Научная статья на тему 'История развития народной музыкальной культуры Иркутска в 1905-1960 гг'

История развития народной музыкальной культуры Иркутска в 1905-1960 гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
782
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ОРКЕСТР / ИРКУТСК / MUSIC / NATIONAL ART / ORCHESTRA / IRKUTSK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колокольников Иван Арсеньевич

В статье рассматривается процесс развития народной музыкальной культуры города Иркутска в 1905-1960 гг. Отмечается интенсивная концертная деятельность первого домрово-балалаечного оркестра города. Высказывается предположение, что он был первым стационарным оркестром подобного типа в Сибири. Обращается внимание на огромную роль оркестра народных инструментов Иркутского радио и отдельных работников этого коллектива в деле пропаганды народной музыки в 1928-1953 гг. Статья написана на основе работы с материалами архивов и библиотек Иркутска и Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN NATIONAL MUSICAL CULTURE OF IRKUTSK IN1905-1960

In this article the development of Russian national musical culture of Irkutsk in 1905-1960 is considered. First of all, it is important to note the intensive activity of the first orchestra of domras and balalaikas in the city. It is reasonable to assume that it was the first stationary orchestra of this type in Siberia. Besides, the orchestra of Irkutsk radio and certain employees of this collective played huge role in the promotion of a folk music in 1928-1953. Article is written on the basis of the work with materials of archives and libraries of Irkutsk and Moscow.

Текст научной работы на тему «История развития народной музыкальной культуры Иркутска в 1905-1960 гг»

УДК 930.85

ББК 63.3(2)

история развития народной музыкальной культуры иркутска

в 1905-1960 гг.

Колокольников Иван Арсеньевич,

аспирант кафедры политологии, истории и регионоведения

исторического факультета, Иркутский государственный университет, ул. К. Маркса, д. 1, г. Иркутск, Россия, 664003, e-mail: [email protected]

Исследования поддержаны грантом ИГУ № 091-15-233

Аннотация

В статье рассматривается процесс развития народной музыкальной культуры города Иркутска в 1905-1960 гг. Отмечается интенсивная концертная деятельность первого домрово-ба-лалаечного оркестра города. Высказывается предположение, что он был первым стационарным оркестром подобного типа в Сибири. Обращается внимание на огромную роль оркестра народных инструментов Иркутского радио и отдельных работников этого коллектива в деле пропаганды народной музыки в 1928-1953 гг. Статья написана на основе работы с материалами архивов и библиотек Иркутска и Москвы.

Ключевые слова

Музыка, народное искусство, оркестр, Иркутск.

Иркутск известен как один из старейших культурных центров Сибири. Музыкальные традиции города стали формироваться ещё в XVIII в. Безусловно, в Восточной Сибири, как и в других частях страны, проживало немало музыкантов-любителей, обладавших навыками игры на народных инструментах. Нередко они создавали любительские коллективы, хотя структурной упорядоченности в их деятельности не было. Лишь после реформы В. В. Андреева, который провёл модернизацию народных инструментов и определил порядок формирования народного оркестра, в стране стали появляться коллективы качественно иного уровня. Именно благодаря андреевской пропаганде народной музыки получили доступ на большую сцену и талантливые солисты-народники. Весьма интересно зарождение и развитие концертной деятельности музыкантов-народников в го-

родах Сибири, особенно в Иркутске. К сожалению, музыкальная жизнь города в начале ХХ в. изучена пока недостаточно. В капитальном труде И. Ю. Харкеевич1 детально рассмотрено развитие музыкальной культуры Иркутска только до 1930 г. Лишь некоторых страниц развития народного исполнительства в городе коснулся в своей брошюре М. С. Гезунгейт2. Что же касается вышедшей в 2014 г. книги Заслуженного артиста РФ В. А. Аверина (Красноярск) «Балалаечное исполнительство в Сибири»3, то работа иркутских балалаечников освещена в ней не 79 полно. Кроме того, в работе присутствуют некоторые фактические неточности.

1 Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987. 280 с.

2 Гезунгейт М. С. Звуки музыки народной. Иркутск, 1992. 30 с.

3 Аверин В. А. Балалаечное исполнительство в Сибири.

Красноярск, 2014. 264 с.

80

Игнатий Левицкий. Фото из собрания автора

Данная статья является попыткой создания исторического обзора, отражающего основные этапы развития народного музыкального исполнительства в Иркутске с 1905 по 1960 гг. Она подготовлена автором на основе работы с материалами государственных архивов Иркутска и Москвы, воспоминаниями свидетелей, публикациями периодической печати.

