Научная статья на тему 'Владимир Аверин: восхождение к вершинам мастерства'

Владимир Аверин: восхождение к вершинам мастерства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ АВЕРИН / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / MUSICAL REGIONAL STUDIES / VLADIMIR AVERIN / PERFORMING ACTIVITY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баранова Г. В.

В статье очерчивается творческий путь заслуженного артиста РФ музыканта-балалаечника Владимира Александровича Аверина, выделяются главные достижения исполнителя-виртуоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Аверин: восхождение к вершинам мастерства»

Баранова Г.В. ©

Аспирант, кафедра истории музыки,

Красноярская государственная академия музыки и театра

ВЛАДИМИР АВЕРИН: ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ МАСТЕРСТВА

Статья подготовлена при содействии КГА У «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности»

Аннотация

В статье очерчивается творческий путь заслуженного артиста РФ музыканта-балалаечника Владимира Александровича Аверина, выделяются главные достижения исполнителя-виртуоза.

Ключевые слова: музыкальное краеведение, Владимир Александрович Аверин,

исполнительская деятельность, личность.

Keywords: musical Regional Studies, Vladimir Averin, performing activity, personality.

Владимир Александрович Аверин - одна из ярких звезд в плеяде музыкантов, которыми сегодня по праву гордится Красноярский край. Ступив более шестидесяти лет назад на поприще музыканта балалаечником-самоучкой в кружке художественной самодеятельности при клубе «Металлург» в городе Первоуральске Свердловской области, он стал заслуженным артистом РФ, виртуозным исполнителем, ведущим педагогом кафедры народных инструментов в Красноярской государственной академии музыки и театра, талантливым просветителем и ученым-исследователем. Во всех этих своих ипостасях он предстает как увлеченный, пытливый, невероятно трудоспособный, целеустремленный и, конечно, талантливый человек. Однако неиссякаемым источником творческой энергии выступает все же игра на любимом инструменте, исполнительское искусство.

Страстная увлеченность балалайкой, вспыхнувшая в душе одиннадцатилетнего подростка под впечатлением от дивной кантилены, озвученной этим инструментом1, побудила к регулярным занятиям, которые вскоре дали свои плоды.

Первым серьезным достижением юного исполнителя, не имевшего еще в то время за плечами даже музыкальной школы, стала победа, одержанная на конкурсе творческой молодежи в городе Свердловске в 1956 году и отмеченная дипломом I степени.

Годы учебы в Свердловском музыкальном училище им. П. И. Чайковского (1960 -1964) были насыщены концертной деятельностью - и в сольной, и в ансамблевой форме. Это и концертные выступления дуэтом (с гитаристом - однокурсником Владимиром Масленниковым) в составе филармонической бригады, обслуживавшей пионерские лагеря Свердловской области (1962); и участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады (Москва, 1963) с сольной программой , а также - в составе квинтета народных

инструментов; и многочисленные концерты на самых различных сценических площадках -больницах, домах культуры и даже филармонии; и записи на местном радио и телевидении. Особенно запомнилось В. Аверину выступление квинтета, в котором он состоял, в качестве аккомпаниатора певиц Евгении Алтуховой и Валентине Нестягиной, народных артистов РСФСР.

Значительной вехой в освоении сольного исполнительства стало выступление с оркестром (1963). Студентом были исполнены «Концертные вариации» П. Куликова для балалайки с оркестром. Первый опыт в роли солиста принес осознание растущего мастерства и чувство сценической свободы.

© Баранова Г.В., 2015 г.

Усовершенствованию навыков сольного и ансамблевого исполнительства были посвящены годы учебы в Уральской государственной консерватории (1964 - 1971) по классу Е.Г. Блинова. В составе студенческого квинтета4 В. Аверин участвовал в очередном Всероссийском конкурсе эстрады, который проходил в Москве.

