Вклад врачей в развитие психологии в России
А.Н. АЛЕХИН, профессор Е.Е. МАЛКОВА, доцент Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
В статье показана роль естественно-научного направления в психиатрии в становлении медицинской психологии в России. Выделены ключевые фигуры в истории развития образования в области психологии. Отмечено влияние государственной поддержки и идеологической направленности на развитие психологической науки.
Ключевые слова: медицинская психология, история естественно-научного направления, психологическое образование.
Как заметил видный историк и теоретик психологии А.В. Петровский, «история русской психологии сложилась таким образом, что первые экспериментальные исследования осуществили не специалисты-психологи (они упорно держались за умозрительную философскую психологию), а врачи» [1, с. 20]. Впрочем, это правомерно для всей мировой психологии вообще. Ведь именно «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченова, изданные в 1863 г., и «Основания физиологической психологии» врача-физиолога В. Вундта (1874 г.) заложили основу научной психологии, а первая в мире официальная психологическая лаборатория, основанная им в 1879 г. в Лейпциге, стала «кузницей кадров» научной психологии.
В лаборатории В. Вундта проходили стажировку и русские врачи-психиатры, организовавшие первые психологические лаборатории и заложившие основы психологии в России. Первая такая экспериментальная лаборатория была создана в Казани в 1885 г. В.М. Бехтеревым при психиатрической клинике, а уже к середине 90-х гг. XIX столетия подобные лаборатории были организованы психиатрами почти во всех крупных городах России [2]. Одновременно с этим В.М. Бехтерев проводит работу об учреждении особой кафедры психологии в Военно-медицинской академии, в 1896 г. основывает журнал «Обозрение психиатрии, неврологии, экспериментальной психологии и гипнотизма», а в 1901 г. организует Русское общество нормальной и патологической психологии.
Стало привычным определять современное состояние психологии в её научном, профессиональном и образовательном аспектах как кризис. При этом нынешнее время, подобно минувшим эпохам революционных перемен, казалось бы, могло ознаменоваться появлением новых эффективных психологических концепций и основанных на них технологий работы с людьми. Тем более что нынешние организационные и технические возможности несопоставимы с теми, что были в распоряжении основателей научной психологии - И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, Л.С. Выготского, М.Я. Басова и других. Между тем всплеска научной активности в данной области сегодня не наблюдается...
Экскурс в историю становления психологии и психологического образования в России представляется полезным с точки зрения оценки современного состояния психологии, аналогично тому, как анамнестическое исследование представляет собой необходимый этап диагностики состояния больного.
Так случилось, что научная психология исторически формировалась на разных мировоззренческих основаниях:как философское размышление о душе человека и как попытка естественно-научного опредмечивания практики работы с людьми, в частности врачебной. По-разному складывались и судьбы этих двух направлений, они то пересекались, то радикально расходились.
Рассматривая психологию как науку о психической жизни вообще, В.М. Бехтерев считал, что она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная, общественная, военная психология, зоопсихология и патопсихология [3]. С именем В.М. Бехтерева связано и становление отечественной социальной психологии и психологии труда; под его непосредственным руководством развивается генетическая психология, центром которой позже становится Педагогический институт в Ленинграде [4].
Исторические факты свидетельствуют о том, что выделение психологии как независимой самостоятельной науки в конце XIX в. определялось, главным образом, потребностями практики (прежде всего -медицины и педагогики), выдвигавшей серьезные запросы к объяснению внутренних механизмов поведения человека.
В 1907 г. В.М. Бехтерев основал первый в мире Психоневрологический институт для «изучения мозга и его отправлений ». В состав профессоров и преподавателей института входили такие ученые, как Н.Е. Введенский, В.Л. Комаров, П.Ф. Лесгафт, П.А. Останков, Н.Н. Петров, Л.М. Пуссеп, Е.В. Тарле, А.А. Ухтомский и многие другие. В отличие от подобного рода зарубежных учреждений, Психоневрологический институт создавался не только как научно-исследовательское, но и как высшее учебное заведение - согласно принципу организации науки и высшего образования, заложенному еще Петром I в 1724 г. при учреждении Санкт-Петербургской Академии наук и Университета при ней. Целью института как высшего учебного заведения являлась подготовка юристов, педагогов и врачей, широко образованных в области естественных и общественных наук. Для этого был создан ряд смежных учреждений. Так, в 1907 г. организован Педологический институт, в 1908 г. - Криминологический, в 1909 г. - лаборатория экспериментальной психологии, в 1910 г. - нервно-хирургическая клиника, в 1911 г. - физио-
терапевтическая клиника, Противоалкогольный институт и др. Всего было учреждено 15 научно-учебных вспомогательных учреждений.