Первым оркестром андреевского типа (т.е. домрово-балалаечного состава), с которым познакомились сибиряки, был коллектив, возглавляемый одним из учеников В. В. Андреева — И. И. Левицким. Этот оркестр не был закреплён за отдельным городом и в течение ряда сезонов ездил с концертами по городам Сибири4. В среде иркутских музыкантов сохранилось красивое предание о том, что после первого выступления оркестра в нашем городе трое подростков, кото-

Владимир Соснин,

дирижёр первого народного оркестра Иркутска. Фото 1910-х гг. из собрания автора

рых необычайно увлекла игра данного коллектива, сбежали из дому и гастролировали с оркестром Левицкого по городам Сибири. Звали этих юношей В. А. Соснин (1889 г.р.), П. С. Холодилов (1890 г.р.) и Н. Шапиро (г.р. неизв.).

Хорошо овладев игрой на народных инструментах они, по возвращении в родной город, организовали свой домрово-балалаечный оркестр 5. Однако ещё за несколько лет до этого в Иркутске был организован чисто балалаечный ансамбль, которым руководил А. Г. Кальпус6. Неизвестно, было ли названное формирование базой для создания нового коллектива с участием юного В. А. Соснина или он собрал совершенно новый коллектив. Также не ясной является дата образования созданного им оркестра. Согласно воспоминаниям иркутских «народников», принято считать, что первое выступление орке-

4 Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. С. 133.; Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Л/д № 612. Л. 1(об.)

5 Гезунгейт М. С. Звуки музыки народной. С. 8-9.

6 Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска.

С. 132.

стра Соснина состоялось 27 марта 1905 г. в Клубе приказчиков, где в последующие годы и работал данный коллектив7. При этом указывается, что со дня основания там работал названный выше друг и соратник В. А. Соснина — П. С. Холоди-лов, способный домрист. Однако в своей автобиографии последний сообщает, что творческую деятельность начал в сентябре 1906 г. в оркестре народных инструментов, работавшем при Обществе народных развлечений, а уже впоследствии базировавшемся в Клубе приказчиков8. Несомненно, в названных печатных источниках и автобиографии старейшего иркутского домриста речь идёт об одном коллективе. Так или иначе, можно с уверенностью говорить о том, что в 1906 г. оркестр уже существовал. По воспоминаниям Е. П. Медведева, впервые услышавшего оркестр зимой 1908/1909 гг., в этот период коллектив выступал уже весьма интенсивно, хотя его численность была невелика (12 человек)9.

Вполне возможно, что оркестр В. А. Сосни-на стал первым стационарным домрово-балала-ечным оркестром в Сибири, поскольку в трудах сибирских историков и искусствоведов не удалось найти информации о подобных коллективах, появившихся ранее, хотя чисто балалаечные коллективы работали в различных городах. Тем не менее, в 1910 г. в Красноярске был образован народный оркестр, который был назван его создателями «1-м Сибирским Великорусским оркестром»10, что впоследствии ввело в заблуждение многих исследователей, тем более, что материалов о данном оркестре осталось значительно больше, чем об иркутском. Какими соображениями руководствовались красноярские народники, дав подобное название своему оркестру, сегодня объяснить сложно. Вероятно, им не было известно об иркутском коллективе и его составе.

Иркутский оркестр сыграл огромную роль в деле качественной пропаганды народной музыки в городе, хотя его состав всегда оставался небольшим: 12-15 человек. Зато репертуар был достаточно обширен. Он включал большое коли-

7 Гезунгейт М. С. Звуки музыки народной. С. 9.

8 Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Л/д № 612. Л. 3.

9 Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. С. 258-259.

10 Аверин В. А. Народно-инструментальная музыка в Красноярске с середины XVII до начала ХХ века // Музыкальная культура Красноярска: в 3-х т. Красноярск, 2009. Т. 1. С. 323-365.

чество образцов музыки народного плана. Кроме того, с коллективом выступали местные вокалисты М. Захарова, Л. Жданова и А. Свободогор-ский, исполняя романсы М. И. Глинки, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова, А. Е. Варламова и других авторов. Аранжировки для оркестра часто делал П. С. Холодилов11. Что же касается В. А. Сосни-на, то он нередко выступал и как солист. Также в 1910-е гг. в Иркутске существовал балалаечный квинтет. Фотография данного коллектива показывает, что в его составе был задействован не только Соснин, но и Холодилов12, обыкновенно игравший на домре-тенор.

