Научная статья на тему 'Визуальный поворот как переосмысление современного искусства'

Визуальный поворот как переосмысление современного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
717
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / КИНЕМАТОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыльская Тамара Петровна

Статья посвящена проблеме «визуального поворота» в современном искусстве, которая рассматривается на фоне истории развития визуальной культуры в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальный поворот как переосмысление современного искусства»

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^^

Т. П. РЫЛЬСКАЯ

ВИЗУАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ КАК ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена проблеме «визуального поворота» в современном искусстве, которая рассматривается на фоне истории развития визуальной культуры в обществе.

Ключевые слова: визуальный поворот, визуальная культура, современное искусство, кинематография.

Анализ последних тенденций современного искусства показывает, как сильно преобразился наш мир. Появление новых способов выражения в искусстве во многом связано со зрелищностью в широком смысле этого слова. В последние годы в гуманитарной сфере обозначился визуальный поворот, который понимают как «сложное сочетание вербальных и визуальных стратегий, направленное на конструирование (идеологического) "высказывания"» [1], или как «стремление в культурной практике не только рассказать, но и показать, представить в виде образов и населить ими повседневность» [2]. Этот феномен также можно назвать поворотом с)еиствешю-ви^уалъным. поскольку зрелище часто не просто наблюдаемо, но и привлекает к участию в представлении самого зрителя (перфоманс, хэппенинг и др.). В этом отношении подобные формы становятся близки ритуальным обрядовым действам, которые предполагали участие всех членов данного общества (по принципу отсутствия тебя как зрителя, но присутствия тебя как со-теорца).

Подобные изменения связаны также и с тем, что современная публика уже не хочет просто наблюдать. Уровень эмоционального давления, которое ежедневно ощущает современный человек (например, в момент просмотра телевизионных передач), все более возрастает. Поэтому неудивительно, что живописное полотно теперь не производит на него столь же сильного впечатления, как это было несколько веков назад. Зритель нуждается в сильных ощущениях: на современном этапе именно погоня за эмоциями способствует тому, что он становится полноправным участником визуального действа.

Вне всяких сомнений, подобное отношение к визуальности - результат длительного развития отношений, складывающихся между человеком и изобразительной сферой. Как отмечает С. Даниэль, древнее искусство (наскальная живопись в первую очередь) являло собой, скорее, письменную традицию, нежели художественную, так как служило для передачи определенных посланий. В античности произошел перелом в области «живого изображения»; зрительному восприятию стали придавать большее значение. В это же время появляется и театр. Живопись Средневековья ученый назвал «литературой неграмотных» [3], поскольку «изображение истолковывалось как "посредник на пути от зримого к незримому"» [4]. В эпоху Возрождения акцент делался на само уме-

ние видеть, отсюда многочисленные исследования в области оптики. В Новое время появляется проблема зрителя. Искусство этой эпохи существует не просто ради искусства, а ради того воздействия, которое оно оказывает на публику.

Подлинная «визуальная революция» произошла в XIX-XX веках с появлением фотографии (1822), а позже - кинематографа (1895-1896). Сегодня существуют и активно развиваются следующие «визуальные жанры»:

- инсталляция - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов (бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации) [5] ;

- перфоманс - жанр публично создаваемой театральной импровизации, являющий собой синтез театра, музыки, спецэффектов, а также включающий участие публики в экспромтах художника [6];

- хэппенинг - театрализованное представление, ориентирующееся на активное зрительское участие, построенное на импровизации, в отличие от перфоманса не имеющее четкого сценария [7] и др.

Примечательно, что все перечисленные визуальные жанры искусства характеризуются категориями, которые Ролан Барт, говоря о фотографии, обозначил как протяженность и движение [8]. Под протяженностью здесь понимается своего рода перспектива, которая вырисовывается в произведении (временная, зрительная и т. п.); движение в данном случае подразумевает отсутствие любой статики. Форма выступает в качестве объединяющего, скрепляющего фактора.

По мысли Р. Арнхейма, форма - это единственная категория, делающая визуальные сообщения доступными разуму [9], и работа с ней в современном искусстве происходит столь же активно, как и с содержанием произведения. Форма растягивается, делая произведение континуальным, беспрерывным, бесконечным; сжимается, давая возможность зрителю лишь кратко воспринять впечатление от него; «рассыпается» или даже разрушается.