Психологии у В. Вундта обучались также и доктор В.М. Нарбут, опубликовавший после возвращения из-за границы книгу «Психологическая лаборатория клиники в Гиссене », и доктор Г.Е. Шумков, один из основателей военной психологии, впервые попытавшийся применить психологию в деле воспитания и подготовки войск. Учеником В. Вундта был и Д.Н. Узнадзе, который уже в 1918 г. создал в Тбилисском университете отделение психологии, кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии.
В Москве первая психологическая лаборатория была организована в 1887 г. выдающимся русским психиатром С.С. Корсаковым в клинике при медицинском факультете Московского университета. Этой лабораторией заведовал доктор А.А. То-карский, приват-доцент медицинского факультета, читавший новые для того времени курсы: «Физиологическая психология с упражнениями по психометрии» и «Терапевтическое применение гипнотизма». Под его редакцией выходили «Записки психологической лаборатории». Сам С.С. Корсаков считал, что только знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека, и всегда начинал чтение курса психиатрии с изложения основ психологии. Подобных традиций придерживались и последователи С.С. Корсакова - В.П. Сербский, В.А. Гиляровский и др.
Весомый вклад в развитие психологического образования внёс русский невропатолог, психиатр и психолог, профессор кафедры нервных болезней медицинского факультета Московского университета Г.И. Россо-лимо, который на собственные средства организовал в 1911 г. первый в стране Институт детской психологии и неврологии и передал его в дар университету. Широкую
известность в России и за рубежом получила его работа «Психологические профили. Метод количественного исследования психологических процессов в нормальном и патологическом состояниях» (1910).
Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский начинал свою деятельность в патопсихологической лаборатории на базе клиники им. С.С. Корсакова, в которой работали Г.В. Биренбаум, Б.В. Зейгарник и другие ученые, ставшие классиками отечественной и мировой психологии. Теоретические идеи Л.С. Выготского, получившие дальнейшее развитие в работах его учеников и сотрудников А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, ПЯ. Гальперина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, во многом определили пути становления психологической науки в СССР.
Практически одновременно с В.М. Бехтеревым в Киеве врач-психиатр И.А. Си-корский организовывает психологическую лабораторию [5], исследования которой были отражены в монографиях: «Значение мимики в диагностике помешательства» (1877), «Опыт объективного исследования состояний чувства (с кратким указанием на объективные признаки мысли и воли)» (1903), «Педагогическая психология» (1907), «Душа ребенка (с кратким описанием души животных и души взрослого человека, с 17-ю рисунками)» (1909), «Психологические основы воспитания и обучения» (1909), «Начатки психологии (с 20 фигурами в тексте)» (1909), «Даровитость и талантливость в свете объективного исследования (по данным психофизических коррелятивов)» (1912), «Психологическая борьба с самоубийством в юные годы» (1913), «Книга жизни. Психологическая хрестоматия для школы и для жизни» (1931). Труды И.А. Сикорского и поныне представляют большую ценность для научной психологии [6].
В Петербурге начинал свою деятельность и однокашник В.М. Бехтерева по Военно-медицинской академии, близкий его товарищ В.Ф. Чиж - первый из русских врачей-психиатров, применивший эксперимент в
своихклинико-психологических исследованиях и один из основоположников психологической теории личности и индивидуальности [7]. Он также стажировался в Психологическом институте В. Вундта в 1884 г. и по возвращении в Петербург в 1885 г. опубликовал монографию «Научная психология в Германии », в которой изложил историю немецкой психологии за столетие, вскрыл её естественно-научные корни, описал методики психометрии и психофизики. В.Ф. Чиж был активным участником первых международных конгрессов по психологии, составлял обзоры сочинений по психологии в психиатрических журналах и стал редактором первого русского издания «Физиологической психологии », основанного известным немецким психиатром и психологом Т. Цигеном. Вступив в должность главного врача больницы святого Пантелеймона в Петербурге, В.Ф. Чиж выписал из Лейпцига аппаратуру для психофизических и психометрических исследований. Результаты своих двадцатилетних теоретических разработок и лабораторных исследований В.Ф. Чиж обобщил в монографии «Методология диагноза», в трудах «Апперцептивные процессы у душевнобольных», «Нравственность душевнобольных», «Педология как искусство и как наука».
