э
2012
li
Вклад Алексея Бутовского в теорию и практику физического воспитания в российских военно-учебных заведениях и в войсках вооруженных сил России
Бубка С.Н.
Национальный олимпийский комитет Украины Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотации:
Дан анализ различных теоретических и практических аспектов деятельности А.Д. Бутовского, направленной на совершенствование организации системы физического воспитания в военно-учебных заведениях (кадетских корпусах) и в войсках Российской империи в 70-90-х годах XIX в. Рассмотрены подготовленные наставления и другие служебные документы по этой тематике, статьи и книги, а также работы мемуарного характера. Особо отмечены предложения А.Д. Бутовского по возможной реализации в России опыта физического воспитания в военноучебных заведениях и в войсках ряда стран Западной Европы.
Ключевые слова:
А.Д. Бутовский, физическое воспитание, военно-учебные заведения, Российская империя.
Бубка С.Н. Вклад Алексія Бутовського в теорію та практику фізичного виховання в Російських воєнно-навчальних закладах та у військах озброєних сил Росії. Проаналізовано різні теоретичні й практичні аспекти діяльності О.Д. Бутовського, спрямованої на вдосконалення організації системи фізичного виховання у військово-навчальних закладах (кадетських корпусах) і у військах Російської імперії в 70-90-х роках XІХ ст. Розглянуто підготовлені настанови й інші службові документи з цієї тематики, статті й книги, а також роботи мемуарного характеру. Особливо відмічено пропозиції О.Д. Бутовського із можливої реалізації в Росії досвіду фізичного виховання у військово-навчальних закладах і у військах ряду країн Західної Європи.
О.Д. Бутовський, фізичне виховання, військово-навчальні заклади, Російська імперія.
Bubka S.N. Contribution of Alexey Butovsky to theory and practice at physical education of Russian military academies and troops of the armed forces of Russia. The article presents an analysis of various theoretical and practical aspects of A. Butovsky's activity, which was aimed at the improvement of the organization in the system of physical education at the military academies (cadet corps, etc.) and in the Armed Forces of Russia in the 70-90-ies of the XIX century. The instructions and other official documents prepared by him on this subject, the articles and books dealing with that range of problems written by Alexey Butovsky, the recollections included in his memoir works and A. Butovsky's proposals on feasible implementation of physical education experience of the military academies and Armed Forces of some Western European countries in Russia are studied.
A. Butovsky, physical education, military academies, Russian Imperia.
Различные вопросы теории и практики физического воспитания в военно-учебных заведениях и в войсках России полковник А.Д. Бутовский начал разрабатывать во второй половине 70-х годов XIX столетия
- ещё во время его службы помощником инспектора классов 3-й Санкт-Петербургской военной гимназии (позднее переименованной в Александровский кадетский корпус) - и успешно продолжил далее в течение довольно длительного периода службы на разных должностях в Главном управлении военно-учебных заведений.
В частности, в 1879 году Алексей Дмитриевич опубликовал в Санкт-Петербурге подготовленное им «Наставление для обучения войск гимнастике и полевая гимнастика» [1]. В 1889 г. вышла в свет работа А.Д.Бутовского «Опыт руководства для обучения плаванию в кадетских корпусах» [3] и в том же году
- «Проект организации подвижных игр как отрасли физического образования в кадетских корпусах» [4], а в 1899 г. - «Упражнения и занятия, имеющие отношение к физическому воспитанию в наших кадетских корпусах» [8].
Кроме того, в таких своих трудах, как изданная в 1897 году работа «Заметки о военной гимнастике» [6] и опубликованная в 1898 году работа «Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах» [7], А.Д. Бутовский, не ограничиваясь отечественным опытом (в том числе и своими собственными разработками), достаточно всесторонне описывает особенности реализации в войсках различных государств Западной Европы (в частности, в Германии,
© Бубка С.Н., 2012
Швеции, Франции, Австрии, Италии, Бельгии и некоторых других странах, где Алексей Дмитриевич в 90-х годах XIX века побывал в служебных командировках) разных систем гимнастических упражнений, соответствующих (по терминологии) российской «полевой гимнастике», - так называемой «прикладной гимнастики».
В самом начале вводного раздела («Общие правила») своего труда «Наставления для обучения войск гимнастике и полевая гимнастика» А.Д. Бутовский подчеркивает: «Обучение войск гимнастике имеет двоякую цель: 1) способствовать стройному развитию всех частей тела солдата, а также развить и укрепить его силы и 2) выработать в нем ловкость, придать его движениям уверенность и развить смелость и предприимчивость в преодолении разных препятствий» [1].
Как отмечает Алексей Дмитриевич, развитие в солдате этих качеств делает его способным к быстрым и продолжительным движениям и к преодолению разнообразных местных преград, встречающихся при действии в поле, - и в то же время гимнастика способствует успеху некоторых занятий, относящихся к строевому образованию солдата.
