32012
Ц
Алексей Бутовский о системе физического воспитания во Франции
Бубка С.Н.
Национальный олимпийский комитет Украины Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотация:
Дан анализ взглядов А.Д. Бутовского на физическое воспитание во Франции. Показана его позиция в отношении телесных упражнений, используемых в этой системе (в военных и гражданских учебных заведениях). Особо рассматриваются система и практика использования таких упражнений для повышения уровня физической подготовки солдат и офицеров французской армии. Показаны направления организации этой деятельности и применяемые в ней средства. Рассмотрены анализ и обобщение А.Д. Бутовским различных аспектов физического воспитания в школах и других гражданских учебных заведениях Франции. Установлено, что деятельность А.Д. Бутовского во многом способствовала пониманию необходимости использования телесных упражнений. Утверждается, что под влиянием таких полезных начинаний при Министерстве народного просвещения Франции был сформирован Комитет для распространения телесных упражнений в воспитании.
Ключевые слова:
А.Д. Бутовский, система, физическое, воспитание, телесные, упражнения, Франция.
Бубка С.Н. Олексій Бутовський про систему фізичного виховання у Франції. Дан аналіз поглядів А.Д. Бутовського на фізичне виховання у Франції. Показана його позиція відносно тілесних вправ, використовуваних в цій системі (у військових і цивільних учбових закладах). Особливо розглядуються система і практика використання таких вправ для підвищення рівня фізичної підготовки солдатів і офіцерів французької армії. Показані напрями організації цієї діяльності і вживані в ній засоби. Розглянуто аналіз і узагальнення А.Д. Бутовським різних аспектів фізичного виховання в школах і інших цивільних учбових закладах Франції. Встановлено, що діяльність А.Д. Бутовсько-го багато в чому сприяла розумінню необхідності використання тілесних вправ. Стверджується, що під впливом таких корисних починів при Міністерстві народної освіти Франції був сформований Комітет для поширення тілесних вправ у вихованні.
А.Д. Бутовський, система, фізичне, виховання, тілесні, вправи, Франція.
Bubka S.N. Alexey Butovsky and the system of physical education in France.
It is presented an analysis of A. Butovsky's views on physical education in France. His position is shown in regard to corporal exercises, in-use in this system (at military and civil educational institutions). The system and practice of the use of such exercises are especially examined for the increase of level of physical preparation of soldiers and officers of the French army. Directions organization of this activity and facilities applied in it are shown. An analysis and generalization of A. Butovsky's different aspects of physical education in schools and other civil educational establishments of France is considered. It is set that activity of A. Butovsky's was in a great deal instrumental in understanding of necessity of the use of corporal exercises. It becomes firmly established that under influence of such useful undertaking at Ministry of the folk inlightening of France Committee was formed for distribution of corporal exercises in education.
A.D. Butovskiy, system, physical, education, corporal, exercises, France.
Введение.
Франция была одной из тех европейских стран, которые А.Д. Бутовский посетил во время своей зарубежной командировки в 1892 году.
Ознакомление Алексея Дмитриевича с французской системой физического воспитания, анализ и обобщение различных аспектов ее специфики воплотились, в частности, в таком труде А.Д. Бутовского, как «Телесные упражнения во Франции», впервые опубликованном в России в нескольких номерах «Педагогического сборника» за 1893 год [2-8], а в 2009 году вошедшем в первый том упоминавшегося уже четырехтомного собрания сочинений этого автора, вышедшего в свет в издательстве «Олимпийская литература» Национального университета физического воспитания и спорта Украины.
Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта Украины.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - анализ взглядов А.Д. Бутовского на физическое воспитание во Франции, на телесные упражнения, используемые в этой системе (в военных и гражданских учебных заведениях).
Результаты исследований.
Этот труд А.Д. Бутовского «Телесные упражнения во Франции», помимо преамбулы, состоит из четырех основных глав (автор называет их очерками) - «Военная гимнастика и фехтование», «Нормальная школа гимнастики и фехтования». «Школьная гимнастика», © Бубка С.Н., 2012
«Школьный спорт» - и нескольких заключительных разделов (без заголовков).
Уже в самом начале своего труда «Телесные упражнения во Франции» А.Д. Бутовский называет два основных направления, характерные для данного вопроса в этой стране: это попытка освободиться в педагогической гимнастике от старой рутины и построить этот отдел телесных упражнений на новых началах - и стремление развить в среде школьной молодежи упражнения, имеющие характер спорта.
Алексей Дмитриевич отмечает, что оба эти направления возникли и стали развиваться, с одной стороны, вследствие недовольства прежде действовавшими программами и постановлениями о телесных упражнениях в школах; с другой - под влиянием патриотических и политических стремлений [2-5, 7].
Далее Бутовский приводит весьма красноречивую цитату из предисловия к изданному во Франции (1891 г.) официальному учебнику гимнастики для гражданских учебных заведений: «В такой стране, как наша, обреченной, может быть, еще надолго стоять на страже с оружием в руках, физическое воспитание является патриотической и священной необходимостью».
