Научная статья на тему 'Вклад М. Н. Каткова в развитие образовательной реформы Д. А. Толстого во второй половине XIX в'

Вклад М. Н. Каткова в развитие образовательной реформы Д. А. Толстого во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
482
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д.А.ТОЛСТОЙ / D.A.TOLSTOY / M.N. KATKOV / АЛЕКСАНДР II / ALEXANDER II / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELEMENTARY EDUCATION / РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / REVOLUTIONARY-DEMOCRATIC LIBERATION MOVEMENT / КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CLASSICAL EDUCATION / ЛИЦЕЙ ЦЕСАРЕВИЧА НИКОЛАЯ / TSAREVICH NIKOLAI LYCEUM / MOSCOW NEWS / CLASSICAL GYMNASIUMS / М.Н. КАТКОВ / "МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ" / КЛАССИЧЕСКИЕ ГИМНАЗИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурдаков Дмитрий Владимирович

Во второй половине XIX в. российское образование, по сути, являлось рассадником идей революционно-демократического освободительного движения среди молодежи. Ярким примером этому служит феномен народничества, появившийся в 1860 гг. и направленный на сближение интеллигенции и крестьян. Ключевую роль в искоренении нигилистских взглядов сыграл министр народного просвещения граф Д.А. Толстой. Его решение перевести все образование в стране в консервативное русло во многом спланировало дальнейшее развитие образования. М.Н. Катков, выдающийся русский публицист и редактор газеты «Московские ведомости», на протяжении своей карьеры очень чутко реагировал на правительственные изменения в области образования. Благодаря стараниям Каткова газета «Московские ведомости» стала вестником просвещения и инноваций в области образования во второй половине XIX в. Михаил Никифорович, являвшийся сторонником консерватизма, внес важнейший вклад в развитие идеологической составляющей реформы Д.А. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of M.N. Katkov in the development of the education reform by D.A. Tolstoy in the second half of the 19th century

In the second half of the 19thcentury, Russian educational institutions, in fact, were a hotbed of revolutionary-democratic liberation ideas among the youth. A striking example of this is the phenomenon of populism, which emerged in 1860s and was aimed at converging the elite and the peasant classes. The Minister of Education, Count D.A. Tolstoy, played a key role in the eradication of nihilistic attitudes among students. His decision to push all of the schooling into a conservative direction in many respects predetermined further development of education in Russia. Mikhail Nikiforovich Katkov, a prominent Russian journalist and editor of newspaper Moscow News, throughout his career carefully monitored any governmental changes in the field of education. Thanks to the Katkov's efforts, in the 2nd half of the 19th century the Moscow News became the messenger of the educational reform, increasing its awareness among the population and advocating innovations in the field of education. Mikhail Katkov was a proponent of conservatism, and he greatly contributed to the development of the ideological component of the reform by D.A. Tolstoy.

Текст научной работы на тему «Вклад М. Н. Каткова в развитие образовательной реформы Д. А. Толстого во второй половине XIX в»

УДК 908

ВКЛАД М.Н. КАТКОВА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ Д.А. ТОЛСТОГО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Д.В. Бурдаков

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина Россия, 399770, Липецкая область, Елец, ул. Коммунаров, д. 28 e-mail: burdackov.d@yandex.ru SPIN-код: 2617-5204

Авторское резюме

Во второй половине XIX в. российское образование, по сути, являлось рассадником идей революционно-демократического освободительного движения среди молодежи. Ярким примером этому служит феномен народничества, появившийся в 1860 гг. и направленный на сближение интеллигенции и крестьян. Ключевую роль в искоренении нигилистских взглядов сыграл министр народного просвещения граф Д.А. Толстой. Его решение перевести все образование в стране в консервативное русло во многом спланировало дальнейшее развитие образования. М.Н. Катков, выдающийся русский публицист и редактор газеты «Московские ведомости», на протяжении своей карьеры очень чутко реагировал на правительственные изменения в области образования. Благодаря стараниям Каткова газета «Московские ведомости» стала вестником просвещения и инноваций в области образования во второй половине XIX в. Михаил Никифорович, являвшийся сторонником консерватизма, внес важнейший вклад в развитие идеологической составляющей реформы Д.А. Толстого.

Ключевые слова: Д.А.Толстой, М.Н. Катков, Александр II, начальное образование, революционно-демократическое освободительное движение, классическое образование, Лицей цесаревича Николая, «Московские ведомости», классические гимназии.

