Помимо этого, остается открытым вопрос о замене сильно постаревшего речного пассажирского флота, так как создание современного круизного судна для эксплуатации на реках России (сезон с мая по октябрь) без помощи государства практически невозможно (сроки окупаемости достигают 30 лет и более). По оценкам экспертов, рано или поздно такая поддержка государства будет обеспечена, соответственно заводы получат заказы на строительство новых пассажирских судов.
Речные судостроительные заводы: факты. Основными российскими заводами, которые обеспечивали поставки флота судов смешанного море-река плавания (просто речных судов до 2010 г. практически не строили), были нижегородский завод «Красное Сормово» — 71 судно, навашинская «Окская судоверфь» — 19 судов, петрозаводский «Онежский завод» — 18 судов и Волгоградский судостроительный завод — 34 судна, а также Херсонский судостроительный завод — 10 судов и николаевский завод «Океан» — 9 судов.
Судя по табл. 3, в настоящее время наибольшим реальным потенциалом обладают завод «Красное Сормово» и «Окская судоверфь», а также Онежский завод (при условии наличия заказов).
Таблица 3
Суда, построенные на ведущих заводах (с разбивкой по годам)
Заводы Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
«Красное Сормово»* 4 2 4 6 6 5 6 7 7 6 7 9
Окская судоверфь 3 2 1 1 1 3 8
Волгоградский 2 1 3 4 5 4 3 6 3 1 1 0
Онежский 3 3 2 3 3 4 0
Херсонский 1 1 2 2 2 1 1
Океан 1 4 4
Примечание. * — по данным управляющей компании «МНП».
На сегодняшний день заказаны и строятся суда «Волго-Дон макс» класса:
1. На заводе «Красное Сормово» — 10 танкеров смешанного плавания проекта Я8Т27, головной был спущен 17 февраля 2012 г., всего на плаву уже три судна. По плану предполагается сдача 5 судов в 2012 г. и 5 в 2013 г. Однако существуют предпосылки того, что завод обеспечит перевыполнение плана и сдаст уже в этом году все 10 танкеров проекта Я8Т27. Соответственно можно ожидать получения новых заказов по этому же проекту. Для сведения: минимальная потребность в новых танкерах проектов Я8Т22, Я8Т25 и Я8Т27 оценивается в 70 единиц.
2. «Окская судоверфь» сдает 2 речных сухогрузных судна проекта Я8Б44 (8 были сданы в 2011 г.). Заказаны и строятся 15 танкеров проекта Я8Т27, спуск головного состоялся 27 апреля 2012 г. По плану предполагается сдача 4 судов в 2012 г., 5 — в 2013 г., остальные — в 2014 г. Однако существуют предпосылки того, что верфь обеспечит перевыполнение плана и сдаст уже в этом году 5 танкеров проекта Я8Т27. Ожидается, что в среднесрочной перспективе верфь продолжит модифицированную серию сухогрузных судов проекта Я8Б44. По оценкам, минимальная потребность в сухогрузных судах взамен «Волго-Донов» составляет около 50-60 единиц.
3. Невский судостроительно-судоремонтный завод. Заказано и строится 10 сухогрузных судов смешанного море -река плавания проекта Я8Б49 (модификация проекта Я8Б19, ранее стро-
ившегося на Волгоградском судостроительном заводе). Кроме того, строятся три аварийно-спасательных судна проекта МР8У07 мощностью 4 МВт с повышенным ледовым классом. Головной сухогруз проекта Я8Б49 спущен и передан на достройку на Онежский судостроительный завод. Ожидается сдача трех судов этого проекта в 2012 г.
4. Судоверфь братьев Нобель (Рыбинск). Заказано и строится 3 танкера смешанного рекаморе плавания проекта Я8Т25 со сроком сдачи в 2012 г. Головной спущен 15 ноября 2011 г. Завод приступил к постройке серии нефтеналивных барж проекта Я0Б07 для ОАО «Ленское речное пароходство». Ранее верфь сдала 6 катеров-бонопостановщиков для ФБУ «Госморспас -служба».
5. Судостроительный завод «Лотос». Заказано и строится со сроком сдачи 2012 г. 2 сухогрузных судна проекта Я8Б49 и 2 танкера проекта Я8Т25. «Лотос» приступил к постройке 2 сухогрузных барж для компании «АРК шиппинг».
6. Зеленодольский судостроительный завод. Заказано и строится 2 танкера проекта Я8Т25.
