Научная статья на тему 'Календарь памятных психологических дат: 2007'

Календарь памятных психологических дат: 2007 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Календарь памятных психологических дат: 2007»

Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, №3. С. 141-148.

Календарь памятных психологических дат:

2007

А.Н. ЖДАН

Ждан Антонина Николаевна — член-корреспондент РАО, доктор психологческих наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Специалист в области истории психологии. Автор первого отечественного учебника по истории психологии «История психологии. От античности до наших дней» (6-е издание, 2005, в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета), программ, учебных пособий, статей по истории психологии. Контакты: [email protected]

175

лет исполнилось со дня рождения Вильгельма Вундта (16.08. 1832 — 31.08. 1920), патриарха в поколении основателей психологии, которого можно назвать первым психологом в ряду философов и ученых, занимавшихся психологическими проблемами и способствовавших ее выделению в самостоятельную дисциплину. Он создал в Лейпциге первую психологическую лабораторию (1879), на базе которой через 2 года открылся Психологический институт для проведения исследований и подготовки кадров, по образцу которого многочисленные ученики и стажеры В. Вундта в разных странах Европы и Америки создавали собственные лаборатории. Он основал научное психологическое сообщество.

Его программа психологии как науки состояла из двух систем — физиологической психологии и психологии народов. Она включала широкий круг фундаментальных проблем: соотношение психологии и философии; соотношение психологии и естествознания; соотношение психологии и культуры; требования к самонаблюдению в психологических исследованиях; сущность, возможности и границы экспериментального метода в психологии; психологический анализ проявлений духовной жизни человечества как метод исследования высших психических процессов; соотношение фундаментальной и прикладной науки; общие законы душевной жизни и психология как наука об этих законах; принципы классификации

психических явлений; исследование физиологических основ психики и идея физиологического редукционизма; сознание как психологическая проблема; проблема души в психологии и др. Уже простой перечень проблем, которые остаются актуальными в современной науке, позволяет утверждать, что В. Вундт определил будущее психологии. Его опыт решения этих проблем в свое время послужил отправной точкой для созидательной работы его современников. В методологических спорах В. Вундта с Дж. Маккин Кеттел-лом, О. Кюльпе, К. Бюлером, У. Джемсом происходило становление психологии индивидуальных различий, началось движение за практически ориентированную прикладную психологию, возникла экспериментальная психология мышления. В оппозиции вундтовскому элементаризму развивались психологические воззрения У. Джемса. В дискуссиях с В. Вундтом создавалась психология акта Ф. Брентано, возник и развивался американский функциолизм. Критикуя или даже отрицая идеи Вундта, они опирались на них.

В русской психологии труды В. Вундта всегда были предметом пристального внимания и изучения. Он был почетным членом Москов-

ского психологического общества. В письме В. Вундту с извещением об избрании его почетным членом председатель Общества Н.Я. Грот писал, что это избрание объясняется не только его крупными заслугами, но и влиянием на российскую науку. Стажерами В. Вундта были такие известные русские ученые, как В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, Н.Н. Ланге и др. Г.И. Челпанов, основатель Московского психологического института, посетил В. Вундта и использовал его опыт при организации института в Москве. При постановке преподавания экспериментальной психологии Г.И. Челпанов, как до него основатель курса экспериментальной психологии и лаборатории экспериментальной психологии в Московском университете А.А. Токарский, был сторонником методов Вундта. Критикуя этнологические труды В. Вундта, Г.Г. Шпет развивал собственные идеи этнической психологии.

Библиография опубликованных работ В. Вундта содержит более 500 наименований; перечень различных курсов, которые он читал с 1857 до 1917 г., включает десятки названий; в списке его студентов, число которых более 24 000 человек, такие крупные ученые, как Э. Крепелин, Г. Мюнстер-берг, О. Кюльпе, Дж. Маккин Кеттелл, Г. Ст. Холл, Э. Титченер, Л. Уитмер.

150

лет со дня рождения А. Бине (09.07.1857 — 18.10.1911) — французского психолога, основателя экспериментальной психологии во Франции, одного из плеяды пионеров дифференциальной психологии.