Значительным шагом на пути профессионального роста стали гастроли в Японии на фестивале советско-японской дружбы (1968). Прежде чем попасть в состав делегации, В. Аверину предстояло пройти жесткий конкурсный отбор, который состоялся в Москве. Аверин, студент консерватории, исполнил сольную программу с пианисткой Оксаной Яблонской5, а также с баянистом из Северного русского народного хора Михаилом Жмуром6 и в составе эстрадного квартета из Архангельска. Немалый труд, вложенный в подготовку концертной программы, окупился блестящими исполнительскими результатами, что стало определяющим в выборе комиссии.

В состав советской делегации, руководимой представителями ЦК ВЛКСМ В. Ганичевым и Б. Пастуховым, входили: танцевальная группа из Северного русского народного хора, акробатическая мужская пара, женщина - «змея», пианистка Оксана Яблонская, скрипач Владимир Спиваков, тенор из Большого театра Евгений Райков и его жена (тоже певица из этого же театра), балетная пара из Свердловска, эстрадный квартет из Архангельска и спортивная команда из волейболистов и дзюдоистов.

Как вспоминает В. Аверин: «Поездка оказалась напряженной. Летели до Владивостока самолетом, а затем по морю на теплоходе «Туркмения» до порта Отару. Далее были постоянные переезды и перелеты (Отару - Саппоро - Муроран - Читосе - Токио -Ниигата), множество выступлений и дважды запись на телестудии NCK».

Хорошей школой сольного исполнительства послужило участие в конкурсах. Один из них - кафедральный конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов, где Владимир Аверин стал победителем и был удостоен памятным подарком, который поныне хранится в личной библиотеке музыканта - это сборник этюдов, составленный Е. Г. Блиновым, на титульном листе которого красуется запись: «Победителю конкурса на лучшее исполнение произведений советских композиторов Аверину Владимиру (I место). Кафедра народных инструментов Уральской консерватории. Свердловск. 30 марта 1966 года».

Другой - это I Всероссийский студенческий конкурс исполнителей на народных инструментах (1969)7, организованный Новосибирской консерваторией. Конкурс был статусным: его участников оценивало авторитетное жюри8. Конкурсные выступления освещались прессой. Так, после первого дня выступлений в «Вечернем Новосибирске» вышла статья «Баян, домра и проблемы», авторы которой отметили: «Среди исполнителей на балалайке в числе наиболее вероятных претендентов на лауреатское звание следует назвать студента Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского Владимира Аверина (класс засл. деятеля искусств УССР, и. о. профессора Е.Г. Блинова). Высокая техника у него целиком подчинена раскрытию содержания произведения». Высокая оценка мастерства и профессиональной подготовки исполнителя была отмечена и всеми членами жюри - I место присудили единогласно.

В дальнейшем было еще одно завоевание - победа на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Москве (1972), где музыкант был удостоен звания лауреата второй премии.

Важным достижением В. Аверина в качестве исполнителя-солиста стало выступление в Малом концертном зале консерватории в одном отделении (1967)9. Концерт с программой из разнохарактерных произведений зарубежных и русских композиторов10, в котором В. Аверин показал виртуозное исполнение на балалайке, прошел с успехом, а произведения, исполненные на сцене, вошли в «золотой фонд» концертного репертуара музыканта.

Накопив бесценный опыт, сценическую свободу и раскрепощенность, обогатив творческую копилку наградами, В. Аверин без труда гастролировал по разным городам не только России11, но и за рубежом, готовя при этом каждый раз новую программу. Дважды

исполнитель совершал гастрольные поездки за границу: в Германию (1988 - гастроли с

творческой группой Красноярского края в дуэте с баянистом Ефимом Юристом) и США (1990 - гастроли с творческой группой Красноярского края: соло и в дуэте с баянистом Николаем Шульпековым).