CONTRIBUTION OF M.N. KATKOV IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION REFORM BY D.A. TOLSTOY IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

Dmitry Burdakov Bunin Yelets state University 28 The Commoners Street, Lipetsk region, Yelets, 399770, Russia e-mail: burdackov.d@yandex.ru

Abstract

In the second half of the 19thcentury, Russian educational institutions, in fact, were a hotbed of revolutionary-democratic liberation ideas among the youth. A striking example of this is the phenomenon of populism, which emerged in 1860s and was aimed at converging the elite and the peasant classes. The Minister of Education, Count D.A. Tolstoy, played a key role in the eradication of nihilistic attitudes among students. His decision to push all of the schooling into a conservative direction in many respects predetermined further development of education in Russia. Mikhail Nikiforovich Katkov, a prominent

Russian journalist and editor of newspaper Moscow News, throughout his career carefully monitored any governmental changes in the field of education. Thanks to the Katkov's efforts, in the 2nd half of the 19th century the Moscow News became the messenger of the educational reform, increasing its awareness among the population and advocating innovations in the field of education. Mikhail Katkov was a proponent of conservatism, and he greatly contributed to the development of the ideological component of the reform by D.A. Tolstoy.

Keywords: D.A.Tolstoy, M.N. Katkov, Alexander II, elementary education, revolutionary-democratic liberation movement, classical education, Tsarevich Nikolai Lyceum, Moscow News, classical gymnasiums.

* * *

На данный момент российское государство столкнулось с проблемой в образовательной сфере с переходом на новый инновационный уровень. Начальное образование, несущее в себе основу тех знаний, которые служат фундаментом для дальнейшего образовательного процесса, всегда являлось неотъемлемой частью общества. Консерватизм на протяжении лет в образовании на всех исторических этапах развития российского государства претерпевал значительные преобразования (Аллагулов 2013: 154). Ярким примером внедрения или перехода на консервативный уровень образования служат правительственные изменения 60-70-х гг. XIX в. За время правления Александра II правительство столкнулось с одной из важных проблем. Российское образование превратилось в рассадник революционно-демократического освободительного движения. Ярким примером этому служит феномен народничества, появившийся в 1860 гг. направленный на сближение интеллигенции и крестьян.

Во второй половине XIX в. наиболее важной образовательной реформой были преобразования министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, проведенные им за период 1866-1881 гг. Их особенностью была попытка перехода начального образования Российской империи на путь европеизации. Реформаторский процесс в Российской империи обуславливался слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс (Аллагулов 2013: 69). Выступления радикалов (революционных народников) лишь активизировали консервативные силы и затормозили проведение либеральных реформ правительства.

В апреле 1866 г. было совершено покушение на императора Александра II студентом Д. Каракозовым. В это время в высшем образовании главенствовали революционно-демократические тенденции, появлялись различные студенческие кружки революционного характера. Одним из ярых сторонников консервативных идей и взглядов в области просвещения и образования был граф Д.А.Толстой. 14 апреля 1866 г. он получает пост министра народного просвещения и перед ним появляется задача искоренения нигилистских идей из образования.

Предложение Д.А. Толстого вернуть консервативные идеи, как основу образования в стране, полностью удовлетворило Александра II. Консервативное

образование, ориентированное на развитие патриотических и православных чувств должно было уберечь обучающихся от пагубного влияния революционных идей, а также уничтожить зарождение нигилистского течения в среде студенчества (Басаргина 2012: 21).

В ходе реформ Д.А. Толстого был разработан и введен новый устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения. По данному уставу гимназии должны были ориентированы на общее образование, способствующее поступлению в университеты и другие высшие специальные училища. В отличие от предыдущих уставов и реформ образования, «Устав гимназий и прогимназий» 1871 г., регламентировал преподавание каждого предмета, количество и содержание классных и домашних работ (Рождественский 1902: 540). За время, проведенное на посту министра народного просвещения Д.А. Толстого, государство полностью контролировало всю работу образовательных учреждений. Гимназии и прогимназии были полностью перестроены. По новому уставу было введено 7 классов обучения, а с 1875 г. гимназии стали восьмиклассными образовательными заведениями (Свод 1893).