Родился в Ницце. Юрист по образованию, но в своей профессиональной деятельности отошел от этой области, обратившись к экспериментальным исследованиям в естественных науках. За работы по изучению

нервной системы насекомых получил степень доктора естественных наук (1894). Переключившись на психологию, следовал традициям французской психологической науки. Первая работа А. Бине («Психология умозаключения», 1886) свидетельствует главным образом о влиянии И. Тэна. В 1880-е годы в течение 8 лет работал в клинике Сальпетриер под руководством Ж.М. Шарко. Опубликовал работы по проблемам животного магнетизма (1887), изменениям личности (1892) и др. С 1892 г. работал в лаборатории физиологической психологии в Сорбонне, созданной и руководимой физиологом Ф. Бони. После отставки Ф. Бони (1894) стал руководителем этой лаборатории и оставался на этом посту до конца жизни. Основал первый психологическийо журнала во Франции «Психологический ежегодник» (1894), был его первым редактором, основал также журнал «Бюллетень Свободного общества по изучению детской психологии». В 1894 г. опубликовал (в соавторстве) «Введение в экспериментальную психологию». К этому времени был известен благодаря своим разнообразным исследованиям (посвященным галлюцинациям, гипнотизму, зрительным иллюзиям, тактильной чувствительности и мн. др.).

Проблемой, которая захватила А. Бине, стало изучение людей с ярко выраженными особенностями — душевнобольных, одаренных (шахматистов, играющих в шахматы вслепую, выдающихся счетчиков). Признавал факт развития интеллектуальных способностей в детском возрасте и пытался измерить изменения в развитии ума лабораторными методами. В сотрудничестве с В. Анри, учени-

ком О. Кюльпе, предпринял серию исследований психики ребенка (на школьниках Парижа), особенно памяти (1894-1898). В отличие от В. Вундта считал, что с помощью метода эксперимента можно изучать высшие психические процессы, прежде всего мышление и интеллект. Был сторонником индивидуальной психологии («Индивидуальная психология», 1896). А. Бине ставил эксперименты и наблюдал за развитием и мыслительными процессами двух своих дочерей, описание этой работы составило книгу «Экспериментальное изучение интеллекта» (1903). В 1899 г. он познакомился с врачом Т. Симоном и все последующие годы сотрудничал с ним. Высокий авторитет А. Бине как исследователя в области детской психологии позволил ему возглавить правительственную комиссию, созданную Министерством просвещения для разработки средств выявления умственно отсталых детей. Решением проблемы явился разработанный А. Бине совместно с Т. Симоном психологический тест «Метрическая шкала интеллекта» (1905, переработанные варианты — 1908 и 1911). Тест явился результатом проведенных А. Бине многолетних экспериментальных исследований памяти, внимания, воображения и интеллекта у детей. С его помощью впервые осуществлялось измерение именно интеллекта по таким его проявлениям, как понимание, суждение, память. Метод А. Бине отличался от метода пионеров ментального тестирования — Ф. Гальтона и Дж. Макки-на Кеттелла, которые пользовались для этого исследованиями сенсорных способностей (восприимчивость органов чувств, скорость реакции и

т. п.). Тест принес А. Бине мировую известность и стал использоваться во всем мире. Его вариант, модифицированный в США Л. Терменом, получил название шкала Стэнфорд-Бине по названию Стэнфордского университета, где Л. Термен был деканом психологического факультета. В России применение разработанной А. Бине методики исследования умственного развития осуществила в 1920-е годы А.М. Шуберт (1881-1972).

В итоговом труде «Современные идеи о детях» (1911), используя мно-

голетний опыт исследовательской работы в области детской психологии, А. Бине определил задачи научной организации процесса обучения, направленного на развитие интеллекта, памяти и личности ребенка, укрепление его здоровья, ума и характера; в этом процессе ребенок принимает активное участие.

Преемником А. Бине по журналу «Психологический ежегодник» и по лаборатории физиологической психологии в Сорбонне стал А. Пьерон (1881-1964).

50

лет со дня основания Общества психологов СССР. В 1957 г. по предложению Президиума Академии педагогических наук РСФСР при Академии было создано Общество психологов (с 1966 г. — Общество психологов СССР, с 1977 г. оно перешло в систему АН СССР) — научно-общественная организация, объединяющая научные силы в области психологии и смежных дисциплин. В состав оргкомитета вошли А.А. Смирнов (председатель),

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов (заместитель председателя), М.В. Соколов (ученый секретарь), Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, Л.В. Занков, К.Н. Корнилов, Г.С. Ко-стюк, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская,

B.Н. Мясищев, П.А. Шеварев. Одновременно для организации работы на местах стали создаваться городские, зональные и республиканские отделения, руководство деятельностью которых осуществлялось Обществом психологов.

Первым президентом Общества был А.А. Смирнов (1957-1963).

В последующем президентами были: А.Н. Леонтьев (1963-1968), Б.Ф. Ломов (1968-1983), А.М. Матюшкин (1983-1987), Е.В. Шорохова (1987-1989). После 1989 г. Общество фактически прекратило свое существование.