Вершиной мастерства в исполнительской карьере музыканта стал сольный концерт в двух отделениях в Малом концертном зале Красноярской филармонии (1994). Программа концерта отличалась оригинальностью, она была составлена исключительно из сонат. Особая значимость этого события для музыканта определялась тем, что на исполнение подобных монографических программ даже маститые балалаечники отваживались крайне редко. В рамках этого концерта, причем на большой сцене, В. Аверину удалось показать огромную палитру художественно-выразительных средств балалайки - инструмента, который зачастую ассоциируется лишь с «простонародным» популярным репертуаром.

Свою концертную деятельность В.А. Аверин успешно продолжает по сей день. Его неустанный труд исполнителя-пропагандиста, виртуоза-балалаечника вызывает восхищение его учеников и коллег. За свои исключительные заслуги В. Аверин был удостоен звания заслуженного артиста России, в 1994 - званием лауреата премии Красноярского края в области традиционной народной культуры. В 2004 году Указом президента Российской Федерации выдающийся музыкант был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. 1 2 3 4 5 6 7 * 9 10 11

1Как выяснилось впоследствии, это была тема второй части концерта №1 Евгения Павловича Кичанова, уральского композитора, в исполнении Николая Федоровича Роже, преподавателя Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского.

2В дуэте с баянистом были исполнены «Светит месяц» и «Эх, Настасья» А. Доброхотова.

3За исполнение программы В. Аверин получил заслуженную похвалу от члена жюри М.Ф. Рожкова.

4А.Д. Захаров - домра 4-х струнная, Олег Попов - домра альт, Евгений Щекалев - баян, Владимир Аверин - балалайка прима, Вячеслав Канн - балалайка контрабас.

5«Концертные вариации» Н. Будашкина, вальс «Балалайка» В. Андреева, «Русские напевы» Н. Ризоля.

6«Светит месяц», «Уральская плясовая», «Трепак».

7В программу выступления были включены такие произведения, как Концерт II-III чч. С. Василенко, Концертные вариации на тему «Вот мчится тройка почтовая» Н. Будашкина, «Пляска смерти» К. Сен-Санса.

Председатель - В.И. Федосеев. Члены жюри: Ю.Н. Шишаков - зам. председателя жюри, зав кафедрой народных инструментов ГМПИ им. Гнесиных; Л.Н. Шевчук - зам. председателя, ректор НГК им. М.И. Глинки; Ю.В. Бардин - зав. кафедрой народных инструментов Горьковской консерватории им. М.И. Глинки; В.Ф. Беляков - зав. кафедрой народных инструментов Уфимского института искусств; Е.Г. Блинов - зав. кафедрой народных инструментов УГК им. М.П. Мусоргского; В.П. Гусев - зав. кафедрой народных инструментов Владивостокского института искусств; В.А. Подъельский - зав. кафедрой народных инструментов НГК им. М.И. Глинки; А.В. Сахаров - зав. кафедрой народных инструментов Ростовского музыкально-педагогического института; Б.И. Скворцов - зав. кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории; А.В. Тихонов - зав. кафедрой народных инструментов Казанской консерватории; Н.Я. Чайкин - Москва; А.Б. Шалов -Ленинград.

9Концерт был посвящен 50-летию Советской власти.

10Пасскалия Г. Генделя, Концерт в трех частях Н. Шульмана, Грустный вальс Я. Сибелиуса, Соната

H. Пузейя, вальс «Балалайка» В. Андреева, «Русские напевы» Н. Ризоля.

11 География городов, где В. Аверин выступал в качестве солиста-исполнителя: Абакан, Астраханская область, Ачинск, Барнаул, Братск, Бородино, Волгоград, Дивногорск, Енисейск, Екатеринбург, Железногорск, Иланск, Ишим, Калмыкия, Канск, Красноярск, Лесосибирск, Магадан, Норильске, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский, Улан-Удэ, Чита и др.

Литература

I. Аверин В. А. Гордое имя - народник. - Красноярск, 2008. - 154 с.

2. Красноярская государственная академия музыки и театра: энциклопедический справочник. -Красноярск, 2010. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.