Здесь, наверное, следует пояснить, что в те времена упомянутые выше патриотические тенденции, связанные со стремлением к повышению роли военизированного физического воспитания во Франции, были во многом обусловлены такой активной кампанией в этой стране, начавшейся после поражения, которое Франция потерпела в войне с Германией в 1870-1871
І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні
*---“----------* проблеми фізичного
виховання і спорту ___________________
годах [1, 9, 10].
Благодаря этой кампании, порожденной усилением проявлений патриотизма во французском обществе и в государственных структурах Франции (в ее министерствах и ведомствах) была активизирована в учебных заведениях работа по физическому воспитанию.
Однако при этом учебные программы в данной сфере, которые были почти полностью заимствованы из соответствующих программ военно-учебных заведений, не только не вызывали заинтересованности у тех, кто обучался в гражданских учебных заведениях, но и не находили поддержки в обществе Франции.
А.Д. Бутовский констатирует [7], что «...было бы ошибочно думать, что новая гимнастика и новый спорт произвели решительный и общепризнанный поворот в системе физического образования во Франции. Прежде всего необходимо отметить, что эти два направления, гимнастика и спорт, не находятся между собой в непосредственной связи. Они уживаются рядом, но развиваются совершенно самостоятельно и иногда далеко не согласны во взглядах на задачи телесных упражнений для школьной молодежи».
Отмечает Бутовский (в последнем десятилетии XIX века) и то, что во Франции «стремление к возрождению физического воспитания ограничено пределами одного Министерства народного просвещения. В Военном министерстве, т.е. в войсках и военно-учебных заведениях, остается во всей своей силе гимнастика, очень близкая к старинной системе французских телесных упражнений, установленной еще в двадцатых годах текущего столетия. И что замечательно: до последнего времени тут весьма довольны этой гимнастикой, находят ее целесообразной не только для специально военных потребностей, но также и для общего телесного развития человека, и с некоторым снисходительным недоверием смотрят на все эти попытки переделать старинную систему. Такое недоверие становится понятным, если принять во внимание, что настоящие практики и техники по телесным упражнениям образовываются только в военном ведомстве и что весь контингент учителей для гражданских среднеучебных и многих низших заведений состоит из бывших военных, воспитанных на старой гимнастике.» [7].
Затем Алексей Дмитриевич подчеркивает, что знакомство с французской военной гимнастикой и вообще с военно-подготовительными упражнениями представляет интерес и безо всякого отношения их к новым работам, ибо, каковы бы ни были несовершенства этой системы с педагогической точки зрения, это, несомненно, система самобытная, заключающая в себе много только ей свойственных особенностей; потом, это система не отжившая, но действующая еще и в настоящее время и прилагаемая для выполнения серьезной задачи военного образования. В качестве наглядного примера А.Д. Бутовский [2-5, 7] приводит такое замечательное учреждение, как «Жуанвильская школа гимнастики и фехтования, устройству которой и практикуемому в ней обучению отдают справедливость даже крайние противники так называемой атлетической гимнастики».
Именно упомянутые выше причины побудили Бутовского в этом своем труде о телесных упражнениях
во Франции остановиться прежде всего, на военноподготовительных упражнениях. В самом начале главы «Военная гимнастика и фехтование» Бутовский указывает на то, что во Франции для преподавания гимнастики и фехтования в войсках существуют специальные наставления: одно - руководство по гимнастике («Manuel de gymnastique approuve par m. le ministre de la guerre le 26 juillet 1887»), другое - руководство по фехтованию («Manuel d’escrime apporouve par m. le ministre de la guerre le 18 mai 1887» ).
В руководстве (наставлении) по гимнастике упражнения разделены на пять отделов: 1) гимнастика гибкости; 2) прикладная гимнастика; 3) плавание; 4) французский бокс; 5) фехтование на палках и тростях. Как отмечает А.Д. Бутовский, первый из этих отделов предназначается главным образом для молодых солдат; второй и третий отделы обязательны для всех нижних чинов; четвертый и пятый отделы представляют факультативные упражнения, но они, тем не менее, рекомендуются войскам на случай, если недостаток снарядов препятствует надлежащему выполнению второго отдела.
Первый отдел включает в себя упражнения без снарядов, бег, прыжки, упражнения с ружьем.
Второму отделу, который называется «прикладной гимнастикой», придается преобладающее значение среди всех других гимнастических упражнений. Прикладная гимнастика разделяется на две части: 1) упражнения на аппаратах (exercieces aux appareils) и
2) упражнения на портике и его снарядах (exercieces au portique et a ses agres), где словом «appareil» обозначаются снаряды, не входящие в состав «портика» (городка), в том числе горизонтальная перекладина, параллельные брусья, горизонтальная лестница, горизонтальное бревно (длина 10 метров, устанавливается оно на высоте 2 метра и ниже), доска для восстановления, снаряд для прыгания с шестами. «Портик» же (гимнастический городок), всегда строится по одному типу: два столба высотой в 4 метра, находящиеся на расстоянии 6 метров друг от друга, покрыты четырехгранным брусом (шириной 20 см по верхней грани и 25 см по боковым); верхняя грань служит для упражнений в ходьбе, а в нижнюю грань ввинчены крюки для развешивания принадлежащих к портику снарядов (шестов, узловатых и гладких канатов, колец, трапеций).