По новому учебному плану гимназии превращались в классические с двумя древними языками как основополагающей учебной единицей. На изучение латинского языка отводилось 49 уроков, а на греческий язык 37. Общественность отнеслась к этому нововведению крайне негативно, считая, что древние языки пережиток прошлого, а на современном этапе требуется знание немецкого и французских языков (Гончаров 2014: 297).

В классических гимназиях прекращалось изучение естественной истории, космографии (изучала устройство вселенной в целом и замененной математической географией), был введен новый предмета логика. Было сокращено количество уроков чистописания, рисования, черчения, истории и закона Божия (Бойко, Куликова 2015: 25). Наряду с классическими гимназиями в системе начального образования были созданы реальные гимназии с упором на математику и естественные науки. Особое внимание уделялось воспитательному процессу, для этого в каждой классе был наставник - связующее звено между гимназией и семьей гимназиста (Гончаров 2014: 315). Внедрение классического образования на основе новых дисциплин и установления большей учебной нагрузки на них должно было сократить количество желающих вступить в ряды революционеров. Иными словами, у обучающихся не оставалось бы свободного времени на излишества.

Итогом реформ Д.А. Толстого стало расширение народных училищ для крестьянского населения. Развитие сети учебных заведений, доступное начальное образование для всех сословий были продолжениями реформ предыдущих министров просвещения А.С. Норова и А.В. Головнина. При создании классических и реальных гимназий в Российской империи сложилась некая социальная дискриминация в отношении низших сословий. В реальных гимназиях ориентированных в основном на крестьянство не изучали древних языков, которые

были обязательными для поступления в университеты, закрывая путь в вузы широкой массе.

Особый вклад в разработку идеологической основы реформы Д.А. Толстого внес влиятельный русский публицист, редактор газеты «Московские ведомости» Михаил Никифорович Катков (1818-1887 гг.).

М.Н. Катков через публицистику всегда чутко реагировал на происходящие изменения в российском образовании. По его мнению, молодые люди Российской империи должны были воспитываться в духе православия и самодержавия, обучающиеся образовательных учреждений, должны были с детства впитывать в себя все самое лучшее и постепенно превратиться в блюстителей порядочности и честности, в охранников своего государства и монарха (Перевалова 2015: 167). В связи своих идей и взглядов он уделял много внимания необходимости реформ в области образования.

Во время реформ Д.А. Толстого, направленных на возвращение в страну классического образования, М.Н. Катков считал, что в стране недостаточно развит уровень школьного обучения, потому что детям давали недостаточное количество знаний. Они были не систематизированы и не представляли научной ценности. Он чуть ли не первым выступил публично в поддержку реформ и за ведение классического образования с приоритетным статусом гимназий. В классическом образовании М.Н. Катков видел будущий ориентир для развития образования в стране на столетия вперед.

В своих публицистических изданиях, которые были некими вестниками просвещения в стране, Катков совместно с П.М. Леонтьевым отстаивали реформы Толстого и предлагали свою модель школьного обучения (Перевалова 2015: 170). По мнению Каткова разнообразие в школьных предметах в их большом количестве только усугубляли положение в процессе образования, а классические языки и математика как основные предметы новой школьной системы должны были способствовать развитию интеллекта и культуры у подрастающего поколения. Благодаря своим высказываниям, статьям и выступлениям М.Н. Катков способствовал развитию реформ Д.А. Толстого.

Итогом образовательных изысканий М.Н. Каткова стало открытие на личные средства 26 сентября 1867 г. в Москве Лицея цесаревича Николая, названного в честь Николая Александровича Романова, скончавшегося в 1863 г. Лицей должен был стать совершенно новым образовательным учреждением, примером инноваций и реформ Д.А. Толстого для всех остальных учреждений страны (Перевалова 2014: 60).

Лицей был полностью отстранен от управления и от финансирования в лице государства, управление было положено на директора. С 1875 по 1887 гг. пост директора занимал М.Н. Катков, он же брал на себя составление и разработку учебных планов (Перевалова 2011: 159).

В лицеи Каткова обучали преимущественно детей из высших сословий и иногда одаренных детей из низших. Процесс образования в лице строился таким

образом, что воспитанников не перегружали заданиями на дом, но задания в классе были строго обязательными для всех, для отличников вводились задания повышенного уровня сложности (Перевалова 2011: 156). Лицей был неким педагогическим экспериментом в духе реформ Толстого, тут же древние языки преподавались в большом объеме, чем в классической гимназии. В Лицее цесаревича Николая преподавали только профессора московских университетов. Особое внимание уделялось развитию физических данных у воспитанников, им разрешали играть в любые виды спорта на переменах, обучали фехтованию.