В 1915 г. в годы Первой мировой войны В. А. Соснин и П. С. Холодилов были мобилизованы, а иркутский оркестр временно распущен13. По возвращении с фронта Соснина и Холоди-лова оркестр был возрождён. Он обосновался при Клубе Октябрьской революции (известном в городе как КОР). Репертуар коллектива был обширен. Помимо лучших образцов народной музыки, он включал сочинения М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна и других классиков. Интересен факт участия оркестра в массовых представлениях. Например, в постановке «Стенька Разин», где оркестр и хор сидели в ладьях на Ангаре, изображая ватагу Разина14. Первое время дирижёром оркестра оставался В. А. Соснин, затем он уехал в Бодайбо, где работал с художественной самодеятельностью15. После этого оркестр возглавил Е. П. Медведев. Надо заметить, что в данном оркестре играли многие сильные иркутские «народники», однако со временем они перешли в новый коллектив, добившийся куда более серьёзных успехов. В данном случае речь идёт об оркестре народных инструментов Иркутского радиоцентра (затем — радиокомитета), который был сильнейшим оркестром народных инструментов города в довоенное и первое послевоенное десятилетие.

В новосибирском издании «Музыкальная культура Сибири» утверждается, что данный

11 Харкеевич И. Ю. Выдающиеся музыкальные деятели Иркутска: методические рекомендации. Иркутск, 1997. С. 47.

12 Материалы 1910-2014 гг. по истории народного исполнительства в Иркутске, хранящиеся у автора статьи.

13 Гезунгейт М. С. Звуки музыки народной. С. 12.

14 Там же. С. 14-15.

15 Материалы 1910-2014 гг. по истории народного ис-

полнительства в Иркутске, хранящиеся у автора статьи.

81

82

Константин Заболотский. Фото из собрания автора

коллектив появился в 1930 г.16 одновременно с другими творческими формированиями радио. Однако он образовался ещё до официального создания Иркутского радиоцентра, когда в городе существовал ещё только радиоузел. Уже на его базе сформировались хор и народный оркестр, который впоследствии продолжил работу при радиоцентре. Иркутские народники считали, что он был образован в 1928 г., а П. С. Холодилов указывал, что ещё во второй половине 1927 г. 17 Первым дирижёром оркестра принято считать талантливого балалаечника Г. М. Зарубо. В октябре 1933 г. он уехал из Иркутска, а дирижёром оркестра стал другой одарённый иркутский бала-лаечник—А.Ф. Слободынюк18, известный современникам и как композитор. По свидетельству Л. Д. Ильиной (братья которой играли в оркестре народных инструментов радио), Слободынюк пользовался в оркестре большим уважением19.

16 Музыкальная культура Сибири: в 3-х т. Новосибирск, 1997. Т. 3. Кн. 1. С. 85.

17 Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Л/д № 612. Л. 51.

18 Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 1. Д. 2. Л. 30.

19 Материалы 1910-2014 гг. по истории народного исполнительства в Иркутске, хранящиеся у автора статьи.

В 1935 г. в Иркутск возвратился Г. М. Зарубо и вновь пришёл работать в радиокомитет, однако уже не на должность дирижёра, а как бала-лаечник-солист20. В этом качестве он выступал с большим успехом перед иркутянами и ранее. Со слов очевидцев, В. А. Авериным был записан любопытный эпизод: во время иркутских гастролей легендарный балалаечник Б. С. Трояновский соревновался с Г. М. Зарубо в импровизации на темы русских народных песен, и сибирский музыкант вышел из соревнования победителем21. Надо сказать, что в его репертуар входили не только произведения русского народного стиля, но также сочинения Ф. Листа, И. Брамса, В. Монти и других. Музыковед В. Ф. Сухиненко вспоминал о Г. М. Зарубо как об «отличном балалаечнике», отмечая, что помимо названных выше сочинений он сыграл с симфоническим оркестром и такую масштабную вещь как балалаечный концерт С. Н. Василенко22. Следует отметить, что Г. М. Зарубо играл на балалайке работы авторитетнейшего мастера С. И. Налимова. Ещё одним балалаечником, часто выступавшим перед иркутянами в довоенный период, был М. С. Фе-дотченко. Наряду с произведениями народного плана (творениями В. В. Андреева, А. Д. Доброхотова и др.) его репертуар включал сочинения Ж. Бизе, Г. Венявского, П. И. Чайковского и других классиков23.

