Научная статья на тему 'Вклад ректора Александра Дмитриевича Викторова в развитие Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики'

Вклад ректора Александра Дмитриевича Викторова в развитие Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубашев Евгений Александрович

С 2008 года А.Д. Викторов исполнял обязанности ректора в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики. За эти годы он внес огромный, неоценимый вклад в развитие университета. Он сумел превратить вуз в университет нового типа, охватывающий широчайший спектр направлений подготовки кадров для сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION BY RECTOR A.D. VIKTOROV TO DEVELOPMENT OF SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF SERVICE AND ECONOMY

Since 2008 A.D. Viktorov had the Rector’s position at Saint-Petersburg State University of Service and Economy. For these years he made the big and inestimable contribution to university development. He could transform the university in new type university of higher education. The university started to include great number of areas in training of staff for service industries.

Текст научной работы на тему «Вклад ректора Александра Дмитриевича Викторова в развитие Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики»

Александр Дмитриевич Викторов (1951-2012)

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (2008-2012), доктор экономических наук, профессор.

Александр Дмитриевич Викторов родился 27 июня 1951 года в г. Юрьевец Ивановской области. Окончил Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина) по специальности «Радиооборудование кораблей».

С 1974 по 1998 гг. — после окончания ЛЭТИ Александр Дмитриевич остался работать на кафедре и еще четверть века посвятил родному вузу: прошел путь от ассистента до профессора, заведу ющего кафедрой и проректора по нау чной работе, защитил кандидатску ю, докторскую диссертации. Под его руководством были выполнены крупные НИР по разработке систем радиоразведки сложномодулированных сигналов. В качестве проректора по научной работе в течение 10 лет он определял направленность исследовательских работ такого ведущего в городе и стране технического вуза как ЛЭТИ.

Руководил созданием одного из первых в стране вузовских технопарков — Технологического парка Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». Руководил программами «Транс-ферные технологии, комплексы и оборудование», «Радиоэлектронные системы прогнозирования чрезвычайных ситуаций» Министерства образования Российской Федерации.

Работа командиром студенческих строительных отрядов стала одним из самых памятных и интересных периодов жизни для Александра Дмитриевича.

В 2001-2008 гг. в должности Председателя Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А. Д. Викторов реализовывал важнейшие государственные задачи по развитию системы высшего профессионального образования.

С 2008 г. являлся ректором Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. В 2011 г. избран первым заместителем председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга.

Много времени и сил Александр Дмитриевич отдавал и организации науки: являлся заместителем председателя Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга, организатором журналов «Инновации», «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии», «Технико-технологические проблемы сервиса», включенных в перечень ВАК.

А. Д. Викторов — автор 136 научных работ, в том числе свыше 10 монографий, авторских свидетельств и патентов.

За успехи в профессиональной деятельности удостоен многочисленных правительственных наград, в том числе медалей «За трудовую доблесть» (в 1974 и 1986 гг.). А. Д. Викторов — Почетный работник высшего профессионального образования, лауреат Премий Правительства Российской Федерации в области образования 2003 и 2008 гг. и лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования за 2011 г.

Вклад ректора СПбГУСЭ Александра Дмитриевича Викторова в развитие Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

2008 г. — начало нового этапа в жизни университета сервиса и экономики

11 ноября 2008 г. на конференции трудового коллектива ректором Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики единогласно был избран Александр Дмитриевич Викторов.

Опытный организатор, в течение семи лет возглавлявший Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Александр Дмитриевич не понаслышке знал и понимал проблемы высшей школы и умел находить верные пути решения. С присущей ему энергией, целеустремленностью новый ректор включился в работу, которую он начал с наведения порядка в экономической и финансовой деятельности вуза.

В результате уровень внебюджетных доходов только за один год вырос на 400 млн руб. За счет этих денег были повышены зарплаты преподавателям, закуплено новое оборудование, за пятнадцать месяцев была запущена и реализована программа ремонта всех зданий вуза, находящихся в федеральной собственности, отремонтировано 17,5 тыс. м2 площадей учебных корпусов. До прихода Александра Дмитриевича в СПбГУСЭ в университете наблюдалась очевидная нехватка учебных площадей, поэтому в 2010 г. СПбГУСЭ приобрел в собственность здание, в котором разместились два института. В 2011 г. приказом Минобрнауки РФ в состав университета вошли в качестве структурных подразделений техникум пищевой промышленности и колледж «Станкоэлектрон».