Лицей, созданный Катковым, был ориентиром для развития начального образования в стране, своим педагогическим экспериментом он подержал реформу Толстого и подал отличный пример каким должно быть образовательное учреждение в духе консерватизма.

Особое внимание Катков уделял роли церкви в образовательном процессе (Санькова 2011: 305). Считая, что именно церковь должна воспитывать через образование в умах юношей и девушек патриотические чувства, в веру в Бога и монарха как помазанника Божьего. Еще до активных реформаторских действий Толстого, Катков предлагал развивать систему церковно-приходских школ для неграмотного крестьянского населения.

Изначально основным типом учебных заведений, пригодных для крестьянского населения, являлись церковно-приходские школы. Они были незаменимы для обучения крестьян основам грамотности. Контроль и финансирование церковно-приходских школ были предоставлены Святейшему Синоду (Свод 1911).

Процесс обучения в них строился на православном вероучении, а основным учителем в них был законоучитель в лице священнослужителя.

В связи с тем, что за период правления Александра II 1855-1881 гг. участились общественные недовольства, а образование в стране стало неким рассадником нигилистских идей Д.А. Толстой был не только видным деятелем развития образования в стране, но и защитником от негативного воздействия нигилизма на обучающихся. М.Н. Катков сыграл важную роль в создании идеологической основы для проведения школьной реформы Д.А. Толстого. В своих публицистических изданиях «Русский вестник» и «Московские ведомости» он продвигал вперед идею о консерватизации русского образования, введения классического образования с упором на древние языки и естественные науки для развития интеллекта, логики и научного знания в умах учеников. Михаил Никифорович одним из первых обратил внимания в эпоху реформ и пересмотра всего образования в стране на то, что воспитание является одним из самых важных пунктов в процессе обучения. Именно через воспитание Катков предлагал прививать любовь в своей стране в школах.

Свои идеи он реализовал через свой педагогический эксперимент Лицей цесаревича Николая, в котором воспитанники были загружены образовательным

процессом, но в свободное время занимались развитием своих физических данных и работой с наставником, воспитывающим их в духе классического образования.

ЛИТЕРАТУРА

Аллагулов 2013 - Аллагулов А.М. Государственная концепция образовательной политики в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 152-155.

Аллагулов 2013 - Аллагулов А.М. Особенности реализации государственной образовательной политики в России во второй половине XIX - начале XX века // Проблемы современного образования. 2013. № 2. С. 65-71.

Басаргина 2012 - Басаргина Е.Ю. Из истории реформы Д.А. Толстого: А.И. Георгиевский // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 20-23.

Бойко, Куликова 2015 - Бойко ЛЛ., Куликова С.В. Исследование идеологических основ российского образования: история и современность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 22-26.

Гончаров 2014 - Гончаров М.А. Становление и развитие государственно -общественного управления педагогическим образованием в России в XVIII - начале XX века. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 2014. 485 с.

Перевалова 2011 - Перевалова Е.В. М.Н. Катков: несколько штрихов к портрету публициста // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2011. № 3. С. 146-163.

Перевалова 2014 - Перевалова Е.В. Лицей цесаревича Николая (1868-1917) - образцовое учебное заведение нового типа // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2014. № 2. С. 56-67.

Перевалова 2015 - Перевалова Е.В. «Московские ведомости» М.Н. Каткова в 1863-1864 гг. -политический официоз или орган независимого общественного мнения? // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 4 (36). С. 163-179.

Рождественский 1902 - Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства просвещения. СПб., 1902. 840 с.

Санькова 2011 - Санькова С.М. Роль русской православной церкви в деле народного образования в представлении М.Н. Каткова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 304-306.

Свод 1893 - Свод законов Российской империи: свод уставов учреждений и учебных заведений. Т. XI. Ч. 1. СПб., 1893.

Свод 1911 - Свод законов Российской империи: свод уставов учреждений и учебных заведений. Т. XI. Ч. 2. СПб., 1911.

REFERENCES

Allagulov 2013 - Allagulov A.M. Gosudarstvennaja koncepcija obrazovatel'noj politiki v Rossijskoj imperii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v. [The state concept of educational policy in the Russian Empire in the second half of XIX - the beginning of the 20th century], in: Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2013, № 4, pp. 152 -155 [in Russian].