Начиная с 1920-х гг. на сцену стали выходить баянисты-солисты. В Иркутске среди музыкантов данного профиля выделялись М. С. Иванов (некоторое время он работал на радио как баянист-солист) и С. П. Феденев. Последний ещё в конце 1920-х организовал кружок, где учил всех желающих игре на баяне. Что же касается М. С. Иванова, то в 1943 г. он явился инициатором открытия баянного отделения Иркутского музыкального училища, которое впоследствии переросло в отделение народных инструментов24.

К сожалению, масштабные политические репрессии коснулись лучших иркутских музыкан-

20 Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 1. Д. 6. Л. 42.

21 Аверин В. А. Балалаечное исполнительство в Сибири. С. 103-104.

22 Сухиненко В. Иркутск музыкальный // ВосточноСибирская правда. 1967. 30 мая. С. 4.

23 Материалы 1910-2014 гг. по истории народного исполнительства в Иркутске, хранящиеся у автора статьи.

24 Играй, оркестр (беседа К. Житова с домристом В. И. Кудрявцевым) // Восточно-Сибирская правда. 1996. 6 мая. С. 5.

тов. Весной 1938 г. был арестован А. Ф. Слобо-дынюк, а летом — Г. М. Зарубо, в данный период руководивший концертно-эстрадным сектором (оба были расстреляны). После ареста Слободы-нюка оркестр народных инструментов радиокомитета возглавил уже весьма опытный участник коллектива — балалаечник К. А. Заболотский25. Он руководил данным творческим формированием долгие годы. Параллельно с этим он также руководил самодеятельными народными коллективами Финансово-экономического и Медицинского институтов, а также коллективом Иркутского Дворца пионеров. В последней организации Заболотским было воспитано немало музыкантов, сыгравших заметную роль в музыкальной жизни города и даже страны26, как, например, братья Калинские, артисты народного оркестра ВГТРК, один из которых стал концертмейстером этого прославленного коллектива.

В 1941 г. оркестр народных инструментов радио был временно распущен27. Хотя в документах о военно-шефских выступлениях иркутских музыкантов можно найти информацию о том, что от радиокомитета в них помимо солистов и концертмейстеров участвовали хор и оркестр народных инструментов. В качестве руководителя Оркестра народных инструментов, как и до войны, упоминается имя К. А. Заболотского. В документах, касающихся деятельности этого оркестра, можно найти данные о количестве выступлений оркестра—3928. Оставшиеся в городе в годы войны музыканты периодически объединялись для проведения военно-шефской работы. После войны в 1946 г. оркестр продолжил свою работу29. В нём помимо ветеранов народного исполнительства появилось немало новых музыкантов-народников.

Именно в этот период в его составе стал работать яркий музыкант-самородок — балалаечник Л. А. Каменский, уже хорошо известный иркутянам как солист и руководитель самодеятельных ансамблей. В 1937 г. он занял 1-е место на Олимпиаде самодеятельности водников в Мо-

25 Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 2. Д. 2. Л. 51.

26 Гезунгейт М. Я родом из республики детства // Восточно-Сибирская правда. 1995. 28 ноября. С. 4.

27 Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 2. Д. 7. Л. 196.

28 ГАРФ. Ф. 5508. Оп. 3. Д. 13. Л. 19.

29 Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп.

2. Д. 13. Л. 72.

скве30. Однако примечательно, что на Республиканский конкурс концертных исполнителей в 1943 г. балалаечник, пробовавший силы в областном туре, отправлен не был. Решение жюри, куда входили музыковед В. Ф. Сухиненко, эвакуированные в Иркутск украинские оперные артисты И. С. Паторжинский и М. И. Литвинен-ко-Вольгемут, а также другие авторитетные деятели искусств, гласило, что Каменскому стоит отказать по причине «недостаточной музыкальной зрелости и малоценного репертуара». Вердикт авторитетных специалистов о недостаточной музыкальной зрелости мог иметь какие-то основания. Однако замечание о том, что его репертуар является малоценным, показывает полное неуважение членов жюри к музыке народного стиля, поскольку перед комиссией балалаечник играл сочинения В. В. Андреева, А. Е. Варламова, а также «Уральскую плясовую» в обработке Б. С. Трояновского31. В послевоенные годы, работая в оркестре радиокомитета, балалаечник выступал и как солист, причём с немалым успехом. Также нередко в качестве солиста выступал другой участник оркестра—балалаечник А. А. Афонин.