со

о

со

со

<

со О

со

о

со

со

<

со

о

Миссия СПбГУСЭ — технологическое и кадровое обеспечение сферы сервиса

Умение ставить и решать масштабные задачи всегда отличало Александра Дмитриевича, на каких бы ответственных постах он ни работал. Обладая поистине государственным мышлением, он всегда действовал исключительно в интересах города и своей страны.

Возглавив вуз, основным направлением которого является подготовка кадров для сферы сервиса, он во главу угла поставил инновационный вектор развития научной и образовательной деятельности, понимая, что без этого невозможно создать современный университет, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных российской экономикой и современным обществом.

Приоритетным направлением для университета стало технологическое и кадровое обеспечение сферы сервиса как одной из наиболее востребованных и перспективных сфер российского и мирового рынка труда.

Вопреки стереотипам «ненавязчивого советского сервиса», ректор рассматривал сферу услуг как исключительно социально значимую, наукоемкую и кризисоустойчивую область экономики. По мнению Александра Дмитриевича, в условиях модернизации российской экономики роль сферы сервиса в совокупном ВВП неуклонно возрастает. В развитых странах в этой отрасли занято от 40 до 60% трудоспособного населения. Один только перечень услуг, приведенный в Общероссийском классификаторе услуг населению, показывает, насколько важны для сервиса современные инновационные технологии. По его глубокому убеждению сфера услуг в нашей стране, как и во всем мире, должна стать высокотехнологичной областью и войти в число приоритетных направлений модернизации страны. И эту свою позицию он постоянно отстаивал на мероприятиях самого высокого уровня: выступая с докладами на заседаниях Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН; Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга РАН; на заседании отделения экономики и управления инженерной деятельностью Санкт-Петербургской инженерной академии; ежегодно представляя социальные отчеты Законодательному собранию Санкт-Петербурга; выступая на различных международных научных форумах и конференциях.

За годы работы Александра Дмитриевича в должности ректора по его инициативе СПбГУСЭ стал организатором крупных научных мероприятий международного уровня: Международных форумов «Инновационные технологии в сервисе» и «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и организаций».

Под руководством Александра Дмитриевича в СПбГУСЭ была разработана программа развития университета на период до 2019 г., в которой были определены ключевые этапы развития вуза, включающие: • создание малых инновационных предприятий совместно с научными учреждениями и организациями бизнеса и формирование инновационного пояса

сферы услуг в регионе размещения университета и его филиалов для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза; создание новых рабочих мест в малых инновационных предприятиях;

создание наукоемкой продукции для сферы сервиса и социальной сферы Российской Федерации; совершенствование деятельности научно-исследовательских лабораторий; оснащение уникальным современным оборудованием;

повышение научной и публикационной активности профессорско-преподавательского состава университета.

Основным инструментом реализации программы стало создание и развитие научно-образовательных центров, построенных в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению и другими услугами, оказываемыми в различных отраслях.

В 2011 г. СПбГУСЭ представил программу стратегического развития на конкурс поддержки программ стратегического развития вузов, проводимого Министерством образования и науки РФ, и стал победителем.

Консорциум вузов сервиса — образовательный тренд будущего

Поиск путей наиболее эффективного сотрудничества в области науки и образования с вузами, ведущими подготовку специалистов для сферы сервиса, Александр Дмитриевич считал одной из важнейших задач, стоящих перед вузом.

В 2009 г. СПбГУСЭ стал инициатором создания и возглавил Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса России.

Форма Консорциума была выбрана не случайно: именно в формате Консорциума, то есть, добровольного и равноправного объединения образовательных учреждений в сфере сервиса, возможно наиболее эффективное сетевое взаимодействие в области науки, образования и инновации. Выборным представительным органом, предназначенным для рассмотрения основных вопросов деятельности Консорциума является Объединенный Ученый совет Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. Основная цель создания образовательного комплекса нового типа на основе сетевого взаимодействия состоит в повышении качества подготовки кадров для сферы сервиса. Структура организации и содержание подготовки специалистов в рамках Консорциума носит сетевой характер. В рамках созданной и активно развиваемой сети реализована студенческая и преподавательская мобильность, широко используются дистанционные методы обучения и электронные образовательные ресурсы. Данная современная многоуровневая научно-образовательная структура, в числе прочих задач, призвана обеспечить научно-инновационное сопровождение сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и

технологического потенциала организаций — членов Консорциума.