Деятельность Общества психологов, созданного в целях развития советской психологической науки, была направлена на объединение ученых, работающих в различных городах страны, налаживание широкого обмена научной информацией и опытом научно-исследовательской работы по вопросам психологии и внедрению достижений психологической науки в практику, на осуществление связей с научными обществами и учреждениями СССР и других стран, а также для пропаганды психологических знаний, совершенствования преподавания психологии, оказания помощи членам общества в повышении их квалификации и содействия изданию их трудов.

Общество психологов осуществляло организацию и проведение конференций, съездов, совещаний для обсуждения научных и организационных вопросов, связанных с задачами Общества. Высшим органом Общества в его уставе определялся съезд, который избирал центральный совет и ревизионную комиссию. Периодичность съездов — один раз в 4-5 лет. Центральный совет избирал из своего состава президиум.

Состоялись 7 съездов Общества психологов: 1-й — в 1959 г. в Москве; 2-й — в 1963 г. в Ленинграде; 3-й — в 1968 г. в Киеве; 4-й — в 1971 г. в Тбилиси; 5-й — в 1977 г. в Москве; 6-й — в 1983 г. в Москве; 7-й (последний) — в 1989 г. в Москве. Материалы съездов отражают достижения и важнейшие тенденции развития советской психологической науки в различных ее областях. На съездах, наряду с многочисленными сообщениями о конкретных исследованиях, существенное место занимали доклады по проблемам методологии и теории психологической науки. Звучало требование преодолеть эмпиризм экспериментальных и прикладных исследований, добиваться органичного единства методологии, теории, эксперимента и методических разработок прикладных исследований. От съезда к съезду возрастало внимание к обсуждению проблем практической психологии, ее научных основ, реального использования результатов психологических работ в различных областях общественной практики. Однако важнейшая задача, поставленная перед психологическим сообществом — организация эффективного участия ученых в практике хозяйственного и культурного строитель-

ства советского государства,— решалась неудовлетворительно. Принципиального изменения требовала координация усилий по улучшению качества подготовки кадров для работы в различных областях науки и общественной практики. В резолюции 7-го съезда «О мерах по усилению роли науки в обновлении социалистического общества» констатировалось серьезное отставание психологической науки от запросов общества, которое вступило в сложный период революционных изменений в социально-экономической, политической и духовной жизни в направлении демократизации, гуманизации, глубокой перестройки во всех областях. Фактом стало и то, что вместо одного или немногих центров психологической работы стали возникать такие объединения психологов, как Международная академия психологических наук с центром в Ярославле, Международная академия акмеоло-гических наук с центром в Санкт-Петербурге и др. По этим причинам Общество психологов, заслуги которого в развитии отечественной психологии и в деле консолидации ее научных сил несомненны, перестало выполнять интегративную функцию в профессиональном психологическом сообществе и прекратило свое существование.

В ноябре 1994 г. была учреждена новая научно-общественная организация — Российское психологическое общество (РПО) — сообщество психологов России (по существу, наследник Общества психологов), которое продолжает действовать и в настоящее время. В сентябре этого года в Ростове-на-Дону состоялся 4-й съезд РПО.

Тройной юбилей Санкт-Петербургской психологической школы

150

лет со дня рождения В.М. Бехтерева (1.02.1857 — 24.12.1927) — психолога, невропатолога, психиатра, физиолога, основателя Санкт-Петербургской психологической школы.

Родился в местечке Сорали Вятской губернии. Окончил Петербургскую медико-хирургическую академию (1878). Стажировался в научных учреждениях Германии, Франции, Австрии (1884-1885). С 1885 г. профессор Казанского университета. Создал здесь первую в России психофизиологическую лабораторию, нацеленную на комплексное исследование человека, прежде всего анатомии, физиологии, гистологии, микрохимии, нервной системы, а также психических функций (1885); организовал Общество невропатологов и пси-хиаторов, также ориентированное на комплексное изучение человеческой личности. С 1893 г. его деятельность протекала в Петербурге: до 1913 г. возглавлял клинику душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии. После этого его научно-исследовательская, научно-организационная и педагогическая деятельность приобрела грандиозные масштабы. Был создан ряд учреждений: институтов (Психоневрологический, Противоалкогольный, Педологический, Институт по изучению мозга, Детский обследовательский институт и др.), клиник, лабораторий, научных обществ (Общество психиатров и психоневрологов, Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации

труда), журналов («Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии и гипнотизма»; «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», «Вопросы психофизиологии и рефлексологии труда» и др.).