7. Херсонский судостроительный завод. Заказано и строится 3 танкера проекта Я8Т27 и
2 танкера проекта Я8Т26.
9. Верфь «Дон-Кассенс» (Аксай, Ростовская область). Заказано и строится 2 танкера проекта Я8Т05.
Сдвинулось с мертвой точки создание новых вспомогательных речных судов. Строительство технического флота для реки осуществляется:
1) на заводе «Алмаз» — построен буксир ледокольного класса для аварийно-диспетчерской службы судоходных акваторий Санкт-Петербурга проекта 2805;
2) на заводе «Нижегородский теплоход» в постройке находятся 3 ледокольных буксира проекта Т004М и 2 многофункциональных обстановочных судна проекта БЬУ02, а также 3 рейдовых водолазных катера (ранее были сданы 7);
3) на Ярославском судостроительном заводе — 6 обстановочных судов класса «О», также достраивается четвертое в серии морское водолазное судно проекта 8Б808;
4) на Московском судостроительно-судоремонтном заводе — обстановочные суда класса «Р»1 (27 судов проекта 3050 и 12 судов проекта 3050.1), а также лоцманские катера для «Росморпорта»;
Кроме того, Сосновский судостроительный завод строит два судна снабжения для Камчатки проекта БСУ47 (2 были сданы в 2011 г.), Онежский — 2 лоцмейстерских катера для «Росморпорта».
Судостроительный завод «Океан» построил в 2009-2010 гг. 24 баржи и в 2011 г. 3 буксира-толкача для компании «Нибулон», а также 4 несамоходных землесоса, 2 мотозавозни и 2 самоходных понтона на закольных сваях для российской компании «Техногарант».
Взаимодействие с металлургической промышленностью. По данным РЖД, в 2011 г., все российское судостроение заказало 158 тыс. т стального проката, труб и полуфабрикатов и чугуна, что на 10 % выше данных за 2010 г. и ниже на 9 % средних показателей 2006-2008 гг. При этом «Окская судоверфь» заказала 30 тыс. т (19 % от общего заказа по стране), завод «Красное Сормово» — 19 тыс. т (12 % от общего заказа). В январе 2012 г. предприятия судостроительной отрасли Астраханской области заказали почти 6 тыс. т металла.
В табл. 4 приведены массы листового металла и основного проката, необходимые для постройки корпуса судна «Волго-Дон макс» класса с разбивкой по категориям стали и толщинам (номерами полособульбов). I
Таким образом, только для предполагаемого строительства 180-190 судов «Волго-Дон макс» класса (и близких к ним по металлоемкости другим судам смешанного и ограниченного морского плавания) требуется около 440 тыс. т стального проката, в основном из стали категории РСД32.
1 Часть судов строится по субподряду на Самусьском судостроительно-судоремонтном заводе
Выпуск 2
Выпуск 2
Таблица 4
Стальной прокат, необходимый для постройки судна «Волго-Дон макс» класса
| 116^
Категория стали Толщина листов, мм Полособульб № Теоретический вес, т Заказ на 10 судов, т
Пруток 30 1,2 15,0
№ 10 15,4 192,5
РСА № 12 15,3 191,3
4,0* 16,2 202,5
5,0 2,5 31,3
6,0 79,2 990,0
PCA Итог 129,8 1622,5
РСА32 7,0 63,0 787,5
Пруток 100 0,6 7,5
PCA32 Итог 106,0 1325,0
№ 14а 96,4 1205,0
№ 14б 68,9 861,3
№ 16б 1,8 22,5
8,0 311,4 3892,5
9,0 213,6 2670,0
10,0 408,4 5105,0
11,0 7,6 95,0
РСБ32 12,0 280,3 3503,8
13,0 14,2 177,5
14,0 3,9 48,8
16,0 29,3 366,3
17,0 7,2 90,0
18,0 6,8 85,0
20,0 5,7 71,3
35,0 1,9 23,8
PCD32 Итог 1457,4 18217,5
12,0 16,6 207,5
16,0 5,3 66,3
РСБ40 18,0 20,8 260,0
24,0 89,0 1112,5
32,0 75,9 948,8
PCD40 Итог 207,6 2595,0
Общий итог 1858,4 23230,0
Для некоей среднегодовой оценки потребности в стальном прокате в кратко- и среднесрочной перспективе можно использовать данные табл. 5, где представлены экспертные оценки количества судов «Волго-Дон макс» класса, которые могут быть построены на том или ином заводе за год.