В настоящее время в составе Консорциума 13 российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса, в том числе 7 специализированных сервисных вузов. Консорциум объединяет вузы, в которых обучаются 165 тыс. студентов и работают более 7 тыс. преподавателей. География участников — от Махачкалы до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. Таким образом, Консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы — XXVII Летняя Универсиада 2013 г. в Казани, XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи и многие другие. При участии специалистов и волонтеров из вузов Консорциума в сентябре 2012 г. уже проведен Саммит АТЭС во Владивостоке.

Для студентов вузов, вошедших в состав Консорциума, такое объединение открыло по-настоящему уникальные возможности обучения и прохождения практик, для магистрантов, аспирантов и преподавателей — возможности полной реализации принципа академической мобильности в российском масштабе. Сегодня процесс интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала российских сервисных вузов набирает обороты, и есть основания полагать, что уже в самом ближайшем будущем этот труд принесет свои плоды в виде качественного прорыва в развитии сферы сервиса нашей страны.

СПбГУСЭ на пути инновационного развития

В должности ректора Александр Дмитриевич, несомненно, внес огромный, неоценимый вклад в развитие СПбГУСЭ. За четыре года он сумел превратить вуз в университет нового типа, охватывающий широчайший спектр направлений подготовки для сферы услуг.

За эти несколько лет вуз успешно перешел на федеральные государственные стандарты третьего поколения, открыл целый ряд новых перспективных образовательных направлений, профилей подготовки бакалавриата и магистерских программ. По инициативе ректора для реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в СПбГУСЭ создан Институт дополнительного образования; в учебный процесс стали внедряться дистанционные методы обучения и электронные образовательные ресурсы. Ректор понимал всю важность вопросов первоначальной профориентации абитуриентов и дальнейшего трудоустройства выпускников СПбГУСЭ. Под его руководством университет целенаправленно осуществляет поиск и отбор «своего абитуриента» — молодых людей, желающих профессионально развиваться именно в многогранной сфере услуг. В вузе активно функционирует студенческая биржа труда, и в результате ни один выпускник вуза не остается без работы по специальности.

В 2011 г. в СПбГУСЭ появился факультет театрального искусства — Школа русской драмы

им. И. О. Горбачева. Культурная общественность Санкт-Петербурга обратилась к ректору с просьбой принять в состав вуза это уникальное учебное заведение с целью сохранения традиций русского театрального искусства.

Активно развивалось и международное сотрудничество университета. СПбГУСЭ вошел в созданную в

2010 г. Академию Балтийского моря — уникальную международную инфраструктуру, объединяющую 13 стран Балтийского моря и нацеленную на развитие обменов учащимися и преподавателями; совместную разработку учебных программ; трансфер знаний и технологий, специально разработанных для малых и средних предприятий стран Балтийского моря.

Под руководством Александра Дмитриевича в

2011 г. разработана и принята программа стратегического развития университета. По итогам конкурсного отбора Программа получила поддержку Министерства образования и науки РФ и финансирование из федерального бюджета в течение трех лет (2012-2014 гг.) в размере 100 млн руб. ежегодно в форме субсидии.

Выделенное государственное финансирование направлено на создание научно-образовательных центров и лабораторий, оснащенных новейшей техникой, в области логистики, туризма, управления ЖКХ, социальных услуг, таможенного дела. Реализация проекта «Электронный университет» позволит обеспечить качественно новый уровень доступности образования, исключающий территориальные барьеры. Существенно модернизируется материально-техническая база вуза, что создаст более комфортные условия для учебы и работы студентам, преподавателям и сотрудникам университета.

В 2011 г. в соответствии с решением Минобрнауки РФ СПбГУСЭ стал базовой площадкой по организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, научно-педагогических и педагогических работников, привлекаемых к обучению специалистов для индустрии гостеприимства города-курорта Сочи, обслуживания и проведения XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних Игр 2014 г. в Сочи.

Целью обучения является развитие способности и готовности профессорско-преподавательского состава использовать в своей профессиональной деятельности инновационные подходы и технологии подготовки персонала индустрии гостеприимства и потребительского рынка.

В 2011 г. обучение прошли почти 500 человек из вузов сервиса России, в том числе из Омска, Уфы, Твери, Ростова, Краснодара, Сочи, Санкт-Петербурга и др. К реализации программы повышения квалификации ППС привлечены высококвалифицированные специалисты из Оргкомитета «Сочи-2014», сетевых гостиничных и торговых комплексов Санкт-Петербурга, ведущие преподаватели СПбГУСЭ и других вузов нашего города.