Третий отдел - курс плавания, которому обучаются все нижние чины, для чего в каждом полку есть специальные учителя - офицеры и мониторы (по-французски moniteur - инструктор, наставник). Курс состоит в обучении плаванию «лягушкой», плаванию на спине и нырянию.
Упражнений, относящихся во французской военной гимнастике к четвертому и пятому отделам (соответственно, это французский бокс и фехтование на палках и тростях), нет ни в немецкой, ни в шведской гимнастике. Как отмечает Бутовский, в том виде, как эти упражнения изложены в наставлении «Manuel de gymnastique» и как они преподаются в Жуанвильской школе гимнастики и фехтования, они очень сложные, представляют собой целые системы единоборства и разработаны как фехтовальное искусство.
А.Д. Бутовский констатирует [2-5, 7], что французская военная гимнастика, хотя она в 90-е годы XIX
32012
■
века уже не представляла собой во всей целостности той системы гимнастических упражнений, которую впервые ввел во Франции в двадцатых годах XIX столетия отставной испанский полковник Франциско Аморос, но, тем не менее, она (эта система) в значительной степени сохранила основной ее характер: преобладание движений, требующих, с одной стороны, силы, быстроты, решительности, с другой - специального навыка, добываемого продолжительным упражнением.
Другое же наставление по физическому воспитанию во французских войсках - «Manuel d’escrime» (руководство по фехтованию) - разделяется на две части: фехтование на шпагах (escrime a l’epee on es-crime pointe) и фехтование на саблях (escrime au sable ou escrime contre-pointe). Оба эти отдела тогда (в 90-х годах XIX века) были обязательными для офицеров всех родов войск французской армии.
Вторую главу своей книги о телесных упражнениях во Франции, озаглавленную «Нормальная школа гимнастики и фехтования», А.Д.Бутовский посвятил, в основном, рассказу о расположенной в 6-7 километрах к востоку от Парижа Нормальной школе гимнастики и фехтования, более известной под именем Жуанвильской школы (по названию находящей по близости деревни Joinville-de-Pont), с работой которой Алексей Дмитриевич, получив соответствующее разрешение, довольно подробно ознакомился.
Нормальная школа гимнастики и фехтования (Ecole normale de gymnastiqu et d’escrime) ведет свое начало от основанной в 1852 году в Париже военной гимнастической школы. Она вначале готовила только учителей гимнастики для войск, а несколько позже в этой школе появилось и отделение фехтования.
А.Д. Бутовский сообщает, что в соответствии с распоряжениями по организации Жуанвильской школы, изданными в 1882 году и опубликованными в «Journal militaire official. Partie reglementaire» [11], «Нормальная школа гимнастики и фехтования имеет предметом образование инструкторов, предназначенных для распространения в частях войск однообразного способа обучения гимнастическим и фехтовальным правилам и упражнениям, а также всему тому, что может иметь связь с этими предметами с точки зрения физического воспитания солдата» [7]. На гимнастическом отделении курс обучения продолжается пять с половиной месяцев, что позволяет ежегодно провести через школу два комплекта учащихся, а на фехтовальном отделении курс обучения - годичный.
На гимнастическое отделение командируются на каждый курс по тридцать подпоручиков пехоты (офицеры в возрасте не свыше 26 лет, способные к телесным упражнениям и к обязанностям инструктора) и нижние чины - по одному от каждого пехотного полка и по два от каждого стрелкового батальона (а в случае надобности - также и от артиллерийских и инженерных частей), наиболее способные к таким занятиям и исключительно те, которые отбывают первый год своей воинской службы. А учащиеся фехтовального отделения - в количестве ста человек на каждом курсе - назначаются корпусными командирами из числа тех нижних чинов, которые на местных конкурсах получили низшую степень учителя фехтования. Как
отмечает Бутовский, «около пяти часов занятий употребляется ежедневно на приобретение технической ловкости в специальных упражнениях, гимнастике и фехтовании», а потому «работу учеников в школе следует признать весьма значительной» [7].
Алексей Дмитриевич указывает на то, что обучение в Жуанвильской школе производится по программам, составленным особо для офицеров-учеников, для нижних чинов гимнастического отделения и для фехтовального отделения.
В программу для офицеров-учеников входят: 1) теоретическая и практическая гимнастика (приготовительные упражнения, французский бокс, упражнения с палкой и тростью, плавание, гимнастика на снарядах); 2) фехтование на шпагах; 3) верховая езда; 4) управление пожарным инструментом; 5) гребля и управление гребным судном; 6) стрельба из револьвера; 7) физиология, анатомия и гигиена; 8) изучение строевого устава; 9) изучение вопросов, относящихся к физическому воспитанию солдата.