Таблица 5
Расчетная годовая производительность и оценка потребностей ведущих речных заводов
в стальном прокате (на год)
Завод Максимальное количество судов «Волго-Дон макс» класса, ед. в год Среднегодичная потребность в прокате, тыс. т
«Красное Сормово» 10 25
Окская судоверфь 8 20
«Лотос» 6 15
Онежский 4 10
Судоверфь братьев Нобель 4 10
Зеленодольский 4 10
Невский 4 10
Взаимодействие с машиностроением. Используя экспертные оценки по необходимому количеству судов [1], а также принятые в 2010-2011 гг. меры по организации по лицензии ведущих мировых фирм производства в России современных среднеоборотных дизелей и полноповоротных винторулевых колонок (ВРК), можно оценить совокупную потребность воднотранспортной отрасли в таких машинах:
В табл. 6 приведены предполагаемые массовые серии грузовых судов с указанием количества и мощности главных двигателей и ВРК. В табл. 7 дана оценка необходимого количества среднеоборотных дизелей и ВРК для массовых серий судов.
Всего можно прогнозировать до 2020 г. потребность в следующей машиностроительной продукции для речной отрасли:
1. Среднеоборотные дизели мощностью от 800 до 1200 кВт — около 425 машин.
2. Среднеоборотные дизели мощностью от 1600 до 2500 кВт — около 20 машин.
3. Дизели мощностью от 600 до 800 кВт — около 35 машин.
4. Дизели мощностью от 300 до 400 кВт — около 50 машин.
5. ВРК мощностью от 800 до 1200 кВт с ледовой категорией ЛУ1-ЛУ2 — около 425 машин.
6. ВРК мощностью 1600 кВт с ледовой категорией ЛУ4-ЛУ5 — около 10 машин.
7. ВРК мощностью от 600 до 800 кВт — около 35 машин.
8. ВРК мощностью от 300 до 400 кВт — около 50 машин.
Таблица 6
Предполагаемые массовые серии грузовых судов с указанием количества и мощности
главных двигателей и ВРК
Тип судна Количество судов Главные двигатели (на одном судне) ВРК (на одном судне)
Сухогрузные суда смешанного плавания дедвейтом около 5,0-7,0 тыс. т 30 2 по 900-1200 кВт 2 по 900-1200 кВт
Сухогрузные суда смешанного плавания дедвейтом около 5,0-7,0 тыс. т 1 по 1800-2500 кВт Нет
Танкеры смешанного плавания дедвейтом около 7,0 тыс. т «Волго-Дон макс» класса 70 2 по 1000-1200 кВт 2 по 1000-1200 кВт
Сухогрузные суда «О-ПР» дедвейтом около 5,4 тыс. т «Волгомакс» класса 50 2 по 1000-1200 кВт 2 по 1000-1200 кВт
Выпуск 2
Таблица 6 (Окончание)
Танкеры дедвейтом «О-ПР» около 5,4 тыс. т «Волгомакс» класса 40 2 по 1000-1200 кВт 2 по 1000-1200 кВт
Танкеры дедвейтом «М-СП» около 3,4 тыс. т «Лена» класса 10 2 по 800-1000 кВт 2 по 800-1000 кВт
Сухогрузы дедвейтом «М-СП» около 3,4 тыс. т «Лена» класса 5 2 по 800-1000 кВт 2 по 800-1000 кВт
Речные толкачи и буксиры 30 2 по 800-1200 кВт 2 по 800-1200 кВт
Бункеровщики топливом дедвейтом около 6 тыс. т 5 2 по 1600 кВт 2 по 1600 кВт
Бункеровщики топливом и маслом дедвейтом около 3 тыс. т 35 800-1000 кВт 800-1000 кВт
Бункеровщики топливом и маслом дедвейтом около 2 тыс. т 35 600-800 кВт 600-800 кВт
Бункеровщики топливом и маслом дедвейтом около 800 т 25 2 по 300-400 кВт 2 по 300-400 кВт
Таблица 7
Оценка необходимого количества главных двигателей и ВРК для массовых серий судов
2
к
с
В
118]
Тип судна Количество судов Главные двигатели ВРК
Сухогрузные суда смешанного плавания дедвейтом около 5,0-7,0 тыс. т 30 40 по 900-1200 кВт 40 по 900-1200 кВт
Сухогрузные суда смешанного плавания дедвейтом около 5,0-7,0 тыс. т 10 по 1800-2500 кВт Нет
Танкеры смешанного плавания дедвейтом около 7,0 тыс. т «Волго-Дон макс» класса 70 140 по 1000-1200 кВт 140 по 1000-1200 кВт
Сухогрузные суда «О-ПР» дедвейтом около 5,4 тыс. т «Волгомакс» класса 50 100 по 1000-1200 кВт 100 по 1000-1200 кВт