Более того, на сегодняшний день само понятие формы в среде искусствоведов наделяется подчас взаимоисключающими характеристиками. Так, если для Ф. Джеймисона визуальность уже сама по себе является формой, поскольку представляет собой «базовый модус существования совре-

110 "КулътУРная жизнь Юга России "

т 3 (32), 2009

менной культуры <. ..> общий принцип структурирования ее продуктов» [10], то для Ги Дебора «спектакль, взятый в своей тотальности, есть одновременно и результат, и проект существующего способа производства» [11]. В свою очередь, отечественный исследователь С. Даниэль считает, что «форма сама по себе не позволяет судить о значении и назначении произведения. Опора лишь на внешнюю форму <,, .> чревата серьезными заблуждениями» [12].

Наличие указанных разночтений с очевидностью демонстрирует, что визуальный поворот знаменует собой новые коммуникативные рамки, утверждая ценность не только текстуального, вербального, но и визуального. Тотальный характер визуализации сознания подтверждается формированием особой визуальной культуры в среде зрителей, а также появлением специальной терминологии в гуманитарных науках, в первую очередь в философии, культурологии, искусствознании и др.

Литература

1. Дашкова Т. Идеология и кинорепрезентация (любовь и быт в советских фильмах 30-50-х годов) // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. статей / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов, 2007. С. 205-206.

2. Мещеркина-Рождественская Е. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений // Там же. С. 28.

3. Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. СПб., 2006. С. 33.

4. Там же. С. 30.

5. Инсталляция /7 Википедия - свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki%D0%98 %D0%BD%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BB%D 0%BB%D 1 %8F%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F

6. Перфоманс // Там же. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/D0%9F%D0%B5%D 1 %80%D 1 %84%D0% BF%D0% BC%D0%B0%D0%BD%D1%81

7. Хэппенинг // Там же. URL: http:/7ru.wikipedia. org/wiki/%D0%A5 %D 1 %8D%D0%BF%D0%BF%D 0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D%B3

8. Литичевский Г. Ролан Барт. Camera Lucida. Реферативный перевод знаменитого эссе о природе фотографии // Мир фотографии. М., 1989. URL: http://www.photoscope.iatp.by/critic7.html#l.

9. Арнхегт Р. О природе фотографии // Новые очерки по психологии искусства. VI.. 1994. URL: http://www.photoscope.iatp.by/critic8.html#l.

10. Горных А. Повествовательная и визуальная форма: критическая историзация по Фредрику Джеймисону // Визуальная антропология ... С. 413.

11 .Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000. С. 24.

12 .Даниэль С. Искусство видеть ... С. 20.

Т. P. RYLSKAYA. VISUAL TURN AS RECONSIDERATION OF THE MODERN ART

The article is dedicated to problem of «visual tumbling» in modern art which is considered on the basis of the history of the development of the visual culture in society.

Key words: visual tumbling, visual culture, modern art, movie theater.

H. Г. Д0Р0ГАН0ВА

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО УЧИТЕЛЯ

Конкурентоспособность - личностная характеристика, включающая компетентность, мобильность и свидетельствующая о готовности человека к преобразованиям окружающего мира. Уровень конкурентоспособности специалиста определяется качеством профессиональной подготовки.

Ключевые слова: конкурентоспособность, компетентность, мобильность, рефлексия, качество профессиональной подготовки.

Глобальные общемировые процессы и стремительно изменившаяся ситуация в России ставят перед человеком задачи, к решению которых его не готовили ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Успешная деятельность в данных условиях возможна только при наличии определенных поведенческих навыков, черт личности; важнейшей из них является конкурентоспособность.

Внимание к проблеме развития конкурентоспособности современного человека естественно в

быстро меняющемся социуме. Большинство ученых - философов, социологов, психологов - отмечают, что общество объективно поставлено перед новым рубежом своего исторического развития. «Вполне очевидно, что это требует изменить наш подход к человеку, его отношениям с миром. Мы нуждаемся в ином типе человека, способном жить в непрерывно изменяющемся мире» [1].

Для эффективного функционирования в сложном современном социуме важно не просто адаптироваться к среде, усвоив общественные роли и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.