Далее А.Д. Бутовский пишет о том, что гимнастические упражнения, сообразно изложенным выше целям, «разделяются: а) на приготовительные, т.е. способствующие стройному развитию всех частей тела и укреплению мускулов, и б) практические, которые, кроме развития физической силы и ловкости, имеют еще целью сделать солдата способным к преодолению разных местных преград и указать самые удобные к тому способы» [1].
І ПЕДАГОГІКА І
ПСИХОЛОГІЯ
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
Бутовский, указывая на то, что особую отрасль гимнастических знаний составляет обучение бегу, разделяет весь курс гимнастики для войск на три отдела: 1-й - приготовительные упражнения; 2-й - бег и 3-й - практические упражнения.
А.Д. Бутовский особо подчеркивал, что обучение гимнастике должно вестись в систематической последовательности, переходя постепенно от легчайших упражнений к более трудным, и что «разделение на уроки определяет только последовательность, в которой трудность упражнений должна возрастать сообразно постепенно развивающимся силам людей, но не должно служить указанием для распределения занятий на учениях. На учениях же упражнения всех пройденных уроков должны быть постоянно повторяемы вперемежку таким образом, чтобы на каждом учении было проделываемо по нескольку упражнений из каждого урока и отдела и, по возможности, каждый раз другие» [1].
В одном из параграфов «Общих правил» Бутовский отмечает, что по окончании полного курса гимнастики «ротные командиры производят всем людям испытание и, сообразно успехам каждого, разделяют их на три класса, руководствуясь при этом правилами, указанными в приложении к настоящему наставлению. Цель этого раздела - правильная оценка каждого из обучающихся» [1]. И далее автор продолжает: «Принимая, однако же, во внимание, что армия наша комплектуется людьми, совершенно не подготовленными к гимнастическим упражнениям, и имея в виду, что усиленные занятия практическими уроками на снарядах могут неблагоприятно отзываться на здоровье новобранцев, - признано необходимым более трудные практические упражнения, а именно: лазанье по наклонной лестнице сзади на одних руках, опускание между параллельными брусьями с висячими ногами и с ногами, закинутыми на брусья, прыганье в ширину более 3 аршин * и перетягивание через горизонтальное бревно, поднятое более 1 У аршина, - сделать не обязательными для молодых солдат».
Бутовский указывает и на то, что «при всех приготовительных упражнениях необходимо предварительно объяснить обучающимся смысл каждого движения и цель, которая им достигается, а при упражнениях практических - указать легчайший и безопаснейший способ к исполнению упражнения и к преодолению встречающихся препятствий» [1].
Большое внимание уделял Алексей Дмитриевич необходимости особой заботы со стороны начальства об обеспечении и сохранении здоровья людей при занятиях гимнастикой, для чего требуется соблюдение ряда приводимых тут же А.Д. Бутовским правил.
Дальнейшая - основная - часть наставления состоит из довольно подробного рассмотрения содержания каждого из трех отделов. Это отдел I («Приготовительные упражнения»); отдел II («Бег»); отдел III («Практические упражнения»). При этом каждое из предлагаемых многочисленных упражнений не
* Аршин - мера длины в России до введения метрической системы мер. 1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам = 71,12 сантиметра.
только достаточно подробно описано автором, но и в ряде случаев они проиллюстрированы рисунками, показывающими то или иное положение занимающихся, выполняемые ими движения в отдельных упражнениях и используемые спортивные (гимнастические) снаряды.
А.Д. Бутовский в другой своей работе - «Опыт руководства для обучения плаванию в кадетских корпусах», изданной в Санкт-Петербурге в конце 80-х годов XIX века, - прежде всего, отмечает, что в общей системе физического образования «плавание имеет значение, во-первых, как гимнастическое упражнение, производимое при особенно благоприятных гигиенических условиях; во-вторых, как способ непосредственного передвижения по воде для достижения недоступных предметов (что особенно важно для людей, готовящихся к военной деятельности) и, наконец, как возможность предотвращать могущие встретиться на воде опасности для себя и для других» [3] - и в связи с этим автор подчеркивает, что ввиду такого значения плавания оно должно составлять обязательный предмет обучения в кадетских корпусах.
В последующих разделах этой работы Алексей Дмитриевич приводит: приспособления, пособия и принадлежности, необходимые при обучении плаванию; состав учителей и их обязанности; разделение воспитанников на группы и часы, определяемые для уроков плавания; систему обучения; меры предосторожности для купающихся и плавающих; необходимые примечания для учителей плавания; меры поощрения и контроль.