Танкеры дедвейтом «О-ПР» около 5,4 тыс. т «Волгомакс» класса 40 80 по 1000-1200 кВт 80 по 1000-1200 кВт
Танкеры дедвейтом «М-СП» около 3,4 тыс. т «Лена» класса 10 20 по 800-1000 кВт 20 по 800-1000 кВт
Сухогрузы дедвейтом «М-СП» около 3,4 тыс. т «Лена» класса 5 10 по 800-1000 кВт 10 по 800-1000 кВт
Речные толкачи и буксиры 30 60 по 800-1200 кВт 60 по 800-1200 кВт
Бункеровщики топливом дедвейтом около 6 тыс. т 5 10 по 1600 кВт 10 по 1600 кВт
Бункеровщики топливом и маслом дедвейтом около 3 тыс. т 35 35 по 800-1000 кВт 35 по 800-1000 кВт
Бункеровщики топливом и маслом дедвейтом около 2 тыс. т 35 35 по 600-800 кВт 35 по 600-800 кВт
Бункеровщики топливом и маслом дедвейтом около 800 т 25 50 по 300-400 кВт 50 по 300-400 кВт
Заключение
1. С 2010 г. наблюдается увеличение заказов на грузовые суда смешанного и внутреннего плавания.
2. Наиболее востребованными были и остаются суда «Волго-Дон макс» класса — суда, отвечающие габаритам Волго-Донского судоходного канала и предназначенные для замены известных советских серий «Волгонефть» и «Волго-Дон». Только для строительства корпусов 180-190 перспективных судов «Волго-Дон макс» класса (и близких к ним по металлоемкости другим судам смешанного и ограниченного морского плавания) требуется около 440 тыс. т стального проката, в основном из стали категории РСД32.
3. В настоящее время наибольшим реальным потенциалом в отношении строительства судов «Волго-Дон макс» класса обладают завод «Красное Сормово» и «Окская судоверфь».
4. «Сдвинулось с мертвой точки» создание новых вспомогательных речных судов. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предполагает строительство около 400 вспомогательных судов для реки, причем конкурсы на строительство части этих судов (обстановочные суда) прошли в конце 2011 г. Суда уже строятся на заводах «Нижегородский теплоход», Ярославском и Московском.
5. Остается открытым вопрос о замене сильно постаревшего речного пассажирского флота. По оценкам экспертов, рано или поздно, поддержка государства в этом вопросе будет обеспечена, соответственно заводы получат заказы на строительство новых пассажирских судов.
6. Для речной отрасли прогнозируется потребность в следующей машиностроительной продукции:
— среднеоборотные дизели мощностью от 800 до 1200 кВт — около 425 машин;
— среднеоборотные дизели мощностью от 1600 до 2500 кВт — около 20 машин;
— дизели мощностью от 600 до 800 кВт — около 35 машин;
— дизели мощностью от 300 до 400 кВт — около 50 машин;
— ВРК мощностью от 800 до 1200 кВт с ледовой категорией ЛУ1-ЛУ2 — около 425 машин;
— ВРК мощностью 1600 кВт с ледовой категорией ЛУ4-ЛУ5 — около 10 машин;
— ВРК мощностью от 600 до 800 кВт — около 35 машин;
— ВРК мощностью от 300 до 400 кВт — около 50 машин.
Список литературы
1. Егоров Г. В. Перевозки отечественным водным транспортом, состояние речного флота и перспективы нового судостроения / Г. В. Егоров // Морская биржа. — 2010. — № 4 (34). — С. 20-26.
2. Закон о мерах к поощрению отечественного судостроения, Высочайше утвержденный 21 мая 1912 года и одобренный Государственным Советом и Государственной думой. — СПб., 1912. — 8 с.
3. Теннисон К. А. Проект мер поощрения русского торгового мореходства в связи с развитием отечественного судостроения и металлургической промышленности / К. А. Теннисон // Тр. Императорского о-ва судоходства. — СПб., 1902. — 25 с.
4. Теннисон К. А. Война и русское судоходство / К. А. Теннисон // Русское судоходство. — 1916. — 1.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства: федер. закон № 305-ФЗ от 7 ноября 2011 г., принят Государственной Думой 21 октября 2011 г. и одобрен Советом Федерации 26 октября 2011 г.
Выпуск 2