Исследователь-энциклопедист, в своей работе он стремился интегрировать достижения многих наук. Стал инициатором междисциплинарных исследований, которые привели к образованию психоневрологии как новой науки, интегрирующей достижения психиатрии, неврологии, психологии и других областей научного знания. Он заложил основы комплексного подхода к изучению личности и психологии в целом. Его психологические взгляды развивались от современной ему экспериментальной психологии сознания к собственному учению. Ядром психологических воззрений В.М. Бехтерева были идеи объективного комплексного подхода. В ходе исследований они наполнялись конкретным содержанием, претерпевали существенные преобразования, последовательность которых отразилась в названиях, под которыми учение В.М. Бехтерева вошло в науку: объективная психология (до 1904.), психорефлексология (с 1907 г.), рефлексология (с 1917 г.).

Фундаментальные труды В.М. Бехтерева получили известность во всем мире. Созданная им и известная как Петербургская научная школа получила развитие в деятельности его

учеников и соратников, среди кото- А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, рых такие известные психологи, как В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев.

100

лет назад В.М. Бехтеревым в Петербурге был основан Психоневрологический институт как научно-исследовательское и высшее учебно-образовательное учреждение. Создан на частные пожертвования. На заседании Совета института 20.09.1907 г. В.М. Бехтерев был единогласно избран его президентом. Структура института включала лаборатории (психологическая, рефлексологическая); институты (Педологический, Криминологический, Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма); нервно-хирургическую и клинику нервных и душевных болезней, вспомогательную школу для нервнобольных и слабоумных детей. В институте работали лучшие научные силы России: филолог А. Бодуэн де Куртене, зоопсихолог В.А. Вагнер, физиологи Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, патопсихолог А.В. Гервер, юрист-криминолог М.А. Гернет, дефектолог А.С. Грибоедов, философ С.О. Грузен-

берг, филолог, поэт Вяч. И. Иванов, литературовед Д.Ф. Овсянико-Куликов-ский, педагог и психолог П.Ф. Капте-рев, историк Н.И. Кареев, психологи А.А. Крогиус, А.Ф. Лазурский, К.И. Поварнин, философы Н.О. Лос-ский, Э.Л. Радлов, С.Л. Франк, филолог Л.В. Щерба, историк Е.В. Тарле, социологи Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин, историк и правовед М.А. Рейснер, другие известные русские ученые.

После 1918 г. институт принят на государственное финансирование и преобразован в ряд учреждений. Среди них Институт по изучению мозга (1918), Психоневрологическая академия (1922) и др. За годы существования института в нем были подготовлены несколько тысяч специалистов, среди которых известные психологи М.Я. Басов, В.Н. Мяси-щев, А.В. Ярмоленко.

В настоящее время это Санкт-Петербургский Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.

100

лет со дня рождения Б.Г. Ананьева (14.08.1907 — 18.05.1972) — психолога, создателя Ленинградской психологической школы, унаследовавшей традиции школы В.М. Бехтерева.

Родился во Владикавказе. Здесь окончил Горский педагогический институт (1928). С 1929 г. работал в Ленинграде: в Институте мозга

(1929-1942, с 1937 г. — заведующий сектором психологии); Ленинградском университете (1943-1972, с 1944 г. — заведующий кафедрой и отделением психологии философского факультета, 1967-1972 — декан факультета психологии); в НИИ педагогики АПН РСФСР (1945-1951 — заведующий сектором педагогической

психологии, 1951-1960 — директор института).

Б.Г. Ананьев — специалист в области общей, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Методологические принципы — отражения, антропологический, развития, единства сознания и деятельности — и комплексный подход пронизывают все разделы концепции Б.Г.Ананьева — учения о психических процессах, формах индивидуального развития. Основанная на этих принципах теория индивидуального психического развития получила название онтопсихологии — дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленной на изучение целостного жизненного пути человека как индивида и личности. Проблема развития лич-

ности в зрелом возрасте составила содержание акмеологии. Продолжая традиции В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьев проводил комплексные исследования человека, в структуре которого выделял 4 группы свойств, находящихся в иерархическом отношении друг к другу: свойства индивида (человек как психофизиологический организм), свойства личности (человек как общественное существо), свойства субъекта (человек как познающее и сознательно действующее существо), свойства индивидуальности (результат интеграции всех индивидных, личностных и субъектных свойств). Идея комплексных междисциплинарных исследований, которую Б.Г. Ананьев оценивал как перспективную и эффективную форму научной деятельности, созвучна интегративным тенденциям современной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.