В изданном в том же 1889 году в Санкт-Петербурге «Проекте организации подвижных игр как отрасли физического образования в кадетских корпусах» А.Д. Бутовский отмечает: «Значение подвижных игр, сопровождающих курс учебной гимнастики, заключается в том, что упражнения, предоставляемые играми, всегда принадлежат к числу упражнений, безусловно, свойственных человеческому организму и необходимых для правильного и целесообразного его развития. Характер этих упражнений обусловливается не той или другой искусственной гимнастической системой, а природной потребностью к инстинктам, и потому Игры, при некотором разнообразии в их подборе, в значительной степени содействуют всесторонности и гармоничности физического воспитания. По той же причине добровольная игра не представляет опасности чрезмерного напряжения сил и бесполезного переутомления. Инстинктивное чувство безошибочно указывает мальчику тот предел, за которым игра перестает быть для него удовольствием и становится тягостью, а потому как добровольный участник в игре он обыкновенно доставляет себе именно такое количество движения, какое по состоянию его физических сил необходимо для него как полезное упражнение» [4]. Наряду с этим, Алексей Дмитриевич констатирует, что, с другой стороны, «интерес и увлечение, с которыми по большей части дети предаются играм, представляют очень выгодные условия для успешного усвоения всякого рода телесных упражнений».
32012
и
А.Д. Бутовский также подчеркивает, что существенная особенность игры - состязание, производимое по известным правилам, - заключает в себе много условий и для духовного развития детей, в особенности для образования характера.
Напоминая о том, что в кадетских корпусах подвижные игры всегда поощрялись, Алексей Дмитриевич указывает, что в этих военно-учебных заведениях главная задача организации подвижных игр «должна состоять в том, чтобы привлечь к ним воспитанников всех возрастов, сделать участие в игре общей потребностью, ввести эти упражнения в нравы заведений и поставить умелое отношение к играм делом личного самолюбия каждого мальчика и каждого юноши» [4].
Последующие главы этого проекта Бутовский посвящает выбору игр (при котором первым условием является их разнообразие), обучению играм (с соответствующими прикладными рекомендациями), руководству играми, проводимыми в свободное от учебных занятий время, а также приводит перечень подвижных игр для воспитанников кадетских корпусов.
Заботясь о том, чтобы воспитание учащихся в таких военно-учебных заведениях, как кадетские корпуса, было комплексным и гармоничным, А.Д. Бутовский в своих трудах, посвященных проблематике данной сферы, не ограничивается сугубо вопросами одного лишь физического воспитания. О гораздо большей широте его взглядов и интересов в этой сфере свидетельствуют, например, такие работы Алексея Дмитриевича, как «Проект инструкции для преподавания танцев в кадетских корпусах» [2], «Проект инструкции по обучению пению и музыке в кадетских корпусах» [5], «Новые методы в воспитании» [9], «О школьном товарищеском суде» [10], «Обучение письму и почерк» [11].
В своей многогранной и плодотворной деятельности в период службы в Главном управлении военноучебных заведений А.Д. Бутовский занимается не только теоретическими и прикладными разработками
Литература:
1. Бутовский А.Д. Наставление по обучению войск гимнастике и полевая гимнастика. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 3. - С.5-84.
2. Бутовский А.Д. Проект инструкции для преподавания танцев в кадетских корпусах. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 3. - С.85-102.
3. Бутовский А.Д. Опыт руководства для обучения плаванию в кадетских корпусах. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 2. - С.103-124.
4. Бутовский А.Д. Проект организации подвижных игр как отрасли физического образования в кадетских корпусах. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 3.
- С.125-145.
5. Бутовский А.Д. Проект инструкции по обучению пению и музыке в кадетских корпусах. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 2. - С.146-170.
6. Бутовский А.Д. Заметки о военной гимнастике. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 3.
- С.171-195.
7. Бутовский А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 3. - С.196-214.
8. Бутовский А.Д. Упражнения и занятия, имеющие отношение к физическому воспитанию в наших кадетских корпусах. Собра-
актуальных направлений физического воспитания в военно-учебных заведениях и физической подготовки военнослужащих в российских войсках, но и повседневной практической работой по реализации всего этого непосредственно на местах - как во время своих служебных командировок в различные регионы России, так и при сопровождении в инспекционных поездках главного начальника военно-учебных заведений [12]. География такой деятельности Алексея Дмитриевича в поездках по стране, как об этом свидетельствует его полный послужной список [13], была весьма широкой и разнообразной: Москва, Орёл, Тифлис, Воронеж, Оренбург, Киев, Тверь, Елисаветград, Полтава, Новочеркасск, Ярославль, Симбирск, Омск, Одесса, Чугуев, Полоцк, Вильно, Псков, Сумы, Казань, Нижний Новгород и другие города.