Программа для нижних чинов на гимнастическом отделении включает в себя: 1) теоретическую и практическую гимнастику (как и в программе для офицеров); 2) фехтование на шпагах; 3) управление пожарным инструментом; 4) греблю; 5) стрельбу в цель; 6) теоретическое и практическое изучение строевого устава.
А в программу для фехтовального отделения входят: 1) фехтование на шпагах; 2) фехтование на саблях;
3) приготовительные гимнастические упражнения.
Ученики Жуанвильской школы после окончания установленного курса обучения возвращаются в свои воинские части: офицеры - со званием инструкторов, нижние чины - гимнасты - со званием мониторов (топкеиг - наставник), фехтовальщики - со званием мониторов или же тайге d,armes (в переводе с французского - учитель по оружию) - в зависимости от времени, проведенного учеником в школе.
А.Д. Бутовский констатирует [7]: «Разграничение гимнастики и фехтования на совершенно независимые друг от друга отделы составляет исключительную особенность Жуанвильской школы и довольно глубоко коренится во взгляде французов на задачи телесных упражнений и на качества, необходимые учителю. Мы уже об этом говорили: учитель должен быть прежде всего техник. Но техника гимнастическая и техника фехтовальная - две вещи совершенно различные. Человек, посвятивший себя фехтованию, не может быть гимнастом, потому что полная школа французского фехтования требует такой выработанной техники, которая исключает возможность каких-либо других телесных упражнений; кроме того, он и не должен быть гимнастом, потому что акробатические упражнения могут повлиять на безупречную чистоту его фехтовальных приемов. Жуанвильские гимнасты, как мы видели, обучаются еще немного фехтованию, но жуанвильские фехтовальщики проделывают из гимнастики только самые элементарные упражнения (exercices d,assouplissement), и то для того лишь, чтобы размять члены, утомленные продолжительным упражнением с оружием».
Высоко оценивая уровень подготовки в Жуанвильской школе, Бутовский, в частности, пишет в своей
І ПЕДАГОГІКА І та медико-бюлопчш
*---“------------* проблеми ф!зичного
виховання I спорту
книге: «Упражнения в беге с препятствиями в полном походном снаряжении (три раза в неделю, в заключение вечерних занятий), влезание по канату на стену редута в 8 метров высотой, всею массою учеников, тоже в полном снаряжении, их бег по брусу портика, их retablissements1 и упражнения на трапеции, их бокс
- всё это не может не произвести впечатления. Очень много проворства, силы и, если принять во внимание количество выполняемой ими работы, очень много выносливости. В своей гимнастической одежде - парусиновая куртка и шаровары с широким поясом, одноцветным для учеников и полосатым для учителей...
- жуанвильский гимнаст не выглядит человеком атлетического сложения, не поражает чрезмерной мускулатурой, но в сухощавой фигуре его сказывается большая тренировка, подвижность, крепость и цепкость. Лучшие из них - настоящие акробаты на своих снарядах. Можно, пожалуй, заметить, что умелость их есть результат тяжелой и трудной школы, и потому, может быть, порыв, изобретательность, свободное соревнование отсутствуют в их упражнениях. .Ещё более благоприятное впечатление производят фехтовальщики. Тому, кто не видел фехтования в Жуанвильской школе, и именно фехтования инструкторов и chefs de salle2, -трудно себе представить, до какой степени совершенства может быть доведено это искусство. На вольном бое никакого шума, никакой суеты, нет размахов и лязга оружием, ничего грузного; короткий стук слышен только при редких аппелях; все движения эластичны, быстры, и в мало-мальски открытое место наносится верный удар. Когда видишь такое фехтование в первый раз, получается впечатление чего-то необычного, даже чего-то слишком простого, и потом уже начинаешь сознавать, что шпага в таких руках является оружием безусловно опасным. Таковы результаты специализации и настойчивой работы» [Т].
Третий раздел этой своей книги, озаглавленный «Школьная гимнастика», А.Д. Бутовский начал с упоминания о том, как в І820 году отставной испанский полковник Франциско Аморос при содействии муниципальных властей открыл в Париже «нормальную» гражданскую гимнастическую школу. Однако она просуществовала недолго, а дальнейшая деятельность Ф.Амороса обратилась, главным образом, в сторону военной гимнастики, и, как отмечает Бутовский [Т] «с тех пор во Франции не было других попыток образования учителей гимнастики для гражданских заведений».
Франциско Аморос разработал перспективную гимнастическую систему, призванную решать задачи оздоровления, развития мускулатуры, силы и координации в органическом единстве с их военной при-кладностью и отличавшуюся большим разнообразием используемых упражнений. Ф. Аморос разделил их на І5 групп - вольные упражнения, ходьба и бег, метания, различные прыжки, борьба, преодоление препятствий, стрельба, фехтование, верховая езда, танцы и другие, причём эти гимнастические и прочие упражнения характеризовались разнообразием методик их применения на основе знаний по анатомии и физиоло-
1 retablissements - восстановление.