Значительный вклад в становление отечественной психологии внес и другой соратник В.М. Бехтерева - А.Ф. Лазурский. В
1897 г. он опубликовал первую теоретическую статью, в которой сформулированы задачи индивидуальной психологии и методы их изучения. Начав заниматься в созданной В.М. Бехтеревым лаборатории еще студентом, он после окончания академии с
1898 г. стал заведовать ею [8]. После основания в 1904 г. В.М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А.Ф. Лазурский становится редактором раздела экспериментальной психологии. Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание. Позже он был избран ученым секретарем Русского общества нормальной и патологической психологии, а также
почетным членом Московского общества экспериментальной психологии [9]. Будучи одним из основателей Психоневрологического института, А.Ф. Лазурский в 1909 г. организовал и возглавил психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте. А.Ф. Лазурский был одним из организаторов всероссийских съездов по психологии и педагогике. К 1910 г. он создал новое направление в изучении личности («метод естественного эксперимента»), выделил индивидуальную психологию как особую область исследований, создал основы научной характерологии и разработал классификацию личностей.
Весомый вклад в становление отечественной психологии внесли и ученики А.Ф. Лазурского, выполнившие в психологической лаборатории клиники душевных и нервных болезней академии свои диссертации: М.И. Аствацатуров («Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции»), А.В. Ильин («О процессах сосредоточения [внимания] у слабоумных душевнобольных») и др. Его ученик М.Я. Басов справедливо считается одной из ключевых фигур в создании психологии отношений и педагогической психологии [10].
Нельзя не отметить еще одну фигуру, способствовавшую становлению психологического образования в нашей стране, - это заведующий кафедрой психиатрии Военно-медицинской академии профессор А.С. Чи-стович. Его практическая врачебная деятельность всегда была неразрывно связана с научной и педагогической работой. Он много занимался в Павловской психиатрической клинике и был активным участником клинических Павловских сред. С 1938 г. А.С. Чистович руководил крупнейшими кафедрами и научно-исследовательскими коллективами, а с 1960 г. читал курс по психопатологии детского возраста на дефектологическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена.
Очевидные успехи молодой тогда ещё науки в практике строительства нового общества послужили основанием для государственной опеки создаваемых институтов. Показательным является тот факт, что уже в 1918 г. принимаются решения о создании Института по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде и кафедры психологии и лаборатории экспериментальной психологии при Тбилисском университете. В 1919 г. открываются экспериментально-психологическая и рефлексологическая лаборатории на базе созданного В.М. Бехтеревым Патолого-рефлексо-логического института. В 1920 г. начинается обучение на Московских высших научно-педагогических курсах, готовящих специалистов в области педагогики и психологии. В1921 г. организован Московский научно-педагогический институт детской дефективности, имевший факультет психической дефективности; открыт педагогический факультет во втором Московском государственном университете, включавший отделение педологии; при Академии социального воспитания учреждается психолого-педагогическая лаборатория и одновременно здесь же разрабатываются проекты создания психологической лаборатории на правах НИИ. В том же 1921 г. принимается специальное постановление Совнаркома о помощи лаборатории, возглавляемой И.П. Павловым, и т.д.
Однако именно с конца 20-х гг. разворачивается работа официальных идеологов по фильтрации психологического знания. Эта деятельность велась в форме научных дискуссий, но с ярко выраженной идеологической направленностью. Концепции В.М. Бехтерева, М.Я. Басова, В.Н. Мясище-ва стали предметом критики. В результате исключенными из научного оборота оказались в первую очередь мировоззренческие основы концепций, а сохраненными - вырванные из методологического контекста частные фрагменты, отдельные наблюдения и мысли.
31 августа 1922 г. в печати появляется
сообщение о высылке из страны наиболее активных «контрреволюционных элементов» из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов. В их числе были и известные ученые идеалистического направления, занимавшиеся психологической проблематикой (С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, Л.М. Лопатин, П. Сорокин, Б.П. Вышеславцев и др.). Выдворение из страны известных ученых, составлявших цвет русской интеллигенции, нанесло мощный удар по науке, приведя к разрыву преемственности в развитии культурных процессов.
Начиная с 1923 г. не только в журнале «Под знаменем марксизма», но и в других марксистских журналах («Спутниккоммуниста», «Большевик», «Октябрь мысли», «Вестник коммунистической академии») печатаются статьи, посвященные марксистскому обоснованию основных проблем психологии. Последовавшие репрессии коснулись многих психологов и выразились не только в отлучении их от научной деятельности, но и в административных санкциях, включая аресты и ссылки (А. Нечаев, С.Г. Геллерштейн, Д.Н. Рейтынбарг и др.).