К. А. Заболотский стремился привлекать к участию в оркестре радио наиболее талантливых участников оркестра Дворца пионеров. Так в состав коллектива радио стали попадать юноши 14-16 лет — так называемые «ученики оркестра», в т.ч. И. Л. Булахов, В. П. Минеев и В. Н. Тихонов. Впоследствии Минеев трудился в Москве, где успешно выступал как балалаечник и гитарист. И. Л. Булахов после учёбы в Москве некоторое время работал в Иркутске, а с 1967 г. много лет прожил в Краснодаре, где играл заметную роль в музыкальной жизни края как домрист-солист, дирижёр и педагог. В. Н. Тихонов стал известен как виолончелист и долгие годы играл в симфоническом оркестре Иркутской филар-

монии32.

Репертуар оркестра народных инструментов радио был обширен. Помимо огромного количества произведений, традиционно входящих в репертуар коллектива, исполнялось немало 83 сочинений иностранных классиков: Ж. Бизе, Б. Сметаны и др. Одним из наиболее значимых

30 На всесоюзный смотр // Советская молодёжь. 1939. 12 сентября. С. 4.

31 Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Л/д № 573. Л. 17.

32 Аудиозаписи воспоминаний В. Н. Тихонова (2009 г.) и И. Л. Булахова (2013 г.).

произведений, исполненных коллективом, стал концерт для домры с оркестром Н. П. Будашки-на33. Часто выступали с оркестром певцы радиокомитета, исполняя русские народные песни. Надо заметить, что иркутские авторы не раз писали музыку для народных коллективов. Одним из наиболее успешных произведений стало создание концерта для баяна с оркестром народных инструментов, написанное учеником Иркутского музыкального училища А. Л. Репниковым (воспитанником баянного класса М. С. Иванова). Есть информация, что вскоре после написания это сочинение исполнялось автором на Иркутском радио, причём в таком случае наиболее вероятно, что исполнялось оно с оркестром народных инструментов радиокомитета. Впоследствии Репников окончил Ленинградскую консерваторию, долгие годы успешно занимался педагогической деятельностью в Ленинграде и Петрозаводске, был широко известен как композитор.

В последние годы существования оркестра в качестве дирижёров с ним помимо Заболотского работали В. А. Патрушев и Г. О. Торикян. Также ещё с довоенного времени периодически за дирижёрский пульт вставал В. И. Чусов. Будучи в высшей степени разносторонним музыкантом, он одновременно был композитором, играл в симфоническом оркестре радио на гобое, а в оркестре народных инструментов на домре. Также он, по воспоминаниям И. Л. Булахова, был прекрасным гитаристом34.

Изучая документы, связанные с музыкальной жизнью Иркутска 1940-1950 гг., нельзя не отметить, что часто перед иркутской публикой выступали два баяниста-солиста—В. И. Логинов (радиокомитет) и Г. В. Воробьёв (филармония). Наряду с традиционными для репертуара баяниста произведениями, они исполняли произведения классиков: П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. Паганини, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе и др.

В 1953 г. музыкальные коллективы радиокомитета были распущены35, поэтому в течение 84 нескольких лет город не имел сильного оркестра народных инструментов. Тем не менее, музыканты-народники продолжали работать в городе. Ими были созданы небольшие народные коллек-

33 Там же.

34 Аудиозапись воспоминаний И. Л. Булахова (2013 г.).

35 Харкеевич И. Ю. Выдающиеся музыкальные деятели Иркутска: методические рекомендации. Иркутск, 1997. С. 41.

тивы в отдельных учебных заведениях Иркутска. Среди них выделялся оркестр, существовавший в Иркутском государственном университете. Им руководил М. С. Гезунгейт, а в последний год работы коллектива—студент историко-филологического факультета И. К. Петров. Примечательно, что в этом коллективе играл будущий драматург А. В. Вампилов. В период проведения Фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957 г.) фестивальные мероприятия проходили и в разных городах страны, в т.ч. и в Иркутске. За активное участие в данных мероприятиях университетский коллектив получил диплом фе-стиваля36. Впрочем, репертуар таких оркестров был невелик.