2 chefs de salle - руководитель зала.
гии. А в 1830 году в Париже вышел в свет труд Франциско Амороса «Руководство к воспитанию физическому, гимнастическому и моральному», к которому прилагались 53 таблицы упражнений [9].
Первое министерское постановление об обязательном введении гимнастики состоялось во Франции в 1854 году и относилось только к среднеучебным заведениям, лицеям и колледжам [2-5, 7].
Но после войны 1870 года - продолжает Бутовский, - вместе с некоторыми общими мероприятиями по вопросам образования и воспитания, был выдвинут также и вопрос о телесных упражнениях. При Министерстве народного просвещения была образована «центральная гимнастическая комиссия» для изучения вопросов физического воспитания. ... Первый сильный толчок был дан в начале восьмидесятых годов XIX века. Тогдашний министр народного просвещения Поль Бер, задавшись идеей возвысить патриотический и воспитательный дух французского юношества, предписал обязательное обучение строевым упражнениям и гимнастике во всех мужских учебных заведениях Франции. Для организации этого дела составлен был «комитет гражданского и военного воспитания» [7].
Следствием реализации таких взглядов в этой сфере стало образование так называемых школьных батальонов (как попытки внесения в самых широких размерах строевого обучения и строевых порядков в низшие и средние гражданские учебные заведения. А в 1883-1884 годах во все французские школы были разосланы новые учебники гимнастики и строевого обучения.
Однако, хотя в течение нескольких лет французы очень увлекались школьными батальонами, но мало-помалу общественное мнение охладело к ним. К тому же эти строевые упражнения, «не состоящие ни в какой связи с общим учебным и воспитательным режимом заведения и не поддерживаемые учебным начальством, перестали пользоваться значением и у воспитанников. .Таково было положение школьных батальонов, когда в конце 1887 года была собрана новая комиссия для пересмотра гимнастических программ. Все члены комиссии высказались против строевого обучения в школе.» [7]. Бутовский также отмечает, что во французских школах еще менее, чем строевое обучение, прививалась гимнастика, на которую в школе смотрели как на тягость.
Новому усилению интереса специалистов к этой сфере способствовала проблема, связанная с переутомлением учеников в школах. А.Д. Бутовский пишет о том, что этот вопрос, вызванный статьями таких известных врачей-гигиенистов, как Бруардель, Ланьо, Трела и другие, обратил на себя внимание Парижской медицинской академии. Она - в ответ на запрос Министерства народного просвещения - высказалась в начале 1887 года за настоятельную необходимость уменьшить количество умственных занятий, увеличить время рекреаций и установить правильные ежедневные телесные упражнения для учеников.
И хотя Министерство народного просвещения на разделило всех опасений Парижской медицинской академии и не последовало всем ее указаниям, однако симпатии французского общества склонились больше
в
32012
■
на сторону медицинской академии. А.Д. Бутовский приводит мнение по этой проблеме, высказанное в 1887 году уважаемым во Франции педагогом - директором престижного частного учебного заведения «Ecole Monge» в Париже А. Годаром: «Без сомнения,
- говорил он, - мы ещё далеки от того времени, когда могут быть выполнены реформы, требуемые нашею медицинскою корпорациею. .Между тем, обращаясь к нашим среднеучебным заведениям, нельзя не указать на неоспоримый и для всех очевидный факт, что режим наших колледжей не есть режим наиболее благоприятный физическому развитию наших детей. Наверное, если бы мы были озабочены только их здоровьем и мускульной энергией, мы их подвергли бы совсем другому воспитательному режиму. Итак, чтобы обеспечить за ними культуру ума, мы приносим известную жертву со стороны материального их развития. Настоящий вопрос состоит, следовательно, в том, чтобы определить, в какой мере должна быть приносима эта жертва, чтобы юношество наших колледжей могло в требуемую минуту доставить обществу тот максимум производительности, которого последнее вправе от него ожидать. .Действительно, развитие физическое, умственное, нравственное реагируют друг на друга, и ничего нет труднее, как точно уловить это взаимодействие» [2-5, 7].
В результате дискуссий Министерство народного просвещения уступило требованиям общественного мнения, вследствие чего в октябре 1887 года была образована комиссия для пересмотра гимнастических программ во французских учебных заведениях, в состав которой вошли педагоги, врачи, офицеры, учителя гимнастики, а возглавил комиссию известный учёный, профессор из College de France, доктор Марей.
Среди членов этой комиссии были такие видные специалисты в области физического воспитания, как заведующий лабораторией физиологической станции College de France Жорж Демени и врач из Лиможа доктор Фернан Лагранж.