Allagulov 2013 - Allagulov A.M. Osobennosti realizacii gosudarstvennoj obrazovatel'noj politiki v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka [Features of realization of the state educational policy in Russia in the second half of XIX - the beginning of the 20th century], in: Problemy sovremennogo obrazovanija [Problems of modern education], 2013, № 2, pp. 65 -71 [in Russian].

Basargina 2012 - Basargina E.Ju. Iz istorii reformy D.A. Tolstogo: A.I. Georgievskij [From history of reform of D.A. Tolstoy: A.I. Georgiyevsky], in: Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I.

Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod university of N.I. Lobachevsky], 2012, № 1-2, pp. 20-23 [in Russian].

Bojko, Kulikova 2015 - Bojko L.L., Kulikova S.V. Issledovanie ideologicheskih osnov rossijskogo obrazovanija: istorija i sovremennost' [Research of ideological bases of Russian education: history and present], in: Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Volgograd state pedagogical university], 2015, № 2 (97), pp. 22 -26 [in Russian].

Goncharov 2014 - Goncharov M.A. Stanovlenie i razvitie gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija pedagogicheskim obrazovaniem v Rossii v XVIII - nachale XX veka. Dissertacija na soiskanie uchjonoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk [Formation and development of state and public management of pedagogical education in Russia in XVIII - the beginning of the 20th century. The thesis for a degree of the doctor of pedagogical sciences], Moscow, 2014, 485 p. [in Russian].

Perevalova 2011 - Perevalova E.V. M.N. Katkov: neskol'ko shtrihov k portretu publicista [M.N. Katkov: several strokes to the publicist's portrait], in: Vestnik MGUP imeni Ivana Fedorova [The bulletin MGUP of Ivan Fedorov], 2011, № 3, pp. 146-163 [in Russian].

Perevalova 2014 - Perevalova E.V. Licej cesarevicha Nikolaja (1868-1917) - obrazcovoe uchebnoe zavedenie novogo tipa [Lyceum of Crown Prince of Nikolay (1868-1917) - model educational institution of new type], in: Lokus: ljudi, obshhestvo, kul'tury, smysly [Locus: people, society, cultures, meanings], 2014, № 2, pp. 56-67 [in Russian].

Perevalova 2015 - Perevalova E.V. «Moskovskie vedomosti» M.N. Katkova v 1863-1864 gg. -politicheskij oficioz ili organ nezavisimogo obshhestvennogo mnenija? [«The Moscow sheets» of M.N. Katkov in 1863-1864 - a political semi-official organ or body of independent public opinion?], in: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija [Bulletin of the Tomsk state university. Philology], 2015, № 4 (36), pp. 163-179 [in Russian].

Rozhdestvenskij 1902 - Rozhdestvenskij S.V. Istoricheskij obzor dejatel'nosti ministerstva prosveshhenija [Historical review of activity of the Ministry of Public Education], St. Petersburg, 1902, 840 p. [in Russian].

San'kova 2011 - San'kova S.M. Rol' russkoj pravoslavnoj cerkvi v dele narodnogo obrazovanija v predstavlenii M.N. Katkova [Role of Russian Orthodox Church in national education in M.N. Katkov's representation], in: Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki [Scientific notes of the Oryol state university. Series: Humanitarian and social sciences], 2011, № 6, pp. 304-306 [in Russian].

Svod 1893 - Svod zakonov Rossijskoj imperii: svod ustavov uchrezhdenij i uchebnyh zavedenij. T. XI. Ch. 1 [Code of laws of the Russian Empire: set of charters of institutions and educational institutions. Volume 11. Part 1], St. Petersburg, 1893 [in Russian].

Svod 1911 - Svod zakonov Rossijskoj imperii: svod ustavov uchrezhdenij i uchebnyh zavedenij. T. XI. Ch. 2 [Code of laws of the Russian Empire: set of charters of institutions and educational institutions . Volume 11. Part 2], St. Petersburg, 1911 [in Russian].

Бурдаков Дмитрий Владимирович - магистрант второго курса Института истории и культуры Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.

Dmitry Burdakov - a second-year graduate student of the Institute of History and Culture of Bunin Yelets state University.

E-mail: burdackov.d@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.