В конце 1950-х гг. высококвалифицированный оркестр, имевший обширный репертуар, был создан И. Л. Булаховым на базе музыкального отделения педучилища № 137, а в 1960 г. возник Городской любительский оркестр народных инструментов, руководить которым стал М. С. Гезунгейт38. Кроме того, при Иркутском музыкальном училище И. А. Соколовым был создан оркестр тембровых баянов, который существует и ныне, руководимый Н. М. Мочало-вым. Немного позднее в училище появились классы домры и балалайки. Таким образом, баянное отделение переросло в отделение народных инструментов39. Так, в 1960-х гг. начался новый этап в истории иркутского народного исполнительства, а, кроме того, стала интенсивно формироваться система профессионального обучения игре на народных музыкальных инструментах.

Приведённый материал отражает своеобразие истории развития профессиональной народной музыкальной культуры в Иркутске, одном из важнейших центров музыкальной культуры Сибири. Изложенные факты позволяют сделать вывод о том, что развитие это шло с различной степенью интенсивности, однако достаточно успешно, что определило появление таких музыкантов как А. Л. Репников, братья Калинские, В. П. Ми-неев, которые продолжали свою деятельность уже на всероссийском уровне отечественной исполнительской культуры.

36 Гезунгейт М. Я родом из республики детства. С. 4.

37 Аудиозапись воспоминаний И. Л. Булахова (2013 г.).

38 Гезунгейт М. Я родом из республики детства. С. 4.

39 Играй, оркестр (беседа К. Житова с домристом В. И. Кудрявцевым).

Список литературы

1. Аверин В. А. Балалаечное исполнительство в Сибири. Красноярск, 2014. 264 с.

2. Аверин В. А. Народно-инструментальная музыка в Красноярске с середины XVII до начала ХХ века // Музыкальная культура Красноярска: в 3-х т. Красноярск, 2009. Т. 1. С. 323-365.

3. Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Л/д № 573. Л. 17.

4. Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Л/д № 612. Л. 3, 5.

5. Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 1. Д. 2. Л. 30.

6. Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 1. Д. 6. Л. 42.

7. Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 2. Д. 2. Л. 51.

8. Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 2. Д. 7. Л. 196.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Архив ИГТРК. Ф. Иркутского радиокомитета. Оп. 2. Д. 13. Л. 72.

10. Аудиозаписи воспоминаний В. Н. Тихонова (2009 г.) и И. Л. Булахова (2013 г.).

11. ГАРФ. Ф. 5508. Оп. 3. Д. 13. Л. 19.

12. Гезунгейт М. С. Звуки музыки народной. Иркутск, 1992. 30 с.

13. Гезунгейт М. Я родом из республики детства // Восточно-Сибирская правда. 1995. 28 ноября. С. 4.

14. Играй, оркестр (беседа К. Житова с домристом В. И. Кудрявцевым) // Восточно-Сибирская правда. 1996. 6 мая. С. 5.

15. Колокольников И. Музыка в эфире // Восточно-Сибирская правда. 2014. 25 ноября. С. 8.

16. Материалы 1910-2014 гг. по истории народного исполнительства в Иркутске, хранящиеся у автора статьи.

17. Музыкальная культура Сибири: в 3-х т. Новосибирск, 1997. Т. 3. Кн. 1. 241 с.

18. На всесоюзный смотр // Советская молодёжь. 1939. 12 сентября. С. 4.

19. Сухиненко В. Иркутск музыкальный // Восточно-Сибирская правда. 1967. 30 мая. С. 4.

20. Харкеевич И. Ю. Выдающиеся музыкальные деятели Иркутска: методические рекомендации. Иркутск, 1997. 59 с.

21. Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987. 280 с.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF RuSSIAN NATIONAL MUSICAL CULTURE OF IRKUTSK IN1905-1960

Kolokolnikov Ivan Arsenyevich,

Postraduate student of the department of political science, history and regional studies of the historical faculty

Irkutsk state university, K. Marx Str. 1, Irkutsk 664003, Russia e-mail: [email protected]

Research is supported by the grant ISU № 091-15-233

Abstract

In this article the development of Russian national musical culture of Irkutsk in 1905-1960 is considered. First of all, it is important to note the intensive activity of the first orchestra of domras and balalaikas in the city. It is reasonable to assume that it was the first stationary orchestra of this type in Siberia. Besides, the orchestra of Irkutsk radio and certain employees of this collective played huge role in the promotion of a folk music in 1928-1953. Article is written on the basis of the work with materials of archives and libraries of Irkutsk and Moscow. Keywords

Music, national art, orchestra, Irkutsk.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.