Как отмечает А.Д. Бутовский [7], Жорж Демени представил на рассмотрение комиссии свою большую работу «Bases de l’education physique dans les ecoles publiques», представляющую собой как бы экстракт из его ежегодных (начиная с 1880 г.) публичных чтений в Cercle de gymnastiques rationnelle, - и сформулировал свои выводы в 69 предложениях, почти без изменений принятых комиссией. А доктор Фернан Лагранж представил доклад «О гимнастике в начальных школах», а затем развил его основные положения в докладе «Гигиена физических упражнений», также оказавшем значительное влияние на решения, принятые комиссией.
А.Д. Бутовский пишет [2-5, 7] и о том, что мысли о тесных упражнениях, высказанные Жоржем Демени и Фернаном Лагранжем (а оба они выдвинули на видное место гигиеническое значение упражнений), легли в основание новой постановки телесных упражнений во французских учебных заведениях.
На первый план выдвигаются естественные упражнения, а их форма, наиболее приближающаяся к требованиям природы, - это игра. Как констатирует А.Д. Бутовский, рассматривая эту проблематику в школьном физическом воспитании во Франции, игры
«представляют, в сущности, метод упражнений, наиболее соответствующий гигиене юного возраста, и не подлежит ни одному из упреков, которые можно сделать гимнастике на снарядах и exercices du р1апЛег3. Игра свойственна всем возрастам. Когда она прилагается к взрослым и юношам, она получает в наши дни название спорта. Упражнения спорта - это те же игры, но в более методической и более утонченной форме; они требуют большего развития мускульной силы, более трудных движений, более долгой выучки» [7].
Фернан Лагранж считал, что упражнениями гигиеническими (и рекреативными), а потому единственно свойственными детскому возрасту, являются только естественные упражнения, т.е. игры - как бы в противоположность упражнениям систематической гимнастики, которые доктор Лагранж ни при каких условиях не признавал пригодными для детей до 13-15-летнего возраста. А. Жорж Демени этот вопрос решал совсем иначе: будучи согласным в том, что физическое воспитание должно быть заключено в благоразумные пределы, он, тем не менее, утверждал, что необходимо умение наилучшим образом пользоваться своими локомоторными органами, а это умение достигается только систематическими упражнениями, т.е. гимнастикой.
Далее А.Д. Бутовский делает выводы [7]: «Сопоставляя взгляды гг. Демени и Лагранжа, мы не можем не видеть в них, в общих чертах, выражение двух крайних направлений в вопросе о телесных упражнениях, - направлений, давно уже практически осуществленных и имеющих каждое своих убежденных приверженцев. Это - шведская гимнастика, настоящая систематическая гимнастика развития, и английские игры. Что это направления крайние, а потому односторонние, и что на практике они не удовлетворяют всем требованиям, какие должны выполнить телесные упражнения как воспитательное средство, - лучшим тому доказательством служит, что в Швеции, наряду с официальной систематической гимнастикой, и к некоторому неудовольствию педагогов-консерваторов, начинают сильно распространяться различные виды спорта; с другой стороны, в Англии, несмотря на то, что школьные игры и школьный спорт составляют ее народную гордость, постепенно и с возрастающей настойчивостью проникают в школу упражнения шведской гимнастики».
А.Д. Бутовский приводит окончательные положения, сформулированные во Франции комиссией по этому вопросу следующим образом [7]: «Есть два метода физического воспитания. Один, который можно назвать классическим, рекомендует гимнастику в собственном смысле слова, состоящую из регулированных движений и упражнений на снарядах. Другой, в сущности более древний, долго остававшийся в забвении, но нашедший теперь убежденных сторонников, выдвигает благодетельное действие свободных игр и упражнений в силе и ловкости, исполняемых на воздухе». «Каждый из этих методов имеет свои выгоды, но который из них, прилагаемый отдельно, недостаточен для достижения предлагаемой цели, состоящей в гармоническом развитии, ради практической пользы,
3 ехегсюеБ ёи р1ап^ег - упражнения на полу.
І ПЕДАГОГІКА І та медико-бюлопчш
*----“--------------* проблеми ф!зичного
виховання I спорту
всех физических и нравственных сил человека». «Истина, как это бывает почти всегда, находится между двумя системами, и решение задачи заключается в заимствовании у каждой из них того, что в них есть наилучшего, в сочетании их и в исключении из них всего лишнего и произвольного» [2-5, 7].
На основании упомянутых выше положений во Франции был разработан учебник, состоящий из двух частей. Первая из них - гимнастические упражнения
- подразделяется на гимнастику развития и прикладную гимнастику. А вторая часть - школьные игры -заключает в себе игры рекреативные и игры гимнастические.
Также Бутовский сообщает, что Демени, много трудившийся в качестве члена гимнастической комиссии во Франции, в конце 1890 года провел несколько недель в Швеции. Судя по составленному им отчету, наблюдения, сделанные Демени в Стокгольмском королевском гимнастическом центральном институте, не остались без влияния на дальнейшее развитие его (Демени) идей о физическом воспитании и выяснили ему, чего недостает еще для совершения реформы этого воспитания во Франции.