После периода относительного забвения в 60-х гг. ХХ в. началось оформление психологии в качестве самостоятельной профессиональной деятельности и специальности высшего профессионального образования. На I (1959 г.) и II (1963 г.) съездах Общества психологов и IV (1963 г.) съезде Общества невропатологов и психиатров был представлен ряд докладов, свидетельствовавших о важности психологических исследований для диагностики и лечения психических, неврологических и соматическихзаболеваний (Б.В. Зейгарник, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, В.Н. Мяси-щев, К.К. Платонов и др.). В 1962 г. по инициативе В.Н. Мясищева организована Проблемная комиссия «Медицинская психология » при АМН СССР, которой он руководил до 1973 г. В 1976 г. создается аналогичная проблемная комиссия при Минздраве СССР. Обе комиссии действуют по настоя-
щее время на базе психологической лаборатории НИПНИ им. В.М. Бехтерева, координируя НИР и организационные мероприятия в стране.
Кроме того, в 1966 г. в двух ведущих университетах (МГУ и ЛГУ) создаются факультеты психологии, на базе которых начинает осуществляться подготовка профессиональных психологов, и с 1968 г.психология включена в перечень научных специальностей. В Военно-медицинской академии преподавание медицинской психологии началось на кафедре психиатрии во второй половине 1960-х гг. Первым руководителем этого курса был А.Л. Зюбан, а в 1974 г. О.Н. Кузнецовым была создана лаборатория медицинской психологии. Именно О.Н. Кузнецов с В.И. Лебедевым стояли у истоков советской космонавтики и осуществляли в 1960-е гг. медико-психологическое обеспечение первых полётов человека в космос. В военно-медицинской академии были разработаны основы медико-психологического обеспечения войск, деятельности военнослужащих в экстремальных ситуациях, вопросы психогигиены, психопрофилактики, психологических аспектов обитаемости военных объектов, военной эргономики.
Конечно, приводимая здесь траектория развития психологического образования в России намечена лишь пунктиром. Но и такое конспективное освещение позволяет усмотреть очевидную закономерность. Наука и профессия развиваются и поддерживаются обществом тогда, когда они ставят перед собой и решают актуальные для общества задачи практики, в случае психологии - это задачи научного обеспечения гармоничного развития личности, профилактики различного рода психических нарушений и заболеваний, реабилитации больных. Всякий раз, когда наука теряет из виду эти задачи в угоду политической конъюнктуре, она теряет себя. Вероятно, этим объясняется некритичный импорт зарубежных психологических мифов, заполнивших освободившееся после советской психологи-
ческой науки пространство психологических теорий и практик. К сожалению, и нынешняя психология в России не освободилась от ангажированности идеологией: ещё недавно она провозглашала своей целью рост и развитие личности, сейчас на слуху уже другие задачи.
Литература
1. Петровский А.В. История советской пси-
хологии. М.: Просвещение, 1967. 367 с.
2. Ломов Б.Ф. Начало развития эксперимен-
тальной психологии в России // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 3. С. 18-25.
3. Нуреев И.Т. Вклад Владимира Михайловича
Бехтерева в развитие отечественной психологической науки // Бехтеревские чтения на Вятской земле: Материалы всероссийской конференции с международным участием. М.- Киров, 2005. Ч. 2. С. 103-111.
4. Багаев В.И, ЗлоказоваМ.В, Новоселов А.Ю,
Плехова О.С. Владимир Михайлович Бехтерев - выдающийся ученый ХХ века // Бехтеревские чтения в Елабуге: Материалы международной научной конференции. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. С. 36-44.
5. Рохлин Л.Л. Жизнь и творчество выдаю-
щегося русского психиатра В.Х. Кандинского. М.: Медицина, 1975. 296 с.
6. Шерешевский А.М. Иван Алексеевич Си-
корский (К 150-летию со дня рождения) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии / Санкт-Петербургский НИ психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 1992. № 2. С.78-80.
7. Журавель В.А. Владимир Федорович Чиж
как психолог (1855-1922): малоизвестные страницы жизни и научного творчества (к 150-летию со дня рождения. Ч. 1) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии / Санкт-Петербургский НИ психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева . 2005. № 1 . С. 27-29.
8. Лазурский А.Ф. Современное состояние
индивидуальной психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии / Санкт-Петербургский НИ психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. 1897. № 5. С. 351-357.
9. Журавель В.А. Роль А.Ф. Лазурского в со-
здании отечественной психологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. Корсакова. 1977. Т. 77. Вып. 6. С. 920-923.
10. Акименко М.А, Шерешевский А.М. История института имени В.М. Бехтерева на документальных материалах. СПб.: Изд. Ин-та им. В.М. Бехтерева, 2000. Ч. 2. 296 с.
ALYOHIN A., MALKOVA E. THE CONTRIBUTION OF PHISICIANS IN DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE AND FORMATION OF MEDICAL PSYCHOLOGY IN RUSSIA
This article shows the role of the famous physicians in the development of medical psychology in Russia. The selected key figures in the history of the development of psychology education are presented.
Keywords: medical psychology, history of natural-scientific direction, psychological education.
g