Особое внимание Александр Дмитриевич всегда уделял вопросам воспитания молодежи, повышения ее социальной активности. Поэтому с большим энтузиазмом он откликнулся на идею возрождения добровольческого движения, понимая, что для моло-

со

о

со

со

<

со О

со

о

со

со

< со

о

дого поколения добровольчество является способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

В 2010 г. СПбГУСЭ по итогам конкурса стал единственным вузом Санкт-Петербурга, получившим право создания центра привлечения волонтеров для участия в организации и проведении XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр «Сочи-2014».

Сегодня в Волонтерском центре СПбГУСЭ проходят подготовку более тысячи волонтеров из всех регионов России. Работая на городских и всероссийских мероприятиях, студенты-волонтеры получают уникальный шанс проявить свои лидерские качества и приобрести профессиональные навыки. Таким образом, Волонтерский центр стал еще одной площадкой вуза для реализации значимых социальных проектов.

Год 2012-й — новые достижения университета

Начало 2012 г. ознаменовалось новыми достижениями университета, со всей очевидностью стало ясно, что СПбГУСЭ идет по правильному пути развития.

СПбГУСЭ стал победителем конкурса программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего профессионального образования и на два года получил финансирование в размере до 15 млн руб. в год из федерального бюджета на реализацию этой программы, предусматривающей профессиональную адаптацию обучающихся, повышение их профессиональных компетенций и социокультурное развитие студентов.

В марте 2012 г. по результатам ежегодного конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ, Санкт-Петербургскому государственному университету сервиса и экономики присвоен статус федеральной инновационной площадки на 2012-2017 гг. Независимые эксперты отметили большой инновационный потенциал проекта вуза. В качестве федеральной инновационной площадки СПбГУСЭ совместно с вузами Консорциума планирует реализовать проект: «Формирование новых механизмов саморегулирования деятельности объединения вузов сервиса и их сетевого взаимодействия» на базе Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса.

В мае 2012 г. в соответствии с решением Мин-обрнауки России Университет стал базовым вузом по организации повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов сервиса в предметной области.

В июне 2012 г. на 93-й сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации (ЮНВТО) в Мадриде Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики был принят ассоции-

рованным членом в состав ЮНВТО, действующей под патронажем Организации Объединенных Наций.

Благодаря большому авторитету Александру Дмитриевича в вузовском сообществе и Правительстве Санкт-Петербурга, в Минобрнауки РФ, в августе 2012 г. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики по линии Министерства образования и науки РФ был назначен базовым организатором 9-й Конференции министров по делам молодежи государств — членов Совета Европы, проведение которой была запланирована на сентябрь.

Словом, летом 2012 г. жизнь университета была насыщенна и полна событий: вуз активно занимался подготовкой представительного международного форума; шла реализация проектов, запланированных в рамках программы стратегического развития университета...

5 сентября 2012 г. жизнь Александра Дмитриевича Викторова — талантливого ученого, организатора, яркой и одаренной личности — трагически оборвалась на самом взлете.

Александр Дмитриевич был человеком, обладающим нестандартным мышлением, способным быстро и объективно оценивать ситуацию и редким даром находить общий язык с людьми самых разных профессий и возрастов. Он всегда работал с полной отдачей, щедро даря окружающим тепло и широту своей души.

Демократичность, простота в поведении и личное обаяние снискали Александру Дмитриевичу заслуженное уважение среди преподавателей, студентов и всего коллектива университета. Все отмечали его поистине отеческую заботу о молодежи: ни одно обращение студента не оставалось без внимания, ректор находил время для общения с каждым и всегда оперативно решал насущные проблемы.

В беседе с журналистом газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы» в 2010 г. Александр Дмитриевич сказал: «Осуществив нашу программу развития, мы станем университетом международного уровня по подготовке кадров для сферы сервиса. То есть, речь идет о полной интеграции с европейской и мировой образовательной системой. Наш вуз должен стать многопрофильным, с экономической, технологической и гуманитарной основой. Уверен, что с таким коллективом, который работает в нашем вузе, решение этой задачи нам по плечу».

Коллектив Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики уверен, что у вуза есть все, чтобы достойно продолжить дела, начатые Александром Дмитриевичем Викторовым, и день за днем подтверждать статус ведущего вуза в сфере сервиса в России.

И. о. ректора Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Е. А. Лубашев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.