Бутовский [2-5, 7] приводит некоторые резюмирующие выдержки из отчета Демени: «Полная система физического воспитания должна бы состоять в следующем:
Надо взять у англичан их гигиену, их рекреации на воздухе, не злоупотребляя во всяком случае состязаниями, в которых всегда участвует только избранное меньшинство.
Надо заимствовать у шведов их педагогическую и эстетическую гимнастику.
Надо сохранить нашу военную гимнастику с ее приложениями почти в том виде, как ее делают в Жу-анвильской школе».
Четвертый раздел рассматриваемого нами труда А.Д. Бутовского «Телесные упражнения во Франции» озаглавлен им - «Школьный спорт». Алексей Дмитриевич, в частности, констатирует [7]: «Идея школьного спорта - идея не новая. Значение игр известного характера часто выставляется на вид педагогами, когда дело идет об английском воспитании. Здесь, во Франции, идея эта исходит не свыше и приводится в исполнение не по предписанию. Убежденные распространители спорта, частные лица и частные общества, основательно изучили это дело на его природной почве, в Англии и в Америке, и много работали над приспособлением игр и упражнений к французской школе и к французскому характеру. Начинания их были встречены вначале с недоверием, высказывались и высказываются опасения и предупреждения, но в течение пяти лет школьный спорт распространяется все шире и шире; он захватил уже многие среднеучебные заведения во Франции и, к добру ли или к худу, там, где он вводится, он заметно отодвигает на задний план систематические телесные упражнения».
В качестве примера А.Д. Бутовский приводит частное учебное заведение «Есо1е Мо^е», руководству которой принадлежит почин организации игр и свободных упражнений на воздухе.
В своем отчете за 1888 год директор «Есо1е Моп-ge» А. Годар отметил, в частности: «Ежедневно опре-
деленная партия наших учеников отправляется на принадлежащих школе омнибусах в Булонский лес и проводит там три часа. Каждый день сотня учеников берет уроки верховой езды. Мы обязаны этим администрации Акклиматизационного сада. Желая популяризировать верховую езду, она предложила нашим ученикам один урок в неделю за четыре франка в месяц. Пока манежи наполнены дебютантами, наши настоящие всадники скачут по аллеям леса. На pelous-es de Madrid трудно было бы узнать наших учеников, занятых игрою в крикет и football. Форменное платье исчезает. Нет больше берета и куртки. В страстной, но в сущности целесообразной беготне мелькают открытые головы, фланелевые рубашки, цветные джерси разных клубов, под предводительством старшин, пользующихся безусловным авторитетом. Придите, господа, посмотреть на это зрелище, и вы сами увидите, что с небольшим запасом доброй воли, умения и авторитета можно внушить нашим ученикам самое живое расположение к свойственным их возрасту играм, и почувствуете ту огромную выгоду, какую можно извлечь из этих упражнений для физической и нравственной гигиены юношества. Мы спустили на большое озеро флотилию из двенадцати четырехвесельных иол, устойчивых и изящных лодок, которыми наши ученики, благодаря своему превосходному профессору, управляют уже с большой ловкостью. Гребля очень понравилась, и мы поощряем ее всеми силами, считая, что нет для юношества лучшего спорта. Эти начинания удостоились высокого внимания: прошедшего 10 декабря наши школьные игры посетил президент республики. Мы счастливы и благодарны за это громкое выражение участия к преобразованию нашего школьного режима» [7].
Примеру «Ecole Monge» последовали и некоторые другие частные школы Франции, первой из них была «Ecole Alsacienne».
Выводы.
Деятельность А.Д. Бутовского во многом способствовала пониманию необходимости использования упражнений для повышения уровня физической подготовки солдат и офицеров французской армии.
Под влиянием таких полезных начинаний при Министерстве народного просвещения этой страны был сформирован Комитет для распространения телесных упражнений в воспитании, возглавляемый видным государственным и общественным деятелем Франции Жюлем Симоном.
К этим инициативам подключились не только частные школы, но и государственные учебные заведения - например, большой лицей «Janson de Sailly», расположенный вблизи Булонского леса.
А.Д. Бутовский отмечает и то, что во Франции распространению спорта способствовали в 80-х годах XIX века также частные атлетические общества. Одно из них - «Союз спортивных обществ Франции»
- основали Жюль Симон и Пьер де Кубертен; основателем другого - «Лиги физического воспитания» -стал Паскаль Груссе, а председателями его были два члена академии наук - Марей и Бертело.
Наиболее активно развивался «Союз спортивных обществ Франции»: основанный в 1887 году, он в 1890 г. включал в свой состав четыре атлетических
32012
■
общества и десять школьных ассоциаций, а в 1892 году - 61 атлетическое общество, в том числе до 40 школьных ассоциаций. Ежегодно «Союз спортивных обществ Франции» организовывал различные национальные, межклубные, межшкольные соревнования и даже международные конкурсы. Другая организация
- «Лига физического воспитания» - проводила ежегодно не менее четырех состязаний [2-5, 7, 9].