...Стоит, пожалуй, отметить и то, что труды А.Д. Бутовского, посвященные вопросам физического воспитания вообще, в том числе в военно-учебных заведениях и в войсках, а также в гражданских учебных заведениях, несмотря на более чем сто с лишним лет, прошедших со времени их создания Алексеем Дмитриевичем, и ныне во многом остаются актуальными. А потому, на наш взгляд, эти работы Бутовского было бы весьма полезно прочитать, уяснить и использовать в практической деятельности тем, кто в современной Украине определяет направленность отечественной системы физического воспитания и спорта, в которой, к сожалению, в наследство от распавшегося Советского Союза достались те во многом порочные принципы системы физического воспитания населения, которые в бывшем СССР базировались на милитаризованном комплексе ГТО («Готов к труду и обороне»), а в уже обретшей государственную независимость Украине -на таких тестах и других нормативах, которые довольно далеки от насущных задач укрепления здоровья граждан нашей страны и особенно ее подрастающих поколений - детей, юношества и молодежи.
References:
1. Butovskij A.D. Nastavleniepo obucheniiu vojskgimnastike ipolevaia gimnastika [Admonition to education of forces by gymnastics and field gymnastics], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.3, pp. 5-84.
2. Butovskij A.D. Proekt instrukcii dlia prepodavaniia tancev v kadetskikh korpusakh [Project of instruction for teaching of dances in cadet corps], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.3, pp. 85-102.
3. Butovskij A.D. Opyt rukovodstva dlia obucheniia plavaniiu v kadetskikh korpusakh [Experience of guidance for educating to swimming in cadet corps], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.2, pp. 103-124.
4. Butovskij A.D. Proekt organizacii podvizhnykh igr kak otrasli fizicheskogo obrazovaniia v kadetskikh korpusakh [Project of organization of movable games as industries of physical education in cadet corps], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.3, pp. 125-145.
5. Butovskij A.D. Proekt instrukcii po obucheniiu peniiu i muzyke v kadetskikh korpusakh [Project of instruction on educating to singing and music in cadet corps], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.2, pp. 146-170.
6. Butovskij A.D. Zametki o voennoj gimnastike [Notes about military gymnastics], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.3, pp. 171-195.
7. Butovskij A.D. Telesnye uprazhneniia i vneklassnye zaniatiia v kadetskikh korpusakh [Corporal exercises and extracurricular employments in cadet corps], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.3, pp. 196-214.
І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні
проблеми фізичного виховання і спорту
ние сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т.
3. - С.215-232.
9. Бутовский А.Д. Новые методы в воспитании (New Methods in Education, by J.Liberty Tadd). Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 4. - С.58-9З.
10. Бутовский А.Д. О школьном товарищеском суде. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 4.
- С.94-114.
11. Бутовский А.Д. Обучение письму и почерк. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 4. - С.115-139.
12. Бутовский А.Д. В вагоне августейшего главного начальника военно-учебных заведений (Отрывок из воспоминаний). Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т.
4. - С.140-1б9.
13. Бутовский А.Д. Полный послужной список генерал-лейтенанта Бутовского. Собрание сочинений: в 4-х т. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 4. - С.218-240.
Информация об авторе: Бубка Сергей Назарович
[email protected] Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Ул. Физкультуры 1, г.Киев-150, 01б80, Украина.
Поступила в редакцию 14.02.2012г.
ПСИХОЛОГІЯ
8. Butovskij A.D. Uprazhneniia i zaniatiia, imeiushchie otnoshenie k fizicheskomu vospitaniiu v nashikh kadetskikh korpusakh [Exercises and employments, relating to physical education in our cadet corps], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.3, pp. 215-232.
9. Butovskij A.D. Novye metody v vospitanii (New Methods in Education, by J.Liberty Tadd) [New methods in education], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.4, pp. 58-93.
10. Butovskij A.D. O shkol’nom tovarishcheskom sude [About a school comradely court], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.4, pp. 94-114.
11. Butovskij A.D. Obuchenie pis’mu i pocherk [Educating to the letter and handwriting], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.4, pp. 115139.
12. Butovskij A.D. V vagone avgustejshego glavnogo nachal’nika voenno-uchebnykh zavedenij (Otryvok iz vospominanij) [In the carriage of the most August main chief of military schools (Fragment from remembrances)], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.4, pp. 140-169.
13. Butovskij A.D. Polnyj posluzhnoj spisok general-lejtenanta Butovskogo [Complete statement of service of lieutenant-general Butovskiy], Kiev, Olympic literature, 2009, vol.4, pp. 218-240.
Information about the author: Bubka S.N. [email protected]
National University of Physical Education and Sport of Ukraine Physical Education str. 1, Kiev-150, 01680, Ukraine.
Came to edition 14.02.2012.
б