В завершение своего труда «Телесные упражнения во Франции» А.Д. Бутовский указывает на то, что «когда между спортом и подвижною «рекреативною» игрою проводится разграничительная линия и когда спорт обособляется как единственный или хотя бы даже преобладающий род тесных упражнений в школе, то, вместе с искусственным подъемом интереса к телесным упражнениям, является возможность некоторых неудобств в воспитательном отношении, которые никак не следует упускать из виду, так как многие из них при этом условии неустранимы. Не стану утверждать, что в некоторых частных случаях это подтвердилось
уже и на практике во французских школах. Спортсменский дух не всегда гармонирует с правильно и трезво поставленными задачами телесного и нравственного воспитания. Я не хочу сказать этим, что упражнения спорта должны быть изгнаны из школы. Я далек от того, чтобы отрицать воспитательное значение атлетических игр. Напротив, они должны распространяться и поддерживаться. Но желательно, чтобы они стояли в самой тесной связи и с рекреативной игрой, и с систематической гимнастикой, составляя с ними одно целое и являясь высшей ступенью телесных упражнений в школе. Тогда вся масса старших учеников будет к ним постепенно подготовлена. Желательно также, чтобы атлетические упражнения были доступны каждому и со стороны их стоимости. Что же касается страстного любительства, искусственно поддерживаемого устройством ассоциаций, состязаниями, призами и пр., то это не единственный и даже не лучший путь для прочной и целесообразной постановки телесных упражнений в школе» [7].
Литература
1. Бубка С. Н. Древнегреческие истоки олимпизма. Физическое воспитание студентов, 2011, №5, С. 3-7.
2. Бутовский А. Д. Телесные упражнения во Франции. Педагогический сборник. 1983. № 2. С. 193-313.
3. Бутовский А. Д. Телесные упражнения во Франции. Педагогический сборник. 1983. № 3. С. 268-291.
4. Бутовский А. Д. Телесные упражнения во Франции. Педагогический сборник. 1983. № 4. С. 417-441.
5. Бутовский А. Д. Телесные упражнения во Франции. Педагогический сборник. 1983. № 5. С. 534-559.
6. Бутовский А. Д. Афины весной 1896 года. Русское образование. М. , 1896. Т. 42. Декабрь. С. 767-797.
7. Бутовский А. Д. Телесные упражнения во Франции. Собрание сочинений: в 4-х т. К. : Олимпийская литература, 2009. Т. 1. С. 24-109.
8. Бутовський О. Д. Вибраш твори. Упорядники В. В. Драга, М. Д. Зубалш. К. : Шчлава, 2006. 240 с.
9. Платонов В. Н., Булатова М. М., Бубка С. Н. Олимпийский спорт: в 2-х т. Под общ. ред. В. Н. Платонова. К. : Олимпийская литература, 2009. Т. 1. С. 195-207.
10. Сутула В. А. Предпосылки формирования в обществе потребности в здоровом образе жизни. Физическое воспитание студентов, 2011, №6, С. 92-95.
11. Энциклопедия олимпийского спорта: в 5-ти т. Под общ. ред. В. Н. Платонова. К. : Олимпийская литература, 2002. Т. 1. С. 75.
Информация об авторе: Бубка Сергей Назарович
[email protected] Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Ул. Физкультуры 1, г.Киев-150, 01680, Украина.
Поступила в редакцию 15.05.2012г.
References:
1 Bubka S. N. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, №5, C. 3-7.
2 Butovskij A. D. Pedagogicheskij sbornik [Pedagogical collection], 1983, vol.2, pp. 193-313.
3 Butovskij A. D. Pedagogicheskij sbornik 1983, vol.3, pp. 268-291.
4 Butovskij A. D. Pedagogicheskij sbornik 1983, vol.4, pp. 417-441.
5 Butovskij A. D. Pedagogicheskij sbornik 1983, vol.5, pp. 534-559.
6 Butovskij A. D. Afiny vesnoj 1896 goda [Athens by the spring of
1896], Russkoe obrazovanie [Russian education], Moscow, 1896, T.42, pp. 767-797.
7 Butovskij A. D. Telesnye uprazhneniia vo Francii [Corporal exercises are in France], Kiev, Olympic Literature, 2009, T.1, pp. 24-109.
8 Draga V. V., Zubalij M. D. Butovs'kij O. D. Vibrani tvori [Butovskiy O. D. Vibrani works], Kiev, Nichlava, 2006, 240 p.
9 Platonov V.N., Bulatova M.M., Bubka S.N. Olimpijskij sport [Olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 2009, T.1, pp. 195-207.
10 Sutula V. A. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, №6, C. 92-95.
11 Platonov V. N. Enciklopediia olimpijskogo sporta [Encyclopaedia of olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 2002, T.1, p. 75.
Information about the author: Bubka S.N.
National University of Physical Education and Sport of Ukraine Physical Education str. 1, Kiev-150, 01680, Ukraine.
Came to edition 15.05.2012.